СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад по теме: «УПРАВЛЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ГОС»

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад из опыта работы  «УПРАВЛЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ГОС»

Просмотр содержимого документа
«Доклад по теме: «УПРАВЛЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ГОС»»

Районные педагогические чтения

Доклад по теме:

«УПРАВЛЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ГОС»

Анна ФедоровнаТабак

Муниципальное

образовательное учреждение

«Слободзейская средняя

общеобразовательная школа №1»


Содержание

Введение ……………………………………………………………………… 1

1. Теоретические аспекты организации воспитательной работы в условиях общеобразовательных организаций ………………………………………... 2

1.1 Технология организации внеклассной воспитательной работы ……… 3

1.2 Особенности организации воспитательной системы в условиях реализации ГОС нового поколения………………………………………..... 4

2. Анализ деятельности по организации внеклассной воспитательной работы в условиях школы …………………………………………………………... 6

Заключение ……………………………………………………………….…. 12

Список использованной литературы ………………………………………. 13

Введение

Воспитательный компонент деятельности школы должен являться неотъемлемой составляющей общего социокультурного пространства нашего государства. Под воспитанием в общеобразовательной организации понимается создание условий для развития личности ребенка, его духовно-нравственного становления и подготовки к жизненному самоопределению, содействие процессу взаимодействия педагогов, родителей и обучающихся в целях эффективного решения общих задач. В настоящее время общие задачи и принципы воспитания средствами образования, представлены в государственных образовательных стандартах, где воспитательная деятельность рассматривается уже как компонент педагогического процесса.

Современное воспитание школьников сопровождается многими процессами негативного характера, которые происходят в нашем современном обществе: кризис социальной системы; обострение политической ситуации; социальная напряженность; экономическая нестабильность; криминализация жизни; ухудшение экологической обстановки; падение нравственности.

Ситуация выживания, в которой находится наше общество, рождаются такие формы социального поведения, связанные с агрессией, жестокостью, борьбой и конкуренцией. Все это приводит к снижению ценности человеческой жизни. В настоящее время мы можем наблюдать изменения, происходящие в основном социальном институте - семье. Воспитательные функции перестали выполнять свои основные воспитательные задачи. Некоторым семьям не хватает материальных благ, другим элементарной духовной близости родителей и детей.

В последние годы наблюдается снижение воспитательной функции школы, т.е. появление несоответствия между процессами обучения и воспитания. Данная ситуация разрушает целостность педагогического процесса. Воспитание в стенах общеобразовательного учреждения изложены лишь в концептуальных нормативных документах, а практическая реализация воспитания не практикуется. Каждый ребенок должен получить воспитание, связанное с привитием таких качеств, как человечность, доброта, четкая позиция гражданственности и патриотизма, бережность к своей природе, культуре и мировому наследию. Это самые главные ценности, которые должны поступать со стороны педагогического коллектива, в процессе взаимосвязи перечисленных позиций строится вся воспитательная система школы.

1. Теоретические аспекты организации воспитательной работы в условиях общеобразовательных организаций


1.1 Технология организации внеклассной воспитательной работы

Проанализируем определенную последовательность организации внеклассной воспитательной работы. Она может использоваться как при индивидуальной, так и при массовой работе.

1. Изучение и постановка воспитательных задач.

Данный этап направлен на изучение особенностей школьников и коллектива класса для эффективного воспитательного воздействия и определение наиболее актуальных для сложившихся в классе ситуаций воспитательных задач.

Цель этапа - объективная оценка педагогической реальности, заключающаяся в определении ее положительных аспектов (лучшее в ребенке, коллективе), и того, что нуждается в корректировке, формировании и выборе наиболее важных задач.

Изучение осуществляется с помощью наблюдения, педагог собирает информацию о ребенке и коллективе. Информативным методом является беседа, причем не, только с ребенком и классом, но и с родителями, учителями, работающими в классе; особое значение имеет беседа со школьным психологом, который не, только расширит представления педагога, но и даст профессиональные рекомендации.

В индивидуальной работе большое значение имеет изучение продуктов деятельности ребенка: рисунков, поделок, стихотворений, рассказов и т.д.

2. Моделирование предстоящей внеклассной воспитательной работы заключается в том, что педагог создает в своем воображении образ определенной формы. При этом следует использовать в качестве ориентиров цель, общие задачи, функции внеклассной работы.

Например, в классе есть мальчик, очень замкнутый, не идущий на контакт с педагогом и детьми. Общая цель - формирование общительности, ведущая функция - формирующая в совокупности с развивающей. Допустим, изучение личности этого мальчика показало, что у него очень низкая самооценка и высокая тревожность, конкретные цели - повышение самооценки, снятие тревожности.

