СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Основы проектной деятельности»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа разработана для обучения учащихся основам исследовательской и проектной деятельности в рамках часов внеурочной деятельности. 

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Основы проектной деятельности»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №9 с. КЕВСАЛА ИПАТОВСКОГО РАЙОНА

СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ



Принята на заседании

методического совета


от «24» августа 2020 г.


Протокол № __________________


Утверждаю

Директор МБОУ СОШ № 9 с. Кевсала

______/_______________ /

ФИО

Приказ № ____

от «____»__________2020 г.








Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

социально-педагогической направленности

«Основы проектной деятельности»


Возраст обучающихся: 12-13 лет

Срок реализации: 1 год



Автор-составитель:

Лепихина Татьяна Дмитриевна, педагог

дополнительного образования









с. Кевсала - 2020г.

Раздел № 1. «Комплекс основных характеристик программы»


Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «Основы проектной деятельности» разработана для обучения учащихся 12-13 лет (6-7 классы) основам исследовательской и проектной деятельности в рамках часов внеурочной деятельности.

Программа составлена на основе:

- требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) основного общего образования;

- Примерной основной образовательной программы основного общего образования.

- Программы регионального компонента базисного учебного плана модульного курса для основной школы «Основы проектной деятельности»/ Под ред. О.В. Чураковой. – Самара: Изд-во «Профи», 2003.

Программа курса внеурочной деятельности «Основы проектной деятельности» направлена на развитие проектных и исследовательских компетенций обучающихся на уровне основного общего образования.

Цель программы: развитие творческих способностей обучающихся, формирование у них основ культуры исследовательской и проектной деятельности, системных представлений и позитивного социального опыта применения методов и технологий этих видов деятельности, развитие умений обучающихся самостоятельно определять цели и результаты (продукты) такой деятельности.

Исходя из целей программы, организационно-методическое обеспечение и педагогическое сопровождение программы направлены на создание условий для решения следующих задач:

- Совершенствовать надпредметные знания, умения и навыки обучающихся.

- Развивать исследовательскую компетентность учащихся посредством освоения ими методов научного познания и умений учебно-исследовательской и проектной деятельности.

- Познакомить учащихся с теоретическими основами учебно-исследовательской и проектной деятельности.

- Научить учащихся работать с различными источниками информации.

- Отработать навыки публичного выступления, защиты своей работы перед аудиторией.

- Организовать разнообразную, творческую, общественно значимую исследовательскую и проектную деятельность детей.

- Научить детей приобретать опыт сотрудничества с различными организациями при написании работы.

Актуальность проектно-исследовательской деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы основного общего образования. Современные развивающие программы основного общего образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности. Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в старшей школе, вузах, колледжах и т.д.

Программа рассчитана на 70 аудиторных часов (40 мин.) и предполагает изучение данного курса учащимися, заинтересованными в проведении проектной и учебно-исследовательской деятельности.

Новизна программы курса заключается в том, что она представляет сочетание форм и методов обучения, которые соответствуют требованиям, предъявляемым к современному образовательному процессу школьников в рамках нового образовательного стандарта, а погружение обучающихся в мир проектирования позволит пробудить у них интерес к решению учебных и социальных проблем.

Курс состоит из отдельных модулей. Модули нацелены на освоение учащимися различных способов деятельности, которые применяются в рамках проектной деятельности и является основой для формирования ключевых компетентностей. Модуль программы понимается как логически законченная единица содержания образования.

Прогнозируемые результаты обучения учащихся определены по каждому модулю на основе конкретизации сложных умений, необходимых для работы над проектом, и с учетом требований, предъявляемых учащимся при проектной деятельности, а также критериев оценки сформированности компетентностей учащихся.

Контроль достижения планируемых результатов осуществляется непосредственно при выполнении заданий, а также посредством организации презентаций результатов групповой работы учащихся. Критерием достижения планируемых образовательных результатов станет проявление учащимися освоенных способов деятельности в ходе работы над проектами.

В рамках курса «Основы проектной деятельности» используются наиболее адекватные этому подходу техники оценивания результатов (накопительные, рейтинговые, портфолио как инструмент для представления учеником себя и своих достижений и т.п.).

Принципиальным является интерактивный характер модулей. Работа с учащимися проводится в деятельностном режиме, преимущественно используются групповые формы работы на занятиях.


Модуль №1.

«От проблемы – к цели» (тренинг прогрессивных преобразований).

