СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Путешествие в праздничный мир" 11-13

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа предлагает обучающимся совершить увлекательное виртуальное путешествие по странам мира в поисках новых материалов и современных видов декоративно-прикладного искусства. Знакомство с мировым декоративно-прикладным творчеством поможет воспитать в обучающемся способность образного мышления, развить наблюдательность, зрительную память, воображение. Обучающиеся в игровой форме вводятся в мир прекрасного, они видят, что можно заимствовать у природы и внести в быт, сделав интерьер квартиры, одежду, аксессуары  неповторимыми. Все темы программы приурочены к праздничным календарным датам, что позволит обучающимся изготовить в современных техниках из разных материалов  сувениры, аксессуары и подарить своим близким, друзьям, знакомым.

Срок освоения программы - 2 года.

Часовой объем программы: 144 часа. 72 часа в год.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Путешествие в праздничный мир" 11-13»





















ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА


ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРАЗДНИЧНЫЙ МИР




Возраст обучающихся: 11-13 лет

Срок освоения: 2 года

























Пояснительная записка


Дополнительная образовательная (общеразвивающая) программа «Путешествие в праздничный мир» имеет художественную направленность, уровень усвоения – базовый (общекультурный).

Программа составлена на основе дополнительной образовательной (общеразвивающей) программы «Калейдоскоп ремесел» ГБУ ДО Дома детского творчества Центрального района Санкт-Петербурга «Фонтанка - 32».

Программа предлагает обучающимся совершить увлекательное виртуальное путешествие по странам мира в поисках новых материалов и современных видов декоративно-прикладного искусства. Знакомство с мировым декоративно-прикладным творчеством поможет воспитать в обучающемся способность образного мышления, развить наблюдательность, зрительную память, воображение. Научит чувствовать, удивляться, а значит, и познавать окружающий его мир. Все эти качества пригодятся обучающемуся в любой сфере его деятельности. Шаг за шагом, от задания к заданию, у обучающегося формируется способность видеть привычные вещи с новой, неожиданной стороны.

Обучающиеся в игровой форме вводятся в мир прекрасного, они видят, что можно заимствовать у природы и внести в быт, сделав интерьер квартиры, одежду, аксессуары неповторимыми. Все темы программы приурочены к праздничным календарным датам, что позволит обучающимся изготовить в современных техниках из разных материалов сувениры, аксессуары и подарить своим близким, друзьям, знакомым.

Таким образом, обучающиеся получат оценку своего труда не только педагогом, но и окружающими людьми, получат опору во внешней среде через участие в фестивалях, конкурсах, выставках не только своего города, но и регионов России.


Актуальность

Как ни странно, рукоделие сегодня становится актуальным. На эту особенность ручного творчества и делается упор в программе «Путешествие в праздничный мир». На занятиях обучающимся предлагается сделать то, что нельзя купить, то, чего нет ни у кого. При таком подходе вещь, сделанная своими руками, получится индивидуальной, нестандартной, особенной, неповторимой. В этом изделии сохранится частичка сердца, выражение индивидуальности, творчества. Для подростка это важно в период идентификации, самоопределения.

Приобщение обучающихся через программу к ручному труду важно и с другой точки зрения. В силу прогресса, ручной труд уходит из нашей жизни. Научиться уважать людей труда, бережно относиться к рукотворным традициям мастеров можно только через свой собственный труд. Кроме того, занятия прикладным видом творчества на основе народной культуры может повлиять на самоопределение обучающегося в будущем. Это поможет перерасти в профессию, или стать увлечением, что тоже немаловажно. Ручной труд является эффективным «гимнастическим снарядом» для развития интеллекта и психик. Именно практическая деятельность позволит обучающемуся «переводить» сложные абстрактные действия из внутреннего (невидимого) плана во внешний (видимый), делая их более понятными.

Обучающиеся с интересом включатся в разные виды работы, которые не требуют дорогостоящего оборудования, сырья, но при этом разнообразны. Привлекает в программе и то, что занятия дают возможность обучающимся пройти весь трудовой процесс от начала до изготовления конечного продукта. Чередование материалов и техник способствует смене впечатлений и поддерживает постоянный интерес к работе как к увлекательной игре.


Отличительной особенностью программы является то, что она комплексная, вариативная, интегрированная. Программа предполагает создание обучающимися художественного образа в разных материалах, таких как обработка бумаги, фетра, шерсти, пряжи, бисера, фоамирана, полимерной глины, трикотажа и техниках оригами, валяния, декупажа, скрапбукинга, айрис-фолдинга, квиллинга, папье-маше; позволит обучающимся выбрать приоритетное направление ручного творчества и максимально реализовать себя в нём.

Уровень сложности программы

Изучение технологии обработки различных материалов по разным годам обучения происходит с нарастанием степени сложности выполнения художественной работы и увеличением объема теоретических знаний.


Адресат программы: данная программа предназначена для обучающихся 11-13 лет независимо от способностей и уровня первоначальной подготовки.


Планируемое количество обучающихся по годам обучения

1 год обучения - не менее 12-15 человек.

2 год обучения - не менее 12-15 человек.


Срок освоения программы - 2 года.


Режим занятий

1 год обучения - занятия проходят 1 раз в неделю по 2 часа.

2 год обучения - занятия проходят 1 раз в неделю по 2 часа.


Часовой объем программы

Объём программы: 144 часа.

1 год обучения – 72 часа в год.

2 год обучения – 72 часа в год.


Формы обучения:

При реализации программы «Путешествие в праздничный мир» используются, как традиционные методы обучения, так и инновационные технологии:

-репродуктивный метод (педагог сам объясняет материал);

-объяснительно-иллюстративный метод (иллюстрации, демонстрации, мастер-классы, презентации);

-проблемный (педагог помогает в решении проблемы);

-поисковый (обучающиеся сами решают проблему, а педагог делает вывод);

-метод взаимообучения;

-метод игрового содержания.

В процессе занятий используются различные формы работы:

- виртуальные экскурсии по странам и музеям мира;

- беседы;

- презентации;

- мастер-классы;

- практические занятия;

- игры-путешествия;

- викторины;

- решение проектных задач.

В ходе виртуальной экскурсии по странам мира и коллективной беседы обучающиеся узнают историю появления той или иной техники обработки материалов, научатся высказывать свое мнение. Через практические занятия, презентации и мастер-классы обучающиеся приобретут навыки работы с тем или иным материалом, изучат на практике его свойства. Игры-путешествия и викторины помогут запомнить исторические сведения, известных людей мира. Через решение проектных задач обучающиеся получат возможность показать свои практические навыки, приобретенные в течение года.

Формы организации образовательного процесса

Работа на занятиях в объединении организуется индивидуально, по группам, коллективно.


Цель программы: Создание условий для формирования у обучающихся познавательного интереса к народной культуре через ознакомление с современными видами декоративно-прикладного искусства и организацию художественно-продуктивной деятельности.

Задачи программы

Предметные:

- Расширить знания и умения по декоративно-прикладному искусству, полученные на уроках изобразительного искусства, технологии, способствовать их систематизации;

- Обучить приемам и техникам работы с бумагой, фетром, шерстью, бисером, полимерной глиной, фоамираном, трикотажем, пряжей, создавать и преобразовывать предметы, материалы для создания значимых вещей.

Метапредметные:

- развить личностные качества, такие как образное мышление, наблюдательность, аккуратность, воображение, нравственные и эстетическое восприятие окружающего мира, эмоционально-ценностное позитивное отношение к себе и окружающему миру;

- обучить умению планировать свою работу;

- сформировать способность обучающихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач.

Личностные:

- сформировать у обучающихся ценностные ориентиры в области декоративно-прикладного искусства, потребность обращения к «народным корням»;

- развить мотивацию к творческому художественному поиску, потребности в саморазвитии.


