МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА № 150 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА В.И.ЧУДАЙКИНА»
ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА
РОССИЯ, 443051, г. САМАРА, ул. РЕСПУБЛИКАНСКАЯ, д. 50
тел.: (846) 958 66 58 факс: (846) 958 66 58 e-mail: school_150_sam@mail.ru
Программа рассмотрена на заседании ШУМО Протокол № 5 от «26» мая 2023г. Председатель ШУМО __________/С.В.Чернова | Проверено зам директора (ВР) _______Е.В. Рябова «26 » мая 2023г. | | «Утверждаю» Директор МБОУ Школы №150 г.о. Самара ________Л.В. Поспелова «__ «26» мая 2023г. Приказ от___2023г. № | | | | | | |
Дополнительная общеобразовательная
(общеразвивающая) программа
социально-гуманитарной направленности
Лето открытий
(название программы)
Базового уровня
Возраст учащихся: 7-12 лет
Срок реализации программы: 1 месяц
Разработчик программы:
Талеева Д.Р.
начальник лагеря
дневного пребывания
«Улыбка»
2023
Пояснительная записка.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Лето открытий» имеет социально- педагогическую направлен ность.
Программа составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;
- Концепция развития дополнительного образования до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р);
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р);
- План мероприятий по реализации в 2021 - 2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 № 2945-р);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, 3 дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Стратегия социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства Самарской области от 12.07.2017 № 441);
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
- Письмо министерства образования и науки Самарской области от 30.03.2020 № МО-16-09-01/434-ТУ (с «Методическими рекомендациями по подготовке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ к прохождению процедуры экспертизы (добровольной сертификации) для последующего включения в реестр образовательных программ, включенных в систему ПФДО»).
Актуальность разработки программы «Лето открытий» летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей обусловлена рядом факторов:
– повышением спроса родителей и детей на организованный отдых школьников в условиях лагеря с дневным пребыванием;
– обеспечением преемственности в работе лагеря предыдущих лет;
– использование в воспитательной работе педагогически целесообразных, интересных и востребованных участниками летнего отдыха форм воспитательной работы;
- необходимостью использования богатого творческого потенциала детей, подростков и педагогов в реализации поставленных целей и задач.
Программа позволяет решить проблему возрастных особенностей младших школьников. В связи с этим программа направлена на формирование и развитие творческих способностей обучающихся, удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, нравственном, художественно-эстетическом развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания обучающихся, выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся.
Новизна программы заключается в разработке востребованных, актуальных форм воспитательной работы с детьми, социально-педагогического сопровождения детей и временного детского коллектива на протяжении всей смены. Программа оригинальна тем, что гармонично сочетает в себе воспитательную и оздоровительную, игровую, досуговую деятельность воспитанников. Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Лето открытий» является комплексной, так как включает в себя несколько направлений: художественно – творческое, спортивно – оздоровительное, досуговое, познавательное и патриотическое. По продолжительности программа является краткосрочной, продолжительность смены – 18 дней.
Адресат программы. Данная программа является программой базового уровня, предназначенная для детей в возрасте 7-12 лет.
Объем и срок освоения программы. Продолжительность образовательного цикла 1 месяц. Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы – 72 часа, по 4 часа в неделю.
Цель программы «Лето открытий»:
создание благоприятных условий для организации досуга и активного оздоровительного отдыха детей и подростков во время летних каникул;
развитие творческого и интеллектуального потенциала личности, ее индивидуальных способностей и дарований.
Задачи программы:
1. Создание условий для творческой самореализации детей.
2. Выявление интеллектуального и творческого потенциала детей.
3. Развитие устойчивого интереса к различным видам искусства у воспитанников лагеря.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
У учащихся будут сформированы:
1. Развитие умения выказывать своё отношение к окружающим, выражать эмоции.
2. Оценивать свои и чужие поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Мотивация к нравственному развитию и формированию познавательного интереса.
Метапредметные результаты.
Регулятивные. Учащийся научится:
1. Определять и формулировать цель своей деятельности с помощью взрослого.
2. Проговаривать последовательность своих действий.
3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с информацией.
4. Учиться работать по предложенному плану.
Познавательные результаты. Учащийся научится:
Искать и выделять необходимую информацию.
Ставить и формулировать проблемы.
Анализировать объекты с целью выделения признаков, синтез – составление целого из частей.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Искать необходимую информацию, сопоставлять и отбирать эту информацию.
Коммуникативные результаты. Учащийся научится:
1. Развивать умение слушать и понимать речь других.
2. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
3. Уметь работать в паре и в группах.
Предметные результаты. Учащийся приобретет знания:
О сущности, многообразии, содержании деятельности РДДМ.
Об истории дорог, транспорта, ПДД, дорожных знаках.
О здоровом образе жизни.
Об истории музеев, парках, скверах Самары.
О подвигах героев Великой Отечественной войны.
Учащийся научится:
самостоятельно рисовать транспорт, дорожные знаки, дороги;
анализировать и объективно оценивать результаты коллективной деятельности, искать возможности и способы их улучшения;
Учащиеся приобретет навыки:
- выбирать безопасные места и определять условия, обеспечивающие безопасность при переходе проезжей части дороги, железнодорожного переезда;
разрабатывать и реализовывать коллективные и индивидуальные проекты, акции, квесты и другие мероприятия;
приобретать организаторский опыт и опыт работы в коллективе.
