СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему: «Вклад зарубежных и ответственных педагогов-психологов в развитие коррекционной и специальной педагогики»

Нажмите, чтобы узнать подробности

ролт

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему: «Вклад зарубежных и ответственных педагогов-психологов в развитие коррекционной и специальной педагогики»»


Министерство образования, науки и молодежной

Политики Краснодарского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Краснодарского края

«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

















Доклад на тему: «Вклад зарубежных и отечественных педагогов-психологов в развитии коррекционной и специальной педагогике»









Подготовила

студентка Ш-42 группы

Финько Валерия

















Ейск,2024



Отечественный педагог

Скороходова Ольга Ивановна.

Скороходова Ольга Ивановна родилась в 1911 г. в селе Белозерка близ Херсона. Мама подрабатывала в семье священнослужителя, а отец, призванный в армию во время Первой мировой войны, в семью не возвратился. В 8-летнем возрасте девочка переболела менингитом и полностью потеряла сначала зрение, потом слух и частично речь. Целыми днями Оля жила в одиночестве, в полной тишине и темноте, пока мать была на работе. Еще тяжелее стало, когда мать заболела туберкулезом и слегла. Слепоглухой девочке пришлось взять на себя все заботы. Вскоре мать умерла. Осенью 1922 г. Херсонский отдел народного образования направил Ольгу Скороходову в одесскую школу для слепых детей. В 1925 г. Ольга была переведена профессором И. А. Соколянским в организованную им Харьковскую школу-клинику слепоглухих.

И.А. Соколянский поставил задачу как можно раньше научить слепоглухого подростка рассказывать о себе и своих переживаниях. Он приступил к попыткам получить результаты самонаблюдений еще в то время, когда она плохо писала. Все происходившее с девочкой в повседневной жизни фиксировалось ею в дневниковых записях изо дня в день. Умение наблюдать и умение записывать развивались параллельно. Работа над речевым развитием Ольги Скороходовой продолжалась все время ее пребывания в Харьковской школе-клинике и состояла из постоянного возвращения к уже сделанным ранее дневниковым записям и их редактированию. Свои наблюдения она вела совершенно самостоятельно и только в уже записанном виде показывала их педагогу, но только для ознакомления, а не для исправления точности самого факта либо его письменного оформления. Окончив среднюю школу по специальной программе, Скороходова решила продолжить учёбу и мечтала поступить в Ленинградский педагогический институт, но началась война. После освобождения Харькова в 1944 г. Ольга Ивановна переезжает в Москву, где в Научно-практическом институте специальных школ работает Иван Соколянский. Скороходову зачисляют в Институт дефектологии.

В 1947 г. Скороходова опубликовала свою первую книгу, основанную на дневниковых записях «Как я воспринимаю окружающий мир». В ней автор очень тонко описала разнообразные виды чувствительности, свойственные людям без слуха и зрения: осязание, температурные и вкусовые ощущения, вибрационное чувство, обоняние.

Особенный интерес вызывают записи, в которых Ольга Ивановна, анализируя свои ощущения, попутно стремится понять и описать впечатления людей, способных видеть и слышать окружающий мир. Самонаблюдения писательницы наглядно показали, что знания, которыми насыщается человек, могут существенно расширять границы переживаемого им мира. Вышедшая книга в полной мере продемонстрировала читателю процесс духовного роста человека, вынужденного жить в абсолютной темноте и подавляющей тишине.

В конце 1947 г. президиум Академии педагогических наук РСФСР присудил О.И. Скороходовой за ее книгу первую премию и медаль К.Д. Ушинского. Вторая премия и медаль была присуждена И.А. Соколянскому за педагогическую работу в области слепоглухонемоты.

В 1948 г. Ольга Ивановна стала научным сотрудником Научно-исследовательского института дефектологии АПН СССР (сейчас: Институт коррекционной педагогики РАО) и начала заниматься вопросами психологии и развития слепоглухонемых людей. Своей главной целью она видела борьбу с предрассудками в обществе, ей хотелось доказать, что люди с инвалидностью – не обязательно иждивенцы, они могут быть полноценными членами общества, но им нужны хорошее образование и хорошие учителя. В 1954 г. книга была дополнена второй частью и опубликована под названием «Как я воспринимаю и представляю окружающий мир». С небольшими изменениями она была переиздана в 1956 г. В предисловии к книге И.А.Соколянский описал многолетнюю систему работы с Ольгой по обучению ее наблюдать и записывать эти наблюдения.

