СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад по познавательно-исследовательской деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Методы и приемы организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников"

Просмотр содержимого документа
«Доклад по познавательно-исследовательской деятельности»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 53 «Клубничка»










«Методы и приемы организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников»











Автор: Сапунова Лилия Анатольевна,

воспитатель


















Слайд №1

Методы и приемы организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников

“Расскажи – и я забуду,

покажи – и я запомню,

дай попробовать – и я пойму”.

(Китайская пословица)

Слайд №2

В дошкольном возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир.

Познавательно-исследовательская, активность - естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

Поддерживать стремление ребенка к экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности - задачи, которые ставит перед собой сегодня дошкольное образование.

Слайд №3

Современные изменения в дошкольном образовании дают свободу воспитателю в выборе форм и методов образовательной деятельности детей дошкольного возраста.

Методы обучения - это способы работы воспитателя, с помощью которых достигается усвоение детьми знаний, умений и навыков, а также развитие их познавательных способностей. Прием - это часть метода.

При организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников используются следующие методы и приемы:

Слайд №4

- опыты и эксперименты;

- наблюдения;

- метод проектов;

- моделирование (создание моделей объектов живой и неживой природы);

- дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие 
ситуации;

- постановка и решение проблемных педагогических ситуаций;

- игры – путешествия;

- трудовые поручения, действия;

- использование художественного слова;

- фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности.

- коллекционирование.

Рассмотрим наиболее интересные из них:

Слайд №5

Одним из актуальных и эффективных методов активизации познавательной деятельности является метод проектов. Суть метода проекта заключается в стимулировании интереса детей к определенным проблемам, для решения которых необходимо владеть знаниями, а через проектную деятельность показать применение этих знаний на практике. Метод проектов – это способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанников, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

СЛАЙД № 10

Проблемные педагогические ситуации – это форма совместной деятельности педагога и детей, в которой дети решают ту или иную проблему, а педагог направляет детей на решение проблемы, помогает им приобрести новый опыт, активизирует детскую самостоятельность. Педагогическая ситуация имеет диалоговый характер, определяющий совместное решение детьми и взрослыми поставленных задач.

СЛАЙД № 11

Игры с моделированием.

Моделирование предполагает замещение одних объектов другими (реальных – условными), например, шифровка различных объектов (домашних и диких хищных и травоядных животных; овощей и фруктов). Для выполнения задания с начала следует выделить признаки и свойства, которые будут зашифрованы и вместе с детьми придумать несложные символические обозначения. Вниманию детей могут предлагаться несколько вариантов заданий. По ходу освоения темы можно варьировать материал добавляя обозначения какого-либо признака





СЛАЙД № 12

Одним из средств, активизирующих познавательный интерес дошкольников можно назвать загадки. На материале загадок можно решить множество проблем: от систематизации свойств предметов и явлений до построения моделей и развития ассоциативного мышления. Особый интерес у дошкольников вызывают загадки с подсказкой – с подробным описанием предмета, например:

Всех круглее и краснее,

Он в салате всех вкуснее,

И ребята с давних пор

Очень любят…(Помидор) и др.

СЛАЙД № 13

Игры-путешествия эффективны в ознакомлении дошкольников с разными странами, континентами, океанами и т.п. Они позволяют детям «прожить» интересный для них материал, узнать новое, размышляя над тем, что уже вошло в их опыт. В игре дети учатся выражать свое отношение к происходящему, погружаются в организованную взрослыми ситуацию: превращаются в «путешественников», «индейцев», «обитателей подводного царства» и т.д.

СЛАЙД № 14

Основной формой детской познавательно-исследовательской деятельности являются опыты и эксперименты. Используются они в разных видах непосредственно организованной образовательной и самостоятельной деятельности, режимных моментах и направлены на постижение всего многообразия окружающего мира посредством реальных опытов с реальными предметами и их свойствами. Благодаря практическому экспериментированию дети могут определять плавучесть предметов, свойства воды и луча света, свойства магнита и пр. Их применение дает реальное представление о различных сторонах изучаемого объекта или предмета окружающего мира. Следствием является не только ознакомление дошкольника с новыми фактами, но и накопление фонда исследовательских умений.

Слайд № 6

Варианты экспериментальной деятельности

Плановые наблюдения и эксперименты. Педагог как сам, так и опираясь на опыт детей, их творчество, планирует и организует опытно-экспериментальную деятельность во всех режимных моментах и в процессе осуществления НОД с детьми.

Случайные наблюдения и эксперименты. (Не требуют специальной подготовки).

Однако это не значит, что случайные эксперименты проводить просто.

Чтобы воспитатель мог заметить в природе что-то, способствующее развитию

познаватель­ной активности ребенка, он должен сам обладать естественно-

научными знаниями и использовать определенные методы и приемы.

Эксперименты как ответ на детские вопросы.

Помимо запланированных и случайных экспериментов, существуют эксперименты, которые проводятся как ответ на вопрос ребенка. В дальнейшем, если работа не сложна, она проводится как случайный эксперимент; если же требуется значительная подготовка, ее осуществляют в соответствии с методическими рекомендациями, описанными для плановых опытов.

Слайд № 7

Классификация опытов и экспериментов:

По характеру объектов, используемых в эксперименте:

- опыты с растениями;

- опыты с животными;

- опыты с объектами неживой природы;

- опыты, объектом которых является человек.

