Управление образованием администрации муниципального образования Ейский район
Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования дом детского творчества муниципального образования Ейский район
Принята на заседании Утверждаю:
педагогического совета Директор МБОУ ДО ДДТ
от «_____»___________2018г. МО Ейский район
Протокол № ___ ___ ________ И.А. Дикая
«_____»___________2018г.
______________
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Улыбка (хореография)»
Уровень программы: базовый
(ознакомительный, базовый или углубленный)
Срок реализации программы: 1 год (204часа)
(общее количество часов)
Возрастная категория: от 12 до 14лет
Вид программы: модифицированная
(типовая, модифицированная, авторская)
Автор-составитель:
Педагог дополнительного
образования Абраменко С.Ф.
ст. Камышеватская
2018 г
Содержание программы
| Введение | 3 |
|
1. | Раздел 1 программы «Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание, планируемые» | 3 |
1.1 | Пояснительная записка программы. | 3 |
1.2 | Цели и задачи. | 5 |
1.3 | Содержание программы. | 6 |
1.4 | Планируемые результаты. | 10 |
2. | Раздел 2 программы «Комплекс организационно-педагогических | 11 |
условий» |
2. 1. | Условия реализации программы. | 11 |
2. 2. | Формы аттестации. | 11 |
2. 3. | Оценочные материалы. | 12 |
2. 4. | Методические материалы. | 12 |
2. 5. | Список литературы. | 17 |
| Приложения | 18 |
Введение
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Улыбка» (хореография) направлена на гармоничное развитие личности, на формирование у воспитанников танцевальных навыков, что способствует повышению общей культуры ребенка.
Данная программа составлена для возрастной категории от 12 до 14 лет. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребёнка, формируется личность человека. В данный период ребенок интенсивно растёт и развивается, движения становятся его потребностью, поэтому физическое воспитание особенно важно в этот возрастной период. Программа по хореографии имеет оздоровительно-развивающую направленность. Составлена данная программа с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта. Программа была разработана с учётом возрастных особенностей детей, их физического развития на основе дифференцированного и индивидуального подхода. Предполагается, что освоение основных разделов программы поможет естественному развитию организма ребёнка, морфологическому и функциональному совершенствованию его отдельных органов и систем. Обучение по программе создаёт необходимый двигательный режим, положительный психологический настрой, хороший уровень занятий.
1. Раздел 1 «Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание, планируемые результаты»:
1.1. Пояснительная записка
Танцевальное искусство с незапамятных времен занимало в жизни человека важное место. Создаваясь на протяжении многих столетий, танец стал подлинной художественной энциклопедией социальной жизни народа.
Искусство танца – это синтез эстетического и физического развития человека. В процессе обучения развиваются физические данные воспитанников, формируются необходимые технические навыки, накапливается определенный запас лексики.
Программа направлена на гармоничное развитие личности, на формирование у воспитанников танцевальных навыков, что способствует повышению общей культуры ребенка. Танцы имеют большое воспитательное значение и доставляют эстетическую радость. Среди множества форм художественного воспитания подрастающего поколения хореография занимает особое место.
Занятия танцем не только учит понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, дают гармоничное пластическое развитие. Синкретичность танцевального искусства подразумевает развитие чувства ритма, умение слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения, одновременно развивать и тренировать мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность.
Занятия хореографией дают организму физическую нагрузку, равную сочетанию нескольких видов спорта. Занятия танцем формируют правильную осанку, прививают основы этикета и грамотные манеры поведения в обществе, дают представление об актерском мастерстве.
Танец имеет огромное значение как средство воспитания национального самосознания.
Направленность
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Улыбка» (хореография) имеет художественную направленность и базовый уровень освоения. Программа позволяет детям путем систематических занятий хореографией приобрести танцевальные навыки, укрепить свое физическое здоровье, развить музыкальные данные (чувство ритма, слуха), а также удовлетворить свою потребность в общении, самоутверждении и самовыражении.
Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время, особое внимание уделяется культуре, искусству и приобщению детей к здоровому образу жизни, к общечеловеческим ценностям. Укрепление психического и физического здоровья. Получение общего эстетического, морального и физического развития.
Новизна данной образовательной программы состоит в том, что большая часть занятия, опирается на партерный экзерсис и также предусмотрен отдельный блок сценическое движение, в котором расположены блоки: актерское мастерство и творческая деятельность.
Педагогическая целесообразность программы объясняется основными принципами, на которых основывается вся программа, это – принцип взаимосвязи обучения и развития; принцип взаимосвязи эстетического воспитания с хореографической и физической подготовкой, что способствует развитию творческой активности детей, дает детям возможность участвовать в постановочной и концертной деятельности. Эстетическое воспитание помогает становлению основных качеств личности: активности, самостоятельности, трудолюбия. Программный материал нацелен на развитие ребенка, на приобщение его к здоровому образу жизни в результате разностороннего воспитания (развитие разнообразных движений, укрепление мышц; понимание детьми связи красоты движений с правильным выполнением физических упражнений и др.)
