Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение
«Детский сад №54 города Белогорск»
Принято на заседании
Педагогического совета
Протокол №__________
«___» _________2020 г
УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий МАДОУ ДС №54
Устюжанина А.В.
" " 2021
Дополнительная общеразвивающая программа познавательно-речевого направления
«Знайка»
Воспитатель: Ляскина Н.Н.
Белогорск-2021 год
Содержание
| Пояснительная записка | 3 |
1. | Актуальность | 4 |
2. | Цель и задачи Программы | 5 |
3. | Принципы Программы | 6 |
4. | Формы и режим занятий | 6 |
5. | Ожидаемые результаты | 6 |
6. | Тематический план | 7 |
7. | Список литературы | 8 |
1. Пояснительная записка
Дополнительная образовательная программа «Знайка» (далее - Программа) разработана в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования (далее Стандарт) к структуре Программы и ее объему, условиям реализации Программы и результатам ее освоения. МАДОУ ДС №54.
Новизна программы состоит в следующем:
Обучение детей осуществляется в рамках предшкольного образования, обеспечивающего переход от дошкольного детства, семейного воспитания к осознанному обучению в начальной школе.
Учитываются возрастные особенности детей и отличия в организации дошкольного образования и начальной школы;
Специфика организации подготовки детей к школе заключается в том, что ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра – с включением игровых проблемно-практических ситуаций, совместного выполнения предлагаемых заданий, с опорой на обогащённую предметную среду;
Учитываются возможности образовательного учреждения, на базе которого будет реализована данная программа.
Содержание Программы ориентировано на познавательное и речевое развитие детей 6-7 лет, которое осуществляется в двух направлениях:
— систематизация и учет познавательно-речевого развития детей, полученного из разных источников (игры, общения, обучения и т. д.);
— организация работы с детьми по освоению ими содержания Программы.
В ходе реализации Программы предусматривается совместная деятельность взрослых и детей в процессе занятий (познавательно- исследовательской деятельности), в игре, общении, самостоятельной деятельности детей, для которой педагог создает условия, сопровождает ее, поддерживает.
Нормативное обеспечение программы:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
- Положение о дополнительной общеразвивающей программе МАДОУ ДС №54;
- Устав
2. Актуальность.
Подготовка детей к школе на сегодня приобретает все большую актуальность. Во многом это связано с тем, что с проникновением западной культуры и ее ценностей, в стране меняются условия развития ребенка – развитие часто заменяется простыми изменениями. Ребенок развивается, его внутренний мир расширяется, но к реальному физическому миру это зачастую не имеет никакого отношения. Случается, ребенок, начинающий ходить в школу, может перечислить имена всех «смешариков», «фиксиков» и «Барбоскиных», знает, как проходить сложнейшие уровни в новейших компьютерных играх, но не знает, как называется страна, в которой он живет, чем река отличается от моря, не может на вид отличить букву от цифры.
Конечно, не все дети такие. Все же, многие родители пытаются подготовить ребенка к школе собственными усилиями. Иногда вполне удачно. Но не всегда родители имеют достаточное количество времени и достаточно сформированный педагогический подход для того, чтобы подготовить ребенка к школе на должном уровне.
В школе ребенок не начинает, а продолжает развитие. Обычно подразумевается, что научить ребенка всему, подготовить его к получению дальнейшего образования – обязанность школы. Но на практике это работает редко. В действительности большинство школьных учителей предпочитает (и часто имеет к этому основания) уделять внимание тем детям, которые уже обладают каким-то уровнем подготовки, которые способны воспринимать школьную программу не как что-то совсем новое, а как совершенствование имеющегося опыта. А остальным ученикам обычно ставят тройки – иногда заслуженно, иногда – из жалости.
