СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Умелые ручки»»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Направленность программы технической, так как в ходе ее освоения дети приобщаются к искусству оригами, познают культуру других стран, приобретают практические навыки работы с художественными материалами и инструментами.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Умелые ручки»»»




УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ НОГИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБУХОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 23







Рассмотрено на заседании «Утверждаю»

Педагогического совета от «____»__________ 20 г. Директор МБОУ СОШ № 23

Протокол ___________ Ю.А.Синявская



Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Умелые ручки»»

(базовый уровень)


Программа рассчитана на учащихся в возрасте 11 - 12 лет

Срок реализации: 2 года







Автор-составитель:

Скоробогатова Дарья Александровна

Учитель технологии

















Ногинск 2019



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Введение



По своему функциональному назначению программа является общеразвивающей. Программа создает условия для творческого самовыражения детей 11-12 лет посредством знакомства с техникой оригами и практической деятельностью по созданию творческих работ.


Направленность программы технической, так как в ходе ее освоения дети приобщаются к искусству оригами, познают культуру других стран, приобретают практические навыки работы с художественными материалами и инструментами.


Актуальность и педагогическая целесообразность

программы


Оригами (яп., букв. «сложенная бумага») — древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Каждая модель имеет универсальную схему складывания со знаками, указывающими действие. Понятную для всех систему знаков изобрел японский оригамист Акира Йошизава. Значки понятны даже маленькому ребенку и практически не требуют дополнительных объяснений. В настоящее время - это самый простой и доступный вид декоративно-прикладного творчества.


Популярность оригами заключается в том, что для него не требуется никаких специальных инструментов, а в качестве материала может использоваться почти любая бумага (бумага для офисной техники, газета, обои, упаковочная бумага, картон, бархат и др.) бумаги.


Программа дает ребѐнку возможность реально, самостоятельно открывать для себя волшебный мир листа бумаги, превращать его в предметы живой и неживой природы, предметы быта; постигать структуру, свойства, наслаждаться палитрой цветовых гамм, сочетанием различных комбинаций, таким образом, активизируя воображение, фантазию и развивая художественный вкус.


Педагогическая целесообразность данной программы в том, что она способствует раннему самоопределению, дает возможность полноценно прожить детство, реализуя себя. Дети видят конечный результат деятельности и стремятся решить поставленную задачу. Работа в этой технике благоприятствует развитию важнейшей социальной функции личности школьников – формированию навыков общения в коллективе в процессе учебной деятельности, формируя такие нравственные качества, как коллективизм, умение сопереживать, готовность оказывать помощь, желание радовать окружающих результатами своего труда.


Специалисты считают, что занятия оригами помогают ребенку развиваться, более полно используя ресурсы своей психики, в результате чего:


повышается уровень интеллекта (внимательность, восприятие, смышленость, воображение, логичность);


активизируется творческое мышление: растет скорость, гибкость, оригинальность;


повышается и стабилизируется на высоком уровне психоэмоциональное состояние;


улучшаются двигательные способности рук (повышение качества складываемых моделей позволяет говорить о развитии тонкой моторики рук в процессе занятий оригами);


улучшается глазомер.



3

Предлагаемая программа воспитывает трудовые навыки и умения, учит эстетически относиться к труду, пробуждает и развивает интерес к декоративной деятельности.


Новизна, отличительные особенности данной программы

от уже существующих образовательных программ


Программа «Умелые ручки» является модифицированной, она составлена на основе программы «Уроки оригами в школе и дома» С.Ю. Афонькина и Е.Ю. Афонькиной.


  • программу внесены изменения с учетом особенностей организации учебно-воспитательного процесса в МБОУ СОШ №23 режимом и временными параметрами осуществления деятельности. Изменено количество часов, изменена структура программы.


Отличительной особенностью данной программы является то, что ее содержание дополнено заданиями информационно-практического характера, связанными с работой на компьютере в ограниченном интернет-пространстве.


Цель и задачи общеобразовательной программы


Цель программы - творческое развитие личности младшего школьника через приобщение его к искусству оригами.


Задачи программы:

Обучающие


  1. Познакомить детей с базовыми формами оригами.

  2. Познакомить детей с основными геометрическими понятиями.


  1. Научить читать схемы, по которым складываются оригами и представлять по ним изделия в объеме.


  1. Научить детей различным приемам работы с бумагой.

  2. Содействовать освоению понятия «композиция» в искусстве

Развивающие:


  1. Развить у детей у детей способность работать руками, приучить к точным движениям пальцев, развить мелкую моторику рук, развить глазомер.


  1. Развить художественный вкус и творческие способности детей, активизировать их воображение и фантазию.


  1. Стимулировать развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.


Воспитательные:

  1. Воспитать интерес к искусству оригами.


  1. Формировать культуру труда, воспитывать аккуратность, умение бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.


Организационно-педагогические основы обучения Педагогические принципы, определяющие теоретические подходы


к построению образовательного процесса


Реализация программы «Умелые ручки» основывается на общедидактических принципах научности, последовательности, системности, связи теории с практикой, доступности. При разработке программы учитывались основные принципы дополнительного образования:


  1. Принцип природосообразности. Воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития человека сообразно его полу и возрасту. Образование строиться в соответствии с природой ребѐнка, его психической конституцией, его способностями. содержание программы должно быть безопасным, целесообразным, соразмерным.


  1. Принцип эвристической среды означает, что в социальном окружении доминируют творческие начала при организации деятельности объединения. При этом творчество рассматривается как необходимая составляющая жизни каждого человека и как универсальный критерий оценки личности и отношений в коллективе.


4

  1. Принцип культуросообразности. Этот принцип предполагает максимальное использование национальной, семейной, духовной культуры, а также понимание педагогического процесса как составной части культуры общества и семьи, как культурно-исторические ценности, заключающей в себе прошлый опыт воспитания.


  1. Принцип диалогичности предполагает, что духовно-ценностная ориентация детей и их развитие происходит в процессе такого взаимодействия педагога и учащегося, содержанием которого является обмен эстетическими ценностями, а также совместное продуцирование художественных ценностей. Диалогичность требует искренности и взаимного понимания, признания и принятия. При использовании данного принципа формируются субъект – субъектные отношения в коллективе.


  1. Принцип проектности предполагает последовательную ориентацию всей деятельности педагога на подготовку и выведение ребенка в самостоятельное проектное действие, развертываемое в логике замысел – реализация – рефлексия. В ходе проектирования перед человеком всегда стоит задача представить себе еще не существующее, но то, что он хочет, чтобы появилось в результате его активности. Если ему уже задано то, к чему он должен прийти, то для него нет проектирования. В логике действия данного принципа предусматриваются коллективные художественные проекты детей.


Основные характеристики образовательного процесса


Программа «Умелые ручки» предназначена для учащихся школы и реализует межпредметные связи с математикой, технологией, изобразительной деятельностью, мировой художественной культурой.


Возраст обучающихся по программе 11-12 лет.


Принцип набора в объединение свободный. Программа не предъявляет требований к содержанию и объѐму стартовых знаний.


Срок реализации программы: 2 года.


Учебные занятия могут проводиться со всем составом объединения, по группам и подгруппам, а также индивидуально с наиболее способными детьми при подготовке к конкурсным мероприятиям, или с детьми с ограниченными возможностями здоровья.




Отбор и структурирование содержания, направления

и этапы образовательной программы


Программное содержание, методы, формы, средства обучения отбирались с учѐтом выше обозначенных принципов, а также личностно-ориентированного и деятельностного подходов к организации образовательного процесса.


Основы учебной деятельности, основы знаний закладываются впервые годы обучения, следовательно, образовательная программа по оригами должна учитывать потребность младшего школьника в приобретении знаний и, одновременно, возрастные особенности обучающихся. Поэтому отбор видов деятельности в данной программе сделан с учетом возрастного диапазона детей (11-12 лет), а также практической значимости выполняемых изделий, получаемых знаний, умений и навыков для будущей самостоятельной жизни.


