СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему «Развивающие игры, дидактический инструментарий, тренажеры, используемые в работе с учеником 1 дополнительного класса надомной формы обучения»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на педагогическом совете школы, посвещен работе с детьми с ТМНР. В нем представлена работа с учеником 1 дополнительного класса с использованием дидактических игр и тренажеров, в том числе и созданных своими руками.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему «Развивающие игры, дидактический инструментарий, тренажеры, используемые в работе с учеником 1 дополнительного класса надомной формы обучения»»

«Развивающие игры, дидактический инструментарий, тренажеры, используемые в работе с учеником 1 дополнительного класса надомной формы обучения Д.С.»

Ученик 1 дополнительного класса надомной формы обучения

Ребенок испытывает потребность в уходе и присмотре. Необходимый объем помощи со стороны окружающих: полный, постоянный. По заключению ПМПК выявлены особенности, свойственные детям с нарушением опорно-двигательного аппарата, легкой умственной отсталостью с выраженным интеллектуальным недоразвитием, обусловленными детским церебральным параличом. Системное недоразвитие речи тяжелой степени. Двойная тугоухость. Мальчику рекомендовано обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе со сложной структурой дефекта: нарушение опорно-двигательного аппарата, тяжелые множественные нарушения развития (вариант 2).

Характеристика на момент поступления:

Особенности коммуникации: Обращённую речь понимает на узко - бытовом уровне, понимает назначение предметов повседневной жизни, реагирует на своё имя. На контакт идет легко, в общении проявляет заинтересованность и доброжелательность.

Уровень развития эмоционально-волевой сферы ниже возрастной нормы. Волевая сфера характеризуется слабостью собственных намерений, побуждений, большой внушаемостью. В работе предпочитает легкий путь, не требующий волевых усилий. В деятельности часто наблюдается подражание, импульсивные поступки. Отсутствует самостоятельность, целеустремленность, инициативность.

Работоспособность низкая, утомляемость высокая.

Общая и мелкая моторика: Мальчик самостоятельно  передвигается на четвереньках, слабо развиты хватательные функции правой руки. Карандаш, ручку удерживает с трудом и на короткое время. Ведущая рука правая.    Плохо ориентируется в тетради, даже с помощью взрослого, не различает пространственные отношения. Наблюдаются нарушения координационных способностей (точность движений, ритм), отмечается напряжённость, скованность, слабая регуляция мышечных усилий, тремор, усиливающийся с возрастанием нагрузки, связанной с точными движениями при письме.

Внимание ниже возрастной нормы, характеризуется малой устойчивостью, трудностями распределения, замедленной переключаемостью, низким объемом внимания, быстрой утомляемостью, сонливостью.

Память механическая, малый объем, перевод информации в долгосрочную память затруднен.

Мышление: обобщение, анализ, синтез осуществляет только с помощью учителя и по средствам прямого показа.

Речь: Произносит отдельные слоги (ба, ма, ля.). Звукоподражание на стадии формирования. Активно использует невербальные средства общения: мимику, жесты, позу.

На свое имя реагирует, себя и членов семьи на фото показывает различает.

Ориентировка в пространстве: в пространстве дома и двора ориентируется хорошо.

Сенсорное развитие: восприятие предметов и явлений окружающего мира на стадии формирования.

Элементарные математические представления: Д. научился считать предметы до пяти штук и показывать их количество на пальцах, порядковый счет до 5-ти на стадии формирования, количество с цифрой не соотносит, цифры не различает. Мальчик умеет собирать пазлы, состоящие из 3-4 частей, различает и показывает цвета (красный, синий, желтый), различает и показывает геометрические фигуры (круг, овал, треугольник).

Навыки предметно-практической деятельности на стадии формирования. Учебное поведение на стадии формирования, Д. понимает, что на уроке необходимо сидеть и слушать учителя, но продуктивная деятельность составляет около 3-5 минут. Требуется постоянная смена деятельности и постоянный контроль, и помощь педагога.

Понимание инструкции: Дима внимательно слушает инструкцию педагога и старается правильно выполнять задание. Но при объяснении педагог использует невербальные средства общения и прямой показ того, что нужно сделать.


Обучение данного ребенка проводилось с использованием дидактических игр и тренажеров, так как применение дидактических игр и упражнений повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка. 

Благодаря разнообразному и яркому дидактическому материалу, предлагаемому ребенку (о котором я уже рассказывала на прошлом педсовете), за время обучения наблюдается положительная динамика в развитии:

Повысилась работоспособность до 10 минут при занятии одной деятельностью.

С помощью дидактических тренажеров: «Геоборд», различного рода шнуровки, материала с вкладыванием, укладыванием, нанизыванием, открыванием и т.п.. Произошли изменения в развитии мелкой моторики рук: повысилась точность движений, улучшилась координация движений. Научился удерживать ручку, карандаш и кисточку, работать ими, научился выполнять обводку, раскрашивать.

Проявляет интерес к творчеству: научился работать с ножницами и выполнять аппликационные работы.

Научился произносить звуки А,О,У,М. Увеличился словарный запас: бабуля, Аня, да; произносит первые слоги имен родственников: Ви-Вика, Лё-Лёша и т.д. Научился говорить «Я», ударяя при этом себя в грудь рукой, показывает на себе части тела и лица.

Дифференцирует основные геометрические фигуры, различает цифры от 1 до 5, соотносит количество с цифрой в пределах 5-ти, осваивает порядковый счет. Классифицирует фигуры по форме, размерам. Классифицирует и обобщает материал по лексическим темам: игрушки, птицы, животные, фрукты, части тела. Распознает и показывает цвета: красный, желтый, оранжевый, синий, зеленый, белый, черный. Адекватно подбирает цвет краски или карандаша для заданного предмета (для солнца берет желтый, для травки – зеленый и т.д.).

Мальчик очень хорошо справляется с такими играми, как «Угадай по тени», «Заплатки», «Найди фрагмент», «Чередование фигур» всевозможные лото, что говорит об активном развитии логического мышления, внимания, зрительной памяти, речи, навыка группировки, формирования знаний об окружающем мире, формировании геометрической зоркости.

Таким образом, использование развивающих дидактических игр оказывают не только учебную, но и в большей степени коррекционно-развивающую функцию. А также помогает избежать механического запоминания и воспроизведения материала.