СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на заседание методического обьединения естественно-математического цикла «Формирование метапредметных результатов образования определённых переходом на новый ФГОС»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Доклад на заседание методического обьединения естественно-математического цикла «Формирование метапредметных результатов образования определённых переходом на новый ФГОС»»

Доклад


методическое объединение естественно-математического цикла














«Формирование метапредметных результатов образования определённых переходом на новый ФГОС»





















Учитель биологии

Слепцова О.А.






Главной целью современного образования является развитие и воспитание интеллектуальной, свободной, мобильной, нравственной и творческой личности. В свете международных критериев измерения качества системы образования, на одно из первых мест выходит проблема формирования мобильности, умения работать с информацией, принимать решения в нестандартных ситуациях.

Такой подход нашел отражение в основных нормативных документах образовательной сферы, в частности во ФГОС. Метапредметные компетентности внесены в перечень основных результатов обучения, которые, согласно новы м стандартам, должны освоить обучающиеся. 

Понятие «метапредметность» имеет несколько смыслов. В дидактике чаще всего оно употребляется в значении «надпредметности», т.е. объема знаний, который формируется и используется не в процессе преподавания какого-то определенного школьного предмета, а в ходе всего обучения. Метапредметные знания необходимы для решения как образовательных задач, так и различных жизненных ситуаций.

В ФГОС метапредметные компетентности увязаны с универсальными учебными действиями, которые делают любую деятельность осознанной и результативной. Среди них:

  • стратегические;

  • исследовательские;

  • проектировочные;

  • сценирующие;

  • моделирующие;

  • конструирующие;

  • прогнозирующие.

Метапредметная компетентность основывается на следующих понятиях.

  • Метадеятельность — умение совершать любую деятельность с предметами, универсальный способ жизнедеятельности.

  • Метазнания — сведения о методах и приемах познания, структуре знаний и способах работы с ними.

  • Метаспособы — методы, которые помогают находить новые способы решения задач, нестандартные планы деятельности.

  • Метаумения — универсальные общеучебные навыки и умения.

К таким метаумениям относятся:

  • основы теоретического мышления (определение понятий, систематизация, классификация, доказательство, обобщение);

  • обладание навыками переработки информации (анализ, синтез, интерпретация, оценка, аргументирование);

  • критическое мышление (работа с фактами: сопоставление, умение отличать недостоверную информацию, находить логическое несоответствие, определять двусмысленность и т.д.);

  • задатки творческого мышления (определение проблем в стандартных ситуациях, нахождение альтернативного решения, совмещение традиционных и новых способов деятельности);

  • регулятивные умения (ставить вопросы, формулировать гипотезы, определять цели, планировать, выбирать способ действий, контролировать, анализировать и корректировать свою деятельность);

  • главные качества мышления (диалектичность, гибкость и т.д.)

Метапредметный подход к образовательному процессу заменяет традиционную практику разделения знаний по отдельным школьным предметам на современные технологии, направленные на изучение целостной картине мира. Это позволяет объединить личное, познавательное и общекультурное развитие и саморазвитие школьника, преемственность начальной, средней и старшей ступени обучения.

Содержание метапредметных компетентностей

В Федеральном государственном образовательном стандарте указано двенадцать основных критериев, которым должны соответствовать метапредметные результаты овладения общеобразовательной программой основного общего образования. Их условно можно разделить на несколько групп.  

Умение планировать и осуществлять свою деятельность:

  • самостоятельно определить цель обучения, определять и ставить перед собой новые учебные или познавательные задачи, расширять познавательные интересы;

  • проанализировать поставленную задачу и те условия, в которых она должна быть реализована;

  • сопоставить содержание указанной задачи с имеющимися знаниями и умениями;

  • самостоятельно спланировать способы достижения поставленных целей, находить эффективные пути достижения результата, умение искать альтернативные нестандартные способы решения познавательных задач;

  • способность сопоставлять собственные действия с запланированными результатами, контролировать свою деятельность, осуществляемую для достижения целей;

  • рассматривать разные точки зрения и выбрать правильный путь реализации поставленных задач;

  • оценить свои действия, изменять их в зависимости от существующих требований и условий, корректировать в соответствии от ситуации;

  • оценить правильность выполнения познавательной задачи, свои имеющиеся возможности ее достижения; 

  • уметь осуществлять самоконтроль, самооценку, принимать решения и осуществлять осознанный выбор в познавательной и учебной деятельности.

Умение работать в коллективе:

  • организовывать совместную познавательную деятельность с учителем и одноклассниками, сотрудничать;

  • эффективно работать и в группе, и самостоятельно;

  • согласовывать свои мотивы и позиции с общественными, подчинять свои интересы коллективным;

  • находить общее решение, которое будет удовлетворять общим интересам;

  • проявлять толерантность, терпимость, уметь решать конфликты;

  • выслушивать другие мнения, а также формулировать, отстаивать и аргументировать свое мнение.

Умение осуществлять познавательные действия:

  • определять суть понятий, обобщать объекты;

  • находить аналогии;

  • самостоятельно находить критерии и основания для классификации, осуществлять классификацию;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • выстраивать логические рассуждения, делать умозаключения и собственные выводы;

  • создавать, использовать и изменять символы, знаки;

  • создавать схемы и модели для решения различных познавательных или учебных задач;

  • осуществлять смысловое чтение (вычитать текст, правильно понять его содержание, оценить степень достоверности и применить на практике).

Умение использовать компьютерные технологии:

  • использовать различные источники получения информации с помощью компьютера;

  • определять надежность и достоверность источника;

  • уметь выбирать нужную информацию;

  • знать способы передачи, копирования информации;

  • использовать возможности Интернета для продуктивного общения, взаимодействия.

Наличие коммуникативных умений:

  • полноценное владение устной и письменной речью;

  • уметь вести диалог, правильно строить монологическое высказывание;

  • владеть и осознанно применять речевые средства в зависимости от ситуации и задачи коммуникации;

  • с помощью речи и жестов правильно передавать свои чувства, эмоции, мысли, потребности;

  • поддерживать беседу, уметь выслушивать собеседника и доходчиво донести до него свои мысли и доводы;

  • иметь высокую культуру речи. 

  • Развитое экологическое мышление, которое ребенок должен применять во всех сферах своей деятельности, в том числе и в профессиональной.

  • Установление ФГОС новых образовательных результатов с включением метапредметных компетентностей требует реализации нового методологического подхода к учебно-воспитательному процессу, ориентируя практику обучения не только на осознание и осмысление учебной информации, но и на формирование универсальных учебных действий.