Образовательный процесс по программе осуществляется последовательно по этапам. На первом базовом этапе (первое полугодие) обучающиеся знакомятся с особенностями искусства оригами и его историей, с основными условными обозначениями и простыми приемами складывания моделей оригами Учатся создавать двухмерные композиции, закрепляют навыки работы с бумагой различной плотности и фактуры, самостоятельно делать квадратную


5

заготовку, точно соединять углы квадрата, выполнять простые модели оригами, основанные на основных базовых формах. Второй основной этап (второе полугодие) предусматривает работу с более сложными базовыми формами и приемами складывания. Обучающиеся знакомятся с трехмерной композицией, узнают, что такое модуль, равновесие. Учатся выполнять динамичные модели оригами. Начинается подготовка детей к участию в учрежденческих конкурсах и выставках.


Программа предусматривает, преподавание материла по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным приемам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Это гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие, воспитывает уверенность в себе.


Формы организации образовательного процесса


Основная форма учебного процесса – это занятия, подразделѐнные на подготовительный период, повторение пройденного материала, изучение нового, закрепление изученного, постановку новой задачи, контроль и оценку, подведение итогов.


Занятия включают в себя теоретическую и практическую часть. Теоретическая часть может быть представлена в виде демонстрации приѐмов работы педагогом, объяснения материала, показа наглядных пособий и образцов изделий, бесед по искусству, групповых и индивидуальных консультаций для учащихся. Практическая часть представлена в виде практического закрепления, самостоятельной работы, изготовления изделий, а также игр, экскурсий, выставок, мастер-классов.


В процессе освоения программы применяются три вида заданий:


  1. тренировочные, в которых предлагается работа по образцу, с иллюстрацией, дополнительной конкретизацией. Они используются на этапе освоения технологии.


  1. частично-поисковые, когда учащиеся должны самостоятельно выбрать тот или иной известный им способ изготовления, или определить наиболее подходящий материал для воплощения замысла, или выполнить декорирование изделия;


  1. творческие, для которых характерна новизна формулировки, которую ученик должен осмыслить, самостоятельно определить связь между неизвестным и арсеналом своих знаний, найти способ воплощения образа.


Для занятий по оригами нужна только бумага и знания. С помощью оригами легко и быстро создаѐтся целый мир, в котором можно играть. На занятиях оригами можно не только складывать, но и изучать окружающий мир, играть, сочинять истории, знакомиться с персонажами литературы и русского фольклора. Поэтому образовательный процесс в объединении организуется как длительная познавательная игра «Строим город оригами». В ходе игры последовательно, поэлементно создается большое панно «Город оригами». В созданном детьми городе есть дома, магазины с товарами, парки с растениями, цветами, зоопарк с животными, улицы с транспортом и т.д.


В процессе работы из сложенных фигурок можно составлять предметные, сюжетные и орнаментные аппликации как индивидуальные, так и коллективные. Сначала обсудить с детьми тему аппликации. На предварительно подготовленный фон ребята самостоятельно накладывают сложенные фигурки; изделия можно передвигать, сравнивать их друг с другом, накладывать одна на другую, выбирая оптимальное положение. Такая практика способствует быстрому усвоению правил композиции.


Программа предполагает и постепенное изменение видов работы: от создания фигурок до сочинения сказок, коллективных работ, творческих альбомов детей, сказочных персонажей с последующей драматизацией, участие в конкурсах и выставках. Это является стимулирующим элементом, необходимым в процессе обучения.


Одной из форм работы по программе является проектная деятельность, которая предоставляет обучающимся творческую свободу, право выбора объекта проектирования и техник его воплощения.


Изучение содержания программы осуществляется в разнообразных формах:


коллективных (организация и проведение досуговых мероприятий, выезды на экскурсии, ролевые игры по планированию деятельности, игры, обсуждение итогов года и др.),



6

групповых (самостоятельная работа по заданию педагога),


индивидуальных (выполнение практических заданий, подготовка к конкурсным мероприятиям).


Сочетание коллективных и индивидуальных форм работы воспитывает у учащихся взаимное уважение, умение работать в группе, развивает способность к самостоятельному творческому поиску и ответственность за свою работу, от которой зависит общий результат.


Выставочная деятельность является важным компонентом образовательного процесса.

Выставки могут быть:


постоянные - проводятся в помещении, где работают дети; однодневные - проводится в конце занятия с целью обсуждения его результатов;


тематические - по итогам изучения разделов, выполнения проектов. Обязательно должны быть представлены все законченные работы, независимо от их успешности.


персональные выставки отдельных, наиболее успешных учащихся;


итоговые в конце учебного года проводится выставка практических работ учащихся «Увлекательный мир оригами».


Работа с родителями

Работа с родителями на протяжении учебного года включает в себя:


индивидуальные и коллективные консультации;


родительские собрания;


открытое занятие для родителей;


привлечение родителей к участию в жизни коллектива (участие в подготовке выставок и т.п.)


Ожидаемые результаты освоения программы


Требования к уровню подготовки выпускников направлены на овладение учащимися знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, значимыми для социальной адаптации личности, еѐ приобщения к мировым культурным ценностям.


    1. Освоение предметных знаний и умений:

  • результате освоения программы первого года обучения учащиеся


должны знать:


что такое оригами;


некоторые факты из истории искусства оригами; условные обозначения оригами.


различные приемы работы с бумагой: сгибание, многократное складывание, надрезание.


основные геометрические понятия: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина.


базовые формы оригами: треугольник, квадрат, книжка, дверь, дом; приемы разметки (линейка, шаблон); правила безопасности при работе ручными инструментами (ножницы, кисти, нож).

должны уметь:


пользоваться необходимыми инструментами ручного труда и приспособлениями; следовать устным инструкциям педагога; читать и зарисовывать элементарные схемы изделий; создавать изделия оригами, пользуясь схемами;


выполнять разметку листа бумаги с помощью линейки или шаблона; анализировать образец; соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными

материалами и инструментами.


  • результате освоения программы второго года обучения учащиеся


должны знать:


базовые формы оригами: конверт, блин, воздушный змей, бомбочка;


7

название, приемы складывания модулей; приемы разметки (угольник, циркуль, трафарет); основные правила организации рабочего места.

должны уметь:


читать и зарисовывать сложные схемы изделий;


создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами;


выполнять разметку листа бумаги с помощью угольника, циркуля и трафарета;


подбирать бумагу нужного цвета;


создавать композиции из готовых поделок оригами;


анализировать свою работу.


II. Освоение опыта самостоятельной

творческой деятельности

По окончании программы


учащийся должен:



стремиться к достижению самостоятельного, творческого уровня при выполнении практических заданий;



оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении кабинета, своей комнаты

дома;



создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье; проявлять эстетический вкус при выполнении практических заданий; иметь навыки подготовки работ к экспозиции.


учащийся способен:


организовать персональную выставку прикладных изделий;


принять участие в итоговой выставке объединения «Увлекательный мир оригами».


Контроль за реализацией программы


Текущий контроль, – это систематическая оценка уровня освоения дополнительной образовательной программы в течение учебного года.


Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, воспитательную, проверочную и корректирующую функцию.


  • начале учебных занятий педагогом проводится вводный контроль для определения начального уровня знаний учащихся в форме викторины «Что я знаю об оригами».


  • течение всего курса обучения осуществляется оперативный контроль в форме педагогических наблюдений, позволяющий определить уровень усвоения программы, творческую активность учащихся. Это позволяет выявить затруднения учащихся и оперативно изменить ход учебно-воспитательного процесса.


Оценивание обучающихся на занятиях носит словесный характер. Педагог оценивает любое продвижение ученика. В конце занятия отмечается активность детей.


При оценке текущей работы учитывается правильность выполнения приемов и способов работы, рациональность выполнения труда и рабочего места, экономное расходование материалов, соблюдение правил техники безопасности, аккуратность и своевременность выполнения работы, осуществление самоконтроля.


