СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «МОЯ ПЕРВАЯ ЛАБОРАТОРИЯ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особая актуальность кружка связана с мировоззренческим характером экологических знаний, что необходимо для выработки активной жизненной позиции подрастающего поколения в деле осознанного сохранения природы. Человек будущего – это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой. Знание учащимися особенностей протекания экологических процессов будет способствовать их воспитанию как рациональных природопользователей, служить целям экологического просвещения и культуры. И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного и младшего школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в  дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «МОЯ ПЕРВАЯ ЛАБОРАТОРИЯ»»


Принята на заседании педагогического совета …

от «___»________________20___г.

Протокол № __________________


УТВЕРЖДАЮ

Директор …..…

__________________(инициалы, фамилия)

Приказ № __________от

«___»_____________________20__ г.




Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Моя первая лаборатория»

ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

Уровень программы: ознакомительный


Возраст обучающихся: 6,5-7 лет

Срок реализации программы: 4 года



Автор-составитель программы:

Ильина Александра Алексеевна

Должность учитель начальных классов











Москва – 2018

Раздел 1. Пояснительная записка (характеристика программы)


Направленность дополнительной общеразвивающей программы естественнонаучная.


Уровень освоения программы ознакомительный.

Актуальность и педагогическая целесообразность программы

Особая актуальность кружка связана с мировоззренческим характером экологических знаний, что необходимо для выработки активной жизненной позиции подрастающего поколения в деле осознанного сохранения природы. Человек будущего – это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой. Знание учащимися особенностей протекания экологических процессов будет способствовать их воспитанию как рациональных природопользователей, служить целям экологического просвещения и культуры. И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного и младшего школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

Формирование экологической культуры есть осознание человеком своей принадлежности к окружаемому его миру, единства с ним, осознание необходимости принять на себя ответственность за осуществление самоподдерживающего развития цивилизации и сознательное включение в этот процесс.

Ценностными ориентирами содержанияданной программы в начальной школе являются:

  • развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;

  • формирование представлений о природе как универсальной ценности;

  • изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе;

  • развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;

  • развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы;

  • развитие представлений о различных методах познания природы (искусство как метод познания, научные методы);

  • формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;

  • вовлечение учащихся в реальную деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения



Отличительные особенности программы.

Рабочая программа кружка разработана на основе Примерной программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни на ступенях начального и основного общего образования, разработанной кафедрой и центром экологического образования и устойчивого развития ГАОУ ВПО МИОО, программы кружка «Экология» Воротынцевой Натальи Николаевны, учителя МБОУ СОШ № 9 ст. ТаманьТемрюкского района Краснодарского края http://nsportal.ru/shkola/ekologiya/library/2012/05/06/rabochaya-programma-kruzhka-ekologiya-1-klass // http://nsportal.ru/vorotyntseva-natalya-nikolaevna Сайт Воротынцевой Н.Н.


Цель программы


формирование экологического мышления на основе понимания причинности и взаимосвязей в окружающей природе и знания общих закономерностей взаимодействий живого и среды на конкретных примерах своего региона.


Задачи кружка:

  • освоение понятийного аппарата экологии и определенного объема фактологического материала;

  • изучение специфики и общих аспектов взаимодействий со средой биосистем разного иерархического уровня;

  • формирование представлений об общих принципах и законах окружающего мира;

  • развитие умений анализировать разнообразные экологические ситуации, прогнозировать развитие природных систем в условиях антропогенного пресса в своем регионе, а также умение выбирать конструктивные решения экологических проблем.

Кружок «Путешествие в мир экологии» предполагает формирование экологических знаний учащихся на краеведческой основе. Подобный подход усиливает мотивационный аспект усвоения знаний, наряду с повышением уровня общего образования и расширением информационной базы.

Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих  поколениях.
Цель экологического воспитания достигается по мере  решения в единстве следующих задач:

Образовательных:

- формирование системы знаний об экологических проблемах, овладение методами практической работы экологической направленности, методами самостоятельного поиска, систематизации, обобщения научной информации.

Развивающих:

- развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению,  оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды. 
Воспитательных:

- формирование  мотивов,  потребностей  и привычек экологически целесообразного поведения  и деятельности,  здорового образа жизни.


Категория обучающихся.

