Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 53 «Клубничка»
«Методы и приемы организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников»
Автор: Сапунова Лилия Анатольевна,
воспитатель
Слайд №1
Методы и приемы организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников
“Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму”.
(Китайская пословица)
Слайд №2
В дошкольном возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир.
Познавательно-исследовательская, активность - естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
Поддерживать стремление ребенка к экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности - задачи, которые ставит перед собой сегодня дошкольное образование.
Слайд №3
Современные изменения в дошкольном образовании дают свободу воспитателю в выборе форм и методов образовательной деятельности детей дошкольного возраста.
Методы обучения - это способы работы воспитателя, с помощью которых достигается усвоение детьми знаний, умений и навыков, а также развитие их познавательных способностей. Прием - это часть метода.
При организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников используются следующие методы и приемы:
Слайд №4
- опыты и эксперименты;
- наблюдения;
- метод проектов;
- моделирование (создание моделей объектов живой и неживой природы);
- дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие
ситуации;
- постановка и решение проблемных педагогических ситуаций;
- игры – путешествия;
- трудовые поручения, действия;
- использование художественного слова;
- фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности.
- коллекционирование.
Рассмотрим наиболее интересные из них:
Слайд №5
Одним из актуальных и эффективных методов активизации познавательной деятельности является метод проектов. Суть метода проекта заключается в стимулировании интереса детей к определенным проблемам, для решения которых необходимо владеть знаниями, а через проектную деятельность показать применение этих знаний на практике. Метод проектов – это способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанников, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.
СЛАЙД № 10
Проблемные педагогические ситуации – это форма совместной деятельности педагога и детей, в которой дети решают ту или иную проблему, а педагог направляет детей на решение проблемы, помогает им приобрести новый опыт, активизирует детскую самостоятельность. Педагогическая ситуация имеет диалоговый характер, определяющий совместное решение детьми и взрослыми поставленных задач.
СЛАЙД № 11
Игры с моделированием.
Моделирование предполагает замещение одних объектов другими (реальных – условными), например, шифровка различных объектов (домашних и диких хищных и травоядных животных; овощей и фруктов). Для выполнения задания с начала следует выделить признаки и свойства, которые будут зашифрованы и вместе с детьми придумать несложные символические обозначения. Вниманию детей могут предлагаться несколько вариантов заданий. По ходу освоения темы можно варьировать материал добавляя обозначения какого-либо признака
СЛАЙД № 12
Одним из средств, активизирующих познавательный интерес дошкольников можно назвать загадки. На материале загадок можно решить множество проблем: от систематизации свойств предметов и явлений до построения моделей и развития ассоциативного мышления. Особый интерес у дошкольников вызывают загадки с подсказкой – с подробным описанием предмета, например:
Всех круглее и краснее,
Он в салате всех вкуснее,
И ребята с давних пор
Очень любят…(Помидор) и др.
СЛАЙД № 13
Игры-путешествия эффективны в ознакомлении дошкольников с разными странами, континентами, океанами и т.п. Они позволяют детям «прожить» интересный для них материал, узнать новое, размышляя над тем, что уже вошло в их опыт. В игре дети учатся выражать свое отношение к происходящему, погружаются в организованную взрослыми ситуацию: превращаются в «путешественников», «индейцев», «обитателей подводного царства» и т.д.
СЛАЙД № 14
Основной формой детской познавательно-исследовательской деятельности являются опыты и эксперименты. Используются они в разных видах непосредственно организованной образовательной и самостоятельной деятельности, режимных моментах и направлены на постижение всего многообразия окружающего мира посредством реальных опытов с реальными предметами и их свойствами. Благодаря практическому экспериментированию дети могут определять плавучесть предметов, свойства воды и луча света, свойства магнита и пр. Их применение дает реальное представление о различных сторонах изучаемого объекта или предмета окружающего мира. Следствием является не только ознакомление дошкольника с новыми фактами, но и накопление фонда исследовательских умений.
Слайд № 6
Варианты экспериментальной деятельности
Плановые наблюдения и эксперименты. Педагог как сам, так и опираясь на опыт детей, их творчество, планирует и организует опытно-экспериментальную деятельность во всех режимных моментах и в процессе осуществления НОД с детьми.
Случайные наблюдения и эксперименты. (Не требуют специальной подготовки).
Однако это не значит, что случайные эксперименты проводить просто.
Чтобы воспитатель мог заметить в природе что-то, способствующее развитию
познавательной активности ребенка, он должен сам обладать естественно-
научными знаниями и использовать определенные методы и приемы.
Эксперименты как ответ на детские вопросы.
Помимо запланированных и случайных экспериментов, существуют эксперименты, которые проводятся как ответ на вопрос ребенка. В дальнейшем, если работа не сложна, она проводится как случайный эксперимент; если же требуется значительная подготовка, ее осуществляют в соответствии с методическими рекомендациями, описанными для плановых опытов.
Слайд № 7
Классификация опытов и экспериментов:
По характеру объектов, используемых в эксперименте:
- опыты с растениями;
- опыты с животными;
- опыты с объектами неживой природы;
- опыты, объектом которых является человек.
По месту проведения опытов:
- в групповой комнате;
- на участке;
- в лесу, в поле и т.д.
