Содержание
Комплекс основных характеристик образования: объём, содержание планируемые результаты……………………………. | 3 |
Пояснительная записка…………………………………………… Цель и задачи программы………………………………………… Содержание программы…………………………………………. Планируемые результаты…………………………………………. | 3 7 9 10 |
II. Комплекс организационно-педагогических условий……………. | 12 |
2.1. Календарный учебный график…………………………………… 2.2. Условия реализации программы………………………………... 2.3. Система оценки результатов усвоения программы…………..... 2.4. Диагностические материалы…………………………………….. 2.5. Методическое и дидактическое обеспечение……………………… | 12 12 13 14 16 |
Список литературы……………………………………………………… | 18 |
Приложения……………………………………………………………… | 20 |
I. Комплекс основных характеристик образования: объём, содержание планируемые результаты
1.1. Пояснительная записка
Согласно ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012г., дополнительные услуги реализуются в целях формирования и развития творческих способностей детей, удовлетворения их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепления здоровья, а также организации их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Крепыш» разработана в соответствии с положениями, статьями и пунктами:
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;
Концепции развития дополнительного образования детей. (Утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 года № 1726-р)
Постановления Правительства РФ от 28 октября 2013 г. № 966 «О лицензировании образовательной деятельности»;
Приказа Минобрнауки России от 09.11.2018 г. № 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам".
Методических рекомендаций по разработке и реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, ГБОУ «Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников» Минпросвещения КБР «Региональный модельный центр», 2021г.
Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей, утвержденный постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41;
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р)
Локальных нормативно-правовых актов МБОУ «СОШ №4», ДО №. 22.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Крепыш» имеет физкультурно – спортивную направленность. Настоящая программа нацелена на повышение двигательной активности, укрепление мышечного корсета, формирование правильной осанки, профилактику плоскостопия, расширение двигательного опыта, развитие морально – волевых качеств, укрепление функциональных систем организма посредством специальных гимнастических упражнений.
Новизна программы «Крепыш» определяется повышенным интересом в настоящее время к проблеме физического развития детей дошкольного возраста и заключается в подборе материалов занятий, ориентированных на профилактику и коррекцию нарушений осанки и плоскостопия воспитанников.
Актуальность программы обусловлена тем, что сегодня сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно – правовыми документами, как Закон РФ «Об образовании», «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения», а также Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации». В настоящее время происходят качественные изменения в осознании ценности жизни и здоровья человека. Проблема сохранения здоровья, привитие навыков здорового образа жизни у дошкольников на сегодня очень актуальна. Необходимо приложить все усилия для того, чтобы здоровье дошкольников не ухудшалось, приобщить детей к соблюдению здорового образа жизни, развить у детей физические данные, укрепить организм. т. к. именно в этом возрасте, закладывается фундамент правильного отношения к своему здоровью.
Педагогическая целесообразность программы выражена в использовании практических методов работы. Полезное использование специальных индивидуальных заданий и упражнений закалят и укрепят физическое и психическое здоровье детей, будут способствовать сплочению детского коллектива. Ведущая форма организации детей является подгрупповая. Данные занятия повысят работоспособность, создадут хорошее настроение, поспособствуют межличностному общению, уменьшат количество детей с отклонениями в состоянии здоровья.
Отличительной особенностью данной программы является то, что она состоит из двух разделов, направленных на формирование правильной осанки и профилактику плоскостопия. Теоретический материал программы даётся темами, сообщение знаний организовывается в форме бесед в процессе занятия, во время выполнения двигательных действий или после занятия (подгруппой или индивидуально). Такие беседы знакомят дошкольников с техникой выполнения тех или иных видов физических упражнений, их значения для организма человека.
Адресат и уровень программы: программа адресована воспитанникам средних групп (девочкам и мальчикам) 4 – 5 лет. На обучение по программе принимаются все желающие, достигшие 4 лет без специального отбора. Программа особенно полезна и интересна тем, что помогает воспитанникам овладеть комплексом упражнений с целью укрепления здоровья и развития физических качеств, формирования правильной осанки и профилактики плоскостопия.
Приём осуществляется на основании личного заявления родителей.
Форма обучения – очная, в образовательной организации.
