СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Долгосрочный детский проект "У России длинные косички"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приоритетное направление нашего детского сада - Приобщение детей к истокам русской культуры. Проект и сейчас актуален, интересен, родители активно участвуют во всех мероприятиях проводимых в рамках данного проекта. Накоплено много интересного материала, собрано много предметов русского быта.

Просмотр содержимого документа
«Долгосрочный детский проект "У России длинные косички"»

Долгосрочный детский проект:















«У РОССИИ ДЛИННЫЕ КОСИЧКИ»













Музыкальный руководитель:

Валевская О.А.

ТЕМА ПРОЕКТА: «У РОССИИ ДЛИННЫЕ КОСИЧКИ»



АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ

Сейчас очень актуальна проблема воспитания детей на основе русской национальной культуры, на собрании национальных достижений. Ведь среда, в которой растут дети, представляет собой хаотичный набор элементов различных традиций и культур, что таит в себе угрозу развития равнодушия, ведь невозможно постигать, понимать и любить всё одновременно. Что-то должно быть в жизни особенным. Этим особенным для наших детей должна являться родная русская культура. В настоящее время педагогическая практика испытывает следующие затруднения: приобщение детей дошкольного возраста к ценностям народной культуры, народного искусства, народным обрядам и традициям; приобщение детей дошкольного возраста к духовным ценностям русского народа, воспитание национального достоинства детей. Наше время отличается огромным засильем всего иностранного, чужеземного в окружающей жизни человека — в быту, на телевидении, в музыке и т.п. Во многих европейских странах народная культура составляет неотъемлемую часть общего эстетического воспитания детей. А русский народ, как показывает опыт, знаем наше прошлое, истоки отечественной культуры, обычаи, нравы, традиции и т.п. очень поверхностно. Внимание к фольклору, древним пластам культуры, традиции в целом, как к неисчерпаемому источнику воспитания и развития человека, проявляется в последние годы особенно активно в социально-педагогической среде. Это связано с глубокой духовностью и мудростью народного творчества, с непрерывностью процесса передачи национальной культуры из поколения в поколение. «Давайте детям больше и больше содержания общего, человеческого, мирового, но преимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные и национальные явления» как сказал В.Г.Белинский. Необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями русской народной культуры, воспитывать детей в национальных традициях. Для этого необходимо обратится к истокам русской народной культуры и, в первую очередь, к фольклору. Ведь содержание фольклора отражает жизнь русского народа, его опыт, просеянный через сито веков, духовный мир, мысли, чувства наших предков. Русский танец, русская песня, русская музыка, русские сказки, образцы декоративно-прикладного искусства, русские народные игры, обряды и традиции, должны стать частичкой жизни ребёнка.

Культура русского народа огромна и разнообразна. Русский педагог К.Д.Ушинский, исследователи русского фольклора Г.С.Виноградов, В.И.Даль и многие другие, отмечали, что основной чертой русского фольклора, его достоинством, является его теснейшая связь с окружающей жизнью. Это делает его совершенным средством воспитания детей. На современном этапе национального возрождения необходимо вернуться к тому, что было достигнуто нашими предками. Произведения народного искусства отшлифовывались веками, поэтому « сила воздействия фольклора на ребёнка в совершенстве формы и яркости средств музыкальной выразительности, в единстве идеи и эмоций».

Как известно, фольклор — это основное средство народной педагогики. Народная педагогика — это вид деятельности взрослых по воспитанию подрастающего поколения, совокупность и взаимосвязь представлений и идей, взглядов, мнений и убеждений, а также навыков и приемов народа по вопросам развития воспитания и обучения подрастающего поколения, отраженных в народном творчестве. В народном сознании издревле большое место занимали представления о душе, стыде, совести, грехе, доброте, справедливости, правде. На Руси считались грехом нравственные преступления: ложь, клевета, зависть, гнев, воровство, скупость, немилосердие и т.п. Считалось, что у человека, не совершавшего при жизни добра, умирало не только тело, но и душа. Духовные ценности служили ориентиром в жизни русского человека. Русское народное искусство, русская национальная культура должны стать стержнем и основой для возрождения русской духовности. Особенно это важно для становления личности ребёнка. Посредством русского фольклора развиваются духовно-нравственные качества личности ребёнка, навыки культурного поведения. Общечеловеческие ценности, несомненно, должны внести вклад в воспитание чувства красоты и добра. Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека. Знакомство с традициями, обычаями русского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое. Русской фольклор — это дорожка от прошлого, через настоящее, в будущее, источник чистый и вечный. И начинать приобщение к ценностям народной культуры необходимо начинать с малых лет. Детские впечатления неизгладимы. Дети очень доверчивы, открыты. К счастью, детство — это время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры. Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями народной культуры, воспитывать детей в национальных традициях. Ведь воспитание детей в национальных традициях положительно влияет на духовное и эстетическое развитие детей.

