СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Направленность программы художественная. Данная программа комплексно направлена на практическое воплощение новых идей и подходов, связанных с интеграцией разных видов изобразительных искусств и художественной деятельности детей дошкольного возраста на основе усиления содержания художественно эстетической деятельности детей.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, бумагопластики, пластилиногрифии и работы с бросовым материалом их особенностями, многообразием используемых материалов, учатся на основе полученных знаний создавать свои композиции. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА
АДМИНИСТРАЦИИ БАХЧИСАРАЙСКОГО РАЙОНА
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №12 «БЕРЁЗКА»
ГОРОДА БАХЧИСАРАЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Принято: Педагогическим советом Протокол № _____ от «___»____________2023 г. | Утверждаю: Заведующий МБДОУ ДС№12 «Берёзка» БР РК _____________ Г.К. Чигарева «___»_____________2023 г. Приказ № ___________
|
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Мастерская чудес»
Направленность: художественная
Срок реализации программы: 1 год.
Вид программы: модифицированная
Уровень: стартовый
Возраст обучающихся: от 5 до 7 лет.
Составитель: Халикова Венера Айдеровна.
Должность: педагог дополнительного образования
г. Бахчисарай
2023
Раздел I
Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружка «Мастерская чудес» разработана в соответствие с нормативно-правовой базой:
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г.
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции);
Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
(в действующей редакции);
Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204
«О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;
Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. № 474
«О национальных целях развития России до 2030 года»;
Национальный проект «Образование» - ПАСПОРТ утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 г. № 16);
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. № 996-р;
Федеральный проект «Успех каждого ребенка» - ПРИЛОЖЕНИЕ к протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 07.12.2018 г. № 3;
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г. № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года»;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам;
Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019 г. № 467
«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем развития дополнительного образования детей»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
Приказ Минобрнауки России и Минпросвещения России от 05.08.2020 г. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ»;
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 г. № 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
Об образовании в Республике Крым: закон Республики Крым от 06.07.2015 г. № 131-ЗРК/2015 (в действующей редакции);
Распоряжение Совета министров Республики Крым от 11.08.2022 г. № 1179-р «О реализации Концепции дополнительного образования детей до 2030 года в Республике Крым»;
Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 03.09.2021 г. № 1394 «Об утверждении моделей обеспечения доступности дополнительного образования для детей Республики Крым»;
Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 09.12.2021 г. № 1948 «О методических рекомендациях «Проектирование дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ»;
Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые), разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет». ФГАУ «Федеральный институт развития образования» и АНО дополнительного профессионального образования «Открытое образование», письмо от 18.11.2015 г. № 09-3242;
Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ. способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей, письмо Министерства образования и науки РФ от 29.03.2016 г. № ВК-641/09
«О направлении методических рекомендаций»;
Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 20.02.2019 г. № ТС – 551/07 «О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью»;
Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 30.12.2022 г. № АБ-3924/06 «О направлении методических рекомендаций «Создание современного инклюзивного образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в субъектах Российской Федерации»;
Письмо Минпросвещения России от 19.03.2020 г. № ГД-39/04
«О направлении методических рекомендаций»;
Уставом и нормативными локальными актами муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №12 «Берёзка» г. Бахчисарай Республики Крым.
− Положение о разработке и утверждении дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы в МБДОУ «Д/С №12 «Берёзка».
Направленность программы художественная. Данная программа комплексно направлена на практическое воплощение новых идей и подходов, связанных с интеграцией разных видов изобразительных искусств и художественной деятельности детей дошкольного возраста на основе усиления содержания художественно эстетической деятельности детей.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, бумагопластики, пластилиногрифии и работы с бросовым материалом их особенностями, многообразием используемых материалов, учатся на основе полученных знаний создавать свои композиции. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Новизна программы: данная программа преследует те же цели и задачи, что и существующие программы по изобразительному искусству. Её особенностью является желание через цветовосприятие облегчить и сделать как можно более увлекательным, результативным период первого знакомства с красочными материалами, сделать доступными и более сложные художественные технологии для детей старшего дошкольного возраста. Данная программа создаёт условия для максимального развития личности ребенка, мотивации к познанию и творчеству. Она ориентирована на детей, как со средними способностями, так и позволяет в полной мере раскрыть внутренние резервы и талантливых детей.
Отличительные особенности программы заключается: в целенаправленной деятельности по обучению основным навыкам художественно-творческой деятельности, необходимой для дальнейшего развития детского творчества, становлению таких мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение, уподобление, обобщение, которые делают возможными усложнения всех видов деятельности (игровой, художественной, познавательной, исследовательской, учебной); ознакомлении детей с декоративно-прикладным искусством народов России и орнаментальным искусством; использовании тематического литературного, музыкального, фольклорного и игрового материала, позволяющего сделать занятия доступными, интересными, содержательными и познавательными.
Педагогическая целесообразность программы.
Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.
Адресат программы:
Программа предназначена для учащихся в возрасте от 5 до 7 лет (мальчикам и девочкам). Набор в «Мастерская чудес» производится среди воспитанников детского сада, не имеющих специальной подготовки и без какого-либо предварительного отбора.
Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста имеют первоочередное значение при составлении программы. Опираясь на них регламентируется учебная нагрузка, объем занятости детей.
Обучение направлено на совершенствование изобразительных умений и развитие способности создавать выразительные образы, используя различные средства изображения. Умение создавать выразительный образ связано с развитием способности замечать характерные черты предметов.
У детей старшего дошкольного возраста довольно хорошо развито аналитическое мышление. Они могут выделять как общие признаки, присущие предметам одного вида, так и индивидуальные особенности, отличающие один предмет от другого.
Новым в обучении детей изображению предметов является передача строения с ритмично расположенными частями (вверху - внизу, с одной стороны - с другой стороны), а также некоторых пропорциональных соотношений частей. Это дает возможность анализировать и сравнивать отдельные части между собой.
занятия по декоративно-прикладному помогают воплотить свои идеи в жизнь, создать воображаемые образы. Эти занятия развивают мелкую моторику рук. Кисть и мускулатура пальцев начнет работать и развиваться, что в дальнейшем поможет ребенку научиться правильно держать ручку, карандаш, проводить четкие и ровные линии, то есть играет важную роль в овладении графическим навыкам. В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях важно предоставить возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала. Совершенствуются творческие способности детей, формируется художественный вкус. Возросшая активность, сознательность, самостоятельность ребенка позволяет ему значительно ярче проявлять себя в процессе эстетического восприятия окружающей действительности.
Внимание у таких детей задерживается на 25-30 минут, поэтому занятия не должны превышать этого времени. Планируя занятие, выбирается для каждой темы определенная форма организации.
Объем и срок освоения программы программа рассчитана на 9 месяцев обучения, 36 учебных недель, 72 часа.