Планируемые результаты обучения учащихся определены на основе конкретизации сложных умений, необходимых для решения проблем, и с учетом требований, предъявляемых учащимся при проектной деятельности, а также критериев оценки сформированности компетентностей учащихся.

Прогнозируемые результаты обучения для учащихся

Учащиеся получат представление о противоречии, лежащем в основе проблемы.

Учащиеся получат опыт:

  • описания ситуации, в которой возникает проблема;

  • постановки задач, адекватных цели, определенной совместно с учителем.

Учащиеся научатся:

  • формулировать цель на основании проблемы;

  • выстраивать в хронологической последовательности действия (шаги);

  • рассчитывать время, необходимое для их выполнения.

Принципиальным является интерактивный характер модуля. Работа с учащимися должна проводится в деятельностном режиме (погружение в проблему – практическая работа – обсуждение результатов). Рекомендуется использование групповых форм работы на занятиях.

Контроль достижения планируемых результатов осуществляется непосредственно при выполнении заданий, а также посредством организации презентаций результатов групповой работы учащихся. Обязательным условием и показателем успешного усвоения учебного модуля станет использование освоенных способов деятельности в рамках работы учащихся над проектами.


Модуль №2.

«Наблюдение и эксперимент»

Предлагаемый модуль нацелен на освоение простейших статических и динамических наблюдений, способов регистрации полученных сведений, особенностей постановки экспериментов с объектом или его моделью, простейших приемов обработки первичной информации. Наиболее сложной является проблема выбора адекватных методов исследования для решения конкретных задач. Для младшего подросткового возраста самостоятельный выбор методов не представляется возможным, однако в ходе занятий под руководством педагога учащиеся получат неплохой опыт применения методов наблюдения и эксперимента в модельных ситуациях, что облегчит им в дальнейшем работу с реальными задачами поиска и сбора первичной информации.

Поэтому следует предлагать ученикам задачи, решение которых вызовет положительные эмоции. Эти задачи должны быть интересны, неочевидны, но абсолютно решаемы простым и доступным способом.

Прогнозируемые результаты обучения

  • Учащиеся получат представление о наблюдении и эксперименте как способах сбора первичной информации, их отличиях и разновидностях.

  • Учащиеся осознают необходимость исследовательской деятельности для сбора научных фактов.

  • Учащиеся получат опыт описания наблюдаемых качеств предметов и явлений, измерения простейших физических параметров объекта, обработки и обсуждения результатов.

  • Учащиеся получат опыт планирования длительных наблюдений и экс-периментов на основе поставленных задач и выдвинутых гипотез.

  • Учащиеся получат опыт выбора метода исследования в соответствии с особенностями поставленной задачи.


Ведущими формами организации занятий должны стать фронтальные беседы и работа в группах по заданиям учителя.

Контроль достижения практических результатов осуществляется при обсуждении результатов практической деятельности групп и обобщении результатов в классе. Не исключается подготовка презентаций наиболее удачных исследований.


Модуль №3.

«Способы первичной обработки информации»

Целью данного модуля является освоение учащимися способов деятельности, необходимых при переработке информации При работе над проектом (в частности, на аналитическом этапе) одним из важных моментов является работа с источниками информации. Принципиально то, что информация добывается и перерабатывается не для «общего развития», а для того чтобы решить проблему, достичь поставленной цели.

Программа данного модуля ориентирована на формирование информационной компетентности при первичной обработке информации. Ученикам будет предложено несколько приемов работы с первичной информацией, что обеспечит им свободу выбора при обработке информации в дальнейшем (т.е. ученик сможет выбрать «свой» способ или станет достаточно компетентным для того, чтобы «свой» способ выработать самостоятельно).

В качестве информационного материала могут использоваться как предложенные учителем тексты в рамках актуальной для ученика/учеников темы, так и тексты, с обработкой которых у учеников уже возникли сложности (за исключением приема «инсерт») или обработка которых должна происходить в рамках реализации проекта (т.е. тексты могут быть предложены как учителем, так и учениками). Единственное ограничение в подборе текста – он не должен быть художественным.

Прогнозируемые результаты обучения

  • Учащиеся получат опыт:

  • работы с текстом при помощи разных приемов;

  • работы с понятиями;

  • применения ассоциативного мышления для обработки информации.


Учащиеся освоят:

  • четыре способа первичной обработки информации;

  • приемы комбинирования разных способов первичной обработки информации.

Принципиальный характер имеет интерактивный режим работы с учащимися в рамках данного модуля, который позволит не только формировать ключевые компетентности, но и будет способствовать развитию толерантности по отношению к другим – приемы «денотатный граф» и «коллажирование» демонстрируют, насколько по-разному информация может быть воспринята и обработана.