Планируемые результаты

Предметные:

- различает изученные техники современного декоративно – прикладного искусства;

- знает художественно – выразительные средства материалов, приемы работы с бумагой, фетром, шерстью, бисером, полимерной глиной, фоамираном, трикотажем, пряжей;

- умеет создавать и преобразовывать предметы, материалы для создания значимых вещей;

- использует приобретенные практические навыки и умения в собственном художественном творчестве;

- знает основные правила композиции, цветоведения.

Метапредметные:

- умеет самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия;

- умеет пользоваться средствами выразительности языка декоративно–прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно–творческой деятельности;

- сотрудничает и оказывает помощь в общении со сверстниками и взрослыми, принимая различные мнения и учитывая свое.

Личностные:

- сформирован устойчивый познавательный интерес к народной культуре;

- развита мотивация к реализации творческого потенциала в собственной художественно-творческой деятельности;

- воспитано эмоционально-ценностное отношение к искусству и жизни.


Формы контроля (аттестации).

В ходе реализации программы «Путешествие в праздничный мир» предполагаются следующие этапы контроля:

1 год обучения: Входной контроль. Способы выявления результатов: для выявления первичных знаний и умений: упражнение «Сделай сам» (Приложение1); для определения состояния знаний, умений и навыков, обнаружения пробелов в полученных знаниях: тест (Приложение 4)

Промежуточный контроль. Способы выявления результатов: для определения промежуточных знаний 1 год обучения - игра «Цветик - семицветик» (Приложение 2), игра «Лавка чудес» (Приложение 3), 2 год обучения - викторина (Приложение 5). Для определения практических навыков: изготовление подсвечника из предложенных материалов, решение проектных задач, изготовление сувенира в выбранной технике.

2 год обучения: Итоговый контроль. Способы выявления результатов: выявление теоретических знаний - Игра «Кругосветное путешествие» (Приложение 6), и практических навыков: анализ результативности освоения практических навыков через участие в творческих конкурсах, выставках (Приложение 7);

По результатам контроля заполняется диагностическая карта, в которой выделяется три уровня усвоения ЗУН: высокий, средний, низкий.










































Учебно-тематический план

1 год обучения


п/п

Название разделов, тем

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие. Секреты шкатулки

2

1

1

2.

Бумагопластика

20

5

15

2.1.

Дело в шляпе

4

1

3

2.2.

Дерево счастья

4

1

3

2.3.

Радужные чудеса

4

1

3

2.4.

Путевые заметки скрапбукера

4

1

3

2.5.

В страну Оригами

4

1

3

3

Изделия из фетра

6

2

4

3.1.

По следам кочевников

2

1

1

3.2.

Тепло ли тебе, кружечка?

4

1

3

4.

Работа с различными материалами

32

7

25

4.1.

Новогодние чудеса

4

1

3

4.2.

Чудо-петелька

4

1

3

4.3

Подарок для книги

2

1

1

4.4

Тайна Фифи Мозаик

4

1

3

4.5

Романтика Прованса

6

1

5

4.6

Где живет папье-маше?

6

1

5

4.7.

Богемский секрет

6

1

5

5.

Обработка шерсти

8

2

6

5.1

Золотое руно

4

1

3

5.2

Мокрое дело

4

1

3

6.

Итоговое занятие.

4

2

2

6.1

1 полугодие Игра «Цветик-семицветик». Подсвечник.

2

1

1

6.2

2 полугодие (промежуточная аттестация) Игра «Лавка чудес»

2

1

1


Итого часов:

72

19

53



















Содержание программы 1 год обучения


1. Вводное занятие. Секреты шкатулки

Теория. Цель и задачи программы. Знакомство с учебным планом первого года обучения. Основные формы работы. Техника безопасности в объединении. Организация рабочего места. Знакомство с художественными материалами и оборудованием.

Практика. Игры на знакомство. Анкетирование. Входной контроль. Упражнение «Сделай сам» (Приложение 1)


Раздел 2. Бумагопластика

2.1. Дело в шляпе

Теория. 10 сентября - День разноцветных букетов. Отправляемся в Великобританию для знакомства с историей появления гофрированной бумаги. Виды бумаги. Свойства гофрированной бумаги. Материалы, инструменты. Техника безопасности.

Практика. Работа «Букет для мамы из гофрированной бумаги». Гофрированная бумага, шпажка, клей, нитки. Базовые приемы. Формирование навыков работы с гофрированной бумагой.


2.2 Дерево счастья

Теория. 5 октября - день учителя. Путешествуем по Италии в поисках Дерева счастья. История возникновения топиария. Принцип изготовления. Материалы, инструменты. Техника безопасности.

Практика. Работа «Топиарий». Бумага разного качества, ветка, гипс, емкость, лента, бусины, клей. Формирование цветов и листьев из бумаги. Приемы сложения бумаги. Способы крепления топиария на основе. Поиск композиции.


2.3 Радужные чудеса

Теория. 30 сентября - День веры, надежды, любви. В объективе фотоаппарата – Нидерланды. История возникновения технологии айрис- фолдинг. Принцип изготовления. Материалы, инструменты. Техника безопасности.

Практика. Работа «Открытка к Дню учителя». Цветная бумага, картон, ножницы. Формирование навыков работы с цветной бумагой. Технология изготовления шаблона. Поиск композиции.


2.4. Путевые заметки скрапбукера

Теория. 5 ноября - День рассматривания старых фотографий. США – место развития скрапбукинга. Знакомство с техникой скрапбукинга. Принцип изготовления. Материалы, инструменты. Техника безопасности.

Практика. Работа «Фотоальбом». Бумага для скрапбукинга, фотографии, клей, двусторонний скотч, джинсовая ткань. Секреты композиции и цветового решения. Формирование навыков работы с фигурными ножницами, дыроколом. Джинсовая ткань, бумага для скрапбукинга, фотографии.


2.5. В страну Оригами.

Теория. 18 ноября - День рождения Деда Мороза. Лекарственный шар «кусудама» на карте Японии. Знакомство с историей оригами и его разновидностями. Схема. Условные обозначения. Принцип изготовления. Материалы, инструменты. Техника безопасности.

Практика. Работа «Шар-подвеска». Цветная бумага для принтера, ножницы, клей. Сложение базовых формы. Чтение схем.






Раздел 3. Изделия из фетра


3.1. По следам кочевников

Теория. 29 ноября - День матери. Путешествуем по России в поисках следов войлока. Знакомство с материалом «фетр». Виды фетра. Этикет.

Практика. Работа «Подставка под горячее. Фрукты». Фетр, ножницы, клей, картон. Разработка идеи. Секреты композиции и цветового решения. Технология выполнения плоскостной аппликации из фетра. Изготовление плоскостной аппликации из фетра: выбор сюжета, подготовка фона, вырезание деталей по шаблонам, наклеивание деталей. Оформление работы.


3.2.Тепло ли тебе, кружечка?

Теория. 15 декабря – Международный день чая. Распространение фетра от России до Кореи и Вьетнама. Выбор фетра в зависимости от идеи. Инструменты и техника безопасности.

Практика. Работа «Чехол на кружку для чая». Фетр, ножницы, картон, мулине, игла. Работа с шаблоном и фигурными ножницами. Виды ручного стежка. Шов «ручная строчка». Клеевое соединение деталей. Поиск цветового решения.


Раздел 4. Работа с различными материалами

4.1. Новогодние чудеса

Теория. 31 декабря - Новый год. По городам и весям в поисках Деда Мороза. История праздника Новый год. Традиции украшения. Инструменты и техника безопасности. Область применения вторичных материалов.