Несомненно, на сегодняшний день тема очень актуальна. В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность. Многие люди напрочь забыли о своих русских ценностях. Родители наших детей «делают» карьеру, заняты на работе, им некогда рассказать сказку, спеть колыбельную. Дети растут на иностранных мультфильмах, играх на компьютере. Вот почему так важно в жизнь детей и в педагогический процесс детского сада включать разнообразные виды народного творчества. Все, что пришло к нам из глубины веков, мы теперь называем народным творчеством. Сила воздействия на ребенка произведений народного творчества возрастает, если ознакомление с ними осуществляется на основе собственной деятельности дошкольника.



Вид проекта: долгосрочный (01.09.2014 – 01.08.2015г.), познавательный, творческий, групповой. Построен на основе главных методических принципов: учет возрастных особенностей детей, доступность материала, постепенность его усложнения

Участники проекта: дети старших и подготовительной группы, воспитатели, родители детей

Образовательная область.

"Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие" ,"Художественно- эстетическое развитие» ( Музыка).



Проблема: Знакомы ли наши дети и родители с русским народным

творчеством, традициями русского народа?

Цель проекта: Воспитание у детей интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, к народному календарю, к народным играм.

Задачи:

  1. Создать систему работы, по приобщению детей к истокам русской народной культуры

  2. Привлечь внимание воспитателей, родителей к проблеме формирования эстетических и нравственных качеств у детей;

  3. Развивать творческое воображение, образную речь и нравственные качества личности дошкольника.

  4. Поддерживать у детей и родителей потребность в совместной познавательной и творческой деятельности.

  5. Создать условия для приобщения детей к декоративно-прикладному искусству

  6. Использовать все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы), так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Знакомство детей с народными праздниками и традициями, народными играми

  7. Познакомить детей и их родителей с народными праздниками, традициями и народными играми, сказками, потешками, прибаутками.

  8. Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через проведение русских народных подвижных игр, знакомство с календарными праздниками их обычаями и традициями.

  9. Дать детям знания об истории русского быта.

  10. Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм и т. д.

  11. Обогащать словарь.

  12. Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми.



Направления работы по приобщению детей к русской национальной культуре:

- Создание предметно- развивающей среды

- Знакомство с устным народным творчеством (сказки, песни, частушки, пословицы, поговорки и т.п.)

- Знакомство с жизнью и бытом русского народа;

- Знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками.

- Знакомство с декоративно-прикладным искусством.

- Знакомство с русскими народными играми.

Формы работы с детьми по ознакомлению с русской народной культурой:

- Беседы;

- Занятия на основе метода интеграции;

- Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;

- Выставки в мини-музее изделий русского декоративно-прикладного искусства;

- Выставки детских работ по декоративно-прикладному искусству в детском саду;

- Экскурсии;

- Дидактические игры;

- Экспериментирование с различными художественными материалами;

- Развлечения, фольклорные праздники, посиделки;

- Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов, русских народных песен;

- Использование народных игр, в том числе хороводов.

Родители:

· Индивидуальные беседы

· Анкетирование

· Выступление на праздниках

. Консультации

Воспитатели МАДОУ:

· Мастер-класс

· Презентация

· Выступление

· Фоторепортаж



Продукты проекта:


Этапы работы:


Этапы проектирования

Проектные мероприятия

Сроки проведения

1.

Подготовительный

(разработка проекта)

- анализ условий и возможностей детского сада;

- изучение интересов и творческого потенциала педагогического коллектива;

- постановка цели, задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с детьми и родителями

- организация творческой группы воспитателей и специалистов, распределение между ними функций;

- детальное обсуждение с коллективом возможных направлений в работе по приобщению детей к истокам русской культуры;

- анкетирование педагогов е целью выявления знаний, интереса к русской культуре ;

- диагностика

представления детей о русской народной культуре;

  1. - изучение предметной среды.

  2. - анализ методического сопровождения по теме.

- анкетирование родителей с целью выяснения их отношения к данной теме.

