Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Детско-юношеский центр» пгтЖешарт.
Принята: « Утверждаю»
Педагогическим советом Директор МБОУДО
протокол №«Детско- юношеский центр»
от «___»___________20____г. пгт Жешарт.
Н.Г. Огнева «___»______________20____г.
Дополнительная общеобразовательная программа
«Волейбол»
для обучающихся 13 – 15 лет.
срок реализации - 1год
Составитель:
Огнев Николай Александрович
педагогдополнительного образования
.
гп. Жешарт
2017 г.
Пояснительная записка
Дополнительная образовательная программа имеет физкультурно-спортивную направленность и предназначена для углубленного изучения раздела «Волейбол» образовательной программы средней школы (5-9 кл.).
Программа составлена в соответствии:
- Законом «Об образовании в Российской Федерации» ФЗ от 21.12.2012г. № 273;
- приказом Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (от 29.08.2013 г № 1008)
- Методическими рекомендациями по организации спортивной подготовки в РФ, приказ Министерства спорта РФ от 12.05.2014 г. ВМ-04 10/2554)
- приказом РФ Федеральные государственные требования минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим программам от 12 сентября 2013 года № 730.
Новизнапрограммы заключается в том, что в ней предусмотрено уделить большее количество учебных часов на разучивание и совершенствование тактических приёмов, что позволит учащимся идти в ногу со временем и повысить уровень соревновательной деятельности в волейболе. Реализация программы предусматривает также психологическую подготовку, которой в других программах уделено мало внимания. Кроме этого, по ходу реализации программы предполагается использование ИКТ для мониторинга текущих результатов, тестирования для перехода на следующий этап обучения, поиска информации в Интернет, просмотра учебных программ, видеоматериала и т. д.
Целесообразность и актуальностьпрограммы заключается в том, что занятия по ней, позволят воспитанникам восполнить недостаток навыков и овладеть необходимыми приёмами игры во внеурочное время, так как количество учебных часов отведённых на изучение раздела «волейбол» в школьной программе недостаточно для качественного овладения игровыми навыками и в особенности тактическими приёмами. Программа актуальна на сегодняшний день, так как её реализация восполняет недостаток двигательной активности, имеющийся у детей, в связи с высокой учебной нагрузкой, имеет оздоровительный эффект, а также благотворно воздействует на все системы детского организма.
Игра в волейбол направлена на всестороннее физического развитие и способствует совершенствованию многих необходимых в жизни двигательных и морально-волевых качеств.
Цель программы - углублённое изучение спортивной игры волейбол.
Основными задачами программы являются:
образовательные
ознакомить воспитанников с правилами самоконтроля состояния здоровья на занятиях и дома;
формировать здоровый образ жизни;
изучить основы техники и тактики игры;
способствовать приобретение необходимых теоретических знаний;
развивающие
способствовать овладению основными приемами техники и тактики игры;
развивать устойчивый интерес к данному виду спорта;
развивать креативные способности (мышление, умение предугадать тактику противника);
содействовать правильному физическому развитию;
развивать физические способности (силу, выносливость, гибкость, координацию движений);
развивать специальные технические и тактические навыки игры;
подготовить воспитанников к соревнованиям по волейболу;
содействовать к подготовке сдачи норм ГТО
воспитательные
способствовать воспитанию воли, смелости, настойчивости, дисциплинированности, коллективизма, чувства дружбы;
способствовать привитию воспитанникам организаторских навыков;
способствовать привитию общей культуры поведения (основ гигиены, этикет).
Характеристика программы:
Тип – дополнительная образовательная программа.
Направленность – физкультурно-спортивная.
Вид – модифицированная.
Классификация: по признаку – специализированная;
по цели обучения – спортивно-оздоровительная;
по возрасту – разновозрастная;
по масштабу действия – учрежденческая;
по срокам реализации – 1 год.
Особенности данной программы
Данная программа составлена с использованием специальной литературы по обучению волейболу. В программе задействованы методики обучения игре в волейбол, которые на данный момент являются наиболее современными и используются при подготовке волейболистов. Программа позволяет варьировать нагрузку ребёнка (в зависимости от его физических возможностей), не теряя результат обучения. В программе используются принципы наглядности, доступности и индивидуализации.
Учебные группы формируются в соответствии с нормативно-правовыми требованиями учетом возраста и состояния здоровья, не имеющие медицинских противопоказаний, желающих заниматься волейболом. После каждого года обучения учащиеся сдают предусмотренные программой нормативы.
