СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная программа "Безопасная дорога"

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная программа "Безопасная дорога"»

М униципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3»

г. Сафоново Смоленской области



Утверждаю:

Директор МБОУ «СОШ № 3» г. Сафоново

__________ А.Е. Сазонов




ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА


«Безопасная дорога»





Составитель программы:

Пастухова Надежда Егоровна










2019 г.

Введение


Актуальность и практическая значимость формирования у обучающихся навыков безопасного поведения на улицах и дорогах подчеркиваются высокими статистическими показателями количества дорожно-транспортных происшествий, числа погибших и раненых детей.

Детский дорожно-транспортный травматизм является одной из самых важных проблем современного общества. Группу риска участников дорожного движения составляют дети в возрасте от 10 до 13 лет, то есть учащиеся образовательных учреждений. Ежегодно всплеск детского дорожно-транспортного травматизма отмечается в период школьных каникул, особенно продолжительных – летних.

Дорожно-транспортные происшествия происходят на потому, что Правила дорожного движения сложны и трудновыполнимы. Большинство нарушителей, зная Правила, нарушают их.

Очень часто дети не осознают связи между своим поведением, своими поступками на дороге и аварийными ситуациями, приводящими к ДТП. Между тем связь самая прямая. Причиной ДТП становится именно недопустимое поведение: беспечность, недисциплинированность, невнимательность, нежелание соблюдать правила безопасности и пренебрежительное к ним отношение, подражание взрослым нарушителям Правил.

Образовательный процесс должен иметь практическую направленность на обеспечение безопасности детей, формирование у них самооценки, самоконтроля и самоорганизации применительно к сфере дорожного движения, научиться правильно и безопасно вести себя на улицах и дорогах. Для этого образовательный процесс должен быть непрерывным, систематическим, регулярным, построенным с учетом возрастных особенностей обучающихся.




«Цель педагога – настоящего профессионала (какой бы предмет он не преподавал) готовить человека к выживанию; учить его быть здоровым, ответственным и счастливым гражданином своей планеты»


Пояснительная записка

Травматизм на дорогах - это проблема, которая беспокоит людей во всех странах мира. Люди платят дань автомобилизации своими жизнями, плата очень дорогая и ничем не оправданная. Превращение машины из средства передвижения в средство угрозы для жизни происходит повсеместно и довольно быстрыми темпами. Причём надо отметить, что автомобили становятся опасными человеку в силу его недисциплинированности, как водителям, так и пешехода. И если одной из задач школы является подготовка ребенка к жизни в обществе, то обучение азбуке дорожного движения должно быть в обязательном перечне того, чему надо учить.

Программа ориентирована на создание у школьников правильного представления о личной безопасности, на расширение знаний и приобретение практических навыков поведения при попадании в различные ситуации на дороге.

Реализация программы «Безопасная дорога» предполагает организацию деятельности в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:

  • Конституция Российской Федерации.

  • Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ (с изменениями от 21.07.2014).

  • Конвенция «О правах ребенка».

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

  • Письмо Минобразования России от 11.12.2006г. № 06-1844 «Примерные требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей».

  • Федеральная целевая программа «Повышение БДД в России» 2013 – 2020г.

  • Общероссийская программа «От грамотного пешехода до профессионального водителя» до 2020г.

  • Приказ департамента образования Администрации города «Об организации и осуществлению образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам в 2014 – 2015 учебном году в образовательных организациях, подведомственных департаменту образования» (проект).

  • Положение об отрядах Юных Инспекторов Движения.

  • Устав образовательного учреждения.

Наше время – время стремительного научно-технического прогресса. Вместе с облегчением и улучшением условий жизни, которые он несет людям, прибавляются и проблемы. С каждым годом возрастает интенсивность дорожного движения в городе Сафоново. Автомобили стали неотъемлемой частью нашей жизни, их постоянно увеличивающееся количество диктует необходимость изучения транспортной среды, знания и правильного применения дорожной безопасности. Увеличение числа легковых и грузовых автомобилей, городского общественного транспорта ведет к увеличению дорожно-транспортных происшествий, часто кончающихся человеческими жертвами. Особенно тревожит рост уровня детского дорожно-транспортного травматизма. В последние годы под колеса автомобилей попадает 2-3 ребенка и около 100 ребят ежегодно гибнет. Основными ситуациями на дороге, в результате которых страдают дети, являются следующие:

а) переход в неустановленных местах перед близко идущим транспортом (около 40% всех ДТП с детьми);

б) неожиданный выход на проезжую часть из-за автомашин, кустов, заборов (около 30%);

в) переход на запрещающий сигнал светофора (около 3%);

г) невнимательное поведение детей на улицах и нарушение правил дорожного движения водителями (около 20%).

