СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Пути реализации планируемых результатов, исходя из требований ФГОС ООО, на уроках биологии" Заседание РМО.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Пути реализации планируемых результатов, исходя из требований ФГОС ООО, на уроках биологии" Заседание РМО.»

Пути реализации планируемых результатов, исходя из

требований ФГОС ООО, на уроках биологии.

Подготовила учитель биологии и химии

МБОУ Ленинская СОШ

Макаренко Ж.Д

Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться, что является главной задачей новых образовательных стандартов.

Планируемые результаты обучения, достигаются посредством формирования УУД. которые служат инструментарием решения познавательных задач.

При организации учебного процесса у ребенка одновременно формируются и совершенствуются все виды УУД. Слайд 2

Пути формирования личностных универсальных учебных действий обеспечивают ценностно-смыслОвую ориентацию учащихся, направленную па установление значения «для меня» и определяет мотивацию учащихся. Развитие познавательных мотивов учащихся осуществляется от широких познавательных мотивов к учебно-познавательным и, наконец, к мотивам самообразования.. Рассмотрим несколько примеров:

Сообщение парадоксального факта

7 класс Чем объяснить такой парадоксальный факт: «цветение воды - массовое размножение водорослей - сопровождается гибелью (замором) рыбы?»

Выдвижение проблемного вопроса

7класс Чем можно объяснить тот факт, что пищевые цепи не бывают очень длинными? Создание проблемной ситуации на основе высказывания ученого

6 класс Как вы объясните высказывание К.А. Тимирязева о том, что растениям принадлежит «космическая роль»? ''

Создание проблемной ситуации на основе приведения противоположных точек зрения по одному и тому же факту

9 класс Приспособленность живых организмов к определенным условиям среды объясняют: а) как результат создания видов творцом (К.Линней); б) как способность организмов изменяться соответственно изменяющимся условиям среды (Ж.Б.Ламарк); в) как результат выживания особей, у которых благодаря изменчивости развились признаки, лучше соответствующие данным условиям среды (Ч.Дарвин). Какую точку зрения вы выберите и почему? Слайд 3

Формированию личностных УУД способствуют также выполнение творческих заданий, которые помогают выразить своё отношение к жизни как ценности, осознать собственное «Я» и место человека в обществе, раскрыть личные качества учащихся, развить творческие способности.

Примеры творческих заданий:

  • Придумай рекламу белкам, жирам, углеводам и нуклеиновым кислотам (исходи из того, какую роль они играют в клетке).

  • Сочини сказку о растениях семейства бобовые, пасленовые, лилейные и т.д.

  • Напиши благодарственное письмо от имени цветка (например, клевера) шмелю Слайд 4

Пути формирования регулятивных универсальных учебных действий.

Формируются во время постановки цели, новых задач в познавательной деятельности, проговаривания последовательности действий, высказывания версий, умении соотносить свои действия с планируемыми результатами при осуществлении контроля своей деятельности в процессе достижения результата, умении оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения, владение основами самоконтроля, самооценки.

Учащиеся самостоятельно ставят новые учебные цели или задачи, например, для постановки целей учитель предлагает использовать вопросы Что? Какие? Как?

6 класс тема урока « Системы органов животных»

Что? Что называют системой органов?

Какие? Какие системы органов бывают?



Знаю

Хочу узнать?

Узнал




Или составление кластера Напишите в схеме (кластере) всё, что вы знаете о водорослях?


Автотрофы (некоторые гетеротрофы)

Более 900 миллионов лет



отсутствуют ткани и органы


половыми бесполый

способом


Слайд 5


Контроль полученных знаний провожу в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Например.

Задание. Из предложенного перечня выпишите признаки, которые соответствуют класс) однодольных и двудольных растений .

  1. Главный корень хорошо выражен.

  2. Мочковатая корневая система.

  3. Листья простые с дуговым или параллельным жилкованием.

  4. Зародыш с двумя семядолями.

  5. Листья и сложные или простые с сетчатым жилкованием.

  6. Стержневая корневая система.

  7. Цветы в основном четырех или пятичленные.

  8. Цветы трехчленные.

Однодольные 2,3,8. Двудольные 1,4.5.6,7 Слайд 6


Далее происходит обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. Оценивание. Взаимооценивание, выставление баллов.

При самооценивание использую лист самооценки ученика или таблицу Лист самооценки ученика

  1. Какова была цель урока?

  2. Удалось получить результат (решение, ответ)?

  3. Правильно или с ошибкой?

  4. Самостоятельно или с чьей-то помощью?

  5. Какую оценку ты бы себе поставил?

  6. Указать настроение с помощью смайлика


Отметь по каждой шкале, то, что относится к тебе



Иногда отвлекался

Совсем не работал

1. Активность

Активно работал

Не всё понятно

Много не понял

2. Доступность

Все понял

Не всё понравилось

Не понравился урок

3. Комфортность

Понравился урок

4

О

J

4. Оцениваю свою работу

5

Оценка урока на цветных листочках. На доске листопад из осенних листьев. Слайд 7-8


Пути формирования познавательных универсальных учебных действии

Для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий: «найди отличия» (можно задать их количество); поиск лишнего;-упорядочивание; «цепочки»; хитроумные решения; составление схем- опор; работа с разного вида таблицами; составление и распознавание диаграмм; работа со словарями.