Контроль выполнения заданий предполагается как во время группового обсуждения, так и во время индивидуальных консультаций. Показателем успешности освоения программы модуля станет использование приемов обработки первичной информации во время выполнения проекта и в процессе обучения вообще.


Модуль №4.

«Основы риторики и публичное выступление»

Модуль «Основы риторики и публичное выступление» адресован предназначен прежде всего для того, чтобы помочь учащимся освоить некоторые основные приемы эффективного публичного выступления, необходимые для презентации результатов своей учебной и проектной деятельности.

Модуль построен на сочетании трех основных направлений работы над публичным выступлением: освоение норм речи и элементов риторики, необходимых для создания текста выступления; знакомство с формой представления текста и отработка основных приемов публичного выступления (как вербальных, так и невербальных компонентов); элементы группового взаимодействия при подготовке и проведении группового выступления.

Важными принципами организации курса являются практическая направленность и продуктный подход, когда материалом обучения и его результатом становятся реальные выступления учащихся, в том числе по представлению результатов своей проектной деятельности. Темы модуля включают только тот материал, который непосредственно пригодится учащимся в подготовке к презентации результатов своей учебной и проектной деятельности.

В рамках данного модуля рекомендуется использование групповой работы и коммуникативных тренингов. Большое внимание уделяется самостоятельной работе учащихся как с культурными образцами (примеры выступлений великих ораторов), так и со своими текстами.

Прогнозируемые результаты обучения

Учащиеся получат представление о:

  • риторике как науке о красивой речи;

  • основных риторических приемах;

  • некоторых методах разработки темы;

  • значении и формах невербальной коммуникации;

  • некоторых видах вопросов;

  • некоторых приемах работы с аудиторией.


Учащиеся получат опыт:

  • разработки темы и развернутого плана выступления;

  • использования некоторых риторических приемов для улучшения вос-приятия выступления;

  • работы с вопросами на понимание, в развитие темы;

  • группового взаимодействия в процессе подготовки и проведения пуб-личного выступления.


Учащиеся освоят на практике:

  • некоторые приемы активного слушания;

  • составления и задания вопроса;

  • некоторые приемы поведения при вопросах.


Формой отчета учащихся является публичное выступление на заданную тему (групповое) – желательно по теме проекта.


Модуль №5.

Презентация продукта

Целью модуля является освоение учащимися способов публичной деятельности, необходимых при представлении проектов.

Модуль разработан в соответствии с психолого-педагогическими особенностями возраста подростков, для самореализации которых очень важно получение собственного продукта деятельности и признание его значения. Учебный модуль нацелен, в первую очередь, на освоение таких способов деятельности, как анализ целей презентации, выбор типа презентации, планирование процесса «продажи» собственного продукта, учет необходимости использования тех или иных коммуникативных средств, выбор организационной формы презентации, а не на изучение единого и универсального алгоритма подготовки публичного представления своего проекта. Такие способы деятельности позволяют сформировать у учащихся способность адекватно оценивать ситуации публичной деятельности и выбрать соответствующие способы демонстрации своих достижений.

Итоговую работу по презентации проектов можно запланировать, используя одну из организационных форм публичного представления проектов: выставка, аукцион, рекламная акция и пр.

Прогнозируемые результаты обучения

Учащиеся получат представление об особенностях деловой коммуни-кации и роли презентации в ее организации.

Учащиеся получат опыт:

  • оценки возможностей использования различных типов презентации;

  • использования различных коммуникативных приемов в процессе презен-тации;

  • анализа различных типов аудитории, коммуникативных партнеров.


Учащиеся научатся:

  • планировать основные шаги для организации публичной презентации продукта;

  • прогнозировать возможную реакцию аудитории на представляемый продукт и способ его преподнесения;

  • планировать действия (шаги) в соответствии с задачами.


Принципиальным является интерактивный характер модуля. Работа с учащимися проводится в деятельностном режиме (постановка задачи для погружения в тему – практическая работа – обсуждение результатов). Рекомендуется использование групповых форм работы на занятиях. Контроль достижения планируемых результатов осуществляется непо-средственно при выполнении заданий, а также посредством организации презентаций результатов групповой работы учащихся. Обязательным условием и показателем успешного усвоения учебного модуля станет использование предлагаемых способов деятельности в рамках работы учащихся над представлением уже разработанных проектов. Одно из основных требований к учащимся перед освоением темы является их знакомство с базовыми знаниями по программному продукту Power Point.


