Министерство образования Республики Саха (Якутия)
«Чериктейская средняя общеобразовательная школа
имени В.Ф.Афанасьева- Алданского»
Доклад на тему:
«Воспитательная деятельность во внеурочное время»
Выполнила Парникова
Марианна Иннокентьевна,
учитель русского языка
и литературы
2011 год
Содержание:
Введение
Принципы внеклассной деятельности
Направления систем работы
Этапы реализации
Заключение
Список использованной литературы
Введение
«Воспитание не только должно развивать разум человека и дать ему известный объем сведений, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой».
К.Д. Ушинский
Современная жизнь с ее социально экономическими реалиями требует новых подходов к образованию и воспитанию молодежи. В настоящее время в области воспитания существует много проблем. Основные проблемы связаны с экономическим и политическим реформированием общества. Отмечаются резкая дифференциация доходов, массовое обнищание семей. Происходит дезорганизация жизни семей, разрушаются сложившиеся традиции семейного уклада: сказывается высокая занятость родителей или их безработица. Эта ситуация порождает как внутренние конфликты и проблемы у детей, так и делают очевидными проблемы взаимодействия ребенка с внешним миром, с социумом, с другими людьми. И задача классного руководителя сделать все, чтобы ребенок чувствовал себя в школе хорошо. Всё это можно ликвидировать с помощью воспитательной деятельности во внеурочное время.
Сегодня целью воспитания школьников должно быть создание условий для формирования и развития Личности. Воспитание в каждом ребенке человечности, доброты, гражданственности, творческого отношения к труду, бережного отношения ко всему живому, стремление к успеху, охрана культуры своего народа – вот ведущие ценности.
Считаю, что внеурочная работа в классе – это форма организации социального воспитания, осуществляемая за пределами классно-урочной организации жизнедеятельности воспитательных организаций. Внеурочная работа может организовываться как по инициативе воспитанников, так и взрослыми (педагогами, родителями, общественностью). Существенную роль в организации внеурочной деятельности могут играть органы ученического самоуправления.
Часть внеурочных учебных занятий непосредственно связана с уроками: выполнение текущих домашних заданий, подготовка докладов, рефератов, сочинений. Другая часть связана с уроками опосредованно, это - секция, факультативные занятия, спортивные соревнования, индивидуальные занятия, и пр.
Внеурочная учебная работа дает дополнительные возможности в плане дифференциации и индивидуализации воспитания школьников, оказания индивидуальной педагогической помощи. В этой форме в классе осуществляется работа с различными категориями детей: одаренными, слабо успевающими, имеющими различны проблемы.
Цель проекта: создание условий для внеурочной деятельности учащихся, которые направлены на развитие человечности, доброты, гражданственности, творческого отношения к труду, бережного отношения ко всему живому, стремление к успеху, охрана культуры своего народа.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
создание условий для развития творческих способностей во внеурочной деятельности и реализация их в сотворчестве с взрослыми и товарищами;
создание условий для привлечения каждого ученика к культурному досугу;
создание условий для воспитания бережного отношения к историческому и культурному наследию Отечества и родного края;
создание условий для сохранения и укрепления здоровья школьников;
создание условий для сплочения коллектива для совместной творческой деятельности.
Принципы внеклассной деятельности
Ученики проводят в учебном заведении большую часть своей школьной жизни. Насыщенная учебная программа, дополнительные занятия по учебным предметам, участие в олимпиадах, конкурсах и т.д. - все эти интеллектуальные усилия требуют внеучебной разрядки. Служить этому может интересная увлекательная внеклассная работа, которая будет способствовать всестороннему личностному развитию. Внеклассная деятельность учащихся должна строиться на следующих принципах.
Принцип открытости. Планирование внеклассной деятельности классным руководителем в классе проходят совместно с детьми, которые вносят коррективы в предложения взрослого с учетом своих интересов, потребностей и желаний.
Принцип привлекательности будущего дела. Заинтересовать учащихся, показав им привлекательность выполняемого дела, которое у них получится в конечном результате. Ребятам в любом возрасте не интересны абстрактные и расплывчатые цели. Их увлекает конкретный результат выполняемого дела.
Принцип деятельности. Внеклассную деятельность необходимо строить, используя знания, умения и навыки учебной деятельности. Все, что изучено на уроке можно практически «потрогать» вне его. Этому могут служить предметные вечера, фестивали, предметные декады по предметам, конкурсы «почемучек», КВН.
Принцип свободы выбора. Предлагая ребятам участие во внеклассном мероприятии, необходимо предоставить возможность выбора задания или дела с учетом возможностей ученика, его интересов, личных качеств.