Созданием данной образовательной программы послужил социальный запрос родителей и школы для наиболее эффективного решения проблем при переходе детей из детского сада в первый класс. Интеллектуальная готовность ребенка (наряду с эмоциональной психологической готовностью) является приоритетной для успешного обучения в школе, успешного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что для дошкольников создается обстановка непринуждённости, когда желание научиться чему бы то ни было возникает естественно, как бы само собой. Используя различные методы, формы и приёмы обучения воспитанников необходимо стараться, чтобы у детей желание учиться не погасло из-за первых же трудностей, а превратилось в желание к преодолению препятствий, своего неумения, в устойчивый познавательный интерес. Детям предоставляется возможность с первых же занятий быть активными, уверенными в себе, т.е. обеспечить им ситуацию успеха. Учебный материал преподноситься доступно, дети учатся с удовольствием, а значит и успешно.
Для успешной реализации программы используются различные педагогические технологии:
– игровые, так как ведущей деятельностью для детей дошкольного возраста является игровая;
– информационно-коммуникативные – обеспечивают наглядность, доступность, устойчивый интерес к познанию нового, представляют новые возможности добычи информации;
– технологии деятельностного метода, развития критического и творческого мышления, которые обеспечивают самостоятельный поиск новых знаний на основе имеющихся знаний и опыта ребенка.
3. Цель программы: развитие у детей 6-7 лет речевой деятельности и познавательных способностей, интеллекта, творчества в решении поставленных задач.
Программа состоит из двух разделов.
Первый раздел: развитие речи и обучение грамоте.
Второй раздел: развитие математических представлений и логики
Основные задачи при реализации данной программы:
По первому разделу:
Развитие речи и обучение грамоте:
Образовательные:
• обогащение речи детей, за счет расширения и уточнения представлений детей об окружающем мире в ходе чтения, рассмотрения иллюстраций, бесед и др.
• подготовка руки к письму («печатание» букв, слов, предложений)
Развивающие:
• развитие видов речевой деятельности: умений слушать, говорить, свободно пользоваться языком в различных ситуациях общения.
• развитие фонематического слуха (умение выделять звук из ряда других);
• развитие фонематического анализа (умение делать звуко-буквенный анализ слов, правильно определять и давать характеристику звука);
• развитие умения правильно обозначать звук на письме, составлять слова из букв и слогов, читать.
Воспитательные:
Воспитывать инициативу, самостоятельность, доброжелательность.
По второму разделу:
Развитие математических представлений и логики:
Развивающие:
• развитие математических представлений о числах и цифрах;
• развитие умение решать и составлять арифметические задачи;
• развитие внимания, наблюдательности, логического мышление;
Образовательные:
• знакомство с математическими знаками;
• подготовка руки к письму («печатание» цифр, рисование геометрических форм).
Воспитательные:
воспитывать стремление оказывать помощь другим, которые оказались в трудной ситуации;
Воспитывать инициативу, самостоятельность, доброжелательность.
4. Основные принципы:
• учет индивидуальных возможностей и способностей ребят;
• уважение к ребёнку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
• комплексный подход при разработке занятий;
• систематичность и последовательность занятий;
• вариативность содержания и форм проведения занятий;
• наглядность.
5. Формы и режим занятий работы с детьми
Режим занятий
Группа | Продолжительность занятий | Количество занятий в неделю | Количество занятий в год |
подготовительная | 30 мин | 2 | 72 |
Программа предусматривает работу группы в количестве 8-15 человек.
Формы организации занятий:
- совместная игровая - познавательная деятельность взрослого и детей.
- индивидуальная – беседы;
- занятия формирования и закрепления знаний и умений.
6. Ожидаемые результаты после реализации программы.
По первому разделу:
- ребенок должен хорошо владеть понятиями: «слово», «звук», «буква», « предложение»; знать порядок букв (алфавит);
- различать гласные и согласные звуки;
- правильно ставить ударение в знакомых словах;
- свободно и осознанно читать простые слова
- правильно составлять из букв слоги всех видов и слова простой структуры;
- уметь составлять простые предложения и интонационно правильно проговаривать их в соответствии со знаком на конце;
- проявлять интерес к родному языку.
По второму разделу:
- ребенок должен различать и называть цифры и другие математические знаки (сложения- вычитания, знаки больше - меньше, равно);
- уметь составлять и решать арифметические задачи;
- уметь решать логические задачи, обосновывать доказательство;
- ориентироваться в тетради.
