СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад : " три составляющих воспитания детей: семья, школа, общество"

Нажмите, чтобы узнать подробности

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ : «ТРИ СОСТАВЛЯЮЩИХ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ: СЕМЬЯ, ШКОЛА, ОБЩЕСТВО».

Просмотр содержимого документа
«Доклад : " три составляющих воспитания детей: семья, школа, общество"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЩЕЛКОВСКИЙ ЛИЦЕЙ №7

ЩЕЛКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ















ВЫСТУПЛЕНИЕ НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

«ТРИ СОСТАВЛЯЮЩИХ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ: СЕМЬЯ, ШКОЛА, ОБЩЕСТВО»



















УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ:

Попавлова С.А.





Тема выступления: «Интеграция воспитательных усилий семьи, школы и общества».

Интеграция - сотрудничество – взаимодействие – объединение.

Цель: способствовать формированию у педагогов потребности тесного взаимодействия с семьями учащихся и вовлечения родителей в жизнедеятельность классных сообществ.

Задачи: 1) проанализировать систему работы классных руководителей с родителями;

2) определить возможности и условия дальнейшей интеграции усилий семьи и школы в воспитании учащихся;

3) содействовать формированию у педагогов и родителей способности адекватно и эффективно действовать в сложной проблемной ситуации.

План

Типы семей

формы и методы социально-педагогической работы с семьями

функции семьи

роль воспитания родителей в обеспечении благополучия семьи и развития ребенка

цели сотрудничества

направления деятельности

три составляющих взаимодействия семьи и школы

работа в микрогруппах


Типы семей

Благополучная семья


Неблагополучные семьи:

Семья с дефицитом воспитательных ресурсов В семье отсутствует один из родителей. Учащегося воспитывают родственники

Конфликтная семья Стиль отношений между родителями или между родителями и детьми конфликтный. Царит атмосфера недовольства, недоверия, раздражения, агрессивности, ссор, драк. Источниками хронической конфликтной ситуации могут быть невроз одного из родителей, невоспитанность родителей, недостатки характера родителей (несдержанность, раздражительность, эмоциональная неустойчивость, жестокость и т. д.), плохие взаимоотношения между родителями


Асоциальная семья Родители ведут явно аморальный или противоправный образ жизни (пьянство, тунеядство, содержание притона, распущенная половая жизнь, член семьи имел судимость или в настоящее время находится в тюрьме)

Нравственно неблагополучная семья Семья внешне благополучная: материально обеспеченная, эмоциональный климат положительный, родители обладают минимумом педагогической культуры, занимаются воспитанием ребенка. Суть во внутреннем неблагополучии. Потребительская ориентация: культ вещей, слабое моральное осуждение присвоения государственного или личного имущества, узкий круг духовных, культурных интересов. Эгоистическая направленность: установка на индивидуализм, на использование других в своих интересах, пренебрежение к коллективным формам деятельности и т.д. Пассивная социальная позиция, сосредоточенность на внутрисемейных проблемах, безынициативность

Педагогически некомпетентная семья Родители допускают ошибки в воспитании ребенка Авторитарность. Попустительство. Гиперопека – защитный стиль отношений: оправдание и защита ребенка во всех ситуациях, ограждение от трудностей, удовлетворение всех нужд и потребностей ребенка. Непоследовательность и противоречивость.Гиперсоциальность: повышенная принципиальность, правильность

Следовательно, классный руководитель должен дифференцированно вести работу с родителями.

Существуют разнообразные формы и методы социально-педагогической работы с семьями, их взрослыми членами. Важнейшей из них является родительское собрание.

В качестве основного недостатка в организации классных родительских собраний следует назвать отсутствие разнообразия форм и методов их проведения, следствием чего является низкая активность родителей. Поэтому надо направить наши усилия на пополнение технологического арсенала социально-педагогической деятельности.

Индивидуальные беседы, привлечение родителей к общественной жизни класса и школы;

анкетирование и тестирование детей и их родителей педагогом-психологом;

Для большинства педагогов названные формы являются актуальными средствами работы, но некоторые учителя избирают только традиционные пути и методы.


ФУНКЦИИ СЕМЬИ

Во всех обществах семья выполняет следующие основные социальные

функции: экономическую, репродуктивную, воспитательную,

рекреативную, коммуникативную, регулятивную и

фелицитологическую (от итальянского «фелиците» — счастье).

Экономическая функция — одна из основных.

Для того чтобы семья могла выполнять воспитательную функцию существует официальная организация, в функции которой входит воспитание родителей, именно школа стремится поддерживать родителей эмоционально, обмениваться с ними информацией о воспитании детей, улучшать взаимоотношения между родителями и ребенком и развивать сотрудничество с родителями.

РОЛЬ ВОСПИТАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ В ОБЕСПЕЧЕНИИ БЛАГОПОЛУЧИЯ СЕМЬИ И РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Ошибки и просчеты воспитания в самом раннем возрасте могут оказаться невосполнимыми и проявиться позднее в асоциальном поведении ребенка, в трудностях его адаптации, различных отклонениях в развитии личности.

Многие социальные проблемы общества, например, преступность, алкоголизм, наркомания, психические расстройства вырастают из проблем семьи.