Общая цель внеклассной работы - развитие познавательного интереса, ведущая функция - развивающая, конкретная цель - расширение кругозора детей, формирование познавательной активности.

В соответствии с целью, задачами, приоритетными функциями внеклассной работы и результатами изучения подбираются конкретное содержание, формы, методы, средства.

3. Практическая реализация модели направлена на осуществление задуманной воспитательной работы в реальном педагогическом процессе.

4. Анализ проведенной работы направлен на сравнение модели с реальным воплощением, выявление удачных и проблемных моментов, их причин и последствий. Очень важен элемент постановки задачи для дальнейшей воспитательной работы.

Исходя из особенностей внеклассной воспитательной работы, назовем определяющие требования к ней.

1. При организации и проведении внеклассной работы обязательна постановка цели.

2. Перед началом необходимо определить ожидаемые результаты. Это помогает сформулировать задачи таким образом, чтобы они способствовали достижению общей цели - усвоению ребенком социального опыта и формированию позитивной системы ценностей.

3. В воспитательной внеклассной работе необходим оптимистический подход, опора на лучшее в каждом ребенке.

4. При организации внеклассной воспитательной работы педагог должен быть в постоянном творческом поиске, подбирая и создавая новые формы, отвечающие сложившейся в классе ситуации. Творчество педагога является необходимым условием для эффективной внеклассной работы.

1.2. Особенности организации воспитательной системы в условиях реализации ГОС нового поколения

Во все времена деятельность школы была направлена на решение воспитательных задач, однако с появлением Стандарта второго поколения определены результаты воспитания: чувство гражданской идентичности, патриотизм, учебная мотивация, стремление к познанию, умение общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки, толерантность и многое другое. В основе Стандарта лежит концепция духовно-нравственного развития, воспитания личности гражданина страны.

Образовательное учреждение взаимодействует с различными социальными институтами.

Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Основные принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания:

нравственный пример педагога;

социально-педагогическое партнёрство;

индивидуально-личностное развитие;

Представим в виде таблицы информацию об основных направлениях и видах внеурочной деятельности по требованиям ГОС.

Основные направления и виды внеурочной деятельности по требованиям ГОС




Основные направления

Виды деятельности


спортивно-оздоровительное;

художественно-эстетическое;

научно-познавательное;

военно-патриотическое;

общественно-полезная деятельность;

проектная деятельность.

игровая;

познавательная;

проблемно-ценностное общение;

досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);

художественное творчество;

социальное творчество (социально- преобразующая добровольческая деятельность);

техническое творчество;

трудовая (производственная) деятельность;

спортивно-оздоровительная деятельность;

туристско-краеведческая деятельность.





Таким образом, в ходе теоретического исследования мы определили, что в процессе воспитания происходит формирование у обучающихся мотивационно-ценностные ориентации, коммуникативные способности, интеллектуальные и эмоционально-волевые качества личности. Необходимо организовывать учебную и внеклассную воспитательную работу таким образом, чтобы нравственные нормы, демократические ценности определяли качество взаимоотношений педагогов и обучающихся в учебном процессе.

Внеурочная деятельность в школе способствует созданию благоприятных условий по развитию интересов детей, основанных на свободном выборе, постижение духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

Внеурочная деятельность строится в соответствии с возрастными особенностями обучающихся, преемственностью с технологиями учебной деятельности; опорой на традиции и положительного опыта организации внеурочной деятельности в школе; опорой на ценности воспитательной системы школы; свободного выбора на основе личных интересов и склонностей ребенка.

Технология организации внеклассной воспитательной работы может быть в виде индивидуальных или групповых форм работы с детьми. Организация внеклассной воспитательной работы должна быть системной и основанной на педагогических принципах.

2. Анализ деятельности по организации внеклассной воспитательной работы в условиях школы

1) Правовое воспитание и культура безопасности.

Одним из важных направлений воспитательной деятельности является формирование у обучающихся правовой культуры, представлений об основных правах и обязанностях, об уважении к правам человека и свободе личности;

В школе реализуется программа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, работы с детьми групп «риска», которая направлена на создание в школе необходимых условий для успешного обучения и воспитания учащихся.

Деятельность по реализации программы предполагает:

- составление списков детей групп «риска»: «имеющие проблемное поведение», «дети из неблагополучных семей», «имеющие трудности в общении», «подверженные стрессу», «часто болеющие дети»;

- организация социально-педагогического взаимодействия по профилактике и преодолению последствий конфликтных ситуаций с учащимися групп «риска».

- проведение мероприятий по выявлению учащихся, склонных к правонарушению, курению, употреблению алкоголя, наркотических и психотропных средств;

- выявление и постановку на учет неблагополучных семей;

- систематическую работу психолога с детьми, имеющими проблемное поведение.

- организация интересного и полезного каникулярного отдыха учащихся – регулярно проводятся экскурсии в интересных местах нашего города и республики, а также беседы, спортивные соревнования и т.д.