Уровень программы – стартовый.
Форма обучения – очная
Особенности организации образовательного процесса – группа одного возраста, состав группы постоянный.
На занятии имеет место как коллективная, так и индивидуальная работа. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность занятий соответствует возрастным нормам детей.
В течение учебного года планируется ряд творческих показов: мероприятия ДОУ, конкурсы, выставк.
Режим занятий, периодичность и продолжительность.
Реализация программы планируется в 2 группах, по 1 занятию в неделю, продолжительностью 2 академических часа.
1 группа – вторник, 15:15-15:45
2 группа – четверг, 15:15-15:45
1.2. Цели и задачи программы
Цель программы: формирование эмоционально чувствительного отношения к окружающему миру, развитие воображения, фантазии и творческого мышления. Воспитание всесторонне развитой личности
Задачи:
Образовательные (предметные):
− знакомить детей с произведениями разных видов искусства (живопись, графика, народное и декоративно-прикладное искусство, архитектура) для обогащения зрительных впечатлений и формирования эстетического отношения к окружающему миру;
− учить детей самостоятельно определять замысел и сохранять его на протяжении всей работы; передавать впечатление об окружающем, отражая свои эстетические чувства; передавать доступными выразительными средствами настроение и характер образа;
− предлагать для декоративного оформления поделки, выполненные на занятиях по конструированию; для иллюстрирования – сборники сказок и рассказов из личного опыта, составленные детьми на занятиях по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой;
− создавать условия для экспериментирования с художественными материалами, инструментами, изобразительно-выразительными средствами ,например, использование различных материалов с учетом присущих им художественных свойств; выбор средств, соответствующих замыслу.
Развивающие (метапредметные):
− развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение, умения и навыки, необходимые для создания творческих работ;
− поддерживать стремление детей видеть в окружающем мире красивые предметы и явления;
− способствовать сотрудничеству детей при выполнении коллективных работ, в основу которых могут быть положены как сюжетные, так и декоративные образы, соотнесению замыслов и действий детей; поощрять их стремление использовать разные материалы и техники;
− создавать условия для самостоятельной художественной деятельности детей вне занятий; организовывать вместе с детьми выставки детских работ.
Воспитательные (личностные):
− воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом;
−воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию;
−воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.
1.3. Воспитательный потенциал программы
В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно творческой деятельности: рисование, лепка, вырезание из бумаги фигурок и наклеивании их, создание различных конструкций из природных материалов и т. д. ИЗО деятельность ребенка, которой он только начинает овладевать, нуждается в квалификационном руководстве со стороны взрослого. Как всякая познавательная деятельность имеет большое значение для воспитания детей.
Детское ИЗО творчество имеет общественную направленность. Ребенок лепит, рисует, конструирует не только для себя, но и для окружающих. Ему хочется, чтобы его рисунок что-то сказал, чтобы изображенное им узнали. Общественная направленность детского ИЗО творчества проявляется и в том, что в своей работе дети передают явления общественной жизни. Значение занятий ИЗО деятельностью для нравственного воспитания заключается также в том, что в процессе этих занятий у детей воспитываются нравственно-волевые качества: потребность и умение доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т. п. ИЗО деятельность должна быть использована для воспитания у детей доброты, справедливости, для углубления тех благородных чувств, которые возникают у них. В процессе ИЗО деятельности сочетается умственная и физическая активность.
Занятия различными видами изобразительной деятельности очень полезны для всех детей. В изобразительной деятельности ребенок проявляет самостоятельное мышление, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но прежде всего, обогащает его представления о мире.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребёнка – главный смысл программы.
Дополнительное образование оказывает существенное воспитательное воздействие на воспитанников: оно способствует возникновению у ребенка потребности в саморазвитии, формирует у него готовность и привычку к творческой деятельности, повышает его собственную самооценку и его статус в глазах сверстников, педагогов, родителей.
Дети овладевают многими практическими навыками, которые позже будут нужны для выполнения разных работ, ручной умелости, которые позволят им чувствовать себя самостоятельными.
Основное значение ИЗО деятельности заключается в том, что она является средством эстетического воспитания.
В процессе ИЗО деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействующие формированию эстетического отношения к действительности. Непосредственное эстетическое чувство, которое возникает при восприятии красивого предмета, включает различные составляющие элементы: чувство − цвета, пропорции, формы, ритма.
Для эстетического воспитания детей и для развития их ИЗО способностей большое значение имеет знакомство с произведениями ИЗО искусства. Яркость, выразительность образов в картинках, скульптуре, архитектуре, и произведениях прикладного искусства вызывает эстетические переживания, помогают глубже и полнее воспринимать явления жизни и находить образные выражения своих впечатлений в рисунке, лепке, аппликации. Постепенно у детей развивается художественный вкус.
Таким образом, воспитывается:
а) способность наблюдать сравнивать между собой предметы и явления, устанавливать сходство и различие. Развивается: наблюдательность, зрительная память, мышление, воображение);
б) воспитывается аккуратность, настойчивость в работе, профессионализм, учат работать в коллективе.
в) понимание явлений художественной культуры и их роль в жизни общества;
г) зрительное восприятие, чувство цвета композиционной культуры, пространственного мышления, фантазии, зрительного воображения и комбинаторики, умение выражать в отчетливых образах решение творческих задач;
д) эстетическое отношение к окружающему миру и к искусству, умение видеть прекрасное всюду и потребность в этом.
Компоненты изобразит. формы- цвет, ритм, линия, композиция, пластика- и есть своеобразные возбудители эстетического переживания. Глаз человека не получив художественного воспитания не обладает гибкостью, остротой в видении ИЗО-образа, должен анализировать и понимать, развивать. Образное мышление.
Изучение ИЗО − дает уважительное отношение к вещам созданным руками и творческим разумом другого человека! Методика работы должна основываться на задачах.
Познавательная и воспитательная сила ИЗО зависит от способности учащихся переживать художественный образ в искусстве и посильно создавать его в собственных работах
Художественный образ содержит в себе большие запасы воспитательного, идейно-эстетического воздействия на развитие личности. В процессе создания образа в рисунках уч-ся формируется самооценка, интерес к окружающим событиям, политическое мировоззрение и убеждение.
Формирование способности к художественно-образной характеристике изображаемого, предусматривает развитие художественного восприятия, эмоционально чувственного переживания уч-ся, осмысленного познания ИЗО грамоты, понимание значения художественных средств и приемов работы или в зависимости от смыслового значения эмоций, развивает умение понимать и ценить искусство и красоту окружающего мира.
