СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему "Организация и проведение "Школы будущего первоклассника"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на тему:

Организация и проведение

 «Школы будущего первоклассника»

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему "Организация и проведение "Школы будущего первоклассника"»

Организация и проведение

«Школы будущего первоклассника»



Ребёнок, переступающий порог школы, должен соответствовать определённому физическому, умственному, эмоциональному и социальному развитию. В этом залог его будущей школьной успеваемости.

К старшему дошкольному возрасту, дети приобретают определённый кругозор, запас конкретных знаний, проходят определённую подготовку в дошкольном учреждении и перед ними встаёт проблема адаптации к условиям школьной жизни. А если учесть современные требования программ начального обучения, то становится ясным, что необходима организация качественно новой подготовки детей к школе, причём проводимой именно учителями начальной школы, направленной на осуществление преемственности между детским садом и школой.

Данная программа представляет собой систему подготовки, основой которой являются интегрированные занятия, объединяющие все основные направления, развивающие необходимые качества, навыки, стимулирующие познавательные интересы, а главное, все занятия проходят «по-настоящему» - в школе, в классе, формируя, таким образом, определённые уже школьные, но ещё детские отношения.

Проблема готовности ребёнка к школе существовала всегда, но была сформулирована, как проблема несколько десятилетий назад. Понимание проблемы подготовки детей к школе постоянно уточняется и конкретизируется. Так, если сначала внимание учёных и педагогов было сосредоточено на том, какие именно знания и навыки необходимо давать дошкольникам, то сейчас на первое место выдвинут вопрос о том, какие условия нужно создать, для того чтобы обеспечить поступательный переход ребёнка из детского сада в школу.

Изучив вопросы теории по данной теме, мы выделили наиболее приемлемые для нашей школы основополагающие идеи:

  • создание условий для благоприятной адаптации к школьному обучению;

  • создание системы занятий, обеспечивающей преемственность в содержании образования, методах и формах организации;

  • формирование психологической готовности у детей к школе.


В своей работе с дошкольниками мы учитываем идеи Л. С. Выготского и Д. Б. Эльконина о том, что умственные процессы (восприятие, наглядно-образное мышление, продуктивное воображение и др.), определяющие готовность детей к школе, должны формироваться в свойственных для них привычных видах деятельности: игре, рисовании, конструировании, которые позволяют детям почувствовать себя активными, самостоятельными, способными решать постоянно усложняющиеся задачи и быстро адаптироваться к школе, к учебной деятельности.

Программа реализуется в МБОУ «Рычковская ООШ» Северного района Оренбургской области. В данное учреждение ДОУ было переведено в 2006г. Реализация программы в учреждении типа «детский сад – школа» считается наиболее удобной и продуктивной, т. к. в этих условиях позволяется оптимально осуществить преемственность не только в содержании образования, но и в способах организации учебной деятельности учащихся, учёте индивидуальных психолого-физиологических особенностей детей. Данная программа может быть реализована в учреждениях другого типа, для этого она должна быть преобразована, адаптирована под учреждение.


Цель программы: создание условий для благоприятной адаптации детей к школьному обучению, формирование психологической готовности детей к школе.

Задачи:

  • проведение занятий, направленных на формирование «портрета класса»;

  • организация сотрудничества с психологом по выявлению причин тревожности у детей (если они есть);

  • сотрудничество с семьёй по преодолению адаптационных трудностей у детей.

Исходя из данных, задач мы выстроили систему работы по подготовке детей к обучению в школе. Она включает в себя 2 этапа: подготовительный и основной.

Подготовительный этап (сентябрь-октябрь):


  1. Проведение экскурсий подготовительной группы детского сада в школу. Были проведены 3 экскурсии: первая – ознакомление детей с условиями (в класс), в которых протекает учебная деятельность в начальной школе; вторая – в школьную библиотеку, где детям были представлены в игровой форме различные способы работы с печатными источниками; третья – посещение детьми детского сада итоговой торжественной линейки школьников. Так же было проведено совместно с учащимися 4 класса познавательно-развлекательное мероприятие «Я – ученик!», способствующее повышению у детей детского сада мотивации к учению в школе, знакомству с правилами школьной жизни.


  1. Посещение учителями начальной школы занятий в детском саду. Этап необходимый для формирования будущего «портрета класса» в естественных для детей условиях, осуществления преемственности при переходе дошкольников в школу.



  1. Посещение родителями и воспитателями уроков в 1 и 4 классах. Выстраивание преемственности в формах организации, методах и приёмах должно осуществляться не только теоретически, но и через наблюдения на практике. Выстраивание системы взаимопосещений уроков даёт возможность оценить педагогам свою деятельность, совершенствовать её.