Раздел № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»

Материально - техническое обеспечение – занятия по программе проходят:

- на базе «Точки Роста» с использованием имеющегося там оборудования: компьютеры, проектор, интерактивная доска, интернет источник;

- в кабинете физики с использованием оборудования кабинета.


Учебный план

Учебно-тематическое планирование модуля

«ОТ ПРОБЛЕМЫ - К ЦЕЛИ»

(тренинг прогрессивных преобразований)


Тема

Количество часов:

Формы контроля


Всего

В том числе на практ. деятельность учащихся


1. Постановка проблемы

4

3

Заполнение матрицы «Зеркало прогрессивных преобразований»

2. «Зеркало прогрессивных преобразований»

4

3

3. Планирование деятельности

4

2

4. Ресурсы


4

2

Презентация результатов групповой работы

ИТОГО:

16

10



Тематическое планирование модуля

«ОТ ПРОБЛЕМЫ - К ЦЕЛИ»

(тренинг прогрессивных преобразований)

Тема 1. Преобразования реальности в желаемое (идеальное) состояние. Осознание нужд, потребностей, желаний, проблем. Проблема как противоречие между желаемым будущим и реальной ситуацией. Постановка проблемы.

Практическая деятельность учащихся:

работа в группе по описанию проблемной ситуации.

Тема 2. «Зеркало прогрессивных преобразований». Цель и требования к ее формулировке: измеримость, конкретность, достижимость, прозрачность, реалистичность. Понятие результата.

Практическая деятельность учащихся:

работа в группе по постановке цели на основании проблемы, сформулированной учителем.

Тема 3. Постановка задач, адекватных цели. Пошаговое представление (планирование) деятельности.

Практическая деятельность учащихся:

работа в группе по выстраиванию в хронологической последовательности действий (шагов) и расчету времени, необходимого для их выполнения.

Тема 4. Анализ ресурсов. Понятие ограниченности ресурсов. Виды ресурсов.

Практическая деятельность учащихся:

работа в группе по определению ресурсов.

Учебно-тематическое планирование модуля

«НАБЛЮДЕНИЕ И ЭКСПЕРИМЕНТ» (8-12 ч)


Тема

Количество часов:

Формы контроля

Всего

В том числе на практ. деятельность учащихся

Наблюдение как способ сбора первичной информации

3

2

Презентация результатов статических наблюдений

Эксперимент и его особенности

3

2

Презентация результатов эксперимента

Выбор способа деятельности в решении исследовательской задачи

3

2

Обоснование выбора метода исследования


ИТОГО:

9

6



Тематическое планирование модуля

Тема 1. Наблюдение как способ сбора первичной информации об объекте. Вербальное и численное выражение результатов наблюдений. Измерительные приборы (линейка, весы, мерный сосуд). Статические и динамические наблюдения. Выбор и планирование длительного наблюдения. Обработка результатов статических наблюдений.

Практическая деятельность учащихся:

сравнительное описание предмета или изображения, измерение параметров предмета, установление градиента значений параметра в пространстве.

Тема 2. Эксперимент и его особенности. Наблюдение и измерение как составные части эксперимента. Выбор гипотезы и планирование эксперимента. Качественный и количественный краткосрочные эксперименты, обработка и обсуждение их результатов. Планирование длительного эксперимента. Обработка и обсуждение результатов длительных наблюдений.

Практическая деятельность учащихся:

проведение эксперимента.

Тема 3. Выбор способа деятельности в решении исследовательской задачи. Выработка гипотезы и составление плана по характеру задачи. Отбор инструментов, приборов и материалов. Модели как заменители труднодоступных объектов. Обработка и обсуждение результатов длительного эксперимента. Подведение итогов учебного модуля.

Практическая деятельность учащихся:

выбор метода исследования в соответствии с особенностями поставленной задачи.


Учебно-тематическое планирование модуля

«СПОСОБЫ ПЕРВИЧНОЙ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ»

Тема

Количество часов:

Формы контроля

Всего

В том числе на практ. деятельность учащихся

Чтение текста с маркированием (прием «инсерт»)


4

3

Презентация результатов групповой работы (или работы в паре)

Работа с терминами и поняти-ями (прием «Лестница суже-ния и расширения понятий»)

3

3

Презентация результатов групповой работы (или работы в паре)

Организация информации с помощью денотатного графа

6

4

Презентация денотатного графа

Коллажирование как способ обработки первичной инфор-мации

4

5

Презентация результатов работы


ИТОГО:

17

15



Тематическое планирование модуля

«СПОСОБЫ ПЕРВИЧНОЙ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ»

Тема 1. Чтение текста с маркированием (прием «инсерт»).