Формы деятельности:

- операция «Подросток»;

- включение детей групп «риска», во внеурочную деятельность в соответствии с их склонностями и интересами. В нашей школе действуют такие кружки как Юный патриот Приднестровья, Юный инспектор дорожного движения, Юный эколог Приднестровья, Танцевальный кружок, Юный тимуровец Приднестровья. Дети, которые состоят на учете, с удовольствием посещают данные кружки и спортивные секции.

- проведение тематических классных часов на тему: «Знай Конституцию своего государства», «Я гражданин, ПМР- а это значит…».

- проведение мероприятий, линеек «Неделя правовых знаний»,

- родительские собрания

- встречи с работниками инспекции по делам несовершеннолетних.

2) Духовно-нравственное воспитание

Цель направления - обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности.

Используются такие формы деятельности:

  • участие в мероприятиях «Митинг, посвященный Дню Победы», «День освобождения г. Слободзея от немецко-фашистских захватчиков, «День Мира», «День города», «День матери».

  • Проведение акций «Ветеран живет рядом», «Согреем ладони, разгладим морщины», «Час без одиночества», «Георгиевская ленточка», «Зажги свечу памяти».

3) Гражданско-патриотическое воспитание

Реализация данного направления воспитательной деятельности предполагает:

- формирование гражданской культуры: правовых и политических знаний;

- формирование патриотического сознания; воспитание любви к своей родине, освоение духовного наследия народа - традиционной народной культуры;

- воспитание толерантности;

- формирование ответственного отношения к окружающей среде, основывающееся на экологическое сознание;

- формирование позитивных жизненных установок и ценностных ориентаций у детей и подростков.

Мероприятия, проводимые в рамках этой программы, реализуются на практике и становятся традиционными.

Применяются следующие формы деятельности:

  • общешкольные и классные мероприятия: «Граждаско - патриотический фестиваль – Мы этой памяти верны» в данном фестивале учащиеся нашей школы заняли призовые места в районе и республике.

  • Военно-спортивные соревнования, смотры строя и песни «Юный патриот Приднестровья» команда заняла призовые места в районе, в 2016 году – 2 место, 2017 году -2 место, 2019 году 3 место.

  • посещение музеев и библиотек

  • проведение конкурса чтецов, сочинений, стенгазет.

  • конкурс рисунков ко Дню защитника Отечества

  • встречи с ветеранами войны

  • конкурсы поделок

4) Культурно-творческое и художественно-эстетическое воспитание

Система художественно-эстетического воспитания школьников реализуется в учебно-воспитательном процессе, осуществляемом как на уроках, так и во внеучебное время. Все учебные предметы, наряду с передачей детям основ наук, своими специфическими средствами решают задачи эстетического воспитания. Они имеют своей главной целью всестороннее развитие и нравственно-эстетическое воспитание школьников.

Основными задачами данного направления являются:

- воспитание способности восприятия и понимания прекрасного в действительности и в искусстве;

- развитие эстетических взглядов и чувств, потребности и способности создавать прекрасное;

- формирование эстетического отношения к жизни;

- развитие творческих способностей, творческой инициативы и активности.

Используемые формы деятельности:

  • конкурсы рисунков и подделок к новому году, к празднику «Золотая осень»

  • Традиционные школьные мероприятия «День учителя», «Новый год», «8 Марта», «Мэрцишор», «Выпускной» и др.

5) Трудовое воспитание

Трудовая деятельность и трудовое воспитание сочетаются с профориентационной работой, главными направлениями которой является:

- предоставление максимума информации о профессиях, специальностях, необходимых в регионе;

- вооружение информацией о порядке и условиях поступления в учебные заведения;

- помощь учащимся в выборе профессии на уровне социально-психологической консультации;

- организация экономического образования.

Формы деятельности:

  • субботники

  • генеральные уборки в классе

  • выставки поделок

  • посещения библиотек района

  • встречи с людьми разных профессий

  • консультации, тестирование

  • классные часы

  • озеленение кабинетов и школьной территории

  • ремонт учебников

  • экскурсии в Центре занятости.

6) Спортивно-оздоровительное направление

Мероприятия в рамках спортивно-оздоровительного направления призваны решать проблемы сохранения здоровья ученика, позволяют детям сделать правильный выбор и проанализировать влияние вредных привычек.

Основные формы деятельности:

  • спортивные мероприятия «Открытие летнего спортивного сезона», «Дни Здоровья»

  • походы, прогулки на свежем воздухе, физминутки;

  • классные часы, беседы, акции «Молодежь против наркотиков», «Мы за здоровый образ жизни», «Чума 21 века» …

  • встречи с медицинскими работниками

  • конкурсы рисунков, плакатов

  • подвижные игры.

