Тема: Развитие функциональной грамотности по проблеме здоровья, здорового образа жизни посредством решения практико-ориентированных задач
Кнутас Валентина Ивановна,
преподаватель физической культуры
высшей квалификационной категории
План
Введение
Понятие «функциональная грамотность» и ее содержание.
Развитие функциональной грамотности на уроках физкультуры.
Практико-ориентированный подход в обучении.
Формирование функциональной грамотности у детей с ОВЗ.
Список литературы
Введение
Социально-экономические перемены в обществе задали новые параметры обучения и воспитания подрастающего поколения, потребовали кардинального пересмотра целей, результатов образования, традиционных методов преподавания, систем оценки достигнутых результатов.
Современное понимание образовательных результатов выходит за рамки обычного перечня знаний, умений и навыков. Образовательные результаты являются конечным продуктом процесса обучения учащихся в школе и свидетельствуют о качественных изменениях в личности обучающегося и проявляются в его поведении, взаимодействии с социальной средой.
Одним из уровней представления результатов образования является функциональная грамотность, определяемая как способность личности на основе знаний, умений и навыков нормально функционировать в системе социальных отношений, максимально быстро адаптироваться в конкретной культурной среде.
Одной из приоритетных задач реформы системы образования становится сбережение и укрепление здоровья обучающихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих их здоровье.
Внедрение здоровьесберегающих технологий, создание адаптивной образовательной здоровьесберегающей среды в учреждениях, повышение квалификации и обучение педагогов на сегодняшний момент – одна из важнейших управленческих задач, стоящих перед организаторами образования в области здоровьесбережения. Поэтому возникает ряд актуальных научно-методических проблем по воспитанию и обучению школьников, которые необходимо решать для того, чтобы в современной социально-информационно-культурной ситуации развития общества привить им основы функциональной грамотности в сфере безопасного и здорового образа жизни.
Анализ сложившейся в мире ситуации показывает, что учащиеся недостаточно четко осознают зависимость здоровья от образа жизни, слабо владеют навыками самоанализа, самооценки своего образа жизни и состояния здоровья, самостоятельной деятельности по его сохранению и укреплению. Очевидно, что само по себе формирование знаний человека о здоровье еще не гарантирует, что он будет, следуя им, вести здоровый образ жизни. Для этого необходимо создание у школьника стойкой мотивации на здоровье, стоит вести речь о культуре здоровья.
Формирование культуры отношения подростков к собственному здоровью и здоровью других людей - важнейшая сфера ответственности школы. Этому необходимо не столько научить, обеспечить информацией, сколько решить воспитательную задачу сформировать отношение к здоровью как к ценности, мотивацию на заботу о нем, потребность в здоровом образе жизни. Первостепенная роль в сохранении и формировании здоровья принадлежит самому человеку, его образу жизни, его ценностям, установкам, степени гармонизации его внутреннего мира и отношений с окружением.
Понятие «функциональная грамотность» и ее содержание.
Требования ФГОС НОО такие, что наравне с классическим определением «грамотность», возникло представление «функциональная грамотность». Функциональная грамотность – умение человека входить во взаимоотношения с наружной сферой по максимуму и стремительно приспособиться и действовать в ней. В отличие от простой грамотности, функциональная грамотность есть атомарный уровень познаний, умений и способностей, гарантирующий нормальную деятельность персоны в концепции социальных взаимоотношений, какой является по минимуму важным для реализации жизнедеятельности личности в определенной цивилизованной среде.
Термин «функциональная грамотность» был введен в 1957 г. ЮНЕСКО наряду с понятиями «грамотность» и «минимальная грамотность».
О наличии функциональной грамотности мы узнаем, только лишь встретившись с её отсутствием. По этой причине нужно указать не столь о функциональной грамотности, сколько о функциональной безграмотности, что считается одной из характеризующих условий, тормозящих формирование социальных взаимоотношений.
Функционально грамотная личность – это личность, разбирающаяся в обществе и функционирующая в согласовании с социальными ценностями, ожиданиями и увлечениями.
Основные свойства функционально грамотной личности: это человек независимый, постигающий, способный жить среди людей, располагающий определёнными свойствами, основными компетенциями: изучать, находить, мыслить, содействовать, приниматься за дело.
Процесс развития и формирования функциональной грамотности средствами учебных объектов, отталкиваясь из настоящих познаний, умений и способностей, исполняется на базе развития навыков мышления.
