СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная программа «Волейбол» для обучающихся 13 – 15 лет.

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная образовательная программа имеет физкультурно-спортивную направленность и предназначена для углубленного изучения раздела «Волейбол» образовательной программы средней школы (5-9 кл.).

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная программа «Волейбол» для обучающихся 13 – 15 лет.»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Детско-юношеский центр» пгтЖешарт.







Принята: « Утверждаю»

Педагогическим советом Директор МБОУДО

протокол №«Детско- юношеский центр»

от «___»___________20____г. пгт Жешарт.



Н.Г. Огнева «___»______________20____г.

Дополнительная общеобразовательная программа


«Волейбол»




для обучающихся 13 – 15 лет.

срок реализации - 1год



Составитель:

Огнев Николай Александрович

педагогдополнительного образования

.





гп. Жешарт

2017 г.


Пояснительная записка


Дополнительная образовательная программа имеет физкультурно-спортивную направленность и предназначена для углубленного изучения раздела «Волейбол» образовательной программы средней школы (5-9 кл.).

Программа составлена в соответствии:

- Законом «Об образовании в Российской Федерации» ФЗ от 21.12.2012г. № 273;

- приказом Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (от 29.08.2013 г № 1008)

- Методическими рекомендациями по организации спортивной подготовки в РФ, приказ Министерства спорта РФ от 12.05.2014 г. ВМ-04 10/2554)

- приказом РФ Федеральные государственные требования минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим программам от 12 сентября 2013 года № 730.

Новизнапрограммы заключается в том, что в ней предусмотрено уделить большее количество учебных часов на разучивание и совершенствование тактических приёмов, что позволит учащимся идти в ногу со временем и повысить уровень соревновательной деятельности в волейболе. Реализация программы предусматривает также психологическую подготовку, которой в других программах уделено мало внимания. Кроме этого, по ходу реализации программы предполагается использование ИКТ для мониторинга текущих результатов, тестирования для перехода на следующий этап обучения, поиска информации в Интернет, просмотра учебных программ, видеоматериала и т. д.

Целесообразность и актуальностьпрограммы заключается в том, что занятия по ней, позволят воспитанникам восполнить недостаток навыков и овладеть необходимыми приёмами игры во внеурочное время, так как количество учебных часов отведённых на изучение раздела «волейбол» в школьной программе недостаточно для качественного овладения игровыми навыками и в особенности тактическими приёмами. Программа актуальна на сегодняшний день, так как её реализация восполняет недостаток двигательной активности, имеющийся у детей, в связи с высокой учебной нагрузкой, имеет оздоровительный эффект, а также благотворно воздействует на все системы детского организма.

Игра в волейбол направлена на всестороннее физического развитие и способствует совершенствованию многих необходимых в жизни двигательных и морально-волевых качеств.

Цель программы - углублённое изучение спортивной игры волейбол.

Основными задачами программы являются:

образовательные

  • ознакомить воспитанников с правилами самоконтроля состояния здоровья на занятиях и дома;

  • формировать здоровый образ жизни;

  • изучить основы техники и тактики игры;

  • способствовать приобретение необходимых теоретических знаний;

развивающие

  • способствовать овладению основными приемами техники и тактики игры;

  • развивать устойчивый интерес к данному виду спорта;

  • развивать креативные способности (мышление, умение предугадать тактику противника);

  • содействовать правильному физическому развитию;

  • развивать физические способности (силу, выносливость, гибкость, координацию движений);

  • развивать специальные технические и тактические навыки игры;

  • подготовить воспитанников к соревнованиям по волейболу;

  • содействовать к подготовке сдачи норм ГТО

воспитательные

  • способствовать воспитанию воли, смелости, настойчивости, дисциплинированности, коллективизма, чувства дружбы;

  • способствовать привитию воспитанникам организаторских навыков;

  • способствовать привитию общей культуры поведения (основ гигиены, этикет).

Характеристика программы:

Тип – дополнительная образовательная программа.

Направленность – физкультурно-спортивная.

Вид – модифицированная.

Классификация: по признаку – специализированная;

по цели обучения – спортивно-оздоровительная;

по возрасту – разновозрастная;

по масштабу действия – учрежденческая;

по срокам реализации – 1 год.

Особенности данной программы

Данная программа составлена с использованием специальной литературы по обучению волейболу. В программе задействованы методики обучения игре в волейбол, которые на данный момент являются наиболее современными и используются при подготовке волейболистов. Программа позволяет варьировать нагрузку ребёнка (в зависимости от его физических возможностей), не теряя результат обучения. В программе используются принципы наглядности, доступности и индивидуализации.