Принцип обратной связи. Проведя любое внеклассное мероприятие - классный час, праздник или экскурсию - классный руководитель проводит беседу с учащимися и изучает их мнение, их настроение, степень их участия в проведенном мероприятии.
Принцип сотворчества. Сотрудничество - в подготовке внеклассного мероприятия - это право выбора учащимися себе партнеров по выполняемому делу. Гораздо эффективнее, если ребята сами имеют возможность определить себе партнеров для участия во внеклассном мероприятии. Стимулом творчества учащихся может служить возможность внесения корректив в сценарий внеклассного мероприятия самими учащимися, проявления самостоятельности и инициативы в порученном деле
Принцип успешности. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к миру, желание участвовать в выполняемой работе, стимулирует творчество и сотрудничество. Инструментом оценки успешности учащихся может служить слово классного руководителя, его интонация, жесты, мимика. Очень важно, если классный руководитель будет оценивать и успешность развития и совершенствования каждой личности по мере развития классного коллектива.
Направления систем работы
Система работы включает следующие направления:
Работа студии «Краеведение».
Кружок «Краеведение». Учащиеся знакомятся с природой родного края, его природными богатствами, культурой и историей, расширяют кругозор и эрудицию, воспитание любви к родному краю и большой Родине, прививает устойчивый интерес к исследовательской и поисковой работе. Занятия проводятся на базе школы. Основными задачами студии являются:
Воспитание понимание Отечества как непреходящей ценности и чувство гордости за нее
Изучение истории и культуры Отечества и родного края.
Важным направлением организации внеурочной деятельности является проектная деятельность учеников, т.е. выполнение долговременных трудоемких творческих заданий, требующих от учеников самостоятельной и глубокой проработки материала. Использование информационных технологий создает самые благоприятные условия для организации такой деятельности.
Совместно с учителями-предметниками участие в организации и проведении декад по предметам в школе, в рамках которой проходят конкурсы стихов, рисунков, сочинений.
Трудовое воспитание - важнейший фактор воспитания детей. Значение трудового воспитания заключается в том, что благодаря его практическому,
прикладному характеру есть возможность учить школьников эффективно
работать, творить, созидать, соединяя умственную деятельность с физической. Внеурочная деятельность трудового воспитания включает работу на пришкольном участке, создание цветников. Основная задача трудового воспитания школьников - привить любовь к труду. В школе действует программа самообеспечения продуктами питания, в соответствии с которой школа полностью обеспечивает себя овощами, картофелем. Самообеспечение продуктами питания школы позволяет значительно улучшить качество питания детей, удешевить его стоимость. Учащиеся класса активно участвует в благоустройстве школьной территории, села.
Шефская работа направлена на:
- организацию совместной досуговой деятельности;
- создание системы совместного историко-патриотического и краеведческого воспитания; Учащиеся класса для детей детского сада изготавливают лопатки, мягкие игрушки. Готовят инсценированные представления, концерты, утренники. Проводят спортивные мероприятия.
Деятельность проходит под девизом «Милосердие». Его направление – оказание социальной помощи одиноким, престарелым и больным людям, инвалидам. Учащиеся класса осуществляют также шефскую помощь над ветеранами труда. Учащиеся проводят встречи, уроки мужества, часы общения с ветеранами войны и тружениками тыла. Оказывают помощь в быту ветеранам труда. Проводится внеурочная работа по оказанию социальной помощи участникам Великой Отечественной войны и вдовам погибших (умерших) участников войны с учётом их пожеланий. Учащимися класса организована персональная шефская помощь одиноким ветеранам в проведении весенних полевых работ и обустройстве хозяйственных построек. Участвуют в проекте «Книга памяти».
Организация работы по воспитанию физической культуры учащихся направлена на решение следующих задач:
-содействие правильному физическому развитию детей, повышение их работоспособности, закаливание, охрана здоровья;
-развитие основных двигательных качеств. Способность учащихся к разносторонней двигательной деятельности обеспечивается гармоничным развитием всех физических качеств - силы, выносливости, ловкости и быстроты. Особенно следует сказать о выносливости. Приучая школьников преодолевать неуверенность, страх, усталость, болевые ощущения, мы тем самым воспитываем у них не только физические, но и моральные качества;
В основе здорового образа жизни лежит постоянная внутренняя готовность личности к физическому самосовершенствованию. Она является результатом регулярных занятий физическими упражнениями при положительном и активном отношении к ним самих учащихся.