Например: Заполните таблицу: сравните клетки, отметив знаками «+» или «-» наличие или отсутствие частей или органоидов в данных клетках.

Проанализируйте данные таблицы, сделайте вывод (ответьте на вопросы).

Вопросы:


2.

3.

4.

Задание


Что общего в клетках живых организмов?

Чем животная клетка отличается от клеток других организмов?

Что отличает растительную клетку от клеток других организмов?

Что отличает бактериальную клетку от клеток других организмов?

- Рассмотрите плодовые тела шляпочных грибов. В чем их сходство и различие?

Задание - Выстроить логические цепочки, т.е. упорядочить набор слов. Плод, почка,
семя, цветок. Клетка, лес, растительность, береза, ядро, лист.

Задание -Что является лишним в данном перечне: Растения, животные, грибы, водоросли,
бактерии, яблоко, яблоня, осина, береза.

Задание -Найдите соответствие:

А - Неклеточные формы 1. Простейшие

Б – Прокариот 2. Цианобактерии

В - Эукариоты 3. Вирусы

  1. Бактерии

  2. Грибы

  3. Животные

  4. Растения

Задание. Из приведенных ниже признаков выберите признаки характерные для
земноводных и пресмыкающихся животных:

А - кожа голая, слизистая
Б - кожа сухая

В - оплодотворение внутреннее
Г - оплодотворение внешнее
Д - дыхание с помощью легких
Е - вдыхании принимает участие кожа
Ж - развитие прямое

3 - развитие с метаморфозом Слайд 9


Достигать познавательные учебные действия при изучении биологии можно различными способами (общеучебными, логическими, при помощи постановки и решении проблемы), однако наиболее перспективным видится проектно­



исследовательская деятельность Основная цель проектно-исследовательской деятельности — создать условия для развития умения школьников учиться на собственном опыте и опыте других обучающихся.

В свой работе я предлагаю учащимся работу над информационными проектами, которые нацелены на сбор и анализ информации, подготовку и защиту выступления. Конечным результатом такого проекта может стать доклад, реферат, сообщение. 11ричем информацию ученики могут получать из разных источников информации.( книги, источники Интернета, работа с картой). Пример 7 кл урок « Пути сохранения биоразнообразия» учащиеся подготовили информацию о заповедниках Крыма»), Исследовательские проекты нацеливают на глубокое изучение проблемы. Предполагают наличие основных этапов, характерных для научного исследования: обозначение задач исследования, выдвижение гипотез, формирование выводов. Например работа над проектом в 10 классе « Изучение качества воды в пресном водоёме»

Продуктивные проекты — дают возможность школьникам проявить творческое воображение и оригинальность мышления. Предполагают создание газет, плакатов, рисунков, кроссвордов. Эти проекты особенно актуальны в среднем звене, так как для детей этого возраста ярко выражена потребность в общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности.

Ролевые проекты - помогают участникам взять на себя роли литературных или исторических персонажей. Это могут быть театральные представления «Суд над сигаретой».

Практико-ориентированные - направляют действия учащихся на решение реальных проблем,формирование и развитие экологического мышления,формирование ценности здорового и безопасного образа жизни (например: разработать памятку по

предупреждению искривления позвоночника, выпустить листовки на тему «Мы за здоровье», по защите природы, руководство для начинающих грибников). Слайды 10,11

При изучении темы «Строение клетки» в курсе биологии 5 кл., предлагается проводить занятия по моделированию растительной клетки с использованием пластилина. Этот прием, возможно, использовать, как в ходе проведения урока, гак и в качестве творческого домашнего задания. Важным свойством модели в данном случае является наличие в ней творческой фантазии. Подобные задания возможно применять и на других уроках «Многообразие одноклеточных организмов; «Типы соцветий», «Строение цветка», «Классификация покрытосеменных» 7 кл. Слайды 12,13

Учащиеся «пропускают» через себя информацию, анализируют, обобщают, устанавливают причинно-следственные связи и воплощают в модель.В построении модели используем не только пластилин, но и другие подручные материалы, например цветную бумагу, ватные палочки и диски, пластиковые бутылки, семена растений и др.

Игровое моделирование. Урок «Природное сообщество. Экосистема» % класс детям раздаются карточки с названием растений, растительноядных и плотоядных животных, бактерий, грибов. Затем детям дается задание: взявшись за руки, составьте цепь питания. Таким образом, обучающиеся запоминают, что «цепи питания» начинаются с растений - это 1 звено. Второе звено цепи растительноядные животные. Трет ье звено насекомоядные или хищные животные и заканчиваются цепи организмами- разрушителями органического вещества. Обучающиеся анализирует, что произойдет с цепочкой, если'из нее исключить отдельное звено.

