Просмотр содержимого документа
«Доклад по теме: "Клинико-психологические критерии патологических нарушений поведения у подростков"»
КЛИНИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ ПАТОЛОГИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ
Для понимания характера и причин дезадаптации подростков с различными нервно-психическими нарушениями необходимо знать не только клинические признаки определенных вариантов психических расстройств, но и те функционально-динамические предпосылки, которые определяют возникновение этих расстройств.
Исследования, проведенные группой ученых, позволили выявить признаки в эмоциональной, двигательной, познавательной сфере, поведении и личности в целом, которые могли бы на различных этапах психического формирования ребенка еще до подросткового возраста служить показателями для установления дезадаптации поведения в подростковом возрасте.
В дошкольном возрасте факторами риска патологического подросткового криза представляются следующие проявления:
выраженная расторможенность, трудности выработки у ребенка тормозных реакций и запретов, адекватных возрасту форм поведения: трудность организации поведения даже в пределах подвижных игр;
такие особенности личностной незрелости, как склонность к лжи, примитивным вымыслам, используемым для наиболее легкого выхода из затруднительных и конфликтных ситуаций; повышенная внушаемость неправильным формам поведения (имитации отклонений поведения сверстников, более старших детей либо взрослых);
инфантильные проявления с двигательными разрядами, громким настойчивым плачем и криком;
импульсивность поведения, вспыльчивость, обусловливающие ссоры и драки, возникающие по незначительному поводу;
реакции упрямого неподчинения и негативизма с озлобленностью, агрессией в ответ на наказание, замечания, запреты.
В младшем школьном возрасте неблагоприятны следующие факторы:
сочетание низкой познавательной активности и личностной незрелости с возрастающими требованиями к социальному статусу школьника;
стремления к острым ощущениям и бездумным впечатлениям;
интерес к ситуациям, включающим агрессию, жестокость;
наличие как немотивированных колебаний настроения, так и конфликтности, взрывчатости и драчливости в ответ на незначительные требования либо запреты;
отрицательное отношение к занятиям, эпизодические прогулы отдельных «неинтересных» уроков; побеги из дома при угрозе наказания;
реакции протестa, связанные с нежеланием заниматься в школе, намеренное невыполнение домашних заданий «назло» педагогам и родителям;
стремление обратить на себя внимание отрицательными формами поведения в школе: грубостью, невыполнением требований учителя, злобными шалостями;
выявление к концу обучения в начальных классах массовой школы стойких пробелов в знаниях по основным разделам программы; физическая невозможность усвоения дальнейших разделов программы за счет как слабых интеллектуальных предпосылок, так и отсутствия интереса к учебе, общественно полезному труду;
нарастающее тяготение к асоциальным формам поведения (мелкие кражи, раннее пристрастие к курению, выманивание денег, сигарет, первые попытки знакомства с алкоголем) под влиянием подростков или более старших приятелей;
дефекты воспитания в виде бесконтрольности безнaдзopности, грубой авторитарности, асоциального поведения членов семьи.
Среди психических особенностей препубертатного возраста, значимым для возникновения патологического подросткового криза, представляются следующие:
Сохранение инфантильности суждений, крайняя зависимость от ситуации с неспособностью активно воздействовать на нее, склонность к уходу от трудных ситуаций, слабость реакции на порицание.
Невыраженность собственных волевых установок, слабость функций самоконтроля и саморегуляции как проявление несформированности основных предпосылок пубертатного возраста;
Некоррегируемость поведения, обусловленная сочетанием инфантильности с аффективной возбудимостью, импульсивностью.
Повышенный интерес к сексуальным проблемам: у девочек - истериформная окраска поведения, связанная с сексуальностью (стремление обратить на себя внимание чрезмерной кокетливостью, выразительностью жестов и мимики); У мальчиков - склонность к алкоголизации, агрессии, бродяжничеству;
Сочетание указанных проявлений с невыраженностью школьных интересов и отрицательного отношения к учебе. Нарастание педагогической запущенности, связанное как с отсутствием школьных интересов, так и с органической слабостью интеллектуальных предпосылок, низкой работоспособностью, в определенной мере обусловленной препубертатной астенией;
Переориентация интересов на внешкольное окружение. Усвоение внешних форм подросткового поведения, стремление к имитации и асоциальных форм взрослого образа жизни ( упорное стремление к курению, алкоголизаций и т. д.);
Неблагоприятные микросредовые условия (семейные, асоциальное окружение). При отсутствии асоциальных форм поведения в семье и окружении провоцирующую роль в наpyшeнияx поведения играют недоучет родителями и педагогами характерных особенностей ребенка в начале подростковой фазы развития, неумение использовать его положительные стороны, в том числе зарождающиеся в препубертатном возрасте попытки компенсации неуспеваемости в доступных ему видах деятельности;
Неадекватные условия обучения в общеобразовательной школе детей с ЗПР и олигофренией, препятствующие усвоению программы.
Все приведенные выше данные позволяют выделить факторы риска в отношении патологических форм поведения в подростковом возрасте. Следует подчеркнуть, что в каждом отдельном случае имеет значение не единичный критерий, а их сочетание, включающее ряд вышеописанных биологических и социальных факторов.
Таким образом, основные факторы риска выраженной декомпенсации поведения в подростковом возрасте следующие:
стойкость инфантильных черт личности;
выраженность психической неустойчивости, аффективной возбудимости, расторможенности влечений;
неблагоприятные средовые условия, специфически патогенные для определенного варианта нарушений поведения;
раннее возникновение микросоциальной и педагогической запущенности как результат всех перечисленных выше факторов: незрелости эмоциональной, волевой и личностной сфер, низкого уровня познавательной активности и слабости интеллектуальных предпосылок, неблагоприятности средовых условий. Этот фактор один из ведущих.
Следует выделить и некоторые благоприятные прогностические факторы, особенно важные у ребенка с недостаточностью ЦНС либо с неблагополучным социальным окружением, также характерные для различных возрастных этапов.
В младшем школьном возрасте к ним можно отнести следующие:
стремление к самоутверждению, которое проявляется не нарушениями поведения, а занятиями спортом, в кружках, ансамблях, т. е. в регламентированных формах деятельности.
В препубертатном возрасте благоприятными признаками могут служить следующие:
гармоничность психофизического созревания; положительная установка на труд либо на определенные учебные предметы как фактор, отвечающий возможностям и интересам ребенка и дающий реальные пути к сохранным сторонам личности и ее потенциальным возможностям;
целенаправленность во внеучебной деятельности (например, увлечение спортом для достижения определенных спортивных показателей);
ориентация на социально положительного лидера в среде сверстников, адекватность поведения в школе и за ее пределами, коррегируемость отдельных возрастных поведенческих реакций;
устойчивость к неблагоприятным средовым явлениям;
Данные показатели могут способствовать не только разработке профилактических мероприятий, но и способов дифференцированной психолого-педагогической коррекции того или иного типа нарушения у подростков, с обязательным участием психолога.
Литература:
Лебединская К. С., Райская М. М., Грибанова Г. В. Подростки с нарушениями в аффективной сфере: Клиниика-психологическая характеристика «трудных» подростков / НИИ дефектологии Акад. пед. наук. СССР. М., 1988. С. 153-158.