Программа кружка внеурочной деятельности «Моя первая экология» предназначена для 1-4 классов начальной школы, является частью государственного стандарта содержания образования, базируется на комплексе знаний, полученных учащимися в детском саду и закладываемых в учебном предмете «Окружающий мир».



Срок реализации программы.

Программа рассчитана на 4 года в соответствии с учебным планом школы. 135 часов: 1 класс – 33 часа, 2-4 класс – по 34 часов, 1 час в неделю.


Формы организации образовательной деятельности и режим занятий.

Занятия проводятся в одновозрастных группах, численный состав группы – 15 человек.


Режим занятий.


На 1-м году обучения занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу (время занятий включает 45 мин. учебного времени и обязательный 15- минутный перерыв);

на 2-м году обучения занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу (время занятий включает 45 мин. учебного времени и обязательный 15- минутный перерыв).

На 3-м году обучения занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу (время занятий включает 45 мин. учебного времени и обязательный 15- минутный перерыв);

на 4-м году обучения занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу (время занятий включает 45 мин. учебного времени и обязательный 15- минутный перерыв).


Планируемые результаты освоения программы.

Личностными результатами являются следующие умения:

  • Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

  • Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

  • Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

  • Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

  • Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

  • Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.


Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

  • Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

  • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

  • В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

  • Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

  • Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

  • Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

  • Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

  • Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).

  • Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

  • Вычитывать все уровни текстовой информации.

  • Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Предметными результатами являются следующие умения:

1. Осознание исключительной роли жизни на Земле и значение экологии в жизни человека и общества:

– определять роль в природе различных групп организмов;

– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.

2. Формирование представления о природе как развивающейся системе:

- рассматривать биологические процессы в развитии;

– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение.

3. Освоение элементарных биологических основ медицины, сельского и лесного хозяйства, биотехнологии:

– использовать биологические знания в быту;

– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.

4.Овладение системой экологических и биосферных знаний, определяющей условия ограничения активности человечества в целом и каждого отдельного человека:

- объяснять мир с точки зрения экологии;

– перечислять отличительные свойства живого;

– различать основные группы живых организмов;

– объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов;

5.Овладение наиболее употребительными понятиями и законами курса экологии и их использованием в практической жизни:

– понимать смысл экологических терминов;

– характеризовать методы экологической науки (наблюдение, описание, измерение, сравнение, эксперимент, моделирование) и их роль в познании живой природы;

– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.

6. Овладение биологическими основами здорового образа жизни:

– оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни;

– использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;

– различать съедобные и ядовитые организмы своей местности.


Раздел 2. Содержание программы.


2.1. Учебный (тематический) план.


Учебный (тематический) план.

1 год обучения

№ п/п

Названия раздела (модуля), темы

Количество часов

Формы аттестации

(контроля)

Всего

Теория

Практика

1

Введение

2

2



2

Тайны за горизонтом

4

3

1


3

Загадка смены времен года

6

5

1


4

Тайны круговорота веществ в природе

4

3

1


5

Загадки круговорота воды в природе

5

3

2


6

Загадки под водой и под землей

3

3



7

Загадки растений

3

2

1


8

Планета насекомых

4

3

1


9

Что такое НЛО?

1

1



10

Подводим итоги

1

1




Итоговая аттестация




Защита проекта

Итого:

33

26

7



Учебный (тематический) план.

2 год обучения

№ п/п

Названия раздела (модуля), темы

Количество часов

Формы аттестации

(контроля)

Всего

Теория

Практика

1

Введение

4

4



2

Молчаливые соседи

3

3



3

Пернатые друзья

4

4



4

О чем шепчут деревья

2

1

1


5

Загадки животного мира

4

3

1


6

Секреты неживой природы

2


2


7

Оранжерея на окне

4

1

3


8

Человек – часть живой природы

3

3



9

Охрана природы

5

2

3


10

Досуговые мероприятия

2

2



11

Подводим итоги

1

1




Итоговая аттестация




Защита проекта

Итого:

34

29

5



Учебный (тематический) план.

3 год обучения

№ п/п

Названия раздела (модуля), темы

Количество часов

Формы аттестации

(контроля)

Всего

Теория

Практика

1

Изучение природы

3

2

1


2

Условия, в которых мы живем

6

4

2


3

Кто и как живет рядом с нами

14

10

4


4

Человек и природа

10

7

3


5

Подводим итоги

1

1




Итоговая аттестация




Защита проекта

Итого:

34

24

10





Учебный (тематический) план.

