ДОКЛАД
Тема: «Проблемы внедрения федеральных стандартов в структуру программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих и программ подготовки специалистов среднего звена.»
Современное мировое сообщество функционирует в условиях неизбежной глобализации, которая охватывает все структуры и институты общества. Создание свободного мирового рынка сопровождается объединением экономики,политики,идеологии,информационного пространства, массовой культуры, образования. Национальные государства, существовавших до недавних пор и имеющие свои индивидуальные социальные системы, идеологии, экономики, перестают играть ведущую роль. На смену им приходят интернациональные организации и предприятия, которые могут работать с применением высоких информационных технологий на территории сразу нескольких государств.
В экономически развитом обществе сфера применения неквалифицирован- ного труда весьма ограничена. В докладе европейского фонда образования и Совета Европы: «Высшее и после среднее профессиональное образование в Центральной и Восточной Европе» указывается, что на современном этапе «падает спрос на неквалифицированную и полуквалифицированную рабочую силу, растут требования к квалифицированным рабочим и служащим, а также специалистам среднего уровня, таким как технические работники, работники сферы услуг, офисные служащие».
Развитие наукоемких и высокотехнологичных производств, на которые ориентирована современная российская экономика, требует, в том числе и обеспечения кадрами практико-ориентированных специалистов, обладающих высокой квалификацией и многофункциональными умениями.
Важную функцию по подготовке кадров для экономики современной России выполняет система среднего профессионального образования, которая обеспечивает получение доступного и массового профессионального образования, направленного на подготовку практико-ориентированных специалистов.
Для выполнения данных задач нашей системой профессионального образования, в 2009 году была начата разработка принципиально новых Федеральных государственных образовательных стандартов (далее стандарты), в которых впервые для российской системы профессионального образования появляются понятия зачетных единиц и компетенций, соответствующие международным образовательным стандартам. Такие понятия как компетентность и компетенции для профессионального образования перестают быть простым дополнением к традиционным знаниям, умениям и навыкам, становятся не просто набором определенных знаний, а способностью производить определенные виды работ, выносить обоснованные суждения, реагировать на внешние факторы с принятием необходимых решений.
Кроме того, в рамках стандартов сформирована соответствующая модульная структура программ, определено содержание модулей, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему. А также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса: описаны требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям; наконец, требования к результатам освоения основных образовательных программ.
Еще одной особенностью новых стандартов является активное участие работодателя в реализации учебного процесса. Что позволяет учитывать и реализовывать в образовательном процессе конкретные производственные и технические задачи, интегрировать в процесс обучения реальные конструкторско-технологические решения, обозначенные работодателями, внедрять результаты научно-исследовательской деятельности, как сотрудников, так и студентов в производство. Особенно заметно возросла роль участия работодателя в образовательном процессе в сфере среднего профессионального образования. Данная политика в области образования в настоящее время обусловила огромную нехватку специалистов со средним профессиональным образованием, то есть специалистов-практиков и огромное перенасыщение рынка труда специалистами-теоретиками с высшим образованием.
Так как с одной стороны за этот временной период (20 лет) произошла смена поколений, и специалисты среднего звена старшего поколения вышли на пенсию, а молодых специалистов было за эти годы подготовлено очень мало. С другой стороны в стране модернизируются технологии производства, меняются требования к знаниям будущих специалистов, а требования (стандарты),по которым обучают студентов, все еще ориентированы на «прошлое». Возникла объективная необходимость разработки принципиально новых государственных профессиональных стандартов не только для вузов, но и для образовательных учреждений, реализующих программы среднего профессионального образования. Таким образом, стандарты третьего поколения впервые обозначили направление, ориентированное на новые отношения работодателей и учебных заведений.
В результате для профилей «Экономика и управление» принципиальные отличия стандартов заложены в разделе 4 «Характеристика профессиональной деятельности выпускника». Данный раздел описывает области, объекты и виды профессиональной деятельности выпускников. При этом даны общие характеристики видов деятельности специалиста с квалификацией «техник» и специализированные ( например, специалист по технологии машиностроения). И в разделе 5 «Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы». Где описаны общие компетенции, как правило, идентичные для всех стандартов и охватывающие социокультурные, психологические, экономические и правовые аспекты деятельности специалиста. А также профессиональные компетенции, предусматривающие наличие специфических навыков, характерных для конкретной сферы деятельности.
Требования к условиям реализации основной профессиональной образовательной программы (раздел 7) обязывают образовательное учреждение использовать в учебно-методическом и производственном процессах программы, разработанные с учетом потребностей рынка труда и работодателей. Образовательная программа должна содержать конкретные требования к конечному результату обучения, то есть компетенции, умения и знания, приобретаемые практические навыки. При этом, конкретные навыки профессиональной деятельности, получаемые выпускником в результате освоения программы должны разрабатываться образовательным учреждением совместно с заинтересованными работодателями. Требования к оцениванию качества освоения основной профессиональной образовательной программы предполагают разработку требований к аттестации обучающихся, в которые входят фонды оценочных средств для проведения государственной аттестации, разработанные и утвержденные образовательным учреждением после предварительного положительного заключения работодателей.
Таким образом, традиционно сложившиеся роли работодателя в нашей стране ( руководство производственными практиками студентов, участие в итоговой аттестации выпускников и содействие в трудоустройстве) коренным образом меняются. Из формального участия работодателя в оценке качества подготовки специалиста ( на стадии итоговой аттестации выпускника) стандарт обязует «практиков» активно участвовать в процессе подготовки будущих специалистов с первого года обучения « …обязательное ежегодное обновление дисциплин, профессиональных модулей, программ практик и методических материалов с учетом запросов работодателей….»
При анализе требований стандартов к педагогическим кадрам регламентируется не только наличие высшего образования, соответствующего профилю преподаваемой дисциплине, но и обязательный опыт работы в профильных организациях для преподавателей дисциплин профессионального цикла. А так же обязательное прохождение стажировок в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года для преподавателей дисциплин профессионального цикла.
На сегодняшний день главной проблемой в процессе подготовки специалистов среднего звена, квалифицированных рабочих и служащих, так необходимых экономике и обществу, является – низкая инициатива установления партнерских отношений со стороны работодателя; слабая готовность работодателя принимать активное участие в процессе обучения и подготовки студентов. А в связи с этим возможные проблемы кадрового обеспечения для образовательных учреждений. Так как стандарты обязуют привлекать к ведению дисциплин профессионального цикла преподавателей, имеющих опыт работы в профильных организациях и прохождения в них регулярных стажировок. Но и преподавателей, имеющих опыт работы на производстве, становится с каждым годом все меньше и меньше, а производственные мощности в некогда процветающем Лаганском районе, практически, сведены к нулю. Студентам технических специальностей негде проходить учебную и производственную практики, а по окончании учебного заведения найти работу. В информационном пространстве Калмыкии рапортуют о строительстве теплотрасс, водопроводов, котельных, дорог и т. д, но нет ни одного сообщения о строительстве заводов, фабрик, то есть, пока нет потенциальных работодателей, которым потребовались бы квалифицированные рабочие, служащие и специалисты среднего звена.
Заявка
Манджиев Вячеслав Хочаевич. Заявка. doc