Особенности организации образовательного процесса - личностно-ориентированный подход к воспитанникам:
учёт возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;
широкая мотивация – опора на значимые мотивы, активное целеполагание;
приобретение нового личностного опыта – специальная работа по созданию условий для его получения в практической деятельности;
использование активных методов и форм ведения занятий – игровых, проблемных, исследовательских;
эмоциональная насыщенность занятий;
сотрудничество педагога, детей и родителей.
Формы реализации образовательной программы: традиционная модель реализации программы представляет собой линейную последовательность освоения содержания в течение одного года обучения в одной образовательной организации.
Занятия проводятся по подгруппам. Подгруппы формируются из воспитанников одного возраста. Состав подгруппы постоянный в количестве 12 человек.
Режим занятий: периодичность занятий 2 раза в неделю, продолжительностью 20 минут, общее количество часов в год – 64 часа; количество часов в неделю 2 академических часа.
Срок реализации программы: 2021 -2022 учебный год.
Занятия начинаются с 1 октября и продолжаются до 30 мая.
Данная программа является программой стартового уровня. Она выстроена на основе оздоравливающих методик для детей 4 - 5 лет. В её основе лежат такие формы оздоровительной работы, как гимнастика для коррекции осанки и профилактики плоскостопия, гимнастика для профилактики снижения зрения, дыхательная гимнастика, релаксационные упражнения и др. Данные формы работы являются оздоровительными, восстанавливающими силы, улучшающими настроение. Их можно использовать и в помещении, и на улице. Они результативны и не имеют противопоказаний. Она представляет собой систему подготовки, основой которой является интегрированный курс, объединяющий все основные направления, развивающие необходимые качества, навыки, стимулирующие познавательные интересы. Программа «Крепыш» является дополнением к программе по физическому воспитанию дошкольников и не может рассматриваться в качестве замены, так как она не направлена на овладение основными видами движений и решает другие задачи.
Важнейшей составляющей педагогического процесса является личностно-ориентированный подход, развитие личностных компетенций.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы – содействие правильному физическому развитию, укреплению здоровья, формированию правильной осанки и профилактике плоскостопия посредством специальных гимнастических упражнений.
В рамках реализации программы «Крепыш» решаются следующие задачи:
1.Оздоровительные:
сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей;
совершенствовать функции организма, повышать его защитные свойства и устойчивость к различным заболеваниям;
формировать правильную осанку и укреплять все группы мышц;
содействовать профилактике плоскостопия.
2.Образовательные:
научить применять гимнастические упражнения с целью укрепления здоровья и физического совершенствования в самостоятельной деятельности;
создавать условия для приобретения необходимых знаний в области физической культуры и их применения в повседневной жизни;
формировать у детей умение и навыки правильного выполнения упражнений;
вырабатывать силовую и общую выносливость мышц туловища.
3. Развивающие:
развивать координацию движений, выносливость, быстроту, ловкость, умение ориентироваться в пространстве;
развивать память, внимание, мышление, крупную и мелкую моторику;
развивать морально-волевые качества, выдержку, настойчивость в достижении результатов, потребность в ежедневной двигательной активности.
4.Воспитательные:
воспитывать у дошкольников желания физического самосовершенствования;
воспитывать умение подчинять свою деятельность сознательно поставленной цели;
воспитывать выдержку, организованность, самостоятельность, творчество.
1.3. Содержание ДООП «Крепыш»
Учебный план программы «Крепыш»
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/контроля |
всего | теория | практика |
I. | Раздел 1. Формирование правильной осанки | 32 | 8 | 24 | |
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | 0 | Викторина |
2-5 | Развитие представлений о правильной осанке | 4 | 1 | 3 | Наблюдение |
6-15 | Комплексы упражнений для формирования правильной осанки | 10 | 2 | 8 | |
16-19 | Комплексное и разностороннее развитие двигательных умений и навыков | 4 | 1 | 3 | |
20-21 | Комплексы упражнений с фитболами | 2 | 1 | 1 | |
22-23 | Комплексы игрового стретчинга | 2 | 0 | 2 | |
24-28 | Подвижные и малоподвижные игры | 5 | 1 | 4 | |
29-32 | Комплексы упражнений для формирования правильной осанки | 4 | 1 | 3 | Наблюдение |
II | Раздел 2. Профилактика плоскостопия | 32 | 8 | 24 | |
33-36 | Развитие представлений о профилактике плоскостопия | 4 | 1 | 3 | Беседа |
37 - 46 | Комплексы упражнений для профилактики плоскостопия | 10 | 2 | 8 | Наблюдение |
47-50 | Комплексное и разностороннее развитие двигательных умений и навыков | 4 | 1 | 3 | |
51-52 | Комплексы упражнений с корригирующими дорожками | 2 | 1 | 1 | |
53-54 | Комплексы игрового стречинга | 2 | 0 | 2 | |
55-59 | Подвижные и малоподвижные игры | 5 | 1 | 4 |
60-63 | Комплексы упражнений для профилактики плоскостопия | 4 | 1 | 3 |
64 | Итоговое занятие | 1 | 1 | 0 | Наблюдение |
Содержание учебного плана «Крепыш»
Раздел 1. Формирование правильной осанки (всего 32 часа,
теория - 8, практика - 24)
Теория. Вводное занятие. Развитие представлений о правильной осанке. Развитие представлений о упражнениях для формирования правильной осанки. Развитие двигательных умений и навыков. Развитие представлений о фитбол – гимнастике. Развитие представлений о игровом стретчинге. Роль подвижных и малоподвижных игр в коррекции осанки.
