Учитель математики ГС (К) ОУ « Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 8 вида №1»
Г. Железноводск
Земцова Валентина Яковлевна
Патриотическое воспитание на уроках математики в коррекционной школе 8 вида.
У В.П. Астафьева есть слова «Если у человека нет матери, нет отца, но есть Родина – он еще не сирота…» Очень важно с детских лет у каждого ребенка воспитать патриотическое чувство, ощутить себя гражданином своей Родины, чтобы в своей дальнейшей жизни быть полезным членом общества. В современных условиях проблемы воспитания приобрели особую остроту.
Слабость воспитательной работы в школе привела к тому, что основным источником ценностей для молодежи стали СМИ, где в качестве идеала утверждается богатое и сытое существование, где из жизни практически исключаются нравственные ценности, главное – бери от жизни все. Все это приводит к дезориентации в жизни детей школьного возраста, подростков: отсюда - рост социальной агрессии и преступности, увеличение уровня нервно-психических заболеваний. А это в конечном итоге приведет к самоуничтожению нации, что совершенно недопустимо. Именно поэтому нравственное, гражданское, патриотическое воспитание становится приоритетной общенациональной задачей. Исследованием проблемы патриотического воспитания занимались известные педагоги и исследователи К.Д. Ушинский (Человек как предмет воспитания), В.А.Сухомлинский (Сердце отдаю детям) и т.д. Идея патриотизма всегда являлась тем фундаментом, на котором во все времена объединялись все слои российского общества. Базой патриотического воспитания в школе является нравственное, эстетическое, трудовое, и умственное воспитание. В процессе такого разностороннего воспитания зарождаются ростки духовно- нравственных патриотических чувств.
Патриотическое воспитание сегодня - одно из важнейших звеньев воспитательной работы. Начинать работу по патриотическому воспитанию необходимо с создания для учащихся комфортной среды для обучения. Из чувства привязанности к друзьям, родной семье, школе, родной улице, поселку, городу будет формироваться более сложное образование- чувство любви к своему Отечеству. Уроки математики позволяют учителю давать не только сумму определенных знаний, формировать ЗУН, но и воспитывать учащихся. Одним из эффективных средств воспитания у уч-ся патриотических чувств является решение математических задач. Математические задачи отражают разные стороны жизни, несут массу полезной информации, поэтому их решение – это звено в системе нравственного и трудового воспитания. Наряду с решением готовых текстовых задач уч-ся должны учиться преобразованию, составлению задач, т.е. творческой работе над ними. При этом текст задачи целесообразно дополнять краткой информацией по теме, отраженной в условии задачи.
Одним из ведущих направлений патриотического воспитания детей является краеведение. Школьное краеведение помогает воспитывать у учащихся бережное отношение к природным богатствам, уважение к труду и традициям народа, любовь к родному краю и своей Родине. Знакомство со знаменитыми земляками воспитывает гордость за свою Родину, родной край. Краеведение - это изучение природы, населения, хозяйства, истории родного края. Краеведческий материал очень близок детям, он наглядный и конкретный. На уроках математики очень полезно решать задачи на основе краеведческого материала. Это прежде всего задачи содержащие сведения о достижениях тружеников Ставрополья, истории городов, природе края.
Задача 1. В 2013 году Ставропольский край собрал 6,2 млн. тонн зерна.
82% всего зерна составляет пшеница высшего качества. Сколько тонн зерна высшего качества было собрано?
Задача 2. В 2012 году в крае было собрано 4,3 млн. тонн зерна, а в 2013 году- 6,2 млн. тонн. На сколько тонн зерна больше собрали в крае в 2013 году?
Задача 3. В 2013 году труженики Ставропольского края собрали 6,2 млн. тонн зерна, труженики Краснодарского края – на 2 млн. тонн больше, чем Ставропольского, а труженики Ростовской области – на 3 млн. тонн меньше, чем Краснодарского края. Сколько тонн зерна собрали труженики юга России?
Задача 4. Урожайность зерна в крае с 1 га в 2013 году составила – 30 ц, а урожайность с 1 га в Кочубеевском районе края составила – 52 ц. На сколько центнеров урожайность с 1 га в Кочубеевском районе превысила среднюю урожайность по краю?
Задача 5. Город Ставрополь был основан в 1777 году. Сколько лет исполнилось нашему краевому центру?
Задача 6. Солнце над городом Ставрополем сияет 2200 часов в год. Сколько дней в году солнечных?
Учащиеся коррекционной школы с неподдельным интересом решают задачи связанные с историей Кавказских Минеральных вод, историей поселка, посещением наших мест известными писателями, композиторами, художниками. Сердце каждого ребенка переполняет чувство гордости за свою малую Родину.
Задача 7. Город Пятигорск основан в 1778 году. Сколько лет городу Пятигорску?
Задача 8. Первая гидроэлектростанция в России Белый уголь была построена близ города Ессентуки на реке Подкумок в 1903 году. Сколько лет первой гидроэлектростанции?