  1. Проведение семинаров по преемственности программы обучения детей с воспитателями детского сада. В дошкольных группах с 1987 года реализуется программа под редакцией Н.Е.Вераксы и др. «От рождения до школы». Начальное звено работает по программе «Школа России». Ранее считалось, что программы преемственны друг с другом, но, приобретя достаточный опыт работы, мы пришли к выводу, что необходимо в ходе подготовки детей к школе воспитателям детского сада больше уделять внимания обучению детей грамоте (не обязательно выводить детей на чтение, а больше уделять внимания звуковому анализу слов), пришли к единому обозначению звуков при составлении звуковых моделей слов, выстроили систему развития у детей дошкольного и школьного возраста логического мышления в содержании обучения, в использовании развивающих методов и методических приёмов.



  1. Проведение стартового родительского собрания (знакомство родителей с учителем и друг с другом; сообщение учителя о принципах, целях и методах работы личностно-ориентированного подготовительного к школе класса; анализ интересов и возможностей участия семей в работе; обсуждение организационных вопросов; список необходимых ребёнку для занятий материалов). Часто учителя, начинающие работу с детьми дошкольного возраста, сталкиваются с повышенной тревожностью у родителей по поводу перехода их детей на новую ступень обучения. Родительская тревожность влечёт повышение тревожности у детей. Она проявляется во фразах родителей по отношению к ребёнку, в настроении, в сомнениях, относительно способностей детей. Целью проведения данного собрания вижу необходимость снижения родительской тревожности через информирование родителей о предстоящем обучении детей, создание атмосферы комфортного общения родителей друг с другом и с учителем, вовлечение родителей в совместную работу с педагогом.


  1. Организация группы кратковременного пребывания детей, не посещающих детский сад. В 1 класс поступают дети не только из данного образовательного учреждения. Организация группы кратковременного пребывания неорганизованных детей способствует не только их развитию, но и вовлечению в работу «Школы будущего первоклассника».

  2. Организация и проведение индивидуальных консультаций с родителями. Консультации проводились по субботам с 10 до 12 часов. Родители обращались с вопросами, которые в дальнейшем послужили основой для выстраивания тематических лекториев для родителей.


Основной этап (ноябрь-май):


  1. Проведение подготовительных занятий с детьми. Занятия проводились в классе 1 раз в неделю, всего 20 занятий. Длительность занятия 35 минут, которые включают в себя использование 2-х динамических пауз. Несмотря на то, что у детей дошкольного возраста ведущий вид деятельности – игра, занятия включали в себя не только игровые упражнения, но и задания на выработку у ребёнка произвольности, сосредоточенности, самостоятельности. Для активизации детей на занятиях была выбрана система поощрений учащихся с помощью фишек. Фишки выдавались за правильно выполненные задания или за оригинальные, необычные способы решения проблемных ситуаций. Ребёнок, получивший 3 фишки, награждается медалью «Умник». Такая система поощрения помогла не только активизировать детей, но и оценить родителям учебные умения собственного ребёнка.

  2. Заполнение «Карты школьной зрелости».

Поскольку класс сформирован, мы решили на каждого ребёнка составить диагностическую карту, которая поможет нам отследить интеллектуальную готовность и психологическое развитие детей. Первая графа заполняется на начало обучения в подготовительном классе (ноябрь) совместно с воспитателями детского сада. Вторая графа заполняется учителем по окончанию работы «Школы будущих первоклассников».

Бланки результатов наблюдения по обоим разделам представлены для удобства работы в виде таблицы, параметры наблюдения в таблице выражены утверждениями. Мы не рассматриваем данные утверждения, как абсолютно исчерпывающие все возможные описания деятельности ребёнка. Это лишь определённые углы зрения, позволяющие отслеживать нам наиболее важные моменты его индивидуального развития.

Все параметры бланка наблюдений «Психологический портрет будущего первоклассника» можно разделить на 4 крупных блока:

1 желание учиться в школе;

2 – навыки учебного сотрудничества (с детьми, с учителем, связность речи);

3 – самостоятельность и произвольность поведения (произвольность, рефлексивность, ответственность, самостоятельность);

4 – психофизическое развитие (мелкая моторика, устойчивость внимания, распределение внимания, наблюдательность, память, познавательная активность).


Параметры наблюдений бланка «Интеллектуальная готовность к школе»:

1. Умеет составлять рассказы по картинке, серии картинок.

2. Умеет сравнивать предметы, явления.

  1. Умеет правильно пользоваться рукой при письме.

  2. Умеет, развернуто и аргументировано отвечать на вопросы.

  3. Умеет составлять предложения из 3-4 слов, используя в речи синонимы, антонимы, существительные с обобщающим значением.

  4. Умеет находить слова с определенным звуком, различает звуки на слух.

  5. Умеет членить слова на слоги.

8. Умеет определять место звука в слове.

9. Умеет самостоятельно, выразительно, последовательно передавать
содержание небольших текстов.

10. Умеет составлять (читать) схемы слов, предложений.

11. Умеет выделять признаки предмета.

12. Умеет различать и называть геометрические фигуры.