4 год обучения

№ п/п

Названия раздела (модуля), темы

Количество часов

Формы аттестации

(контроля)

Всего

Теория

Практика

1

Выясняем, что такое экология

2

2



2

Учимся распознавать растения и животных бли­жайшего природного окружения

3

2

1


3

Знакомимся с живыми существами, которым угро­жает исчезновение

1

1



4

Изучаем способы охраны природы

2

1

1


5

Выясняем роль неживой природы в жизни живого

3

2

1


6

Открываем жизнь в почве

1


1


7

Пополняем наши знания о разнообразии живой при­роды

4

3

1


8

Изучаем экологические связи в живой природе

4

2

2


9

Знакомимся с охраняемыми растениями и живот­ными

5

4

1


10

Мастерим домики для птиц

1


1


11

Учимся передавать свои знания другим ребятам

3

2

1


12

Выявляем связь между состоянием природы и здо­ровьем человека

2

1

1


13

Обсуждаем примеры экологических катастроф

1

1



14

Подводим итоги

1

1




Итоговая аттестация




Защита проекта

Итого:

34

23

11








2.3. Содержание учебного (тематического) плана

1 год обучения


Название темы

Вид занятия,

количество часов

Содержание

Введение

Введение

Беседа - 1 час

Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты: обзор основных тем курса.


Тайны за горизонтом

Географические открытия в древности.


Игра-путешествие – 1 час

Географические открытия в древности.


Небосвод. Пере­мещение солнца на небосводе.

Игра-путешествие – 1 час

Небосвод. Пере­мещение солнца на небосводе.

Представление о форме Земли в древности. Земной шар.

Игра-путешествие – 1 час

Представление о форме Земли в древности. Земной шар.

Глобус - модель Земли. Материки и океаны на глобусе.

Практическое занятие – 1 час

Глобус - модель Земли. Материки и океаны на глобусе.

Загадка смены времен года

Вращение Земли вокруг своей оси. Движение солнца над горизонтом.


Практическое занятие – 1 час

Вращение Земли вокруг своей оси. Движение солнца над горизонтом.


Сутки, определение частей суток по разной деятель­ности.

Игра-путешествие – 1 час

Сутки, определение частей суток по разной деятель­ности.

Загадки.

Урок-игра – 1 час

Загадки. О сутках, временах года, месяцах.

Год и времена года.

Игра-путешествие – 1 час

Год и времена года.

Названия месяцев на Руси.

Игра-путешествие – 1 час

Названия месяцев на Руси.

История происхождения названий дней недели.

Игра-путешествие – 1 час

История происхождения названий дней недели.

Тайны круговорота веществ в природе

Круговорот веществ в природе.

Беседа -1 час

Круговорот веществ в природе.

Живая и неживая природа.

Игра-путешествие – 1 час

Живая и неживая природа.

Цепи питания.

Игра-путешествие – 1 час

Цепи питания.

Обитатели почвы.


Практическое занятие – 1 час

Обитатели почвы.


Загадки круговорота воды в природе

Состояния воды.

Практическое занятие – 1 час

Состояния воды.

Загадки.

Урок-игра – 1 час

Загадки.

Наблюдение в природе за водой.

Практическое занятие – 1 час

Наблюдение в природе за водой.

Природа дождевого облака.

Игра-путешествие – 1 час

Природа дождевого облака.

Природа снежного облака


Игра-путешествие – 1 час

Природа снежного облака


Загадки под водой и под землей

Как изучают подводный мир

Беседа – 1 час

Киты, дельфины, акулы. Ис­тория открытия гигантского кальмара.

Морские цветы (актинии), звезды, ежи и другие живые «чудеса».

Игра-путешествие – 1 час

Морские цветы (актинии), звезды, ежи и другие живые «чудеса».

Жизнь в темных глубинах океана.

Игра-путешествие – 1 час

Жизнь в темных глубинах океана.

Загадки растений

Родина комнатных растений.

Беседа – 1 час

Многообразие цветковых растений.

Сказка о цветке-недотроге

Игра-путешествие – 1 час

Сказка о цветке-недотроге

Образование плода.

Практическое занятие – 1 час

Много­образие плодов.

Планета насекомых

Разнообразие и многочисленность насекомых, их роль в природе и жизни человека.

Практическое занятие – 1 час

Разнообразие и многочисленность насекомых, их роль в природе и жизни человека.

Жуки.

