МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЩЕЛКОВСКИЙ ЛИЦЕЙ №7
ЩЕЛКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
«ТРИ СОСТАВЛЯЮЩИХ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ: СЕМЬЯ, ШКОЛА, ОБЩЕСТВО»
УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ:
Попавлова С.А.
Тема выступления: «Интеграция воспитательных усилий семьи, школы и общества».
Интеграция - сотрудничество – взаимодействие – объединение.
Цель: способствовать формированию у педагогов потребности тесного взаимодействия с семьями учащихся и вовлечения родителей в жизнедеятельность классных сообществ.
Задачи: 1) проанализировать систему работы классных руководителей с родителями;
2) определить возможности и условия дальнейшей интеграции усилий семьи и школы в воспитании учащихся;
3) содействовать формированию у педагогов и родителей способности адекватно и эффективно действовать в сложной проблемной ситуации.
План
Типы семей
формы и методы социально-педагогической работы с семьями
функции семьи
роль воспитания родителей в обеспечении благополучия семьи и развития ребенка
цели сотрудничества
направления деятельности
три составляющих взаимодействия семьи и школы
работа в микрогруппах
Типы семей
Благополучная семья
Неблагополучные семьи:
Семья с дефицитом воспитательных ресурсов В семье отсутствует один из родителей. Учащегося воспитывают родственники
Конфликтная семья Стиль отношений между родителями или между родителями и детьми конфликтный. Царит атмосфера недовольства, недоверия, раздражения, агрессивности, ссор, драк. Источниками хронической конфликтной ситуации могут быть невроз одного из родителей, невоспитанность родителей, недостатки характера родителей (несдержанность, раздражительность, эмоциональная неустойчивость, жестокость и т. д.), плохие взаимоотношения между родителями
Асоциальная семья Родители ведут явно аморальный или противоправный образ жизни (пьянство, тунеядство, содержание притона, распущенная половая жизнь, член семьи имел судимость или в настоящее время находится в тюрьме)
Нравственно неблагополучная семья Семья внешне благополучная: материально обеспеченная, эмоциональный климат положительный, родители обладают минимумом педагогической культуры, занимаются воспитанием ребенка. Суть во внутреннем неблагополучии. Потребительская ориентация: культ вещей, слабое моральное осуждение присвоения государственного или личного имущества, узкий круг духовных, культурных интересов. Эгоистическая направленность: установка на индивидуализм, на использование других в своих интересах, пренебрежение к коллективным формам деятельности и т.д. Пассивная социальная позиция, сосредоточенность на внутрисемейных проблемах, безынициативность
Педагогически некомпетентная семья Родители допускают ошибки в воспитании ребенка Авторитарность. Попустительство. Гиперопека – защитный стиль отношений: оправдание и защита ребенка во всех ситуациях, ограждение от трудностей, удовлетворение всех нужд и потребностей ребенка. Непоследовательность и противоречивость.Гиперсоциальность: повышенная принципиальность, правильность
Следовательно, классный руководитель должен дифференцированно вести работу с родителями.
Существуют разнообразные формы и методы социально-педагогической работы с семьями, их взрослыми членами. Важнейшей из них является родительское собрание.
В качестве основного недостатка в организации классных родительских собраний следует назвать отсутствие разнообразия форм и методов их проведения, следствием чего является низкая активность родителей. Поэтому надо направить наши усилия на пополнение технологического арсенала социально-педагогической деятельности.
Индивидуальные беседы, привлечение родителей к общественной жизни класса и школы;
анкетирование и тестирование детей и их родителей педагогом-психологом;
Для большинства педагогов названные формы являются актуальными средствами работы, но некоторые учителя избирают только традиционные пути и методы.
ФУНКЦИИ СЕМЬИ
Во всех обществах семья выполняет следующие основные социальные
функции: экономическую, репродуктивную, воспитательную,
рекреативную, коммуникативную, регулятивную и
фелицитологическую (от итальянского «фелиците» — счастье).
Экономическая функция — одна из основных.
Для того чтобы семья могла выполнять воспитательную функцию существует официальная организация, в функции которой входит воспитание родителей, именно школа стремится поддерживать родителей эмоционально, обмениваться с ними информацией о воспитании детей, улучшать взаимоотношения между родителями и ребенком и развивать сотрудничество с родителями.
РОЛЬ ВОСПИТАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ В ОБЕСПЕЧЕНИИ БЛАГОПОЛУЧИЯ СЕМЬИ И РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
Ошибки и просчеты воспитания в самом раннем возрасте могут оказаться невосполнимыми и проявиться позднее в асоциальном поведении ребенка, в трудностях его адаптации, различных отклонениях в развитии личности.
Многие социальные проблемы общества, например, преступность, алкоголизм, наркомания, психические расстройства вырастают из проблем семьи.