Смысловое чтение, умение анализировать и оценивать информацию. Осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

Работа с текстом. Вставить в текст пропущенные слова:



. Дельфин


Часть природы, в которой обитают живые организмы, называется -

обитает в среде. Водная среда обитания характеризуется

плотностью; давление повышается с увеличением . Колебания температур

. Для водной среды характерен недостаток и

Ответы: среда обитания; водной; высокой; глубины; небольшие: света и кислорода.

Роль практических занятий в формировании УУД на уроках биологии Любой практикум по биологии может включать сразу все универсальные учебные действия, особенно если практические работы связаны с классическими биологическими дисциплинами: зоологией, ботаникой, анатомией, физиологией и генетикой.

Например, изучение испарения воды растениями 6 класс. 'За неделю до планируемого знакомства с результатами наблюдения мы ставим задачу па уроке. Ученики записывают ход подготовки эксперимента, который они будут проводить дома самостоятельно, а результаты записывать в дневник наблюдений. В этот момент сразу включается регулятивные моменты деятельности: каждый учащийся должен сам

спланировать свой эксперимент в свободное время, начиная от добычи материала для проведения опыта и заканчивая ежедневным занесением результатов в дневник наблюдений. Слайд 14

Приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий.

Для диагностики и формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:

  • ■ составь задание партнеру;

  • • отзыв на работу товарища;

  • • групповая работа по составлению кроссворда;

  • • «отгадай, о ком говорим».

На уроках я использую разные формы организации коммуникативного общения: работа в парах, групповые, индивидуально-групповые. Слайд 15

Работа в группах.

  1. Сформулируй своё мнение к высказыванию «Бактерии - это вредные и опасные организмы»

Приведи не менее трёх, аргументов (доказательств) к высказыванию «Без растений на Земле невозможна жизнь»

Саша и Миша готовятся к олимпиаде по ботанике. Обсуждая вопрос « Все ли деревья относятся к отделу Покрытосеменные - цветковые» мальчики заспорили. Саша считает, что все, а Миша с ним не согласен. Кто из мальчиков прав? Аргументируй (докажи) свою точку зрения.

  1. Игра «Рассказ - небылица».

Тема: «Плоские черви»

Ребятам предлагается рассказ с заложенными биологическими ошибками, чтобы исправить их, необходимо изучить данную тему.

«Лето нынче было жаркое. Я целыми днями просиживал в пруду. По дну ползали огромные, до 10 метров, плоские черви жёлтого цвета. Они особыми крючками и присосками цеплялись мне за ноги, а однажды один даже заполз на грудь и посмотрел на меня добрыми умными глазами. Я очень испугался, и, едва оторвав от себя этого червя, бросился на берег. Со страху мне очень захотелось есть, я схватил булку и быстро проглотил. К вечеру у меня очень сильно заболел живот. Мама сказала, что это от того, что я трогал червя, а потом кушал и заразился бычьим цепнем, а это уже навсегда».



В качестве примера работы в парах сменного состава использую методику «Гусеница».

Каждая пара получает две одинаковые карточки. Сначала учащиеся в парах работают индивидуально, затем проверяют выполнение задания друг у друга.

Задание. - Угадать с помощью подсказок, о каком органе человеческого тела идет речь. Это сложный орган со многими функциями. Масса этого органа у взрослого человека в среднем достигает 2,7 кг. Это самый тяжелый орган человеческого тела. Его называют «зеркалом здоровья и болезни». Этот орган является своеобразным экраном, на который проецируются процессы, происходящие в организме. Этот орган постоянно отмирает и постоянно рождается вновь. Этот орган совместно с нервной системой развивается из одного наружного зародышевого листка. В нем заложены многочисленные нервные рецепторы, воспринимающие различные внешние раздражения. Этот орган формирует расовые признаки - ногти и волосы (печень).

  • Попробуйте истолковать поговорки: «На одном месте и камень мхом обрастает. Кабы не клин, да не мох, так бы плотник издох»

  • Изобретите фильтр для очистки воды от мути и бактерий. Можете использовать любые

материалы и придавать им любую форму

Заключение.

К. Д. Ушинский писал: «Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять, обдумывая это заранее: на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть, сделать шаг дальше и заставить весь класс сделать этот шаг». Поэтому основная педагогическая задача: организация условий, инициирующих детское дейс твие чему учить? ради чего учить? как учить?

  1. В основе формирования УУД лежит «умение учиться», которое предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности (познавательные и учебные мотивы; учебная цель; учебная задача; учебные действия и операции) и выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно- смысловых оснований личностного морального выбора.

  2. В образовательной практике происходит переход от обучения как преподнесения учителем обучающимся системы знаний к активному решению проблем с целью выработки определённых решений; от освоения отдельных учебных предметов к полидисциплинарному (межпредметному) изучению сложных жизненных ситуаций: к сотрудничеству обучающихся и учителя в ходе овладения знаниями, к активном) учасшю последних в выборе содержания и методов обучения.

И самое главное - заложенные в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения основы формирования универсальных учебных действий подчёркивают ценность современного образования - школа должна побуждать молодёжь принимать активную гражданскую позицию, усиливать личностное развитие и безопасную социальную включённость в жизнь общества. Слайд 16