Департамент образования и науки Приморского края
Краевое государственное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Арсеньевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа»
Принято Протокол заседания педагогического совета № 1 от « 01 » сентября 2020 г. | Согласовано Заместитель директора по учебной работе от « 01 » сентября 2020 г. протокол № 1 | Утверждено приказом КГОБУ Арсеньевская КШ от « 01» сентября 2020 г. протокол № 1 |
Дополнительная общеразвивающая программа
«Бумажная пластика»
для детей с легкой умственной отсталостью
младшего школьного возраста
1 – 3 классы
2020 – 2021 учебный год
Автор - составитель
учитель технологии:
Зайцева Анна Владимировна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа кружка "Бумажная пластика" вводит ребенка в удивительный мир творчества, и с помощью такого вида художественного творчества, как конструирование из бумаги, дает возможность поверить в себя, в свои способности.
Программа предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей, будущих взрослый граждан, способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой иной, чем художественное творчество, жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя ее и на отношения с людьми, с окружающим миром.
Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем не сравнима (легкость обработки, минимум инструментов). Способность бумаги сохранять придаваемую ей форму, известный запас прочности позволяет делать не только забавные поделки, но и вполне нужные для повседневного обихода предметы (закладки, упаковки для подарков, подставки под карандаши, пеналы и т.д.).
Любая работа с бумагой - складывание, вырезание, плетение- не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества.
Дети постигают поистине универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения.
Основные идеи программы
Воспитание и обучение в кружке осуществляется "естественным путем", в процессе творческой работы.
Участие преподавателя в создании поделок и композиций осуществляется "сквозь" ребенка, т.е. ученик получает от педагога ту информацию, те примеры, которые необходимы ему для осуществления собственного замысла и собственных, соответствующих возрасту, представлений о мире.
Одно из условий освоения программы - стиль общения педагога с детьми на основе личностно-ориентированной модели.
Программа предполагает соединение игры, труда и обучения в единое целое, что обеспечивает единое решение познавательных, практических и игровых задач (при ведущем значении последних). Занятия проводятся в игровой форме, в их основе лежат творческая деятельность, т.е. создание оригинальных творческих работ.
Все поделки функциональны: ими можно играть, их можно использовать в быту, их можно подарить друзьям и родным.
С первых же занятий дети начинают понимать, что понятие "мусор" для художника не существует. Любой предмет, любая случайная находка могут быть преображены им и стать художественным произведением. Особое внимание уделяется созданию в детском коллективе доброжелательной творческой обстановке, что способствует выявлению индивидуальности каждого.
Цель - создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности.
Задачи
Обучающие:
* закреплять и расширять знания, полученные на уроках трудового обучения, изобразительного искусства, математики, природоведения, литературы и т.д., и способствовать их систематизации;
* знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения и декоративно-прикладного искусства;
* продолжать формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;
* совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке бумаги и других материалов;
* приобретение навыков учебно-исследовательской работы.
Воспитательные:
* осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание школьников;
* воспитывать в детях любовь к родной стране, ее природе и людям;
* добиться максимальной самостоятельности детского творчества;
Развивающие:
* пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры;
* развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;
* формирование творческих способностей, духовную культуру и эмоциональное отношение к действительности;
* развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;
* развивать способность к синтезу и анализу, гибкость и мобильность в поисках решений и генерирования идей.
Ожидаемые результаты
В результате обучения в кружке в течение полного учебного года по программе 1-го года обучения предполагается, что обучающиеся получают следующие основные знания и умения:
* познакомятся со свойствами и возможностями бумаги как материала для художественного творчества;
* познакомятся с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения;
* овладеют основными приемами работы с бумагой: складывание, сгибание, вырезание, гофрирование, склеивание;
* научатся последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала и способов изготовления, готовое изделие);
* научатся работать нужными инструментами и приспособлениями;
* познакомятся с основными видами работ из бумаги (вырезки, плетения, оригами, аппликация, объемное конструирование);
* научатся сознательно использовать знания и умения, полученных на занятиях для воплощения собственного замысла в бумажных объемах и плоскостных композициях.
Кроме того, обучающиеся получат дополнительные сведения о месте и роли декоративно-прикладного искусства в жизни человека, о некоторых народных промыслах, об истории их возникновения и развития.
Формы и методы обучения
В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; игры и другие.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
• словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)
• наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)
• практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)
ЛИТЕРАТУРА
1. Б.Г.Гагарин. Конструирование из бумаги. -Ташкент 1988г.
2. Джун Джексон. Поделки из бумаги. - "Росмэн", Москва 1996г.
3. Элен и Питер Макнивен. Куклы.- Полигон С.-Петербург 1998г.
4. Н.В.Калмыкова, И.А.Максимова. Макетирование из бумаги и картона. "Университет", Москва 2000
5. В.Н.Полунина. Искусство и дети. - "Просвещение", Москва 1982г.
