ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты
1.3. Содержание программы
2. Комплекс организационно - педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
2.2. Условия реализации программы
2.3. Формы аттестации
2.4. Оценочные материалы
2.5. Методические материалы
2.6. Список литературы
1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы 1.1. Пояснительная записка Нормативные правовые основы разработки ДООП:
федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р; изменения Распоряжение Правительства РФ от 15.05.2023 г. № 1230);
приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
Постановление главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020 № СП 2.4.3648-20, Санитарные правила Главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020 № 28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
Устав МБУ ДО «ЦНТТУ»;
локальный акт «Положение о дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе педагогов дополнительного образования».
Актуальность данной программы обусловлена тем, что в настоящее время важными приоритетами государственной политики в сфере образования становится поддержка и развитие детского технического творчества, повышение престижа научно- технических профессий. Темы программы позволяют формировать у учащихся картину мира с технологической направленностью. Навык выполнять операции технологично позволяет учащемуся грамотно выстраивать свою деятельность не только при изготовлении изделий на занятиях. Знание последовательности этапов работы, четкое создание алгоритмов, умение следовать правилам необходимы для успешного выполнения заданий любого учебного предмета, а также весьма полезны во внеучебной деятельности.
Практическая деятельность на занятиях является средством общего развития ребенка, становления социально значимых личностных качеств, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий.
Обучение включает в себя следующие основные предметы:
Вид ДООП:
Модифицированная программа – это программа, в основу которой положена примерная (типовая) программа либо программа, разработанная другим автором, но измененная с учетом особенностей образовательной организации, возраста и уровня подготовки детей, режима и временных параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных результатов.
В организации дистанционного обучения по программе используются следующие платформы и сервисы: ZOOM, образовательная платформа «Сферум», Интерактивные онлайн-доски платформы Pruffme.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный техник» предполагает занятия детей с ОВЗ, через составление рабочей адаптированной программы.
Направленность ДООП:
Техническая.
Адресат ДООП: Обучение проводится на русском языке.
Программа предназначена для детей 7-10 лет, срок реализации 2 года, составлена с учетом возрастных, психологических особенностей детей.
Возрастные и психологические особенности детей группы (7-10 лет) - энергичность, настойчивость. Они в постоянном поиске, движении, любят коллективные игры; появляется потребность в положительной оценке своей личности взрослыми, при этом импульсивны, часто переключаются с одного вида деятельности на другой.
Срок и объем освоения ДООП: 2 года, 288 педагогических часов, из них:
«Стартовый уровень» - 1 год, 144 педагогических часа;
«Базовый уровень» - 1 год, 144 педагогических часа.
Форма обучения: Очная, дистанционная
Особенности организации образовательной деятельности: Разновозрастная группа.
Режим занятий:
Предмет | Стартовый уровень | Базовый уровень |
Юный техник | 4 часа в неделю; 144 часа в год. | 4 часа в неделю; 144 часа в год. |
1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты
Цель: формирование у обучающихся способностей и интереса к технике, расширение их политехнического кругозора.
Задачи:
Личностные:
формировать интерес к основе культуры труда;
формировать творческое отношение к выполняемой работе;
воспитывать умение взаимодействовать и работать в коллективе;
воспитывать усидчивость, внимательность;
развивать познавательную активность.
Метапредметные:
развивать элементы технического мышления; изобретательности;
развивать творческую инициативу и самостоятельность;
развивать у детей тонкую моторику рук, глазомер, чувство гармонии и красоты;
способствовать формированию умений самостоятельно решать творческие задачи в конструкторском, художественном и технологическом исполнении;
развить индивидуальные творческие и технические способности, художественный вкус, эстетическое восприятие.
развивать аналитическое мышление и самоанализ своей деятельности.
Образовательные:
формировать графическую культуру на начальном уровне, умение читать простейшие чертежи, изготавливать по ним модели;
развивать умения, навыки работы с чертёжно-измерительными и ручными инструментами при обработке различных материалов;
обучить приёмам и технологии изготовления простейших моделей технических объектов;
развивать интерес к технике, знаниям, устройству технических объектов.