Учебные группы формируются в соответствии с нормативно-правовыми требованиями учетом возраста и состояния здоровья, не имеющие медицинских противопоказаний, желающих заниматься волейболом. После каждого года обучения учащиеся сдают предусмотренные программой нормативы.

Форма и режим занятий

1 год обучения – 2 раза в неделю по 2 акад. часа (144 часа в год)



Форма занятий - физические упражнения (разминка, специальные упражнения, игровые спарринги, игры), беседы по правилам и судейству соревнований.

Практические методы:

- метод упражнений;

- игровой;

- соревновательный;

- круговой тренировки.

Главным из них является метод упражнений, который предусматривает многократные повторения движений.

Игровой и соревновательный методы применяются после того, как у воспитанников образовались некоторые навыки игры.


Ожидаемые результаты

После окончания  обучения учащийся должен:

знать:

- расстановку игроков на поле;

- правила перехода игроков по номерам;

- правила игры в мини-волейбол;

- правильность счёт по партиям;расстановку игроков на поле при приёме и подаче соперника;

- классификацию упражнений, применяемых в учебно-тренировочном процессе;

- ведение счёта по протоколу;


уметь:

- выполнять перемещения и стойки;

- выполнять приём и передачу мяча сверху двумя руками;

- выполнять приём и передачу мяча снизу над собой и на сетку мяча;

- выполнять нижнюю подачу с 5-6 метров;

- выполнять падения.



- выполнять перемещения и стойки;

- выполнять приём мяча сверху двумя руками, снизу двумя руками с подачи в зонах 6,1,5 и первая передача в зоны 3,2;

- выполнять передачи мяча снизу над собой в круге;





Выполнение Контрольных Нормативов


    1. Вводный контроль.

Цель: Определить уровень общего физического развития.


Контрольные упражнения по общей физической подготовке


Физические

способности

Контрольные

упражнения

Возраст


13-15 лет

Юн.

Дев.

Скоростные

Бег 30 м, сек


-

-

Бег 60 м, сек


-

-

Бег 100 м, сек

14,1

17,4


Координационные

Челночный бег3х10 м, сек


7,9

9,3

Скоростно-силовые

Прыжок в длинус места, см


205

170

Выносливость

Бег 2000 м,мин/сек

-

10,40

Бег 3000 м,мин/сек

12,40

-

Гибкость

Наклон вперед из положения сидя, см

9

12

Силовые

Подтягивание на высокой перекладине из виса, раз

10

-

Подтягивание на низкой перекладине из виса лежа

-

15


    1. Промежуточный контроль.

Цель: Определить уровень специальной физической подготовки.


Контрольные упражнения по специальной физической подготовке


п/п

Содержание требований (виды испытаний)

Кол-во раз

Передача мяча сверху двумя руками, стоя и сидя у стены

4

Чередование способов передачи и приема мяча сверху, снизу (количество серий)

6

Верхняя передача мяча на точность из зоны 3 (2) в зону 4

4

Подача верхняя прямая в пределы площади

3

Прием мяча с подачи и первая передача в зону 3

3

Чередование способов передачи и приема мяча сверху, снизу

8

Нападающий удар по мячу в держателе или резиновых амортизаторах

3

Вторая передача на точность: из зоны 2 в зону 4

3

Передача из зоны 3 в зону 2 (стоя спиной по направлению)

3

Через сетку из зоны 4 в зону 4 в прыжке

4

Передачи сверху, снизу (стоя у стены)

5

Подача на точность

4

Нападающий удар прямой из зоны 4 в зоны 5, 6 и 1

3

Блокирование (вдвоем) нападающего удара из зоны 4 (2)

3



    1. Итоговый контроль.

Цель: определить уровень общей и специальной физической, технической подготовленности.

Итоги реализации программы: участие в соревнованиях, товарищеские игры, сдача контрольных нормативов и контрольные задания.








Учебно-тематический план 1 год обучения


№№
п/п

Наименование разделов и тем

Общее количество

В том числе:

теоретических

практических

I

Основы знаний

6

4

2

1

Вводное занятие

2

1

1

2

История развития волейбола. Правила игры и соревнований по волейболу

2

2

-

3

Влияние физических упражнений на организм человека. Закаливание и здоровье

2

1

1

II

Общая физическая подготовка

30

3

27

1

Гимнастические упражнения

10

1

9

2

Легкоатлетические упражнения

10

1

9

3.

Подвижные игры

10

1

9

III

Техническая подготовка

63

9

54

1

Техника передвижения и стоек

8

1

7

2

Техника приёма и передач мяча сверху

15

2

13

3.

