СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Современные образовательные технологии в учебно - воспитательном процессе"/ШМО учителей гуманитарного и художественного цикла/

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технология - это детально прописанный путь осуществления той или иной деятельности в рамках выбранного метода. Критерии, составляющие сущность педагогической технологии...

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Современные образовательные технологии в учебно - воспитательном процессе"/ШМО учителей гуманитарного и художественного цикла/»

Современные образовательные технологии в учебно-воспитательном процессе

Технология - это детально прописанный путь осуществления той или иной деятельности в рамках выбранного метода.

Критерии, составляющие сущность педагогической технологии:

  • однозначное и строгое определение целей обучения (почему и для чего);

  • отбор и структура содержания (что);

  • оптимальная организация учебного процесса (как);

  • методы, приемы и средства обучения (с помощью чего);

  • учет необходимого реального уровня квалификации учителя (кто);

  • объективные методы оценки результатов обучения (так ли это).

Образовательная технология:

  • легко вписывается в учебный процесс;

  • позволяет достигать поставленные программой и стандартом образования целей по конкретному учебному предмету;

  • обеспечивает внедрение основных направлений педагогической стратегии: гуманизации, гуманитаризации образования и личностно-ориентированного подхода;

  • обеспечивает интеллектуальное развитие детей, их самостоятельность;

  • обеспечивает доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу;

  • отличительной чертой большинства технологий является особое внимание к индивидуальности человека, его личности;

  • четкая ориентация на развитие творческой деятельности.

Технологии:

-развивающее обучение;

-проблемное обучение;

-разноуровневое (многоуровневое) обучение;

-проектные методы обучения;

-технология модульного и блочно-модульного обучения;

-лекционно – семинарско - зачетная система обучения;

-технология развития «критического мышления»;

-технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр;

-обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);

-информационно – коммуникационные технологии (ИКТ);

-здоровьесберегающие технологии;

- систему инновационной оценки « портфолио»;

- технологию дистанционного обучения;

-групповое обучение и др.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)

Внедрение ИКТ в содержание образовательного процесса подразумевает интеграцию различных предметных областей с информатикой, что ведет к информатизации сознания учащихся и пониманию ими процессов информатизации в современном обществе (в его профессиональном аспекте). Опыт применения ИКТ в школах показал, что:

а) информационная среда школы открытого типа, включающая различные формы дистанционного образования, существенно повышает мотивацию учеников к изучению предметных дисциплин, особенно с использованием метода проектов;

б) информатизация обучения привлекательна для ученика в том, что снимается психологическое напряжение школьного общения путем перехода от субъективных отношений "учитель-ученик” к наиболее объективным отношениям "ученик-компьютер-учитель”, повышается эффективность ученического труда, увеличивается доля творческих работ, расширяется возможность в получении дополнительного образования по предмету в стенах школы, а в будущем осознается целенаправленный выбор вуза, престижной работы;                                                      

в) информатизация преподавания привлекательна для учителя тем, что позволяет повысить производительность его труда, повышает общую информационную культуру учителя.

Технология развивающего обучения:

  • развитие личности, создание основы для всестороннего гармонического развития;

  • формирование теоретического сознания и мышления, усвоение учебного знания на уровне научных понятий;

  • акцент на формирование способов умственных действий;

  • умение делать содержательные обобщения;

  • прямое развитие врожденных и приобретаемых способностей и их включение в учебный процесс;

  • развитие и формирование навыков самостоятельной и групповой работы с большим объемом информации, поиска, переработки и практического применения этой информации в рамках творческого задания;

  • развитие культуры эмоций и чувств как проявления развитого эмоционального интеллекта;

  • учет и развитие творческих способностей с выходом на конкретный продукт;

  • ознакомление с приемами творческого воображения;

  • воспитание общественно-активной творческой личности, способной приумножить общественную культуру, сделать вклад в построение правового демократического общества.

Технология модульного обучения

Цельность, логичность и завершенность построения единиц учебного материала в виде блоков модулей, внутри которых материал структурируется в виде системы учебных элементов. Процесс обучения строится на осознанности целеполагания и само целеполагание с иерархией ближних (ЗУН), средних (общеучебные знания и навыки) и перспективных (развитие способностей личности) целей.

Модуль целевой функциональный узел, в котором объединено: учебное содержание и технология овладения им в систему высокого уровня целостности.