Отличительные особенности от уже существующих программ
Отличительной особенностью данной дополнительной образовательной программы от уже существующих дополнительных образовательных программ является то, что искусство танца не стоит на месте, оно продолжает развиваться, появляются различные новые направления. Современный эстрадный танец позволяет расширить возможности воспитанников кружка в разных жанрах хореографии. Дети должны понимать, представлять и уметь выразить материал эстрадного жанра. В обучение хореографией вводится «Актёрское мастерство», где воспитанники ансамбля учатся творить танец своим эмоциональным, психологическим содержанием.
В рамках данной программы реализуются следующие педагогические идеи:
1. Формирование ценностных основ культуры личности, которая трактуется как гармония культуры знания, чувств и творческого действия, обогащение внутренней культуры (духовность) и воспитание внешней культуры, проявляющейся в общении, поведении, и одежде и т.п.
2. Опора на личностно-ориентированный подход в образовании и игровые технологии.
3. Концепция и содержание настоящей программы материализует идею творческого развития каждого ребенка.
4. Личностно-ориентированный подход к образованию с использованием здоровьесберегающих технологий способствует сохранению и укреплению физического и социального здоровья воспитанника.
5. Учёт особенностей культуры своего народа (этнокультуры), национального менталитета, а также особенностей местной региональной культуры.
Адресат программы
Программа «Улыбка» рассчитана на одновозрастной состав. В объединении могут заниматься дети 12-14 лет. Мир танца огромен и разнообразен. Каждый может «найти себя» в нем. Обучающиеся принимаются в хореографический коллектив без специального отбора.
Программа предусматривает один этап, один год обучения. Программа составлена с учетом возрастных и психологических возрастных особенностей обучающихся. В зависимости от возраста и подготовки обучающихся, педагог проводит сокращения и упрощения в практической работе с младшими обучающимися. Большое внимание уделяется формированию музыкальных умений и навыков у детей младшего школьного возраста. С этой целью по многим занятиям, имеются добавления или изменения. В программе чередуются различные виды и формы занятий, с учетом возрастных возможностей и задатков старших обучающихся, в то же время для них идет усложнение приемов работы, разумно чередуется нагрузка. Во время занятий идет непосредственный обмен знаниями и умениями между обучающимися, сотрудничество и взаимопомощь. При организации работы, важно привлекать старших обучающихся, помощь которых может выразиться непосредственно в проведение занятий, и помощь младшим обучающимся во время практической работы. В работе используются групповая технология обучения, которая предполагает организацию совместных действий, коммуникацию, общение, взаимопомощь. Изучаемый материал по содержанию и объему и практические задания по методам выполнения соответствует уровню подготовки обучающихся, их возможностям. Уровень подготовленности определяется просмотром физических данных обучающихся. Допускается дополнительный набор обучающихся.
Уровень программы, объем и сроки реализации
Уровень программы базовый.
Программа рассчитана на 1 год обучения и составляет 204 часа.
Занятия хореографического кружка состоят из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает краткие сведения о развитии хореографического искусства, беседы о красоте вокруг нас, профессиональной ориентации воспитанников. Практическая часть работы направлена на получение навыков хореографического мастерства.
Построение программы по крупным блокам тем - «Ритмика и элементы музыкальной грамоты, «Танцевальная азбука», «Танец», «Беседы по хореографическому искусству» - даёт педагогу возможность вариативно выстраивать работу с детьми.
Особенности организации образовательного процесса:
Программа данного уровня направлена на освоение определённого вида деятельности, углубление и развитие их интересов и навыков, расширение спектра специализированных занятий по различным дисциплинам; формирование устойчивой мотивации к выбранному виду деятельности; формирование специальных знаний и практических навыков, развитие творческих способностей ребенка. В процессе обучения накапливаются базовые знания, умения и навыки, что способствует не только успешности обучения, но и создаёт возможности освоения творческо-продуктивной, проектной и учебно-исследовательской деятельностей.
Состав группы- постоянный..
Формы проведения занятий: групповая форма с ярко выраженным индивидуальным подходом; подгрупповые. В учебно-воспитательный процесс, так же включены различные виды проведения учебного занятия: беседа, игра, конкурс, мастер-класс, наблюдение, открытое занятие, посиделки, праздник, практическое занятие, представление, презентация, соревнование, экскурсия.
Форма обучения – очная.
Режим занятий
Занятия проводятся:
3 раза в неделю по 2 часа;
продолжительность каждого учебного занятия составляет 40 минут;
продолжительность перерыва между занятиями – 10 минут.
1.2. Цель и задачи программы.
Цель
- освоение элементов хореографического мастерства, повышение общекультурного уровня участников хореографического объединения.
-активная творческая самореализация умений и навыков воспитанников в практической хореографической деятельности.