Практика. Работа «Елочный шар». Пенопластовый шар, английская булавка, пуговицы. Секреты композиции и цветового решения. Технология и приемы работы.


4.2. Чудо-петелька

Теория. 13 января – Старый Новый год. Окунемся в историю странного праздника. Путешествуем по странам Европы с волшебным клубком. История возникновения пряжи. Инструменты и техника безопасности. Область применения вторичных материалов.

Практика. Работа «Фрукты и животные из помпонов». Пряжа разных цветов, картон, ножницы. Технология изготовления помпонов и способы намотки пряжи. Поиск композиции и цветового решения.



4.3. Подарок для книги

Теория. 17 января - День творчества и вдохновения. Ищем вдохновение в музеях мира. Назначение закладки. Сочетание разных материалов. Инструменты и техника безопасности.

Практика. Работа «Закладка для книги». Фетр, ленты, бусины, клей, мулине, игла. Технологическая карта. Вырезание из фетра. Виды ручного стежка. Шов «через край». Способы соединения бусин, лент.


4.4. Тайна Фифи Мозаик

Теория. 23 февраля - День защитника Отчества. Едем из Германии в Бельгию в поисках полимерной глины. История возникновения. Классификация глины. Основные свойства материала. Инструменты и техника безопасности. Область применения.

Практика. Работа « Чайная ложка». Полимерная глина, стеки, влажные салфетки, клей, ложка. Приемы работы. Методика смешивания цветов.






4.5. Романтика Прованса

Теория. 8 марта – Международный женский день. Ищем следы техники декупаж в Китае, Англии и Франции. История возникновения техники. Инструменты и техника безопасности.

Практика. Работа «баночка для сыпучих продуктов». Салфетки, акриловая краска, шнур. Основные стили декупажа, принцип изготовления. Поиск композиции.



4.6. Где живет папье-маше?

Теория. 9 марта – День рождения куклы Барби. Наследство Петра1 в селе Федоскино. Знакомство с технологией папье-маше. Материалы, инструменты. Техника безопасности.

Практика. Работа «Совушки». Картонная втулка, салфетки, клей. Формирование навыков работы с бумажной массой и клейстером. Поиск цветового решения.




4.7. Богемский секрет

Теория. 20 марта - Международный день счастья. Едем в Чехию за бисером. История возникновения производства бисера. Виды Бисера. Инструменты и техника безопасности. Область применения.

Практика. Работа: панно «Муха-Цокотуха». Работа в группе. Бисер, проволока, круглогубцы, ножницы. Основные техники плетения. Чтение схем и условные обозначения.



Раздел 5.Обработка шерсти

5.1. Золотое руно

Теория. 9 мая - День Победы. Отправляемся за мериносовой шерсть в Испанию. Основные свойства материала. Сравнение картин из шерсти с живописными произведениями. Инструменты и техника безопасности. Область применения.

Практика. Работа «Цветущий май». Рамка со стеклом, шерсть для валяния, ножницы, х/б ткань, клей. Технология вытягивания и раскладывания шерсти. Поиск композиции и цветового решения.

5.2. Мокрое дело

Теория. 15 мая - Международный день семьи. Шерстяное наследство Англии. История возникновения технологии «мокрого валяния». Классификация шерсти. Основные свойства материала. Инструменты и техника безопасности. Область применения.

Практика. Работа «Бусы». Шерсть для валяния, игла, мыло, вода. Техника «мокрого валяния». Поиск цветового решения.


6. Итоговое занятие

1 полугодие

Теория: Игра «Цветик-семицветик». (Приложение 2)

Практика: Работа «Подсвечник из шишек». Диск CD, шишки, клей, свеча, бусы, мелкие шарики. Поиск композиции. Способы крепления.

2 полугодие

Теория. Игра «Лавка чудес» (Приложение 3)

Практика. Решение проектных задач. Изготовление сувенира в выбранной технике.



Учебно-тематический план

2 год обучения


п/п

Название разделов, тем

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие. Чудеса продолжаются

2

1

1

2

Бумагопластика

37

7

30

2.1.

Ажурные истории

4

1

3

2.2.

Сладкая жизнь

6

1

5

2.3.

Кто сказал «кири»?

4

1

3

2.4.

Сласти и страсти

2

1

1

2.5.

Тайна по имени Кракелюр

5

1

4

2.6.

Секреты деда Василия.

8

1

7

2.7.

Искусство птичьего пера

8

1

7

3.

Работа с различными материалами

16

3

13

3.5

Бывает ли красота холодной?

6

1

5

3.6

Трикотажная сказка

4

1

3

3.7

Загадка MemoryFoam

6

1

5

4

Обработка шерсти

13

2

11

4.1

Сухое валяние

7

1

6

4.2

Шерстяная живопись. Животные и цветы

6

1

5

5

Итоговое занятие.

4

2

2

5.1

1 полугодие Викторина. Решение проектных задач, изготовление сувенира в выбранной технике.


2

1

1

5.2

2 полугодие (промежуточная аттестация) Игра «Кругосветное путешествие». Выставка работ

2

1

1


Итого часов:

72

15

57































Содержание программы 2 год обучения


1. Вводное занятие. Чудеса продолжаются

Теория. Знакомство с учебным планом второго года обучения. Основные формы работы. Техника безопасности в объединении. Организация рабочего места. Знакомство с художественными материалами и оборудованием.

Практика. Входной контроль. Тест (Приложение 4)


Раздел 2. Бумагопластика

2.1. Ажурные истории

Теория. 7 сентября – День рассказывания историй о летних путешествиях. Заглянем в украинскую хату. История возникновения вытынанки. Знакомство с технологией изготовления. Материалы, инструменты. Техника безопасности.

Практика. Работа «Книга о летних путешествиях». Групповая работа. Офисная бумага, картон, клей, макетный нож. Разработка шаблона. Приемы вырезания.

2.2. Сладкая жизнь

Теория. 27 сентября – Всемирный день туризма. Шоколадное путешествие в Южную Америку. Необычное применение гофрированной бумаги. Материалы, инструменты. Техника безопасности.

Практика. Работа «Чудо-цветок». Гофрированная бумага, конфеты, разные материалы, клеевой пистолет, нитки. Способы крепления конфет. Формирование декоративных элементов из вспомогательного материала: фольги, оберточной бумаги, фатина, бусин.


2.3. Кто сказал «кири»?

Теория. 26 октября – Праздник приятных неожиданностей. Возвращаемся в Японию в поисках Масахиро Чатани. История возникновения киригами. Отличие от других техник оригами. Условные обозначения на схеме. Материалы, инструменты. Техника безопасности.

Практика. Работа «Открытка». Картон и бумага, макетный нож, клей. Техника поэтапного изготовления открытки. Декорирование открытки.


2.4. Сласти и страсти

Теория. 31 октября - Хэллоуин. В Шотландию за подарочной коробкой. История появления подарочной коробки. Материалы, инструменты. Техника безопасности.

Практика. Работа «Упаковка для сладостей для праздника Хэллоуин». Различные материалы, клей, нитки. Способы соединения деталей. Поиск композиции и цветового решения.


2.5. Тайна по имени Кракелюр

Теория. 13 ноября – Всемирный день доброты. Ищем стиль шебби-шик в английских домиках. Техники декупажа. Материалы, инструменты. Техника безопасности.

Практика. Работа «Ваза». Емкость, скорлупа, клей ПВА, Салфетка, кисти, акриловая краска. Технология создания кракелюра. Декупаж на яичной скорлупе.


2.6. Секреты деда Василия.

Теория. 15 ноября – Всемирный день вторичной переработки. Отправляемся в глубинку России. История плетения из соломки и бумажной соломки. Материалы, инструменты. Техника безопасности. Практика. Работа «Игрушки-подвески». Газетная бумага, клей. Технология скручивания трубочек. Способы плетения.