Форма и режим занятий
1 год обучения – 2 раза в неделю по 2 акад. часа (144 часа в год)
Форма занятий - физические упражнения (разминка, специальные упражнения, игровые спарринги, игры), беседы по правилам и судейству соревнований.
Практические методы:
- метод упражнений;
- игровой;
- соревновательный;
- круговой тренировки.
Главным из них является метод упражнений, который предусматривает многократные повторения движений.
Игровой и соревновательный методы применяются после того, как у воспитанников образовались некоторые навыки игры.
Ожидаемые результаты
После окончания обучения учащийся должен:
знать:
- расстановку игроков на поле;
- правила перехода игроков по номерам;
- правила игры в мини-волейбол;
- правильность счёт по партиям;расстановку игроков на поле при приёме и подаче соперника;
- классификацию упражнений, применяемых в учебно-тренировочном процессе;
- ведение счёта по протоколу;
уметь:
- выполнять перемещения и стойки;
- выполнять приём и передачу мяча сверху двумя руками;
- выполнять приём и передачу мяча снизу над собой и на сетку мяча;
- выполнять нижнюю подачу с 5-6 метров;
- выполнять падения.
- выполнять перемещения и стойки;
- выполнять приём мяча сверху двумя руками, снизу двумя руками с подачи в зонах 6,1,5 и первая передача в зоны 3,2;
- выполнять передачи мяча снизу над собой в круге;
Выполнение Контрольных Нормативов
Цель: Определить уровень общего физического развития.
Контрольные упражнения по общей физической подготовке
Физические способности | Контрольные упражнения | Возраст |
| 13-15 лет |
Юн. | Дев. |
Скоростные | Бег 30 м, сек | | - | - |
Бег 60 м, сек | | - | - |
Бег 100 м, сек | 14,1 | 17,4 |
|
Координационные | Челночный бег3х10 м, сек | | 7,9 | 9,3 |
Скоростно-силовые | Прыжок в длинус места, см | | 205 | 170 |
Выносливость | Бег 2000 м,мин/сек | - | 10,40 |
Бег 3000 м,мин/сек | 12,40 | - |
Гибкость | Наклон вперед из положения сидя, см | 9 | 12 |
Силовые | Подтягивание на высокой перекладине из виса, раз | 10 | - |
Подтягивание на низкой перекладине из виса лежа | - | 15 |
Цель: Определить уровень специальной физической подготовки.
Контрольные упражнения по специальной физической подготовке
№ п/п | Содержание требований (виды испытаний) | Кол-во раз |
| Передача мяча сверху двумя руками, стоя и сидя у стены | 4 |
| Чередование способов передачи и приема мяча сверху, снизу (количество серий) | 6 |
| Верхняя передача мяча на точность из зоны 3 (2) в зону 4 | 4 |
| Подача верхняя прямая в пределы площади | 3 |
| Прием мяча с подачи и первая передача в зону 3 | 3 |
| Чередование способов передачи и приема мяча сверху, снизу | 8 |
| Нападающий удар по мячу в держателе или резиновых амортизаторах | 3 |
| Вторая передача на точность: из зоны 2 в зону 4 | 3 |
| Передача из зоны 3 в зону 2 (стоя спиной по направлению) | 3 |
| Через сетку из зоны 4 в зону 4 в прыжке | 4 |
| Передачи сверху, снизу (стоя у стены) | 5 |
| Подача на точность | 4 |
| Нападающий удар прямой из зоны 4 в зоны 5, 6 и 1 | 3 |
| Блокирование (вдвоем) нападающего удара из зоны 4 (2) | 3 |
Цель: определить уровень общей и специальной физической, технической подготовленности.
Итоги реализации программы: участие в соревнованиях, товарищеские игры, сдача контрольных нормативов и контрольные задания.