  1. - пополнение библиотеки специальной литературой о русском костюме, фольклоре, народных промыслах, русском быте;

Август-Сентябрь

2.

Основной

(выполнение проекта)

- планомерно вести работу по возрождению русских народных традиций и приобщению к ним детей;

- совершенствовать работу по нравственно-патриотическому воспитанию, используя разнообразные формы работы по приобщению детей к истокам русской культуры;

- провести семинары-практикумы по знакомству педагогов с:

народной росписью;

русским костюмом;

народными сказителями;

русским бытом;

- оформление развивающей среды групп и мини-музея "Горенка" " с подбором подлинной кухонной утвари, посуды, предметов быта, рукоделия;

- проведение работы с родителями по обогащению их знаниями о русской культуре

- разработка разнообразных форм деятельности для использования в работе с детьми (в познавательном развитии, ИЗО-деятельности, нравственном воспитании, экологии), решающие задачи знакомства детей с народной культурой, фольклором, художественными промыслами, особенностями русского быта и культуры;

- выделить время в режиме для проведений работы по направлению.

русского народного творчества, культуры, фольклора;

разнообразить формы работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры, систематизировать наработки по этой проблеме.

-провести родительские собрания;

- оформить в групповых комнатах мини-центры русской культуры;

- изготовление мини-образцов женского, мужского и детского костюмов родного края;

- провести мастер-классы с участием народных умельцев;

- Обсуждение результатов работы на заседаниях творческой группы;

В течение года

3.

Заключительный

(итоговый)

- знакомство с наработками воспитателей: Гаврютиной В.Н., Петруниной А.Н., Тишиной Е.А.,

Гладковой Н.М.,

муз. руководителя Валевской О.А. по знакомству детей с русской культурой, просмотр презентаций, заслушивание на педагогическом совете по итогам проекта;

- проведение внутрисадовского смотра-конкурса уголков русской культуры;

- проведение открытого праздника "Ой, ты, русская изба, расписная ложка!"

- освещение опыта работы по приобщению детей к русской народной культуре в СМИ(газета, журнал);




Май











Обобщение результатов работы:

- Диагностика представлений детей о русской народной культуре с заполнением диагностических карт на каждого ребенка;

- Итоги взаимодействия с родителями

- Обобщение результатов работы в группах и в детском саду в целом.

Ожидаемые результаты

По окончании проекта планируем достичь следующих промежуточных результатов:

- проявляет устойчивый интерес к различным видам детской деятельности: игре, изобразительной и театрализованной деятельности;

- в театрализованных играх умеет интонационно выделять речь тех или иных персонажей, проявляет инициативу и самостоятельность в выборе роли, сюжета, средств перевоплощения;

- эмоционально откликается на переживания персонажей сказок, потешек.

- в самостоятельных театрализованных играх обустраивает место для игры, воплощается в роли, используя художественные выразительные средства (интонация, мимика), атрибуты, реквизит.

- может назвать любимую сказку, прочитать наизусть понравившееся стихотворение.

- драматизирует с помощью взрослого небольшие сказки, потешки.

- имеет представления о народных промыслах и умеет различать изделия разных народных промыслов;

- выделяет выразительные средства русской народной игрушки. Украшает силуэты игрушек элементами знакомой росписи.

- владеет первоначальными представлениями о некоторых атрибутах русской традиционной культуры: устройство избы, предметы быта, домашняя утварь, домашние животные, музыкальные инструменты, праздники, игрушки, песни, потешки, сказки;



- различает на картинках и в жизни эти атрибуты и называет их;

- с удовольствием включаются в обыгрывание потешек, пестушек, вождение хороводов, исполнение плясок, участвует в праздниках;

- проявляет положительные эмоции в процессе восприятия русских народных сказок, мелодий, игр;

- отражает полученные впечатления в разных видах деятельности.



Риски:

- низкое познавательное развитие детей;

- низкая заинтересованность родителей;

- недостаточность знаний и организаторских способностей воспитателей по данной проблеме;



Предупреждение рисков:

- распределить среди членов проектной группы ответственных, которые будут осуществлять организацию и контроль действий по реализации плана проекта по определенному направлению;

- оказать методическую помощь воспитателям по организации проектной деятельности;

- провести цикл консультаций для воспитателей с целью повышения компетентности по приобщению детей к русскому народному творчеству;

- провести разъяснительную работу с родителями по реализации проекта, привлечь к активному участию в проекте совместно со своими детьми.