Практическая деятельность учащегося:

актуализация и фиксация имеющихся знаний;

обсуждение в паре;

маркировка текста;

обсуждение в группе.

Тема 2. Работа с терминами и понятиями (прием «Лестница сужения и расширения понятий»).

Практическая деятельность учащихся:

обсуждение в группе;

презентация полученных результатов.

Тема 3. Организация информации с помощью денотатного графа.

Практическая деятельность учащегося:

графическое представление информации;

презентация денотатного графа;

обсуждение в группе.

Тема 4. Коллажирование как способ обработки первичной информации.

Практическая деятельность учащегося:

индивидуальная работа по составлению коллажа;

обсуждение в группе.


Учебно-тематическое планирование модуля

«ОСНОВЫ РИТОРИКИ И ПУБЛИЧНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ»


Тема

Количество часов:

Формы контроля

Всего

В том числе на практ. деятельность учащихся


Что такое быть оратором?

2

1

Групповой контроль: анализ текста


Рождение текста

2

1

Развернутый план выступ-ления по заданной теме


ЧТО и КАК мы говорим

3

2

Участие в коммуника-тивной игре


«Украшения» для речи

2

1

Импровизированная речь по заданным теме и плану

Работа с вопросами

2

2

Участие в тренинге

Групповое выступление

3

2

Выступление

ИТОГО:

14

9



Тематическое планирование модуля

«ОСНОВЫ РИТОРИКИ И ПУБЛИЧНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ»

Тема 1. Что такое быть оратором?

Ораторское искусство. Великие ораторы древности. Что такое быть хорошим оратором? Критерии хорошей речи. Риторика как искусство хорошей речи.

Практическая деятельность учащихся:

анализ образцов публичных речей; выработка под руководством учителя критериев хорошей речи.

Тема 2. Рождение текста.

Разработка темы на уровне идей и плана речи. Метод Ломоносова. «Дерево идей». План и цель выступления. Обязательные части публичного выступления. Нормы этикета.

Практическая деятельность учащихся:

разработка плана выступления по заданной теме; составление текста к определенному пункту плана.

Тема 3. ЧТО и КАК мы говорим.

Вербальные и невербальные формы передачи информации. Элементы вербальной коммуникации, влияющие на восприятие речи (темп, тембр голоса, громкость, четкость и т.д.). Элементы невербальной коммуникации (выражение лица, жесты, поза, параметры голоса, зрительный контакт, внешность, личное пространство). Сочетание вербальной и невербальной информации, некоторые правила этикета выступающего. Нормы речи при публичном выступлении.

Практическая деятельность учащихся:

коммуникативная игра на использование различных форм вербальной и невербальной коммуникации, наблюдение за выступлением учащихся.

Тема 4. «Украшения» для речи.

Риторические приемы, позволяющие сделать речь более удобной для восприятия (анафора, период, повтор, риторический вопрос, сравнение, др. тропы). Целесообразность использования риторических приемов. Мера красоты и доступности в речи (логическое и эстетическое начала публичного выступления). Некоторые методы привлечения внимания аудитории.

Практическая деятельность учащихся:

использование заданных приемов в письменной речи; подготовка импровизированной речи по заданным теме и плану с использованием риторических приемов, ука-занных учителем; анализ выступления.

Тема 5. Работа с вопросами.

Для чего мы спрашиваем? Виды вопросов в зависимости от их цели и формы. Виды ответов по форме. Речевые формулы задания вопроса. Связь цели и формы вопроса. Поведение выступающего при вопросах. Форма вопроса и форма ответа.

Практическая деятельность учащихся:

составление вопросов по заданной речевой формуле; тренинг вопросов/ответов («на понимание», «к источнику», «в развитие темы»).

Тема 6. Групповое выступление.

Особенности группового выступления. Композиция и распределение ролей. Эффективное взаимодействие участников выступления (тренинг).

Практическая деятельность учащихся:

работа в групповом тренинге, подготовка и презентация группового выступления по теме, заданной учителем.

Учебно-тематическое планирование модуля

«ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОДУКТА»

Тема

Количество часов:

Формы контроля

Всего

В том числе на практ. деятельность учащихся

Презентация как вид деловой коммуникации


2

1


Типы презентации

2

1


Подготовка презентации

4

2

Презентация результатов групповой работы

Самопрезентация

2

1


Использование программного продукта Power Point в подго-товке и во время презентации

2

2

Презентация результатов групповой работы


ИТОГО:

14

9



Тематическое планирование модуля

«ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОДУКТА»

Тема 1. Презентация как вид деловой коммуникации.