2.7. Искусство птичьего пера

Теория. 11 января – Международный день «спасибо». Летим в Корею по пути птичьего пера. Истрия появления квиллинга. Материалы, инструменты. Техника безопасности.

Практика. Работа «Открытка». Офисная бумага разных цветов, макетный нож, клей ПВА, картон, зубочистка, линейка с формами. Техника выполнения базовых модулей. Определение формы, размера деталей, длины лент. Последовательность работы.


3.Работа с различными материалами

3.1. Бывает ли красота холодной?

Теория. 20 февраля - День леденцовых петушков. Летим в Аргентину за «холодным фарфором». История и технологии изготовления фарфора. Свойства материала. Материалы и инструменты. Техника безопасности. Область применения.

Практика. Работа «Магнит. Животные». Холодный фарфор, стеки, палочки. Приемы лепки. Поиск композиции и цвета.


3.2. Трикотажная сказка

Теория. 25 февраля – Масленица. Трикотаж с острова Джерси. История появления материала. Свойства материала, инструменты. Техника безопасности.

Практика. Работа «Браслеты из трикотажа». Трикотаж (разноцветные футболки), ножницы, бусины, нитки, игла. Приемы работы. Поиск цветового решения.


3.3. Загадка MemoryFoam

Теория. 15 марта – День добрых дел. На космическом корабле в Иран. История создания материала фоамиран. Свойства материала, инструменты. Техника безопасности.

Практика. Работа «Органайзер». Фоамиран, стаканчик для карандашей, клеевой пистолет. Приемы обработки материала. Этапы работы.


4. Обработка шерсти

4.1.Простой как валенок

Теория. 1 апреля – Международный день птиц. За валенком в село Кукмор. Виды шерсти, инструменты для валяния. Техника безопасности.

Практика. Работа «Брелок. Птичка». Шерсть для валяния, иглы для фильцевания, губка. Приемы «сухого валяния». Поиск формы и цвета.


4.2. Шерстяная живопись. Животные и цветы

Теория. 19 апреля – День подснежника. Интересные факты о шерсти. Материалы, инструменты. Техника безопасности.

Практика. Работа «Животные и цветы» с использованием фотографии или репродукции картины. Рамка со стеклом, шерсть для валяния, ножницы, х/б ткань, клей. Технология вытягивания, щипания, нарезания шерсти. Использование вискозы. Поиск композиции и цветового решения.


5.Итоговое занятие.

1 полугодие

Теория: Промежуточный контроль. Викторина. (Приложение 5)

Практика. Решение проектных задач. Изготовление сувенира в выбранной технике.


2 полугодие

Теория: 27 мая – День смелых решений. Игра «Кругосветное путешествие». (Приложение 6)

Практика: Выставка сувениров и изделий, выполненных в современных техниках ДПИ.









Условия реализации Программы


Для реализации данной образовательной программы необходим специально оборудованный кабинет, который соответствует всем санитарно-гигиеническим нормам и оснащен необходимым оборудованием.

Особенно важно наличие в кабинете хорошего освещения. Оно должно быть как дневное, так и искусственное (электрическое). Для дополнительного освещения кабинета используются лампы дневного света.

Обязательным оборудованием кабинета являются: учебная доска для объяснения учебного материала, экран, проектор, методические пособия, рабочие столы, стулья,. В специальном месте (шкафы, стеллажи) хранятся общие и индивидуальные материалы, инструменты. Также в кабинете есть свободный доступ к воде для мытья рук и рабочих инструментов.

Инструменты и материалы

Для работы с бумагой:

  • Инструменты: ножницы, макетный нож, дырокол, фигурные ножницы;

  • Белый клей ПВА и клей-карандаш, клеевой пистолет;

  • Двусторонний скотч;

  • Атласные ленты;

  • Бумага: цветная и белая различной толщины, газетная, гофрированная бумага, салфетки, бумага для скрапбукинга.

Для плетения из бисера:

  • Бисер разного размера и формы.

  • Проволока для плетения.

  • Фурнитура для украшений.

  • Инструменты: кусачки, ножницы.

Для работы с фетром:

  • Фетр разных цветов и толщины

  • Нитки ирис или мулине

  • Инструменты: ножницы, иглы.

Для работы с различными материалами:

  • Пуговицы разного размера и формы:

  • Английские булавки;

  • Пенопластовый шар;

  • Салфетки для декупажа;

  • Скорлупа;

  • Лак акриловый;

  • Пряжа различных цветов;

  • Полимерная самозатвердевающая глина;

  • Клей ПВА,

  • Инструменты: стеки, ножницы, клеевой пистолет, кисти; стеки.

  • Разнообразный бросовый материл.

Для работы с шерстью:

  • Шерсть для валяния разных цветов;

  • Иглы для фелтинга;

  • Рамка;

  • Ванночка для воды;

  • Х/б ткань;

  • Губка.


Перечисленные условия реализации данной образовательной программы позволяют создать комфортную, полноценную, творческую обстановку для работы и достижению поставленных целей

Методическое обеспечение программы 1-го года обучения


Наименование разделов и тем

Методические виды продукции

Рекомендации по проведению работ

Дидактический и лекционный материал

1.

Вводное занятие. Секреты шкатулки

Инструктаж по ТБ.


План занятий.


Карта Мира


Методическая разработка упражнения «Сделай сам»


Познакомить обучающихся с помещением, эвакуационными выходами, организацией рабочего места.


Знакомимся с содержимым волшебной шкатулки, целями и задачами программы

Инструкция по ТБ.


Беседа, игры на знакомство,


Начинающему вожатому. Организационный период http://mif.vspu.ru/books/pedagog2/p2.htm

2

Бумагопластика

Подборка авторских работ по темам: цветы из гофры, топиарий, айрис-фолдинг, скрапбукинг, кусудама.

Схемы кусудама и айрис-фолдинга.


Базовые приемы при работе с гофрированной бумагой.


Цветовая схема.

Правила работы с гофрированной бумагой, цветной бумагой, офисной бумагой, бумагой для скрапбукинга.


Рекомендации по практической работе и этапам работы по темам: цветы из гофры, топиарий, айрис-фолдинг, скрапбукинг, кусудама.

.

1. Владимирова С. Оригами-кусудамы.

2. Мартова Н. Ветер, ножницы, бумага или V.S.скрапбукеры

3. Каминская Е.А. Скрапбукинг. Искусство оформления фотографий и фотоальбомов

4. Энциклопедия для детей. Том 7. Искусство. Ч1. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство с древнейших времен до эпохи Возрождения.

5. Энциклопедия для детей. Том 7. Искусство. Ч2. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство XVII-XX веков.

6. Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги.

3

Изделия из фетра

Наглядный материал – игрушки из фетра


Шаблоны.

Цветовая схема.

Рекомендации по последовательности работы с фетром, законами композиции, цветоведения

1. Ивановская Т.В. Игрушки и аксессуары из фетр

2. Алексахин Н.Н. Волшебная глина. Методика преподавания лепки в детском кружке.

3. Бардина Р.А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры.

4. Загадки. Скороговорки: Любимые стихи/сост. В.И. Лунин

5. Энциклопедия для детей. Том 7. Искусство. Ч2. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство XVII-XX веков.

4

Работа с различными материалами

Путеводитель. Русские ювелирные украшения XVIII-началаXX века.


Комплект открыток «Эрмитаж и интерьеры»


Работы в технике декупаж, папье-маше, бисера.


Схемы для плетения из бисера.


Технологическая карта для изготовления подсвечника, изделий из помпонов.