Воспитание родителей можно рассматривать как стремление общества защитить себя, избежать появления таких проблем… С точки зрения социальной политики цель воспитания родителей — обеспечение благополучия как родителей, так и детей. Другими словами, целью является изменение качества жизни семьи, создание такого образа жизни, который позволил бы каждой семье стать счастливой.

ЦЕЛИ СОТРУДНИЧЕСТВА

Сотрудничество школы с родителями имеет две основные цели: улучшение качества работы учреждения и поддержка родителей в правильном воспитании детей.

Объединение усилий семьи и школы — это важнейшее условие формирования единого воспитательного пространства, главной ценностью которого является личность ребенка, его счастье и успех.


Направления деятельности

Повышение психолого-педагогических знаний

Участие родителей и общественности в управлении школой

Вовлечение родителей и общественности в учебно-воспитательный процесс

Открытые уроки

Индивидуальные тематические консультации

Лекции

Открытые классные мероприятия

Творческие группы

Семинары. Практикумы



ТРИ СОСТАВЛЯЮЩИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ

Первой составляющей является информирование родителей о новых подходах, формах и способах воспитания ребенка в семье и школе, об основных правилах и условиях педагогического обеспечения интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития детей.

родительское собрание, родительский всеобуч.

В качестве второй составляющей выступает педагогическое

корректирование складывающихся отношений. Необходима профессиональная компетентность учителя, чтобы умело и корректно устранять изъяны в сфере общения и межличностных отношений.

Третья составляющая.

Практическое взаимодействие:

планирование и проведение общешкольных и классных дел, в которых являются участниками не только учащиеся и педагоги, но и родители, бабушки и дедушки, старшие и младшие братья и сестры учеников

использование разнообразных в воспитательной практике форм и способов организации совместной деятельности детей и взрослых.

Работа в микрогруппах Вопрос 1

«Что необходимо сделать для того, чтобы работа классного руководителя с родителями, направленная на оптимизацию процесса их общения с детьми, стала более эффективной?»

Ситуация 2

Ученик седьмого класса постоянно не готов к урокам, грубит, мешает другим учащимся. Классный руководитель и социальный педагог неоднократно вызывали родителей в школу и посещали семью на дому. Воспитанием ребенка занимаются, кроме матери и отчима, еще бабушка и дедушка. Отношения между семьей и школой, к сожалению, не складываются, так как все попытки педагогов найти согласованный вариант решения проблемы встречаются членами семьи, особенно бабушкой и дедушкой, в штыки. Как следует поступить в данной ситуации?

Формы и методы социально-педагогической работы с семьями

Важнейшей из них является родительское собрание.


ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Информационные: лектории, доклады, собрания, конференции. Личностно- ориентированные: психолого-педагогические консультации; школа молодого родителя; семейный консилиум; психолого-педагогический практикум; диспуты и дискуссии; деловые игры.

СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Специально организованная деятельность по освоению процедур защиты от негативных влияний внешнего мира (проигрывание различных вариантов наиболее часто встречающихся в реальной жизни коммуникаций: с учителем, родителями, продавцом, врачом, милиционером, прохожим и т.п.).

Модификация социального окружения подростка с девиантным поведением (ролевые игры, имитационное моделирование, анализ ситуаций).

Проведение мероприятий, деловых игр, моделирующих нормативные отношения в группе, сообществе, семье.

Проигрывание, анализ конфликтных ситуаций в семье:

♦ способы предупреждения конфликтных ситуаций в семье;

способы разрешения конфликтных ситуаций в семье;

♦ показ влияния супружеских отношений на поступки, поведение детей.

Психотерапевтические технологии в работе с детьми и их родителями.

Организация и проведение семейных праздников, мероприятий с участием детей, нуждающихся в социальной реабилитации.


а) формы родительского собрания:

  • родительский лекторий;

  • конференция по обмену опытом;

  • вечер вопросов и ответов;

  • диспут-размышление по проблемам воспитания;

  • встреча с администрацией, учителями класса;

  • в форме уроков для предъявления единых требований к детям;


б) групповые консультации:

  • одаренные дети;

  • если Ваш ребенок дерется;

  • если Ваш ребенок неаккуратен;

в) работа с родительским комитетом;

г) открытые мероприятия для родителей.

д) экскурсии.

е) вовлечение родителей в работу кружков

Используйте бесконфликтные способы общения.

Предложения и выводы.

1. Признать удовлетворительной работу администрации и педагогов по углублению и расширению связей школы, семьи и общественности.

2. Продолжить проведение Дня открытых дверей – день встречи выпускников .

3. С целью ознакомления с положительным опытом воспитания детей в семье и семейными традициями проводить в школе «Семейные встречи, вечера»

4. Администрации и педагогам школы строить совместную работу с родителями на основе форм и способов личностно-ориентированного взаимодействия.


5. Считать содействие формированию позитивных отношений родителей с учителями важнейшей задачей работы классных руководителей.

6. Заместителю директора школы по воспитательной работе и социальному педагогу определить критерии и показатели эффективности социально-педагогической деятельности, использовать их при анализе и оценке работы педагогического коллектива школы.