СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ДОКЛАД на тему: «СПТ, формы, методы, результат»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

СПТ, формы, методы, результат.

Впервые практика СПТ (со­циально-психологического тренинга) начала складываться в США после Второй мировой войны. Считается, что она выросла из кон­цепции групповой терапии, разработанной Т. Бурроу в 1920-е гг. Он предположил, что эмоциональные нарушения являются след­ствием нерешенных проблем в сфере межличностных отношений и что возможность изжить их в группе гораздо более эффективна. Основой для личностной коррекции выступает участие в группо­вой терапии, когда неадекватное представление участника о себе, о стиле своего общения и взаимодействии с окружающими, отра­жаясь в восприятии других членов группы, позволяет увидеть про­тиворечивость своих отношений с другими (искаженность своих представлений о себе и других в ситуации общения).

Просмотр содержимого документа
«ДОКЛАД на тему: «СПТ, формы, методы, результат»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«САЛИКСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ КУРБАНОВА ЯКУБА ДЖАМАЛОВИЧА»


Адрес: с.Салик, ул. Школьная, 9 Телефон: 8 964 0033668

Сайт: https://s1sal.siteobr.ru Электронный адрес: salikDR_01_30@mail.ru









ДОКЛАД


на тему:

«СПТ, формы, методы, результат»




Автор: педагог-психолог

МБОУ «СаликскаяСОШ»,

Дербентский район,

Маммаядтаева К.Г.













Салик – 2019 г.


СПТ, формы, методы, результат.

Впервые практика СПТ (со­циально-психологического тренинга) начала складываться в США после Второй мировой войны. Считается, что она выросла из кон­цепции групповой терапии, разработанной Т. Бурроу в 1920-е гг. Он предположил, что эмоциональные нарушения являются след­ствием нерешенных проблем в сфере межличностных отношений и что возможность изжить их в группе гораздо более эффективна. Основой для личностной коррекции выступает участие в группо­вой терапии, когда неадекватное представление участника о себе, о стиле своего общения и взаимодействии с окружающими, отра­жаясь в восприятии других членов группы, позволяет увидеть про­тиворечивость своих отношений с другими (искаженность своих представлений о себе и других в ситуации общения).

В дальнейшем идеи Т. Бурроу развивались как в теоретическом, так и практическом аспектах, а область применения расширялась и нашла практическое воплощение в обучении менеджеров и упра­вляющих, руководящих работников бизнеса и промышленности с целью обучения техники контакта с людьми. Формы работы раз­нообразились и получали соответствующие названия: «группы са­моанализа» (США), «группы встреч» в рамках гуманистической психологии, «Т-группы или группы лабораторного тренинга» в русле школы групповой динамики.

Среди основных целей, реализуемых, например, в Т-группах, отечественный психолог Л. А. Петровская выделила [39]:

1. Возрастание самосознания участников, связываемое с получением сведений относительно того, как другие воспринимают поведение каждого члена группы СПТ.

2. Увеличение чувствительности к характеру взаимоотношений в группе, поведению других, связанное с восприятием более полного ряда коммуникативных стимулов, получаемых от других людей.

3. Развитие навыков вести себя с окружающими в манере сотрудничества и зависимости, а не в понятиях авторитарности и иерархии.

Цели, задачи и принципы СПТ.Если вопрос стоит о проведе­нии собственно СПТ, то его основная цель — повышение компе­тентности в сфере общения.

Если же СПТ связан с профессиональной подготовкой обуча­емых в социальной системе взаимодействия, т.е. общение обус­ловлено спецификой профессии, то цель его определяется исходя из этой специфики.

Главная цель конкретизируется решением ряда задач.

1. Приобретение знаний в области психологии личности, груп­пы, общения.

2. Приобретение умений и навыков профессионально ориен­тированного общения. Например, умение правильно построить деловую беседу, выслушать и понять собеседника, установить с ним контакт, умение участвовать или руководить дискуссией и т. п.