Методическая разработка игры «Цветик – семицветик»


Рекомендации по последовательности этапов работы в технике коллаж.


Рекомендации по работе с разными графическими материалами.


1. Данкевич Е. 1000 новых идей с бусинами и бисером

2. Спицына А. Цветы и деревья из яичной скорлупы и бисера

3. Дубровская Н. Декупаж – оригинальные подарки своими руками

4. Ращупкина С. Декупаж. Лучшая книга о декорировании

5. Левина М.С. 365 кукол со всего света.

6. Лепка из глины для детей.

7. Терещенко А.В. История культуры русского народа.

8. Фингарет С.И. Искусство Древнего Египта в собрании Эрмитажа.



Обработка шерсти

Работы в технике мокрого валяния, картины-пейзажи из шерсти, репродукции картин художников.


Рекомендации по последовательности этапам работы в технике мокрого валяния и картин из шерсти

1. Преображенская В. Фелтинг. Удивительные поделки из валяной шерсти

2. Терещенко А.В. История культуры русского народа.


Итоговое занятие

Методическая разработка игры «Лавка чудес»

Проведение итоговой аттестации согласно Положению об аттестации.

  1. Загадки. Скороговорки: Любимые стихи/сост. В.И. Лунин.

  2. Игра «Лавка чудес»


Методическое обеспечение программы 2-го года обучения


Наименование разделов и тем

Методические виды продукции

Рекомендации по проведению работ

Дидактический и лекционный материал

1.

Вводное занятие. Чудеса продолжаются

Инструктаж по ТБ.


Ознакомление с планом работы на год.


Карта мира со странами, где уже путешествовали в рамках изучения программы 1 года обучения


Методическая разработка «Тест»

Познакомить обучающихся с помещением, эвакуационными выходами.


Аналитическая и сравнительная работа с содержимым шкатулки

Инструкция по ТБ.


Беседа


Входной контроль

2

Бумагопластика

Работы в технике вытынанка, декупаж – кракелюр, квиллинга, плетение из соломки и бумажной соломки. Виды подарочной упаковки.

Книжные иллюстрации в технике киригами.

Методическая разработка «Викторина»

Правила работы над композицией. Рекомендации по практической работе с бумагой.

Рекомендации по последовательности этапам работы в технике вытынанка, киригами, декупаж – кракелюр, квиллинг, плетение бумажной соломки.

1.Ильина Н.К. Оригами. Необычные модели для развития фантазии.

2.Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка. Популярное пособи для родителей и педагогов.

3. Изобразительное искусство: предметная неделя в школе/ сост. О.В. Свиридова.

4. Нагибина М.И. Из простой бумаги мастерим как маги. Популярное пособие для родителей и педагогов.

5. Копцев В.П. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное: основы объемного конструирования/

6. Нагибина М.И.Плетение для детворы из ниток, прутьев и коры. Популярное пособие для детей, родителей, педагогов.

7. Терещенко А.В. История культуры русского народа. –8. Энциклопедия для детей. Том 7. Искусство. Ч1. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство с древнейших времен до эпохи Возрождения.

  1. 9. Дадашова З.Р. Волшебная бумага: самоучитель по технике вырезания для школьников / З.Р. Дадашова. – Изд. 2-е, стер.

  2. 10. Джоунс Фиона. Фантазии из бумаги: Техника. Приёмы. Изделия: Энциклопедия/Пер. с англ.

3

Работа с различными материала

Наглядный материал: украшения из фарфора, фоамирана, трикотажа.


Рекомендации по последовательности этапам работы над созданием изделий из холодного фарфора, фоамирана, трикотажа.



1. Солга К. Лети с приветом/ серия: «Попробуй -получиться!».

2. Солга К. Подарки / серия: «Попробуй -получиться!».

3. Сергеев В. И.

Плетение из соломки — от деда Василия


4

Обработка шерсти

Наглядные работы в технике сухого валяния, картины из шерсти, репродукции картин с изображением цветов, фотографии с изображением животных.

Рекомендации по последовательности этапов работы по сухому валянию. Рекомендации по работе над картиной из шерсти

1. Преображенская В. Фелтинг. Удивительные поделки из валяной шерсти

2. Терещенко А.В. История культуры русского народа.


Итоговое занятие

Методическая разработка игры «Кругосветное путешествие»

Проведение итоговой аттестации согласно Положению об аттестации.

1. Загадки. Скороговорки: Любимые стихи/сост. В.И. Лунин

2. Игра «Кругосветное путешествие»














Календарный учебный график

дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы

Путешествие в праздничный мир


Сроки реализации программы

Учебные периоды

Всего учебных недель

1-е полугодие

(16 недель)

2-е полугодие

(20 недель)

год обучения

начало учебного года -

сентябрь

сентябрь-декабрь

январь-май


1 год

1-й учебный день






36




2 год

1-й учебный день






36






Условные обозначения:



- учебные занятия по расписанию


- текущий контроль (по темам и (или) по разделам, этапам, модулям и др.)


- промежуточный контроль (в конце полугодия)


- итоговый контроль (в конце учебного года и в конце освоения программы)




Список литературы для педагога

  1. Алексахин Н.Н. Волшебная глина. Методика преподавания лепки в детском кружке. М.: «Агар», 1998.

  2. Бардина Р.А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры. М.: Высшая школа, 1990.

  3. Джоунс Фиона. Фантазии из бумаги: Техника. Приёмы. Изделия: Энциклопедия/Пер. с англ. – М.:АСТ-ПРЕСС КНИГА. – 160 с.: ил. – (Золотая библиотека увлечений).

  4. Изобразительное искусство: предметная неделя в школе/ сост. О.В. Свиридова. – Волгоград: учитель, 2007.

  5. Терещенко А.В. История культуры русского народа. – М.: Эксмо, 2006.

  6. Фингарет С.И. Искусство Древнего Египта в собрании Эрмитажа.- Изд.: «Аврора», 1970.

  7. Энциклопедия для детей. Том 7. Искусство. Ч1. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство с древнейших времен до эпохи Возрождения. – М.: Аванта, 1997.

  8. Энциклопедия для детей. Том 7. Искусство. Ч2. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство XVII-XX веков. – М.: Аванта, 1997.



Список литературы для обучающихся и родителей

  1. Горичева В.С. сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль «Академия развития, 1998.

  2. Дадашова З.Р. Волшебная бумага: самоучитель по технике вырезания для школьников / З.Р. Дадашова. – Изд. 2-е, стер. – Ростов н/Д: Феникс, 2012. – 90, (3)с.: ил. – (Город мастеров);

  3. Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. Изд. Ярославль «Академия развития», 1999.

  4. Загадки. Скороговорки: Любимые стихи/сост. В.И. Лунин.- М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.

  5. Копцев В.П. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное: основы объемного конструирования/ Ярославль: Академия развития, 2001.

  6. Левина М.С. 365 кукол со всего света. – М.: Рольф, 2000.

  7. Нагибина М.И. Из простой бумаги мастерим как маги. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль «Академия развития», 2000.

  8. Нагибина М.И.Плетение для детворы из ниток, прутьев и коры. Популярное пособие для детей, родителей, педагогов.- Ярославль «Академия развития», 1997.

  9. Солга К. Лети с приветом/ серия: «Попробуй -получиться!». – ИнтерДайджест, 1997

  10. Солга К. Подарки / серия: «Попробуй -получиться!». – ИнтерДайджест, 1997

  11. Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка. Популярное пособи для родителей и педагогов. Изд. Академия развития, 1997.




Интернет-ресурсы и электронные книги


  1. Витторф Б.Ф. Дополнительная образовательная (общеразвивающая) программа «Калейдоскоп ремесел» ГБУ ДО Дома детского творчества Центрального района Санкт-Петербурга «Фонтанка - 32», 2012.