Принципы:

1) модульности;

2) структуризации содержания обучения на обособленные элементы;

3) динамичности;

4) деятельности;

5) гибкости;

6) осознанной перспективы;

7)разносторонности методического консультирования и паритетности.

Сущность модульного обучения – учащийся, работая самостоятельно, учится самоорганизации, самоконтролю и самооценке.

Технология группового обучения

Цель – сделать каждого учащегося индивидуально сильнее в его собственной позиции, развить определенные коммуникативные качества личности.

Основа группового обучения:

  1. Теория социальной взаимозависимости (суть группы - взаимозависимость ее членов, которая может варьироваться- положительная, отрицательная, не существующая;

  2. Когнитивно-развивающая теория (работа в группе стимулирует мышление и когнитивное развитие);

  3. Бихевиористская теория обучения (групповое обучение предусматривает предоставление членам группы стимулов (наград) для участия в работе группы).

Организация групповой работы включает:

  • позитивную взаимосвязь;

  • индивидуальную ответственность;

  • стимулирующее взаимодействие;

  • социальные навыки;

  • процесс групповой работы.

Примеры организации групповой работы:

1. Интервью.

2. Банк информации (обмен актуальной информацией).

3. Поиск пары (н-р, поиск союзника в споре при помощи вопросов).

4. Метод «Пустой стул».

5. Координация действий (обмен предметами).

Технология разноуровнего (многоуровнего) обучения

Многоуровневое обучение - «такая организация учебного процесса, при которой каждый учащийся имеет возможность овладевать учебным материалом на разном уровне, но не ниже базового (выд. Е.С. Полат), в зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей. При этом за критерий оценки деятельности учащегося принимаются его усилия по овладению этим материалом и творческому его применению» (Е.С. Полат).

Условия организации многоуровнего обучения:

  1. Избыточность упражнений.

  2. Использование разных вариантов однотипных упражнений.

  3. Возможность осуществления как индивидуальной, так и групповой фронтальной работы.




Технология развития критического мышления

Критическое мышление – это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-ориентированного подхода с тем, чтобы применять полученные результаты как к стандартам, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Критическое мышление – это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.

Цель технологии – обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс.

Критическое мышление:

  • Способствует взаимоуважению партнёров, пониманию и продуктивному взаимодействию между людьми;

  • Облегчает понимание различных «взглядов на мир»;

  • Позволяет учащимся использовать свои знания для наполнения смыслом ситуаций с высоким уровнем неопределённости, создавать базу для новых типов человеческой деятельности.

Технология развития критического мышления:

  • формирует интеллектуальные качества личности;

  • вооружает обучающегося способами работы с информацией, методами организации учения, самообразования;

  • развивает умение принимать решения, критически мыслить, анализировать различные стороны явлений;

  • развивает рефлексию;

  • приемы: «мозговая атака», «Кластер», «Концептуальное колесо», «Инсерт», «Тонкие и толстые» вопросы, «Идеал», «Фишбоун», «Синквейн», «Ассоциации», «Написание творческих работ», «Чтение с остановками».

Технология проблемного обучения

  • самостоятельное добывание знаний путем собственной творческой деятельности;

  • развитие продуктивного мышления;

  • развитие активности обучающихся;

  • побуждение к сравнениям, обобщениям, выводам из ситуации, сопоставлению фактов;

  • актуальность проблемы, связь с жизненным опытом обучающегося;

  • урок-размышление, урок-дискуссия, урок-круглый стол, урок-анализ, урок-исследование.

Технология развития учебной автономности

  • выяснение - подтверждение (обучаемый просит дать пример использования слова или выражения; повторяет слова, чтобы подтвердить понятое);

  • мониторинг (исправляет у самого себя или у других ошибки в
    произношении, употреблении слов, написании, грамматике, стиле);

  • заучивание (произносит вслух; находит средства запоминания; многократно записывает слова);

  • догадка или индуктивное выведение (догадывается о значении с опорой на ключевые слова, структуры, картинки, контекст и т.д.);

  • дедуктивное рассуждение (сравнивает явления Я1 с Я2, ЯЗ и др.; группирует слова; ищет правила совместной встречаемости);

  • практика (экспериментирует с новыми звуками; повторяет предложения до тех пор, пока не произнесет их правильно; внимательно слушает и пытается имитировать);

  • использование «трюков продуцирования» (применяет описания, синонимы и т.п.; пользуется речевыми клише; поясняет значение контекстом).