По месту проведения опытов:

- в групповой комнате;

- на участке;

- в лесу, в поле и т.д.

По причине их проведения:

- случайные;

- запланированные;

- поставленные в ответ на вопрос ребенка.

По количеству детей:

- индивидуальные (1-4 ребенка);

- групповые (5-10 детей);

- коллективные (вся группа).

По продолжительности:

- кратковременные (от 5 до 15 минут);

- длительные (свыше 15 минут).

СЛАЙД № 8

По характеру включения в педагогический процесс:

- эпизодические (проводимые от случая к случаю);

- систематические.

По характеру познавательной деятельности детей:

- иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты);

- поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат);

- решение экспериментальных задач.

По характеру мыслительных операций:

- констатирующие (позволяющие увидеть какое - то одно со­стояние объекта или одно явление вне связи с другими объек­тами и явлениями);

- сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта);

- обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).

Слайд №9

Игры-эксперименты – это игры на основе экспериментирования с предметом (предметами). Основное действие для ребенка – это манипуляция с определенным предметом на основе заданного воспитателем сюжета.

Слайд №15

На основе использования опытно-экспериментальной деятельности мною было разработано занятие «Волшебница-вода», которое было представлено на Республиканский конкурс педагогических презентаций и методических разработок «Открытые ладони».

Слайд №16

Цели занятия: создание оптимальных условий для организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников, формирование потребности и способности активно мыслить и преодолевать трудности при решении разнообразных умственных задач.

Слайд №17

Познавательно- исследовательская деятельность была направлена на решение следующих задач:

Образовательные:
познакомить детей со свойствами воды: (не имеет вкуса, цвета, запаха, течёт, растворитель). Поощрять выдвижение детьми гипотез (предположений). Учить принимать участие в формулировании выводов.
Развивающие:
развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования; развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать; стимулировать самостоятельное формулирование выводов. Развивать мышление, любознательность, речь детей.
Воспитательные:
воспитывать любознательность, позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами; воспитывать бережное отношение к воде; воспитывать умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра.



Слайд №18

Структура занятия включила следующие этапы:

I этап - организационный.

Поскольку игровая мотивация в познавательной деятельности является ведущей на протяжении дошкольного возраста, своё занятие я начала с прихода гостя, это был «Цветок» (мягкая игрушка). Он нам принес задание. С помощью загадок, мы узнали, что сегодня будет являться объектом для экспериментирования.

Слайд №19

II этап – основной (практический).

Под музыку Шопена «Вальс Дождя», дети отправились в путешествие по экспериментальным станциям???…. Немаловажное значение в развитии детской активности имеет насыщенная предметно-пространственная среда, которая стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка. Поэтому групповая комната на это занятие была разделена на пространства - небольшие «лаборатории» или экспериментальные станции???, где на каждом столе дети проводили определенные опыты.

Слайд №20

Первый опыт, который выполняли дети назывался «Вода - это жидкость». Они самостоятельно переливали воду из одного сосуда в другой, делая на основе этого соответствующие выводы.

Второй опыт - это «Вода бесцветная, прозрачная». Ребята подходили к следующей экспериментальной площадке, где были представлены стаканы с водой, с молоком, а также на столе находились краски. В ходе рассуждений и проведение опыта, нами были сделаны выводы: что вода – бесцветная, прозрачная, но ее можно легко окрасить в любой цвет.

После этого мы плавно перешли к третьей экспериментальной станции. Там, ребята узнали, что вода не имеет вкуса, но в ней легко можно растворить такие вещества как соль, сахар.

На последней экспериментальной площадке, дети с помощью опыта узнали, что вода не имеет запаха.

В процессе проведения опытов все дети принимали активное участие. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное - они всё проделывают сами. Тем самым мы развиваем у детей любознательность, наблюдательность, и умения находить пути решения проблемных ситуаций.

Важнейшее условие при проведении НОД познавательного цикла – это то, что педагогу необходимо учитывать общие задачи познавательного развития и облечь содержание в такую форму, чтобы оно привлекало ребенка, стимулировало его активность.

Организация познавательной деятельности должна проходить в форме партнерства взрослого и ребенка, что способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умение принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, способствует эмоциональному комфорту, развитию социальной и познавательной деятельности.

Слайд №21

В основной части, мной была использована физминутка «Дождик», которая позволила расслабиться детям после проведения опытов.

После этого, мы перешли к Д/И «Мы- капельки». С помощью этой игры, мы подошли к вопросу о важном значение воды для всего живого и как нам не обходимо беречь воду.

Слайд №22

III этап. Заключительный.

Подведение итогов занятия.

В завершения занятия и закрепления знаний, ребятам было предложено полить цветок и рассказать о необходимости полива растений, о пользе воды, что все живое на земле без нее прожить не сможет.

Слайд №23

Подводя итог выступления, мне бы хотелось сказать, что цель современного образования – это оказать педагогическую поддержку каждому ребенку на пути его развития, самопознания и самоутверждения в этом мире. С этой целью в нашем саду педагогами была оформлена экспериментальная площадка, а также на территории много объектов за которыми дети с удовольствие наблюдают, самостоятельно проводят свои опыты. Такая работа развивает наблюдательность, приучает внимательно всматриваться в окружающую природу

Слайд №24

В заключении мне хотелось сказать, чтобы педагоги и родители следовали мудрому совету В. А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».

Слайд №25

Спасибо за внимание!