  • спортивные соревнования по шашкам, шахматам, легкой атлетике, где наши учащиеся имеют много призовых мест.

7) Экологическое воспитание

Экологическая здоровье сберегающая деятельность школы способствует формированию у обучающихся экологической культуры, ценностного отношения к жизни во всех её проявлениях, здоровью, качеству окружающей среды, умений вести здоровый и безопасный образ жизни.

Формы деятельности:

  • акции «Чистые берега Днестра», «Сохраним нашу землю голубой и зеленой», «Сбереги елочку», «Посади свое дерево».

  • оформление стендов

  • классные часы, беседы

  • изготовление кормушек для птиц

  • экскурсии в природу.

8) Развитие самоуправления школьников

Цель направления - активизация внутренних резервов обучающихся, способствующих успешному освоению нового социального опыта на всех ступенях общего образования, в формировании социальных, коммуникативных компетенций, необходимых для эффективного взаимодействия в социуме.

В школе действует орган ученического самоуправления, который функционирует также на основании Положения, в котором отражены цель, задачи, права и обязанности членов Совета.

Совет состоит из 6 секторов: учебный, культурно- досуговый, спортивный, патриотический, экологический и редколлегия.

С помощью ученического самоуправления мы не принуждаем учащихся, а предоставляем возможности для активного, полезного и интересного времяпровождения. 

Основные формы деятельности:

-акции «Помоги другу», «Ромашка добрых дел» …

-организация мероприятий.

Заключение

Необходимо организовывать учебную и внеклассную воспитательную работу таким образом, чтобы нравственные нормы, демократические ценности определяли качество взаимоотношений педагогов и обучающихся в учебном процессе.

Внеурочная деятельность в школе способствует созданию благоприятных условий по развитию интересов детей, основанных на свободном выборе, постижение духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

Технология организации внеклассной воспитательной работы может быть в виде индивидуальных или групповых форм работы с детьми. Организация внеклассной воспитательной работы должна быть системной и основанной на педагогических принципах.

Создание особой воспитательно-образовательной среды в школе состоит в том, что положительный эффект образования и воспитания достигается лишь в том случае, если школьник не просто сталкивается время от времени с теми или иными социальными явлениями, нравственными ценностями, но оказывается погруженным в определенную среду, обеспечивающую комплексное воздействие на все сферы нравственного мировосприятия и мировоззрения растущего человека.

Школа – наш второй дом, а в доме всегда солнечно, уютно и тепло. Школа для всех учеников одна, каждый обитатель этого большого дома должен чувствовать свою значимость, свою, хоть самую небольшую роль – в общем, ощущать свою востребованность.

Список использованной литературы:

  1. Ахмедьянова, А. Г. Опыт, проблемы и перспективы духовно - нравственного воспитания школьников / А. Г. Ахмедьянова / Стандарты и мониторинг в образовании. - 2010. - № 3. - С. 38 - 42.

  2. Духовно - нравственное воспитание школьников. Нормативные документы. Данилюк, А. / А. Я.Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков.- М. : Просвещение, 2009.

  3. Дармодехин, С. В., Вагнер, И. В. и др. Требования к содержанию и условиям воспитания учащихся начальной и основной школы / под общ. ред. академика РАО С. В. Дармодехина-М.: ИСВ РАО, 2010.

  4. Дармодехин С.В., Вагнер И.В., Климин С.В. и др. Требования к содержанию и условиям воспитания, духовно-нравственного развития обучающихся в учреждениях, реализующих основные общеобразовательные программы начального и основного общего образования. - М.: ИСРАО, 2009.

  5. Каршинова, J1. В. Духовное и нравственное развитие и воспитание личности в образовательном пространстве / Л. В. Каршинова / Эксперимент и инновации в школе. - 2010. - № 6. - С.48 - 52.

  6. Кетова, Т. В. Классные часы духовно - нравственной направленности / Т. В. Кетова / Начальная школа. - 2011. - № 9. - С. 76 - 78.

  1. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся [Электронный ресурс] -http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId:=:958

  2. Духовно-нравственное воспитание школьников [Электронный ресурс] / А.Я. Данилюк, А.М.Кондаков, В.А. Тишков. - http://www.lomonholding.ru/articles/detail/?catalogue_id=12&;item_id=1525

  3. Концепция духовно-нравственного воспитания школьников [Электронный ресурс] / А.Я. Данилюк, А.М.Кондаков, В.А. Тишков. - http://г- omitet.ru/school/program/action2009/razdel/cdn

  4. Никитина, Н. Н. Духовно-нравственное воспитание: сущность и проблемы [Электронный ресурс] / Н.Н. Никитина. -http://www.pedagogik.a-cultura.narod.ru/private/Articles/N_2008/Articles/Nikinina_08_2.htm





9