На первоначальном этапе преподавания самое важное – это совершенствовать способность любого ребенка размышлять с помощью подобных логических способов, как анализ, синтез, сопоставление, обобщение, систематизация умозаключение, классификация, отвержение. Развитию функциональной грамотности на уроках могут помочь задачи, соответствующие уровню логических приемов.
Обеспечение качества здоровьесберегающей деятельности образовательных организаций заключается в создании в рамках существующего образовательного процесса и ресурсных возможностей организации условий, гарантированно способствующих эффективному осуществлению деятельности по сохранению и укреплению здоровья обучающихся.
Управление здоровьесберегающей деятельностью возможно при реализации комплексного и процессного подхода. Деятельность как таковая рассматривается как процесс, в котором используются ресурсы для преобразования входов и выходов. При этом в качестве «выхода» предлагается документально подтвержденная и оформленная продукция, услуга, информация, состояния.
Принципиальными процессами здоровьесберегающей деятельности, характеризующую ее как систему, выделяют:
– медицинское и санитарно-гигиеническое сопровождение;
– формирование педагогическими средствами здоровьеориентированной личностной позиции обучающихся;
– физкультурно-оздоровительное сопровождение;
– психолого-педагогическое сопровождение;
– мониторинг уровня физического развития и состояния здоровья обучающихся.
Все способы, применяемые преподавателем, обязаны быть ориентированы на формирование познавательной, мыслительной деятельности, что в свою очередь ориентирует на отработку, взаимообогащение познаний любого ученика, формирование его функциональной грамотности.
Развитие функциональной грамотности на уроках физкультуры.
Процесс физического воспитания школьников может служить настоящей школой жизни, познания, общения, взаимопонимания и самовыражения. Основываясь на духовном фундаменте личности, необходимо развивать у детей стремление к самоанализу, самооценке, самосовершенствованию.
Модернизация системы российского образования требует коренной перестройки физического воспитания. В настоящее время деятельность учителя физической культуры основана на решении следующих задач:
формирование системы знаний о физической культуре и жизненно важных двигательных умений и навыков;
развитие индивидуальных двигательных способностей и повышение уровня физической подготовленности учащихся;
воспитание ценностных ориентаций на физическое совершенствование личности;
формирование потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и избранным видом спорта;
воспитание моральных и волевых качеств;
развитие опыта межличностного общения.
Компетентностный подход в области физической культуры поможет реализовать эти и другие задачи современного урока, способствуя формированию ключевых компетенций обучающихся. На данный момент нет единой точки зрения, сколько и какие компетенции должны быть сформированы у обучающихся.
Процесс вооружения занимающихся конкретными знаниями, умениями и навыками необходимо направлять в каждом уроке так, чтобы он оказывал положительное влияние на развитие интеллектуальных и волевых качеств и последовательное формирование новых познавательных интересов, правильных взглядов, а в конечном счете и достаточно прочных убеждений в области двигательной деятельности. В этих целях надо настойчиво активизировать мышление занимающихся, добиваться понимания ими сути выполняемых действий, создавать условия для проявления самостоятельности, личной ответственности за свою работу, за поведение в целом, приучать их владеть своими эмоциями.
Как развивать функциональную грамотность на уроках физической культуры? Ведь наш предмет в корне отличается от других предметов школьной программы. Главная задача урока физкультуры – обеспечить максимальную двигательную активность детей в процессе занятия. Но вместе с тем мы не должны забывать и о теоретических сведениях. С каждого урока учащиеся должны подчерпнуть знания, а не только умения и навыки. Каждый учитель в процессе урока дает объяснение по теме занятия. Это могут быть: исторические сведения о виде спорта, правила соревнований, техника выполнения упражнения, знания о здоровом образе жизни и т.д. Но нужно не только рассказывать все это детям, но и проверять усвоение ими этих знаний.
Как это сделать? Самое простое – рефлексия, т.е. опрос в конце урока. Можно предложить выполнение домашнего задания в виде теста, заполнения таблицы, подготовки сообщения по теме, написания реферата. А можно подойти к этому более творчески. Участие с детьми в различных интернет конкурсах, олимпиадах, можно применять задания такого характера для проверки знаний учащихся на уроках и в виде домашних заданий. Это могут быть карточки с вопросами, тесты. Задания должны быть творческого характера: ребусы, кроссворды, загадки, головоломки, задания с выбором ответа, а так же открытые задания, где учащийся сам вписывает ответ и т.п.