Задачи
Образовательные:
Личностные:
Метапредметные:
научить понимать и принимать учебную задачу, сформулированную педагогом;
планировать свои действия на отдельных этапах работы над танцем;
осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
научить пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения артиста;
научить понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
-
1.3. Содержание программы
Учебный план
№ | Тема | Количество часов | Формы аттестации/контроля |
всего | теория | практика | |
1 | Вводное занятие | 2 | 2 | - | беседа |
2 | Ритмика, элементы музыкальной грамоты | 34 | 10 | 24 | |
2.1 | Элементы музыкальной грамоты | 10 | 5 | 5 | |
2.2 | Ритмика | 10 | 5 | 5 | |
2.3 | Основные танцевальные точки | 10 | - | 10 | |
2.4 | Танцевальные элементы | 4 | | 4 | |
3 | Танцевальная азбука | 36 | 6 | 30 | |
3.1 | Гимнастические элементы | 10 | 3 | 7 | |
3.2 | Упражнения для развития правильной осанки | 10 | 2 | 8 | Концерт «В зимнем танце» |
3.3 | Танцевальные шаги | 10 | 1 | 9 | |
3.4 | Аэробика | 6 | - | 6 | |
4 | Танец | 50 | 12 | 38 | |
4.1 | Фигуры в танце | 10 | 3 | 7 | |
4.2 | Основные танцевальные точки | 10 | 3 | 7 | |
4.3 | Разучивание танцевальных элементов | 10 | 3 | 7 | |
4.4 | Комбинации с использованием гимнастических упражнений | 10 | 1 | 9 | |
4.5 | Самые известные танцы | 10 | 2 | 8 | |
5 | Беседы по хореографическому искусству | 10 | 5 | 5 | |
6 | Творческая деятельность | 34 | 10 | 24 | |
6.1 | Танцевальный тренинг | 10 | 3 | 7 | |
6.2 | Упражнения для развития мышечной силы | 12 | 5 | 7 | |
6.3 | Образные, игровые, двигательные действия | 12 | 2 | 10 | |
7 | Композиционно-постановочный практикум | 36 | 12 | 24 | |
7.1 | Упражнения на дыхание | 12 | 6 | 6 | |
7.2 | Игроритмика | 12 | 3 | 9 | |
7.3 | Креативная гимнастика | 12 | 3 | 9 | |
8 | Итоговое занятие | 2 | - | 2 | Концерт «Здравствуй, лето!» |
| Всего | 204 | 57 | 147 | |
Содержание учебного плана
1. Вводное занятие. Теория: Вводное занятие. Техника безопасности на занятии.
2. Ритмика и элементы музыкальной грамоты.
2.1. Элементы музыкальной грамоты. Теория: Повторение изученного раннее материала. Ознакомление с основными понятиями и определениями Практика: Разминка. Подвижные музыкальные игры. Высокий шаг в разном темпе и ритме. Повторение ритмического рисунка прозвучавшей мелодии. Бег: легкий, широкий (волк), острый.
2.2. Ритмика. Теория: Изучение упражнений у станка (палки, опоры): battement releve, demi plie, grand plie. Прыжковые движения с продвижением вперёд назад. Прямой галоп, подскоки. Практика: Строевые упражнения. Построения в шеренгу и в колонну. Перестроения в круг.
2.3. Основные танцевальные точки. Теория: Бег по кругу и по ориентирам. Повторение ритмического рисунка прозвучавшей мелодии. Повороты и наклоны корпуса. Основные танцевальные точки. шаги. Диагональ середина. Понятие о рабочей и опорной ноге. Практика: Танцевальные элементы. Понятия «шаг» 45о , 90о, 180о. Танцевальный элемент: «квадрат», «крест». Постановка корпуса. Движения плечами, бедрами, руками, животом. Простейшие танцевальные элементы.
3. Танцевальная азбука.
3.1. Гимнастические элементы. Теория: Изучение упражнений у станка: grand battement. Танцевальный шаг, подскоки назад вперёд, галоп. Наклоны и повороты с хореографической точки зрения. Практика: Гимнастические элементы. Ритмические упражнения в различных комбинациях. Упражнения на дыхание.
3.2. Упражнения для развития правильной осанки. Теория: Упражнения для развития правильной осанки. Три подразделения в танце и музыке. Марш. Понятие о марше. Практика: Ритмический счет. Три «кита» в музыке. Песня и танец. Обсуждение.
3.3 Танцевальные шаги. Теория: Разучивание танцевальных шагов. Шаг с приседанием, приставной с притопом. Практика: Танцевальный бег (ход на полу пальцах). Упражнения для профилактики плоскостопия. Концерт «В зимнем танце». Тройной шаг. Упражнения на ориентацию в пространстве.
3.4. Аэробика. Теория: Аэробика. Разучивание движений. Приставные шаги. Синхронность исполнения. Практика: Изучения вращения по диагонали, в движении по прямой. Партнер и партнерша. Понятие дуэт. Объяснение материала.
4. Танец.
4.1. Фигуры в танце. Теория: Квартет в танце. Простейшие фигуры танца. Практика: Разучивание танца в паре. Танцевальная технология. Ритмичное исполнение различных мелодий. Развитие музыкального слуха.
4.2. Основные танцевальные точки. Теория: Основные танцевальные точки в зале. Определяем высоту шага. Равномерное распределение тяжести корпуса на рабочую ногу. Практика: Знакомство с дробями: двуоли, триоли. Озвучивание хореографических терминологий.
4.3. Разучивание танцевальных элементов. Теория: Постановка корпуса. Работа с зеркалом. Практика: Разучивание танцевальных элементов. Наклоны корпуса в разных направлениях. Правильный наклон грудью вперёд, голова на зрителя. Гимнастические элементы.
4.4. Комбинации с использованием гимнастических упражнений. Теория: Комбинации с использованием гимнастических упражнений. Музыкальное понятие – помощник в движении. Обсуждение вопроса: Из чего состоит музыка? Практика: Отличие марша от других танцев. Темы марша, счет, простукивание на счет 1,2,3,4.