Деловая коммуникация: основные характеристики и содержание. Средства делового общения. Презентация в ряду различных форм делового общения. Публичность как основная характеристика презентации.

Практическая деятельность учащихся:

работа в группе по трансформации предложенных диалогов в деловой стиль;

работа в группе по выбору средств коммуникации для презентации.

Тема 2. Типы презентации.

Цели презентации. Основные типы презентации: презентация по памяти, презентация по плану, презентация с удовлетворением потребностей, презентация с решением проблем. Организационные формы презентации.

Практическая деятельность учащихся:

работа в группе по выбору наиболее эффективных типов презентации для своих продуктов.

Тема 3. Подготовка презентации.

Алгоритм процесса презентации по «продаже» продукта. Коммуника-тивные приемы подхода к «клиенту». Подготовка к презентации.

Практическая деятельность учащихся:

работа в группе по планированию основных шагов в рамках подготовки презентации конкретного продукта.

Тема 4. Самопрезентация.

Имидж как продукт самопрезентации. Приемы установления контакта. Основные типы коммуникативных, «деловых» партнеров.

Практическая деятельность учащихся:

индивидуальная работа и работа в группе по освоению некоторых приемов, способствующих формированию позитивного имиджа.

Тема 5. Использование программного продукта Power Point при подготовке и во время презентации. Основные возможности программного продукта Power Point. Особенности использования программного продукта при подготовке и проведении презентации: содержание презентационного материала, работа с презентационным материалом во время публичного выступления.

Практическая деятельность учащихся:

работа в группе по подготовке модели презентационного материала на одном из примеров;

проведение презентации с использованием Power Point.


Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса:


1.Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основы проектной деятельности школьника. Учебная литература, 2006.

2.Дидактические материалы (электронные, сетевые образовательные ресурсы, слайд — фильмы, презентации, образовательные видеофильмы, демонстрационные материалы и др.), которые подготавливаются учителем самостоятельно.

3.Методические рекомендации по преподаванию курса «Основы проектной деятельности» Г.Б. Голуб, Е.А. Перелыгина, О.В. Чуракова. Под редакцией проф. Е.Я. Когана.

4.Ступницкая М.А. Что такое учебный проект? / М. А. Ступницкая. М. : Первое сентября, 2010.

5. Леонтович А.В., Саввичев А.С.: Исследовательская и проектная работа школьников. 5-11 классы. Издательство: Вако, 2014 г.

6.Лазарев, В.С. Проектная деятельность в школе : учеб. пособие для учащихся 7-11 кл. / В.С. Лазарев. – Сургут, РИО СурГПУ, 2014. – 135 с.

7. Г.Б. Голуб, Е.А. Перелыгина, О.В. Чуракова «Основы проектной деятельности». Рабочая тетрадь. 5-7 класс. Под редакцией проф. Е.Я. Когана



Календарный учебный график


Дата

Тема

Количество часов:

Прогнозируемые результаты обучения для учащихся

Формы контроля

Всего

В том числе на практ. деятельность учащихся

Модуль №1. «От проблемы – к цели» (тренинг прогрессивных преобразований).


1-4


Преобразования реальности в желаемое (идеальное) состояние. Осознание нужд, потребностей, желаний, проблем. Проблема как противоречие между желаемым будущим и реальной ситуацией. Постановка проблемы.

4 часа

3 часа

работа в группе по описанию проблемной ситуации.


Учащиеся получат представление о противоречии, лежащем в основе проблемы.

Учащиеся получат опыт:

  • описания ситуации, в которой возникает проблема;

  • постановки задач, адекватных цели, определенной совместно с учителем.

Учащиеся научатся:

  • формулировать цель на основании проблемы;

  • выстраивать в хронологической последовательности действия (шаги);

  • рассчитывать время, необходимое для их выполнения.


Заполнение матрицы «Зеркало прогрессивных преобразований»

5-8


«Зеркало прогрессивных преобразований». Цель и требования к ее формулировке: измеримость, конкретность, достижимость, прозрачность, реалистичность. Понятие результата.

4 часа

3 часа

работа в группе по постановке цели на основании проблемы, сформулированной учителем.


9-12


Планирование деятельности. Постановка задач, адекватных цели. Пошаговое представление (планирование) деятельности.

4 часа

2 часа

работа в группе по выстраиванию в хронологической последовательности действий (шагов) и расчету времени, необходимого для их выполнения.