Итоговый контроль проводится в конце учебного года обучения. Формой подведения итогов по программе является защита учебного проекта и проведение итоговой выставки «Увлекательный мир оригами».



Критерии оценки процесса и результатов групповой проектной деятельности

Компоненты


Диагностические признаки (примерный перечень ожидаемых


ожидаемых





результатов)





результатов














1.

При

формировании

содержания

проекта

группа

должна








8


Содержание

продемонстрировать:



проекта

объем и ценность собранного материала;


участие в выполнении задания всех членов группы, коллективный


характер принимаемых решений;



необходимую и достаточную глубину проникновения в проблему,


привлечение знаний из других областей;


качество и оригинальность изготовленных изделий оригами;


доказательность принимаемых решений, умение аргументировать


свои заключения, выводы;




уровень проявленного творчества: оригинальность принятых


подходов и найденных решений, использование новых идей

2.

Приоформлениипроектнойдокументациигруппадолжна

Качество

продемонстрировать:



оформления

объем, полноту и логическую законченность проектной работы;

проектной

качество

выполнения

эскизов,

технологических карт, текста

документации

(понятность, аккуратность);




художественное оформление материала (рисунки, слайды и т.п.)

3.

В ходе презентации проекта группа должна продемонстрировать:

Успешность

умение

выступать и

излагать

свои мысли перед аудиторией

презентации

(логичность,аргументированность,лаконичность,использование

проекта

наглядных материалов);




эрудицию и глубину знаний по рассматриваемой проблеме;


проявление в процессе презентации культуры речи, соблюдение


временного регламента, способности к импровизации;


проявление уважения к собеседнику и дружелюбия в дискуссии;


умение отвечать на вопросы оппонентов



Формы оценивания процесса и результата проектной деятельности учащихся:


Анализ оформления проектных папок.


Анализ выполненных изделий оригами.


Педагогическое наблюдение на занятиях, массовых мероприятиях.


Презентация каталогов (отчет о результатах поискового этапа).


Конкурс «Защита проектов».


Коллективное обсуждение результатов проекта (рейтинговая оценка: определение трех лучших проектов).


    • конце учебного года педагог обобщает результаты всех диагностических процедур и определяет уровень результатов образовательной деятельности каждого обучающегося – интегрированный показатель, в котором отображена концентрация достижений всех этапов


  • составляющих учебно-воспитательного процесса. Возможные уровни освоения ребенком образовательных результатов по программе - низкий (Н), средний (С), высокий (В).


Подведение итогов реализации программы


  • соответствии с календарным учебным графиком в конце учебного года проводится: промежуточная аттестация обучающихся (оценка качества освоения программы по итогам учебного года) для групп первого года обучения в форме итоговой выставки достижений учащихся;



итоговая аттестация (оценка качества освоения программы обучающимися за весь период обучения по программе) для групп второго года обучения в форме итоговой выставки достижений учащихся.


Документальные формы подведения итогов программы

Диагностика усвоения содержания программы проводится педагогом в течение всего

учебного года, и результаты ее заносятся в журнал критериальных оценок.


9


Данные о результатах обучения доводятся до родителей и анализируются с детьми на итоговом занятии.


Сведения о проведении и результатах промежуточной и итоговой аттестации фиксируются в протоколах и сдаются администрации Центра.


Формы мероприятий, на которых подводятся итоги программы

  1. составление альбома лучших работ, сделанных в технике оригами;

  2. итоговая выставка достижений учащихся «Увлекательный мир оригами»;





























































10

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


Первый год обучения


Учебно-тематический план

Наименование раздела, темы

Количество часов


Всего

Теория

Практика











1.

Раздел 1. Оригами искусство или головоломка






Тема 1.1. Вводное занятие. История оригами

2

1

1



Тема 1.2. Условные обозначения в оригами

1

1




Тема 1.3. Базовые формы оригами

27


27


2.

Раздел 2. Игрушки своими руками






Тема 2.1. Оригами игрушки

4


4



Тема 2.2. Оригами транспорт

8


8



Тема 2.3. Надувные игрушки

10


10



Тема 2.4. Оригами праздник

2


2


3.

Раздел 3. Проект «Морской мир оригами»












Тема 3.1. Подготовительный этап. Морской мир

1

1




оригами.










Тема 3.2. Поисковый этап проектирования

1


1



Тема 3.3. Аналитический этап проектирования

1


1









Тема 3.4. Практический этап проектирования

4


4



Тема 3.5. Презентационный этап проектирования

3


3









Тема 3.6. Итоговые занятия

6

1

5



Итого:

72

4

68










Содержание обучения


Раздел 1. Оригами искусство или головоломка Тема 1.1. Вводное занятие.


Теория. О задачах курса и плане на учебный год. Правила техники безопасности. Игра – знакомство с детьми. Инструктаж о правилах поведения на занятиях и технике безопасности. Знакомство с учреждением дополнительного образования, кабинетом и пособиями. Знакомство с выставкой работ обучающихся прошлых лет. Знакомство с историей искусства оригами, коллекцией бумаги, материалами для занятий оригами. Классификация бумаги, ее свойства, виды и назначения, подготовка и подбор бумаги. Беседа о разновидностях изделий в технике «Оригами». Традиционные и новые техники оригами.

Входная диагностика. Викторина «Что я знаю об оригами».


Практическая работа. Приемы складывания бумаги. Деление квадрата на 2, 4 частей.

Изготовление «квадрата» из бумаги формата А4.


Тема 1.2. Условные обозначения в оригами.

Теория. Азбука Оригами: приемы и знаки, изучение условных обозначений и схем.


Рассказ о работе с технологической картой и схемами.


Тема 1.3. Базовые формы оригами.


Теория. Знакомство с основными базовыми формами оригами: треугольник, книга, дверь, блин. Динамические технологические таблицы с последовательным изготовлением. Образцы готовых изделий.


11

Практическая работа. Приемы складывания бумаги. Складывание базовых форм оригами: треугольник, книга, дверь, блин. Изготовление оригами согласно базовым формам.



Раздел 2. Игрушки своими руками Тема 2.1. Оригами-игрушки.


Теория. Знакомство с базовой формой оригами: «Дом». Динамические технологические таблицы с последовательным изготовлением. Образцы готовых изделий.


Практическая работа. Изготовление оригами: Пианино. Домик. Говорящая мордочка.

Кошелек.


Тема 2.2. Оригами транспорт.


Теория. Знакомство с базовой формой оригами: «Воздушный змей». Динамические технологические таблицы с последовательным изготовлением. Образцы готовых изделий.


Практическая работа. Изготовление оригами: самолеты, пароходы, лодки, корабли, яхты, парусники.


Тема 2.3 Надувные игрушки.


Теория. Знакомство с базовой формой оригами: «Водяная бомбочка». Динамические технологические таблицы с последовательным изготовлением. Образцы готовых изделий.


Практическая работа. Изготовление оригами: кубик, зайчик, рыбка, ракета, лягушка.


Тема 2.4. Оригами-праздник.


Теория. Подарки к празднику. Динамические технологические таблицы с последовательным изготовлением. Образцы готовых изделий. Базовая форма «Двойной квадрат».


Практическая работа. Открытки к празднику к 8 марта. Изготовление композиции «Цветы ветеранам».



Раздел 3. Проект «Морской мир оригами»

Тема 3. 1. Подготовительный этап проекта «Морской мир оригами».

Теория. Презентация «Морской мир». Что делаем на подготовительном этапе


проектирования

Практика. Объяснение цели проекта. Распределение объектов проектирования среди

учащихся. Определение материалов и инструментов, необходимых для работы.


Тема 3.2. Поисковый этап проектирования.

Теория. Поисковый этап проектирования. Методы сбора информации.


Практика. Поисковый этап проектирования. Сбор информации об объекте проектирования


  • интернете, литературе. Знакомство с изготовлением новых фигурок – оригами «морской мир». Динамические технологические таблицы с последовательным изготовлением.