К участию во внеурочной деятельности школьников привлекаем родителей. Первоначально для привлечения родителей ко внеурочной работе со школьниками следует использовать различные способы психического воздействия: заряжение, убеждение, внушение. Вместе с тем по мере развития содружества с родителями целесообразно использование убеждения. Родители, в своем большинстве, желают сотрудничать с учителями.
Совместная внеурочная деятельность родителей и детей многообразна и широка. Среди родителей есть немало первоклассных специалистов в таких областях, как радиоэлектроника, робототехника, экономика, психология, а также профессионалы-журналисты, литераторы, мастера театрального и киноискусства, обладающие к тому же высокими нравственными качествами. Свои способности они могут применить на различных студиях, кружках, на внеурочных мероприятиях.
Многообразны формы сотворчества родителей и учащихся в процессе подготовки и проведения массовых внеурочных мероприятий.
При подготовке вечера, спектакля, КВН родители сотрудничают с подростками и старшеклассниками в написании сценариев (включая стихи и песни), в изготовлении костюмов, в оформлении сцены и зрительного зала. Иногда родители выступают на вечере, спектакле вместе с детьми как актеры. Сотворчество родителей и детей при подготовке к вечерам и спектаклям осуществляется как в школе, так и дома.
При подготовке познавательных игр, викторин, конкурсов взрослые могут оказать школьникам помощь в отборе теоретического материала, подготовке опытов, освоении технических устройств. Нередко в этих формах внеурочной деятельности родители выступают в качестве арбитров. Еще интереснее проходят конкурсы, викторины, игры, если в них наряду со школьниками участвуют родители. Подросткам и старшеклассникам полезно ощущать поддержку отца или матери в совместном познавательном или спортивном состязании. Познавательные игры, викторины и конкурсы можно проводить в форме традиционных спортивных соревнований «Папа, мама, я - спортивная семья».
Этапы реализации:
1-й этап – подготовительный срок:
Аналитико-диагностическая деятельность.
- Поиск и коррекция инновационных технологий, форм, методов и способов обучения и воспитания с учетом личностно значимой модели образования.
- Определение стратегии и тактики деятельности.
- Диагностика интересов и занятий, учащихся во внеурочное время.
Классный руководитель проводит тестирование, социометрию, выявляющие интересы ребят в классе, индивидуальные черты характера учащихся, его увлечения, проблемы.
2-й этап – практический срок:
-Апробация и использование в учебно-воспитательном процессе инновационных технологий, приемов, методов обучения и воспитания школьников, социальной и психолого-педагогической поддержки личности ребенка в процессе развития и раскрытия его индивидуальных особенностей.
- Участие в мероприятиях данного проекта.
3-й этап – заключительный срок:
-Обработка и интерпретация данных за 1 год.
- Соотношение результатов реализации программы с поставленными целью и задачами.
-Определение перспектив и путей дальнейшего развития проекта.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- обеспечение занятости подростков во внеурочное время, удовлетворение их потребностей в занятиях по интересам и самовыражении;
- повышение культурного уровня детей;
- снижение социальной напряженности в семьях учащихся;
-планомерное развитие учебно-исследовательской деятельности, обновление содержания деятельности предметных кружков и студий;
- снижение уровня правонарушений среди учащихся класса;
-формирование благоприятной среды;
-рост эффективности использования различных образовательных и воспитательных технологий
На студиях и секциях идет интеллектуальное, художественно- эстетическое, творческое и физическое развитие детей. Учащиеся участвуют в общешкольных, районных, областных конкурсах, фестивалях, викторинах.
Заключение:
Суть внеклассной работы определяется деятельностью школьников во внеурочное время при организующей и направляющей роли учителя. Но эта организация проводится таким образом, что творчество и инициатива учащихся должны всегда выходить на первый план.
Модель взаимопереходов учащихся от одной деятельности к другой в классе школе.
| Внеурочные мероприятия | Детская общественная организация | Ученическое самоуправление | Дополнительное образование |
5-6 классы | | | | |
Данные взаимосвязи обеспечивают важные преемственные процессы взаимопереходов школьников от одной деятельности к другой. В результате у детей появляется широкий спектр выбора внеурочной деятельности, возможность приобретения большего количества полезных знаний, умений, навыков, что позволяет привлечь к активной деятельности максимально возможное количество детей и как следствие, влияет на повышение эффективности образовательного процесса.
Список использованной литературы:
Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. - 624 с.
Александрова Л.А. Развитие личности школьника в условиях новой образовательной среды. // Образование в современной школе.- 2005.- № 5.