Доклад «Символизм, акмеизм, футуризм как явления русской поэзии.
1.Чем было обусловлено возникновение символизма?
Движение символистов возникло как протест против оскудения русской поэзии, как стремление сказать в ней свежее слово, вернуть ей жизненную силу. Одновременно оно несло в себе и отрицательную реакцию на материалистические воззрения русской критики, начиная с имен Белинского, Добролюбова, Чернышевского и кончая Н. Михайловским. Непосредственным предшественником, предтечей нового литературного течения стал русский философ и поэт Вл. Соловьев, синтезировавший Мудрость, Добро и Красоту в одном понятии «София», понимавший ее как «Мировую душу». Сущность символизма он сформулировал так: «Все видимое нами, / Только отблеск, только тени / От незримого очами». Символ – это не общепонятный знак, и от реалистического образа отличается тем, что передает не объективную суть предмета или явления, а собственное, индивидуальное представление о мире, чаще всего смутное и неопределенное. Согласно теории символизма, поэзия должна отражать действительность с помощью полутонов и намеков. Само слово «символизм» происходит от греческого «symbolon» , что означает «знак», «символ».
В русском символизме, самом крупном и эстетически значительном течении конца 19 – начала 20 вв., существовало два хронологически самостоятельных потока. В 1890-е гг. заявили о себе так называемые «старшие символисты»: Н. Минский, Д. Мережковский, В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Сологуб, З. Гиппиус… А в 1900-е гг. на литературную арену вышли «младосимволисты»: А. Блок, А. Белый, И.Анненский, С. Соловьев, Вяч. Иванов, Эллис и др. При определенной эстетической общности программы двух поколений были неоднородными, да и в каждой группе наметились свои расхождения.
Кто и когда дал первое теоретическое осмысление символизма в России?
Первым теоретическое осмысление символизма в России дал Д. Мережковский в докладе «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы», прочитанном в декабре 1891 г. и вышедшем в январе 1893 г. в расширенном и дополненном варианте отдельной книгой, которая была воспринята как манифест нового литературного течения. Мережковский дал развернутое обоснование основ символизма и обозначил три основных его элемента: мистическое содержание, символизация и расширение художественной впечатлительности. Собственный поэтический опыт Мережковского - сборник «Символы» (1892), хотя и не имел особого резонанса, но оказался многозначительным и закрепил за первым в России модернистским течением название «Символизм».
В каких произведениях выражается кредо художника-символиста?
Кредо художника-символиста достаточно отчетливо было сформулировано Д. Мережковским: Мы неведомое чуем, И с надеждою в сердцах, Умирая, мы тоскуем О неведомых мирах
Некоторое родство с приведенными строками обнаруживаются и у З. Гиппиус: «Мне нужно то, чего нет на свете, чего нет на свете», и у Н. Минского: «Нетленно лишь одно, порыв к святыне, которой нет и быть не может в нас». Мы видим порыв, устремленность к запредельному, неземному, незнаемому, чему во многих случаях нет даже названия. Вот эта черта становится одной из ведущих в символизме. Вообще нужно отметить, что для русского символизма было характерно перенесение действия в дальние страны и времена. Символисты широко пользовались приемами импрессионистского искусства, выражая случайные, мимолетные настроения. Они достигли значительных высот в передаче тончайших оттенков чувств. Стихотворение Бальмонта, действительно, богатое интонациями и звуковыми повторами: Полночной порою в болотной глуши Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши… Или вот другой отрывок из того же поэта: Я мечтою ловил уходящие тени, Уходящие тени потускневшего дня. Я на башню всходил, и дрожали ступени, И дрожали ступени под ногой у меня… Стихотворение В. Брюсова «Творчество», исполненное в символистском ключе: Тень не созданных созданий Колыхается во сне, Словно лопасти латаний На эмалевой стене…и т.д.
2.Когда возникло течение акмеизм?
15 августа 1911 г., Николай Гумилев совместно с С. Городецким создает «Цех поэтов» и в скором времени провозглашают появление нового художественного течения – акмеизма. 18 февраля 1912 г. Гумилев, Городецкий и Кузмин-Караваев выступили в Обществе ревнителей художественного слова, заявив об отделении акмеизма от символизма. Название нового течения, предложенное Н. Гумилевым и С. Городецким, шло от греческого «akme» – высшая степень, вершина, цветущая пора, и должно было означать стремление к «вершинам» искусства, к его высшему совершенству. Городецкий и Гумилев использовали для обозначения своей группы и термин «адамизм». Первым поэтом, в их представлении, являлся Адам, давший имена предметам и тварям и тем самым участвовавший в сотворении мира.
Кто из поэтов принадлежал данному течению?