Содержание программы
Учебно-тематический план объединений «Лето открытий»
Тематическое планирование.
п/п | Наименование мероприятия | Всего | Теория | Практика | Форма контроля | |
1. | Модуль «Будущее России. Ключевые мероприятия» | 18 | 8 | 10 | | |
1.1 | Церемония подъема(спуска) Государственного флага Российской Федерации и исполнение Государственного гимна Российской Федерации | 1 | | 1 | | |
1.2. | Мероприятие, направленное на патриотическое воспитание ко Дню защиты детей «Лето начинается». | 1 | 1 | | | |
1.3 | Мероприятие, направленное на патриотическое воспитание ко Дню русского языка. Экскурсия в музей им. А.С. Пушкина» «Бабушкина корзина» | 1 | | 1 | | |
1.4 | Игровая программа, направленная на патриотическое воспитание ко Дню русского языка «Народные игры и забавы, хороводы» ЦДТ Металлург | 1 | | 1 | | |
1.5 | Музыкальная программа, направленная на патриотическое воспитание ко Дню русского языка «Будем знакомы, угадай мелодию, русские народные игры» ЦДТ Металлург | 1 | | 1 | | |
1.6 | Мероприятие, направленное на патриотическое воспитание ко Дню России. Мастер-класс «Закладка с голубем» ЦДТ Экология Детства | 1 | | 1 | | |
1.7 | Мероприятие, направленное на патриотическое воспитание ко Дню России. Презентация и беседа о России ЦДТ Экология Детства | 1 | 1 | | | |
1.8 | Музыкальная программа, направленная на патриотическое воспитание ко Дню России. «Будем знакомы, угадай мелодию, русские народные игры» | 1 | | 1 | | |
1.9 | Мероприятие, направленное на патриотическое воспитание. 350 лет со дня рождения Петра 1. Презентация и беседа | 1 | 1 | | | |
1.10 | Мероприятие, направленное на патриотическое воспитание ко дню России «Главный праздник великой страны» Экскурсия в библиотеку № 15 | 1 | | 1 | | |
1.11 | Мероприятие, направленное на патриотическое воспитание ко Дню Памяти и скорби. Проект «Цивилизованное наследие России». Экскурсия в музей им. А.С. Пушкина. Мастер-класс по написанию перьевыми ручками «А теперь, господа, будем пробовать перья» | 1 | | 1 | | |
1.12 | Мероприятие, направленное на патриотическое воспитание, проект без срока давности ко Дню Памяти и скорби. Экскурсия в музей им. А.С. Пушкина «Пушкин на фронте». | 1 | 1 | | | |
1.13 | Мероприятие, направленное на патриотическое воспитание, проект без срока давности ко Дню Памяти и скорби. Экскурсия в музей им. А.С. Пушкина «Я помню и ты помни» (беседа о ВОВ, героях ВОВ, блокада Ленинграда) | 1 | 1 | | | |
1.14 | Мероприятие, направленное на патриотическое воспитание ко Дню Памяти и скорби «Свеча Памяти». Возложение цветов к вечному огню» | 1 | 1 | | | |
1.15 | Мероприятие – программа «Содружество Орлят России» | 1 | | 1 | Творческая работа | |
1.16 | Мероприятие, направленное на патриотическое воспитание. Проект «Без срока давности» Экскурсия в библиотеку № 15. «Россия для всех, кто в ней живет» | 1 | | 1 | | |
1.17 | Мероприятие РДДМ «Время Первых» | 1 | 1 | | Творческая работа | |
1.18 | Мероприятие РДДМ «Движение Первых» ко Дню молодежи «Здоровая молодежь – будущее России» | 1 | 1 | | Творческая работа | |
2 | Модуль «Отрядная работа. КТД | 7 | 3 | 4 | | | | |
2.1 | Разучивание отрядной песни, законов и правил отряда. Мероприятие «Огонек знакомства» мероприятия, направленные на сплочение коллектива | 1 | 1 | | Творческая работа | |
2.2 | Вводный инструктаж по ПБ и ТБ | 1 | 1 | | Анкетирование | |
2.3 | Спортивное мероприятие на свежем воздухе «Игры на сплочение» ЦДТ Металлург | 1 | | 1 | | |
2.4 | Музыкальная программа, направленная на сплочение коллектива «Будем знакомы» ЦДТ Металлург | 1 | 1 | | | |
2.5 | Спортивное мероприятие на свежем воздухе «Игры на сплочение» ЦДТ Металлург | 1 | | 1 | | |
2.6 | Спортивное мероприятие на свежем воздухе «Игры на сплочение» ЦДТ Металлург | 1 | | 1 | | |
2.7 | Мероприятие, посвященное закрытию лагеря» | 1 | | 1 | Творческая работа | |
3 | Модуль «Самоуправление» | 1 | | 1 | | | | |
3.1 | Игры на выявление лидера. Выбор отряда самоуправления (командир, помощник командира, физорг, культорг и др) | 1 | | 1 | Тест | |
4 | Модуль «Дополнительное образование» | 2 | 1 | 1 | | | | |
4.1 | «Подвижные игры» | 1 | | 1 | | |
4.2 | «Занимательная логика» | 1 | 1 | | | |
5 | Модуль «Здоровый образ жизни» | 6 | 1 | 5 | | | | |
5.1 | Утренняя зарядка | 1 | | 1 | | |
5.2 | Просветительские беседы, направленные на профилактику вредных привычек и привлечение интереса детей к занятиям физкультурой и спортом. Конкурс рисунков. | 1 | 1 | | | |
