СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Ребенок в кругу семьи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Первостепенная задача семьи – научить ребенка жить среди людей, жить по нормам и принципам общества. В.А.Сухомлинский утверждал: «Важнейшая мудрость жизни, которую должен постигнуть ребенок – это человеческие взаимоотношения». В эти отношения ребенок вступает буквально с самого рождения. Семья должна стать тем коллективом, где каждый окружен любовью и заботой, каждый имеет права и обязанности, где не только взрослые, но и дети участвуют в ведении общего хозяйства, где потребности взрослых и детей удовлетворяются разумно.

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Ребенок в кругу семьи"»

Рыженко Надежда Павловна

Учитель начальных классов

Таштыпская общеобразовательная школа-интернат №1

С. Таштып

Рес. Хакасия

Ребенок в кругу семьи

Первостепенная задача семьи – научить ребенка жить среди людей, жить по нормам и принципам общества. В.А.Сухомлинский утверждал: «Важнейшая мудрость жизни, которую должен постигнуть ребенок – это человеческие взаимоотношения». В эти отношения ребенок вступает буквально с самого рождения. Семья должна стать тем коллективом, где каждый окружен любовью и заботой, каждый имеет права и обязанности, где не только взрослые, но и дети участвуют в ведении общего хозяйства, где потребности взрослых и детей удовлетворяются разумно. Семья, обладающая всеми признаками коллектива, говорил А.С.Макаренко, - это «организация воспитания и счастья» в такой семье радостно жить. В ней нет деспотизма взрослых и принижения детей.

Чтобы ребенок рос хорошим человеком, ему очень важно повседневно быть свидетелем и участником самых дружеских, самых справедливых отношений между членами семьи. Он видит, как заботливы к нему родители, но это не создает у него ощущения собственной исключительности: ведь так же внимательны родители друг к другу. Внимания к матери требует от него отец. Да и мать учит его постоянно, как проявлять заботу об отце, что сделать, чтобы его порадовать. И ребенок уже в семье учиться закону заботы всех о каждом и каждого обо всех. Семья должна строится на началах любви и взаимопонимания, заботы друг о друге. В.А.Сухомлинский говорил: «Я сразу вижу ребенка, родители которого по-настоящему любят друг друга: у него мир и покой в душе, вера в добро, красоту человека, в слово воспитателя»

Исследования показывают: едва родившись, ребенок уже чувствует, какие руки его касаются – любящие или безразличные, и реагируют на недостаток родительской любви так остро, что это принимает характер психической травмы. Родители любят своего ребенка красивого и некрасивого, здорового и болезненного, послушного и озорного – любят не за какие-то достоинства, а просто за то, что он есть на свете. Отец и мать замечают каждый, казалось бы, незначительный успех ребенка, они от души радуются этому успеху, и у ребенка возникает желание чаще доставлять им эту радость и чаще переживать ощущение того, что им довольны.

Если у нас с нашими детьми дружеские, доверительные отношения, они начинают любить то, что любим мы, ненавидеть то, что мы ненавидим, наши убеждения становятся их убеждениями. Пример родителей накрепко западает в душу: их готовность откликнуться на чужую беду, их умение трудиться не покладая рук, их приветливость и такт, их стойкость в борьбе с трудностями и жизненными невзгодами. «Сынок, все, что ты делаешь, надо делать честно, на совесть, - говорит отец. – Делать так хорошо, как только можешь». Сын знает: эти слова – от души. Потому что видит, каков сам отец в деле. Отцовское наставление навсегда западает в душу, потому что оно подкреплено примером его собственной жизни.

Каков взгляд родителей на людей – добрый, признательный или недоверчивый, отмечающий только недостатки? Недобрый взгляд даже в очень хорошем человеке отыщет что-нибудь плохое, и это плохое заслонит от него все хорошее. И ребенок усваивает, впитывает в себя этот недобрый взгляд на людей. Такой ребенок приучается смотреть на окружающих через пелену зависти, подозрительности. Родители порой и не задумываются о том, что одновременно у ребенка складывается и представление о себе – такое же в глубинной своей сути: еще неосознанно, но и себя ребенок ощущает как существо мелкое и неблагородное, способное на недостойный поступок.

Ребенку необходимо расти в атмосфере широких дружеских связей родителей с коллегами, соседями, их радушия по отношению к друзьям сына, дочери. Дом, открытый для всех, как душа, распахнутая настежь, дружелюбие, приветливость, искренняя симпатия к окружающим людям – вот самая благодатная почва для развития детей.

Очень важно в семье не пропустить и не угасить первые попытки самостоятельности, активности. Возникшая активность легко гасится, если взрослые сами начинают выполнять за него нужные действия. Но она угасает и тогда, когда цель не достигнута без помощи взрослых. Помощь взрослого должна быть строго дозирована. Активность и чувство ответственности не возникают сами собой: они воспитываются в семье.

Ребенок видит, каким уважением у всех окружающих пользуются его родители, и ему хочется заслужить в будущем такое же уважение. Он понимает, что уважение можно заслужить только честной, трудовой достойной жизнью. Не столько со слов родителей, сколько по наблюдениям за их поведением, ребенок выносит свои первые понятия о чести, достоинстве, нравственности.

Родители сами должны жить полной, сознательной, нравственной жизнью – вот главный секрет воспитания. Макаренко писал: «Вы должны быть не только отцом и шефом ваших детей, вы должны быть еще и организатором вашей собственной жизни, ибо вне вашей деятельности, вне вашего самочувствия как личности не может существовать и воспитатель»