  2. Владимирова С. Оригами-кусудамы. – Изд. РИПОЛ Классик, 2012.

  3. Возрастные особенности подросткового возраста (11-15 лет) http://www.s_202.edu54.ru/azbuka/f/vop1115_fj.pdf

  4. Данкевич Е. 1000 новых идей с бусинами и бисером– Изд. РИПОЛ Классик, 2012.

  5. Дубровская Н. Декупаж – оригинальные подарки своими руками– Изд. РИПОЛ Классик, 2011.

  6. Ивановская Т.В. Игрушки и аксессуары из фетра– Изд. РИПОЛ Классик, 2012.

  7. Ильина Н.К. Оригами. Необычные модели для развития фантазии. – Изд. РИПОЛ Классик, 2012.

  8. Каминская Е.А. Скрапбукинг. Искусство оформления фотографий и фотоальбомов– Изд. РИПОЛ Классик, 2012.

  9. Лепка из глины для детей. – Изд. «РИПОЛ Классик», 2010

  10. Мартова Н. Ветер, ножницы, бумага или V.S.скрапбукеры– Изд. РИПОЛ Классик, 2011.

  11. Начинающему вожатому. Организационный период http://mif.vspu.ru/books/pedagog2/p2.htm

  12. Папье-маше: техника, про которую все слышали, но мало кто знает. Ч.1,2 https://www.livemaster.ru/topic/2241505-pape-mashe-tehnika-pro-kotoruyu-vse-slyshali-no-malo-kto-znaet-chast-1

  13. Преображенская В. Фелтинг. Удивительные поделки из валяной шерсти– Изд. РИПОЛ Классик, 2012.

  14. Ращупкина С. Декупаж. Лучшая книга о декорировании– Изд. РИПОЛ Классик, 2011.

  15. Сергеев В. И. Плетение из соломки — от деда Василия. https://www.e-reading.club/bookreader.php/140113/Sergeev_-_Pletenie_iz_solomki_-_ot_deda_Vasiliya.html

  16. Спицына А. Цветы и деревья из яичной скорлупы и бисера– Изд. РИПОЛ Классик, 2013.

Приложение 1

1 год обучения. Входной контроль.

Упражнение «Сделай сам»

Цель упражнения: выявить первичные знания о материалах и их свойствах и навыки работы с ними.

Задание:

Обучающимся предлагается из имеющихся материалов создать сувенир или игрушку.

Предлагаемые материалы: цветная бумага, картон, бусины, кусочки ткани, крышечки, емкости, ленты, шнур, клей.

Рассказать о процессе изготовления и используемых материалах.


Диагностическая карта



№ п/п

Фамилия, имя обучающегося

Уровень усвоения программного материала



Теория (кол-во баллов)

Практика (кол-во баллов)

Средний балл



низкий

средний

высокий

низкий

средний

высокий

 



0-4

5-8

9-12

0-4

5-8

9-12

 



1

 

 

 

 

 

 

 




2

 

 

 

 

 

 

 




3

 

 

 

 

 

 

 




4…

 

 

 

 

 

 

 




 

Итого обучающихся:

 

 

 

 

 

 

 














Напротив ФИО обучающегося проставить кол-во баллов в соотв. с уровнем.




Критерии оценивания























№ п/п

Критерии оценивания

теория

практика



1

низкий

При объяснении избегает применять специальные термины, знает некоторые инструменты


Может выбрать материал для работы при помощи педагога, но не владеет приёмами обработки материала. 



2

средний

При объяснении сочетает специальную терминологию с бытовой, знает названия используемых инструментов.

 

Выбирает материал для работы, но не свободно владеет тем или иным приёмом, при решении задач прибегает к помощи педагога



3

высокий

При объяснении владеет осмысленно и правильно специальной терминологией, знает названия используемых инструментов, предлагает для работы возможность использовать другие инструменты


 

Самостоятельно выбирает материал для работы, владеет приёмами работы с материалом, самостоятельно решает поставленные перед ним задачи












Приложение 2

1 год обучения. Промежуточный контроль.

Игра «Цветик - семицветик»


Цель игры: определить промежуточные знания и практические навыки по изученным темам

Ход игры

Вырос волшебный цветок на поляне
Утром весенним раскрыл лепестки
Всем красоту и питанье
Дружно дают под землей корешки. (фото цветка с разноцветными лепестками)


- Ребята, вы узнали, что это за цветок? (Да, это цветик-семицветик)

- А почему он так называется?

-В жизни бывают такие цветы? Значит этот цветок, волшебный. В каждом его лепестке спрятана игра. А вы хотите поиграть с ним?

Обучающиеся называют волшебные слова «Лепесток лети-лети и игру нам принеси», на экране появляется игра «Четвертый лишний»

1. Задание: Из четырех предметов нужно назвать «лишний» и объяснить, почему он не подходит к остальным. (фетровая заколка, шар-кусудама, открытка в технике айрис-фолдинг, альбом в технике скрапбукинг)

Обучающиеся называют волшебные слова «Лепесток лети-лети и игру нам принеси», на экране появляется игра «Разложи по порядку».

2. Задание: Разложи по порядку карточки, на которых изображены этапы работы в одной из техник ДПИ. Назови предложенную технику. (н-р, айрис-фолдинг)

Обучающиеся называют волшебные слова «Лепесток лети-лети и игру нам принеси», на экране появляется игра «Разложи по порядку».

3. Задание: Расположи названия изученных техник на карте мира (гофрированная бумага –Великобритания, топиарий –Италия, кусудама –Япония, айрис-фолдинг –Нидерланды, скрапбукинг –США, фетр – Россия, Корея, Вьетнам)

Обучающиеся называют волшебные слова «Лепесток лети-лети и игру нам принеси», на экране появляется игра «Разложи по порядку».

4. Задание практическое: Рассмотреть схему. Дать название технике. Изготовить изделие (шар-кусудама). Каждый обучающийся изготавливает по одной детали, соединяем в единый шар, можно по группам.

Обучающиеся называют волшебные слова «Лепесток лети-лети и игру нам принеси», на экране появляется игра «Разложи по порядку».

5. Задание: Рассмотреть предложенные материалы. Соединить материал с готовым изделием. (гофрированная бумага – цветок, ткань и бусины - топиарий, офисная бумага – шар-кусудама, цветная бумага – картинка в технике айрис-фолдинг, бумага для скрапбукинга, наклейки – альбом в технике скрапбукинг, фетр – чехол для телефона)

Обучающиеся называют волшебные слова «Лепесток лети-лети и игру нам принеси», на экране появляется игра «Разложи по порядку».

6. Задание: Разгадай слова: бсанкргпуки, йопритиа, иргиамо.

Обучающиеся называют волшебные слова «Лепесток лети-лети и игру нам принеси», на экране появляется игра «Разложи по порядку».

7. Задание: собери пазл (изображение топиария – дерева в саду). Что изображено? С какой техникой ДПИ связан?






Диагностическая карта


№ п/п

Фамилия, имя обучающегося

Уровень усвоения программного материала

Теория (кол-во баллов)

Практика (кол-во баллов)

Средний балл

низкий

средний

высокий

низкий

средний

высокий

 

0-4

5-8

9-12

0-4

5-8

9-12

 

1

 

 

 

 

 

 

 


2

 

 

 

 

 

 

 


3

 

 

 

 

 

 

 


4…

 

 

 

 

 

 

 


 

Итого обучающихся:

 

 

 

 

 

 

 


Напротив ФИО обучающегося проставить кол-во баллов в соотв. с уровнем.