5.3 | Спортивное мероприятие «Веселые старты» ЦДТ Экология Детства | 1 | | 1 | | |
5.4 | Посещение бассейна «Нептун» | 1 | | 1 | | |
5.5 | Спортивное мероприятие «Чудесная скакалка» ЦДТ Металлург | 1 | | 1 | | |
5.6 | Военно-патриотическая игра «Зарница» | 1 | | 1 | | |
6 | Модуль «Организация предметно-этетической среды» | 4 | 2 | 2 | | | | |
6.1 | Тематическое оформление интерьера помещений детского лагеря, оборудование отрядных мест, оформление отрядных уголков. | 1 | | 1 | Творческая работа | |
6.2 | Оформление событийного дизайна | 1 | | 1 | | |
6.3 | Создание звукового пространства | 1 | 1 | | | |
6.4 | Создание «Мест новостей», размещение работ детей | 1 | 1 | | Творческая работа | |
7 | Модуль «Профилактика и безопасность» | 8 | 4 | 4 | | | | |
7.1 | Инструктаж по ПБ и ТБ | 1 | 1 | | Тест | |
7.2 | Профилактические беседы и мероприятия по безопасности (ко Дню единых действий) | 1 | 1 | | Анкетирование | |
7.3 | Мероприятие на свежем воздухе по безопасности (ко Дню единых действий «Особый номер» ЦДТ Металлург | 1 | | 1 | | |
7.4 | Мероприятие на свежем воздухе по безопасности (ко Дню едины действий) «вырывай-ка или как вырваться, если тебя схватили, тащат» ЦДТ Металлург | 1 | | 1 | | |
7.5 | Мероприятие, направленное на профилактику дорожно-транспортного травматизма. Профилактические беседы. Инструктажи по безопасности. | 1 | 1 | | | |
7.6 | Мероприятие, направленное на профилактику дорожно-транспортного травматизма. Мастер-класс – поделка из картона и цветной бумаги «светофор» ЦДТ металлург | 1 | | 1 | | |
7.7 | Мероприятие, направленное на профилактику дорожно-транспортного травматизма. Участие в областном конкурсе «Каникулы без ДТП» | 1 | 1 | | Творческая работа | |
7.8 | Мероприятие, направленное на профилактику дорожно-транспортного травматизма. Участие в областном профилактической акции «Внимание-дети! Летние каникулы!» | 1 | | 1 | Творческая работа | |
8 | Модуль «Работа с вожатыми/ воспитателями» | 3 | 1 | 2 | | | | |
8.1 | Мероприятие «Общее дело», направленное на воспитание общности | 1 | | 1 | Творческая работа | |
8.2 | Мероприятие, направленное на получение представления о работе лагеря. Знакомство с воспитателями, с организацией лагеря. | 1 | 1 | | | |
8.3 | Праздник, посвященный закрытию лагеря. | 1 | | 1 | | |
10 | Модуль «Экскурсии и походы» | 6 | 4 | 2 | | |
10.1 | Экскурсия в музей им. А.С.Пушкина. Знакомство с писателем. | 1 | 1 | | | |
10.2 | Экскурсия в Пожарную часть. Проект Цивилизованное наследие России. | 1 | | 1 | | |
10.3 | Экскурсия в музей им. А.С. Пушкина. Мастер-класс по написанию перьевыми ручками «А теперь, господа, будем пробовать перья». Мероприятие, направленное на патриотическое воспитание. | 1 | | 1 | | |
10.4 | Экскурсия в музей им. А.С. Пушкина Мероприятие, направленное на патриотическое воспитание, проект без срока давности. (ко Дню Памяти и скорби) «Пушкин на фронте» | 1 | 1 | | | |
10.5 | Экскурсия в библиотеку № 15 «Россия для всех, кто ней живет». Мероприятие, направленное на патриотическое воспитание. Проект «Без срока давности» | 1 | 1 | | | |
10.6 | Экскурсия в библиотеку № 15 «Край, в котором я живу». Мероприятие, направленное на патриотическое воспитание. (День России, Моя малая Родина) | 1 | 1 | | | |
11 | Модуль «Профориентация» | 3 | 1 | 2 | | |
11.1 | Пожарная часть. Мероприятие по профориентации, проект Цивилизованное наследие России. | 1 | | 1 | | | | |
11.2 | Библиотеку № 15. «Все профессии страны». | 1 | 1 | | | |
11.3 | ЦДТ «Металлург» Игровая программа «Мир профессий» с дарами Фребеля | 1 | | 1 | | |
12 | Модуль «Детское медиапространство» | 6 | | 6 | | |
12.1 | Создание бейджиков (для всех) | 1 | | 1 | Творческая работа | | | |
12.2 | ЦДТ Металлург Мастер-класс «ЛегоПрограммирование» (управление) | 1 | | 1 | | |
12.3 | ЦДТ Металлург. Мастер-класс интуитивное рисование « Летний луг» | 1 | | 1 | | |
12.4 | ЦДТ Металлург. Мастер-класс фоторамка «Сочное лето» | 1 | | 1 | | |
12.5 | Мастер-класс «Создай свою газету» | 1 | | 1 | Творческая работа | |
12.6 | Студия «Стрекоза». Создание мультфильма. | 1 | | 1 | Творческая работа | |
13 | Модуль «Цифровая среда воспитания» | 2 | 1 | 1 | | |
13.1 | Видеоурок памяти «Парад Победы» | 1 | 1 | | | | | |
13.2 | Размещение статьи про мероприятия в летнем лагере в школьной группе «ВКонтакте». | 1 | | 1 | Творческая работа | |
14 | Модуль «Социальное партнерство | 6 | 1 | 5 | | |
14.1 | Социальный проект «Мы в ответе за тех, кого приручили». | 1 | | 1 | Творческая работа | | | |