Практика: игры и упражнений для формирования правильной осанки.
Раздел 2. Профилактика плоскостопия (всего 32 часа,
теория - 8, практика - 24)
Теория. Развитие представлений о профилактике плоскостопия. Развитие представлений о упражнениях для профилактики плоскостопия. Развитие двигательных умений и навыков. Развитие представлений о влиянии корригирующих дорожек на формирование свода стопы.. Развитие представлений о игровом стретчинге. Роль подвижных и малоподвижных игр в коррекции и профилактике плоскостопия.
Практика: игры и упражнений для профилактики плоскостопия.
Планируемые результаты: укрепление здоровья воспитанников, повышение двигательной активности, укрепление мышечной системы, формирование двигательных умений и навыков, укрепление уверенности детей в своих силах и возможностях, умение чувствовать себя комфортно в коллективе, умение применять упражнения оздоровительной гимнастики с целью укрепления здоровья и физического совершенствования в самостоятельной деятельности.
Планируемые результаты работы имеют дифференцированный характер и определяются индивидуальными достижениями воспитанников.
Предметные результаты:
сформируется понимание воспитанниками о здоровом образе жизни через занятия физическими упражнениями, подвижными играми;
дети научатся самостоятельно выполнять физические упражнения для профилактики плоскостопия и коррекции осанки с учётом техники безопасности.
Метапредметные результаты:
разовьются физические качества у детей при помощи физических упражнений, подвижных игр;
разовьётся стремление к укреплению здоровья (сформируются знания о правильной осанке и гигиенических навыков, а также укрепится психика ребёнка).
Личностные результаты:
сформируется мотивация к ведению здорового образа жизни;
выработаются привычки к соблюдению режима, к регулярным физическим упражнениям.
II. Комплекс организационно-педагогических условий, включающий формы аттестации
2.1. Календарный учебный график программы
Год обучения | Дата начала обучения по программе | Дата окончания обучения по программе | Всего учебных недель | Кол-во учебных часов | Режим занятий |
2021-2022 учебный год | 1.10.2021 | 31.05.2022 | 34 | 64 | 2 раза в неделю по 20 минут |
2.2. Условия реализации программы
В спортивном зале, где проходят занятия аэробикой, созданы условия проведения деятельности по физической культуре, которые соответствуют нормам по охране труда, производственной санитарии и возрастным особенностям детей.
Оборудование спортивного зала для реализации программы:
гимнастическая стенка;
приставные доски к стене;
гимнастические скамейки;
гимнастические маты;
корригирующие дорожки;
дуги для подлезания различной высоты;
обручи разного диаметра;
гимнастические палки;
фитбол – мячи;
мешочки с песком;
мячи надувные различного диаметра;
шапочки и маски для подвижных игр;
кегли;
ленточки;
флажки.
Кадровое обеспечение
Реализация программы обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное образование или высшее образование, соответствующее направленности дополнительной общеобразовательной программы. Требования к педагогам дополнительного образования и преподавателям:
среднее профессиональное образование – программы подготовки специалистов среднего звена или высшее образование – бакалавриат, направленность по профилю «Дошкольное образование»;
дополнительное профессиональное образование – профессиональная переподготовка в объеме не менее 600 часов;
при отсутствии педагогического образования – дополнительное профессиональное педагогическое образование; дополнительная профессиональная программа может быть освоена после трудоустройства.