Статистика дорожно - транспортных происшествий, участниками которых становятся дети, стабильно имеет пиковые показатели в после каникулярное время, особенно осенью. Некоторый спад ДТП с участием детей происходит в июне. В конце августа, сентябре и октябре – снова рост. Отдохнув в загородных лагерях, дачах, у бабушек и дедушек в деревне отвыкнув от городской суеты и большого числа транспортных средств, дети теряются в дорожной обстановке, нарушая правила дорожного движения, попадают под колеса машин. Зима приносит свои сложности. Тяжелые дорожные условия для автомобилей (гололед, снегопады, увеличение темного времени суток) обостряют ситуацию на дорогах. Свои проблемы есть и весной, и в летнее время. Поэтому вопросу профилактики дорожно-транспортных происшествий с детьми особенно в городе должно уделяться постоянное внимание.

Дороги с интенсивным движением, улицы и дворы, в которых редко, но внезапно могут появиться машины, загородные шоссе – источники повышенной опасности для детей. Анализ показывает, что дети не обладают крайне важными навыками безопасного поведения в транспортной среде, не могут верно, оценить и предвидеть развитие дорожных ситуаций, последствия нарушений правил движения на улицах. Высокий уровень детского дорожно - транспортного травматизма неизменно заставляет искать наиболее эффективные пути сохранения жизни и здоровья детей.

Обучение и воспитание как форма профилактики должны постоянно совершенствоваться. С этой целью в школе создан отряд «Юные инспекторы движения». Главная задача научить ребят безопасно вести себя, правильно ориентироваться в дорожных ситуациях, воспитывать сознательное отношение к выполнению и пропаганде правил дорожного движения. Для предупреждения несчастных случаев с детьми на дорогах, улицах и во дворах, руководителям отряда, учителям необходимо знать составляющие безопасного поведения человека в экстремальных ситуациях.

Некоторые составляющие безопасного поведения:

- внимательность и наблюдательность как черта характера, врожденная или воспитанная в человеке с детства;

- дисциплинированность, умение выполнять рекомендации, советы старших и соблюдать правила дорожного движения;

- умение анализировать и ориентироваться в окружающей обстановке;

  • знание правил дорожного движения, обязанностей пешехода и пассажира как участника движения.

Следовательно, детей необходимо целенаправленно, на основе психолого-педагогического подхода воспитывать и обучать правилам безопасного и право послушного поведения на улицах, дорогах и в транспорте. Обучение дорожной безопасности имеет целью не механическое заучивание правил дорожного движения, а формирование и развитие познавательной деятельности, ориентированной на понимание опасности и безопасности. Чтобы осознать логику безопасного действия, необходимо с одной стороны, знание обязанностей пешеходов и пассажиров, изложенных в правилах дорожного движения, а с другой стороны творческий поиск педагога вместе с учащимися выхода из сложных и опасных ситуаций. Правила дорожного движения написаны сложным языком и адресованы к взрослым участникам движения. Понятие «Дети» употребляется в правилах дорожного движения только в пунктах, где речь идёт о движении организованными группами детей и их перевозки. Поэтому применительно к школьникам обязанностей пешеходов и пассажиров должны быть изложены доступно и понятно. Дети не могут самостоятельно действовать в опасных дорожных ситуациях, опираясь только на личный опыт, ибо это, как правило, и приводит к несчастным случаям.

Чаще всего в школах уделяется большое внимание правилам дорожного движения и перехода улиц, дорог, чем воспитанию остальных составляющих безопасного поведения. Однако следует учитывать, что наличие знаний еще не является достаточным условием их обязательного использования на практике.

Школьный возраст очень благоприятен для воспитания у детей необходимых качеств: наблюдательности, внимания, дисциплинированности и других. С этой целью можно использовать различные игры.

Игра – это одна из наиболее привлекательных, ярких эмоционально окрашенных форм их самовыражения. Игра проходит по инициативе педагога, в ней происходит усвоение новых, специально подобранных, педагогически целесообразных знаний и умений. К таким знаниям и умениям без сомнения относятся и те, которые обеспечивают безопасное поведение ребенка на улице.

Программа социально-педагогического направления «Безопасная дорога»


Цель программы

Формирование осознанной потребности ребенка в безопасном взаимодействии с окружающей действительностью и освоение практических навыков по ее реализации.

Для достижения этой цели педагог должен реализовать систему обучающих, развивающих и воспитательных задач.