14.2 | ЦДТ Металлург Игровая программа, направленная на социальное партнерство «Народные игры и забавы, хороводы» | 1 | | 1 | | |
14.3 | Экология Детства. Мастер-класс «рисунок в технике «кляксография и ниткография» | 1 | | 1 | | |
14.4 | Экскурсия в библиотеку № 15 «Край, в котором я живу». | 1 | 1 | | | |
14.5 | Мероприятие – программа «Содружество Орлят России» | 1 | | 1 | Творческая работа | |
14.6 | Мероприятие РДДМ «Движение Первых» | 1 | | 1 | Творческая работа | |
| Итого | 72 | 27 | 45 | | |
Содержание учебного плана
Модуль «Будущее России. Ключевые мероприятия» Направлен на формирование сопричастности к истории, географии Российской Федерации, ее этнокультурному, географическому разнообразию, формирование национальной идентичности. Деятельность реализуется по направлениям:
1.1. Церемония подъема (спуска) Государственного флага Российской Федерации и исполнение Государственного гимна Российской Федерации. Использование Государственного флага и исполнение Государственного гимна Российской Федерации при проведении церемонии подъема (спуска) Государственного флага Российской Федерации регламентируется Методическими рекомендациями «Об использовании 16 государственных символов Российской Федерации при обучении и воспитании детей и молодежи в образовательных организациях, а также организациях отдыха детей и их оздоровления» (Письмо Минпросвещения России от 15.04.2022 № СК-295/06) и «Стандартом Церемонии поднятия (спуска) Государственного флага Российской Федерации» (Письмо Минпросвещения России от 17.06.2022 № АБ-1611/06). Торжественная церемония подъема (спуска) Государственного флага Российской Федерации проводится в день проведения открытия (закрытия) смены и в дни государственных праздников Российской Федерации.
1.2. Дни единых действий, которые обязательно включаются в календарный план воспитательной работы и проводятся по единым федеральным методическим рекомендациям и материалам:
1 июня – День защиты детей;
6 июня – День русского языка;
12 июня – День России;
22 июня – День памяти и скорби;
27 июня – День молодежи;
8 июля – День семьи, любви и верности;
14 августа – День физкультурника;
22 августа – День Государственного флага Российской Федерации;
27 августа – День российского кино.
Перечень дополняется и актуализируется ежегодно в соответствии с памятными датами, юбилеями общероссийского, регионального, местного значения, памятными датами общеобразовательной организации, документами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, перечнями рекомендуемых воспитательных событий Министерства просвещения Российской Федерации, методическими рекомендациями исполнительных органов власти в сфере образования.
1.3. «Движение Первых» С целью формирования у обучающихся представления о назначении Общероссийского общественно-государственного движения детей и 17 молодежи «Движение Первых», о его месте и роли в достижении приоритетных национальных целей Российской Федерации и своем личном вкладе в социально значимую деятельность предусмотрены следующие форматы:
- День РДДМ «Движение Первых» (проводится каждую смену).
- Профильный отряд. Детский организационный комитет смены, популяризирующий РДДМ.
- Марафон РДДМ «Движение Первых» (3-5 дневный образовательный модуль по тематике смены).
- Форматы мероприятий, акций от РДДМ в рамках Дней единых действий (указанных в п.1 данного модуля).
- Региональные смены «Время Первых». Не менее одной смены в каждом регионе. Отбор на региональные профильные смены – сайт будьвдвижении.рф. Каждый формат реализуется по единой программе.
1.4. «Цивилизационное наследие России» – важнейший ресурс в воспитании подрастающего поколения, который включает знания о родной природе, достижения культуры и искусства, изобретения и масштабные проекты, реализованные всей страной, это примеры сложных решений, которые принимались людьми в непростых обстоятельствах. Каждый обучающийся должен понимать, что цивилизационное наследие России прежде всего – это подвиги и примеры ратного труда, судьбоносные исторические события, имена тех, кто прославлял Отечество, а также памятники культуры. В рамках модуля обучающиеся знакомятся с именами конкретных людей, которые прославили Россию, их подвигами. Изучают памятники культуры Отечества. Цивилизационное наследие как ценностный ориентир для развития каждого гражданина России предусматривает:
- Знакомство с примерами реальных людей, событий, деятельности, которая происходила на благо России.