По причине их проведения:
- случайные;
- запланированные;
- поставленные в ответ на вопрос ребенка.
По количеству детей:
- индивидуальные (1-4 ребенка);
- групповые (5-10 детей);
- коллективные (вся группа).
По продолжительности:
- кратковременные (от 5 до 15 минут);
- длительные (свыше 15 минут).
СЛАЙД № 8
По характеру включения в педагогический процесс:
- эпизодические (проводимые от случая к случаю);
- систематические.
По характеру познавательной деятельности детей:
- иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты);
- поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат);
- решение экспериментальных задач.
По характеру мыслительных операций:
- констатирующие (позволяющие увидеть какое - то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями);
- сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта);
- обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).
Слайд №9
Игры-эксперименты – это игры на основе экспериментирования с предметом (предметами). Основное действие для ребенка – это манипуляция с определенным предметом на основе заданного воспитателем сюжета.
Слайд №15
На основе использования опытно-экспериментальной деятельности мною было разработано занятие «Волшебница-вода», которое было представлено на Республиканский конкурс педагогических презентаций и методических разработок «Открытые ладони».
Слайд №16
Цели занятия: создание оптимальных условий для организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников, формирование потребности и способности активно мыслить и преодолевать трудности при решении разнообразных умственных задач.
Слайд №17
Познавательно- исследовательская деятельность была направлена на решение следующих задач:
Образовательные:
познакомить детей со свойствами воды: (не имеет вкуса, цвета, запаха, течёт, растворитель). Поощрять выдвижение детьми гипотез (предположений). Учить принимать участие в формулировании выводов.
Развивающие:
развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования; развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать; стимулировать самостоятельное формулирование выводов. Развивать мышление, любознательность, речь детей.
Воспитательные:
воспитывать любознательность, позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами; воспитывать бережное отношение к воде; воспитывать умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра.
Слайд №18
Структура занятия включила следующие этапы:
I этап - организационный.
Поскольку игровая мотивация в познавательной деятельности является ведущей на протяжении дошкольного возраста, своё занятие я начала с прихода гостя, это был «Цветок» (мягкая игрушка). Он нам принес задание. С помощью загадок, мы узнали, что сегодня будет являться объектом для экспериментирования.
Слайд №19
II этап – основной (практический).
Под музыку Шопена «Вальс Дождя», дети отправились в путешествие по экспериментальным станциям???…. Немаловажное значение в развитии детской активности имеет насыщенная предметно-пространственная среда, которая стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка. Поэтому групповая комната на это занятие была разделена на пространства - небольшие «лаборатории» или экспериментальные станции???, где на каждом столе дети проводили определенные опыты.
Слайд №20
Первый опыт, который выполняли дети назывался «Вода - это жидкость». Они самостоятельно переливали воду из одного сосуда в другой, делая на основе этого соответствующие выводы.
Второй опыт - это «Вода бесцветная, прозрачная». Ребята подходили к следующей экспериментальной площадке, где были представлены стаканы с водой, с молоком, а также на столе находились краски. В ходе рассуждений и проведение опыта, нами были сделаны выводы: что вода – бесцветная, прозрачная, но ее можно легко окрасить в любой цвет.
После этого мы плавно перешли к третьей экспериментальной станции. Там, ребята узнали, что вода не имеет вкуса, но в ней легко можно растворить такие вещества как соль, сахар.
На последней экспериментальной площадке, дети с помощью опыта узнали, что вода не имеет запаха.
В процессе проведения опытов все дети принимали активное участие. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное - они всё проделывают сами. Тем самым мы развиваем у детей любознательность, наблюдательность, и умения находить пути решения проблемных ситуаций.
Важнейшее условие при проведении НОД познавательного цикла – это то, что педагогу необходимо учитывать общие задачи познавательного развития и облечь содержание в такую форму, чтобы оно привлекало ребенка, стимулировало его активность.
Организация познавательной деятельности должна проходить в форме партнерства взрослого и ребенка, что способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умение принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, способствует эмоциональному комфорту, развитию социальной и познавательной деятельности.
Слайд №21
В основной части, мной была использована физминутка «Дождик», которая позволила расслабиться детям после проведения опытов.
После этого, мы перешли к Д/И «Мы- капельки». С помощью этой игры, мы подошли к вопросу о важном значение воды для всего живого и как нам не обходимо беречь воду.
Слайд №22
III этап. Заключительный.
Подведение итогов занятия.
В завершения занятия и закрепления знаний, ребятам было предложено полить цветок и рассказать о необходимости полива растений, о пользе воды, что все живое на земле без нее прожить не сможет.
Слайд №23
Подводя итог выступления, мне бы хотелось сказать, что цель современного образования – это оказать педагогическую поддержку каждому ребенку на пути его развития, самопознания и самоутверждения в этом мире. С этой целью в нашем саду педагогами была оформлена экспериментальная площадка, а также на территории много объектов за которыми дети с удовольствие наблюдают, самостоятельно проводят свои опыты. Такая работа развивает наблюдательность, приучает внимательно всматриваться в окружающую природу
Слайд №24
В заключении мне хотелось сказать, чтобы педагоги и родители следовали мудрому совету В. А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».
Слайд №25
Спасибо за внимание!