Ожидаемые результаты
| Стартовый уровень | Базовый уровень |
Знать | -история создания и развития техники; -организацию рабочего места, правила безопасности труда при выполнении работ; -материалы и инструменты для изготовления моделей; - основные простейшие технические термины; - простейшие конструкторские понятия; - основные узлы транспортных, военных моделей; - знать гигиенические требования при работе с клеем; - основные линии на чертеже. | -история создания и развития техники; -организацию рабочего места, правила безопасности труда при выполнении работ; - знать порядок разметки симметричной детали; - линии на чертежах; - виды соединений на модели; - способы изготовления моделей; -основные термины в технике, моделировании; - элементарные понятия о цветовой гамме и технической эстетике. |
Уметь | -организовать рабочее место и соблюдать правила безопасности труда; - читать простейшие чертежи; - изготавливать простейшие модели с использованием готовых развёрток; - находить линии сгиба; - уметь пользоваться шаблонами | -рационально организовать рабочее место и соблюдать правила безопасности труда; читать простейшие чертежи; - работать с доступной технической литературой; - чертить простейшие чертежи разверток; - изготавливать усложненные модели; - подбирать материал для модели; - анализировать свою модель; - складывать игрушки в технике модульного оригами по схеме с пояснениями педагога; - презентовать собственный проект; - проявлять усидчивость в достижении конечного результата. |
Владеть | -владеть элементарными графическими навыками; -навыками работы инструментами и приспособлениями; -осуществлять контроль качества изготавливаемых изделий. | -навыками работы инструментами и приспособлениями; -осуществлять контроль качества изготавливаемых изделий. |
1.3.Содержание программы
Стартовый уровень
Учебный план (1 год обучения)
№ п/п | РАЗДЕЛ | Количество часов | Планир. месяц |
Всего | Теор | Прак |
1. | Вводное занятие. Диагностика ЗУН. Правила техники безопасности | 2 | 1 | 1 | Сентябрь |
2. | Материалы и инструменты | 10 | 2,5 | 7,5 | |
2.2. | Организация рабочего места. Чертежные инструменты | 2 | 0,5 | 1,5 | Сентябрь |
2.3. | История создания бумаги. Свойства бумаги и картона | 2 | 0,5 | 1,5 | Сентябрь |
2.4. | Приемы вырезания | 2 | 0,5 | 1,5 | Сентябрь |
2.5. | Работа по выбору | 2 | - | 2 | сентябрь |
2.6. | Итоговое занятие. Викторина «Материалы и инструменты» | 2 | 1 | 1 | октябрь |
3. | Графическая подготовка | 18 | 4 | 14 | |
3.7. | Линия видимого контура | 2 | 0,5 | 1,5 | Октябрь |
3.8. | Линия сгиба контура | 2 | 0,5 | 1,5 | Октябрь |
3.9. | Центровая линия (осевая) | 2 | 0,5 | 1,5 | Октябрь |
3.10. | Углы: острые, прямые, тупые | 2 | 0,5 | 1,5 | Октябрь |
3.11. | Измерение длины: миллиметр, сантиметр, метр, километр | 2 | 0,5 | 1,5 | Октябрь |
3.12. | Симметричные фигуры | 2 | 0,5 | 1,5 | Октябрь |
3.13. | Геометрические тела: куб, шар, конус | 2 | 0,5 | 1,5 | октябрь |
3.14. | Геометрическое тело – цилиндр | 2 | 0,5 | 1,5 | октябрь |
3.15. | Итоговое занятие. Игра «Графическое казино» | 2 | - | 2 | Ноябрь |
4. | Первоначальные конструкторско-технологические понятия | 14 | 2 | 12 | |
4.16. | Понятие о работе конструкторов и конструкторских бюро | 2 | 0,5 | 1,5 | Ноябрь |
4.17. | Понятие о разметке. Способа разметки. | 2 | 0,5 | 1,5 | Ноябрь |
4.18. | Понятие о шаблонах, трафаретах и приемы работы с ними | 2 | 0,5 | 1,5 | ноябрь |
4.19. | Творческий проект | 2 | 0,5 | 1,5 | Ноябрь |
4.20. | Изготовление работы по выбору | 2 | - | 2 | Ноябрь |
4.21. | Изготовление работы по выбору | 2 | - | 2 | Ноябрь |
4.22. | Изготовление работы по выбору | 2 | - | 2 | ноябрь |
5. | Конструирование из плоских деталей | 18 | 3,5 | 14,5 | |
5.23. | Основы оформления работ | 2 | 1 | 1 | декабрь |
5.24. | Цветовое решение, форма и величина основных компонентов работы | 2 | 1 | 1 | декабрь |
5.25. | Плоская аппликация. Понятие о контуре, силуэте технического и художественного объекта. | 2 | 1 | 1 | Декабрь |
5.26. | Творческий проект | 2 | - | 2 | декабрь |
5.27. | Изготовление работы по выбору | 2 | - | 2 | Декабрь |
5.28. | Изготовление работы по выбору | 2 | - | 2 | Декабрь |