1.4. Содержание программы
Учебный план
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Форма аттестации (контроля) | ||
Всего часов | Теория | Практика |
| ||
1. | Вводное занятие. | 2 | 2 | --- | Входящая диагностика |
2. | Бумагопластика. Аппликация с элементами конструирования. | 6 | 2 | 4 | Практические работы |
3. | Нетрадиционные техники рисования | 8 | 2 | 6 | Практические работы |
4. | Природный материал, художественное конструирование | 9 | 2 | 7 | Практические работы |
5. | Бросовый материал. Моделирование. | 5 | 1 | 4 | Практические работы |
6. | Промежуточная аттестация | 2 | - | 2 | Выставка практических работ |
7 | Пластилинография | 5 | 1 | 4 | Практические работы |
8. | Рисование декоративное | 5 | 1 | 4 | Практические работы |
9. | Бумагопластика. Аппликация с элементами рисования. | 9 | 2 | 7 | Практические работы |
10. | Лепка из соленного теста | 8 | 2 | 6 | Практические работы |
11. | Бросовый + природный материал, с элементами экспериментирования | 9 | 2 | 7 | Практические работы |
12. | Итоговая аттестация
| 4 | 2 | 2 | Итоговая аттестация (выставка, конкурс) |
| ИТОГО | 72 | 19 | 53 |
|
Содержание учебного плана.
Тема 1: Вводное занятие. (2 часа)
Теория: Требования по технике безопасности при работе с инструментами. Назначение инструментов, используемых в работе. Правила внутреннего распорядка. Обязанности воспитанников. Организация занятий. Содержание рабочего места.
Тема2: Бумагопластика. Аппликация с элементами конструирования. (6 часов) .
Теория: (2 часа). Вызвать у детей интерес к работе в данной технике. Помочь реализовать индивидуальные и коллективные возможности детей с учётом возрастных особенностей. Познакомить с различными видами бумаги и их свойствами. Познакомить и научить приёмам и способам «лепки» объёмных фигур из бумаги. Научить способам создания полуобъёмных композиций (приклеивания к фону на плоскую основу), при оформлении коллажей.
Практика: (4 часа). Научить способам применения бумаги для имитации рельефа местности в макетах. Вспомнить с детьми изученный прием. Самостоятельный выбор бумаги по цвету, согласно задуманному, создание своей композиции по заданной теме, используя приёмы по аналогии.
Тема 3.: Нетрадиционные техники рисования (8 часов)
Теория: (2 часа). Развивать интерес к различным видам искусства;
Расширять представления детей о нетрадиционных способах рисования;
Формировать художественно–творческие представления, эстетическое отношение к окружающей действительности; создавать условия для самостоятельного экспериментирования с различными материалами.
Практика: (6 часов).
Развивать детское творчество и воображение путем создания творческих ситуаций в художественно-изобразительной деятельности, ориентироваться на листе бумаги. Отслеживать динамику развития творческих способностей и развитие изобразительных навыков ребенка.
Рисование методом тычка ватной палочкой:
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ватную палочку (кончик) и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждую палочку набирается краска разного цвета. После работы палочки выкидываются.
Рисование штампиками (крышкой пластиковой бутылки, вырезанной печатью из картофеля (морковки), частью ластика):
Способ получения изображения: Приготавливается мисочка либо пластиковая коробочка, в которую наливается жидкая гуашь. Штампик опускается в гуашь, и с его помощью делается оттиск на бумаге.
Монотипия пейзажная:
Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка.
Тема 4.: Природный материал. Художественное конструирование. (9 часов)
Теория: (2 часа). Пробудить у детей любовь к родной природе, содействовать воспитанию у них патриотических чувств. Научить детей работать с природным материалом; научить приему приклеивания засушенных листьев и семян на бумажную основу.
Практика: (7 часов). Рассматривание и анализ образца игрушки. Установление поэтапной последовательности ее изготовления. Выбор способа соединения частей игрушки. Подбор материала и инструментов. Изготовление игрушки. Анализ и оценка поделок.
Для создания поделок на начальном этапе использовать только растительный материал. Выполнение несложных игрушек: стрекоза, уж, бабочка, козлик, котенок, птицы, ослик, олень. Для соединения деталей игрушек из растительного материала используется пластилин, как наиболее доступный материал для скрепления. Если детали соединяются с помощью веток, например голова ослика (желудь) с туловищем (другой желудь), делают отверстие шилом (все действия с шилом производит воспитатель). Кроме растительного материала можно использовать ракушки.
Тема 5.: Бросовый материал. Моделирование. (5 часов)
Теория: (1 часа). Познакомить с понятием «бросовый материал» с его свойствами, разнообразной структурой. Изготавливая разнообразные поделки (игрушки, мебель, транспорт), дети учатся находить неожиданное применение конкретному бросовому материалу: пластиковым бутылкам и тарелкам, контейнерам для киндер-сюрпризов, крышкам, пробкам, компьютерным дискам, упаковочным коробкам, фантикам, пенопласту, поролону и т. д.
Практика: (4 часов). Учить детей согласовывать свои действия в процессе коллективного труда; знакомить с приёмами изготовления поделок сложных конструкций; учить придавать художественную выразительность образу, придумывая декоративные детали и украшения;
Этап первый − детальный анализ образца будущего изделия:
Этап второй − детей обучают планированию и обдумыванию пошагового продвижения к цели, учат целостному восприятию всего процесса работы. Конкретизируется, в какой последовательности изготовляются детали, из какого материала, какой инструмент будет предпочтительнее.
Этап четвёртый предусматривает, что дети самостоятельно осуществляют подбор необходимого материала и инструментов для работы.
Этап пятый − дети самостоятельно справляются со всем процессом изготовления поделок от зарождения мыслительного прообраза игрушки до предметного воплощения творческой идеи. На этом этапе важно поощрять проявления творческой фантазии и стремление ребёнка к самостоятельности в процессе практической реализации.
Этап шестой − подведение итогов, анализ и оценка готовых изделий.
Тема 6.: Промежуточная аттестация (2 часов)
Теория: (2 часа). Аттестация организуется педагогом дополнительного образования в соответствии с учебно-тематическим планом Программы Форма проведения аттестации: выставка работ воспитанников.
Тема 7.: Пластилинография (5 часов)
Теория: (1 часа). Познакомить детей с техникой рельефной лепки. Учить создавать фантазийные композиции; развивать творческое воображение.
Практика: (4 часа) Овладение новыми приемами лепки (надавливание, размазывание, скатывание). Развитие умение ориентироваться на листе бумаги. Совершенствование мелкой моторики, глазомера, координации движений руки.
Развитие фантазии и эстетических чувств.
Тема 8.: Рисование декоративное (5 часов)
Теория: (1 часа). Формирование у детей интереса к предметам народного искусства; понимания его особенностей; желания знать искусство местного края, различать стили наиболее известных видов декоративной живописи (хохломской, городецкой, дымковской, жостовской и др.).
Воспитание активности, самостоятельности, инициативы и творчества при создании выразительных узоров (в поиске, выборе элементов, колорита, композиций). Эти общие задачи могут быть конкретизированы по возрастным группам.