Задачи

Обучающие:

  1. Расширение общего кругозора по проблеме безопасного поведения на улице и дорогах.

  2. Предоставление обучающимся базового образования по повышению безопасности дорожного движения в рамках государственных стандартов.

  3. Формирование у обучающихся устойчивых знаний и навыков соблюдения и выполнения Правил дорожного движения.

  4. Формирование умений прогнозировать свое поведение как участника дорожного движения.

  5. Освоение обучающими, с учетом их возрастных особенностей, наборов терминов и понятий, используемых в дорожном движении и способствующих дальнейшему успешному усвоению основ безопасного поведения на дорогах.


Развивающие:

  1. Развитие самостоятельности и умения рационально организовывать свою деятельность в процессе дорожного движения.

  2. Развитие логического и пространственного мышления, воображения, памяти.

  3. Развитие навыков управления велосипедом в условиях дорожного движения.

  4. Развитие творческих способностей обучающихся.

  5. Внедрение новых активных и эффективных форм работы с детьми по пропаганде ПДД и профилактике ДТП.


Воспитательные:

  1. Формирование культуры участника дорожного движения.

  2. Воспитание отрицательного отношения к нарушителям норм поведения и Правил дорожного движения.

  3. Воспитание уважительного отношения к профессии сотрудника ГИБДД УМВД.

  4. Воспитание грамотных участников дорожного движения используя материально-технический потенциал лицея.

  5. Создание комфортной обстановки общения и творчества.





Объединение дополнительного образования «ЮИД» тесно сотрудничает с инспекторами по пропаганде ГИБДД УМВД по г. Сафоново. Инспекторы этого отдела проводят классные часы, беседы на тему «Правила дорожного движения», общешкольные линейки с учащимися начальной, средней и старшей школы. Частым гостем в нашей школе бывает инспектор ГИБДД Дашкевич Антонина Яковлевна.

Учебные занятия должны иметь практическую направленность на обеспечение безопасности детей, формирование у них самооценки, самоконтроля и самоорганизации в сфере дорожного движения. В отличии от других учебных дисциплин учащиеся должны быть заинтересованы не столько получить хорошую оценку знаний, сколько научиться правильно и безопасно вести себя на улицах и дорогах. Для этого образовательный процесс должен быть непрерывным, систематическим, регулярным.

Знания, умения и навыки:

знать:

  • этические нормы отношений и правила безопасного поведения пешеходов и пассажиров на улице, дороге и в общественном транспорте;

  • запрещающие, предупреждающие, предписывающие, информацион­но-указательные знаки, их назначение и места установки на улицах и до­рогах;

  • назначение дорожной разметки и виды разметки на пешеходных переходах, остановках и стоянках транспортных средств, на улицах и дорогах;

  • правила безопасного поведения школьников при движении груп­пой и колонной по улице и загородной дороге;

  • школьникам, какого возраста по Правилам дорожного движения разрешается выезжать на улицу и дорогу на велосипеде или мопеде;

  • где разрешено школьникам кататься на самокатах, велосипедах и других самокатных средствах;

  • основные требования правил безопасного поведения при езде на велосипедах;

  • название и виды транспортных средств, связанных с перевозкой и обслуживанием человека;

  • значение световых и звуковых сигналов и сигналов, подаваемых рукой водителями транспортных средств.

уметь:

  • безопасно переходить улицу и дорогу самостоятельно и с группой школьников, помогать младшим школьникам при переходе улиц и дорог;

  • пользоваться наземными видами общественного транспорта как самостоятельно, так и с группой школьников;

правильно объяснить младшим школьникам, как безопасно пере­ходить улицу или дорогу и как надо вести себя в общественном транспорте; анализировать и оценивать правильность и безопасность поведе­ния на улице и дороге пешеходов и водителей транспортных средств; пользоваться картами, схемами, планшетами для объяснения и анализа, основных правил безопасного поведения пешеходов на улицах и дорогах.

Основные направления работы.

1. «Школа светофорных наук»

Цель: изучение и углубление знаний по Правилам дорожного движения.

Основные формы работы:
  • теоретические занятия

  • практические занятия

  • мастер – классы

  • работа по инициативным группам в отряде

  • подготовка методических материалов

  • изготовление памяток для детей и родителей

2. « Пропаганда ПДД »

Цель: создание системы массовых мероприятий с детьми по ПДД.

Основные формы работы: беседы «Красный, Жёлтый, Зелёный» конкурс схем «Мой безопасный путь в школу и домой» для детей и родителей конкурс рисунков «Мы - пешеходы», «Внимание дорога!», «Главный на дороге ребёнок» конкурс сочинений «Письмо «Шумахерам» большой дороги» конкурсы плакатов, выступление агитбригад посвящение первоклассников в пешеходы

3. « Профилактика ДТП »

Цель: сокращение уровня детского травматизма на улицах и дорогах.