5.29. | Промежуточная аттестация | 2 | - | 2 | Декабрь |
5.30. | Логическая аппликация | 2 | 0,5 | 1,5 | декабрь |
5.31. | Изготовление работы по выбору | 2 | - | 2 | декабрь |
6. | Конструирование плоских композиций из геометрических фигур | 18 | 2 | 16 | |
6.32. | Форма простейших геометрических фигур: треугольник, квадрат, прямоугольник, круг. Моделирование на плоскости | 2 | 0,5 | 1,5 | Январь |
6.33. | Творческий проект | 2 | - | 2 | Январь |
6.34. | Изготовление работы по выбору | 2 | 1 | 1 | Январь |
6.35. | Изготовление работы по выбору | 2 | - | 2 | Январь |
6.36. | Конструирование движущихся игрушек из геометрических фигур | 2 | 0,5 | 1,5 | Январь |
6.37. | Изготовление работы по выбору | 2 | - | 2 | январь |
6.38. | Изготовление работы по выбору | 2 | - | 2 | Февраль |
6.39. | Изготовление работы по выбору | 2 | - | 2 | Февраль |
6.40. | Итоговое занятие – конкурс на лучшую творческую работу | 2 | - | 2 | Февраль |
7. | Изготовление игр, подарков и сувениров | 28 | 4 | 24 | |
7.41. | Поделки и сувениры из бумаги и картона. Шаблоны, развертки | 2 | 1 | 1 | февраль |
7.42. | Изготовление вазы для цветов | 2 | 0,5 | 1,5 | февраль |
7.43. | Изготовление вазы для цветов | 2 | - | 2 | февраль |
7.44. | Изготовление панно | 2 | 0,5 | 1,5 | февраль |
7.45. | Изготовление панно | 2 | - | 2 | февраль |
7.46. | Изготовление волшебного сундучка | 2 | 0,5 | 1,5 | март |
7.47. | Изготовление волшебного сундучка | 2 | - | 2 | март |
7.48. | Изготовление пасхального петушка | 2 | 0,5 | 1,5 | март |
7.49. | Изготовление пасхального петушка | 2 | - | 2 | март |
7.50. | Итоговое занятие - конкурс «Юные умельцы» | 2 | - | 2 | март |
7.51. | Техника айрис фолдинг. Алгоритм работы | 2 | 1 | 2 | март |
7.52. | Изготовление работы по выбору | 2 | - | 2 | март |
7.53. | Изготовление работы по выбору | 2 | - | 2 | март |
7.54. | Изготовление работы по выбору | 2 | - | 2 | март |
8. | Конструирование из лего- конструкторов и готовых форм. (коробки, катушки, пробки) | 24 | 3 | 21 | |
8.55. | Лего- конструкторы, бросовый материал. Способы работы с ними. | 2 | 1 | 1 | апрель |
8.56. | Изготовление робота | 2 | 0,5 | 1,5 | |
8.57. | Изготовление робота | 2 | - | 2 | апрель |
8.58. | Изготовление космического корабля | 2 | 0,5 | 1,5 | апрель |
8.59. | Изготовление космического корабля | 2 | - | 2 | апрель |
8.60. | Изготовление ракеты | 2 | - | 2 | апрель |
8.61. | Изготовление ракеты | 2 | - | 2 | апрель |
8.62. | Изготовление сказочного домика | 2 | 0,5 | 1,5 | апрель |
8.63. | Изготовление сказочного домика | 2 | - | 2 | апрель |
8.64. | Изготовление сувенира ко дню Победы | 2 | 0,5 | 1,5 | апрель |
8.65. | Изготовление сувенира ко дню Победы | 2 | - | 2 | апрель |
8.66. | Конкурс на лучшую творческую работу. Дизайн-анализ творческих работ | 2 | - | 2 | май |
9. | Полигональное моделирование | 12 | 2 | 10 | |
9.67. | Чертеж. Шаблон. Алгоритм работы | 2 | 1 | 1 | май |
9.68. | Творческий проект | 2 | - | 2 | май |
9.69. | Изготовление работы по выбору | 2 | - | 2 | май |
9.70. | Промежуточная аттестация | 2 | 1 | 1 | май |
9.71. | Изготовление работы по выбору | 2 | - | 2 | май |
9.72. | Конкурс на лучшую творческую работу. Оформление работ на итоговую выставку | 2 | - | 2 | май |
| Итого: | 144 | 24 | 120 | |
Содержание учебного плана
Введение
Вводное занятие. Инструктаж по ТБ
Теория: Знакомство с инструкциями, правилами поведения в МБУ ДО "ЦНТТУ". Значение техники в жизни человека. Достижения науки и техники.
Начальная диагностика ЗУН.
Практика: Игра "Давайте познакомимся"
2.Материалы и инструменты
Теория: Организация рабочего места. Правила техники безопасности. Из истории бумаги. Элементарные понятия: о производстве бумаги, ее свойствах, видах, применении (просмотр мультимедийной презентации «Всё о бумаге»). Понятие о древесине, пластмассах и других материалах, используемых в техническом моделировании.
Инструменты и приспособления, применяемые в работе (ножницы, нож, шило, кисть для клея), правила пользования ими. Приемы вырезывания (из бумаги, сложенной вдвое; из бумаги, сложенной в несколько раз, из бумаги сложенной гармошкой).
Практика: Коллективная работа «Техника» (парусник, грузовик, космический корабль и др).