4.5. Самые известные танцы. Теория: Из чего состоит песня? Самые известные танцы (полька, вальс). Продолжение изучения танцевальных шагов. Практика: Выполнение различных танцевальных шагов на полу пальцах. Разучивание комбинаций с тройным шагом.
5. Беседы по хореографическому искусству. Теория: Танцевальные игры. Выполнение простейших приставных шагов синхронно. Дать основные понятия в танце. Практика: Исполнение танцевальных фигур в паре. Танцевальные костюмы. История костюма.
6. Творческая деятельность.
6.1. Танцевальный тренинг. Теория: Танцевальные обряды. Определение. Практика: Танцевальный тренинг. Игры психо – эмоциональной разгрузки. Тренинг общения. Понятие релаксации.
6.2. Упражнения для развития мышечной силы. Теория: Понятия о правилах хорошего тона. Группировка в положении лёжа и сидя. Практика: Перекаты вперёд назад: «кочки», «камушки». Растяжка ног. Стрейчинг. Работа над танцем «О России». Упражнения для развития мышечной силы. Подскоки. Движения современной пластики. Пружинистый шаг. Перекаты стопы.
6.3. Образные, игровые, двигательные действия. Теория: Образные, игровые, двигательные действия. Игры на определение динамики муз. произведения. Игры для развития ритма и музыкального слуха. Практика: Постановка вальса. Разучивание основных элементов. Игры превращения .
7. Композиционно - постановочный практикум.
7.1.Упражнения на дыхание. Теория: Упражнения на дыхание. Типы дыхания. Дыхание с задержкой. Практика: Методика исполнения прыжков. Составление танцевальных комбинаций. Основы свинговой техники (проучивание комбинаций на основе сброса корпуса и рук). Изучения движений в партере.
7.2. Игроритмика. Теория: Координация движений рук. Техничное исполнение движений в характере современного танца.
Практика: Методика исполнения прыжков. Составление танцевальных комбинаций. Хлопки и удары ногой на каждый счет и через счет. Выполнение движений руками в различном темпе.
7.3. Креативная гимнастика. Теория: Различие динамики звука «громко-тихо». Практика: Креативная гимнастика. Развитие изоляции (работа над отдельными частями тела(рук, ног, диафрагмы, головы, бедер и т.д.)Упражнение на развитие выдумки «Зеркало». Воображение творческой инициативы: «Угадай, кто я?» . Повторение этюдов. Подбор костюмов. Подготовка к итоговому занятию.
8. Итоговое занятие.
Теория: Итоговое занятие. Практика: Концерт «Здравствуй, лето!».
1.4. Планируемые результаты
Предметные результаты:
у обучающихся будут сформированы:
зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость и фантазию, воображение, образное мышление;
Личностные результаты:
у обучающихся будут сформированы:
Метапредметные результаты:
обучающиеся будут:
понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
проявлять индивидуальные творческие способности при постановке танца.
планировать свои действия на отдельных этапах работы над танцем;
контролировать, корректировать и давать оценку результатов своей деятельности;
2. Раздел 2 «Комплекс организационно-педагогических условий, включающий формы аттестации».
2.1. Условия реализации
Материально- техническое оснащение:
Для успешной реализации программы требуется хорошо освещенный и оборудованный кабинет. Занятия проходят в специально оборудованном классе, с использованием аудио аппаратуры. Для занятий необходима специальная форма, и обувь. Для концертных номеров необходимы соответствующие костюмы.
Информационное обеспечение: –аудио, видео и фото-материалы.
Кадровое обеспечение: Для реализации программ базового уровня требуется педагог, обладающий профессиональными знаниями в предметной области, знающий специфику ДО, имеющий практические навыки в сфере организации интерактивной деятельности детей.
2.2. Формы аттестации
Оценка качества реализации программы включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную, итоговую аттестацию учащихся.
Успеваемость учащихся проверяется на различных выступлениях: контрольных уроках, зачетах, концертах, конкурсах, просмотрах к ним и т.д.
Текущий контроль успеваемости учащихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Контрольные уроки, зачеты и экзамены могут проходить в виде просмотров концертных номеров.
2.3. Оценочные материалы
Для успешной реализации программы разработаны и применяются следующие дидактические материалы:
иллюстративный и демонстрационный материал:
иллюстративный материал к теме «Ритмика и элементы музыкальной грамоты»;
иллюстрации, репродукции к темам по истории танца;
раздаточный материал:
материалы для проверки освоения программы:
В учебно-воспитательный процесс включены экскурсии, воспитательные мероприятия, психологические тренинги, что позволит накопить и расширить зрительский опыт воспитанников, развить у них умение отличать настоящее искусство от «лживого», приходить к правильному нравственному суждению.
2.4. Методические материалы
При реализации программы «Улыбка» используются как традиционные методы обучения, так и инновационные технологии: репродуктивный метод (педагог сам объясняет материал); объяснительно-иллюстративный метод (иллюстрации, демонстрации, в том числе показ видеофильмов); проблемный (педагог помогает в решении проблемы); поисковый (воспитанники сами решают проблему, а педагог делает вывод); эвристический (изложение педагога + творческий поиск обучаемых), методы развивающего обучения, метод взаимообучения, метод временных ограничений, метод полных нагрузок (превращает тренинг в цепь целесообразных, вытекающих одно из другого упражнений), метод ступенчатого повышения нагрузок (предполагает постепенное увеличение нагрузок по мере освоения технологии голосоведения и сценической речи), метод игрового содержания, метод импровизации.