Задача 9. В каком году на горе Машук была открыта первая канатная дорога на Кавказских Минеральных водах, если в 2013году ей исполнилось 42 года?
Задача 10. Поселок Иноземцево был основан в 1802 году. Сколько лет нашему поселку?
Задача 11. Впервые М. Ю.Лермонтов еще ребенком посетил Кавказские Минеральные воды в 1825 году. Сколько лет пошло с тех пор?
Задача 12. Великий русский поэт М. Ю. Лермонтов в 1841 году был убит на дуэли у подножия горы Машук. Сколько лет прошло с тех пор?
Задача 13. Великий русский поэт А. С. Пушкин впервые побывал на Кавказе в 1820 году. Сколько времени прошло с тех пор?
Задача 14. 100лет назад в городе Пятигорске был пущен первый трамвай.
В каком году произошло это событие?
Задача 15. В 1893 году открыто движение поездов от станции Мин-Воды до Кисловодска. Сколько лет этому событию?
Задача 16. В прошлом веке от Москвы до Мин-Вод добирались 13 суток, а в наше время авиалайнер доставит вас всего за 2 часа. На сколько единиц времени больше добирались в прошлом веке, чем сейчас? Во сколько раз меньше времени потребуется на путь из Москвы до Мин- Вод сейчас, чем в прошлом веке?
Задача 17. В 1917 году в городе Пятигорске проживало – 32000 человек, в 2013 году – 160000 человек. На сколько человек увеличилось население города за это время?
Задача 18. В 1875 году курорты Кавминвод посетило -2240 человек, в 1901 году – на 17875 человек больше, а в 1914 году – на 21077 человек больше, чем в 1901 году. Сколько человек отдохнуло на курортах Кавминвод в 1914 году?
Задача 19. В 1913 году на Кавмиводах было разлито 9,6 млн. бутылок минеральной воды, а 2013году – на 190,4 млн. бутылок больше. Сколько бутылок минеральной воды выпустили в 2013 году?
В 5 классе при изучении темы Нумерация чисел в пределе 1000 полезны будут следующие задания:
1.Расположите значения высот гор Кавказских Минеральных вод, начиная с наименьшего значения.
2. Округлить значения высот гор до сотен.
г. Развалка- 930 м г. Лысая – 749 м
г. Машук – 994 м г. Юца – 972 м
г. Джуца – 1189 м г. Медовая – 721 м
г. Бык – 821 м г. Верблюд – 902 м
г. Змейка – 994 м г. Железная - 856 м
г. Тупая – 772 м к
Связь математического материала с нашей жизнью, с историей нашей Родины позволяют формировать у учащихся чувство любви, преданности Родине, гордости за ее прошлое и настоящее. 68 лет прошло со дня победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Уходят ветераны войны, очевидцы тех событий, и новое поколение мало, что знает о тех событиях, теряется связь времен. Вот поэтому и важно на уроках и во внеурочное время рассказать ребятам о тех далеких событиях, показать их значимость в истории нашей страны. В преддверии дня Победы и других знаменательных дат Великой Отечественной войны на уроках математики предлагаются задачи, связанные с теми событиями.
Задача 1. Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 года. Узнать, сколько дней продолжалась война, если она закончилась 9 мая 1945 года?
Задача 2. Узнать продолжительность войны, используя удивительный квадрат. Выберите из каждой строки и каждого столбца по одному числу, найдите сумму выбранных из таблицы чисел и вы получите ответ.
413 | 218 | 474 | 567 |
569 | 374 | 630 | 979 |
195 | 0 | 256 | 349 |
221 | 26 | 282 | 375 |
413 + 374 + 256 + 375 = 1418
218 + 569 + 349 + 282 =1418
Задача 3. В битве под Москвой участвовало 1100000 советских солдат и 1708000 гитлеровских солдат. На сколько человек число германских войск превышало число советских солдат?
Задача 4. В битве под Москвой у советской армии было 7652
орудия, а у немцев – 13500 орудий. На сколько единиц меньше орудий было у советской армии?
Задача 5. Сравните количество боевой техники участвующих в битве под Москвой с обеих сторон.
СССР -774 танка, 1000 самолетов
ГЕРМАНИЯ --1170 танков, 615 самолетов
Задача 6. В танковом сражении под Прохоровкой участвовала 1-я дивизия СС « Адольф Гитлер», имевшая 200 танков, а в 5-ой танковой армии Ротмистрова было в 4,1 раза больше танков Т- 34. Сколько танков Т- 34 было у 5-ой танковой армии?
Задача 7. От подножия Мамаева кургана до его вершины посетитель проходит 200 гранитных ступенек, т.к. Сталинградская битва продолжалась 200 дней и ночей. Высота ступеньки 0,15 м, ширина- 0,35 м. Какова высота Мамаева кургана?