3. Графическая подготовка
Закрепление, углубление и расширение знаний о чертежных инструментах и приспособлениях: линейке, циркуле, карандаше, угольнике. Их назначение и правила пользование ими.
Теория: Знакомство с линиями чертежа: линия видимого контура, линия невидимого контура, линия сгиба, центровая линия (осевая), сплошная тонкая. Виды углов: острые, прямые, тупые. Треугольники и четырехугольники. Знакомство с измерениями длины: сантиметр, метр, километр. Понятие об осевой симметрии, симметричных фигурах. Начальное понятие о простейших геометрических телах: цилиндр, куб, шар, конус.
Практика: Графические упражнения. Изготовление спортивного планера, моделей автомобилей.
4. Первоначальные конструкторско-технологические понятия
Теория: Элементарные понятия о работе конструкторов и конструкторских бюро. Общее представление о процессе создания машины (основные этапы проектирования и производства). Обзор основных видов материалов, применяемых в промышленном производстве. Понятия о природных и искусственных материалах. Понятие о производстве.
Первоначальные понятия о разметке, способы разметки деталей на различных материалах. Приемы вычерчивания, вырезания и склеивания выкроек разверток.
Понятие о шаблонах, трафаретах и приемы работы с ними. Способы перевода чертежей и выкроек, на кальку, бумагу, картон, фольгу.
Практика: Изготовление лодочек, яхт, макетов зданий, игрушек.
5. Конструирование из плоских деталей
Теория: Основы оформления работ. Цветовое решение, форма и величина основных компонентов работы. Плоская аппликация. Понятие о контуре, силуэте технического объекта, расширение и углубление понятий о геометрических фигурах: прямоугольнике, круге, овале, квадрате.
Сопоставление формы окружающих предметов, частей машин и других технических объектов с геометрическими фигурами.
Практическая работа. Работа по выбору (Животные по контуру, динамические игрушки).
Промежуточная аттестация «Дидактическая игра «Танграм»
6. Конструирование из объемных деталей
Теория: Понятие о геометрических телах: куб, цилиндр, шар, конус. Элементы геометрических тел: грань, ребро, вершина, основание, боковая поверхность. Геометрические фигуры в сопоставлении с геометрическими телами. Анализ формы технических объектов. Элементарные понятия о выкройках, развертках простых геометрических тел. Практическая работа. Изготовление по контуру животных, динамических игрушек, панно, технических моделей.
Практика: Изготовление моделей: кабриолет, лодки, шаланды, грузового автомобиля, легкового автомобиля.
7. Изготовление игр, подарков и сувениров
Теория: Ознакомление с готовыми образцами различных поделок и сувениров из различных материалов. Способы изготовления поделок и сувениров из бумаги, картона, проволоки, тонкой фанеры, фольги. Способы и приемы выполнения отдельных сувениров и игрушек из разных материалов. Итоговое занятие - конкурс «Юные умельцы». Техника айрис фолдинг.
Практика: Изготовление игр «Из какого материала это сделано?», «Геометрический конструктор»; цветов, панно, открыток, игрушек. Изготовление: фантастического животного; пасхального петушка; волшебного сундучка; букета цветов, вазы для цветов, панно, волшебного сундучка. Изготовление работы по выбору в технике айрис фолдирнг.
8. Конструирование из лего-конструкторв и готовых форм
Теория: Использование конструкторов и готовых форм: пластмассовых бутылок, пробок, коробок. Способы работы с ними. Использование дополнительного материала: ниток, тонкой проволоки, кусочков ткани.
Практика: Изготовление: робота, космического корабля, грузовика, ракеты, сказочного домика. Изготовление сувенира ко дню Победы. Конкурс на лучшую творческую работу. Дизайн-анализ творческих работ.
9.Полигональное моделирование
Теория: Технология работы. Чертеж. Шаблон. Алгоритм работы
Практика: Изготовление работы по выбору.
