E. E. Долбик, доцент кафедры русского языка Белорусского государственного университета, кандидат филологических наук
Урок 63. Цитация. Способы введения цитат в текст. Эпиграф. Знаки препинания при цитировании (§ 38)
Цели урока: дать понятие о цитации как одном из способов передачи чужой речи, её особенностях и функциях; ознакомить с основными способами введения цитат, в том числе стихотворных, в текст, с пунктуационным оформлением цитат, в том числе эпиграфа; формировать умение правильно расставлять знаки препинания при цитировании.
Основные этапы урока
I. Проверка домашнего задания.
Зачитываются преобразованные учащимися предложения. Вариант выполнения задания может быть таким.
I. Мальчик, выкручиваясь возле отца и с деланной застенчивостью поправляя пояс, просил, чтобы, тот дал ему пять копеек. 2. Отец сказал, что они ещё повоюют, и погладил сына по голове. 3. Вспомнив мадам Васютинскую, её страшные глаза, бегающие, как у сумасшедшей, Петя спросил, будет ли революция. 4. Моя сестра вспоминала, что тогда, по-видимому, заблудилась в лесу. 5. Биденко спросил у Серко, где пастушок, где он его потерял. 6. Задрожавшим, как сильно натяну-
тая струна, голосом, немка спросила, кто это рисовал.
При этом отмечаем, что оригинальные тексты из произведений В. Катаева, в которых используется прямая речь, более эмоциональны и выразительны.
II. Наблюдение над языковым материалом (распечатка на каждую парту).
Учащиеся знакомятся с приведённым ниже текстом и готовятся выполнить задания и ответить на вопросы.
1. Прочитайте отрывок из книги известного языковеда К. С. Горбачевича «Нормы современного русского литературного языка».
Мой верный друг, мой друг коварный, мой царь, мой раб — родной язык!
В. Брюсов
Трудно встретить сейчас человека, полностью равнодушного к современной речи и удовлетворённого её состоянием. Но в последнее время интерес к родному языку стал носить отнюдь не отвлечённый характер. Споры о языке, дебаты и прения о его красоте и богатстве, о порче и обеднении нашей речи происходят сейчас, как заметил Корней Чуковский, «в обстановке раскалённых страстей». Всё более укрепляется в сознании современников то, что речь человека — это лакмусовая бумажка его общей культуры, что владение литературным языком составляет необходимый компонент образованности, интеллигентности. «Языковая малограмотность, — говорил М. Горький, — всегда является признаком низкой культуры ».
Каждый языковед готов подписаться под бессмертными словами И. С. Тургенева: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками ».
Определите стиль речи. (Допускаются варианты в определении стиля речи: в тексте присутствуют черты, характерные как для научно-популярного, так и для публицистического стиля речи.)
Сформулируйте тему и основную мысль текста. (Тема текста — культура русской речи. Основная мысль: речь человека — это лакмусовая бумажка его общей культуры.)
Объясните значение слов дебаты, прения, лакмусовая бумажка; при необходимости обратитесь к толковому словарю. (Дебаты — обсуждение вопроса; прения — обсуждение, публичный спор по каким-либо вопросам; лакмусовая бумага (хим.) — пропитанная лакмусом и меняющая свой цвет под воздействием кислот и щелочей, здесь сочетание употреблено в переносном значении — способ безошибочной проверки чего-либо.)
5. Объясните выделенные написания.
Как связаны в словообразовательном плане выделенные слова? (Время —» Современный — современник.)
Найдите в тексте цитаты — дословные выдержки из чьих-либо высказываний.
Установите соответствие: а) цитата-эпиграф; б) цитата в виде прямой речи; в) цитата как часть предложения.
Охарактеризуйте знаки препинания при цитатах.
III. Самостоятельная работа с материалом учебника на с. 222—224.
IV. Беседа по вопросам.
Что такое цитата?
Какова основная сфера использования цитат?
Какие знаки препинания ставятся, если цитата оформляется как прямая речь?
Как оформляется цитата, если она представляет собой часть предложения?
Что необходимо помнить, если цитата приводится не полностью?
Как ставятся знаки препинания, если ссылка на автора даётся в скобках?
Каковы особенности цитирования стихотворного текста?
Как правильно оформить эпиграф к сочинению?
Для чего используются цитаты в сочинениях и научных исследованиях?
V. Закрепление материала.
1. Выполнение упражнения 321 (групповая работа в виде соревнования).
После обсуждения результаты работы групп зачитываются. Побеждает команда, которая правильно оформила цитаты в виде прямой речи и дала наиболее точную и полную информацию об источнике цитирования.
«Ты сер, а я, приятель, сед», — обращается к незадачливому волку ловчий, герой басни Ивана Андреевича Крылова «Волк на псарне».
Литературный критик Виссарион Григорьевич Белинский писал в девятой статье о сочинениях Александра Сергеевича Пушкина: «Роман "Евгений Онегин" — энциклопедия русской жизни».
«Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать», — говорит лирический герой стихотворения Александра Сергеевича Пушкина «Элегия».
Обращаем внимание учащихся на второе предложение, где используются разные типы кавычек (внешние кавычки — так называемые ёлочки, внутренние кавычки — лапки). Предложение целесообразно записать на доске.
2. Выполнение упражнения 322 (продолжение групповой работы в виде соревнования). Побеждает команда, которая приведёт наибольшее количество синонимичных конструкций для передачи чужой речи и правильно оформит их на письме.
В. Сухомлинский писал: «Чтение — это труд, творчество, самовоспитание твоих духовных сил, воли». «Чтение — это труд, творчество, самовоспитание твоих духовных сил, воли», — писал В. Сухомлинский. «Чтение, — писал В. Сухомлинский, — это труд, творчество, самовоспитание твоих духовных сил, воли».
В. Сухомлинский писал, что «чтение — это труд, творчество, самовоспитание твоих духовных сил, воли).
По словам В. Сухомлинского, «чтение — это труд, творчество, самовоспитание твоих духовных сил, воли». Как писал В. Сухомлинский, «чтение — это труд, творчество, самовоспитание твоих духовных сил, воли».
В. Сухомлинский писал о чтении как о труде, творчестве, самовоспитании духовных сил, воли.
«Чтение — это труд, творчество, самовоспитание твоих духовных сил, воли» (В. Сухомлинский).
6) Чтение — это труд, творчество, само-
воспитание твоих духовных сил, воли. В. Сухомлинский
VI. Домашнее задание: упражнение 320 (на поощрительную отметку — мини-сочинение на одну из названных в упражнении тем).