Тема 3.3. Аналитический этап проектирования.

Теория. Что выполняется на аналитическом этапе проектирования.


Практика. Эскизная проработка объекта проектирования. Коллективное обсуждение эскизов. Определение примерных размеров (общих для всех) готовых объектов.


Тема 3.4. Практический этап проектирования.

Теория. Последовательность практического этапа проектирования.


Практика. Изготовление объекта проектирования в соответствии с разработанным эскизом, проработка деталей, оформление готового изделия. Морской котик, морская черепаха, рак, ракушки, скат, крабы, дельфин, кит, рыба, осьминог, акула.


12

Тема 3.5. Презентационный этап проектирования.

Теория. Как сделать презентацию проекта.


Практика. Выставка «Морской мир оригами». Защита проекта. Контрольный этап проектирования. Анализ того, что получилось и что не получилось в процессе проектирования. Что можно было исправить?


Тема 3.6. Итоговые занятия.

Теория. Экспозиция.


Практика. Подготовка к отчетной выставке «Увлекательный мир оригами»: создание экспозиции, изготовление подарков для родителей, подготовка экскурсоводов. Составление альбома лучших работ сделанных в технике оригами. Проведение итоговой выставки.



Коллективное обсуждение итогов года. Промежуточная аттестация обучающихся.


Итоговая диагностика. Анализ детских проектных работ. Анализ итогов выставки.








Второй год обучения


Учебно-тематический план

Наименование раздела, темы

Количество часов


Всего

Теория

Практика











1.

Раздел 1. Мир оригами






Тема 1.1. Вводное занятие.

4

2

2



Тема 1.2. Условные обозначения в оригами.

2

1

1



Терминология.








Тема 1.3. Оригами одежда.

4


4



Тема 1.4. Оригами головные уборы.

2


2



Тема 1.5. Оригами мебель.

6


6


2.

Раздел 2. Модульное оригами






Тема 2.1. Разновидности модулей в оригами.

2


2



Тема 2.2. Новогодние игрушки.

14


14


3.

Раздел 3. Город оригами












Тема 3.1. Оригами здания.

6


6









Тема 3.2. Япония – Родина Оригами.

10


10



Тема 3.3. Оригами для праздника.

8


8


4.

Раздел 4. Проект. Зоопарк в городе оригами












Тема 4.1. Живой мир оригами.

1

1










Тема 4.2. Поисковый этап проектирования

1


1



Тема 4.3. Аналитический этап проектирования

1


1



Тема 4.4. Практический этап проектирования

4


4



Тема 4.5. Презентационный этап проектирования

3


3



Тема 4.6. Итоговые занятия

8

1

7



Итого:

76

4

72






13


Содержание обучения


Раздел 1. Мир оригами

Тема 1.1. Вводное занятие.


Теория. О задачах курса и плане на учебный год. Правила техники безопасности. Практика. Просмотр лучших работ из фонда объединения. Повторение пройденного


материала. Базовые формы оригами.


Тема 1.2. Условные обозначения в оригами. Терминология.


Теория. Азбука Оригами: приемы и знаки, условные обозначения, терминология. Практическая работа. Приемы складывания бумаги. Деление квадрата на равные


части.


Тема 1.3. Оригами одежда.

Теория. Динамические технологические таблицы с последовательным изготовлением.


Образцы готовых изделий.

Практическая работа. Оригами одежда. Платье. Кимоно. Свитер. Рубашка. Пальто.

Шорты. Майка.


Тема 1.4. Оригами головные уборы.

Теория. Динамические технологические таблицы с последовательным изготовлением.


Образцы готовых изделий.

Практическая работа. Головные уборы. Шапка. Колпак. Пилотка. Шляпа пирата.


Тема 1.5. Оригами мебель.

Теория. Динамические технологические таблицы с последовательным изготовлением.


Образцы готовых изделий.

Практическая работа. Оригами мебель. Парта. Кровать. Диван. Рояль.


Раздел 2. Модульное оригами Тема 2.1. Разновидности модулей в оригами.

Теория. Знакомство с модульным оригами. Презентация.

Практическая работа. Изготовление модулей.


Тема 2.2. Новогодние игрушки.


Теория. Знакомство с базовой формой оригами: «Катамаран». Динамические технологические таблицы с последовательным изготовлением. Образцы готовых изделий.


Практическая работа. Модульные новогодние игрушки. Кусудама. Новогодний шар.

Снежинки. Елочка. Рождественские звезды. Оригамический орнамент.


Раздел 3. Город оригами

Тема 3.1. Оригами здания.


Теория. Презентация «Бумажный город». Динамические технологические таблицы с последовательным изготовлением.


Практическая работа. Изготовление деталей для города оригами. Дом, качели, горка.


Тема 3.2. Япония – Родина Оригами.


Теория. Японские традиции и обычаи. Праздник мальчиков. Праздник девочек. Динамические технологические таблицы с последовательным изготовлением. Знакомство с базовой формой «Птица», «Рыба».


Практическая работа. Японский журавлик. Карп. Японская кукла.


Тема 3.3. Оригами для праздника.


14

Теория. Весенние цветы. Динамические технологические таблицы с последовательным изготовлением.


Практическая работа. Тюльпаны. Весенний букет.



Раздел 4. Проект. Зоопарк в городе оригами Тема 3. 1. Оригами - живой мир.

Теория. Кто есть в зоопарке? Презентация «Зоопарки мира».


Практическая работа. Подготовительный этап проектирования. Круглый стол «Мои любимые животные». Мозговой штурм «Каким будет зоопарк в городе оригами». Распределение объектов проектирования (животных) среди учащихся. Определение материалов и инструментов, необходимых для работы.


Тема 3.2. Поисковый этап проектирования.


Практика. Сбор информации об объекте проектирования. Знакомство с изготовлением новых фигурок – оригами «Птиц» и «Животных». Динамические технологические таблицы с последовательным изготовлением.


Тема 3.3. Аналитический этап проектирования.


Практика. Эскизная проработка объекта проектирования. Коллективное обсуждение эскизов. Определение примерных размеров (общих для всех) готовых объектов.


Тема 3.4. Практический этап проектирования.


Практика. Изготовление объекта проектирования в соответствии с разработанным эскизом, проработка деталей, оформление готового изделия. Базовая форма «Лягушка». Изготовление оригами: журавлик, лягушка, лисица, кит, утка, лошадка, собака, лебедь, черепаха, мышь. Сбор всех выполненных объектов в один зоопарк. Изготовление общей вывески «Зоопарк города оригами».


Тема 3.5. Презентационный этап проектирования.


Практика. Подготовка выставки всех работ, созданных в процессе проектирования. Коллективная работа. «Весенние колокольчики». Цветок ирис. Выставка «Зоопарк города оригами». Защита проекта.


Тема 3.6. Итоговое занятие.


Практика. Дооформление проектных папок. Подготовка к отчетной выставке «Увлекательный мир оригами»: создание экспозиции, изготовление подарков для родителей, подготовка экскурсоводов. Составление альбома лучших работ сделанных в технике оригами. Проведение итоговой выставки.



Коллективное обсуждение итогов года. Итоговая аттестация обучающихся.

Итоговая диагностика. Анализ детских проектных работ. Анализ итогов выставки.















15

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ


Кадровое обеспечение


Реализовывать программу может педагог, имеющий среднее специальное или высшее педагогическое образование, обладающий достаточными знаниями и опытом практической деятельности в области художественного образования младших школьников и владеющий технологией оригами.


Для проведения диагностики психического развития обучающихся к работе по программе привлекается психолог, владеющий методиками работы с детьми.


Педагогические технологии, методы, приемы и формы организации образовательного процесса При реализации программы используются следующие педагогические технологии:

Педагогические

Методы, приемы, формы обучения и воспитания и


технологии, авторы

подведения итогов

1

Проектная технология

Предполагается реализация учебного проекта «Зоопарк»




2

Информационные

Поиск детьми информации в интернете для выполнения


технологии

проекта. Формирование электронного альбома лучших



работ объединения. Размещение на сайтах фотографий



лучших работ Поиск, сбор и систематизация текстовой



информации и изображений с использованием Интернет.