- Знакомство с наследием народов России в области искусства, литературы, музыки, изобразительного искусства, архитектуры, театра, балета, кинематографа, мультипликации.
- Изучение России, родного края, населенного пункта как культурного пространства. Знакомство обучающихся с историей своего населенного пункта, желание изучать историю и культуру своего края; изучать подвиги односельчан, развивать желание вносить личный вклад в сохранение культурного наследия своего региона, страны.
Данное направление должно предусматривать традиционные и современные интерактивные форматы, позволяющие знакомить обучающихся с «Цивилизационным наследием России».
1.5. Просветительский проект «Без срока давности». Проект нацелен на патриотическое воспитание детей и подростков, направлен на формирование их приверженности традиционным российским духовно-нравственным ценностям – любви к Родине, добру, милосердию, состраданию, взаимопомощи, чувству долга.
Задача педагогической деятельности по реализации этого проекта – показать, какие ценности нашего народа позволили одержать победу над врагами, формирование убеждения о силе духа нашего народа и армии, о их моральном превосходстве. Предполагаемые форматы участия в проекте: - Уроки Памяти, Уроки Мужества. Через проведение Уроков необходимо показать обучающимся важность сохранения памяти о подвигах наших предков, защитивших родную землю и спасших мир от фашистской агрессии, о геноциде советского народа, о военных преступлениях нацистов, которые не имеют срока давности.
- Вовлечение обучающихся старших классов в проект «Без срока давности» с помощью образовательных проектов, в том числе исследовательских.
- Посещение мемориальных комплексов и памятных мест, посвященных увековечиванию памяти мирных жителей, погибших от рук нацистов и их пособников в годы Великой Отечественной войны.
1.6. «Содружество Орлят России». Цель программы «Содружество Орлят России» (для проведения в детских лагерях): развитие социально-активной личности ребёнка на основе духовно-нравственных ценностей и культурных традиций многонационального народа Российской Федерации. Смена в детском лагере является логическим завершением участия младших школьников в годовом цикле Программы развития социальной активности «Орлята России» и реализуется в период летних каникул. Программа разработана с учётом:
- возрастных и психофизиологических особенностей младших школьников; - ведущих видов деятельности в данном возрасте: игровой и учебной;
- ключевых мотивов поведения младших школьников (интерес к новым видам деятельности, важность личных достижений, признания, самоутверждения, сориентированность на взрослого).
Материалы рекомендованы к реализации в представленном виде, но при этом являются вариативными. Каждый педагог может внести свой вклад в развитие содержания смен и дополнить программу региональным компонентом.
Программа любого уровня (пришкольный, региональный, федеральный) легко адаптируется для смены разной длительности (от 7 до 21 дня). Игровая модель и основные события смен направлены на закрепление социальных навыков и дальнейшее формирование социально-значимых ценностей, укрепление смыслового и эмоционального взаимодействия между взрослыми и детьми, подведение итогов и выстраивание перспектив дальнейшего участия в Программе «Орлята России» или проектах Российского движения детей и молодёжи.
Методической основой программ для детских лагерей является методика коллективной творческой деятельности И. П. Иванова.
Основными организационными пространствами детского лагеря являются:
- отряд = класс, как знакомый и постоянный коллектив для ребёнка (проживание в привычной атмосфере, реализация некоторых игровых заданий);
- временные объединения детей, для реализации программы смены (спортивная команда, с/у, клуб по интересам, творческая мастерская, научное бюро и т.д.);
-все детско-взрослое сообщество летнего лагеря (участие в общелагерных мероприятиях).
1.7. «Ключевые мероприятия» Ключевые мероприятия – это главные традиционные мероприятия детского лагеря, в которых принимает участие большая часть детей.
- Торжественное открытие и закрытие смены (программы).
- Тематические и спортивные праздники, творческие фестивали.
- Акции, конкурсы, проекты, которые реализуются в течение смены.
- Участие во всероссийских мероприятиях и акциях, посвященных значимым отечественным и международным событиям.
- Проведение всероссийских и региональных мероприятий.
2. Модуль «Отрядная работа. КТД» Воспитатель/вожатый организует групповую и индивидуальную работу с детьми вверенного ему временного детского коллектива – отряда. Временный детский коллектив или отряд – это группа детей, объединенных в целях организации их жизнедеятельности в условиях детского лагеря.
Для эффективного использования воспитательного потенциала отрядной работы необходимо учитывать особенности временного детского коллектива:
- Коллектив функционирует в течение короткого промежутка времени; максимальный период не превышает 45 дней.
- Как правило, коллектив объединяет детей, которые не были знакомы ранее.
- Автономность существования: влияние внешних факторов уменьшается, ослабляется влияние прежнего социума, например, семьи, класса, друзей. В то же время у коллектива появляется новое место жизнедеятельности.
- Коллективная деятельность. Участники коллектива вовлечены в совместную деятельность.
- Завершенность развития: полный цикл: от формирования до завершения функционирования. Отрядная работа строится с учетом закономерности развития временного детского коллектива (роста межличностных отношений) и логики развития лагерной смены.