Особенности групповой технологии заключаются в том, что группа делится на подгруппы для решения и выполнения конкретных задач; задание выполняется таким образом, чтобы был виден вклад каждого обучающегося. Так же при работе используются здоровьесберегающие технологии. Личностно-ориентированный подход к образованию с использованием здоровьесберегающих технологий способствует сохранению и укреплению физического и социального здоровья воспитанника.
Использование разнообразных форм обучения повышает продуктивность занятий, повышает интерес обучающихся к учебному процессу.
№ | Раздел или тема программы | Описание методов обучения | Описание технологий, в том числе информационных | Форма организации учебного занятия | Тематика и формы методических материалов по программе | Дидактический материал | Алгоритм учебного занятия |
1 | Вводное занятие | словесный | Технология группового обучения | комбинированное | Литература по проблеме | Задания творческого характера | Организационный момент. Основная часть. Закрепление. Итог. |
2 | Ритмика, элементы музыкальной грамоты | Наглядна практический | Технология коллективной творческой деятельности | комбинированное | Литература по проблеме Конспекты занятий | Задания творческого характера | Организационный момент. Основная часть. Закрепление. Итог. |
3 | Танцевальная азбука | Наглядна практический, игровой | Технология коллективной творческой деятельности | комбинированное | Литература по проблеме Конспекты занятий | Упражнения | Организационный момент. Основная часть. Закрепление. Итог. |
4 | Танец | Наглядна практический, игровой | Технология коллективной творческой деятельности | комбинированное | Литература по проблеме Конспекты занятий | Задания творческого характера | Организационный момент. Основная часть. Закрепление. Итог. |
5 | Беседы по хореографическому искусству | Наглядна практический, игровой | Технология коллективной творческой деятельности | комбинированное | Литература по проблеме Конспекты занятий | Задания творческого характера | Организационный момент. Основная часть. Закрепление. Итог. |
6 | Творческая деятельность | Наглядна практический, игровой | Технология коллективной творческой деятельности | комбинированное | Литература по проблеме Конспекты занятий | Задания творческого характера | Организационный момент. Основная часть. Закрепление. Итог. |
7 | Композиционно-постановочный практикум | Наглядна практический, игровой | Технология коллективной творческой деятельности | комбинированное | Литература по проблеме Конспекты занятий | Упражнения, раздаточный материал | Организационный момент. Основная часть. Закрепление. Итог. |
8 | Итоговое занятие | игровой | Технология коллективной творческой деятельности | комбинированное | Литература по проблеме Конспекты занятий | Литература по проблеме Конспектзанятий, Задания творческого характера | Организационный момент. Основная часть. Закрепление. Итог. |
2.5. Список литературы
для обучающихся:
1. Браиловская Л.В. Танцуют все!.-Ростов н/Д: Феникс,2013г.-251с.
2. Слуцкая С.Л. Танцевальная мозаика. Хореография в детском саду.- М.: Линка-пресс, 2013. - 272 с.
для педагога:
1. Захаров Р. Сочинение танца.-М.:Искусство,2014г.-237с.
2. Красовская В. Ваганова.-Л.:Искусство,2015г.-223с.
3. Холл Д. Уроки танцев.-М.:АСТ:Астрель,2013г.-409с
4. Зарецкая Н., Роот З., Танцы в детском саду. – М.: Айрис-пресс, 2017. – 112 с.
5. Каплунова И., Новоскольцева И. Этот удивительный ритм. Развитие чувства ритма у детей. –СПб.: Композитор, 2014. - 76 с.
6. Суворова Т.И. Танцевальная ритмика для детей 4. – СПб.: Музыкальная палитра, 2014. – 44 с.
7. Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. «Са-Фи-Дансе» - танцевально-игровая гимнастика для детей. – СПб.: Детство-пресс, 2013. -352 с.
