«Всестороннее развитие социально-адаптированной личности учащихся через учебно-воспитательный процесс».
Цель всестороннего развития социально-адаптированной личности учащихся через учебно-воспитательный процесс: способствовать формированию единого воспитательного пространства, главной целью которого является личность ребёнка, его успешность и социализация.
Смена общественных ценностей, нравственных ориентиров, приоритетов и их носителей, общества социальной устойчивости – всё это непросто далось нашей стране. Открылся целый мир, а мы оказались к этому не совсем готовы. Серьёзные проблемы, встающие на пути современного воспитателя, идут не из школы, а в школу.
У современной молодёжи существует множество проблем, всё более отчётливо прослеживаются опасности XXI века:
Юношеская безработица, так как школа и общество не проявляют достаточных усилий для социализации детей (признак того, что школа может давать хорошие знания и даёт их, но производство нуждается в рабочих специальностях, причём квалифицированных и социально значимых умениях выпускников).
Отчуждение детей и родителей.
Негативные последствия быстрого имущественного расслоения.
Тиражирование и распространение культа силы, суперменства, оружия, мгновенного успеха, потеря патриотических и культурных ценностей общества.
Досуг и его формы, занятость подростков не отражают интересов и потребностей детей.
Агрессивное телевидение, кинематограф, СМИ в целом.
Проблемы здоровья подрастающего поколения: физическое, нравственное, психическое, умственное невозможно заложить и сберечь усилиями школы. Это – важная задача всего общества.
Рост преступности, употребление подростками наркотиков, алкоголя, никотина – как формы антиобщественного сознания, порождаемые безволием общества.
Изменение демографической, этнической обстановки, изменение характера брака и отношений людей в браке.
Всё это общие проблемы молодёжи XXI века.
Наша задача – спрогнозировать свои проблемы, исходя из общих и научить наших школьников адаптироваться в так называемой «школьной жизни»!
Миссия школы
Миссия школы заключается по отношению:
к учащимся и педагогам (в предоставлении каждому сферы деятельности, необходимой для реализации интеллектуальных и творческих способностей, формировании потребности в непрерывном самообразовании, активной гражданской позиции, культуры здоровья, способности к социальной адаптации);
к родителям (в вовлечении их в совместную с ОУ деятельность);
к социуму (в повышении уровня культуры);
к школам, входящим в школьный округ (в оказании консультативно-методической, организационно-педагогической помощи в повышении качества общеобразовательной подготовки обучающихся, осуществлении профилизации обучения).
Нерешённые проблемы:
Отсутствие системы индивидуальной коррекции знаний учащихся.
Некомпетентность, недальновидность родителей, нежелание глубокого сотрудничества с учителями, психологом, логопедом.
Усложнение программы, проблемы со здоровьем, неполные семьи (53%).
Не сложилась система самоуправления учащихся.
Дефицит ответственности отдельных педагогов, большинства родителей и учащихся.
Отрицательное отношение части учителей к учащимся «трудных классов».
Негативное влияние социума мешает аналитической плановой работе, не позволяет добиться желаемого результата.
Недостаточная материальная база.
Недостаточная подготовленность педагогических кадров к реализации программ профильного обучения.
Приоритетными направлениями развития школы в планируемый период мы считаем:
Обеспечение преемственности и непрерывности образования.
Создание условий для перехода учащихся третьей ступени обучения на индивидуально ориентированный учебный план, повышение профессиональной компетенции педагогического коллектива.
Охрана здоровья учащихся.
Внедрение современных личностно-ориентированных педагогических технологий, методики развивающего обучения. Вовлечение учащихся в различные формы познавательной деятельности.
Применение новых информационных технологий в образовательном процессе, внедрение их в преподавание предметов естественно-научного и гуманитарного цикла.
Усиление внимания индивидуальному физическому развитию школьников.
Модели личности выпускников
используются модели личности выпускников разных ступеней обучения
Школа начальной ступени: 1 - 4 класс.
Ценностный потенциал: доброта, честность, аккуратность, ценность природы родного края, авторитет педагога, дружба со сверстниками, моя семья.
Познавательный потенциал: умение быстро и осмысленно читать,
навыки этикета, забота о здоровье, любовь к школьным предметам, внимание, воображение.
Творческий потенциал: умение оценивать свой труд и труд товарищей.
Коммуникативный потенциал: умение слушать и слышать других,
умение устанавливать контакты со сверстниками и взрослыми,.
Художественный потенциал: активное участие в праздниках, конкурсах, состязаниях, проводимых в классе
Школа средней ступени: 5-8 кл.
Ценностный потенциал: уважение к Родине – России, уважение к женщине, старикам, ребенку, тактичность, чуткость, достоинство человека.
Познавательный потенциал: формирование учебных навыков, знание своих психофизических особенностей.
Творческий потенциал: элементарные навыки поискового мышления
Коммуникативный потенциал: умение критически осмысливать свои поступки, анализировать взаимоотношения со своими сверстниками и взрослыми, умение идти на компромисс.
Художественный потенциал: активное участие в общешкольных праздниках, конкурсах, состязаниях.
Школа старшей ступени: 9 кл.
Ценностный потенциал: восприятие человеческой жизни как главной ценности, осмысление понятий: честь, долг, ответственность, профессиональная гордость, гражданственность, социальная активность.
Познавательный потенциал: правоведение, профориентация школьников.
Творческий потенциал: навыки поискового мышления, профессиональные навыки в соответствии с личностными запросами и задачами.
Коммуникативный потенциал: умение выполнять модернизирующую роль в коллективе, умение устанавливать контакты, уважать иные вкусы, обычаи, привычки.
Художественный потенциал: развитая этическая культура
К окончанию школы должна сформироваться личность:
физически и духовно здоровая
творчески мыслящая
активная
интеллигентная
трудолюбивая
уверенная в себе
способная к самосовершенствованию, к поиску смысла жизни, своего предназначения
обладающая культурой мысли, чувств, речи
обладающая правовой культурой
готовая к продолжению образования.
Программа развития воспитательной системы школы определяет концептуальные положения воспитания и основы воспитательной политики школы.
Приоритетные направления воспитания в школе являются:
• гражданско-патриотическое, правовое, нацеленное на повышение правовой культуры, социальной активности, формирование гражданской ответственности, толерантности, уважения к правам и свободам человека, профилактику противоправного поведения;
• духовно-нравственное, нацеленное на формирование высоких духовно-нравственных принципов, любви и преданности своему Отечеству, готовности к достойному служению обществу и государству, осознание культурно-исторических корней, почитания святынь и ценностей многонационального государства;
• культура здорового образа жизни и профилактика асоциальных
явлений, подразумевающая формирование социального, физического, духовно-нравственного здоровья всех участников образовательного процесса, выработку и реализацию ответственного отношения к здоровью
(физическому, психическому, социальному), неприятия негативного влияния среды.