Акмеизм как литературное течение было образовано на базе «Цеха поэтов», организованного Н.С. Гумилевым еще в 1911 г. Сюда входило более 20 человек, большая часть которых впоследствии отошла от Гумилева. Вокруг нового течения сплотились шесть наиболее активных участников движения: Н. Гумилев, С. Городецкий, А. Ахматова, О. Мандельштам, М. Зенкевич, В. Нарбут.
Какие статьи явились манифестами акмеизма?
Вожди акмеизма выступили со своими литературными манифестами в журнале «Аполлон» (1913, № 1): Н. Гумилев – «Наследие символизма и акмеизм» и С. Городецкий – «Некоторые течения в современной русской поэзии». По их мнению, на смену переживающему кризис символизму идет направление, обобщающее опыт предшественников и выводящее поэта к новым вершинам творческих достижений. «Борьба между акмеизмом и символизмом, - писал С. Городецкий, – (…) есть прежде всего борьба за этот мир, звучащий, красочный, имеющий форму, веси время, за нашу планету Землю… После всяких неприятий мир бесповоротно принят акмеизмом во всей совокупности красот и безобразий». В своей статье Гумилев подводил черту под «бесспорными ценностями и репутациями» символистов. «Символизм закончил свой круг развития и теперь падает», – констатировал автор.
В чем заключалось главное свершение акмеизма?
Главное свершение акмеизма – изменение масштаба, очеловечивание уклонившейся в сторону гигантомании литературы рубежа веков. Акмеизм вернул в литературу «человека нормального роста», заговорил с читателем с соблюдением обычной интонации, лишенной экзальтации и сверхчеловеческой напряженности. По существу, акмеисты были не столько организованным течением с общей теоретической платформой, сколько группой талантливых и очень разных поэтов, которых объединяла личная дружба. После Октябрьской революции 1917 г. акмеизм еще функционировал, но после гибели в 1921 г. Н. Гумилева, организатора и лидера группы, прекратил свое существование
3.На какие группы распадался футуризм, кто их представлял?
Одновременно с акмеистами в начале 10-х годов ХХ столетия на литературную арену вышли группы футуристов (от латинского «futurum» – будущее): кубофуту
ристы – Д. и Н. Бурлюки, В. Хлебников, Е. Гуро, В. Каменский, А. Крученых, В. Маяковский; «Мезонин поэзии» – В. Шершеневич, К. Большаков, С. Третьяков, Р. Ивнев; «Центрифуга» – Н.Асеев, Б.Пастернак, С. Бобров; эгофутуризм – И. Северянин, К. Олимпов, П. Широков...
Когда и где состоялось первое выступление футуристов?
Первое выступление футуристов состоялось 13 октября 1913 г. в помещении Общества любителей художеств. «Билеты расхватали в какой- нибудь час. Аншлаги, конные городовые, свалка у входа, толчея в зрительном зале», – вспоминал впоследствии Б. Лифшиц. Выступления футуристов пользовались ошеломляющим успехом, только за полтора месяца (ноябрь – декабрь 1913 г.) в Петербурге состоялось около 20 публичных выступлений и два – в Москве.
Какие новшества были введены футуристами в поэзию?
В 1913 г. был издан «Садок судей II», в котором было выражено непримиримое отношение футуристов к существовавшим грамматическим правилам и ритмам: «Мы перестали рассматривать словопостроение и словопроизношение по грамматическим правилам. Мы расшатали синтаксис. Нами уничтожены знаки препинания. Нами сокрушены ритмы…» Отсюда – введение «телеграфного» синтаксиса: отказ от знаков препинания, пропуск предлогов, союзов и даже знаменательных слов, как, например, в стихах Маяковского: «Простоволосая церковка [к] бульварному изголовью припала», «Милостивые государи! Заштопайте мне душу [чтобы], пустота сочиться не могла бы», «Никому не ведомо, дни ли, годы ли [прошли] с тех пор, как на поле первую кровь войне отдали»… В поэтическом тексте стало возможно использование математических и музыкальных знаков. Большое значение придавалось визуальному воздействию текста, для чего проводились разнообразные эксперименты с расположением слов и стихотворных строчек. Отсюда берет начало «лесенка» Маяковского; Д. Бурлюк использовал особые шрифты для выделения отдельных эпитетов, наиболее важных слов, внутренних рифм… Серьезнейшие последствия для русской поэзии имела переориентация с читаемого текста на текст произносимый и слышимый, породившая новые поиски в области ритмики, рифмовки, инструментовки. В литературных текстах широко практиковались лексические, синтаксические, смысловые смещения. Лексическое обновление связывалось с депоэтизацией поэтического языка, введением грубых образов, вульгаризмов. Так, например, поток снижающих образов – обычная приметастиха Д. Бурлюка, для которого «звезды – черви, пьяные туманом», «поэзия – истрепанная девка, а красота – кощунственная дрянь». Футуристы настаивали на неограниченном словотворчестве и словоновшестве вплоть до изобретения индивидуальных диалектов (зауми).