Календарный учебный график
№ п/п | Дата | Тема занятия | Кол-во часов и продолжительность занятия | Форма проведения/организациизанятия | Место проведения занятия | Примечание |
планируемая | фактическая |
| | | Вводное занятие. | 2 | | | |
1 | 17.09 | | Вводное занятие. Техника безопасности на занятии. | 2часа по 40 минут | групповая | Кабинет ЛФК | |
| | | Ритмика, элементы музыкальной грамоты | 34 | | | |
| | | Элементы музыкальной грамоты | 10 | | | |
2 | 19.09 | | Ознакомление с основными понятиями и определениями . | 2часа по 40 минут | групповая | Кабинет ЛФК | |
3 | 21.09 | | Разминка. Работа над постановкой – танец «Все пучком». | 2часа по 40 минут | групповая | Кабинет ЛФК | |
4 | 24.09 | | Высокий шаг в разном темпе и ритме. Повторение ритмического рисунка прозвучавшей мелодии. | 2часа по 40 минут | групповая | Кабинет ЛФК | |
5 | 26.09 | | Экзерсис у станка. Основные элементы. Разминка. | 2часа по 40 минут | групповая | Кабинет ЛФК | |
6 | 28.09 | | Бег: легкий, широкий, острый, скользящий. | 2часа по 40 минут | групповая | Кабинет ЛФК | |
| | | Ритмика | 10 | | | |
7 | 01.10 | | Прыжковые движения с продвижением вперёд назад. | 2часа по 40 минут | групповая | Кабинет ЛФК | |
8 | 03.10 | | Изучение упражнений у станка (палки, опоры): battement releve, demi plie, grand plie. | 2часа по 40 минут | групповая | Кабинет ЛФК | |
9 | 05.10 | | Строевые упражнения. Элементы вальса. | 2часа по 40 минут | групповая | Кабинет ЛФК | |
10 | 08.10 | | Изучение упражнений у станка: battement tendu, rond de jambe par terre. | 2часа по 40 минут | групповая | Кабинет ЛФК | |
11 | 10.10 | | Перестроения в круг. Вальс по кругу. | 2часа по 40 минут | групповая | Кабинет ЛФК | |
| | | Основные танцевальные точки | 10 | | | |
12 | 12.10 | | Бег по кругу и по ориентирам Изучение упражнений у станка: battement fondu et battement soutenus.. | 2часа по 40 минут | групповая | Кабинет ЛФК | |
13 | 15.10 | | Закрепление упражнений у станка, изученных ранее. | 2часа по 40 минут | групповая | Кабинет ЛФК | |
14 | 17.10 | | Повороты и наклоны корпуса. Вальсовый квадрат. | 2часа по 40 минут | групповая | Кабинет ЛФК | |
15 | 19.10 | | Основные танцевальные точки. шаги. Диагональ середина. | 2часа по 40 минут | групповая | Кабинет ЛФК | |
16 | 22.10 | | Понятие о рабочей и опорной ноге. | 2часа по 40 минут | групповая | Кабинет ЛФК | |
| | | Танцевальные элементы | 4 | | | |
17 | 24.10 | | Стрейчинг. Работа над постановкой «Письма с фронта». Изучение и повторение элементов танца. | 2часа по 40 минут | групповая | Кабинет ЛФК | |
18 | 26.10 | | Танцевальный элемент: «квадрат», «крест». | 2часа по 40 минут | групповая | Кабинет ЛФК | |
| | | Танцевальная азбука | 36 | | | |
| | | Гимнастические элементы | 10 | | | |
19 | 29.10 | | Изучение упражнений у станка: grand battement. | 2часа по 40 минут | групповая | Кабинет ЛФК | |
20 | 31.10 | | Наклоны и повороты с хореографической точки зрения. | 2часа по 40 минут | групповая | Кабинет ЛФК | |
21 | 02.11 | | Гимнастические элементы. | 2часа по 40 минут | групповая | Кабинет ЛФК | |
22 | 07.11 | | Ритмические упражнения в различных комбинациях. | 2часа по 40 минут | групповая | Кабинет ЛФК | |
23 | 09.11 | | Упражнения на дыхание. Изучение упражнений у станка: adagio. | 2часа по 40 минут | групповая | Кабинет ЛФК | |
| | | Упражнения для развития правильной осанки. | 10 | | | |
24 | 12.11 | | Упражнения для развития правильной осанки. | 2часа по 40 минут | групповая | Кабинет ЛФК | |
25 | 14.11 | | Три подразделения в танце и музыке. | 2часа по 40 минут | групповая | Кабинет ЛФК | |
26 | 16.11 | | Марш. Понятие о марше. Ритмический счет. | 2часа по 40 минут | групповая | Кабинет ЛФК | |
27 | 19.11 | | Изучение прыжков в классическом танце: echappe, assemble, sissonne, jete. | 2часа по 40 минут | групповая | Кабинет ЛФК | |
28 | 21.11 | | Песня и танец. Обсуждение. | 2часа по 40 минут | групповая | Кабинет ЛФК | |
| | | Танцевальные шаги. | 10 | | | |
29 | 23.11 | | Разучивание танцевальных шагов. | 2часа по 40 минут | групповая | Кабинет ЛФК | |
30 | 26.11 | | Шаг с приседанием, приставной с притопом. | 2часа по 40 минут | групповая | Кабинет ЛФК | |
31 | 28.11 | | Танцевальный бег (ход на полу пальцах). | 2часа по 40 минут | групповая | Кабинет ЛФК | |