13-16


Ресурсы. Анализ ресурсов. Понятие ограниченности ресурсов. Виды ресурсов.

4 часа

2 часа

работа в группе по определению ресурсов.

Презентация результатов групповой работы

Модуль №2.«Наблюдение и эксперимент»


17-19


Наблюдение как способ сбора первичной информации об объекте. Вербальное и численное выражение результатов наблюдений. Измерительные приборы (линейка, весы, мерный сосуд). Статические и динамические наблюдения. Выбор и планирование длительного наблюдения. Обработка результатов статических наблюдений.

3часа

2 часа

сравнительное описание предмета или изображения, измерение параметров предмета, установление градиента значений параметра в пространстве.


Прогнозируемые результаты обучения

  • Учащиеся получат представление о наблюдении и эксперименте как способах сбора первичной информации, их отличиях и разновидностях.

  • Учащиеся осознают необходимость исследовательской деятельности для сбора научных фактов.

  • Учащиеся получат опыт описания наблюдаемых качеств предметов и явлений, измерения простейших физических параметров объекта, обработки и обсуждения результатов.

  • Учащиеся получат опыт планирования длительных наблюдений и экспериментов на основе поставленных задач и выдвинутых гипотез.

  • Учащиеся получат опыт выбора метода исследования в соответствии с особенностями поставленной задачи.


Презентация результатов статических наблюдений

20-22


Эксперимент и его особенности. Наблюдение и измерение как составные части эксперимента. Выбор гипотезы и планирование эксперимента. Качественный и количественный краткосрочные эксперименты, обработка и обсуждение их результатов. Планирование длительного эксперимента. Обработка и обсуждение результатов длительных наблюдений.

3часа

2 часа

проведение эксперимента.


Презентация результатов эксперимента

23-25


Выбор способа деятельности в решении исследовательской задачи. Выработка гипотезы и составление плана по характеру задачи. Отбор инструментов, приборов и материалов. Модели как заменители труднодоступных объектов. Обработка и обсуждение результатов длительного эксперимента. Подведение итогов учебного модуля.

3 часа

2 часа

выбор метода исследования в соответствии с особенностями поставленной задачи.


Обоснование выбора метода исследования


Модуль №3. «Способы первичной обработки информации»


26-30


Чтение текста с маркированием (прием «инсерт»)


4 часа

3 часа

актуализация и фиксация имеющихся знаний;

обсуждение в паре;

маркировка текста;

обсуждение в группе.

Прогнозируемые результаты обучения

  • Учащиеся получат опыт:

  • работы с текстом при помощи разных приемов;

  • работы с понятиями;

  • применения ассоциативного мышления для обработки информации.


Учащиеся освоят:

  • четыре способа первичной обработки информации;

  • приемы комбинирования разных способов первичной обработки информации.


Презентация результатов групповой работы (или работы в паре)

31-33


Работа с терминами и понятиями (прием «Лестница сужения и расширения понятий»)

3 часа

3 часа

обсуждение в группе;

презентация полученных результатов.

Презентация результатов групповой работы (или работы в паре)

34-39


Организация информации с помощью денотатного графа

6 часов

4 часа

графическое представление информации;

презентация денотатного графа;

обсуждение в группе.

Презентация денотатного графа

40-43


Коллажирование как способ обработки первичной информации

4 часа

5 часов

индивидуальная работа по составлению коллажа;

обсуждение в группе.

Презентация результатов работы


Модуль №4. «Основы риторики и публичное выступление»


44-45


Что такое быть оратором?

Ораторское искусство. Великие ораторы древности. Что такое быть хорошим оратором? Критерии хорошей речи. Риторика как искусство хорошей речи.

2 часа

1час

анализ образцов публичных речей; выработка под руководством учителя критериев хорошей речи.

Прогнозируемые результаты обучения

Учащиеся получат представление о:

  • риторике как науке о красивой речи;

  • основных риторических приемах;

  • некоторых методах разработки темы;

  • значении и формах невербальной коммуникации;

  • некоторых видах вопросов;

  • некоторых приемах работы с аудиторией.


Учащиеся получат опыт:

  • разработки темы и развернутого плана выступления;

  • использования некоторых риторических приемов для улучшения вос-приятия выступления;

  • работы с вопросами на понимание, в развитие темы;

  • группового взаимодействия в процессе подготовки и проведения публичного выступления.


Учащиеся освоят на практике:

  • некоторые приемы активного слушания;

  • составления и задания вопроса;

  • некоторые приемы поведения при вопросах.



