Возможности информационных технологий в обучении детей с разными образовательными способностями и потребностями.
Использование ИКТ в учебном процессе - один из способов повышения мотивации обучения. ИКТ способствуют развитию творческой личности не только обучающегося, но и учителя. ИКТ помогают реализовать главные человеческие потребности - общение, образование, самореализацию. Внедрение ИКТ в образовательный процесс призвано повысить эффективность проведения уроков, освободить учителя от рутинной работы, усилить привлекательность подачи материала, осуществить дифференциацию видов заданий, а также разнообразить формы обратной связи.
Использование ИКТ открывает дидактические возможности, связанные с визуализацией материала, его "оживлением", возможностью совершать визуальные путешествия, представить наглядно те явления, которые невозможно продемонстрировать иными способами, позволяет совмещать процедуры контроля и тренинга.
Какие дидактические задачи позволяют решать ИКТ?
И.В. ( Ирэна Веньяминовна) Роберт (академик РАО) применительно к традиционному учебному процессу выделила следующие методические цели использования программных средств учебного назначения:
индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения;
осуществлять самоконтроль и самокоррекцию учебной деятельности;
визуализировать учебную информацию;
моделировать и имитировать изучаемые процессы или явления (которые невозможно увидеть в природе);
осуществлять контроль с диагностикой ошибок и с обратной связью;
формировать умение принимать оптимальное решение в различных ситуациях;
развивать определенный вид мышления(например, наглядно-образного, абстрактного);
усилить мотивацию обучения (например, за счет изобразительных средств программы или вкрапления игровых ситуаций);
формировать культуру познавательной деятельности и др.
"Золотое правило дидактики - наглядность" (Ян Каменский). Мультимедиа-системы позволяют сделать подачу дидактического материала максимально удобной и наглядной, что стимулирует интерес к обучению и позволяет устранить пробелы в знаниях. Поэтому для детей с особыми образовательными потребностями использование информационно-коммуникативных технологий особенно важно.
Учитель, использующий ИКТ в образовательном процессе, должен использовать следующие направления в работе:
Отбирать и анализировать учебный материал, представленный на электронных носителях, с учётом индивидуальных способностей обучающихся.
Продумывать способы мотивации обучающихся на освоение учебного материала.
Оказывать помощь обучающимся в овладении навыками работы на компьютере.
Разрабатывать контрольные задания, критерии оценивания, способы анализа ошибок.
Организовывать консультации в ходе изучения учебного курса, направленные на решение личностных. Образовательных. Коммуникативных проблем обучающихся.
Отслеживать и фиксировать динамику достижений класса в целом и каждого обучающегося в отдельности.
Я использую ИКТ на уроке в следующих случаях:
Демонстрация компьютерной презентации.
Тестирование с выбором ответов.
Отработка навыков с помощью компьютерного тренажёра.
Демонстрация тематических видеоуроков.
Использование аудио и видеосюжетов по теме урока.
Большое значение имеет использование ИКТ во внеклассное и внеурочное время:
Поиск информации в Интернете или других источниках.
Подготовка выступления и само выступление с использованием презентации.
Показ презентации и видеофайлов на общешкольных праздниках или родительских собраниях.
Информационные технологии расширяют возможности обучения детей с особыми образовательными потребностями и могут быть особенно эффективными при обучении таких детей.
«Тебе скажут — ты забудешь. Тебе покажут — ты запомнишь. Ты сделаешь — ты поймёшь» - это утверждение лишний раз убеждает меня в необходимости использования информационных технологий в учебном процессе для детей с особыми образовательными потребностями.
При индивидуальном обучении учитываются уникальные потребности всех учащихся и в первую очередь тех, у кого имеются затруднения в учебе или физические отклонения. Необходимо развивать у учащихся ответственное отношение к учебе и желание применять технологии для приобретения знаний и навыков. Поэтому школа должна предоставлять технологии специальных возможностей, которые можно адаптировать к нуждам каждого учащегося. Поддержка специальных возможностей дает учащимся с нарушениями получить больший объем информации, облегчить работу на ПК. Повышение уровня удобства и безопасности делает обучение ребенка более эффективным. Таким образом, применение этих функций представляет собой еще один способ обеспечения равных возможностей всем членам общества.
Принцип соединения потоков информации разной модальности (звук, текст, графика, видео) делает компьютер универсальным обучающим и информационным инструментом на любом уроке. И это не случайно, поскольку по данным ЮНЕСКО при аудиовосприятии усваивается только 12% информации, при визуальном около 25%, а при аудиовизуальном до 65% воспринимаемой информации.
Следует отметить, что применение ИКТ целесообразно с применением с другими обучающими технологиями, не отрицая, а взаимно дополняя друг друга.
Моя практика проведения уроков с использованием ИКТ технологий показывает, что они имеют большее коррекционное воздействие, чем обычные. Учащиеся на таких уроках более активно и охотно включаются в работу, заметно увеличивается время, в течении которого учащиеся готовы и хотят сосредоточенно и самостоятельно выполнять необходимые для усвоения темы задания.
По сравнению с традиционными формами обучения детей компьютер обладает рядом преимуществ:
предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
несет в себе образный тип информации, понятный детям;
движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;
предоставляет возможность индивидуализации обучения;
в процессе своей деятельности за компьютером ребенок приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;
позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты);
компьютер очень "терпелив", никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их.
Надо заметить, что во время демонстрации презентации или видеоурока необходимо постоянно видеть реакцию учеников, организовывать их активную деятельность и настраивать на восприятие предлагаемой информации. Я считаю, что одной из главных задач учителя является развитие познавательной активности учащихся. Это можно достигнуть за счёт реализации принципа доступности учебного материала и обеспечения «эффекта новизны». К.Д. Ушинский писал о том, что предмет, для того чтобы стать интересным, должен быть лишь отчасти нов, а отчасти знаком. Новое и неожиданное всегда в учебном материале выступает на фоне уже известного и знакомого. Вот почему для поддержания познавательного интереса учу школьников в знакомом видеть новое. И урок с применением компьютерной презентации помогает хорошо справиться с этой задачей.