календарно – тематический план
Месяц | Часы | Название темы | Краткое описание темы |
Сентябрь | 4 | Звуки и буквы | Гласные звуки и буквы А,У,О Согласный звук М (Мь), буква Согласный звук С (Сь), буква Согласный звук Х(Хь), буква |
Октябрь | 4 | Числа-цифры | Гласные звуки и буквы А,У,О Цифры от 0 до 5; Математические знаки +, -,= |
Ноябрь | 2 | Звуки и буквы | Звук Ш, буква Ш Сопоставление С и Ш Согласный Л (Ль),буква Л Гласный Ы |
2 | Числа - цифры | Цифры от 5 до 10 Математические знаки , |
Декабрь | 2 | Звуки и буквы | Согласный звук Н (Нь), буква Согласный звук Р (Рь) ,буква Сопоставление Р и Л Согласный звук К (Кь), буква |
2 | Арифметические задачи | Арифметические задачи на сложение |
Январь | 2 | Звуки и буквы | Согласный звук П (Пь), буква Согласный звук Т (Ть) ,буква Гласный И Согласный звук В (Вь), буква |
2 | Арифметические задачи | Арифметические задачи на вычитание |
Февраль | 2 | Звуки и буквы | Согласный звук З (Зь), буква Сопоставление З и С Согласный звуки Ж, буква Согласный звук Б (Бь), буква |
2 | Арифметические задачи | Составление арифметических задач |
Март | 2 | Звуки и буквы | Согласный звук Г (Гь), буква Согласный звук Д (Дь), буква Звук Й Ь - показатель мягкости |
2 | Арифметические задачи | Составление арифметических задач |
Апрель | 2 | Звуки и буквы | Гласные Я, Ю, Е Согласные Ц, Ч Звуки Щ, Ф (Фь) Гласный Э |
2 | Логические задачи | Логические задачи на внимание Закрепление умения решать все виды задач |
Май | 4 | Повторение пройденного материала. Итоговое занятие | |
Список литературы:
1.Е.В.Колесникова. Программа «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты». Рекомендовано учебно-методической лабораторией педагогики начального образования Московского института открытого образования. Издательство ЮВЕНТА, Москва
2.Е. В. Колесникова. «От А до Я». Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. Издательство ЮВЕНТА Москва 2010г 2007 г. 1. Волина, В. В. Учимся, играя: методическое пособие/ В. В. Волина. – М.: Новая школа, 1994. – 448 с.
3.Е. В. Колнсникова «Я начинаю читать». Рабочая тетрадь для детей 6 – 7 лет. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. Издательство ЮВЕНТА Москва 2010г 2007 г.
4. Гризик, Т. И. Готовлюсь к школе: методическое пособие /
Т. И. Гризик. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с.
5. Жукова, О. И. Игры и упражнения для подготовки ребенка к школе : учебная литература / О. И. Жукова. – М.: АСТ, 2009. – 66 с.
6. Игнатьева, Л. В. Читаю и пишу: Рабочие тетради №1, №2 (комплект). К книге «Азбука. Мой первый учебник» / Л. В. Колесникова. – М. : Ювента, 2015. – 80 с.
7. Новикова, В. П. Математические игры в детском саду и начальной школе: методическое пособие / В. П. Новикова. – М. : Мозаика – Синтез, 2014. – 48 с.
8. Новиковская, О. А. Сложи словечко : игровые модели обучения и воспитания / О. А. Новиковская. – Санкт – Петербург : Паритет, 2006. – 15 с.
9. Радуга: примерная основная образовательная программа дошкольного образования / под ред. Е.В. Соловьевой. – М.: Просвещение, 2014. – 232 с.
10. Федосова, Н. А. Преемственность: программа по подготовке к школе детей 5-7 лет / Н. А. Федосова. – М.: Просвещение, 2015. – 160 с.
11. Федосова, Н. А. Методические рекомендации к программе «Преемственность»: пособие для педагогов / Н. А. Федосова. – М.: Просвещение, 2015. – 160 с.