«Применение инструментов современных образовательных технологий при работе с текстом на уроках русского языка и литературы»
Учитель Жерлицына Наталья Вячеславна.
ГБОУ «Валуйская общеобразовательная школа-интернат»
В наше время ребенок живет в мире электронной культуры. Цифровая школа - наше будущее. Развиваются технологии – изменяются и требования, предъявляемые к содержанию учебного процесса. Меняется и роль учителя, который должен стать координатором информационного потока. Для этого ему необходимо владеть новыми, современными методиками и образовательными технологиями, общаться с учениками на одном языке. Учителя должны не столько давать знания, сколько учить обучающихся самостоятельно находить источники пополнения знаний. Д.А. Медведев в одном из своих выступлений сказал: «… очень важно научиться пользоваться всеми новыми технологиями. Это задача номер один не только для учащихся, но и для учителей – вся переподготовка должна быть ориентирована на использование современных технологий».
Современные образовательные технологии позволяют любому учителю добиваться высоких результатов обучения. Диапазон возможностей цифровых технологий гораздо шире и зависит от фантазии, творчества и технической подготовленности учителя.
Применение современных технологий в преподавании русского языка и литературы повышает мотивацию современного школьника к занятиям, стимулирует его познавательный интерес и повышает эффективность групповой и самостоятельной работы.
Использование современных образовательных технологий на уроках даёт высокие результаты:
- развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность;
- способствует интенсификации учебно-воспитательного процесса, более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации, превращению систематических знаний в системные;
- помогает развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к предмету;
- развивает у учащихся логическое мышление, значительно повышает уровень рефлексивных действий с изучаемым материалом.
Возможности, которые дают цифровые технологии
Автоматическая проверка (экономия времени преподавателя, возможность задавать на дом тренировочные диктанты) ЯКЛАСС, Лернинг апс, Решу ЕГЭ, ОГЭ, ВПР, образовательная платформа Лекта, Единая коллекция ЦОР;
Мультимедийность (возможность вставить в учебник звук, видео, что помогает лучше запомнить материал;
Интерактивность (включение в активную работу одновременно всех учеников группы, что даёт экономию времени). Мы работаем в классе и дома;
Совместная работа группы над проектом (возможность совместно создавать документы, презентации, ментальные карты и т.п. исследовательской группой учащихся);
Статистика ошибок (экономия времени ученика при работе со словарём, экономия времени учителя при анализе ошибок). Пликерс;
Разнообразие (возможность быстро генерировать большое и даже бесконечное количество однотипных упражнений – экономия времени учителя, повышение качества образования для ученика). РЕШУЕГЭ.
Под использованием цифровых технологий учителя часто понимают лишь показ презентаций и обучающих видеороликов, раздачу ссылок на текстовые материалы и компьютерное тестирование. Что ещё можно сделать? А вот смотрите:
показывать быстро меняющиеся словарные слова для зрительного запоминания каждый урок;
предлагать упражнения на сортировку слов, терминов, портретов писателей и т.д. с автоматической проверкой;
предлагать упражнения типа "вставь букву" с автоматической проверкой;
задавать на дом диктанты с записью диктора и автоматической проверкой;
предлагать зрительные диктанты с автоматическим таймером и проверкой;
предлагать интерактивные игры на зрительное запоминание слов, например, "Парочки";
предлагать задания на поиск соответствий (определений и терминов, предложений и схем, слов с одним признаком, названий произведений и писателей);
предлагать ученикам самостоятельно создавать подобные упражнения;
создавать общий текст со множеством гиперссылок при анализе текста (например, в гуглдоках создать файл или презентацию с гипертекстом и ссылками на источники);
создавать общие презентации;
создавать ментальные карты;
создавать профили литературных героев в соцсетях;
создавать хронологические ленты (история литературы);
создавать лендинги - презентации литературных произведений;
создавать слайды с инфографикой по произведениям и авторам;
создавать облака тегов (слова на одно правило, слова произведения, логические задачи);
создавать копилки примеров и списки литературы в гуглдоках;
создавать читательские дневники в блогах;
создавать видеоролики по стихам и коротким рассказам;
создавать учебные мультфильмы;
создавать радиоспектакли;
анализировать тексты с помощью компьютерных программ, подсчитывающих частотные слова и выражения, выделяющих общие элементы в разных текстах и т.п. (очень помогает при анализе мотивной структуры);
работать с электронными обратными словарями для подбора рифм и слов на одно правило;
изучать лексикологию с помощью программ, дающих статистику употребления слова...
Этот перечень можно продолжать и продолжать. Технологии дают возможности, дело за вашей фантазией. Остановимся на некоторых из них.
Сколько времени вам потребовалось бы на организацию зрительного диктанта для всего класса без компьютера? Если давать один вариант на всех, надо заранее написать предложение на доске, закрыть его и последить, чтоб на перемене никто не подсмотрел. На уроке открыть доску, засечь время, снова закрыть, собрать листочки для проверки или надеяться на качественную самопроверку. Максимум можно дать 2 таких предложения, потому что укромных мест на доске ровно два (если доска вообще закрывается). Чтобы раздать каждому свой вариант, надо потратить минут пять, а потом следить, чтоб все перевернули листочки и не списывали. В общем, одна возня, поэтому мало кто использует зрительные диктанты, хотя все понимают, что такая работа очень полезна. Автоматизированный зрительный диктант вместе с проверкой занимает не более 2 минут на одну фразу, причём фраз предлагается огромный набор (презентация).