Такие задания активизируют мыслительные процессы, тренируют память, развивают умение анализировать, сопоставлять, логически мыслить.
Функциональная грамотность как результат обучения формируется посредством каждого школьного предмета. Под функциональной грамотностью понимается «способность использовать ЗУН, приобретенные в школе для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, а также в межличностном общении и социальных отношениях».
Традиционно цели школьного образования определялись набором знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть выпускник. Сегодня такой подход оказывается недостаточным социуму (профессиональным учебным заведениям, производству, семье) нужны выпускники готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. Сегодня главной задачей является подготовка выпускника такого уровня, чтобы попадая в проблемную ситуацию, он мог найти несколько способов её решения, выбрать рациональный способ, обосновав своё решение. А это во многом зависит не только от полученных ЗУН, но и от неких дополнительных качеств.
3. Практико-ориентированный подход в обучении.
В системе современного образования актуальной является разработка и внедрение в учебный процесс педагогических технологий, повышающих интенсивность, качество, уровень мотивации, привлекательность процесса познания. Сегодня уже не достаточно дать багаж знаний школьникам, большое значение придается задаче - научить школьников учиться. А что еще важнее: применять полученные в школе знания в повседневности. Поэтому важнейшим компонентом новой модели школьного образования является ее ориентация на развитие практических навыков, на способность применять их в жизни.
Целью практико-ориентированного обучения является развитие познавательных потребностей, обеспечение функционирования знаний в мышлении учащихся, организация поиска новых знаний, повышение эффективности образовательного процесса.
Принципами организации практико-ориентированного обучения являются:
мотивационное обеспечение учебного процесса;
связь обучения с практикой;
сознательность и активность обучающихся в обучении.
В системе практико-ориентированного обучения формируется следующий практический опыт:
сопоставления, оценки явлений, процессов;
выявления причинно-следственных связей;
постановки задач;
потребности в дальнейшем пополнении предметных знаний.
Поэтому перед педагогом стоит задача организовать учебный процесс так, чтобы он стал познавательным, творческим процессом, в котором учебная деятельность учащихся становится успешной, а знания востребованными. Один из возможных вариантов решения этой задачи заключается в разработке практико-ориентированного подхода к обучению учащихся.
Прикладная направленность обучения предполагает ориентацию на:
тесную связь с жизнью;
на подготовку школьников к использованию знаний в области физической культуры и основ здорового образа жизни;
Практическая направленность ориентирована:
на сохранение и укрепление здоровья;
на формирование у школьников прочих навыков самостоятельной деятельности.
Прикладная и практическая направленность неразрывно переплетаются в учебно-воспитательном процессе.
Под практико-ориентированными задачами понимают задачи из окружающей действительности, связанные с формированием практических навыков, необходимых в повседневной жизни, в том числе с использованием материалов здоровья и здорового образа жизни, элементов производственных процессов.
Цель этих задач – научить, средствами предмета, отвечать на вопросы, которые предлагает сама жизнь.
Основные задачи:
расширение возможности для самостоятельной творческой деятельности учащихся;
повышение интереса к предмету, используя различные технологии и методы;
развитие познавательных способностей учащихся;
сочетание урочной и внеурочной исследовательской деятельности, направленной на развитие индивидуальных способностей учеников
Обучение с использованием практико – ориентированных задач приводит к более прочному усвоению информации, так как возникают ассоциации с конкретными действиями и событиями.
Школьников захватывает сам процесс поиска путей решения задач. Они получают возможность развивать логическое и ассоциативное мышление обеспечивают развитие личности ученика:
наблюдательности, умения воспринимать и перерабатывать информацию, делать выводы образного и аналитического мышления;
умение применять полученные знания для анализа наблюдаемых процессов; развитие творческих способностей учащихся;
формирование у них готовности к применению знаний и умений в процессе своей жизнедеятельности.
Педагог по физической культуре выступает как организатор детской двигательной деятельности, он источник информации, консультант, эксперт. Он – основной руководитель исследовательской, игровой, художественной, практико-ориентированной деятельности, координатор индивидуальных и групповых усилий детей в решении поставленных задач.
Формирование функциональной грамотности у детей с ОВЗ.