Основные формы работы:

  • изучение Правил дорожного движения

  • организация профилактической работы в пришкольном лагере

  • тесты по ПДД «Безопасность» (1-4, 5-11 классы)

  • выступления на родительских собраниях

  • организация и проведение автобусных и пешеходных экскурсий по городу.

Обязанности и права юного инспектора движения


Юный инспектор движения обязан:

  • изучать Правила дорожного движения и быть примером в их соблюдении;

  • вести разъяснительную работу среди сверстников и детей младшего возраста по пропаганде Правил безопасности поведения на дороге;

  • уметь оказать пострадавшему первую медицинскую помощь;

  • укреплять своё здоровье, систематически заниматься физкультурой и спортом.

Юный инспектор движения имеет право:

  • участвовать в обсуждении всех вопросов, относящихся к деятельности отряда;

  • обращаться за помощью и консультацией по вопросам безопасности дорожного движения в органы ГИБДД УМВД по г. Сафоново;

  • носить установленные знаки различия юных инспекторов движения;

  • под руководством сотрудников ГИБДД УМВД по г. Сафоново, участвовать в патрулировании на улицах города;

  • юный инспектор может за активную работу направляться на слеты юных инспекторов дорожного движения.

Прогнозируемый результат. Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит:
  • включить в работу значительное число учащихся лицея, педагогов, родителей;

  • будут созданы условия для формирования у школьников устойчивых знаний и навыков безопасного поведения на улицах города, что позволит повысить интерес к безопасности здоровья детей, как участников дорожного движения.


Рекомендации

  • Изучать Правила дорожного движения и соблюдать их.

  • Вести пропаганду правил безопасного поведения на дороге.

  • Проводить профилактическую работу, направленную на сокращение уровня детского травматизма на улицах и дорогах.

  • Учиться оказывать первую медицинскую помощь.

  • Заниматься физической культурой и спортом.






Заключение


  1. Уменьшение ДТП с участием детей.

  2. Формирование у детей объективного отношения к соблюдению ПДД.

  3. Сохранение здоровья подрастающего поколения.


Ожидаемый результат:


  • свободное общение в любой обстановке и адекватная реакция на любую ситуацию;

  • правопослушное и безопасное поведение на улицах, дорогах и в транспорте;

  • участие в слетах, круглых столах по обмену опытом, теоретических семинарах, проведение игр-путешествий и организация рейдов, патрулирование с инспектором ГИБДД УМВД;

  • выпуск памяток «Прочитай и запомни» и информационных буклетов;\

  • перспективы продолжения сотрудничества ГИБДД УМВД.

  • проверка теоретических знаний и практических навыков на городском конкурсе «Безопасное колесо».


Учебный план



№ п/п

Тема

Отряды ЮИДД.

Участники дорожного движения.

Элементы улиц и дорог, основные термины и понятия.

Правила поведения на тротуаре, пешеходной дорожке, обочине.

Пешеходные переходы.

Опасные ситуации при переходе проезжей части дороги детьми. Дорожные «ловушки».

Дорожные знаки.

Светофор.

Регулировщик.

Правила поведения в общественном транспорте.

Опасные ситуации на дороге, связанные с климатическими условиями.

Движение группами в организованных колоннах

Правила и дополнительные требования к движению велосипедистов.

Страхование транспортных средств.

Медицинская подготовка.

Тесты по теории

Рейды

Экскурсии

Патрулирование

Встречи с инспектором ОГИБДД УМВД по г.Сафоново.

















Учебный план

(второй год обучения)

№ п/п

Тема

1

Участники дорожного движения.

2

Элементы улиц и дорог, основные термины и понятия.

3

Правила поведения на тротуаре, пешеходной дорожке, обочине.

4

Пешеходные переходы.

5

Опасные ситуации при переходе проезжей части дороги детьми. Дорожные «ловушки».

6

Дорожные знаки.

7

Светофор.

8

Регулировщик.

9

Правила поведения в общественном транспорте.

10

Опасные ситуации на дороге, связанные с климатическими условиями.

11

Движение группами в организованных колоннах

12

Правила и дополнительные требования к движению велосипедистов.

13

Страхование транспортных средств.

14

Медицинская подготовка.

15

Отряды ЮИДД.

16

Тесты по теории

17

Рейды

18

Экскурсии

19

Патрулирование

20

Беседы инспектора ГИБДД