Практика: (4 часа) Применить в работе знания и соответствующие изобразительные умения, освоение детьми характерных элементов, колорита, композиций, узоров той или иной росписи. Уметь создавать выразительные узоры на бумаге разного формата и на объемных предметах; воспитывать при этом чувства формы, ритма, симметрии.
Тема 9.: Бумагопластика. Аппликация с элементами рисования. (9 часов)
Теория: (2 часа). Вызвать у детей интерес к работе в данной технике. Помочь реализовать индивидуальные и коллективные возможности детей с учётом возрастных особенностей. Познакомить с различными видами бумаги и их свойствами. Развивать и совершенствовать мелкую моторику пальцев рук, развивать зрительное внимание и умение ориентироваться на плоскости.
Практика: (7 часов) Развивать умение выполнять задание по образцу, понимать и выполнять инструкцию. Развивать интерес к различным техникам художественного творчества. Знакомить с особенностями изобразительного материала, создавать несложные сюжеты и образы. Развивать умение производить точные движения ножницами, кистью, нетрадиционными материалами.
Тема 10.: Лепка из соленого теста (8 часов)
Теория: (2 часа). Познакомить с методикой приготовления солёного теста, развивать духовное начало, обучать основным правилам приготовления солёного теста его хранения, приучать к аккуратной работе за столом, воспитывать выдержку.
Практика: (6 часов) Вызвать у детей желание лепить знакомых животных. Упражнять в технических и изобразительных навыках лепки животных. Развивать гибкость пальцев рук, научить видеть конечный результат задуманной работы. Воспитывать умение работать самостоятельно. Совершенствовать технику скульптурной лепки. Учить использовать в работе то количество теста, которое необходимо для моделирования. Развивать чувство формы и пропорций. Воспитывать интерес к работе.
Тема 11.: Бросовый+природный материал, с элементами экспериментирования (9 часов)
Теория: (2 часа). Продолжать знакомить детей со свойствами разных материалов и способами работы с ними. Воспитывать интерес к художественному экспериментированию.
Практика: (7 часов) Учить детей создавать выразительный образ игрушки, творчески применяя разные техники работы с растительным и бросовым материалом.
Тема 12.: Итоговая аттестация (4 часа)
Теория: (2 часа). Выявление итогового уровня развития теоретических знаний, практических умений и навыков, их соответствия прогнозируемым результатам дополнительной общеразвивающей программы «Мастерская чудес».
Практика: (2 часа) заключительная проверка знаний, умений, навыков.
Форма проведения: Выставка работ обучающихся, устный опрос, Самооценка обучающихся своих знаний и умений.
1.5. Планируемые результаты
Главным результатом реализации программы является создание каждым обучающимся своего оригинального продукта, а главным критерием оценки обучающегося является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами изобразительного искусства может каждый ребёнок.
должны знать:
стилизацию натуральных форм живой и неживой природы и на этой основе развитие аналитических способностей, зрительной памяти, пространственных представлений, творческого воображения;
должны уметь
овладеть основами изобразительных техник и декоративно-прикладной работы и на этой основе формирование трудовых умений и навыков; умение доводить работу до полного завершения, через что прививается культура труда;
воплощать свои фантазии, как и уметь выражать свои мысли;
составлять шрифтовые сочетания, композиции, узоры;
работать с бумагой
оформлять
работать пером и тушью;
Планируемые результаты освоения данной программы отслеживаются по трем видам: предметный, метапредметный и личностный, что позволяет определить динамическую картину творческого развития воспитанника.
− предметные результаты, − уровень освоения обучающимися базовых понятий изобразительного искусства, опыт деятельности по получению новых знаний в данной области, его преобразование и применение. овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
− сформированность навыков работы различными нетрадиционными художественными средствами и в разных художественных техниках;
− сформированность художественной культуры, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
− овладение основами изобразительной грамоты, практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности(рисунке, живописи, декоративно-прикладном искусстве, скульптуре);
− способность к созданию выразительности
− метапредметные результаты − овладение воспитанниками умениями, которые создадут возможность самостоятельно, успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, необходимые для дальнейшего совершенствования изобразительно-творческой деятельности.
− личностные результаты – готовность и способность воспитанников к саморазвитию и самооценке;
− сформированность мотивации к творчеству, познанию, выбору индивидуальной траектории развития;
− наличие мотивации к творческому труду, работе на результат; ценностно-смысловые установки, отражающие личностные позиции воспитанника, социальные компетенции;
− анкетирование; диагностика.
Реализация программы поможет детям дошкольного возраста творчески подходить к видению мира, который изображают, и использовать для самовыражения любые доступные средства.
Раздел II Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Срок реализации | Всего учебных недель | Кол-во часов в неделю | Кол-во учебных часов | Дата начала обучения по программе | Дата окончания обучения |
9 месяцев | 36 | 2 | 72 | 04 сентября 2023 | 07.июня. 2024 |
Режим занятий 1 группа |
1 раз в неделю по 1 академическому часу Вторник – 15:15 – 15:45 |
Режим занятий 2 группа |
1 раз в неделю по 1 академическому часу Четверг – 15:15 – 15:45 |
2.2. Условия реализации программы.
Кадровое обеспечение:
Данную программу реализует педагог дополнительного образования, хорошо владеющий многообразием видов и жанров изобразительного искусства, постоянно повышающий свой уровень профессионального мастерства.
Материально-техническое обеспечение:
Размещение учебного оборудования должно соответствовать требованиям и нормам СаНПина и правилам техники безопасности работы. Особое внимание следует уделить рабочему месту воспитанника, а так же помещение для занятий соответствует с действующими нормами СанПина. Оборудование (мебель, ноутбук; проектор, для демонстрации информационного, дидактического, наглядного материала.)
Инструменты и приспособления:
− бумага различной плотности и текстуры;
− мелки разных видов;
− цветные карандаши разной твердости;
− различные краски;
− кисти разных размеров и структуры;
− бросовый и природный материал;
− пластилин, глина, солёное тесто.
Информационный ресурс. Во время занятий и информационно-просветительских мероприятий используются обучающие и профилактические видеофильмы и видеоролики по работе в изучаемых техниках, мастер-классы, наглядные пособия: иллюстрации и схемы, литература.
Методика обеспечения образовательной программы
методические приемы:
− познавательные беседы: знакомство детей со свойствами нового материала либо новой техникой рисования;
− целевые прогулки, экскурсии с целью получения новых знаний и наблюдений;
− непосредственно само рисование: иллюстрации к сказкам, орнаментов;
− работа с родителями: выставки, проведение ярмарок.