Создание каталогов изделий оригами в виде компьютерной



презентации в программе Microsoft PowerPoint;



Создание текстовых документов на компьютере в



программе Microsoft Word.



Презентация результатов работы, личных достижений на



сайтах

3

Игровые технологии

Игра «Снежный ком» - знакомство друг с другом.


(Б.П.Никитин)

Дидактические игры. Оригами - идеальная дидактическая



игра, развивающая фантазию и изобретательность, логику



и пространственное мышление, воображение и интеллект.



Конкурс-игра «Состязание оригамистов»


Школьный возраст называют «вершиной детства», поэтому учебная деятельность, являющаяся основной деятельностью данной возрастной группы, должна сочетаться с элементами игровой деятельности. Результатом каждого занятия служит сложенная своими руками бумажная игрушка, имеющая помимо художественной ценности, прикладной характер – с ней можно играть.


Общий курс занятий начинается с демонстрации учащимся образцов фигурок оригами разного уровня сложности, собранной из качественной цветной бумаги; при этом разъясняются принципы и правила оригами, история его развития. Затем производится совместное складывание, при этом даются разъяснения относительно ориентации на листе бумаги: верх, низ, середина, угол и т.д. После складывания "с руки" (под руководством педагога) детям предоставляется возможность воспроизвести фигурку (либо отдельный модуль) по памяти. Тем учащимся, у которых возникают затруднения, помогает педагог или ученик, который все понял и сложил сам изделие.


  • начале занятий младшими школьниками проводятся упражнения для пальцев (пальчиковые игры). Уставший во время складывания ребенок может при желании сделать перерыв в своей работе и отвлечься, не мешая другим (вместо общего перерыва). При этом он может просмотреть иллюстрированную литературу по оригами или сложить более доступные (простые) фигурки.


Отсутствие обязательных «заданий на дом» не означает их полного отсутствия. Детям предлагается дома, в качестве тренировки, сложить по памяти модели оригами, которые


16

складывались на уроке, самостоятельно поработать по рекомендованным для «домашнего изучения» книгам, создать, по желанию, творческую работу на определенную тему или подумать над тем, как можно «усовершенствовать или украсить» изделие, изготовленное на уроке. Этот педагогический приѐм в полной мере поможет выделить из основной (подавляющей) группы детей, которые «это» делать не будут, тех ребят, у которых изначально развито огромное чувство ответственности, трудолюбие, и качества, присущие одарѐнным людям.


Работа над многофигурной коллективной аппликацией выполняется следующим образом:

  1. Выбор сюжета.

  2. Выбор фигурок.


  1. Выбор размера фигурок.

  2. Выбор размера и цвета фона.

  3. Подбор бумаги для работы.

  4. Складывание фигурок.

  5. Раскрашивание фона.

  6. Расположение и наклеивание фигурок. Окантовка работы.


    • конце учебного года проводится выставка практических работ учащихся «Увлекательный мир оригами». Подготовка итоговой выставки проходит по этапам: 1) выбор лучших работ, 2) разработка тематики и концепции экспозиции, 3) дооформление выставочных образцов, 4) установка и монтаж экспозиции, подготовка каталога выставки, оформление книги отзывов.


Проведение итоговой выставки работ обучающихся «Увлекательный мир оригами» включает следующие этапы:


1. Встреча гостей. Знакомство с экспозицией выставки.


2. Круглый стол. Педагог и дети кратко рассказывает о творческом коллективе и о результатах своей деятельности в учебном году.


3. Обучающиеся делятся впечатлениями об экспонатах, которые им особенно понравились.

4. Ответы на вопросы гостей. Выступление гостей.

5. Награждение наиболее успешных обучающихся.


Дидактическое и методическое обеспечение

(учебно-методический комплекс)


Для реализации данной программы сформирован учебно-методический комплекс, который постоянно пополняется. Учебно-методический комплекс имеет следующие разделы и включает следующие материалы:


I. Методические материалы для педагога:


  1. Методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии мероприятий, памятки и др: 1.1. Комплексы оздоровительно-профилактических упражнений, предотвращающих и


снижающих утомление обучающихся (для школьного возраста);

1.2. Тематические буклеты со схемами оригами.


2. Организационно-методические материалы:


2.1. Перспективный план работы педагога на текущий год;

2.2. Календарно-тематическое планирование учебного материала на учебный год;

2.3. Отчет о деятельности педагога за прошедший учебный год.



2.5. Положения, письма, приказы организаторов конкурсов и конференций разных уровней по профилю объединения.


3. Диагностический инструментарий:


3.1. Комплект диагностических материалов по проведению итоговой диагностики: показатели и критерии оценки детских проектных работ, показатели и критерии анализа итогов отчетной выставки.



3.2. Журнал критериальных оценок.


17

II. Литература для педагога и учащихся

Для детей:

  1. Черенкова, Е.Ф. Оригами для малышей. 200 простейших моделей: учебное пособие /


Е.Ф.Черенкова. – СПб. : Дом XXI век. Рипол Классик, 2007. - 154с.


  1. Броди, В. Зверюшки из бумаги. / Вера Броди – М. : Мой мир, 2008. – 96 с. - (Мастерим с мамой).


Для педагога:

  1. Афонькин, С. Ю. Все об оригами. / С.Ю. Афонькин, Е.Ю. Афонькина — СПб. : ООО

СЗКЭО "Кристалл", 2004. — 272 с.


  1. Афонькин, С.Ю. Игрушки. / С.Ю. Афонькин — М. : ЭКСМО-Пресс, 2002. — 128 с. - (Библиотека оригами).


  1. Афонькин, С. Ю. Оригами. Бумажный зоопарк. / С.Ю. Афонькин, Е.Ю. Афонькина — СПб. : Литера, 2003. – 68 с.


  1. Афонькин, С. Ю. Оригами. Игры и фокусы с бумагой. / С.Ю. Афонькин, Е.Ю. Афонькина - СПб. : Химия, 1994.- 64 с.


  1. Афонькин, С. Ю. Оригами. Цветы и вазы. / С.Ю. Афонькин, Е.Ю. Афонькина — СПб. : ООО СЗКЭО "Кристалл", 2002. – 110 с.


  1. Бич, Р. Оригами: Большая иллюстрированная энциклопедия. / Рик Бич - М. : Эксмо,

2004. – 256 с.

  1. Джоунс, Ф. Фантазии из бумаги: Энциклопедия: техника, приемы, изделия. /Фиона

Джоунс – М. : АСТ-ПРЕСС, 2007. – 160 с. – (Золотая библиотека увлечений).


  1. Долженко, Г. И. 100 поделок из бумаги. / Г.И. Долженко — Ярославль : Академия развития, 2006. – 142 с.


  1. Кадзуо, Х. Оригамика: Геометрические опыты с бумагой. / Хага Кадзуо. - М. : Издательская группа URSS, 2012. -160 с.


  1. Соколова, С.Н. Сказка оригами. / С.Н. Соколова – М. : Эксмо-Пресс, СПб. : Валери СПД, 2004. – 240 с. – (Академия «Умелые руки»).


  1. Тарабарина, Т.И. Оригами и развитие ребенка: Популярное пособие для родителей и

педагогов. / Т.И. Тарабарина. – М. : Академия развития, 1997. - 222 с.

  1. Черныш, И.В. Удивительная бумага. / И.В. Черныш – М : АСТ-ПРЕСС, 2000. – 160 с.


  1. Чиотти, Д. Оригинальные поделки из бумаги. / Донателла Чиотти – М. : Мир книги, 2008. – 96 с. – (Детское творчество).