Техника приёма мяча снизу

15

2

13

4.

Нижняя прямая подача

15

2

13

5.

Нападающие удары

10

2

8

IV

Тактическая подготовка

36

8

28

1.

Индивидуальные действия

12

2

10

2.

Групповые действия

8

2

6

3.

Командные действия

8

2

6

4.

Тактика защиты

8

2

6

V

Контрольные испытания и соревнования

8

2

6

 

Итоговое занятие

1

1

-

Итого часов:

В течение года

144

27

117
















Содержание программы

I. Основы знаний (6 час)

Тема №1. Вводное занятие

Знакомство. Техника безопасности и правила поведения в зале. Спортивное оборудование и инвентарь, правила обращения с ним. Спортивная форма. Гигиенические требования. Ознакомление с программой. Способы самоконтроля состояния здоровья в школе и дома.

Тема №2. История развития волейбола. Правила игры и соревнований по волейболу

История возникновения волейбола. Развитие волейбола. Правила игры в мини-волейбол.

Тема № 3. Влияние физических упражнений на организм человека. Закаливание и здоровье.

Развитая мышечная система - свидетельство хорошего состояния здоровья человека. Окружающая среда становится все более и более агрессивной по отношению к нам с вами. Увеличивается количество новых вирусов, ухудшается экология. Единственное, что может помочь в такой ситуации – закаливание организма.

II. Общая физическая подготовка (30 час)

Упражнения для развития физических способностей: скоростных, силовых, выносливости, координационных, скоростно-силовых.

Гимнастические упражнения. Упражнения без предметов: для мышц рук и плечевого пояса. Для мышц ног, брюшного пресса, тазобедренного сустава, туловища и шеи. Упражнения с предметами - со скакалками, резиновыми мячами, набивными мячами (1-2 кг). Из различных исходных положений. Чередование упражнений руками, ногами - различные броски, выпрыгивание вверх с мячом, зажатым голеностопными суставами; в положении сидя, лежа - поднимание ног с мячом.

Легкоатлетические упражнения. Бег с ускорением до 30 м. Прыжки: с места в длину, вверх. Прыжки с разбега в длину и высоту. Метание теннисного мяча в цель, на дальность.

Подвижные игры: “День и ночь”, “Салки без мяча”, “Караси и щука”, “Волк во рву”, “Третий лишний”, “Удочка”, “Круговая эстафета”, комбинированные эстафеты.

III. Техническая подготовка (63 час)

Овладение техникой передвижений и стоек. Стойка игрока (исходные положения). Ходьба, бег, перемещаясь лицом вперед. Перемещения приставными шагами: лицом, правым, левым боком вперед. Двойной шаг вперед. Сочетание способов перемещений.

Овладение техникой приема и передач мяча сверху двумя руками; передача мяча, подвешенного на шнуре; с собственного подбрасывания; с набрасывания партнера; в различных направлениях на месте и после перемещения; передачи в парах; отбивание мяча кулаком через сетку в непосредственной близости от нее; с собственного подбрасывания; подброшенного партнером - с места и после приземления. Прием и передача мяча снизу, прием и передача мяча двумя руками сверху (на месте и в движении приставными шагами). Передачи мяча после перемещения из зоны в зону. Прием мяча на задней линии. Передача двумя руками сверху на месте. Передача двумя руками сверху на месте и после передачи вперед. Прием мяча снизу двумя руками над собой. Прием мяча снизу двумя руками над собой и на сетку. Передача мяча сверху двумя руками в прыжке в парах. Передача мяча сверху двумя руками в прыжке в тройках. Прием мяча снизу в группе.

Овладение техникой подачи: нижняя прямая; через сетку; подача в стенку, через сетку с расстояния 9 м; подача через сетку из-за лицевой линии; подача нижняя боковая.

Нападающие удары. Прямой нападающий удар сильнейшей рукой (овладение режимом разбега, прыжок вверх толчком двух ног: с места, с 1,2, 3 шагов разбега, удар кистью по мячу).

Овладение техникой подачи. Нижняя прямая подача с 3-6 м. Нижняя прямая подача. Нижняя прямая подача, прием мяча, отраженного сеткой.

IV. Тактическая подготовка (36 часов)

Индивидуальные действия: выбор места для выполнения нижней подачи; выбор места для второй передачи и в зоне 3.

Групповые действия. Взаимодействия игроков передней линии: игрока зоны 4 с игроком зоны 3, игрока зоны 2 с игроком зоны 3 (при первой передаче). Взаимодействия игроков зон 6, 5 и 1 с игроком зоны 3.

Командные действия. Прием нижней подачи и первая передача в зону 3, вторая передача игроку, к которому передающий обращен лицом.