Промежуточная аттестация
Конкурс на лучшую творческую работу. Оформление работ на итоговую выставку
Базовый уровень
Учебный план (2 – й год обучения)
№ п/п | РАЗДЕЛ, ТЕМА. | Количество часов | Планир. месяц |
Всег | Теор | Прак | |
1. | Вводное занятие. Диагностика ЗУН. Правила техники безопасности. | 2 | 1 | 1 | Сентябрь |
2. | Материалы и инструменты | 10 | 3 | 7 | |
2.2. | Организация рабочего места. Чертежные инструменты | 2 | 1 | 1 | Сентябрь |
2.3. | Приемы вырезания | 2 | 1 | 1 | Сентябрь |
2.4. | Работа по выбору | 2 | 1 | 1 | Сентябрь |
2.5. | Работа по выбору | 2 | - | 2 | сентябрь |
2.6. | Итоговое занятие. Викторина «Материалы и инструменты» | 2 | - | 2 | Октябрь |
3. | Графическая подготовка | 18 | 9 | 9 | |
3.7. | Линии: сгиба | 2 | 1 | 1 | Октябрь |
3.8. | Линия центровая (осевая) | 2 | 1 | 1 | октябрь |
3.9. | Линия видимого контура | 2 | 1 | 1 | октябрь |
3.10. | Углы: острые, прямые, тупые. Измерение длины: миллиметр, сантиметр, метр, километр. | 2 | 1 | 1 | Октябрь |
3.11 | Осевая симметрия. Симметричные фигуры. | 2 | 1 | 1 | Октябрь |
3.12. | Диаметр. Радиус. Деление окружности на части. | 2 | 1 | 1 | Октябрь |
3.13. | Увеличение и уменьшение изображений плоских деталей по клеткам. | 2 | 1 | 1 | Октябрь |
3.14. | Геометрические тела: куб, шар, конус, цилиндр. | 2 | 1 | 3 | октябрь |
3.15. | Итоговое занятие. Игра «Графическое казино» | 2 | 1 | 1 | Ноябрь |
4. | Первоначальные конструкторско-технологические понятия | 14 | 2 | 12 | |
4.16. | Понятие о работе конструкторов и конструкторских бюро. Основные виды материалов, применяемых в промышленном производстве. | 2 | 0,5 | 1,5 | Ноябрь |
4.17. | Понятие о разметке. Способа разметки. | 2 | 0,5 | 1,5 | ноябрь |
4.18. | Понятие о шаблонах, трафаретах и приемы работы с ними. | 2 | 0,5 | 1,5 | Ноябрь |
4.19. | Творческий проект | 2 | 0,5 | 1,5 | Ноябрь |
4.20. | Изготовление работы по выбору | 2 | - | 2 | Ноябрь |
4.21. | Изготовление работы по выбору | 2 | - | 2 | |
4.22. | Итоговое занятие. Дидактическая игра «Я-конструктор» | 2 | - | 2 | ноябрь |
5. | Конструирование из плоских деталей | 18 | 4 | 14 | |
5.23. | Основы оформления работ | 2 | 1 | 1 | декабрь |
5.24. | Цветовое решение, форма и величина основных компонентов работы | 2 | 1 | 1 | декабрь |
5.25. | Плоская и полуобъемная аппликация. Понятие о контуре, силуэте технического и художественного объекта. | 2 | 1 | 1 | Декабрь |
5.26. | Творческий проект | 2 | - | 2 | декабрь |
5.27. | Изготовление работы по выбору | 2 | 1 | 1 | Декабрь |
5.28. | Изготовление работы по выбору | 2 | - | 2 | Декабрь |
5.29. | Промежуточная аттестация | 2 | - | 2 | Декабрь |
5.30. | Логическая аппликация | 2 | - | 2 | декабрь |
5.31. | Изготовление работы по выбору | 2 | - | 2 | декабрь |
6. | Конструирование из объемных деталей | 18 | 2 | 16 | |
6.32. | Геометрические тела (куб, цилиндр) | 2 | 0,5 | 1,5 | Январь |
6.33. | Геометрические тела (шар, конус) | 2 | 0,5 | 1,5 | Январь |
6.34. | Выкройка, развёртка | 2 | 1 | 1 | Январь |
6.35. | Творческий проект. | 2 | - | 2 | Январь |
6.36. | Изготовление работы по выбору | 2 | - | 2 | Январь |
6.37. | Изготовление работы по выбору | 2 | - | 2 | январь |
6.38. | Изготовление работы по выбору | 2 | - | 2 | Февраль |
6.39. | Изготовление работы по выбору | 2 | - | 2 | Февраль |
6.40. | Итоговое занятие – конкурс на лучшую модель автомобиля | 2 | - | 2 | Февраль |
7. | Изготовление игр, подарков и сувениров | 28 | 4 | 24 | |
7.41. | Поделки и сувениры из бумаги и картона. Шаблоны, развертки | 2 | 1 | 1 | февраль |
7.42. | Изготовление вазы для цветов | 2 | 0,5 | 1,5 | февраль |
7.43. | Изготовление вазы для цветов | 2 | - | 2 | февраль |
7.44. | Изготовление панно | 2 | 0,5 | 1,5 | февраль |
7.45. | Изготовление панно | 2 | - | 2 | февраль |
7.46. | Изготовление волшебного сундучка | 2 | 0,5 | 1,5 | март |
7.47. | Изготовление волшебного сундучка | 2 | - | 2 | март |
7.48. | Изготовление пожарного сувенира | 2 | 0,5 | 1,5 | март |
7.49. | Изготовление пожарного сувенира | 2 | - | 2 | март |
7.50. | Итоговое занятие - конкурс «Юные умельцы» | 2 | - | 2 | март |
7.51. | Техника айрис фолдинг. Алгоритм работы | 2 | 1 | 2 | март |
7.52. | Изготовление работы по выбору | 2 | - | 2 | март |
7.53. | Изготовление работы по выбору | 2 | - | 2 | март |