При решении задач на нахождение дроби и проценты использую числовой материал, содержащий сведения о трудностях и лишениях, которые перенес наш народ в годы войны, а особенно блокады Ленинграда. Хлеб- мерило всех ценностей, источник жизни, труда, благополучия и радости. Но настоящую цену хлеба понимаешь тогда, когда его не хватает. В истории человечества были времена, когда люди голодали во время засухи, во время войны. Хлеб войны. Каким он был? Во время блокады Ленинграда дневная норма на человека составляла – 125г.
Задача 1. Сколько граммов весит 1/8 часть буханки хлеба массой в 1 кг? Из чего состоял блокадный хлеб? С 1941года он выпекался из смеси (норма на 1 человека – 200 граммов)
Задача 2. Пищевая целлюлоза – 20% , жмых – 4%, отруби – 4%, овсяная мука – 4%, солодовая мука – 14% , соевая мука – 4%, горох – 15%, картофель – 15%, вода – 16% . Сколько граммов каждого компонента смеси было в кусочке блокадного хлеба?
Вскоре дневная норма уменьшена была до 125 граммов, состав изменился:
Задача 3. Пищевая целлюлоза – 10%, хлопковый жмых – 10%, обойная пыль –2%, вытряски из мешков – 2%,кукурузная мука – 3%, ржаная мука – 73%. Просчитайте в граммах состав блокадного хлеба.
Задача 4. Сколько дней длилась блокада Ленинграда, если началась она 8 сентября 1941 года, а закончилась 27 января 1944 года?
Интересными будут следующие задания на вычисления:
1. В кольце блокады оказалось много людей. А сколько? Сосчитайте
228,7 * 10000 = (2887000 человек)
2. Во время зимы 1941-1942 годов стояли страшные морозы. Какие? Сосчитайте.
10,5 + 40,5 - 8 = (43 С)
3. На заводах у станков взрослых заменили подростки. Сколько часов в сутки они работали? Вычислите.
2,8: 2 * 10 = (14 часов)
4. Зима 1941-1942 годов. Не стало отопления, света, стены домов промерзли. Посчитайте. На сколько см в глубину промерзли стены домов?
12,4 – 0,4 + 18 = (30 см)
5. 20 000 000 человек наша страна потеряла в Великой Отечественной войне. Если бы мы посвятили каждой жертве войны по минуте молчания, то нам бы пришлось молчать, сколько лет? (38 лет)
Неугасима память поколений
И память тех, кого так свято чтим,
Давайте, люди, встаньте на мгновение
И в скорби постоим и помолчим.
Воспитание патриотических чувств невозможно без формирования целостного взгляда на мир и разнообразие природы, без бережного отношения к ней. Вспоминаются слова писателя Леонида Леонова: « Человек, который понимает природу, благороднее, чище. Он не сделает дурного поступка, он прошел душевный университет» На уроках математики я широко использую цифровой материал по экологии. Предлагаю некоторые из них:
Задача 1. Одно большое дерево выделяет в сутки столько кислорода, сколько его необходимо для одного человека. В условиях города под влиянием загазованности выделение кислорода снижается в 10 раз. Сколько должно быть деревьев, чтобы обеспечить кислородом город в 250 000 человек?
Задача 2. В сутки автомобиль способен выбросить в воздух примерно 20 кг выхлопных газов. Сколько выхлопных газов могут выбросить в воздух 8 автомобилей за 10 суток?
Задача 3. Из 1 т тряпья при переработке получают 600м ткани. Сколько м ткани можно получить из 25 т тряпья?
Задача 4. Самые трудолюбивые санитары леса – муравьи. В среднем муравьи за 1 мин приносят в муравейник 20 насекомых. Сколько насекомых принесут муравьи за час?
Задача 5. Один гектар леса выделяет ежегодно 28 т кислорода, а вырубаются каждый год 12 000 000 га леса. Сколько тонн кислорода недополучает Земля за год?
Задача 6. Каждый житель Земли расходует в год количество бумаги, которое получается из 3 хвойных деревьев. Сколько хвойных деревьев в год требуется на вашу семью?
Задача 7. Один вяз за сезон (с мая по сентябрь) усваивает из воздуха 120 г сернистого газа, самого распространенного и ядовитого загрязнителя природы. Вяз живет 400 лет. Сколько сернистого газа уничтожает вяз за свою жизнь?
Задача 8. Береза в сутки поглощает из почвы 40 л влаги, а эвкалипт - в 8 раз больше. Сколько влаги из почвы поглощают в сутки береза и эвкалипт вместе?
Можно привести еще множество задач на экологическую тему, в которых изложен интересный цифровой материал, об экологии, живой и неживой природе, переложить его на задачи, создать свой маленький проект. Так из урока в урок у учащихся естественным образом будут развиваться патриотические чувства, чувство гордости за свою большую и малую родину, и вместе тем сформируется познавательный интерес, повысится мотивация к обучению. Все это позволит сформировать в процессе обучения личностно-ориентированного успешного ученика, способного принести пользу своей Родине.
Литература.
Л.А. Александрова « Возможно ли патриотическое воспитание на уроках математики? » Н. школа. № 5 2013 г.
Газета. Первое сентября. № 7 2011г.
Интернет-ресурсы.