В 1961 г. Ольга Ивановна защитила диссертацию и получила степень кандидата педагогических наук по психологии.В 1972 г. выходит из печати труд Скороходовой «Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир», собравший воедино все ее книги, статьи и стихи разных лет. Он был признан крупным вкладом в отечественную психологическую и педагогическую науку. Ольге Ивановне присуждается Первая премия Академии педагогических наук. В мировой литературе монография Скороходовой — это единственное произведение, в котором автор, лишенный зрения и слуха, не только описывает свои психологические функции на разных стадиях онтогенеза, но и глубоко их анализирует. Этот научно-исследовательский труд написан в оригинальной форме — автобиографические материалы, дневниковые записи, воспоминания, стихи...

В 1974 г. за большие заслуги в области специальной педагогики и многолетнюю плодотворную деятельность по обучению и воспитанию детей с нарушением слуха и зрения Скороходова была награждена Орденом Трудового Красного Знамени.

О.И. Скороходова умерла в 1982 г. Ее книги, книги человека-победителя, помогают людям не падать духом, в них — «наука побеждать».



Зарубежный педагог

Фридрих Вильгельм Август Фрёбель. немецкий педагог, теоретик дошкольного воспитания, создатель понятия «детский сад».Он посвятил себя делу воспитания детей-сирот и детей, страдавших психическими аномалиями. Именно Фребель впервые в мире открыл детские сады. Это был большой гуманист, который считал, что надо уважать человеческие права ребенка. Фребель разработал систему поэтапного и дозированного морально-педагогического воздействия на личность ребенка.
Дары  Фребеля 

  Для  развития  ребёнка в самом раннем возрасте  Фребель  предложил шесть «даров». Первым даром является мяч. Мячи должны быть небольшие, мягкие, связанные из шерсти, окрашенные в различные цвета — красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, синий, фиолетовый (то есть цвета радуги) и белый. Каждый мяч-шар — на ниточке. Мать показывает ребёнку мячи различного цвета, развивая таким образом его умение различать цвета. Раскачивая шарик в разные стороны и соответственно приговаривая «вперед-назад», «вверх-вниз», «вправо-влево», мать знакомит ребёнка с пространственными представлениями. Показывая шарик на ладони и пряча его, приговаривая при этом «Есть мячик — нет мячика», она знакомит ребёнка с утверждением и отрицанием.

Вторым даром являются небольшие деревянные шар, кубик и цилиндр (диаметр шара, основание цилиндра и сторона кубика одинаковые). С помощью их ребёнок знакомится с разными формами предметов. Кубик своей формой и своей устойчивостью является противоположностью шара. Шар рассматривался  Фребелем  как символ движения, кубик же — как символ покоя и символ "единства в многообразии (куб един, но вид его различен в зависимости от того, как он представлен взору: ребром, стороной, вершиной). Цилиндр совмещает и свойства шара, и свойства кубика: он устойчив, если поставлен на основание, и подвижен, если положен, и т. д.

  Третий дар — куб, разделённый на восемь кубиков (куб разрезан пополам, каждая половина — на четыре части). Посредством этого дара ребёнок, считал  Фребель , получает представление о целом и составляющих его частях («сложное единство», «единство и многообразие»); с его помощью он имеет возможность развивать своё творчество, строить из кубиков, различно их комбинируя.

 Четвёртый дар — тех же размеров кубик, разделённый на восемь плиток (кубик делится пополам, а каждая половина — на четыре удлиненные плитки, длина каждой плитки равна стороне кубика, толщина равна одной четвёртой этой стороны).

Пятый дар — кубик, разделённый на двадцать семь маленьких кубиков, причём девять из них разделены на более мелкие части.

  Шестой дар — кубик, разделённый тоже на двадцать семь кубиков, многие из которых разделены ещё на части: на плитки, по диагонали и пр.

    Фребель  предлагал разнообразие видов детской деятельности и занятий: это работа с дарами — строительным материалом, подвижные игры, рисование, лепка, плетение из бумаги, вырезание из бумаги, вышивание, вкладывание из металлических колец, палочек, гороха, бус, выкалывание, конструирование из бумаги, из палочек и др.

Недостатки теории: 1) системой «даров» заменяется непосредственное ознакомление с окружающим миром; 2) жизнь ребёнка ограничивается дидактическим материалом; 3) деятельность ребёнка излишне регламентируется; 4) ограничивается свободное творчество ребёнка.