Методическое объединение учителей английского языка Пригородного района
Республика Северная Осетия-Алания
ДОКЛАД
Последовательность методических действий учителя иностранного языка при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ.
Подготовила: учитель английского языка
МБОУ "СОШ с.Ир"
Кулумбегова Нонна
Ир 2022
Основной целью обучения иностранным языкам на современном этапе является формирование иноязычной коммуникативной компетенции, обеспечивающей способность учащихся к межкультурному общению на заданном уровне: 9 класс – А2 (второй уровень знания языка в Общеевропейской системе CEFR (Common European Framework of Reference), системе определения различных языковых уровней, составленной Советом Европы. В повседневной речи этот уровень можно назвать базовым или предпороговым); 11 класс (базовый уровень) – В1 (пороговый уровень), 11 класс (профильный уровень) – В2 (пороговый продвинутый).
Единый государственный экзамен по английскому языку является формой государственного контроля и позволяет установить уровень освоения участниками ОГЭ и ЕГЭ обязательного минимума содержания основного и среднего (полного) общего образования. Основная подготовка учеников к ОГЭ и ЕГЭ ведётся в системе не только в 9-х, 10-11 классах, но типовые задачи следует начинать решать уже с самого начала обучения английскому языку.
Схематически последовательность методических действий учителя иностранного языка по подготовке к сдаче ОГЭ / ЕГЭ можно представить в виде таблицы.
Этап | Название | Содержание деятельности |
Первый | Подготовка учителя | - развитие и совершенствование ОГЭ\ЕГЭ компетентности через самообразование, обучающие семинары, практикумы (изучение методических рекомендаций, ознакомление с КИМами, проработка заданий, ознакомление с анализом типичных ошибок обучающихся) - подборка необходимых материалов для подготовки обучающихся к сдаче экзамена по иностранному языку |
Второй | Подготовка обучающихся | - обучение ИЯ по ОГЭ\ЕГЭ ориентированным УМК - акцент обучения на всех 4-х видах речевой деятельности; - создание справочника «ОГЭ-ЕГЭ» (с грамматическими и лексическими таблицами, списком фразовых глаголов, фраз логической связи, тематических кейсов…, образцами написания личного письма, высказывания с элементами суждения); - ознакомление обучающихся со структурой и содержанием ОГЭ\ЕГЭ, с демоверсиями - рекомендации по выполнению заданий по аудированию, чтению, лексико-грамматическим упражнениям, письму и устной речи; - индивидуальные консультации (раз в неделю); - пробный вариант экзамена ОГЭ\ЕГЭ с последующим анализом и коррекцией; - психологический тренинг-настрой на прохождение итоговой аттестации по иностранному языку. |
Третий | Сдача ОГЭ\ЕГЭ | Анализ и сравнение результатов. Корректировка алгоритма подготовки. |
Рассмотрим содержательную сторону подготовки. Экзамен включает в себя две части: письменную и устную. Сходства и различия в содержании экзаменационных материалов по классам приводятся в таблице.