Учебно-тематический план 1 год обучения
№№ п/п | Наименование разделов и тем | Общее количество | В том числе: |
теоретических | практических |
I | Основы знаний | 6 | 4 | 2 |
1 | Вводное занятие | 2 | 1 | 1 |
2 | История развития волейбола. Правила игры и соревнований по волейболу | 2 | 2 | - |
3 | Влияние физических упражнений на организм человека. Закаливание и здоровье | 2 | 1 | 1 |
II | Общая физическая подготовка | 30 | 3 | 27 |
1 | Гимнастические упражнения | 10 | 1 | 9 |
2 | Легкоатлетические упражнения | 10 | 1 | 9 |
3. | Подвижные игры | 10 | 1 | 9 |
III | Техническая подготовка | 63 | 9 | 54 |
1 | Техника передвижения и стоек | 8 | 1 | 7 |
2 | Техника приёма и передач мяча сверху | 15 | 2 | 13 |
3. | Техника приёма мяча снизу | 15 | 2 | 13 |
4. | Нижняя прямая подача | 15 | 2 | 13 |
5. | Нападающие удары | 10 | 2 | 8 |
IV | Тактическая подготовка | 36 | 8 | 28 |
1. | Индивидуальные действия | 12 | 2 | 10 |
2. | Групповые действия | 8 | 2 | 6 |
3. | Командные действия | 8 | 2 | 6 |
4. | Тактика защиты | 8 | 2 | 6 |
V | Контрольные испытания и соревнования | 8 | 2 | 6 |
| Итоговое занятие | 1 | 1 | - |
Итого часов: | В течение года |
144 | 27 | 117 |
Содержание программы
I. Основы знаний (6 час)
Тема №1. Вводное занятие
Знакомство. Техника безопасности и правила поведения в зале. Спортивное оборудование и инвентарь, правила обращения с ним. Спортивная форма. Гигиенические требования. Ознакомление с программой. Способы самоконтроля состояния здоровья в школе и дома.
Тема №2. История развития волейбола. Правила игры и соревнований по волейболу
История возникновения волейбола. Развитие волейбола. Правила игры в мини-волейбол.
Тема № 3. Влияние физических упражнений на организм человека. Закаливание и здоровье.
Развитая мышечная система - свидетельство хорошего состояния здоровья человека. Окружающая среда становится все более и более агрессивной по отношению к нам с вами. Увеличивается количество новых вирусов, ухудшается экология. Единственное, что может помочь в такой ситуации – закаливание организма.
II. Общая физическая подготовка (30 час)
Упражнения для развития физических способностей: скоростных, силовых, выносливости, координационных, скоростно-силовых.
Гимнастические упражнения. Упражнения без предметов: для мышц рук и плечевого пояса. Для мышц ног, брюшного пресса, тазобедренного сустава, туловища и шеи. Упражнения с предметами - со скакалками, резиновыми мячами, набивными мячами (1-2 кг). Из различных исходных положений. Чередование упражнений руками, ногами - различные броски, выпрыгивание вверх с мячом, зажатым голеностопными суставами; в положении сидя, лежа - поднимание ног с мячом.
Легкоатлетические упражнения. Бег с ускорением до 30 м. Прыжки: с места в длину, вверх. Прыжки с разбега в длину и высоту. Метание теннисного мяча в цель, на дальность.
Подвижные игры: “День и ночь”, “Салки без мяча”, “Караси и щука”, “Волк во рву”, “Третий лишний”, “Удочка”, “Круговая эстафета”, комбинированные эстафеты.
III. Техническая подготовка (63 час)
Овладение техникой передвижений и стоек. Стойка игрока (исходные положения). Ходьба, бег, перемещаясь лицом вперед. Перемещения приставными шагами: лицом, правым, левым боком вперед. Двойной шаг вперед. Сочетание способов перемещений.
Овладение техникой приема и передач мяча сверху двумя руками; передача мяча, подвешенного на шнуре; с собственного подбрасывания; с набрасывания партнера; в различных направлениях на месте и после перемещения; передачи в парах; отбивание мяча кулаком через сетку в непосредственной близости от нее; с собственного подбрасывания; подброшенного партнером - с места и после приземления. Прием и передача мяча снизу, прием и передача мяча двумя руками сверху (на месте и в движении приставными шагами). Передачи мяча после перемещения из зоны в зону. Прием мяча на задней линии. Передача двумя руками сверху на месте. Передача двумя руками сверху на месте и после передачи вперед. Прием мяча снизу двумя руками над собой. Прием мяча снизу двумя руками над собой и на сетку. Передача мяча сверху двумя руками в прыжке в парах. Передача мяча сверху двумя руками в прыжке в тройках. Прием мяча снизу в группе.
Овладение техникой подачи: нижняя прямая; через сетку; подача в стенку, через сетку с расстояния 9 м; подача через сетку из-за лицевой линии; подача нижняя боковая.
Нападающие удары. Прямой нападающий удар сильнейшей рукой (овладение режимом разбега, прыжок вверх толчком двух ног: с места, с 1,2, 3 шагов разбега, удар кистью по мячу).
Овладение техникой подачи. Нижняя прямая подача с 3-6 м. Нижняя прямая подача. Нижняя прямая подача, прием мяча, отраженного сеткой.
IV. Тактическая подготовка (36 часов)
Индивидуальные действия: выбор места для выполнения нижней подачи; выбор места для второй передачи и в зоне 3.