Материал, используемый при работе с программой:
− иллюстрации художников;
− детские работы;
Методика обеспечения образовательного процесса
Для реализации программы на занятиях используются различные методы обучения (словесные, наглядные, практические), чаще всего работа основывается на сочетании этих методов.
1.Словесные: рассказ; беседа; объяснение; чтение художественной литературы, художественное слово; образное слово (стихи, загадки, пословицы); поощрение; анализ результатов собственной деятельности и деятельности товарищей.
2. Наглядные: использование в работе иллюстраций, фотографий, готовых изделий, пособий.
Большое место отводится наглядности, то есть реальному предмету (выполненное взрослым панно, аппликация и т. д.). В процессе занятий наглядность используется в одних случаях для того, чтобы направить усилия ребёнка на выполнение задания, а в других – на предупреждение ошибок. В конце занятия наглядность используется для подкрепления результата, развития образного восприятия предметов, сюжета, замысла.
3. Практический прием: Используется на занятиях и такой приём, как практический. Изготовление поделки, составление композиции в присутствии детей и рассказывание вслух. Тем самым, поощряется желание «думать вслух», то есть мастерить и проговаривать действия. Для того чтобы детские работы были интересными, качественными, имели эстетичный вид, необходимо стимулировать творческую активность детей, обеспечить ребёнку максимальную самостоятельность в деятельности не давать прямых инструкций, создавать условия для проявления собственной фантазии.
Работа в кружке способствует развитию координации движений, внимания, памяти, воображения, фантазии. Дети неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Занятия кружка не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу творчества. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.
Формы и методы работы с детьми:
Фронтальная форма предусматривает подачу учебного материала всему коллективу воспитанников.
Индивидуальная форма предполагает самостоятельную работу обучающихся. Она предполагает оказание такой помощи каждому из них со стороны педагога, которая позволяет, не уменьшая активности воспитанника, содействовать выработке навыков самостоятельной работы.
Групповая форма, обучающимся предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможность каждого на конкретном этапе деятельности. Групповая работа позволяет выполнить наиболее сложные и масштабные работы с наименьшими материальными затратами. Особым приемом при организации групповой формы работы является ориентирование воспитанников на создание так называемых «творческих пар», «подгрупп» с учетом их возраста и опыта работы.
Алгоритм учебного занятия
− объявление темы занятия;
− пояснение, обсуждение, разъяснение, показ, техник и приемов видов творческой деятельности;
− непосредственно практическая часть, исполнение работы;
− рефлексия.
2.3. Форма аттестации
Первичный контроль проводится в сентябре, используя наглядный (наблюдение). Составляется в виде сводной таблицы. (Приложение 1.)
Промежуточный контроль проводится в конце декабря, в виде выставленных работ на выставке участников кружка в ДОУ.
Итоговая аттестация осуществляется в конце учебного года в виде итоговой выставки работ детей.(Приложение 3) Так же большое значение в подведении итогов является участие в различных выставках, конкурсах к праздничным дням календаря.
Показатели результативности:
− позитивная динамика познавательного интереса;
− развитие художественного вкуса, фантазии, воображения, и накопление детьми опыта;
− удовлетворенность всех воспитанников;
− положительные отзывы участников, внешних организаций, родителей и администрации.
Основная задача на всех этапах освоения программы – содействовать развитию инициативы, выдумки и художественного творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества педагога и ребенка.
Контроль
Вид контроля | Время проведения контроля | Цель проведения контроля | Формы и средства выявления результата | Формы фиксации и предъявления результата |
Первичный | Сентябрь | Определение творческой способности | Мониторинг художественно-творческих способностей (Приложение № 1) | Свободная таблица |
Текущий (тематический) | В течение всего учебного периода | Определение степени усвоения учебного материала | Наблюдение. (Приложение №2) Художественно-творческие работы, выставки. | Таблица результативности |
Итоговый | Май | Определение степени усвоения материала по итогам года. | Диагностика выявления степени усвоения учебного материала (Приложение № 3) Художественно-творческие выставка. | Таблица оценивания результатов итоговой аттестации. Выставка творческих работ.
|
2.4. Список литературы
Для педагога:
Абрамова М.А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству: 1-4 кл. / М.А. Абрамова. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. – 128с.
Блейк В. Как рисовать фигуру человека: учебник по искусству с подробными инструкциями / В. Блейк; рис. У. Клевинс, пер. с англ. А. Ф. Зиновьева. – Минск: Попурри, 2005. – 80 с.
Будкевич Л.М. История орнамента: учеб. пособие для студ. выш. пед. учеб. Заведений / Л.М. Будкевич. – М.: ВЛАДОС, 2008. 268 с.
Величко Н.Г. Роспись (Техники. Приемы. Изделия) / Н.Г. Величко. – М.: АСТ-Пресс, 1999. – 97 с.
Виноградова Г.Г. Уроки рисования с натуры в общеобразовательной школе: пособие для учителя / Г.Г. Виноградова. – М.: Просвещение, 1980. – 144с.
Власов В.Г. Гуашь // Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства: В 10 т. – Спб.: Азбука-классика, 2005. – 232 с.
Возвращение к истокам: народное искусство и детское творчество: учебно-методическое пособие / под ред. Т.Я. Шпикаловой, Т.А. Поровской. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 272 с.
Волков И.П. Художественная студия в школе: кн. для учителя / И.П. Волков. – М.: Просвещение, 1993. – 127 с.
Гаврилова В.В., Артемьева Л.А. Декоративное рисование с детьми 5-7 лет: рекомендации, планирование, конспекты занятий / авт.-сост. В.В. Гаврилова, Л.А. Артемьева. – Волгоград: учитель, 2012. – 143 с.
Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства: кн. для учителя: из опыта работы / Н.А. Горяева. – М.: Просвещение, 1991. – 159 с.
Грожан Д. История мировой художественной культуры 100 ответов / Д. Грожан. – М.: МарТ, 2006. – 207 с.
Ивановская В.И. Русские орнаменты / В.И. Ивановская. – М.: Издательство «В. Шевчук», 2006. – 225 с.
Иттен И. Искусство цвета / Иоханнес Иттен. – М.: Издатель Д. Аронов, 2000. – 96 с.
Логвиненко Г.М. Декоративная композиция: учеб. пособие для студентов / Г.М. Логвиненко. – М.: Гуманитар. издат. центр ВЛАДОС, 2005. – 144с.
Неменский Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд / Б.С. Неменский, Н.Н. Фомина. – М.: Просвещение, 1983. – 320 с.
Одноралов Н.В. Материалы в изобразительном искусстве: пособие для учителей / Н.В. Одноралов. – М.: Просвещение, 1983. – 144 с.
Орнаменты. Стили. Мотивы. Емшанова Н.А., текст, Ворончихин Н.С, иллюстрации. Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 2004. – 120с.
Сокольникова Н.М. Методика преподавания изобразительного искусства в начальной школе / Н.М. Сокольникова. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 217 с.