32 | 30.11 | | Изучение элементов: ковырялочка, припадание, упадание, подебаск. | 2часа по 40 минут | групповая | Кабинет ЛФК | |
33 | 03.12 | | Тройной шаг. Упражнения на ориентацию в пространстве. | 2часа по 40 минут | групповая | Кабинет ЛФК | |
| | | Аэробика. | 6 | | | |
34 | 05.12 | | Аэробика. Разучивание движений. | 2часа по 40 минут | групповая | Кабинет ЛФК | |
35 | 07.12 | | Изучения вращения по диагонали, в движении по прямой. | 2часа по 40 минут | групповая | Кабинет ЛФК | |
36 | 10.12 | | Понятие дуэт. Объяснение материала. | 2часа по 40 минут | групповая | Кабинет ЛФК | |
| | | Танец | 50 | | | |
| | | Фигуры в танце. | 10 | | | |
37 | 12.12 | | Квартет в танце. | 2часа по 40 минут | групповая | Кабинет ЛФК | |
38 | 14.12 | | Простейшие фигуры танца. Разучивание танца в паре. | 2часа по 40 минут | групповая | Кабинет ЛФК | |
39 | 17.12 | | Танцевальная технология. | 2часа по 40 минут | групповая | Кабинет ЛФК | |
40 | 19.12 | | Ритмичное исполнение различных мелодий. | 2часа по 40 минут | групповая | Кабинет ЛФК | |
41 | 21.12 | | Изучение вращения по кругу: бегунок, шене. | 2часа по 40 минут | групповая | Кабинет ЛФК | |
| | | Основные танцевальные точки | 10 | | | |
42 | 24.12 | | Изучение вращения с поджатыми, обертас. | 2часа по 40 минут | групповая | Кабинет ЛФК | |
43 | 26.12 | | Основные танцевальные точки в зале. | 2часа по 40 минут | групповая | Кабинет ЛФК | |
44 | 28.12 | | Знакомство с дробями: двуоли, триоли. | 2часа по 40 минут | групповая | Кабинет ЛФК | |
45 | 31.12 | | Знакомство с дробями: простой ключ, комбинации с триолями. | 2часа по 40 минут | групповая | Кабинет ЛФК | |
46 | 09.01 | | Озвучивание хореографических терминологий. | 2часа по 40 минут | групповая | Кабинет ЛФК | |
| | | Разучивание танцевальных элементов. | 10 | | | |
47 | 11.01 | | Постановка корпуса. Работа с зеркалом. | 2часа по 40 минут | групповая | Кабинет ЛФК | |
48 | 14.01 | | Разучивание танцевальных элементов. | 2часа по 40 минут | групповая | Кабинет ЛФК | |
49 | 16.01 | | Изучение упр. веревочка – русская и украинская. | 2часа по 40 минут | групповая | Кабинет ЛФК | |
50 | 18.01 | | Правильный наклон грудью вперёд, голова на зрителя. | 2часа по 40 минут | групповая | Кабинет ЛФК | |
51 | 21.01 | | Гимнастические элементы. | 2часа по 40 минут | групповая | Кабинет ЛФК | |
| | | Комбинации с использованием гимнастических упражнений. | 10 | | | |
52 | 23.01 | | Комбинации с использованием гимнастических упражнений. | 2часа по 40 минут | групповая | Кабинет ЛФК | |
53 | 25.01 | | Музыкальное понятие – помощник в движении. | 2часа по 40 минут | групповая | Кабинет ЛФК | |
54 | 28.01 | | Обсуждение вопроса: Из чего состоит музыка?. | 2часа по 40 минут | групповая | Кабинет ЛФК | |
55 | 30.01 | | Отличие марша от других танцев. | 2часа по 40 минут | групповая | Кабинет ЛФК | |
56 | 01.02 | | Темы марша, счет, простукивание на счет 1,2,3,4. | 2часа по 40 минут | групповая | Кабинет ЛФК | |
| | | Самые известные танцы | 10 | | | |
57 | 04.02 | | Из чего состоит песня ? | 2часа по 40 минут | групповая | Кабинет ЛФК | |
58 | 06.02 | | Самые известные танцы (полька, вальс). | 2часа по 40 минут | групповая | Кабинет ЛФК | |
59 | 08.02 | | Продолжение изучения танцевальных шагов. | 2часа по 40 минут | групповая | Кабинет ЛФК | |
60 | 11.02 | | Выполнение различных танцевальных шагов на полу пальцах. | 2часа по 40 минут | групповая | Кабинет ЛФК | |
61 | 13.02 | | Разучивание комбинаций с тройным шагом. | 2часа по 40 минут | групповая | Кабинет ЛФК | |
| | | Беседы по хореографическому искусству | 10 | | | |
62 | 15.02 | | Просмотр видео с танцами в данном стиле. Беседа по просмотренному. | 2часа по 40 минут | групповая | Кабинет ЛФК | |
63 | 18.02 | | Выполнение простейших приставных шагов синхронно. | 2часа по 40 минут | групповая | Кабинет ЛФК | |
64 | 20.02 | | Изучение основных позиций и поз в современном, эстрадном танце. | 2часа по 40 минут | групповая | Кабинет ЛФК | |
65 | 22.02 | | Исполнение танцевальных фигур в паре. | 2часа по 40 минут | групповая | Кабинет ЛФК | |
66 | 25.02 | | Танцевальные костюмы. История костюма. | 2часа по 40 минут | групповая | Кабинет ЛФК | |
| | | Творческая деятельность | 34 | | | |
| | | Танцевальный тренинг. | 10 | | | |
67 | 27.02 | | Танцевальные обряды. Определение. | 2часа по 40 минут | Экскурсия | костюмерная | |