Реализация воспитательного потенциала отрядной работы предусматривает:
- планирование и проведение отрядной деятельности;
- поддержку активной позиции каждого ребенка, предоставления им возможности обсуждения и принятия решений, создания благоприятной среды для общения;
- доверительное общение и поддержку детей в решении проблем, конфликтных ситуаций;
- организацию интересных и полезных для личностного развития ребенка совместных дел, позволяющих вовлекать в них детей с разными потребностями, давать им возможности для самореализации, устанавливать и укреплять доверительные отношения, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения;
- вовлечение каждого ребенка в отрядные дела и общелагерные мероприятия в разных ролях: сценаристов, постановщиков, исполнителей, корреспондентов и редакторов, ведущих, декораторов и т.д.;
- формирование и сплочение отряда (временного детского коллектив) через игры, тренинги на сплочение и командообразование, огонек знакомства, визитки; сформировать дружный и сплоченный отряд поможет знание периодов развития временного детского коллектива – этапов развития межличностных отношений;
- предъявление единых педагогических требований (ЕПТ) по выполнению режима и распорядка дня, по самообслуживанию, дисциплине и поведению, санитарно-гигиенических требований;
- принятие совместно с детьми законов и правил отряда, которым они будут следовать в детском лагере, а также символов, названия, девиза, эмблемы, песни, которые подчеркнут принадлежность именно к этому конкретному коллективу;
- диагностику интересов, склонностей, ценностных ориентаций, выявление лидеров, аутсайдеров через наблюдение, игры, анкеты;
- аналитическую работу с детьми: анализ дня, анализ ситуации, мероприятия, анализ смены, результатов;
- поддержка детских инициатив и детского самоуправления;
- сбор отряда: хозяйственный сбор, организационный сбор, утренний информационный сбор отряда и др.;
- огонек (отрядная «свеча»): огонек знакомства, огонек оргпериода, огонек – анализ дня, огонек прощания, тематический огонек. Специфическая форма общения детей и взрослых, представляющая собой коллективное обсуждение отрядом и педагогами прожитого дня, анализ проведенных акций и складывающихся в отряде взаимоотношений.
Огонек – это камерное общение, сугубо отрядная форма работы;
- коллективно-творческое дело (КТД). КТД как особый тип формы воспитательной работы, как социальная деятельность детской группы, направленная на создание нового продукта (творческого продукта) разработаны и названы так И.П. Ивановым. Основу данной методики составляет коллективная творческая деятельность, предполагающая участие каждого члена коллектива во всех этапах организации деятельности от планирования до анализа. Это форма организации деятельности группы детей, направленная на взаимодействие коллектива, реализацию и развитие способностей ребенка, получение новых навыков и умений, при которой вожатые действуют как старшие помощники и наставники детей. КТД могут быть отрядными и общелагерными. Различаются следующие виды КТД по направленности деятельности: трудовые, познавательные, художественные, экологические, досуговые, спортивные. Каждый вид коллективного творческого дела обогащает личность определенным видом общественного ценного опыта.
3. Модуль «Самоуправление» Реализация воспитательного потенциала системы детского самоуправления направлена на формирование детско-взрослой общности, основанной на партнерстве детей и взрослых по организации совместной деятельности, предполагает реализацию детской активности и направлена на развитие коммуникативной культуры детей, инициативности и ответственности, формирование навыков общения и сотрудничества, поддержку творческой самореализации детей. Самоуправление формируется с первых дней смены, то есть в организационный период. На уровне детского лагеря: самоуправление в детском лагере может складываться из деятельности временных и постоянных органов. К временным органам самоуправления относятся: деятельность дежурного отряда, работа творческих и инициативных групп, работа советов дела. Постоянно действующие органы самоуправления включают в себя: совет отряда, совет командиров отрядов, деятельность клубов, штабов. Высшим органом самоуправления является сбор (совет) лагеря, в ходе которого решаются основные вопросы жизнедеятельности лагеря, планируется работа, проходят выборы органов самоуправления, оценивается их работа. На уровне отряда: через деятельность лидеров, выбранных по инициативе и предложениям членов отряда (командиров, физоргов, культорг и др.), представляющих интересы отряда в общих делах детского лагеря, при взаимодействии с администрацией детского лагеря. При формировании структуры отрядного самоуправления эффективным может оказаться применение метода чередования творческих поручений (ЧТП). Важным моментом в организации самоуправления в отряде и лагере является его структура, которая строится с учетом уклада детского лагеря, направленности образовательной программы и игровой модели смены. Единой, унифицированной структуры, строго определенного перечня поручений быть не может. Необходимо определить какие органы целесообразно создать, чтобы охватить организацию всех сторон жизни в отряде, лагере, как их называть (советы, штабы, клубы и т.д.), какие поручения возложить не них.
4. Модуль «Дополнительное образование» Дополнительное образование детей в детском лагере является одним из основных видов деятельности и реализуется через: - программы профильных (специализированных, тематических) смен; - деятельность кружковых объединений, секций, клубов по интересам, студий, дополняющих программы смен в условиях детского лагеря. В рамках шести направленностей: социально-гуманитарная; художественная; естественнонаучная; техническая; туристско-краеведческая; физкультурно-спортивная. Реализация воспитательного потенциала дополнительного образования предполагает: - приобретение новых знаний, умений, навыков в привлекательной, отличной от учебной деятельности, форме; - развитие и реализация познавательного интереса; - вовлечение детей в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах; - формирование и развитие творческих способностей обучающихся.