3. Коррекция, формирование и развитие установок, необхо­димых для успешного общения.

4. Развитие способности адекватно и полно воспринимать, и оценивать себя и других людей, а также взаимоотношения, скла­дывающиеся между людьми.

5. Коррекция и развитие системы отношений личности.

Эффективность занятий в группах СПТ зависит от того, как будут реализовываться специфические принципы.

Принцип равенства позиции. Во-первых, он означает пересмотр отношений между преподавателем и обучаемым. В СПТ руководи­телю занятия отводится роль не непререкаемого авторитета, а роль «катализатора», способствующего развитию мышления и получе­ния нового знания. При этом руководитель и сам выступает в рав­ной со всеми членами группы позиции, участвуя в решении задач. Во-вторых, равенство позиций предполагает и партнерские отно­шения всех членов группы, признание ценности каждого, его интересов и принятие друг друга. Наконец, принцип равенства означает, что каждый участник тренинга становится поочередно как бы руководителем, лидером конкретной ситуации общения.

Принцип активности. Он означает обязательную вовлеченность в занятие всех без исключения членов группы. Такая возмож­ность вытекает из первого принципа, когда каждому предостав­лено право продемонстрировать себя, а свои действия и мысли сделать предметом анализа всей группы. На этой основе осуще­ствляется проверка адекватности действий и коррекция в случае необходимости.

Перенос «центра тяжести» с фигуры преподавателя на самого обучаемого позволяет активизировать мотивационно-потребностную сферу личности. Данный принцип может быть изложен в виде правила: «Будь активен и ты узнаешь себя!»

Принцип обратной связи. Он подразумевает открытое, аргумен­тированное и конструктивное высказывание всеми членами груп­пы по поводу различных ситуаций, которые возникают в ходе выполнения заданий.

Реализация данного принципа позволяет каждому участнику СПТ сформировать адекватный образ себя и другого, создает воз­можность для соответствующей коррекции. Это уникальная воз­можность «увидеть себя глазами других». Высказываемая членами группы информация становится основной для размышления, что, в свою очередь, создает предпосылку для самокоррекции уже имеющихся навыков общения.

Для реализации принципа обратной связи требуется соблюде­ние ряда условий: а) описательный характер обратной связи; б) неотсроченность обратной связи; в) конкретность высказывания, т.е. его принадлежность к конкретному поведению; г) высказыва­ние по поводу таких свойств личности, которые реально могут быть изменены.

Руководитель может установить правила, как давать обратную связь:

говорить кратко;

говорить конкретно, по существу;

говорить то, что чувствовал.

Правила приема обратной связи:

слушать внимательно;

можно запрашивать дополнительную информацию;

не объяснять своего поведения.

Средствами подачи обратной связи могут выступать:

аудиозапись;

видеозапись;

установленный алгоритм наблюдения за ситуационно-роле­выми приемами и групповыми дискуссиями;

тестирование;

проведение упражнений в парах;

личное поведение руководителя занятий, задающего модель обратной связи.

Принцип доверительности общения в группе, Он позволяет со­здать элемент доверия, чувство общности и причастности к миру другого человека. От соблюдения этого принципа во многом зави­сит обучающий эффект тренинга.

Принцип закрытости группы. Заключается в сохранении участ­никами тренинга информации друг о друге, которая не должна выноситься за пределы группы.

Комплексная реализация перечисленных принципов группо­вой работы позволяет достичь указанной цели СПТ. Однако сами по себе они не дадут нужного результата без соответствующей подготовки руководителя и стратегии проведения тренинга.

Базовые методы СПТ

Несмотря на разнообразие конкретных упражнений, приемов и техник,

используемых в тренинговой работе, принято выделять несколько базовых методов

тренинга. К таким базовым методам традиционно относят:

1. групповую дискуссию;

2. игровые методы;

3. психогимнастические упражнения.

Кроме того, выделяют релаксационные аутотренинговые и медитативные

упражнения.