Уроки словесности в диалоге с компьютерными технологиями
Маммаева К.Г.,
учитель русского языка и литературы,
заместитель директора по УВР
МБОУ «СОШ № 18 им. Р.С.Рамазанова»
К развивающим формам обучения, способствующим активной познавательной деятельности каждого ученика можно отнести различные формы занятий по русскому языку и литературе в сочетании с компьютерными технологиями.
По словам С.А.Смирнова, « …педагогическая технология – это новый тип средств обучения…» или совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовать поставленные образовательные цели. А цели едины – обучать, воспитывать, развивать. «Продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя…» позволит сделать занятие органичным (Монахов, 1995).
Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет педагогу интенсифицировать процесс обучения, повысить темп занятия, увеличить объем самостоятельной работы учащихся. Бесспорным является тот факт, что любая форма контроля может быть более эффективно решена с помощью компьютерного анализа. Опыт работы показывает, что неоправданно большое количество времени затрачивает педагог-словесник, проверяя любую письменную работу, тогда как компьютерная обработка позволит ему быстрее получить результаты, освободив время для других этапов занятия.
Сегодня невозможно не учитывать интересов учащихся, а управление обучением с помощью компьютера приводит к повышению интереса к предмету и эффективности усвоения его посредством активизации мыслительной деятельности.
Индивидуальный подход, осуществляемый на занятиях путем использования компьютера, позволит учителю лишний раз выявить еще большие способности у сильных учащихся и закрепить знания и умения, приобрести навыки у слабых, таким образом, дифференцированно подойти к предмету. Мы знаем наверняка, как сложно проконтролировать этот процесс, когда сильный учащихся в буквальном смысле «скучает» на уроке, теряет заинтересованность в данной дисциплине.
Конечно же, применение компьютерных технологий необходимо сочетать с традиционной формой обучения, «ибо ручки и тетради еще никто не отменял…» (Махачкалинские известия, 2006, № 4), а некоторые типы компьютерных заданий не настолько методически апробированы и эффективны, как традиционные виды заданий. Без сомнения, форму общения «учитель – ученик» не заменит компьютер, как и элементы развития речи, прививаемые учителем в процессе общения, так как язык – это живой организм.
В результате использования обучающих программно-педагогических средств происходит индивидуализация процесса обучения. Каждый учащийся усваивает материал по своему плану, т.е. в соответствии со своими индивидуальными способностями восприятия. Преимущество такого подхода видится в том, что обучаемый имеет право на собственное «портфолио», которое дает возможность ему самому отслеживать динамику роста знаний, умений и навыков. В результате учащиеся будут находиться на разных стадиях изучения нового материала, поэтому преподаватель не сможет продолжать обучение по традиционной классно-урочной системе, следовательно, необходимо сочетание некий диалог, разноуровневый подход.
Таким образом, использование компьютерной системы контроля знаний, умений и навыков учащихся способствует воспитанию трудолюбия, ответственности, вырабатывает привычку к усидчивости, внимательности, к самостоятельности. Многолетний педагогический опыт доказывает, что использование компьютерных технологий может быть востребован не только в будущей деятельности, он дает возможность сделать процесс обучения креативным, предполагающим переход от строгой прагматической модели усвоения знаний к новому – личностно-ориентированному обучению, в основе которого лежит поисково-творческая, инициативная роль обучаемых в учебном процессе, а вместе с тем и педагогу необходимо повышать вместе с учащимися свой уровень владения компьютером.