Вот пример использования гуглкарт. Путеводитель по городу N (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» (8 кл.). Тут и визуализация, и метапредметность, и работа в группах, и использование технологий.
Одним из инструментов для анализа текста является Национальный корпус русского языка.
Сайт представляет собой громадную библиотеку текстов и механизмы для анализа этих текстов. Например, можно быстро найти фразу, которую использовали разные авторы, что очень помогает для сравнительного анализа текстов. Моментально собирается материал для анализа по ключевому слову.
Интересна статистика употребления слов. Можно быстро получить график, который покажет, как изменялась "мода" на то или иное слово в течение столетий. Например, этот график показывает, как устаревал глагол "извольте". График составился за доли секунды.
Большое значение на уроках имеет создание ментальных карт. Запомните новое слово - майндмэппинг. Это удобная и эффективная техника визуализации. Ментальные карты можно применять для фиксации идей, анализа и систематизации информации. Что-то типа создания очень разветвлённого плана, только не в линейной записи. Предлагайте ученикам создавать ментальные карты для закрепления материала. Например, можно устроить конкурс на лучшую карту по видам придаточных предложений или по языковым средствам выразительности.
Легко устроить мозговой штурм на уроке литературы и, используя совместно одну доску, быстро добавить много примеров из текста на заданную тему. Просто шикарно для анализа мотивной структуры произведения. Тут вам и совместная групповая работа, которую требует ФГОС.
Интересной платформой для создания ментальных карт является сайт https://www.mindmeister.com/401212171/_
Карты размещаются на бесконечных досках и могут расширяться в разные стороны. Поэтому не сложно теорию подкрепить многочисленными примерами. Примеры могут быть в прикреплённых файлах, открытых для совместного редактирования. Так вы используете ещё одну технологию. Обычно сервисы создания ментальных карт позволяют добавлять прямо на доску прикреплённые файлы для скачивания, фото и видео. К анализу эпизода можно присоединить отрывок из фильма-экранизации, а ещё лучше - из нескольких фильмов, чтоб возникло поле для сравнения и дискуссий. Стрелки могут показывать сеть очень сложных взаимосвязей блоков. Это существенное отличие от линейного плана.
Чем карта отличается от обычного способа работы с информацией?
Во-первых, информация визуализируется; во-вторых, систематизируется; в-третьих, проще выделить основную идею, которая размещается в центре - проблемный вопрос; в-четвертых, это мыслительный процесс, демонстрирующий индивидуальный способ восприятия. Достоинства сервиса я вижу в том, что он позволяет работать как индивидуально, так и группой, применим в урочной и внеурочной деятельности для учащихся 5 - 12 классов на разных этапах урока, при подготовке к экзаменам. Ментальные карты можно создавать по определенным темам и параграфам учебника, по биографиям поэтов и писателей, по правилам русского языка. Создавая ментальную карту, ученик работает с информацией, перерабатывает ее, самостоятельно изучает учебный и справочный материал. Для создания карты нужно вдумчиво прочитать произведение.
Современные технологии, проектная деятельность, исследовательская, игровая – с их мощью мы должны научить направлять детское любопытство в нужное русло. При работе с текстом использования проектов, как основ формирования УУД ( личностных, коммуникативных) формирует основы исследовательских умений учащихся в рамках внедрения ФГОС. Дети учатся искать, находить, значит, станут успешными. Информационные технологии я стараюсь использовать во вступительном слове, на этапе актуализаций знаний, на этапе контроля, во внеурочное время. Моя задача - учить детей умело обращаться со словом, видеть красоту и богатство русского языка. Современные компьютеры позволяют интегрировать в рамках одной программы тексты, графику, звук, видео клипы.
При изложении новой темы делает урок привлекательным и запоминающимся презентация; на этапе закрепления используется программа - тренажер; при контроле – тестирование, которое помогает учителю сэкономить время, а учащимся – возможность оценивать свои знания.
Использование интерактивных технологий при работе с текстом поэтического произведения способствует формированию культуры эмоционального восприятия. Когда чтение сопровождает трогательная мелодия, а текст на экране читает актер, чтение становится осмысленным, ученику легче определить основную информацию.
За годы работы я поняла, что не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и применении всего того, что ты знаешь, чему учишься. На плечах современного учителя лежит большая ответственность за обучение и воспитание подрастающего поколения, граждан нашей страны и конечно он не может позволить себе отставать от современных веяний времени, модернизации. И от того какими мы будем сегодня, какими будут наши уроки в какой-то степени определяется наше будущее.
Я считаю, применение современных образовательных технологий необходимым инструментом при работе с текстом на уроках русского языка и литературы, так как они способствуют совершенствованию практических умений и навыков, позволяют эффективно организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения, повышают интерес к урокам, активизируют познавательную деятельность учащихся, осовременивают урок.
Древняя китайская пословица гласит: «Расскажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне попробовать, и я научусь». Эти замечательные слова как нельзя лучше разъясняют новые возможности самостоятельной учебной работы при использовании цифровых образовательных ресурсов.