  1. Шаульская, Н.А. Калейдоскоп конкурсных программ для школьников. / Н.А. Шаульская. – Ярославль : Академия развития, 2008. – 224 с. – (Серия «После уроков»).


    1. Интернет-ресурсы:

  1. www.origami.ru - сайт для всех, кто интересуется оригами.


IV. Дидактические материалы для учащихся:

  1. Наглядные пособия:


1.1. Образцы изделий оригами, выполненные педагогом;

1.2. Демонстрационные плакаты «Таблица рекомендуемых цветовых сочетаний».

1.3. Альбом лучших работ детей.


  1. Медиапособия:

2.1. Учебный видеофильм «Искусство оригами».


2.2. Медиапрезентации «Самолеты», «Водный транспорт», «Цветы из бумаги», «Оригами - головные уборы», «Оригами игрушки», «Делаем украшения своими руками», «Веселые маски», «Оригами: мир птиц и животных», «Модульное оригами, бумажные поделки из модулей оригами».


  1. Дидактические раздаточные материалы:

3.1. инструкционные карты и схемы базовых форм оригами;

3.2. инструкционные карты сборки изделий;

3.3. схемы создания изделий оригами.

3.4. Карточки-задания группам на этапах по проекту;


18

3.5. Памятка по оформлению отчета по проекту (пояснительной записки);


Материально-техническое обеспечение программы


Занятия оригами предполагают наличие определѐнного помещения. Это должен быть учебный кабинет, удовлетворяющий санитарно – гигиеническим требованиям, для занятий (парты, стулья, интерактивная доска, шкаф для УМК, рабочие столы для практической работы, шкафы для хранения материалов и инструментов, компьютер с выделенным каналом выхода в Интернет и необходимым компьютерным программным обеспечением).


Для реализации программы необходимо следующее оборудование:

  1. Принтер черно-белый, цветной;

  2. Сканер;

  3. Ксерокс;

  4. Ноутбук;

  5. Мультимедийная установка (проектор, экран) или интерактивная доска;

  6. Выставочные стенды;


  1. Сувенирная продукция для награждения лучших участников выставки. Для реализации программы необходимы следующие материалы:


  1. Бумага разных видов: ксероксная, цветная, картон, ватман и т.д. Белая бумага, цветная бумага тонкая, двухсторонняя цветная бумага, картон белый и цветной; гофрокартон.


  1. Бумага разного формата: А3, А4, А5.


  1. Материалы для творчества детей: пластилин, акварель, гуашь, пастель, клей ПВА, цветные карандаши, фломастеры.


Для занятий необходимы следующие инструменты и принадлежности:

  1. линейки, треугольники;

  2. простые карандаши, ластики;

  3. лекала, трафареты, трафареты с кругами; шаблоны;

  4. кисточки для клея;


  1. ножницы небольшие с острыми концами для вырезания деталей, а также с длинными лезвиями;


  1. зубочистки для фиксации мелких деталей при склеивании;

  2. подложки из линолеума;

  3. паспарту и багетные рамки;

  4. ѐмкости для воды;

  5. шило для прокалывания бумаги;

  6. фигурные дыроколы.

Для реализации программы необходимы канцелярские принадлежности: ручки,


карандаши, маркеры, корректоры; блокноты, тетради; бумага офисная; клей; степлеры, файлы, папки.
















19

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ,

использованной при составлении программы


  1. Афонькин С. Ю. Уроки оригами в школе и дома: Экспериментальный учебник для


начальной школы / С.Ю.Афонькин, Е.Ю. Афонькина; Издание 3-е. – М. : Аким, 1996,. - 209 с.


  1. Буйлова, Л.Н., Кленова, Н.В., Постников, А.С. Методические рекомендации по подготовке авторских программ дополнительного образования детей [Электронный ресурс] / Дворец творчества детей и молодежи. В помощь педагогу. – Режим доступа : http://doto.ucoz.ru/metod/.


  1. Закон Российской Федерации «Об образовании», 26.12.2012 г. [Электронный ресурс] / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Режим доступа : http://минобрнауки.рф/документы/2974/файл/1543/12.12.29-ФЗ_Об_образовании_в_Российской_Федерации.pdf.


  1. Колеченко, А.К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для

преподавателей / А.К. Колеченко. – СПб. : КАРО, 2006. – 368 с.


  1. Концепция развития дополнительного образования детей. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р. [Электронный ресурс] / Дополнительное образование: информационный портал системы дополнительного образования детей. – Режим доступа : http://dopedu.ru/poslednie-novosti/kontseptsiya.


  1. Кульневич, С.В. Дополнительное образование детей: методическая служба: практическое пособие для руководителей ОУДОД, методистов и специалистов по дополнительному образованию детей, студентов пед. учебных зав., слушателей ИПК / С.В. Кульневич, В.Н. Иванченко. – Ростов-на-Дону : Учитель, 2005. – 324 с.


  1. Методическая работа в системе дополнительного образования: материал, анализ,

обобщение опыта: пособие для педагогов дополнительного образования / Сост. М.В.

Кайгородцева. – Волгоград : Учитель, 2009. – 377 с.

    1. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих


программ (включая разноуровневые программы). Письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ № 09-3242 от 18.11.2015 г. [Электронный ресурс] / Самарский


дворец детского и юношеского творчества. – Режим доступа: pioner-samara.ru/sites/default/files/docs/metodrek_dop_rf15.doc.


  1. Оценка эффективности реализации программ дополнительного образования детей: компетентностный подход: методические рекомендации / Под ред. проф. Н.Ф.Радионовой и к.п.н. М.Р.Катуновой. - СПб : Издательство ГОУ «СПб ГДТЮ»,


2005. – 64 с.


  1. Положение о порядке разработки, экспертизы и утверждения дополнительной общеобразовательной программы МБОУ ДО ГЦИР городского округа Тольятти. [Электронный ресурс] / Гуманитарный центр интеллектуального развития.


Официальные документы. – Режим доступа: http://cir.tgl.ru/sp/pic/File/Chekrkasova_Yuliya/POLOJENIE_ GTsIR_o_programmah.pdf


  1. Положение о формах, периодичности и порядке проведения текущего контроля освоения дополнительных программ, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся МБОУ ДО ГЦИР городского округа Тольятти. [Электронный ресурс] / Гуманитарный центр интеллектуального развития. Официальные документы. – Режим доступа: http://cir.tgl.ru/sp/pic/File/Chekrkasova_Yuliya/POLOJENIE_ GTsIR_o_formah attestacii.pdf .


    1. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41г «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей». [Электронный ресурс] / Дополнительное образование: информационный портал


20

системы дополнительного образования детей. – Режим доступа :

http://dopedu.ru/poslednie-novosti/novie-sanpin-dlya-organizatsiy-dod.


  1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». [Электронный ресурс] / Дополнительное образование: информационный портал системы дополнительного образования детей. – Режим доступа : http://dopedu.ru/normativno-pravovoe-obespechenie/normativno-pravovie-dokumenti-i-materiali-po-organizatsii-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detey.


  1. Приложение к письму Министерства образования РФ от 11.12.2006 № 06-1844 «О требованиях к программам дополнительного образования детей» [Электронный ресурс] / Дворец творчества детей и молодежи. – В помощь педагогу. – Режим доступа


: http://doto.ucoz.ru/load/7-1-0-13.


  1. Программа дополнительного образования детей – основной документ педагога: Информационно-методический сборник, выпуск №5 / Сост. Н.А. Леоненко, Т.В. Завьялова, А.В. Кузнецова. – СПб. : Издательство «Ресурсный центр школьного дополнительного образования», 2010. – 62 с.


  1. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. / Г.К.

Селевко. - М. : Народное образование, 1998. – 256 с.
















































21

Приложение 1


КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК ПРОГРАММЫ



Месяц

Содержание деятельности

Промежуточная и


итоговая аттестация





Сентябрь

Занятия по расписанию:

Входная диагностика



4 учебные недели для групп второго года обучения.

знаний и



Начало занятий 1 сентября.