Формы промежуточной (итоговой) аттестации
2.3. Система оценки результатов усвоения программы
Основными критериями оценки уровня физического развития является получение определенного результата, который оценивается либо в реальных ситуациях его достижения, либо в специально организованных ситуациях, имитирующих реальные, либо по результатам выполнения соответствующих заданий.
Такая оценка направлена на решение задачи оптимизации физического развития воспитанников и включает:
характеристику достижений и положительных качеств воспитанника;
определение приоритетных задач и направлений физического личностного с учётом как достижений, так и проблем развития ребёнка.
Критерии оценки знаний, умений и навыков при освоении программы
Для того чтобы оценить усвоение программы, в течение года используются следующие методы диагностики: наблюдение, беседа, мониторинг.
По завершению учебного плана каждого модуля оценивание достижений проводится посредством мониторинга или наблюдения.
2.4. Диагностические материалы
Для мониторинга результативности работы по программе «Крепыш» разработана медико-педагогическая диагностика, которая осуществляется в три этапа (первичное обследование, текущее изучение, заключительное обследование).
1. Первичная диагностика детей.
Медицинскими работниками детского сада в начале учебного года проводится диагностика детей 4 - 5 лет с целью выявления возможных отклонений в физическом развитии при использовании следующих методов:
методы анамнеза (опроса),
соматоскопии (наружного осмотра),
антропометрии.
Показатели пульса, выносливости, жизненного индекса и другие, позволяют определить положительный эффект физкультурных занятий в отношении здоровья детей. Он будет, прежде всего, заключаться в снижении пульса и частоты дыхания по отношению к исходным данным, а также сокращении времени возвращения показателей частоты пульса и дыхания к исходным данным.
Инструктором по физической культуре проводится диагностическое занятие по определению исходных показателей физического развития, двигательной подготовленности детей.
На основании всех полученных данных составляется объективная оценка текущего состояния организма ребенка. Результаты проведенных обследований заносятся в диагностическую карту здоровья ребенка (Приложение 1), где отмечается:
группа здоровья,
уровень физической подготовленности (высокий, средний, низкий),
имеющиеся отклонения в состоянии здоровья.
2. Текущее (промежуточное) обследование проводится в форме наблюдений за детьми в процессе контрольных занятий (срезов) при участии врача или медицинской сестры.
3. Итоговое диагностическое обследование детей проводится в мае (аналогично первичной диагностике). На основании полученных результатов врачом и инструктором по физической культуре проводится сравнительный анализ динамики состояния здоровья каждого ребенка, занимающегося по программе «Крепыш».
Данный мониторинг используется исключительно для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
В течение всего ученого года будет проводиться отслеживание достигнутых результатов, что найдет отражение в таблицах: начальной и итоговой оценки динамики развития. В таблицы включены основные показатели, которые дают наиболее полную картину достижений и успехов воспитанников занимающихся по программе «Крепыш».
В таблицах указываются 2 типа результатов для определения динамики: начальный «Н» (в начале года), итоговый «И» (в конце года)
Результат оценивается в уровнях:
«средний» уровень - большинство компонентов отмечены знаком «+»;
«низкий» уровень - большинство компонентов отмечены знаком « - ».
2.5. Методическое и дидактическое обеспечение
Методы обучения, используемые при реализации программы:
наглядно-зрительные – показ физических упражнений, использование наглядных пособий, имитация, зрительные ориентиры;
словесные – объяснения, пояснения, указания; подача команд, распоряжений, сигналов; вопросы к детям; образный сюжетный рассказ, беседа; словесная инструкция;
практические – повторение упражнений без изменения и с изменениями; проведение упражнений в игровой форме;
игровые.
Основными методами и приемами организации учебно-воспитательного процесса являются:
- методы развития быстроты движений - игровой метод; метод облегченных внешних усилий (уменьшение дистанции, высоты и т. д.); метод многократного повторения скоростных упражнений с предельной интенсивностью, соревновательный метод и др.;
- методы развития выносливости - интервальный метод (разновидность повторного метода, т. е. дозированное повторное выполнение упражнений относительно небольшой интенсивности и продолжительности со строго определенным временем отдыха, где интервалом отдыха служит обычно ходьба либо медленный бег; метод игры скоростей (заключается в непрерывном движении, но с изменением скорости на отдельных участках движения) и др.;
- методы развития гибкости - метод многократного растягивания; игровой метод; музыкально-ритмические упражнения и др.;
- методы развития ловкости - повторный и игровой методы;
- показ;
- объяснение;
- пошаговая устная инструкция к выполнению упражнений;
- повторение;
- рассматривание иллюстративного материала;
При этом в работе с детьми преобладают приемы опосредованного обучения (игра, объяснение, сопровождающееся показом, выполнение детьми упражнений совместно с инструктором и др.