План работы с родителями

Мероприятия

Сроки выполнения

1.

– Родительские собрания на темы: «Народное искусство в воспитании детей», «Подготовка руки к письму средствами декоративного рисования», «Формирование личности ребенка в процессе ознакомления с искусством», «Фольклор для всех».



в течение всего года

2.

– Мастерская для родителей и детей «Бабушкины куклы» (совместное изготовление тряпичной куклы)


сентябрь-октябрь

3.

– Круглый стол «Мы за чаем не скучаем».


ноябрь

4.

Мастер-класс по технике декупажа

декабрь

5.

Выпуск папок-раскладок по народному декоративно-прикладному искусству;




январь

6.

– Оформление родителями альбомов «Мир вокруг нас», «Народная игрушка».



февраль

7.

– Анкетирование родителей


октябрь

8.

– Выпуск газет: «Семья», «Наши праздники»


апрель

9.


май

10.

– Участие родителей в выставках: «Осенины», «Вторая жизнь ненужным вещам», « Любимая сказка», «Русская березка»


в течение всего года

11.

- Изготовление конкурсной работы «Альбом росписи» , «Русский оберег» (совместно с детьми)

март-апрель



План работы на _____________ учебный год

Время проведения

Содержание


Ответственный

1

Сентябрь

Создание предметно-развивающей среды в группах ДОУ: оформление уголков (уголки русского быта ,уголки ряженья, уголки прикладного искусства )

Воспитатели групп

2

Октябрь

Ноябрь

Создание предметно – развивающей среды в ДОУ: оформление мини- музея «Горенка» предметами старинного быта, образцами народно-прикладного искусства,

рукоделием, оформление «Полочек красоты»

Проектная группа

3

В течение года

Групповые краткосрочные проекты по приобщению детей к русской народной культуре

Воспитатели,

Музыкальный руководитель

4

В течение года

Организация выставок поделок детей, родителей, а так же совместного творчества

Воспитатели

5

В течение года

Проведение культурно-досуговых мероприятий по русскому обрядовому календарю.

Музыкальный руководитель


Январь

Проведение мастер-классов с участием умельцев народных промыслов.



Март

Организация экскурсий в музей «Русская изба» (ЦДК), совместная поездка родителей и детей в Овстуг, Вщиж.



В течение года

Собрания, консультации, индивидуальная работа с родителями



Апрель

Организация мини-выставки «Куклы в народных национальных костюмах»



Май

Проведение открытого мероприятия «Ой, ты, русская изба, расписная ложка»



Май

Конкурс «Русский оберег» , совместное творчество родителей и детей


























Необходимые условия реализации проекта

Владение педагогами особенными художественными средствами: умение петь, танцевать, рисовать, играть на народных музыкальных инструментах



Активное сотворчество взрослых и детей









Организация творческих заданий с целью применения детьми полученных знаний непосредственно в той или иной деятельности.

































Приложение 1

Анкета для родителей

Приобщение детей к истокам русской культуры

1. Можете ли Вы рассказать ребёнку о традициях русского народа:

a) как жили наши предки?

b) какими занимались ремёслами?

в) как сеяли хлеб?

г) какую на Руси носили одежду?



2.Знаете ли Вы русские праздники?

3.Нужно ли ребёнку давать толкования старославянских слов?

4.Нужно ли соблюдать обряды, традиции?

5. Необходимо ли сохранять уважение к предметам старины?

6. Надо ли знать народные сказки и былины?

7. Должны ли рассказывать об истоках русской культуры в детском саду?

8. Есть ли у Вас старинные вещи дедушек и прабабушек? Знает ли об этом малыш?

9. Какие народные игры Вам известны?

10. Играете ли Вы в них с ребёнком?

11.Ходите ли Вы в музеи ( исторический, краеведческий)?











Приложение 2

Анкета для родителей

Уважаемые родители! Просим Вас ответить на следующие вопросы анкеты и оценить интерес своего ребенка к историческому прошлому нашей страны. Просим Вас помнить о том, что самым желательным для нас будет правдивый ответ. Мы очень надеемся на Вашу помощь!

Вопрос

Да

Нет

Затрудняюсь

ответить

Примечание

1.

Рассказывается ли детям о традициях своей семьи и предков





2.

Читают ли родители своим детям произведения устного народного творчества?





3.

Просматриваются ли вместе с детьми по телевидению передачи о историческом прошлом русского народа?







Большое спасибо за искренний ответ!