практических



2 учебные недели для групп первого года обучения.

навыков



Начало занятий 15 сентября



Октябрь

Занятия по расписанию 5 учебных недель.



Ноябрь

Занятия по расписанию 4 учебные недели




Дополнительный день отдыха - 4 ноября



Декабрь

Занятия по расписанию учебных недель.



Январь

Занятия по расписанию учебные недели.




В период школьных каникул с 31 декабря по 10




января: новогодний праздник в объединении.




Дополнительные дни отдыха, связанные с




государственными праздниками (выходные дни): 1,




2, 3, 4, 5, 6 и 7 января



Февраль

Занятия по расписанию учебные недели.




Дополнительный день отдыха - 23 февраля



Март

Занятия по расписанию учебных недель.




Дополнительный день отдыха - 8 марта



Апрель

Занятия по расписанию учебные недели.



Май

Занятия по расписанию учебные недели.

Промежуточная



Итоговая выставка достижений учащихся.

обучения



Завершение учебных занятий.

Итоговая аттестация



Дополнительные дни отдыха, связанные с

для групп второго



государственными праздниками - 1 мая, 9 мая

года обучения


Июнь

Самостоятельные занятия учащихся



Июль

Самостоятельные занятия учащихся



Август

Формирование учебных групп до 10 сентября



Итого

36 учебных недель для групп первого года обучения.



учебных

38 учебных недель для групп второго года обучения



недель:






22


Приложение 2


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА


Календарно-тематический план учебного курса

«Умелые ручки»

1-й год обучения





Количество



№занятия


Форма


часов


Сроки

Раздел, тема занятия

занятия,

Теория


Практика








подведения















итогов















Раздел 1. Оригами искусство или головоломка















1.

Вводное занятие. Правила техники безопасности.

Беседа

1






Инструктаж о правилах поведения на занятиях и








технике безопасности. Презентация курса.







2.

Деловая игра «Планирование работы объединения на

Практика



1




учебный год». Знакомство с календарем конкурсных








мероприятий.







3.

Условные обозначения в оригами. Термины оригами.

беседа

1






Базовые формы оригами.







4.

Базовая форма «Книга». Карандаши-закладки.

конкурс



1



5.

Базовая форма «Книга». Коробка.

Практика



1



6.

Базовая форма «Книга». Тарелка для похода.

Практика



1



7.

Базовая форма «Книга». Салфетка «Веер».

Практика



1



8.

Базовая форма «Книга». Кимоно.

Практика



1



9.

Базовые формы оригами. Базовая форма

Практика



1




«Треугольник». Муха.







10.

Базовая форма «Треугольник». Стаканчик для похода.

Практика



1



11.

Базовая форма «Треугольник». Когти тигра.

Практика



1



12.

Базовая форма «Треугольник». Корона. Подведение

Практика



1




итогов.







13.

Каникулы. Организация школьной выставки

выставка



1



14.

Выставка




1



15.

Базовая форма «Треугольник». Панно. «Осенний

экскурсия



2




венок». Изготовление деталей для панно. Кленовые








листья.







16.

Коллективная работа. Составление и сборка панно








«Осенний венок».







17.

Базовая форма «Треугольник». Голубь мира.

Практика



1



18.

Школьный тур олимпиады «Наше наследие».

Конкурс



1



19.

Базовая форма «Дверь». Кошелек 1.

Практика



1



20.

Базовая форма «Дверь». Кошелек 2.

Практика



1



21.

Базовая форма «Дверь». Конверт.

Практика



1



22.

Базовая форма «Дверь». Лодка.

Практика



1



23.

Базовая форма «Блин». Корона короля.

Практика



1



24.

Базовая форма «Блин». Оригами-украшения. Корона

Практика



1




королевы.







25.

Базовая форма «Блин». Коробка с крышкой.

Практика



1











26.

Базовая форма «Блин». Сундучок «Санбо».

Практика



1



27.

Базовая форма «Блин». Новогодняя игрушка.

Практика



1



28.

Базовая форма «Блин». Снежинка. Рождественская

Практика



1




звезда.











23



29.

Новогодний праздник в объединении.

Праздник


1


30.




1









Раздел 2. Игрушки своими руками











31.

Оригами игрушки. Базовая форма «Дом».

Практика


1



Разноцветные домики.





32.

Оригами игрушки. Базовая форма «Дом». Пианино.

Практика


1


33.

Оригами игрушки. Базовая форма «Дом». Говорящая

Практика


1



лисичка.





34.

Оригами игрушки. Базовая форма «Дом». Кошелек.

Практика


1


35.

Оригами транспорт. Базовая форма «Воздушный

Практика


1



змей». Самолет 1.





36.

Оригами транспорт. Базовая форма «Воздушный

Практика


1



змей». Самолет 2.





37.

Оригами транспорт. Базовая форма «Воздушный

Практика


1



змей». Самолет 3.





38.

Оригами транспорт. Базовая форма «Воздушный

Практика


1



змей». Самолет 4.





39.

Оригами транспорт. Базовая форма «Воздушный

Практика


1



змей». Оригами-транспорт. Парусник.





40.

Оригами транспорт. Базовая форма «Воздушный

Практика


1



змей». Оригами-транспорт. Корабль.





41.

Сердечки оригами.

Практика


1


42.

Сердечки оригами. Открытка ко Дню всех влебленных.

Практика


1


43.

Оригами транспорт. Базовая форма «Воздушный

Практика


1



змей». Оригами-транспорт. Пароход.





44.

Оригами транспорт. Базовая форма «Воздушный

Практика


1



змей». Оригами-транспорт. Яхты.





45.

Надувные игрушки. Базовая форма «Двойной

Практика


1



треугольник». Кубик.











46.

Надувные игрушки. Базовая форма «Двойной

Практика


1



треугольник». Зайчик.











47.

Надувные игрушки. Базовая форма «Двойной

Практика


1



треугольник».Рыбка.











48.

Надувные игрушки. Базовая форма «Двойной

Практика


1



треугольник». Ракета.











49.

Подарок к 8 марта. Весенний цветок 1.

Практика


1








50.

Подарок к 8 марта. Открытка.

Практика


1


51.

Базовая форма «Двойной треугольник». Веселая

экскурсия


2



лягушка.





52.

Подведение итогов. Самостоятельная работа по






изученной теме «Базовые формы оригами».





53.

Каникулы. Квест. Весенние заклички.

Игра


2


54.







Раздел 3. Проект. Морской мир оригами





55.

Морской мир оригами. Объяснение цели проекта.

беседа

1




Подготовительныйэтаппроектирования.Сбор






информации об объекте проектирования в интернете,






литературе.





56.

Поисковый этап проектирования. Знакомство с

Практика


1



изготовлением новых фигурок – оригами «морской






мир». Динамические технологические таблицы с






последовательным изготовлением





57.

Аналитический этап проектирования. Эскизная

Практика


1


24




проработка объекта проектирования. Коллективное








обсуждение эскизов. Определение примерных









размеров (общих для всех) готовых объектов.








58.

Практический этап проектирования. Изготовление

Практика



1



объекта

проектирования

в

соответствии

с







разработанным

эскизом,

проработка

деталей,







оформление готового изделия. Морской котик,







морская черепаха, рак.










59.

Практический этап проектирования. Ракушки, скат,


Практика



1



крабы, дельфин.





















60.

Практический этап проектирования.

Оригами-



Практика



1



морской мир: кит, рыба, осьминог, акула.

















61.

Практический этап проектирования. Сбор всех



Практика



1



выполненных объектов. Изготовление общей вывески








«Морской мир оригами».


















62.

Презентационный этап проектирования. Выставка


Практика



1



«Морской мир оригами». Защита проекта.









Контрольный этап проектирования. Анализ того, что








получилось и что не получилось в процессе









проектирования. Что можно было исправить?
















63.

Базовая форма «Двойной квадрат». Изготовление


Практика



2



композиции «Цветы ветеранам». Тюльпан.