5. Модуль «Здоровый образ жизни» Модуль предполагает восстановление физического и психического здоровья в благоприятных природных и социокультурных условиях, освоение способов восстановления и укрепление здоровья, формирование ценностного отношения к собственному здоровью, способов его укрепления и т.п. Основными составляющими здорового образа жизни являются: оптимальный уровень двигательной активности, рациональное питание, соблюдение режима дня, личная гигиена, соблюдение правил поведения, позволяющих избежать травм и других повреждений. Система мероприятий в детском лагере, направленных на воспитание ответственного отношения у детей к своему здоровью и здоровью окружающих, включает:
- физкультурно-спортивных мероприятия: зарядка, спортивные соревнования, эстафеты, спортивные часы;
- спортивно-оздоровительные события и мероприятия на свежем воздухе
- просветительские беседы, направленные на профилактику вредных привычек и привлечение интереса детей к занятиям физкультурой и спортом; - встречи с известными (интересными) людьми
- общественными деятелями, деятелями спорта, культуры и искусства и др.
6. Модуль «Организация предметно-эстетической среды» Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда детского лагеря обогащает его внутренний мир, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком детского лагеря. Очень важно создать в детском лагере «дружелюбную» предметно-эстетическую среду, т.к. на период смены лагерь становится новым местом жизнедеятельности ребенка. Реализация воспитательного потенциала предметно-эстетической среды предусматривает:
- тематическое оформление интерьера помещений детского лагеря (вестибюля, коридоров, рекреаций, залов, лестничных пролетов и т.п.) и комнат для проживания детей;
- озеленение территории детского лагеря, разбивка клумб, аллей, оборудование отрядных мест, спортивных и игровых площадок, оздоровительно-рекреационных зон, позволяющих разделить территорию детского лагеря на зоны активного и тихого отдыха, создание дендроплана лагеря и использование его воспитательного потенциала;
- оформление отрядных уголков, позволяющее детям проявить свои фантазию и творческие способности.
Отрядный уголок – форма отражения жизнедеятельности отряда, постоянно действующая, информирующая и воспитывающая одновременно, вызывающая интерес и стимулирующая активность детей. В оформлении отрядного уголка принимает участие весь отряд, вожатый является организатором и идейным вдохновителем.
- событийный дизайн
– оформление пространства проведения событий (праздников, церемоний, творческих вечеров, выставок, КТД, отрядных дел и т.п.);
- оформление образовательной, досуговой и спортивной инфраструктуры;
- совместная с детьми разработка, создание и популяризация особой лагерной и отрядной символики (флаг, гимн, эмблема, логотип, элементы костюма и т.п.);
- регулярная организация и проведение с детьми акций и проектов по благоустройству участков территории детского лагеря (например, высадка растений, закладка аллей, создание инсталляций и иного декоративного оформления отведенных для детских проектов мест);
- акцентирование внимания детей посредством элементов предметно-эстетической среды (стенды, плакаты, инсталляции) на важных для воспитания ценностях детского лагеря, его традициях, правилах;
- звуковое пространство детском лагере – работа детского радио, аудио сообщения (информация, музыка) позитивной духовно-нравственной, гражданско-патриотической воспитательной направленности, исполнение гимна РФ; - «места новостей» – оформленные места, стенды в помещениях (холл первого этажа, рекреации), содержащие в доступной, привлекательной форме новостную информацию позитивного гражданско-патриотического, духовно-нравственного содержания, поздравления, афиши и т.п.;
- размещение регулярно сменяемых экспозиций творческих работ детей, демонстрирующих их способности, знакомящих с работами друг друга, фотоотчетов об интересных событиях детском лагере.
7. Модуль «Профилактика и безопасность» Профилактика и безопасность – профилактика девиантного поведения, конфликтов, создание условий для успешного формирования и развития личностных ресурсов, способствующих преодолению различных трудных жизненных ситуаций и влияющих на повышение устойчивости к неблагоприятным факторам;
Реализация воспитательного потенциала профилактической деятельности в целях формирования и поддержки безопасной и комфортной среды в детском лагере предусматривает:
- физическую и психологическую безопасность ребенка в новых условиях; - специализированные проекты и смены;
- целенаправленную работу всего педагогического коллектива по созданию в детском лагере эффективной профилактической среды обеспечения безопасности жизнедеятельности как условия успешной воспитательной деятельности;
- разработку и реализацию разных форм профилактических воспитательных мероприятий: антиалкогольные, против курения, безопасность в цифровой среде, вовлечение в деструктивные группы в социальных сетях, деструктивные молодежные, религиозные объединения, культы, субкультуры, безопасность дорожного движения, противопожарная безопасность, гражданская оборона, антитеррористическая, антиэкстремистская безопасность и т.д.;
- организацию превентивной работы со сценариями социально одобряемого поведения, развитие у обучающихся навыков саморефлексии, самоконтроля, устойчивости к негативному воздействию, групповому давлению;
- поддержку инициатив детей, педагогов в сфере укрепления безопасности жизнедеятельности в детском лагере, профилактики правонарушений, девиаций, организация деятельности, альтернативной девиантному поведению;
– познание (путешествия), испытание себя (походы, спорт), значимое общение, любовь, творчество, деятельность (в том числе 29 профессиональная, религиозно-духовная, благотворительная, искусство и др.).