Чекалов А.К. Искусство в быту / А.К. Чекалов. – М.: Академия художеств, 1961. – 218с.
Школа изобразительного искусства. Вып. 10. – М.: Искусство, 1968. – 370 с.
Для воспитанников:
Акварельная живопись: Учебное пособие. Часть 1. Начальный рисунок. – М.: Издательство школы акварели Сергея Андрияки, 2009. – 160 с.
Бортникова Е.Ф., Бояршинова Т.В. Чудо-обучайка. Учимся рисовать / Е.Ф. Бортникова, Т.В. Бояршинова. – Екатеринбург: Изд. дом «ЛИТУР», 2010, – 31с.
Воробьева Н.Г. Точечная роспись: курс для начинающих / Н.Г. Воробьева. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2014. – 64 с.
Знакомим с натюрмортом (Большое искусство – маленьким): Учебно-наглядное пособие/ Авт.-сост. Н.А. Курочкина. – 2-е изд. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000. – 23с.
Рогов А.П. Кладовая радости: юному читателю о русском народном искусстве и его творцах / А.П. Рогов. – М.: Просвещение, 1982. – 240 с.
Рошаль И.В. Азбука цветов / И.В. Рошаль. – СПб: Кристалл, 1998 г. – 368 с.
Федотов Г.Я. Дарите людям красоту: из практики народных художественных ремёсел: книга для учащихся старших классов / Г.Я. Федотов. – М.: Просвещение, 1985. – 255 с.
Школа изобразительного искусства. – Вып. 10. – М.: Искусство, 1968. – 370 с.
Энциклопедия для детей. Том 7. «Искусство». – М.: Аванта+, 1997. – 287 с.
Для родителей:
Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты / Г.В. Беда. – М.: Просвещение, 1989. – 191 с.
Бесчастнов М.П. Графика пейзажа / М.П. Бесчастнов. – М.: Гуманитарное издание ВЛАДОС, 2008. – 301 с.
Буткевич Л.М. История орнамента: учеб. пособие для студ. выш. пед. учеб. Заведений / Л.М. Будкевич. – М.: ВЛАДОС, 2008. 268 с.
Искусство вокруг нас. Учебник для 2 кл. / Под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 1998. – 144 с.
Калинич М.М., Павловская Л.М, Савиных В.П. Рукоделие для детей / М.М.Калинич, Л.М. Павловская, В.П. Савиных – Мн.: Полымя, 1997. – 201 с.
Королева И.А. Давай учиться рисовать / И.А. Королева, М.Ф. Проферансова; Заочный народный ун-т искусств; под ред. Е.М. Золотарева. – М.: ДЭНДИ, 1993. – 70 с.
Курочкин Н.А. Детям о книжной графике / Н.А. Курочкин. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000. – 190 с.
Художественная школа: основы техники рисунка; развитие творческого потенциала / отв. ред. Л. Кондрашова, сост. С. Калинина. – М.: Эксмо, 2014. – 528 с.
Черныш И. Удивительная бумага. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2000. – 160 с.
Энциклопедия народных промыслов / сост. И. Панкеев. – М.: Олма-Пресс, 2000. – 464 с.
Интернет-ресурсы:
Васильев О. Дымковская игрушка. – [http://история-вещей.рф/igryi/dyimkovskaya-igrushka.html].
Камнева М. Элементы филимоновской росписи. Технология росписи филимоновской игрушки. – Режим доступа: [http://fb.ru/article/ 169156/elementyi-filimonovskoy-rospisi-tehnologiya-rospisi-filimonovskoy-igrushki].
Кирикова С. А., Патрушева Л. К. Разработка содержания и методики проведения серии мастер-классов по технике художественного плетения из проволоки «Wire wrap» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 18. – С. 147–161. – URL: http://e-koncept.ru /2016/ 56218.htm.
Потебня А. А. О некоторых символах в славянской народной поэзии. О связи некоторых представлений в языке. О купальских огнях и сродных с ними представлениях. О доле и сродных с нею существах. – Харьков: Мирный труд, 1914. – 243 с. Режим доступа к ресурсу: [http://elib.gnpbu.ru/text/potebnya_o-nekotoryh-simvolah-narodnoy-poezii_1914/ go,244;fs,1/].
Саторин. И. Гжель. История промысла. – [http://история-вещей.рф/posuda/gzhel-istoriya-promyisla.html].
Стасов В. В. Славянский и восточный орнамент по рукописям древнего и нового времени. – СПб.: Картографическое заведение А. А. Ильина, 1884. Режим доступа к ресурсу: [http://vvcultura.shpl.ru/odezhda.html].
Усеинова Г. «Крымский стиль» объединяет людей. // Голос Крыма. – 2017. – № 8 (100). – Режим доступа к ресурсу URL: [http://goloskrimanew.ru/kryimskiy-stil-obedinyaet-lyudey.html].
Хохлома как традиция. История возникновения /JulyaUlya. – Режим доступа: [© https://www.livemaster.ru/topic/1721441-hohloma-kak-traditsiya-istoriya-vozniknoveniya].
Чистый источник. Каргопольская игрушка / Svasti Asta. – Режим доступа: [https://www.perunica.ru/chistiy_ist/1190-kargopolskaya-glinyanaya-igrushka.html].
3. Приложение
3.1. Оценочные материалы
Приложение № 1
Мониторинг художественно-творческих способностей
ФИО ребенка | Знание цветовой палитры, цветового сочетания(умение смешивать краски) | Знание приёмов и способов нетрадиционного рисования. | Мышление, фантазия, творческое воображение | Наблюдательные и познавательные способности | Умение создать изображение (рисунок) | баллы % |
|
|
|
|
|
|
|
Оценки уровня художественно-творческих способностей при овладении ребёнком техникой нетрадиционного рисования.
3 балла – полностью соответствует критерию
2 балла − частично соответствует критерию
1 балл – не соответствует критерию
Приложение № 2
Наблюдение
№ | Критерии | Знания, умения, навыки | Результат освоения материала |
1. | Применение методов и способов нетрадиционной техники рисования при создании рисунка | Не знает (0 баллов) |
|
Знает частично (1 балл) | |||
Знает все приемы (2 балла) | |||
Знает все приемы и все применяет (3 балла) | |||
2.
| Освоение технологических навыков. | Плохо осваивает (0 баллов) |
|
Повторяет по образцу не активно с с помощью педагога (1 балл) | |||
Повторяет по образцу активно, но с помощью педагога(2 балла) | |||
Выполняет активно, самостоятельно (3 балла) | |||
3. | Проявление творческих способностей. | Выполняет задание без интереса (0 баллов) |
|
Выполняет задание, прислушиваясь к педагогу (1балл) | |||
Выполняет задание, без помощи педагога (2 балла) | |||
Хочет выполнять выставочные работы (3 балла) | |||
4. | Развитие коммуникативных навыков. | Работает один по указанию педагога (0 баллов) |
|
Работает в паре (1 балл) | |||
Работает в коллективе, хорошо общается в объединении (2 балла) | |||
Имеет лидерские качества, умеет самостоятельно добиваться результатов (3 балла) | |||
| Итого баллов: |
|
Приложение № 3
Итоговое тестирование за 2 полугодие
Итоговая аттестация оценивает качество усвоения знаний за первое полугодие, освоение программы дополнительного образования. Проводится в форме выставки, обсуждения, просмотра работ.