Изготовление деталей композиции.

















64.

Коллективная работа. Изготовление композиции


Практика






«Цветы ветеранам». Сборка деталей.


















65.

Участие в итоговом Фестивале интеллекта и



Конкурс



1


66.

творчества «Мы в Центре».








1


67.

Подготовка к отчетной выставке «Увлекательный мир


Практика



1


68.

оригами»










1











69.

Промежуточная аттестация. Итоговый квест.



Игра



1


70.









1




71.

Итоговое занятие. Выставка.





Выставка



1










72.

Итоговое занятие. Коллективное обсуждение итогов


Праздник.



1



учебного года. Чаепитие.































Всего часов:

4


68










ИТОГО:


72












Сроки










№ занятия





1.




Календарно-тематический план учебного курса «Умелые ручки» 2-й год обучения




Форма


Раздел, тема занятия

занятия,


подведения





итогов


Раздел 1. Мир оригами



Вводное занятие. Правила техники безопасности.

Беседа


Инструктаж о правилах поведения на занятиях и технике



безопасности. Презентация курса










Количество


часов

Теория

Практика

1





25


2.

Деловая игра «Планирование работы объединения на

Практика


1



учебный год». Знакомство с календарем конкурсных






мероприятий.





3.

Просмотр лучших работ из фонда объединения.

Практика


1


4.

Повторение пройденного материала. Базовые формы

Практика


1



оригами.





5.

Условные обозначения в оригами. Терминология.

Беседа

1



6.

Повторение пройденного материала. Базовые формы

Практика


1



оригами.





7.

Оригами одежда. Платье. Кимоно.

Практика




8.

Оригами одежда. Свитер. Рубашка.

Практика


1


9.

Оригами одежда. Пальто.

Практика




10.

Оригами одежда. Шорты. Майка.

Практика


1


11.

Оригами головные уборы. Шапка. Колпак.

Практика


1


12.

Оригами одежда головные уборы. Пилотка. Шляпа

Практика


1



пирата.





13.

Оригами мебель. Парта.

Практика


1


14.

Оригами мебель. Кровать.

Практика


1


15.

Оригами мебель. Диван.

Практика


1


16.

Оригами мебель. Рояль.

Практика


1


17.

Каникулы. Посещение выставки в ДХШ им. Репина

Выставка


2


18.







Раздел 2. Модульное оригами





19.

Знакомство с модульным оригами. Разновидности

Практика


1



модулей в оригами. Изготовление модулей.





20.

Школьный тур интеллектуальной олимпиады «Наше

Конкурс


1



наследие».





21.

Модульное оригами. Базовая форма оригами

Практика


1



«Катамаран».





22.

Модульное оригами. Базовая форма оригами

Практика


1



«Катамаран». Кусудама.





23.

Модульное оригами. Базовая форма оригами

Практика


1



«Катамаран». Кусудама 2. Изготовление деталей.





24.

Модульное оригами. Базовая форма оригами

Практика


1



«Катамаран». Кусудама 2. Сборка.





25.

Модульное оригами. Оригамический орнамент

Практика


1


26.

Модульное оригами. Новогодние игрушки.

Практика


1


27.

Модульное оригами. Новогодний шар.

Практика


1


28.

Модульное оригами. Снежинки.

Практика


1


29.

Модульное оригами. Елочка. Изготовление модулей.

Практика


1


30.

Модульное оригами. Елочка. Сборка модулей.

Практика


1


31.

Модульное оригами. Рождественские звезды

Практика


1


32.

Оформление звездами учебный класс. Подведение итогов.

Практика


1








33.

Новогодний праздник в объединении.

Праздник


2


34.







Раздел 3. Город оригами





35.

Приемы складывания бумаги. Деление квадрата на 2, 4, 8

Практика


1



частей.





36.

Деление квадрата на 3 части. Оригами здания.

Практика


1


37.

Дом с крышей. Изготовление каркаса дома.

Практика


1


38.

Изготовление крыши. Сборка деталей.

Практика


1


39.

Качели для детской площадки.

Практика


1


40.

Горка для детской площадки.

Практика


1


41.

Знакомство с базовой формой «Птица». Японские

Практика


1



журавлики.





42.

Что мы знаем о Японии? Классический японский

Практика


1


26




журавлик.





43.

Японский журавлик 2.

Практика


1








44.

Оформление учебного класса и коридора фигурками

Практика


1



японских журавликов











45.

Сердечки оригами для праздника

Практика


1


46.

Открытка к празднику «День всех влюбленных»



1


47.

Сердечко-цветок

Практика


1


48.

Сердечко надувное

Практика


1


49.

Что мы знаем о Японии? Знакомство с праздниками

Практика


1



Японии. Праздник девочек.





50.

Японская кукла

Практика


1


51.

Оригами цветы. Тюльпаны к празднику. Изготовление

Практика


1



деталей тюльпана











52.

Тюльпаны к празднику. Сборка.

Практика


1


53.

Оригами-цветы. «Весенний букет». Изготовление деталей

Практика


1








54.

Оригами цветы. «Весенний букет». Сборка композиции.

Практика


1


55.

Что мы знаем о Японии? Праздник мальчиков. Базовая

Практика


2



форма оригами «Рыба».





56.

Базовая форма оригами «Рыба». Карп.

Практика




57.

Каникулы. Что мы знаем о Японии? Интересные факты о

Игра


2


58.

жизни японцев. Игры японских школьников.






Раздел 4. Проект «Зоопарк в городе оригами»





59.

Оригами - живой мир. Объяснение цели проекта. Круглый

Беседа

1




стол «Мои любимые животные». Подготовительный этап






проектирования.Сборинформацииобобъекте






проектирования в интернете, литературе. Мозговой штурм






«Каким будет зоопарк в городе оригами»





60.

Поисковый этап проектирования. Знакомство с

Практика


1



изготовлением новых фигурок – оригами «Животные и






птицы». Динамические технологические таблицы с






последовательным изготовлением





61.

Аналитический этап проектирования. Эскизная

Практика


1



проработка объекта проектирования. Коллективное






обсуждение эскизов. Определение примерных размеров






(общих для всех) готовых объектов





62.

Практическийэтаппроектирования.Изготовление

Практика


1



объекта проектирования в соответствии с разработанным






эскизом, проработка деталей, оформление готового






изделия. Оригами-дикие животные: медведь, заяц, лисица,






мышь, жираф. Оригами-домашние животные: кошка,






собака, лошадь, свинья, кролик.





63.

Практический этап проектирования. Оригами-птицы:

Практика


1



ворона, утка, лебедь, сова.











64.

Практический этап проектирования. Оригами-птицы:

Практика


1



цапля, голубь.











65.

Практический этап проектирования. Сбор всех

Практика


1



выполненных объектов в один зоопарк. Изготовление






общей вывески «Зоопарк города оригами».











66.

Презентационный этап проектирования. Выставка

Практика


1



«Зоопарк города оригами». Защита проекта. Контрольный






этап проектирования. Анализ того, что получилось и что






не получилось в процессе проектирования. Что можно






было исправить?














27




67.

Оригами цветы. Букет для ветеранов. Изготовление

Практика



1



элементов букета













68.

Оригами цветы. Букет для ветеранов. Сборка.

Практика



1



Коллективная работа













69.

Участие в итоговом Фестивале интеллекта и творчества

конкурс



1


70.

«Мы в Центре»




1


71.

Базовая форма «Лягушка». Цветок ирис. Изготовление

Практика



1



деталей













72.

Цветок ирис. Сборка. Коллективная работа

Практика



1









73.

Обобщающее занятие. Подготовка к итоговой игре

Практика



1









74.

Итоговая аттестация. Итоговый квест

Игра



1









75.

Оформление выставки

Практика



1









76.

Итоговое занятие. Выставка оригами из лучших работ

Выставка

1





года. Подведение итогов года. Чаепитие в объединении

Рефлексия







Всего часов:

4


72




ИТОГО:


76

















































28