7.54. | Изготовление работы по выбору | 2 | - | 2 | март |
8. | Конструирование из лего- конструкторов и готовых форм. (коробки, катушки, пробки) | 24 | 2 | 22 | |
8.55. | Лего- конструкторы, бросовый материал. Способы работы с ними. | 2 | 1 | 1 | апрель |
8.56. | Изготовление робота | 2 | - | 2 | |
8.57. | Изготовление робота | 2 | - | 2 | апрель |
8.58. | Изготовление космического корабля | 2 | - | 2 | апрель |
8.59. | Изготовление космического корабля | 2 | - | 2 | апрель |
8.60. | Изготовление ракеты | 2 | - | 2 | апрель |
8.61. | Изготовление ракеты | 2 | - | 2 | апрель |
8.62. | Изготовление динозавра, фантастического животного | 2 | 0,5 | 1,5 | апрель |
8.63. | Изготовление динозавра | 2 | - | 2 | апрель |
8.64. | Изготовление сувенира ко дню Победы | 2 | 0,5 | 1,5 | апрель |
8.65. | Изготовление сувенира ко дню Победы | 2 | - | 2 | апрель |
8.66. | Конкурс на лучшую творческую работу. Дизайн-анализ творческих работ | 2 | - | 2 | май |
9. | Полигональное моделирование | 12 | 2 | 10 | |
9.67. | Чертеж. Шаблон. Алгоритм работы | 2 | 1 | 1 | май |
9.68. | Творческий проект | 2 | - | 2 | май |
9.69. | Изготовление работы по выбору | 2 | - | 2 | май |
9.70. | Итоговая аттестация | 2 | 1 | 1 | май |
9.71. | Изготовление работы по выбору | 2 | - | 2 | май |
9.72. | Конкурс на лучшую творческую работу. Оформление работ на итоговую выставку | 2 | - | 2 | май |
| Итого: | 144 | 29 | 115 | |
Содержание учебного плана ( 2-ой год обучения)
1.Вводное занятие.
Диагностика ЗУН. Правила техники безопасности. Значение техники в жизни человека. Достижения науки и техники.
Практика: Игра на сплочение в коллективе
2.Материалы и инструменты
Теория: Организация рабочего места. Правила техники безопасности. Из истории бумаги. Элементарные понятия: о производстве бумаги, ее свойствах, видах, применении. Понятие о древесине, пластмассах и других материалах, используемых в техническом моделировании. Инструменты и приспособления, применяемые в работе (ножницы, нож, шило, кисти для клея), правила пользования ими. Приемы вырезывания ( из бумаги, сложенной в двое; из бумаги, сложенной в несколько раз, из бумаги сложенной гармошкой).
Практика: Изготовление из цветной бумаги ( листья, цветы, бабочки, стрекозы и т.д.). Итоговое занятие – викторина «Инструменты и материалы».
3. Графическая подготовка
Закрепление, углубление и расширение знаний о чертежных инструментах и приспособлениях: линейке, циркуле, карандаше, угольнике. Их назначение и правила пользование ими.
Теория: Знакомство с линиями чертежа: линия видимого контура, линия невидимого контура, линия сгиба, центровая линия ( осевая), сплошная тонкая. Виды углов: острые, прямые, тупые. Треугольники и четырехугольники. Знакомство с измерениями длины: сантиметр, метр, километр. Понятие об осевой симметрии, симметричных фигурах. Начальное понятие о простейших геометрических телах: цилиндр, куб, шар, конус. Закрепление знаний об условиях обозначения диаметра, радиуса. Деление окружности на части. Увеличение и уменьшение изображений плоских деталей по клеткам.
Практика: Графические упражнения. Изготовление спортивного планера, моделей автомобилей. Итоговое занятие – игра «Графическое казино».
4. Первоначальные конструкторско-технологические понятия
Теория: Элементарные понятия о работе конструкторов и конструкторских бюро. Общее представление о процессе создания машины ( основные этапы проектирования и производства). Обзор основных видов материалов, применяемых в промышленном производстве. Понятия о природных и искусственных материалах. Понятие о производстве.
Первоначальные понятия о разметке, способы разметки деталей на различных материалах. Приемы вычерчивания, вырезания и склеивания выкроек разверток.
Понятие о шаблонах, трафаретах и приемы работы с ними. Способы перевода чертежей и выкроек, на кальку, бумагу, картон, фольгу.
Практика: Изготовление лодочек, яхт, АЗС, игрушек.
Итоговое занятие. Дидактическая игра «Я-конструктор»
5. Конструирование из плоских деталей
Теория: Основы оформления работ. Цветовое решение, форма и величина основных компонентов работы. Плоская и полуобъемная аппликация. Понятие о контуре, силуэте технического и художественного объекта.
Практика: Изготовление динамических игрушек.