Воспитание родителей можно рассматривать как стремление общества защитить себя, избежать появления таких проблем… С точки зрения социальной политики цель воспитания родителей — обеспечение благополучия как родителей, так и детей. Другими словами, целью является изменение качества жизни семьи, создание такого образа жизни, который позволил бы каждой семье стать счастливой.
ЦЕЛИ СОТРУДНИЧЕСТВА
Сотрудничество школы с родителями имеет две основные цели: улучшение качества работы учреждения и поддержка родителей в правильном воспитании детей.
Объединение усилий семьи и школы — это важнейшее условие формирования единого воспитательного пространства, главной ценностью которого является личность ребенка, его счастье и успех.
Направления деятельности
Повышение психолого-педагогических знаний
Участие родителей и общественности в управлении школой
Вовлечение родителей и общественности в учебно-воспитательный процесс
Открытые уроки
Индивидуальные тематические консультации
Лекции
Открытые классные мероприятия
Творческие группы
Семинары. Практикумы
ТРИ СОСТАВЛЯЮЩИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ
Первой составляющей является информирование родителей о новых подходах, формах и способах воспитания ребенка в семье и школе, об основных правилах и условиях педагогического обеспечения интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития детей.
родительское собрание, родительский всеобуч.
В качестве второй составляющей выступает педагогическое
корректирование складывающихся отношений. Необходима профессиональная компетентность учителя, чтобы умело и корректно устранять изъяны в сфере общения и межличностных отношений.
Третья составляющая.
Практическое взаимодействие:
планирование и проведение общешкольных и классных дел, в которых являются участниками не только учащиеся и педагоги, но и родители, бабушки и дедушки, старшие и младшие братья и сестры учеников
использование разнообразных в воспитательной практике форм и способов организации совместной деятельности детей и взрослых.
Работа в микрогруппах Вопрос 1
«Что необходимо сделать для того, чтобы работа классного руководителя с родителями, направленная на оптимизацию процесса их общения с детьми, стала более эффективной?»
Ситуация 2
Ученик седьмого класса постоянно не готов к урокам, грубит, мешает другим учащимся. Классный руководитель и социальный педагог неоднократно вызывали родителей в школу и посещали семью на дому. Воспитанием ребенка занимаются, кроме матери и отчима, еще бабушка и дедушка. Отношения между семьей и школой, к сожалению, не складываются, так как все попытки педагогов найти согласованный вариант решения проблемы встречаются членами семьи, особенно бабушкой и дедушкой, в штыки. Как следует поступить в данной ситуации?
Формы и методы социально-педагогической работы с семьями
Важнейшей из них является родительское собрание.
ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Информационные: лектории, доклады, собрания, конференции. Личностно- ориентированные: психолого-педагогические консультации; школа молодого родителя; семейный консилиум; психолого-педагогический практикум; диспуты и дискуссии; деловые игры.
СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Специально организованная деятельность по освоению процедур защиты от негативных влияний внешнего мира (проигрывание различных вариантов наиболее часто встречающихся в реальной жизни коммуникаций: с учителем, родителями, продавцом, врачом, милиционером, прохожим и т.п.).
Модификация социального окружения подростка с девиантным поведением (ролевые игры, имитационное моделирование, анализ ситуаций).
Проведение мероприятий, деловых игр, моделирующих нормативные отношения в группе, сообществе, семье.
Проигрывание, анализ конфликтных ситуаций в семье:
♦ способы предупреждения конфликтных ситуаций в семье;
способы разрешения конфликтных ситуаций в семье;
♦ показ влияния супружеских отношений на поступки, поведение детей.
Психотерапевтические технологии в работе с детьми и их родителями.
Организация и проведение семейных праздников, мероприятий с участием детей, нуждающихся в социальной реабилитации.
а) формы родительского собрания:
родительский лекторий;
конференция по обмену опытом;
вечер вопросов и ответов;
диспут-размышление по проблемам воспитания;
встреча с администрацией, учителями класса;
в форме уроков для предъявления единых требований к детям;
б) групповые консультации:
одаренные дети;
если Ваш ребенок дерется;
если Ваш ребенок неаккуратен;
в) работа с родительским комитетом;
г) открытые мероприятия для родителей.
д) экскурсии.
е) вовлечение родителей в работу кружков
Используйте бесконфликтные способы общения.
Предложения и выводы.
1. Признать удовлетворительной работу администрации и педагогов по углублению и расширению связей школы, семьи и общественности.
2. Продолжить проведение Дня открытых дверей – день встречи выпускников .
3. С целью ознакомления с положительным опытом воспитания детей в семье и семейными традициями проводить в школе «Семейные встречи, вечера»
4. Администрации и педагогам школы строить совместную работу с родителями на основе форм и способов личностно-ориентированного взаимодействия.
5. Считать содействие формированию позитивных отношений родителей с учителями важнейшей задачей работы классных руководителей.
6. Заместителю директора школы по воспитательной работе и социальному педагогу определить критерии и показатели эффективности социально-педагогической деятельности, использовать их при анализе и оценке работы педагогического коллектива школы.