68 | 01.03 | | Танцевальный тренинг. | 2часа по 40 минут | групповая | Кабинет ЛФК | |
69 | 04.03 | | Игры психо – эмоциональной разгрузки. | 2часа по 40 минут | групповая | Кабинет ЛФК | |
70 | 06.03 | | Тренинг общения. | 2часа по 40 минут | групповая | Кабинет ЛФК | |
71 | 11.03 | | Понятие релаксации. | 2часа по 40 минут | групповая | Кабинет ЛФК | |
| | | Упражнения для развития мышечной силы. | 12 | | | |
72 | 13.03 | | Понятия о правилах хорошего тона. | 2часа по 40 минут | групповая | Кабинет ЛФК | |
73 | 15.03 | | Группировка в положении лёжа и сидя. | 2часа по 40 минут | групповая | Кабинет ЛФК | |
74 | 18.03 | | Стрейчинг. Работа над танцем «О России». | 2часа по 40 минут | групповая | Кабинет ЛФК | |
75 | 20.03 | | Растяжка ног. «Восточная разминка» | 2часа по 40 минут | групповая | Кабинет ЛФК | |
76 | 22.03 | | Упражнения для развития мышечной силы. | 2часа по 40 минут | групповая | Кабинет ЛФК | |
77 | 25.03 | | Подскоки. Движения современной пластики. Пружинистый шаг. Перекаты стопы. | 2часа по 40 минут | групповая | Кабинет ЛФК | |
| | | Образные, игровые, двигательные действия. | 12 | | | |
78 | 27.03 | | Образные, игровые, двигательные действия. | 2часа по 40 минут | групповая | Кабинет ЛФК | |
79 | 29.03 | | Игры на определение динамики муз. произведения. | 2часа по 40 минут | групповая | Кабинет ЛФК | |
80 | 01.04 | | Постановка вальса. Разучивание основных элементов. | 2часа по 40 минут | групповая | Кабинет ЛФК | |
81 | 03.04 | | Игры для развития ритма и музыкального слуха. | 2часа по 40 минут | групповая | Кабинет ЛФК | |
82 | 05.04 | | Движения современной пластики. Пружинистый шаг. | 2часа по 40 минут | групповая | Кабинет ЛФК | |
83 | 08.04 | | Игры превращения . Развитие смекалки. | 2часа по 40 минут | групповая | Кабинет ЛФК | |
| | | Композиционно-постановочный практикум | 36 | | | |
| | | Упражнения на дыхание. | 12 | | | |
84 | 10.04 | | Упражнения на дыхание. | 2часа по 40 минут | групповая | Кабинет ЛФК | |
85 | 12.04 | | Методика исполнения прыжков. Составление танцевальных комбинаций. | 2часа по 40 минут | групповая | Кабинет ЛФК | |
86 | 15.04 | | Основы свинговой техники (проучивание комбинаций на основе сброса корпуса и рук). Изучения движений в партере. | 2часа по 40 минут | групповая | Кабинет ЛФК | |
87 | 17.04 | | Импровизация (подражание животным, комбинирование движений, тренинг на раскрепощенность и свободу мысли). | 2часа по 40 минут | групповая | Кабинет ЛФК | |
88 | 19.04 | | Упражнения для развития ручной умелости. | 2часа по 40 минут | групповая | Кабинет ЛФК | |
89 | 22.04 | | Партнеринг (взаимодействие в паре, движение за счет веса партнера, элементы поддержек). | 2часа по 40 минут | групповая | Кабинет ЛФК | |
| | | Игроритмика. | 12 | | | |
90 | 24.04 | | Координация движений рук. Элементы движений. | 2часа по 40 минут | групповая | Кабинет ЛФК | |
91 | 26.04 | | Техничное исполнение движений в характере современного танца. | 2часа по 40 минут | групповая | Кабинет ЛФК | |
92 | 29.04 | | Методика исполнения прыжков. Составление танцевальных комбинаций. | 2часа по 40 минут | групповая | Кабинет ЛФК | |
93 | 03.05 | | Игроритмика. Передача образа по песне. | 2часа по 40 минут | групповая | Кабинет ЛФК | |
94 | 06.05 | | Хлопки и удары ногой на каждый счет и через счет. | 2часа по 40 минут | групповая | Кабинет ЛФК | |
95 | 08.05 | | Выполнение движений руками в различном темпе. | 2часа по 40 минут | групповая | Кабинет ЛФК | |
| | | Креативная гимнастика. | 12 | | | |
96 | 10.05 | | Различие динамики звука «громко-тихо». | 2часа по 40 минут | групповая | Кабинет ЛФК | |
97 | 13.05 | | Развитие изоляции (работа над отдельными частями тела(рук, ног, диафрагмы, головы, бедер и т.д.) | 2часа по 40 минут | групповая | Кабинет ЛФК | |
98 | 15.05 | | Упражнение на развитие выдумки «Зеркало». | 2часа по 40 минут | групповая | Кабинет ЛФК | |
99 | 17.05 | | Воображение творческой инициативы: «Угадай, кто я?» . | 2часа по 40 минут | групповая | Кабинет ЛФК | |
100 | 20.05 | | Повторение этюдов. Подбор костюмов. | 2часа по 40 минут | групповая | Кабинет ЛФК | |
101 | 22.05 | | Стрейчинг. Подготовка к выпускному. | 2часа по 40 минут | групповая | Кабинет ЛФК | |
| | | Итоговое занятие | 2 | | | |
102 | 24.05 | | Итоговое занятие. Концерт «Здравствуй, лето!». | 2часа по 40 минут | групповая | Кабинет ЛФК | |
| Итого | 204 | |
20