8. Модуль «Работа с вожатыми/воспитателями» Главными субъектами успешной и качественной работы с детьми в детском лагере являются вожатые/воспитатели, а также они являются важным участником системы детско-взрослой воспитывающей общности. От их компетентности, профессиональной готовности, увлеченности зависит, насколько дети смогут раскрыть свой потенциал, осознать себя частью сообщества детского лагеря. Детский лагерь для ребенка начинается с вожатого, раскрывается через вожатого. Все нормы и ценности актуализируются ребенком, в том числе через личность вожатого/воспитателя.
Формы аттестации и оценочные материалы
Для осуществления индивидуального учета результатов освоения обучающимися программы в МБОУ школе №150 используются:
вводный контроль - проводится с целью определения стартового уровня развития ребенка. На основании результатов вводного тестирования, при необходимости, проводится корректировка содержания материала программы, разрабатываются индивидуальные учебные планы;
текущий контроль - проводится в течение всего учебного периода, с целью проверки уровня усвоения обучающимися тем занятий, разделов образовательных программ, прочности формируемых знаний и умений, степени развития деятельностно-коммуникативных умений, ценностных ориентаций, установление фактического уровня теоретических и практических знаний, умений, навыков по каждому предмету учебного плана;
промежуточная аттестация - проводится с целью определения качества освоения обучающимися образовательной программы по окончании курса обучения. Аттестация предусматривает анализ полноты, прочности, осознанности, системности освоения содержания образовательных программ, соотнесение этого уровня подготовки обучающихся с требованиями образовательных программ.
Аттестацией обучающихся, проводится в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией: конкурсы, соревнования, проекты, выставки, выступления, викторины, анкетирование, опрос, зачёты, тестирование.
Первоначальная диагностика по программе проводится на основании анкеты для учащихся. На основании анализа анкетных данных педагог вносит соответствующие корректировки в методику работы и содержание программы, определяет индивидуальные виды деятельности для учащихся.
Предметные результаты курса педагог оценивает на основании вопросов по теоретическим и практическим разделам программы, сданным творческим и практическим работам.
Организационно-педагогические условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Программа «Лето открытий» реализуется на базе МБОУ Школы №150. В игровых комнатах, где проходят занятия, обеспечен оптимальный микроклимат, имеется достаточная освещенность, рабочие места и столы установлены с учетом возраста и роста учащихся.
Помещение:
Оборудование:
Инвентарь:
мячи;
скакалки;
настольные игры.
Перечень используемых материалов:
ватман;
краски;
кисти;
цветная бумага;
фломастеры;
бумага для рисования;
маркеры;
мелки;
карандаши;
гуашь.
Информационно – методическое обеспечение программы
Для успешного выполнения программы у педагога имеются наглядные пособия, разработки из опыта работы:
Познавательные беседы – проводятся с целью ознакомления детей с новым материалом.
Словесные, настольно-печатные игры – организуются с целью закрепления и как форма проведения занятия (ознакомление с окружающим, продуктивные виды деятельности).
Подвижные игры – проводятся для смены деятельности на занятиях, может и проводится и в конце занятия.
Целевые прогулки, экскурсии – проводятся с целью ознакомления с окружающим.
Вопросы проблемного и исследовательского характера – используются для развития мышления, умения рассуждать, высказывать свои мысли, делать выводы, вести наблюдения.
Викторины – проводятся с целью закрепления пройденного материала.
Инсценировки сказок – проводятся для ознакомления детей со сказкой, снятия напряжения.
Проведение праздников – проводятся с целью закрепления материала и создания положительных эмоций у детей.
Рисование: сюжетов национальных сказок, орнаментов - проводится с целью развития памяти, воображения, мышления, закрепления названий элементов орнаментов народов России.
Кадровое обеспечение: учителя начальных классов с высшим педагогическим образованием.
Список литературы.
Рекомендуемая литература для педагога:
Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки, М., 1993.
Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю., Кипарис-2: Учебное пособие по организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе. – М.: Педагогическое общество России, 2002.
Григоренко Ю.Н., Пушина М.А., Кипарис-4: Учебно–практическое пособие для воспитателей и вожатых.- М.: Педагогическое общество России, 2003.
Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Волгоград: Учитель, 2007.
С.И. Лобачева. Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере. Москва: ВАКО, 2007 г.
Ромашина Н.Ф. Внеклассные мероприятия в игровой форме, Москва: «Глобус», 2007.
Адреева В. И., Щетинская А. И. Педагогика дополнительного образования: приоритет духовности, здоровья и творчества. – Казань – Оренбург, Центр инновационных технологий.
Рекомендуемая литература для обучающихся:
1. CD диск «Игра по Правилам дорожного движения» – изд-во ЗАО «Новый диск».
2. Правила дорожные знать каждому положено: Познавательные игры со школьниками. /Авт.-сост. М.С. Коган. – Новосибирск: Сиб.унив. изд-во, 2006.
3. Сосунова Е.М., Форштат М.Л. «Учись быть пешеходом», учебное пособие по Правилам дорожного движения для учащихся нач.шк. в 2 ч. (для 2 кл., 3 кл.) – СПб.: Изд. Дом «МиМ», 1998.