Функциональная грамотность должна стать системной частью базового образования каждой личности, позволяющего принимать все вызовы, способствовать успешному взаимодействию с окружающими людьми и миром, решать задачи различной сложности в жизни и обучении, находиться в постоянном непрерывном образовании, владеть умениями и навыками рефлексии, оценивать свои действия. Будучи частью непрерывного образования, функциональная грамотность включает в себя множество форм:
общая грамотность;
читательская грамотность;
грамотность, связанная с ИКТ, т. е. информационно-коммуникативными технологиями;
грамотность в быту;
поведенческая грамотность в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
проблем здоровья и здорового образа жизни.
Прежде чем обратиться непосредственно к особенностям формирования и развития соответствующих компонентов функциональной грамотности, педагогу необходимо решить, что она представляет из себя, для чего и как обучать детей, в том числе и учащихся с ОВЗ, определив суть, содержание и особенности функциональной грамотности в системе образования. Исходя из основной идеи образования, функциональная грамотность представляет собой достижение уровня знаний, умений и навыков, необходимого для формирования и осуществления осмысленной деятельности учащихся, позволяющей адекватно совершать действия.
В то же время существует проблема формирования функциональной грамотности у каждого обучающегося (в том числе и ребенка с ОВЗ). Дети, в зависимости от своих индивидуальных особенностей, по-разному усваивают получаемые знания, неодинаково используют их на практике, имеют свои индивидуальные возможности овладения необходимыми навыками грамотного поведения по различным аспектам. Хотелось бы обратить внимание на то, что для большинства детей с ОВЗ характерна такая проблема, как низкий уровень понимания сообщений.
Из-за меняющихся условий в образовании и изменений требований к уровню образования современной личности гетерогенность окружающей образовательной среды коснулась и учащихся с ОВЗ. При работе по формированию функциональной грамотности у детей с ОВЗ необходимо учитывать, что у них имеются недостатки эмоционального и речевого общения с участниками беседы. Поэтому требуется специальная организация преодоления данных недостатков. В то же время следует подчеркнуть, что в процессе обучения детей с ОВЗ важно опираться не только на результаты диагностики, но и на личностный потенциал, познавательные возможности и способности каждого ученика.
Обучить функциональной грамотности учащихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования — это значит дать им такой уровень развития навыков, который обеспечит комфортные (социально приемлемые) взаимоотношения личности с партнерами по социуму, несмотря на разницу в психофизическом развитии. Здесь находит свое отражение основной принцип эффективной инклюзивной среды, предполагающий не только создание обществом условий для успешного включения детей с ОВЗ в социум, но и подготовку ребенка с ОВЗ к этому процессу. Также важно стимулировать таких обучающихся к самосовершенствованию для жизни в неоднородной общественной среде.
Отметим, что среда дополнительного образования является весьма эффективной для развития функциональной грамотности у детей с ОВЗ. В рамках дополнительного образования и общеразвивающих программ созданы необходимые условия доступности подобных программ для ребенка с ОВЗ. Вариативность и гибкость системы дополнительного образования позволяет обучающемуся эффективно практиковать навыки функциональной грамотности в различных видах деятельности и использовать их для расширения своих возможностей с учетом особенностей развития.
Список литературы:
Алексашина И.Ю., Абдулаева О.А., Киселев Ю.П. Формирование и оценка функциональной грамотности учащихся: Санкт-Петербург, КАРО, 2019.
Дидук И. А. Воспитание ответственного отношения младших подростков к здоровью как общественной ценности: Смоленск, 2007.
Дрибинский П. Л. Педагогические условия формирования ценностного отношения к здоровью у детей младшего и среднего школьного возраста:– Смоленск, 2009.
Зайцев Г. К. Как надо заботиться о здоровье детей в школе : суждения учащихся и учителей / Г. К. Зайцев Г. К., А. Г. Зайцева // Валеология. – 2001.
Казаковцева Т.С., Косолапова Т.Л. «Растим здоровое будущее» Киров, 2004г.
Картушина М.Ю. «Быть здоровыми хотим» ООО «ТЦ Сфера» Москва, 2004г.
Мелюхин Г. М. Аксиологический аспект здорового образа жизни в формировании личности: Чебоксары, 2008.
Рылова Н. Т. Организационно-педагогические условия создания здоровьесберегающей среды образовательных учреждений: Кемерово, 2007.
5