Игра-путешествие – 1 час

Дровосек-титан - самый крупный жук.

Бабочки.


Игра-путешествие – 1 час

Совка-агриппа - самая крупная бабочка.

Охрана насекомых.

Беседа – 1 час

Охрана насекомых.

Что такое НЛО?

Загадки НЛО.

Игра-путешествие – 1 час

Свидетельства, сомнения, предположения.


Подводим итоги

Подводим итоги

Беседа – 1 час

Что мы узнали и чему научились за год.


Раздел 3. Формы контроля и оценочные материалы

Содержание экологического воспитания усваивается учащимися в их различной деятельности. Каждая из форм организации учебного процесса  стимулирует разные виды познавательной деятельности учащихся: 

- самостоятельная работа с различными источниками информации позволяет накопить  фактический материал,  раскрыть сущность проблемы;

- игра формирует опыт принятия целесообразных решений,  творческие способности, позволяет внести реальный вклад в изучение и сохранение местных экосистем, пропаганду ценных идей;

- тематические выставки способствуют развитию творческого потенциала;

- участие в круглых столах развивает умение вести предметный диалог, доказывать свою точку зрения;

- работа над проектами способствует глубокому погружению в суть проблем, развивает научный подход к изучаемому материалу

- составление загадок, кроссвордов, ребусов развивает детальное представление предметов и явлений природы.

Контроль за выполнением программы кружка осуществляется в виде защиты исследовательских и творческих работ.



Раздел 4. Организационно-педагогические условия реализации программы


4.1. Учебно-методическое обеспечение и информационное обеспечение программы


Список литературы для педагога:


  1. Дзятковская Е. Н., Захлебный А. Н. Государственный образовательный стандарт: новая функция экологического образования. //Экологическое образование. - № 4, 2009 – с. 6 - 10

  2. О проекте закона об образовании и его экологизации. //Экологическое образование - №1, 2011 – с. 1- 15

  3. О Концепции общего экологического образования для устойчивого развития (2010). //Экологическое образование. - №4, 2010 – с. 3 – 8.

  4. Экологический энциклопедический словарь. – М.: Издательский дом «Ноосфера», 1999 – 158 с.

  5. Плешаков, А. А. Экологические проблемы и начальная школа Текст /А. А. Плешаков// Начальная школа. – 1991. - № 5. – С. 2-8.

  6. Плешаков, А. А. Великан на поляне или первые уроки экологической этики Текст /А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2009.

  7. Плешаков, А. А. Зелёные страницы Текст /А. А. Плешаков. –М.: Просвещение, 2008.


Список литературы для учащихся (родителей):

1. Ашихмина, Ю. Е., Школьный экологический мониторинг. – М.: «Агар», 2000.
2. Кузнецов, В. Н. Экология дома // Биология 1 сентября: газ. – 1990. – № 31.
3. Мансурова, С. Е., Кокуева, Г. Н. Следим за окружающей средой нашего города: школьный практикум. – М.: Владос, 2001.
4.Новожилова М.М., Воровщиков С.Г., Таврель И.В. Как корректно провести учебное исследование//Москва, ООО “5 за знания”, 2008 г.

5. Самкова, В. А. Экологический практикум «Город, в котором я живу» // Биология в школе: журнал. – 2001. – № 5, 7.
6. Фёдорова, М. Комнатные лекарственные растения // Биология 1 сентября: газ. – 2001. – № 42.
7. Экология. Город. Здоровье. Азбука экологической безопасности. – Волгоград: Центр экологического обучения, 2001.


Интернет-сайты:

  • http://www.irsh.redu.ru/ — сайт журнала “Исследовательская работа школьников”

  • http://www.researcher.ru/ — портал развития исследовательской деятельности учащихся.

  • http://www.news.redu.ru/ -рассылка новостей в рамках проекта “ Развитие исследовательской деятельности учащихся в России”

  • http://www.redu.ru/ - сайт Центра развития исследовательской деятельности учащихся



4.2. Материально-технические условия реализации программы.


Материально-техническое обеспечение программы

– Помещение: учебный кабинет, рассчитанный на учебную группу от 25 учащихся – из расчета 2 м2 на человека (СанПиН).

– Стулья по количеству учащихся в группе; парты.

– Оборудование для демонстрации презентаций, аудио- и видеоматериалов, ПК с возможностью выхода в сеть Интернет, мультимедиа-проектор, экран.