ОГЭ | ЕГЭ |
ПИСЬМЕННАЯ ЧАСТЬ |
Аудирование |
1. | Прослушав 4 диалога, необходимо сопоставить высказывания с местом действия (одно место действия лишнее). | 1. | Необходимо установить соответствие между высказываниями говорящих и 6 утверждениями (одно лишнее). |
2. | Необходимо установить соответствие между высказываниями говорящих и 5 утверждениями (одно лишнее). | 2. | Прослушав диалог, необходимо отметить верны, ложны или вообще не упоминаются указанные утверждения. |
3. | Прослушав диалог, необходимо выбрать правильный ответ из 3 предложенных. | 3. | Прослушав интервью, необходимо выбрать правильный ответ из 3 предложенных. |
Чтение |
1. | Необходимо установить соответствие между текстами и заголовками (7 текстов / 1 заголовок лишний). | 1. | Необходимо установить соответствие между текстами и заголовками (7 текстов / 1 заголовок лишний). |
2. | Прочитав текст, необходимо определить верны, ложны или вообще не упоминаются указанные утверждения содержанию текста. | 2. | Заполнить пропуски в тексте частями предложений из списка. (1 предложение лишнее) |
| | 3. | Прочитав текст, следует выбрать правильный ответ из трёх предложенных. |
Грамматика и лексика |
1. | Необходимо грамматически изменить слово. | 1. | Необходимо грамматически изменить слово. |
2. | Необходимо изменить слово так, чтобы оно соответствовало содержанию и грамматически и лексически. | 2. | Необходимо изменить слово так, чтобы оно соответствовало содержанию и грамматически и лексически. |
| | 3. | Заполнить пропуски словами из трёх предложенных вариантов. |
Письмо |
1. | Написать письмо личного характера, ответив на 3 вопроса - объём 100-120слов. | 1. | Написать письмо личного характера, ответив на 3 вопроса и задав 3 вопроса по теме - объём 100-140слов. |
| | 2. | Выразить своё мнение по одной из двух предложенных тем - объём 200-250 слов. |
УСТНАЯ ЧАСТЬ |
1. | Прочитать текст. | 1. | Прочитать текст. |
2. | Дать 6 полных ответов на вопросы электронного помощника. | 2. | Ознакомиться с объявлением и задать 5 прямых вопросов. |
3. | Построить монологическое высказывание по теме (время на подготовку 1,5 минуты / время ответа - 2 минуты) из 10-12 предложений. | 3. | Выбрать одно из трёх фото из альбома и описать по плану (время на подготовку 1,5 минуты / время ответа - 2 минуты) в 12-15 предложениях. |
| | 4. | Сравнить две фотографии, следуя плану (время на подготовку 1,5 минуты / время ответа - 2 минуты) в 12-15 предложениях. |
Первым этапом непосредственной подготовки к экзаменам является выполнение пробных заданий из демоверсии, различным сборникам серии «Подготовка к ОГЭ» \ «Подготовка к ЕГЭ», онлайн-тестов, заданий Открытого Банка на выявление основных пробелов и слабых мест, которые впоследствии ликвидируются выполнением соответствующих заданий.
Для основного этапа работы по практике языка в формате ОГЭ / ЕГЭ необходимо подготовить папки-файлы с разного рода таблицами: формы неправильных глаголов, видовременные формы глаголов (активные и пассивные конструкции), списки основных фразовых глаголов с переводом, списки словообразовательных суффиксов \ префиксов, словообразовательную таблицу наиболее часто употребляемых лексических единиц, списки слов – антонимов и синонимов, списки возможных средств логической связи, эмоциональных реплик: слова, фразы начала \ поддержания \ окончания разговора (письменного высказывания), а также создать тематические кейсы с вопросами, фразами на определенную тематику для подготовки устной части экзамена.
Огромное значение для системной подготовки к экзаменам имеет используемый учебник. Он должен содержать востребованные виды заданий, чтобы школьники привыкали к новым форматам и это не вызывало у них непонимания или стресса при сдаче экзамена. УМК О.В. Афанасьевой, по которому ведётся обучение в нашей школе, соответствует требованиям ФГОС и готовит учащихся к сдаче экзаменов. Таким образом, необходимые умения и навыки формируются уже в процессе самих уроков и выполнения домашних заданий, т.е. в процессе освоения школьной программы. Важно дать возможность обучающимся практиковаться в речевой деятельности на иностранном языке. Учителю следует соблюдать на уроке баланс своей речи и речи обучающихся, баланс репродукции и продукции, баланс спонтанной и подготовленной речи, системный подход на всех этапах обучения. В таких условиях – успех гарантирован (конечно, при наличии мотивации и достаточного уровня развития обучающихся).
Хорошим дополнением к базовому курсу английского языка могут служить ОГЭ\ЕГЭ ориентированные элективные курсы или предметы. В нашей школе, для сдающих экзамен, предусмотрено дополнительное количество часов для подготовки, в ходе которой учителем привлекается дополнительные материалы (пособия авторов С.А. Юнёвой, Р.П. Мильруд, онлайн источники: fipi.ru, examiner.ru, quizlet.com, barabook.ru, talkenglish. com).
Рассмотрим основные умения, которые необходимо сформировать во время подготовки учащихся к сдаче итоговой аттестации по основным разделам.
Аудирование.
