МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Колледж экономики и предпринимательства» г.Буйнакск
ДОКЛАД на тему:
УПРАВЛЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ НА УРОКЕ.
Подготовила: Магомедова Зухра Адиковна
Преподаватель экономических дисциплин
2023 ГОД
Свой доклад хочу начать словами К.Ушинского :
“Учение, лишённое всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к учению, а учение, основанное только на интересе, не даёт возможности окрепнуть самообладанию и воле ученика, так как всё в учении интересно и необходимо брать силою воли”
То есть, чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Чем труднее учителю, тем легче ученику.
Активизация познавательной деятельности обучающихся была и
остаётся одной из важных проблем педагогики.
Всё большее значение в жизни приобретают коммуникативные умения, способность к моделированию ситуаций, приобретению опыта ведения диалога, дискуссий, приобщению к творческой деятельности. В то же время наблюдается снижение интереса студентов к обучению, интеллектуальная пассивность.
Каждый педагог хочет привить любовь и интерес к своему предмету.
Успешность учебной деятельности, качество образования зависит от внутренней мотивации обучающихся.
Успех обучения студента во многом определяется стремлением их к познанию, осознанным и самостоятельным приобретение знаний, умений и навыков, их активностью. Активизация познавательной деятельности требует от преподавателя умелого руководства ею, понимания целесообразности применяемых форм, методов и средств обучения, о чем и пойдет речь в данном докладе.
Обучение - самый важный и надежный способ получения образования, специфический процесс познания, управляемый педагогом. Именно направляющая роль преподавателя обеспечивает полноценное усвоение студентами знаний, умений и навыков, развитие их умственных сил и творческих способностей.
Познавательная деятельность - это чувство восприятия, теоретического мышления и практической деятельности, осуществляемая во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений студентов.
Обучение студентов не должно сводится к механической «передаче» знаний, умений и навыков, необходимо взаимодействие
педагоги и студенты, преподавание и учение. Отношение к учению преподавателя у студента обычно характеризуется активностью.
В структуре активности выделяются следующие компоненты: готовность выполнять учебные задания;
стремление к самостоятельной деятельности;
сознательность выполнения заданий;
систематичность обучения;
стремление повысить свой личный уровень и другие.
Познавательная активность и самостоятельность неотделимы друг от друга: более активные студенты, как правило, и более самостоятельные; недостаточная собственная активность студента ставит его в зависимость от других и лишает самостоятельности.
Управление активностью студентов называют активизацией.
Под активизацией учебной деятельности понимается целеустремеленная работа преподавателя, направленная на разработку и использование такого содержания, форм, методов, приемов и средств обучения, которые способствуют повышению интереса, активности, творческой самостоятельности студентов в усвоении знаний, формировании умений и навыков, применения их на практике.
Наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых студенты сами должны:
отстаивать свое мнение;
принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;
ставить вопросы своим товарищам и преподавателям;
рецензировать ответы товарищей;
оценивать ответы и письменные работы товарищей;
заниматься обучением отстающих;
объяснять более слабым студентам непонятные места;
самостоятельно выбирать посильное задание;
находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы);
создавать ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий;
решать познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения.
Творческая активность студента – это стремление проникнуть в сущность изучаемых вещей и явлений, способность вносить элементы новизны в способы выполнения учебного задания, является высшим уровнем активности. Ее развитие тесно связано с активизацией учебной деятельности студента, которую осуществляет преподаватель.
В своей работе преподаватель может использовать следующие основные факторы активизации познавательной деятельности:
профессиональный интерес;
состязательность,
творческий характер учебно-познавательной деятельности;
игровой характер проведения занятий, эмоциональное воздействие.
Учитывая эти факторы, можно безошибочно активизировать деятельность студентов, так как различный подход к занятиям вызовет интерес к ним, студенты будут с радостью идти на уроки, так как предугадать преподавателя не возможно.
Для более успешной реализации принципа активности в обучении преподаватель может использовать такие способы как:
1) опираться на интересы студентов и одновременно формировать мотивы учения, среди которых на первом месте выступают познавательные интересы, профессиональные склонности;
2) включать студентов в решение проблемных ситуаций, проблемное обучение, в процесс поиска и решения научного и практических проблем;
3) использовать дидактические игры и дискуссии;
4) использовать такие методы обучения, как беседа, пример, наглядный показ;
5) стимулировать коллективные формы работы, взаимодействие студентов в учении.
Уверена, что показателем педагогического мастерства преподавателя является степень активности студентов. Считаю, что в преподавании нужно использовать активные методы обучения, те, которые максимально повышают уровень познавательной активности студентов, побуждают их к старательному учению.
Так, учитывая все указанные факторы, с помощью оптимального сочетания инновационных и традиционных методов обучения можно успешно решить задачу активизации познавательной и творческой деятельности студентов.
Считаю, что успех в работе по активизации познавательной деятельности в значительной степени зависит от характера взаимоотношений преподавателя и студентов. Положительный результат будет только в том случае, если эти отношения будут носить позитивный характер взаимного понимания и уважения.
Активизация познавательной деятельности обучающихся была и остаётся одной из важных проблем педагогики.