Аттестация воспитанников проводится по нескольким критериям:
− Посещаемость занятий в течение отчетного периода – 1-3 балла;
− Качество исполнения творческих работ – 1-3 балла;
− Творческий подход – 1-3 балла;
− Освоение техник рисования – 1-3 балла.
В соответствии с набранным количеством баллов определяется уровень
освоения программы:
− Высокий – 10-12 баллов;
− Средний – 5-9 баллов;
− Низкий до 5 баллов.
Приложение №4
Входное тестирование
1. Изображение лица человека – это…
а) натюрморт;
б) пейзаж;
в) портрет.
2. Узор, повторяющийся много раз – это…
а) ритм;
б) украшение;
в) орнамент.
3. Как называется наука, которая рассказывает о гармоничном расположении объектов на картине?
а) композиция;
б) цветоведение;
в) химия.
4. С каким материалом работает керамист?
а) глиной;
б) камнем;
в) углем.
5.Как называется быстрый рисунок, выполненный с натуры различными художественными материалами?
а) набросок;
б) натюрморт;
в) композиция;
г) построение.
Приложение 5
Диагностическая карта
_______________________ диагностика/аттестация 2023 – 2024 уч. год
№ п\п | Фамилия, имя учащегося | Вопрос | Итог | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||||
1 |
|
|
|
|
|
|
| |
2 |
|
|
|
|
|
|
| |
3 |
|
|
|
|
|
|
| |
4 |
|
|
|
|
|
|
| |
5 |
|
|
|
|
|
|
| |
6 |
|
|
|
|
|
|
| |
7 |
|
|
|
|
|
|
| |
8 |
|
|
|
|
|
|
| |
9 |
|
|
|
|
|
|
| |
10 |
|
|
|
|
|
|
| |
11 |
|
|
|
|
|
|
| |
12 |
|
|
|
|
|
|
| |
13 |
|
|
|
|
|
|
| |
14 |
|
|
|
|
|
|
| |
15 |
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 6
Критерии оценивания выставки творческих работ по одной теме
№ п./п. | Критерии | Показатели | Выводы о выполнении работы | ||
1 | Соответствует ли творческая работа заданной тематике?
| Работа в полной мере соответствует заданной тематике + | Работа не соответствует заданной тематике _ |
| |
2 | Гармонично ли составлена композиция на работе? | Композиция на работе составлена гармонично + | Композиция на работе составлена негармонично - |
| |
3 | Пропорционально ли смотрятся нарисованные объекты на листе? | Нарисованные объекты на листе смотрятся пропорционально + | Нарисованные объекты на листе смотрятся непропорционально - |
| |
4 | Изображены ли объекты детализировано? | Объекты изображены детализировано + | Объекты изображены не детализировано - |
| |
5 | Правильно ли подобран цвет? | Цвет подобран правильно + | Цвет подобран неправильно - |
| |
6 | Проявил ли воспитанник фантазию в своей работе? | Воспитанник проявил ли фантазию в своей работе + | Воспитанник не проявил ли фантазию в своей работе - |
| |
7 | Какое впечатление производит, нравится/не нравится? | Нравится + | Не нравится - |
|
Приложение 7
Лист оценки достижений воспитанников
Кружка «Мастерская чудес»
Группа ____________________________________
Педагог:____________________________________
№ п\п |
Фамилия, имя учащегося | Тестирование |
Участие в конкурсах и выставках
| |||
Входное | Проме- жуточное | Итоговое | 1 полугодие | 2 полугодие | ||
1 |
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
|
|
9 |
|
|
|
|
|
|
10 |
|
|
|
|
|
|
11 |
|
|
|
|
|
|
12 |
|
|
|
|
|
|
13 |
|
|
|
|
|
|
14 |
|
|
|
|
|
|
15 |
|
|
|
|
|
|
3.3. Календарно-тематическое планирование
Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Мастерская чудес»
№ | Наименование темя занятия | Кол-во часов | Дата по расписанию | Форма аттестации /контроля | Примечание (коррек-тировка) | |
по плану | по факту | |||||
1 | Тема 1. Вводное занятие. Требования по технике безопасности при работе с инструментами. Назначение инструментов, используемых в работе. Правила внутреннего распорядка. Обязанности обучающихся. Организация занятий. Содержание рабочего места. | 2 | 04.09. 08.09.2023 |
| Входящий контроль. Входное тестирование |
|
2. | Тема 2. Бумагопластика. Аппликация с элементами конструирования. Демонстрация образцов, иллюстраций, дидактического материала. «Вместе весело шагать» | 2 | 11.09. 15.09.2023 |
| Просмотр и анализ работ |
|
3. | Вырезывание по нарисованному контуру; составление образов и композиций; «расшифровка» смыслов «Листопад, листопад, листья жёлтые летят» | 2 | 18.09. 22.09.2023 |
| Просмотр и анализ работ |
|
4. | Изготовление поделок, соединение отдельных частей при помощи клея ПВА, ниток. Освоение приемов резания ножницами, склеивания, складывания «Государственные символы» | 2 | 25.09. 29.09.2023 |
| Просмотр и анализ работ. Выставка творческих работ. |
|
| Итого за сентябрь | 8 часов |
|
|
|
|
5. | Тема 3. Нетрадиционные техники рисования Расширять представления детей о нетрадиционных способах рисования «Осенний пейзаж» | 2 | 02.10.-.06.10.2023. |
| Просмотр и анализ работ.
|
|
6. | Создание беспредметных (абстрактных) композиций; составление цветовой палитры. Показать новые способы получения абстрактных изображений, необычных форм Учить изображать предметы способом цветовой растяжки «по мокрому» «Осень-грустная пора» | 8 | 09.10 -27.10.2023. |
| Просмотр и анализ работ.
|
|
| Итого за октябрь | 10 |
|
|
|
|
7. | Тема 4. Природный материал, художественное конструирование. Пробудить у детей любовь к родной природе, содействовать воспитанию у них патриотических чувств. Научить детей работать с природным материалом; научить приему приклеивания засушенных листьев и семян на бумажную основу. «Дары осеннего леса» | 4 | 30.10.-10.11.2023 |
| Просмотр и анализ работ.