Тактика защиты. Выбор места при приеме нижней подачи. Расположение игроков при приеме подачи, когда вторую передачу выполняет игрок зоны 3.

V. Контрольные испытания и соревнования (8 часов)

Принять участие в одних соревнованиях. Контрольные игры и соревнования. Организация и проведение соревнований. Разбор проведенных игр. Устранение ошибок.

Практические занятия. Соревнования по подвижным играм с элементами техники волейбола. Соревнования по мини-волейболу.













Методическое обеспечение образовательной программы

по волейболу.

Раздел

Форма занятий

Дидактический материал

Техническое оснащение

Форма подведения итогов

1. Основы знаний

беседы

литература по теме

наглядные пособия

 

2. Общая физическая подготовка

Практикум:

- занятие поточным методом;

- круговая тренировка;

- занятие фронтальным методом;

- работа по станциям;

- самостоятельные занятия;

- тестирование.

- литература по теме;

- слайды;

- карточки с заданием.

- скакалки;

- гимнастические скамейки;

- гимнастическая стенка;

- гимнастические маты;

- резиновые амортизаторы;

- перекладины;

- мячи;

- медболы.

контрольные нормативы по ОФП

3. Специальная физическая подготовка

Практикум:

- занятие поточным методом;

- круговая тренировка;

- занятие фронтальным методом;

- работа по станциям;

- самостоятельные занятия;

- тестирование

- литература по теме;

- слайды;

- карточки с заданием.

- скакалки;

- гимнастические скамейки;

- гимнастическая стенка;

- гимнастические маты;

- резиновые амортизаторы;

- перекладины;

- мячи;

- медболы.

контрольные нормативы по СФП

4. Техническая подготовка

Практикум:

- занятие поточным методом;

- круговая тренировка;

- занятие фронтальным методом;

- работа по станциям;

- самостоятельные занятия;

- тестирование;

- турнир.

- литература по теме;

- слайды;

- видеоматериалы;

- карточки с заданием.

- волейбольные мячи;

- волейбольная сетка;

- медболы;

- резиновая лента

- контрольные нормативы;

- учебно-тренировочная игра;

- помощь в су действе.

5. Тактическая подготовка

Практикум:

- занятие поточным методом;

- круговая тренировка;

- занятие фронтальным методом;

- работа по станциям;

- самостоятельные занятия;

- тестирование;

- турнир.

- литература по теме;

- слайды;

- видеоматериалы;

- карточки с заданием.

- волейбольные мячи;

- волейбольная

сетка;

- резиновая лента

- контрольные нормативы;

- учебно-тренировочная игра;

6. Контрольные испытания

Практикум:

- самостоятельные занятия;

- тестирование;

- карточки с заданием.

- скакалки;

- гимнастическая стенка;

- гимнастические маты;

- перекладины;

- мячи;

- медболы

- контрольные нормативы;

- помощь в су действе.



Список литературы



Литература для учащихся:

  1. Клещёв Ю.Н., Фурмнов А.Г. Юный волейболист, -М.: ФиС, 2011.

  2. Литвинов Е.Н. Физкультура! Физкультура! / Е. Н. Литвинов, Г.И. Погадаев. -М.: Просвещение, 2012.

  3. Мейксон, Г.Б. Физическая культура для 5-7 классов / Г.Б. Мейксон, Л.Е. Любомирский, Л.Б. М.: Просвещение, 2013.

Литература для учителя:

  1. Ахмеров Э.К. Волейбол для начинающих. - Минск: Полымя, 2012.

  2. Баландин, Г.А. Урок физкультуры в современной школе / Г.А. Баландин, Н.Н. Назарова, Т.Н. Казакова. - М.: Советский спорт, 2002.

  3. Беляев А.В. Волейбол на уроке физической культуры. - 2-е изд.- М.: Физкультура и спорт, 2005. Баландин, Г.А. Урок физкультуры в современной школе / Г. А. Баландин, Н.Н. Назарова, Т. Н. Казакова. - М.: Советский спорт, 2002.

  4. Железняк Ю.Д. Юный волейболист. М.: Физкультура и спорт.

  5. Железняк Ю.Д., Слупский Л. Н. Волейбол в школе: Пособие для учителей -М.: Просвещение, 1989.

  6. Кузнецов В.С. Упражнения и игры с мячами / В.С. Кузнецов, Г. А. Колодницкий. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2002.

  7. uchportal.ru,

  8. pivan-school.net.ru,

  9. http://happy-school.ru;

  10. http://rusedu.ru/;

  11. http://experiment-opk.pravolimp.ru/;



22