Групповые действия. Взаимодействия игроков передней линии: игрока зоны 4 с игроком зоны 3, игрока зоны 2 с игроком зоны 3 (при первой передаче). Взаимодействия игроков зон 6, 5 и 1 с игроком зоны 3.
Командные действия. Прием нижней подачи и первая передача в зону 3, вторая передача игроку, к которому передающий обращен лицом.
Тактика защиты. Выбор места при приеме нижней подачи. Расположение игроков при приеме подачи, когда вторую передачу выполняет игрок зоны 3.
V. Контрольные испытания и соревнования (8 часов)
Принять участие в одних соревнованиях. Контрольные игры и соревнования. Организация и проведение соревнований. Разбор проведенных игр. Устранение ошибок.
Практические занятия. Соревнования по подвижным играм с элементами техники волейбола. Соревнования по мини-волейболу.
Методическое обеспечение образовательной программы
по волейболу.
Раздел | Форма занятий | Дидактический материал | Техническое оснащение | Форма подведения итогов |
1. Основы знаний | беседы | литература по теме | наглядные пособия | |
2. Общая физическая подготовка | Практикум: - занятие поточным методом; - круговая тренировка; - занятие фронтальным методом; - работа по станциям; - самостоятельные занятия; - тестирование. | - литература по теме; - слайды; - карточки с заданием. | - скакалки; - гимнастические скамейки; - гимнастическая стенка; - гимнастические маты; - резиновые амортизаторы; - перекладины; - мячи; - медболы. | контрольные нормативы по ОФП |
3. Специальная физическая подготовка | Практикум: - занятие поточным методом; - круговая тренировка; - занятие фронтальным методом; - работа по станциям; - самостоятельные занятия; - тестирование | - литература по теме; - слайды; - карточки с заданием. | - скакалки; - гимнастические скамейки; - гимнастическая стенка; - гимнастические маты; - резиновые амортизаторы; - перекладины; - мячи; - медболы. | контрольные нормативы по СФП |
4. Техническая подготовка | Практикум: - занятие поточным методом; - круговая тренировка; - занятие фронтальным методом; - работа по станциям; - самостоятельные занятия; - тестирование; - турнир. | - литература по теме; - слайды; - видеоматериалы; - карточки с заданием. | - волейбольные мячи; - волейбольная сетка; - медболы; - резиновая лента | - контрольные нормативы; - учебно-тренировочная игра; - помощь в су действе. |
5. Тактическая подготовка | Практикум: - занятие поточным методом; - круговая тренировка; - занятие фронтальным методом; - работа по станциям; - самостоятельные занятия; - тестирование; - турнир. | - литература по теме; - слайды; - видеоматериалы; - карточки с заданием. | - волейбольные мячи; - волейбольная сетка; - резиновая лента | - контрольные нормативы; - учебно-тренировочная игра; |
6. Контрольные испытания | Практикум: - самостоятельные занятия; - тестирование; | - карточки с заданием. | - скакалки; - гимнастическая стенка; - гимнастические маты; - перекладины; - мячи; - медболы | - контрольные нормативы; - помощь в су действе. |
Список литературы
Литература для учащихся:
Клещёв Ю.Н., Фурмнов А.Г. Юный волейболист, -М.: ФиС, 2011.
Литвинов Е.Н. Физкультура! Физкультура! / Е. Н. Литвинов, Г.И. Погадаев. -М.: Просвещение, 2012.
Мейксон, Г.Б. Физическая культура для 5-7 классов / Г.Б. Мейксон, Л.Е. Любомирский, Л.Б. М.: Просвещение, 2013.
Литература для учителя:
Ахмеров Э.К. Волейбол для начинающих. - Минск: Полымя, 2012.
Баландин, Г.А. Урок физкультуры в современной школе / Г.А. Баландин, Н.Н. Назарова, Т.Н. Казакова. - М.: Советский спорт, 2002.
Беляев А.В. Волейбол на уроке физической культуры. - 2-е изд.- М.: Физкультура и спорт, 2005. Баландин, Г.А. Урок физкультуры в современной школе / Г. А. Баландин, Н.Н. Назарова, Т. Н. Казакова. - М.: Советский спорт, 2002.
Железняк Ю.Д. Юный волейболист. М.: Физкультура и спорт.
Железняк Ю.Д., Слупский Л. Н. Волейбол в школе: Пособие для учителей -М.: Просвещение, 1989.
Кузнецов В.С. Упражнения и игры с мячами / В.С. Кузнецов, Г. А. Колодницкий. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2002.
uchportal.ru,
pivan-school.net.ru,
http://happy-school.ru;
http://rusedu.ru/;
http://experiment-opk.pravolimp.ru/;
22