|
|
8. | Продолжать знакомить детей со свойствами различных природных материалов и способами работы с ними. Шишки, семена растений, хвоя, желуди, скорлупа «Композиция ко Дню матери»
| 6 | 13.11..-01.12.2023. |
| Просмотр и анализ работ.
|
|
| Итого за ноябрь | 9 |
|
|
|
|
9. | Тема: 5. Бросовый материал. Моделирование. Вызвать у детей интерес к созданию украшений из природного материала «Бусы для белочки» | 2 | 04.12.-08.12. 2023. |
| Просмотр и анализ работ.
|
|
10. | Учить, самостоятельно выбирать и грамотно сочетать разные изобразительные техники при создании одной поделки. Расширить опыт детского творчества в технике «коллажирования» Макеты и плакаты «Герои Отечества» | 6 | 11.12.-29.12.2023. |
| Просмотр и анализ работ.
|
|
| Итого за декабрь | 8 |
|
|
|
|
11. | Промежуточная аттестация Проводится в конце декабря, в виде выставленных работ на выставке участников кружка в ДОУ. Выставка «Символ года» | 2 | 25.12.-29.12.2023 |
| Текущий контроль Просмотр и анализ работ.
|
|
| Итого за первое полугодие | 38 |
|
|
|
|
12. | Тема: 7. Пластилинография Познакомить детей с техникой рельефной лепки. Учить делать полуобъёмные изображения, передавать характерные особенности. «Праздник Рождества» | 2 | 09.01-19.01..2024. |
| Просмотр и анализ работ.
|
|
13. | Учить создавать фантазийные композиции; развивать творческое воображение «Танец снежинок» | 4 | 22.01.-02.02..2024. |
| Просмотр и анализ работ.
|
|
| Итого за январь | 6 |
|
|
|
|
14. | Тема: 8. Рисование декоративное Учить строить круговой узор из центра, симметрично располагая узор на лучах. Развивать чувство композиции «Подарок папе» | 2 | 05.02.2024 |
| Просмотр и анализ работ.
|
|
15. | Применить в работе знания и соответствующие изобразительные умения, освоение детьми характерных элементов, колорита, композиций, узоров той или иной росписи. Уметь создавать выразительные узоры на бумаге разного формата и на объемных предметах; воспитывать при этом чувства формы, ритма, симметрии. «Подарок для мамы» | 4 | 06.02.-01.03.2024. |
| Просмотр и анализ работ.
|
|
| Итого за февраль | 6 |
|
|
|
|
16. | Тема 9. Бумагопластика. Аппликация с элементами рисования. Показать новые способы получения изображений, необычных форм «Масленичные гуляния» | 2 | 11.03.-15.03.2024 |
| Просмотр и анализ работ.
|
|
17. | Создание композиций из окошек с симметричными силуэтами кошек и декоративными занавесками разной формы. Закреплять способ вырезывания из бумаги сложенной вдвое. Вызвать интерес к обыгрыванию вырезанной одежды. «Гардероб для модницы» | 4 | 18.03..-29.03.2024. |
| Просмотр и анализ работ.
|
|
| Итого за март | 6 |
|
|
|
|
18. | Тема: 10. Лепка из соленного теста Познакомить с методикой приготовления солёного теста, развивать духовное начало, обучать основным правилам приготовления солёного теста его хранения, приучать к аккуратной работе за столом, воспитывать выдержку. «День космонавтики» | 2 | 01.04.-05.04.2024. |
|
|
|
19. | Упражнять в технических и изобразительных навыках лепки животных. Развивать гибкость пальцев рук, научить видеть конечный результат задуманной работы. Воспитывать умение работать самостоятельно. Совершенствовать технику скульптурной лепки. Учить использовать в работе то количество теста, которое необходимо для моделирования. Развивать чувство формы и пропорций. Воспитывать интерес к работе. «Животные жарких стран»
| 6 | 08.04..-26.04.2024. |
| Просмотр и анализ работ.
|
|
| Итого в апреле | 8 |
|
|
|
|
20. | Тема: 11. Бросовый+ природный материал, с элементами экспериментирования. Продолжать знакомить детей со свойствами разных материалов и способами работы с ними. Воспитывать интерес к художественному экспериментированию. «Эколята» | 2 | 13.05.-17.05.2024. |
| Просмотр и анализ работ.
|
|
21. | Вызвать интерес к экспериментированию с фольгой; воспитывать интерес к народной культуре, развивать творческое воображение «Весенние фантазии» | 4 | 20.05.-31.05.2023. |
| Просмотр и анализ работ.
|
|
22. | Итоговая аттестация | 2 | 03.06.-07.06.2024. |
| Итоговый контроль |
|
| Итого за год: | 72 |
|
|
|
|
3.4. Лист корректировки
Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Мастерская чудес»
№ п/п | Причина корректировка | Дата | Согласование с заведующим ДОУ (подпись) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3.5. План воспитательной работы
Кружка «Мастерская чудес» МБДОУ «Детский сад №12 «Берёзка»
Ответственный педагог дополнительного образования.
Сентябрь
Мероприятия |
«Вместе весело шагать» (Выставка работ) Участие в мероприятии «День дошкольного работника». Флешмоб. «День Государственного герба и Государственного флага Республики Крым». (Выставка работ) |
Октябрь
Мероприятия |
Выставка поделок «Осенние богатства». |
Ноябрь
Мероприятия |
День народного единства Выставка рисунков |
День матери Мастер-класс |
Декабрь
Мероприятия |
1.День Конституции Российской Федерации (Выставка плакатов) |
2.День героев Отечества (Макеты) |
3.День Неизвестного солдата (Макеты) |
4.Выставка поделок «Символ года» |
Январь
Мероприятия |
Светлый праздник Рождества (конкурс открыток на Рождество) |
Февраль
Мероприятия |
Традиции и культура народов Крыма. Выставка поделок |
Широкая Масленица Выставка работ «Чучело-Масленица» |
Развлечение «День защитника Отечества» (Открытка папе) |
Выставка открыток «Подарок папе» |
Март
Мероприятия |
День воссоединения Крыма с Россией «Крымская Весна!» (выставка плакатов) |
Международный женский день (выставка открыток для мамы) |
Неделя детской и юношеской книги. (выставка книжки-малышки) |
Выставка стенгазет «Моя мама лучшая на свете» |
Апрель
Мероприятия |
«Разные возможности-равные права» (выставка плакатов) |
День космонавтики (выставка открыток для космонавта) |
Неделя детской и юношеской книги. (выставка книжки-малышки) |
«День освобождения Бахчисарая» (цветы к памятнику Севастопольским курсантам) |
Май
Мероприятия |
«День Победы» (Выставка плакатов) |
«Весна, весна на улице!» (Коллаж) |
Итоговое мероприятие. Общая выставка работ за год |