Критерии оценивания


№ п/п

Критерии оценивания

теория

практика

1

низкий

При объяснении избегает применять специальные термины, знает некоторые техники, свойства материалов определяет только с помощью учителя


Читает схему с помощью учителя, не владеет приёмами работы, при решении задач требует помощи педагога. 

2

средний

При объяснении сочетает специальную терминологию с бытовой, знает названия техник и материалов, место происхождения техник

Самостоятельно читает схему, но допускает незначительные ошибки, выбирает материал для работы, но не свободно приёмами работы, при решении задач прибегает к помощи педагога

3

высокий

При объяснении владеет осмысленно и правильно специальной терминологией, знает названия техник и материалов, место происхождения техник, владеет дополнительной исторической информацией

 

Самостоятельно читает схему, выбирает материал для работы, владеет приёмами работы с материалом, самостоятельно решает поставленные перед ним задачи




















Приложение 3

1 год обучения. Промежуточный контроль. Игра «Лавка чудес»


Цель игры: определить промежуточные знания по изученным темам

Яркими красками мир
Красит фантазия детская.
Просто детей веселить —
Лишь покажи интересное.
В играх живут чудеса,
Смеху ребенка послушные.
Только закроешь глаза,
Сыщешь игрушку ту, нужную.
В «Лавке Чудес» волшебство,
Нет никакой гравитации,
И самолетик легко
Взмыл в облака–декорации.
Куклы беседу ведут
Шепотом о покупателях:
Этот играть будет тут,
Купит вон тот обязательно!

***

Но магазин загрустит,
Сменит все краски на черные,
Если, запутавшись,  ты
Станешь виниться в никчемности.

Надо поверить в себя —
«Лавка» откликнется с радостью,
Снова начнется игра,
Делая жизнь твою праздником.


Предлагаем каждому обучающемуся стать продавцом «Лавки чудес». Из предложенного списка жеребьевкой каждый выбирает технику работы, не сообщая остальным. За 10 минут он готовит о ней в любой форме (загадку, вопросы, историю) рассказ, можно использовать фотоподсказки, материалы. После отведенного времени обучающиеся по порядку начинают продавать свои чудеса, рассказывая о них. Кто отгадал, то считается покупателем. Задача игроков: купить как можно больше товаров. Задача продавцов: разрекламировать свой товар.


Цель практической работы: определить полученные практические навыки по изученным техникам.

Решение проектных задач. Изготовление сувенира в выбранной технике. Выбор материала и техник определяется жеребьевкой. (фетр, полимерная глина, салфетки, шерсть, бумага, вторичные материалы)


Диагностическая карта


№ п/п

Фамилия, имя обучающегося

Уровень усвоения программного материала


Теория (кол-во баллов)

Практика (кол-во баллов)

Средний балл


низкий

средний

высокий

низкий

средний

высокий

 


0-4

5-8

9-12

0-4

5-8

9-12

 


1

 

 

 

 

 

 

 



2

 

 

 

 

 

 

 



3

 

 

 

 

 

 

 



4…

 

 

 

 

 

 

 



 

Итого обучающихся:

 

 

 

 

 

 

 


Напротив ФИО обучающегося проставить кол-во баллов в соотв. с уровнем.



Критерии оценивания

№ п/п

Критерии оценивания

теория

практика


1

низкий

При объяснении избегает применять специальные термины, знает некоторые техники, свойства материалов определяет только с помощью учителя, сложно рассказать о месте происхождения техники и материала

С трудом соотносит материал и технику изготовления, читает схему с помощью учителя, не владеет приёмами работы, при решении задач требует постоянной помощи педагога. 


2

средний

При объяснении сочетает специальную терминологию с бытовой, знает названия техник и материалов, но допускает незначительные ошибки, знает кратко историю происхождения техник

Самостоятельно определяет технику работы для выбранного материала, но допускает незначительные ошибки в работе, при решении задач прибегает к помощи педагога


3

высокий

При объяснении владеет осмысленно и правильно специальной терминологией, знает названия техник и материалов, место происхождения техник, владеет дополнительной исторической информацией

 

Самостоятельно определяет технику работы для выбранного материала, владеет приёмами работы с материалом, самостоятельно решает поставленные перед ним задачи. Предлагает свои приемы работы




Приложение 4

2 год обучения. Входной контроль. Тест


Цель работы: определить состояние знаний, умений и навыков, обнаружить пробелы в полученных знаниях


1. Продолжите «Декупаж» - это

А) Вид творчества с использованием канвы, мулине и иголки;

Б) Вид творчества с использованием  спиц и крючка;

В) Вид творчества, с помощью которого можно создать иллюзию изысканной росписи красками, салфетками

2. «Декупаж» в переводе с французского языка означает…..

А)Разрезать;

Б)Плести;

В)Рисовать;

Г)Вязать.

3. Где впервые появился термин Кусудама?

А)Китай

Б)Греция

В)Япония

4.Что понадобиться для изготовления, кусудамы которая сшивается?

А) Клей, ножницы, бумага

Б) Бумага, ножницы, яркие нитки, бусины и игла, схема

В) бумага и ножницы, а также схема

5.Как называется процесс получения войлока путем сцепления шерстинок между собой в мыльном растворе?

а) валяние

б) вкропление

в) втирание

6. Какой материал используется для валяния?

а) пух

б) шерсть

в) шелк

7. Как называется расчесанная овечья шерсть, используемая как основа для валяния?

а) сливер

б) выбеленка

в) грубая

8. Что получается в процессе валяния?

а) войлок

б) драп

в) фетр

9.Как называется плотный войлок?

А)фетр

Б)драп

В)брезент

10.России наибольшее развитие бисероплетение получило в...?

А)18 веке;  

Б)13 веке; 

В)14 веке; 

Г)16 веке;

11.Чем украшали себя люди в глубокой древности?

(кости и зубы животных; семена растений, камни)

12. Какого вида бисера НЕ существует?

А)Рубка (рубленный бисер);

Б)Резка (резанный бисер);

В)Стеклярус

13.Какую технику назвали «радужная оболочка»

А) Скрапбукинг

Б) Айрис-фолдинг

Б) Бисероплетение

14. О какой технике идет речь: «Доступное всем хобби по составлению коллажей из фотографий, которое уже популярно во многих странах мира. Страничка может напоминать последний листочек школьной тетрадки, с рисунками и узорами, которые приходят в голову просто так. Свобода самовыражения и неожиданные решения – главное для создателей фристайл-альбомов. Интересно смотрятся цветные и белые надписи на черном фоне, а также вам понадобятся маркеры, ручки и фломастеры»?

А) Скрапбукинг

Б) Айрис-фолдинг

Б) Бисероплетение

15. В переводе с французского эта техника означает «жеваную бумагу». Как называется техника ДПИ?

А) Декупаж

Б) Оригами

Б) Папье-маше


Практическая работа: составить план действий при работе в технике декупаж.


Диагностическая карта


№ п/п

Фамилия, имя обучающегося

Уровень усвоения программного материала

Теория (кол-во баллов)

Практика (кол-во баллов)

Средний балл

низкий

средний

высокий

низкий

средний

высокий

 

0-4

5-8

9-12

0-4

5-8

9-12

 

1

 

 

 

 

 

 

 


2

 

 

 

 

 

 

 


3

 

 

 

 

 

 

 


4…

 

 

 

 

 

 

 


 

Итого обучающихся:

 

 

 

 

 

 

 

Напротив ФИО обучающегося проставить кол-во баллов в соотв. с уровнем



Критерии оценивания

№ п/п

Критерии оценивания

теория

практика

1

низкий

обучающийся усвоил менее 50% содержания образовательной программы

Составляет план действий только при помощи педагога, допускает ошибки

2

средний

обучающийся усвоил от 50% до 70% содержания образовательной программы

Составляет план действий самостоятельно, но иногда прибегает к помощи педагога. Допускает иногда незначительные ошибки

3

высокий

обучающийся усвоил успешно более 70% содержания образовательной программы 

Самостоятельно составляет план действий, предлагает новые приемы работы



Приложение 5

2 год обучения. Промежуточный контроль.