Всё большее значение в жизни приобретают коммуникативные умения, способность к моделированию ситуаций, приобретению опыта ведения диалога, дискуссий, приобщению к творческой деятельности. В то же время наблюдается снижение интереса детей к обучению, интеллектуальная пассивность.
Каждый педагог хочет привить любовь и интерес к своему предмету.
Для того, чтобы у детей развивался интерес к творческой деятельности, активизировалась познавательная деятельность необходимо использовать наиболее активные формы, средства и методы обучения. Активизации познавательной и творческой деятельности способствует исследовательская деятельность.
Аспекты методики познавательного интереса включают три момента:
привлечение обучающихся к целям и задачам занятия;
возбуждение интереса к содержанию повторяемого и вновь изучаемого материала;
включение обучающихся в интересную для них форму работы.
Г.И. Щукина указывает на то, что интерес выступает «как мощный побудитель активности личности, под влиянием которого все психические процессы протекают особенно интенсивно и напряженно, а деятельность становится увлекательной и продуктивной».
Уровни развития познавательного интереса у детей одного и того же возраста могут быть разными. Познавательный интерес начинается с элементарного любопытства. Впоследствии он может перерасти в любознательность, а на высшей ступени развития - в привычку к систематическому труду.
Возникновение и развитие познавательного интереса и активизация познавательной и творческой деятельности обучающихся способствует прежде всего вовлечению ребенка в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решает задачи проблемного характера.
Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для детей.
Слишком легкий и слишком трудный материал не вызывают интереса. Обучение должно быть трудным, но посильным.
Яркость изучаемого материала, эмоциональная реакция и заинтересованность самого преподавателя с огромной силой воздействуют на ребенка, на его отношение к занятию.
Для проявления исследовательской деятельности необходимы следующие условия:
создание атмосферы сотрудничества и доброжелательности в группе;
создание “ситуации успеха” для каждого ребенка;
включение обучающегося в активную деятельность, коллективные формы работы;
использование элементов занимательности, нестандартности при изучении материала;
использование проблемных ситуаций;
практико-ориентированная направленность изучаемого материала.
Наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых обучающиеся сами должны:
отстаивать свое мнение и принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;
ставить вопросы своим товарищам и преподавателям, рецензировать ответы других детей;
заниматься обучением отстающих и объяснять более слабым обучающимся непонятные моменты;
самостоятельно выбирать посильное задание и искать варианты решения исследовательской задачи;
создавать ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий и др.
Можно утверждать, что технологии самостоятельной исследовательской деятельности имеют в виду, прежде всего, повышение активности обучающихся: истина, добытая путем собственного напряжения усилий, имеет огромную познавательную ценность.
Методы обучения:
самостоятельный поиск необходимой информации;
метод проектов;
тестирование;
овладение разными обучающимися разного материала;
творческая деятельность в процессе обучения: дискуссия, самостоятельное создание продуктов труда, воображения, работа над исследовательскими проектами и др.
эвристическая деятельность: “мозговой штурм”, “мозговая атака”, ТРИЗ и др.;
метод инверсии: решение творческой задачи с помощью анализа и синтеза, конкретного и абстрактного;
метод эмпатии (метод личной аналогии);
проблемное обучение.
Особый интерес обучающихся вызывает использование информационных технологий (презентация, интерактивная доска, видеоматериалы, учебный фильм и др.).
Такая наглядность способствует детям значительно ярче и глубже осознать важность и значимость изучаемых вопросов и поэтому относятся к ним с большим интересом.
С активностью непосредственно сопрягается еще одна важная сторона мотивации обучения детей - это самостоятельность, которая связана с определением объекта, средств деятельности, её осуществления самим детьми без помощи преподавателя. Познавательная активность и самостоятельность неотделимы друг от друга: более активные дети, как правило, и более самостоятельные; недостаточная собственная активность обучающегося ставит его в зависимость от других и лишает самостоятельности.
Образовательный процесс может быть организован преподавателем пассивно и активно.
Пассивно управляемым процессом считается такой его способ организации, где основное внимание уделяется формам передачи новой информации, а процесс приобретения знаний для обучающихся остается стихийным. В этом случае на первое место выступает репродуктивный путь приобретения знаний.
Активно управляемый процесс направлен на обеспечение глубоких и прочных знаний всех обучающихся, на усиление обратной связи. Здесь предполагается учет индивидуальных особенностей детей, моделирование образовательного процесса, его прогнозирование, четкое планирование, активное управление обучением и развитием каждого обучающегося
Новые технологии самостоятельного обучения имеют в виду, прежде всего повышение активности обучающихся: истина, добытая путем собственного напряжения усилий, имеет огромную познавательную ценность.
Успех обучения напрямую зависит от отношения обучающихся к предмету, их стремлению к познанию, осознанному и самостоятельному приобретению знаний, умений и навыков, и, конечно, их активностью.
Преподаватель может безошибочно активизировать деятельность обучающихся.
Для этого необходимо применять не однообразный, а различный подход к занятиям. Это прежде всего вызовет у детей интерес к занятиям, на которые они будут с радостью идти, так как предугадать преподавателя будет не возможно.