С целью профилактики развития плоскостопия у детей и общего укрепления организма во время оздоровительных занятий дети занимаются босиком.
Во время проведения двигательной активности детей для эмоционального комфорта используется музыкальное сопровождение.
Список литературы для педагогов
1. Алямовская В. Г. Физкультура в детском саду: теория и методика организации физкультурных мероприятий. – М.: Чистые пруды,2006.–30 с.
2. Артемьев В.П. Теория и методика физического воспитания. Двигательные качества. – Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2007.– 284с.
3. Вареник Е.Н. Занятия по физкультуре с детьми 3-7 лет; планирование и конспекты. – М.: Сфера, 2008. – 203 с.
4. Дик Н.Ф. Развивающие занятия по физической культуре и укреплению здоровья для дошкольников. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 251 с.
5. Кузнецова М.Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в ДОУ. – М.: АРКТИ, 2010. – 35 с.
6. Мониторинг достижения ребенком планируемых результатов освоения программы / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой,М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2011. – 540 с.
7. Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия с детьми 5-6 лет: Пособие для воспитателя дет.сада. – М.: Детство-Пресс, 2013. – 143 с.
8. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду: метод.пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2004. – 225 с.
9. Сочеванова Е.А. Подвижные игры с бегом. Для детей 4-7 лет. –М.: Детство-Пресс, 2012. – 48 с.
10. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. – М.: Академия, 2013. – 368 с.
11. Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста. – М.: Мозаика-Синтез, 2011. – 120 с.
12. Фандикова Л.А. Режимы двигательной активности дошкольников. – М.: Прогресс, 2008. – 193 с.
13. Чудная Р.В. Адаптивное физическое воспитание. – К.: Наукова думка, 2009. – 228 с.
14. Шарманова С. Б. Физическое воспитание детей дошкольного возраста: Состояние, проблемы, технологические решения. – Челябинск, 2009.– 69 с. 15. Яковлева Л.В. Физическое развитие детей 3-7 лет: пособие для педагогов дошкольных учреждений. В 3 ч. / Л.В. Яковлева, Р.А.Юдина. – М.: Физкультура и спорт, 2004. – Ч. 1. – 237 с.
Список литературы для родителей (законных представителей)
1. Коротков И.М. Подвижные игры детей. М.: «Советская Россия»,1987.-320 с.
2. Кенеман А.В. Детские подвижные игры. М.: «Просвещение», 1988.-560 с.
3. Талага, Е. Энциклопедия физических упражнений / Е.Талага, пер. с польск. 12 – М.: Физкультура и спорт, 1998. – 412 с., ил.
4. Энциклопедия игр и развлечений / Сост. А.В. Агарков. – СПб.: ТОО «Диамант», ООО «Золотой век», 1996.
5. Шишкина В.А. Какая физкультура нужна дошкольнику: кн. для воспитателей детского сада и родителей. – М.: Просвещение, 2
Индивидуальная карта освоения программы «Крепыш»
Ф.И. ребёнка______________________________________________
Возраст___________________________________________________
Дата заполнения _______________ _______________
Показатели | Стартовый мониторинг | Итоговый мониторинг |
1. ЧСС | | |
2. Группа здоровья | | |
3. Уровень физической подготовленности | | |
4. Имеющиеся отклонения в состоянии здоровья | | |
5. Умеет бережно относиться к своему здоровья, здоровью других детей | | |
6. Умеет держать осанку в свободной, самостоятельной деятельности | | |
7. Патология формирования свода стопы | | |
8. Редко болеет острыми респираторно-вирусными инфекциями (1–2 раза в год) | | |
9. Имеет сформированные представления о здоровом образе жизни | | |
10. Умеет ходить и бегать легко, ритмично, сохраняя правильную осанку, направление и темп | | |
11. Проявляет интерес к упражнениям | | |
ВЫВОД | «+» - _______ « - » - _______ | «+» - _______ « - » - _______ |
УРОВЕНЬ | | |