Успешность процесса осмысления и запоминания воспринятой на слух информации определяется как объективными, так и субъективными факторами. К объективным факторам относятся условия, в которых осуществляется восприятие на слух предъявляемого текста: наличие незнакомых грамматических явлений, незнакомой лексики, темп речи и ее индивидуальные особенности, неповторимость, кратковременность воспринимаемой информации. Субъективные факторы определяются особенностями психики и уровнем сформированности механизмов аудирования (наличие навыков фонематического и речевого слуха, аудитивной памяти, внимания, внутреннего артикулирования, воображения, прогностических способностей восприятия, и мышления), неумение преодолевать трудности во время процесса аудирования.
Особое внимание при подготовке к выполнению заданий по аудированию следует уделять умениям:
– выделять ключевые слова в тексте;
– игнорировать ненужную информацию;
Необходимо научить:
– при определении верности/неверности /отсутствия информации исходить не своего социального опыта, а из содержания текста;
– давать ответ на тестовый вопрос, опираясь на общий смысл, а не на значение отдельного слова;
– выбирать варианты ответов, учитывая использование синонимов.
Чтение.
Для получения высоких тестовых баллов на экзамене и в 9, и в 11 классах при выполнении заданий раздела «Чтение» учащимся необходимо уметь:
– понимать тему в полном объёме;
– извлекать необходимую/запрашиваемую в задании информацию;
– понимать логические связи внутри и/или между частями текста;
– догадываться о значении отдельного выражения по контексту;
– подбирать нужную стратегию в зависимости от цели чтения;
– изменять скорость чтения в зависимости от задания.
Письмо.
Основам письма начинают обучать уже в начальной школе. На этапе сдачи итоговой аттестации необходимо отработать структуру письма (с применением шаблона) и его содержания, при этом уделяя внимание графическому оформлению, средствам логической связи текста, при соблюдении соответствующего объёма высказываний.
При обучении написанию эссе, во-первых необходимо следовать формату сочинения "Моё мнение", где согласно плану необходимо выразить своё мнение во втором абзаце и подтвердить его в заключении. В данном типе сочинения также нужно объяснить, что существует другая точка зрения на данную проблему и объяснить, почему автор не согласен с ней и с аргументами оппонента. А также уделять внимание графической и логической организации текста, разнообразию словарного запаса (использование синонимов и перефраза) и грамматических форм, употреблению распространённых предложений в рамках определённого объёма высказываний.
Говорение.
При подготовке к выполнению задания по чтению вслух следует уделять особое внимание на:
– чёткое произношение окончаний, долгий / кратких звуков, межзубных и фрикативных, губно-губных и губно-зубных согласных, владеть "связующим r";
– расстановку пауз и фразового ударения, нисходящим и восходяшим тонами,
– произносительную норму либо британского либо американского варианта.
На протяжении всех лет обучения следует учить детей давать полные развёрнутые ответы на поставленные вопросы, что облегчит выполнение задания 2 по говорению в 9 классе.
Выполняя задание 3 в формате ОГЭ, а именно составить развёрнутое монологическое высказывание по теме, следует обращать внимание на чёткое следование пунктам плана (не пытаться рассказать топик на тему).
При подготовке к выполнению задания 2 в формате ЕГЭ следует обращать внимание на:
– порядок слов прямого вопроса,
– интонационное оформление различных типов вопросов,
– решение определённой коммуникативной задачи (location - Where is your agency located?), употребление определённого артикля (What are the dental programs?).
При обучении описанию фотографии в задании 3 следует обращать внимание на:
– чёткое следование пунктам плана;
– полным ответам на поставленные вопросы;
– фактическому описанию, а не фантазиям на тему;
– адресность высказывания (I want to show you this photo ...).
При сравнении фотографий в задании 4 следует обращать внимание на
– чёткое следование пунктам плана;
– информативному описанию действий и мест, представленных на фото;
– употребление той же формы глагола при выражении своего предпочтения деятельности (а не картинки), что и в задании (you prefer, you'd prefer, you preferred as a child).
В заключении хотелось бы ещё раз подчеркнуть значимость системно-деятельностного подхода в подготовке к итоговой аттестации учащихся. Хороший результат дает повторительно-обобщающий этап подготовки с подборкой в виде лексико-грамматических таблиц, образцов письменных работ, создание тематических мини-кейсов и объемная практика с использованием демоверсий ОГЭ\ЕГЭ (в печатном виде), а также практика устной речи в режиме on-line.