Литература - это предмет, который учит добру, истине, красоте и любви. Значит и учителю невозможно оставаться случайным человеком в жизни детей. А стать близким, понятным и принятым в душу можно только через совместный труд, через общение, любовь, сотворчество и сотрудничество.
Приобщение школьников к художественной литературе как к искусству, развитие учащихся средствами художественной литературы - одна из актуальных проблем современной школы. Перед учителем-словесником встает проблема весьма сложная – показать подростку ценность и красоту художественных произведений.
Основным путем решения этой проблемы является работа над общим развитием учащихся и организация творческого чтения специально отобранных произведений, доступных восприятию учащихся, максимально влияющих на интеллектуальную и эмоциональную сферы личности. При этом образное и логическое мышление, работа воображения, чувства и исследование истины находятся в постоянном движении и взаимодействии. При восприятии и постижении художественного образа оживляется все накопленное в памяти, развивается ассоциативное мышление, пробуждаются различные чувства. В результате такой умственной работы происходит не просто усвоение прочитанного, а осознание своего отношения к произведению искусства, идет накопление новых знаний, нравственных ценностей, развивающих человека как личность, у ребёнка возникает желание познать суть произведения, перечитать его при необходимости ещё раз.
Я хочу предложить вам, уважаемые коллеги, ряд идей для внеклассной работы по литературе, которые мы успешно реализуем МО учителей русского языка и литературы.
В нашей школе стало хорошей традицией проведение следующих мероприятий по литературе:
1) Как вам известно, 9 октября отмечается Всемирный день чтения. Наша школа не остаётся в стороне от этого праздника. В этот день в школе проводятся открытые уроки внеклассного чтения. Тематика уроков различная: это и уроки, посвящённые писателям-юбилярам, и уроки по современной детской литературе, и просто уроки доброты.
2) 19 октября ежегодно проводим конкурс поэтического слова. Причем, звучат стихотворения не только А.С.Пушкина, но и других поэтов, например, М.Ю.Лермонтова, С.А.Есенина, Э.Асадова, сибирских писателей. В этом учебном году конкурс был посвящен 205-летнему юбилею Царскосельского лицея.
3) На протяжении нескольких лет ученики нашей школы принимали активное участие в областном фестивале поэтического слова "Читаем Пушкина", не раз становились лауреатами и призерами конкурса.
4) Активно участие ребят нашей школы и в районном конкурсе чтецов.
5) В декаду русского языка и литературы проводим всевозможные мероприятия и конкурсы, повышающие интерес к литературе, к чтению книг.
6) Хорошей традицией стало проведение фестиваля "Театральная весна".
Театральная деятельность предусматривает чтение в образе, чтение в лицах, разыгрывание эпизодов, пантомиму, немые сцены, театральные постановки. Собственная театральная деятельность интересна, любима, наиболее близка и доступна ребенку, так как в основе ее лежит игра, которая является корнем всякого детского творчества.
7) Нельзя не отметить работу литературно-творческого объединения "Лира" под руководством Андроненко Н.В. "Лировцы" даже выпустили собственный сборник стихотворений.
Таким образом, практическая основа преподавания литературы, в первую очередь, направлена на реализацию развивающих, воспитательных и образовательных возможностей, заложенных в содержании книг для чтения.
Художественная литература заключает в себе огромный потенциал духовных ценностей, которые могут обогатить человека, стать мощным средством его развития. Важно грамотно ввести ребёнка в мир литературы, помочь ему в осмыслении того или иного произведения, важно научить его делиться впечатлениями, почерпнутыми из книг, или размышлениями, которые возникли у них в процессе самостоятельного знакомства с книгой.