13. Умеет ориентироваться на листе клеточной бумаги.

14. Умеет составлять из нескольких треугольников, четырехугольников
фигуры большого размера.

15. Умеет называть числа в прямом и обратном порядке.

16. Умеет осуществлять основные действия при решении задач.

17.Умеет измерять длину предметов с помощью условной меры.

18.Знает, как получить число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду.

19.Умеет называть и писать цифры 0,1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.

20. Умеет соотносить цифру и число предметов.

21.Умеет делить круг, квадрат на 2 и 4 равные части.

22.Умеет определять состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и из двух меньших чисел.

Ответы на утверждение: «да» - +, «нет» - - , «сомневаюсь» - *.

Данные диагностической карты позволили составить характеристику класса, которая в свою очередь способствует продуктивному планированию работы в 1 классе, с учётом индивидуальных возможностей детей. Были выявлены трудности в умениях выполнять звуковой анализ слов, словарный запас многих детей достаточно скуден, отмечаются трудности в ориентировке на клетчатом листе бумаги, при заучивании стихов наизусть. Но больше всего удивило слабое формирование кисти детей. 68 % детей набранного класса имеют те или иные проблемы: 56% детей держат ручку не правильно, что является следствием бесконтрольности со стороны воспитателей за положением в руке карандаша ещё в дошкольном возрасте; 14 % детей не могут контролировать степень нажима и т.д.


  1. Организация посещений родителями подготовительных занятий.

  2. Организация и проведение индивидуальных консультаций с родителями.

  3. Проведение итогового родительского собрания (сообщение учителя о работе «Школы будущего первоклассника», рекомендации родителям на летний период и т.д.). На собрании не были подведены итоги работы «Школы будущего первоклассника», т.к. итоги могут быть подведены лишь в конце 1 полугодия обучения детей в 1 классе по результатам адаптации детей к школе. На собрании я постаралась рассказать родителям, какой путь к школе мы проделали вместе с их детьми, каких успехов они добились, какие трудности возникли (в индивидуальной беседе с родителями).

Без преувеличения можно сказать, что вопрос о готовности детей к школе на сегодня один из самых обсуждаемых в психологических, педагогических, медицинских и родительских кругах. И это вполне понятно - ведь для того чтобы начало школьного обучения стало стартовой точкой нового этапа развития детей, оно должно быть основано на знании уровня готовности к обучению каждого буду­щего школьника.

Все показатели готовности детей к школе можно условно разделить на три взаимосвязанные части: фи­зическая, интеллектуальная и личностная готовность. Физическую готовность оценивают медики и заносят нужные сведения в индивидуальную медицинскую карту. Интеллектуальную и личностную готовность оценивают психологи и педагоги на ПМПК.

Психолог должен дать учителю необходимые сведения о сформированности позиции школьника у каждого ребенка, уровне активности и самостоятель­ности, умении общаться со сверстниками и взрослыми, уровне мышления.

Нужно ли учителю проводить еще какую-то допол­нительную проверку готовности к школе? Да, нужно обязательно. Но только сразу оговоримся, что под ней мы не подразумеваем проверку предметных знаний, умений и навыков, предусмотренных для изучения в 1-м классе. Их выявление в ходе проделанной работы было необходимо для выстраивания личностно-ориентированного обучения учащихся в 1 классе. Их отсутствие мало влияет на успешность обучения - намного важнее педагогу знать о таких параметрах, как уровень развития мышления, воображения, памяти, речи, восприятия, эмоциональная сферы, развитие произвольности, мотивационной сферы, самооценки. Учитывая именно эти параметры, был составлен «портрет класса», а выявленные уровни готовности детей к обучению в школе, послужили для разработки планирования работы в 1 классе с учётом индивидуально-дифференцированного подхода в обучении.

Не обеспечив детей с низким уровнем готовности к обучению необходимыми для успешного школьного старта условиями, главное из которых - спе­циальная система заданий, помогающая преодолеть эти недостатки, мы неминуемо обрекаем этих детей на дальнейшую школьную неуспеваемость. К сожалению, как правило, работа по устранению неуспеваемости начинается тогда, когда эта неуспеваемость уже приоб­рела явно выраженную и устойчивую форму, наложив отпечаток на всю личность ученика - самооценку, учебную мотивацию, систему отношений с учителем, одноклассниками и родителями. Поэтому, мы постарались разработать индивидуально-личностные маршруты развития детей, которые на наш взгляд помогут им самореализоваться в учебной деятельности.

Составление индивидуальных маршрутов развития детей использовали не только в работе со слабыми детьми, но и с детьми одарёнными, способными.

Достигнутые результаты хоть и промежуточные, но очень важные для меня – педагога, начинающего работу с новыми детьми. Возникает ощущение, что этот класс мне уже хорошо знаком.

А пока я уверена, что нашим детям в школе будет очень комфортно!




7