Промежуточная аттестация
6. Конструирование из объемных деталей
Теория: Понятие о геометрических телах: куб, цилиндр, шар, конус. Элементы геометрических тел: грань, ребро, вершина, основание, боковая поверхность. Геометрические фигуры в сопоставлении с геометрическими телами. Анализ формы технических объектов. Элементарные понятия о выкройках, развертках простых геометрических тел.
Практика: Изготовление вертолёта, яхты, шаланды, легкового автомобиля, самолёта.
7. Изготовление игр, подарков и сувениров
Теория: Ознакомление с готовыми образцами различных поделок и сувениров из различных материалов. Способы изготовления поделок и сувениров из бумаги, картона, проволоки, тонкой фанеры, фольги. Способы и приемы выполнения отдельных сувениров и игрушек из разных материалов.
Практическая работа. Изготовление игр: «Из какого материала это сделано?», «Геометрический конструктор»; цветов, панно, открыток, игрушек.
Итоговое занятие - конкурс «Юные умельцы»
Техника айрис фолдинг. Алгоритм работы
Практика: Изготовление: вазы для цветов, панно, динозавра, волшебного сундучка, пожарного сувенира. Изготовление работы по выбору в технике айрис фолдинг.
8. Конструирование из лего-конструкторов и готовых форм
Теория: Использование конструкторов и готовых форм: пластмассовых бутылок, пробок, коробок. Способы работы с ними. Использование дополнительного материала: ниток, тонкой проволоки, кусочков ткани.
Практическая работа. Изготовление: робота, космического корабля, ракеты, динозавра, фантастического животного. Изготовление сувенира ко дню Победы.
9. Полигональное моделирование
Теория: Чертеж, шаблон. Алгоритм работы. Итоговая аттестация.
Практика: Изготовление работы по выбору
Конкурс на лучшую творческую работу. Оформление работ на итоговую выставку.
2.Комплекс организационно - педагогических условий
Календарный учебный график
Позиции | Заполнить с учетом срока реализации ДООП |
Количество учебных недель | 36 |
Количество учебных дней | 72 |
Продолжительность каникул | 01.01.2024 - 08.01.2024 |
Даты начала и окончания учебного года | 15.09.2024- 31.05.2025 |
Сроки промежуточной аттестации | 15.12.2024 - 25.12.2024 |
Сроки итоговой аттестации (при наличии) | - 20.05.2025 |
Условия реализации программы
Аспекты | Характеристика (заполнить) |
Материально-техническое обеспечение | Помещение отвечающее санитарно- гигиеническим нормам; Рабочее место для каждого обучающегося; Наличие материалов, инструментов: ножницы, шило, циркуль, нож, карандаши, линейки, треугольники. Приспособления: скрепки, резинки. Вспомогательные материалы: клей ПВА, клей «Момент». Краски акварельные, гуашь, фломастеры. Картон: белый, цветной. Цветная бумага. Ватман, альбом для черчения. Салфетки из ткани. Кисти для рисования. |
Информационное обеспечение | Дидактический материал I. Раздаточный материал для самостоятельной работы обучающихся: шаблоны игрушек (птиц, животных, цветов и т.д.); развертки технических объектов, макетов зданий. II. Наглядные пособия: технические игрушки; макеты; иллюстрации. III. Конспекты занятий. IV. Разработки массовых мероприятий. V. Творческие задания, игры, направленные на познавательную активность учащихся; логическое мышление, воображение: дидактическая игры ( «Танграм», «Собери картинку», «А ну-ка, угадай-ка», «Волшебное лукошко» ); игры ( «Что? Где? Когда?», «Интеллектуальное казино», «Поле чудес» VI. Презентации: «Герои лётчики», «Бронетехника», «О бумаге», «Права ребёнка», «Оформление автомобиля» и др. |
Кадровое обеспечение | Педагог дополнительного образования имеющий среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена или высшее образование - бакалавриат, направленность (профиль) которого, соответствует направленности дополнительной общеобразовательной программы, осваиваемой учащимися. Дополнительное профессиональное образование – профессиональная переподготовка, направленность (профиль) которой соответствует направленности дополнительной общеобразовательной программы, осваиваемой учащимися, а так же отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации. Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Прохождение в установленном законодательством Российской Федерации порядке аттестации на соответствие занимаемой должности. |
Формы аттестации
Формами аттестации являются: тестирование
творческое задание
викторина
выставка
собеседование
зачет
Оценочные материалы
Показатели качества реализации ДООП | Методики |
Уровень развития творческого потенциала учащихся | |
Уровень развития социального опыта учащихся | |
Уровень сохранения и укрепления здоровья учащихся | здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений» под ред. М.М. Безруких |
Уровень теоретической подготовки учащихся | |
Уровень удовлетворенности родителей предоставляемыми образовательными услугами | ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ (методика Е.Н.Степановой) |
Оценочные материалы (указать конкретно в соответствии с формами аттестации) | Вопросы для тестирования, задания творческой работы (разрабатываются ПДО самостоятельно) |
Методические материалы
Методы обучения: Формы организации образовательной деятельности: Индивидуальная
Практическое занятие
Аукцион
Выставка
Путешествие
Педагогические технологии: Технология индивидуального обучения
Технология дифференцированного обучения
Проектная технология
Здоровьесберегающая технология
Тип учебного занятия: Изучения и первичного закрепления новых знаний.