Викторина


Цель викторины: определить промежуточные знания и практические навыки по изученным темам

Отвечаем на вопросы и получаем жетоны, которые можно обменять на сувенир ручной работы.

1. Древний славянский вид декоративно-прикладного искусства, ажурное вырезание из бумаги, бересты, ткани, кожи, даже дерева. (вытынанка)

2. На чем мы пишем что-нибудь,
На чем мы любим рисовать,
Что можно скомкать и согнуть

И даже трубочкой свернуть?
А ну, попробуй угадать! (Бумага)

3.Гофрированная и крепированная бумага Бумага, имеющая мелкие складки, полученныен в результате технологического процесса, который и создает мелкие поперечные волнистые складки – ребра жесткости. (гофрированная)

4. Родина шоколада (Латинская Америка)

5. В России – вырезка, на родине бумаги – Китае - «цзяньчжи», в Европе – силуэтное вырезание, а как на Украине? (вытынанка)

6. Продолжите ряд: Креп, крепированая, креповая … (гофрированная)
7. Назовите основные черты народной вырезанки? (симметрия и условность)
8. В какой технике применяют эффект кракелюра? (декупаж)

9. Они готовили конфеты из фиников и мёда.(жители Древнего Египта)

10. Где зародился стиль Прованс? (в XVII веке во Франции)

11. Основной инструмент для вырезания вытынанки. (макетный нож)

Всех листов плотнее он,

Белый и цветной... (картон)

12. Закладка для конфет называется (фантик)

13. Назовите свойства бумаги (мнётся, рвется, сгибается, размокает, режется, склеивается, горит, скручивается)

14. Основателем этого нового направления в работе с бумагой считается японский архитектор Масахиро Чатани. (киригами)

15. Отличие киригами от вытынанки (объемность)

16. Мелкие трещинки, образующиеся на предметах искусства и картинах от времени (кракелюр)

17. Он придумал еще и парафинированную бумагу, служившую первой оберткой для конфет.(Томас Эддисон)

18. В конце 19 века шотландец Роберт Гейр - владелец бумажной фабрики и типографии на Манхэттене с помощью разработанной им технологии используя специальное оборудование для вырубки и бегования начал производить…(коробки для упаковывания)

19. Стиль «винтаж» похож на стиль…(шебби-шик)

20. Назовите виды бумаги (газетная, офсетная, писчая, цветная, рисовальная, фотобумага, обойная, оберточная, наждачная, гофрированная)

21. Стиль очаровательно нежный, трогательный, с капелькой ностальгии о прошлом, скользящий по тонкой грани между простотой изношенных, бывших в употреблении вещей и шикарным, утонченным вкусом, благодаря которому интерьер помещения становится неповторимым с простой мебелью, удобными льняными скатертями лазурно-голубого цвета моря и ясного неба, розового цвета восхода, солнечно жёлтого, терракоты, молочного. Место появления. (шебби-шик – Англия)


Практическая работа: собрать по схеме подарочный пакет и украсить доступными материалами



Диагностическая карта


№ п/п

Фамилия, имя обучающегося

Уровень усвоения программного материала

Теория (кол-во баллов)

Практика (кол-во баллов)

Средний балл

низкий

средний

высокий

низкий

средний

высокий

 

0-4

5-8

9-12

0-4

5-8

9-12

 

1

 

 

 

 

 

 

 


2

 

 

 

 

 

 

 


3

 

 

 

 

 

 

 


4…

 

 

 

 

 

 

 


 

Итого обучающихся:

 

 

 

 

 

 

 

Напротив ФИО обучающегося проставить кол-во баллов в соотв. с уровнем



Критерии оценивания

№ п/п

Критерии оценивания

теория

практика

1

низкий

обучающийся усвоил менее 50% содержания образовательной программы

Собирает упаковку по схеме только при помощи педагога, допускает ошибки

2

средний

обучающийся усвоил от 50% до 70% содержания образовательной программы

Собирает упаковку по схеме самостоятельно, но иногда прибегает к помощи педагога. Допускает незначительные ошибки

3

высокий

обучающийся усвоил успешно более 70% содержания образовательной программы 

Собирает упаковку по схеме, предлагает новые приемы работы




















Приложение 6

2 год обучения. Итоговый контроль.

Игра «Кругосветное путешествие»


Цель работы: выявить полученные теоретические знания и практические навыки в результате освоения программы

Ход игры.

Оборудование: Карта мира с обозначением мест появления материалов и современных техник ДПИ, кубик, фишки, жетоны.


Путешествовать будут одновременно все обучающиеся. У каждого должна быть своя фишка — пуговичка. Путешествие начинается в Ижевске, поэтому все фишки перед началом игры установите на кружочке с надписью: ИЖЕВСК. По очереди бросайте кубик. Сколько точек на нём выпадает, на столько делений вы и передвигайте свою фишку. Если вы остановитесь на делении с условным знаком, ваше движение или ускорится, или замедлится. Обучающиеся двигаются по городам, странам, островам, районам, которые связаны с какой либо историей появления техники ДПИ или происхождением материалов. Попадая на точку, обучающийся называет место, чем оно знаменито, остальные игроки дополняют его ответ по ходу, попадая на эту же точку. За правильное описание места игрок получает жетон. В ходе игры все должны вернуться в Ижевск. Побеждают игроки, набравшие как можно больше фишек.



Практическая работа: выставка работ учащихся


Диагностическая карта


№ п/п

Фамилия, имя обучающегося

Уровень усвоения программного материала

Теория (кол-во баллов)

Практика (кол-во баллов)

Средний балл

низкий

средний

высокий

низкий

средний

высокий

 

0-4

5-8

9-12

0-4

5-8

9-12

 

1

 

 

 

 

 

 

 


2

 

 

 

 

 

 

 


3

 

 

 

 

 

 

 


4…

 

 

 

 

 

 

 


 

Итого обучающихся:

 

 

 

 

 

 

 

Напротив ФИО обучающегося проставить кол-во баллов в соотв. с уровнем



Критерии оценивания


№ п/п

Критерии оценивания

теория

практика

1

низкий

обучающийся усвоил менее 50% содержания образовательной программы

Представил на выставку несколько работ в простых техниках, работы выполнены неаккуратно.

2

средний

обучающийся усвоил от 50% до 70% содержания образовательной программы

Представил на выставку работы в различных техниках, в работах допущены незначительные ошибки

3

высокий

обучающийся усвоил успешно более 70% содержания образовательной программы 

Представил работы в различных техниках, работы выполнены по всем правилам, представил работы в неизученных техниках



Приложение 7

1 и 2 год обучения.

Анализ результативности освоения практических навыков





Анализ результативности освоения практических навыков




№ п/п

Полное название мероприятия (соревнование, конкурс, конференция и др.)

Дата и место проведения

Уровень проведения Всего участников, из них призеров

Результаты (диплом, грамота и место)

Фамилия, имя призера (ов)

Возраст призера (ов)

район

город (муниципальный)

УР (региональный)

Межрегиональный

РФ (федеральный)

Международный

 

 

 

всего участников

из них призеров

всего участников

из них призеров

всего участников

из них призеров

всего участников

из них призеров

всего участников

из них призеров

всего участников

из них призеров

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого:

 

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

 

 

 



Форма заполняется 2 раза в год (декабрь,май). К отчету приложить копии положении о проведении мероприятий, а также копии грамот, дипломов и др.