Групповой контроль: анализ текста

46-47


Рождение текста.

Разработка темы на уровне идей и плана речи. Метод Ломоносова. «Дерево идей». План и цель выступления. Обязательные части публичного выступления. Нормы этикета.

2 часа

1 час

разработка плана выступления по заданной теме; составление текста к определенному пункту плана.


Развернутый план выступления по заданной теме

48-50


ЧТО и КАК мы говорим.

Вербальные и невербальные формы передачи информации. Элементы вербальной коммуникации, влияющие на восприятие речи (темп, тембр голоса, громкость, четкость и т.д.). Элементы невербальной коммуникации (выражение лица, жесты, поза, параметры голоса, зрительный контакт, внешность, личное пространство). Сочетание вербальной и невербальной информации, некоторые правила этикета выступающего. Нормы речи при публичном выступлении.

3 часа

2 часа

коммуникативная игра на использование различных форм вербальной и невербальной коммуникации, наблюдение за выступлением учащихся.


Участие в коммуникативной игре

51-52


«Украшения» для речи.

Риторические приемы, позволяющие сделать речь более удобной для восприятия (анафора, период, повтор, риторический вопрос, сравнение, др. тропы). Целесообразность использования риторических приемов. Мера красоты и доступности в речи (логическое и эстетическое начала публичного выступления). Некоторые методы привлечения внимания аудитории.

2 часа

1 час

использование заданных приемов в письменной речи; подготовка импровизированной речи по заданным теме и плану с использованием риторических приемов, указанных учителем; анализ выступления.


Импровизированная речь по заданным теме и плану

53-54


Работа с вопросами. Для чего мы спрашиваем? Виды вопросов в зависимости от их цели и формы. Виды ответов по форме. Речевые формулы задания вопроса. Связь цели и формы вопроса. Поведение выступающего при вопросах. Форма вопроса и форма ответа.

2 часа

2 часа

составление вопросов по заданной речевой формуле; тренинг вопросов / ответов («на понимание», «к источнику», «в развитие темы»).



Участие в тренинге

55-57


Особенности группового выступления. Композиция и распределение ролей. Эффективное взаимодействие участников выступления (тренинг).

Групповое выступление

3 часа

2 часа

работа в групповом тренинге, подготовка и презентация группового выступления по теме, заданной учителем.

Выступление

Модуль №5. Презентация продукта


58-59


Презентация как вид деловой коммуникации.

Деловая коммуникация: основные характеристики и содержание. Средства делового общения. Презентация в ряду различных форм делового общения. Публичность как основная характеристика презентации.


2

1 час

работа в группе по трансформации предложенных диалогов в деловой стиль;

работа в группе по выбору средств коммуникации для презентации.


Прогнозируемые результаты обучения

Учащиеся получат представление об особенностях деловой коммуникации и роли презентации в ее организации.

Учащиеся получат опыт:

  • оценки возможностей использования различных типов презентации;

  • использования различных коммуникативных приемов в процессе презентации;

  • анализа различных типов аудитории, коммуникативных партнеров.


Учащиеся научатся:

  • планировать основные шаги для организации публичной презентации продукта;

  • прогнозировать возможную реакцию аудитории на представляемый продукт и способ его преподнесения;

  • планировать действия (шаги) в соответствии с задачами.



60-62


Цели презентации. Основные типы презентации: презентация по памяти, презентация по плану, презентация с удовлетворением потребностей, презентация с решением проблем. Организационные формы презентации.

Типы презентации

2

1 час

работа в группе по выбору наиболее эффективных типов презентации для своих продуктов.



63-66


Подготовка презентации

4часа

2 часа

Подготовка презентации. Алгоритм процесса презентации по «продаже» продукта. Коммуникативные приемы подхода к «клиенту». Подготовка к презентации.

Презентация результатов групповой работы

67-68


Имидж как продукт самопрезентации. Приемы установления контакта. Основные типы коммуникативных, «деловых» партнеров.

2 часа

1 час

индивидуальная работа и работа в группе по освоению некоторых приемов, способствующих формированию позитивного имиджа.


69-70


Использование программного продукта Power Point при подготовке и во время презентации. Основные возможности программного продукта Power Point. Особенности использования программного продукта при подготовке и проведении презентации: содержание презентационного материала, работа с презентационным материалом во время публичного выступления.

2 часа

2 часа

работа в группе по подготовке модели презентационного материала на одном из примеров;

проведение презентации с использованием Power Point.




Презентация результатов групповой работы