Дидактические материалы: раздаточные материалы
инструкции
шаблоны, развертки
образцы изделий
геометрические фигуры.
Список литературы
1.Развитие технического творчества младших школьников [П. Н. Андрианов и др.]; под редакцией П. Н. Андрианова, М. А. Галагузовой, М. Просвещение.1990 – с
2.Грушина Л.В. Живые игрушки (серия «Азбука самоделок») //Мастерилка –
Издательский дом «КАРАПУЗ», 2006. - 72 с.
3.Гибсон, Рэй. Поделки [Текст] . Папье-маше. Бумажные цветы / Рэй Гибсон ; перевод с английского Л. Я. Гальперштейна. - Москва : Росмэн, 1998. – 59 с.
4.Житомирский В. Г., Шеврин Л. Н. Путешествие по стране Геометрии. — 2-е изд. — М. : Педагогика, 1994. — 176 с.
5. Огерчук Л.Ю Работа с клеем и ножницами. М. «Школа-пресс».2001 – 95 с.
6. Перевертень Г.И. Самоделки из бумаги М. Просвещение.1988 – 92 с.
7. Столярова С.В Лучшие поделки для мальчиков, Я.Академия,К.
Академия Холдинг.2000 – 111 с.
8. Графическая подготовка в кружке начального моделирования (методические рекомендации) Б, РИО-1986 – 8 с.
9. Дополнительная образовательная программа «Начальное техническое моделирование» С.Д. Безобразовой
10. Основные приемы вырезывания (методические рекомендации) Б, РИО-1985 – 6 с.
11.Программа объединения начального технического моделирования педагога дополнительного образования Щербининой В. В. 2002 – 11 с.
12.Программа объединения начального технического моделирования педагога дополнительного образования Финк Н. П. 2007 – 14 с.
13. Техническое моделирование (методические рекомендации) Б, РИО-1985 – 88 с.
14.Игрушки из бумаги – СПб: ООО «Издательство «Кристалл»»; 199 – 192 с.
15.Игрушки из бумаги и картона – СПб: Кристалл; Валерии СПб 1997 - 224 с.
16.Паварини Ф. Корабли М «ЭКСМО - ПРЕСС» 2002 – 94 с.
Электронные образовательные ресурсы:
Татьяна Проснякова. Построение шаблона для техники айрис-фолдинг [Электронный
ресурс] – Режим доступа:
http://stranamasterov.ru/technics/iris-folding?c=popular_inf_776%2C451%2C451%2C451%2C451%2C451%2C451%2C451
свободный – Загл. С экрана
Осваеваем АЙРИС ФОЛДИНГ [Электронный ресурс] – Режим доступа:
http://stranamasterov.ru/node/279052?c=popular_inf_776%2C451%2C451%2C451%2C451%2C451%2C451%2C451
свободный – Загл. С экрана
Критерии зачетной оценки результатов обучения распределяются по следующим уровням:
Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень | Очень высокий уровень |
Учащийся имеет неясные, расплывчатые представления о предмете, в практических действиях допускает много ошибок, нуждается в постоянной опеке. | Запас знаний учащегося близок к содержанию программы, допускаются незначительные ошибки в практической (репродуктивной) деятельности. | Учащийся имеет полное четкое представление о предмете, без ошибочно выполняет практические действия, самостоятелен, креативен. | Компетенции гибко переносятся и применяются в новых условиях. Учащийся владеет творческим уровнем деятельности (самостоятелен, высокое мастерство, качество работы, культура организации деятельности). Высокий уровень достижений. |
Глоссарий (ключевые понятия, которыми оперирует программа).
Изделие – любой предмет, изготовленный человеком.
Инструмент – предмет, которым обрабатывают материал.
Оригами – искусство изготовления изделий из бумаги сгибанием.
Шаблон – пластина, по внешнему контуру которой производится разметка детали изделия.
Разметка – нанесение на материал линий, очерчивающих контур детали для её обработки.
Развёртка -
Контур – внешнее очертание; линия, обозначающая край.
Развёртка – плоская заготовка, из которой получается деталь изделия.
Линия сгиба – линия обозначается тонкой штрихпунктирной линией с двумя точками.
Центровая линия (осевая) – линия обозначается с помощью штрихов и точек.
Линия видимого контура – сплошная линия, используемая для обозначения формы предмета.
Чертёж – это графическое изображение предмета с точным соблюдением размеров.
Трафарет – тонкая пластина, в которой прорезаны знаки, рисунки, подлежащие воспроизведению.