6. А.П.Врона, Е.Г.Лапина, В.Н.Пузанов. Макетные материалы и их применение. Бумага. Подготовительные и вспомогательные работы.- "Техническая эстетика", 1995г., N4
7. В.Я.Данилено. Краткосрочные учебные задания-средства активизации творческой интуиции. //Техническая эстетика, 1984г. N5
КРУЖОК « БУМАЖНАЯ ПЛАСТИКА»
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1 КЛАССА
Дата | № | Наименование разделов, блоков, тем 1 четверть |
01..09 | 1 | История развития техники модульного оригами. Азбука оригами. Какую бумагу лучше использовать. Инструменты и материалы. Правила техники безопасности. Волшебные свойства бумаги. |
08..09 | 2 | Базовая форма модульного оригами «Треугольник», складывание фигур. |
15..09 | 3 | Базовая форма «Двойной треугольник». Индивидуальная работа. |
22..09 | 4 | Выполнение поделки в технике оригами « Бабочка» |
29.10 | 5 | Выполнение коллективной работы «Лебедь». |
06.10 | 6 | Завязывание узелков на концах шнурка, связывание бантиком и петлёй. ( солнышко с бантиками) |
13.10 | 7 | Свойства пластилина. Лепка по образцу овощей и фруктов. |
20..10 | 8 | Лепка по образцу стилизованной фигуры человека. |
27.10 | 9 | Вырезание замкнутой кривой линии. Аппликация « Фрукты» |
2 четверть |
03.11 | 1 | Выполнение поделок из бумаги в технике оригами. Изготовление по образцу шапочки-пилотки, пароходика. |
10..11 | 2 | Вырезание квадратов, прямоугольников, размеченных по шаблону. Игрушка «Бумажный фонарик.». |
17.11 | 3 | Изготовление ребристых игрушек. |
24.11 | 4 | Изготовление новогодней гирлянды. Вырезание и склеивание деталей гирлянды. |
01.12 | 5 | Изготовление символа года из бумаги. |
.08.12 | 6 | Коллективная работа. Композиция «Заяц». Работа с картоном и ватой. |
15.12 | 7 | Виды модульного оригами на основе базовой формы «Треугольник» с элементами аппликации. Новогодние снежинки. |
22.13 | 8 | Изготовление новогодних масок из цветного картона. |
3 четверть |
19.01 | 1 | Изготовление домика из рисовальной бумаги. Отделка аппликацией. |
26.01 | 2 | Выполнение аппликативной работы « Цыплята на лугу» |
02.02 | 3 | Изготовление открытки – валентинки из картона и цветной бумаги. Индивидуальная работа. |
09.02 | 4 | Коллективная работа « Теремок» в технике оригами. |
16.02 | 5 | Поделки в техник оригами « Лягушка», « Чертёнок» Индивидуальная работа. |
02.02 | 6 | Изготовление поделки к Дню защитника Отечества « Самолёт» Индивидуальная работа. |
09.03 | 7 | Изготовление цветов к 8 марта из ватных дисков. |
16.03 | 8 | Обьёмная аппликация « Берёза и скворечник» |
4 четверть |
30.03 | 1 | Складывание коробочки в технике оригами. Отделка работы аппликацией. |
06.04 | 2 | Выполнение объёмной аппликации « Берёзки». |
13.04 | 3 | Аппликация « Цветущий сад». Заготовка деталей ( ветка с цветами) по шаблонам. |
20.04 | 4 | Наклеивание деталей на основу в определенной последовательности. Окончательное оформление работы. |
27.04 | 5 | Симметричные формы. Выполнение симметричных надрезов( полоски для коврика). |
04.05 | 6 | Объёмная аппликация «Цветочное панно». Переплетение полосок и оформление рамочки. |
11.05 | 7 | Вырезание геометрических фигур. Виды работ с ножницами (отрезать . надрезать, вырезать, разрезать) |
18.05 | 8 | Изготовление цветка « Одуванчик» из бросового материала |
25.05 | 9 | Анализ готовых поделок. Подведение итогов за год. |
КРУЖОК « БУМАЖНАЯ ПЛАСТИКА»
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА
Дата | № | Наименование разделов, блоков, тем 1 четверть |
3.09 | 1 | Аппликация из цветной бумаги « Осенний лес». Заготовка деталей. |
10.09 | 2 | Наклеивание деталей на основу. Окончательное оформление работы. |
17.09 | 3 | Аппликация из ткани « Барашек». Работа с шаблонами. |
24.09 | 4 | Выполнение поделки в технике оригами « Бабочка» |
1.10 | 5 | Мозаичная аппликация из цветной бумаги « «Филин» |
8.10 | 6 | Выполнение объёмной аппликации из цветной бумаги « Ёжик» |
15.10 | 7 | Изготовление поделки из цветной бумаги « Крокодил» |
22.10 29.10 | 8 9 | Аппликация «Жар птица» из цветной бумаги. Выполнение объёмная аппликация из цветной бумаги «Лягушка» |
2 четверть . |
5.11 | 1 | Выполнение объёмной аппликации « Рыбка» из цветной бумаги. |
12.11 | 2 | Вырезание квадратов, прямоугольников, размеченных по шаблону. Игрушка «Бумажный фонарик» |
19.11 | 3 | Изготовление ребристых игрушек. |
26.12 | 4 | Изготовление новогодней гирлянды. Вырезание и склеивание деталей гирлянды. |
3.12 | 5 | Изготовление символа года из бумаги. |
10.12 | 6 | Коллективная работа. Композиция «Заяц». Работа с картоном и ватой. |
17.12 | 7 | Вырезание снежинок из бумаги. Оформление классной комнаты. |
24.12 | 8 | Изготовление поделки из конуса « Мышка» ( картон) |
3 четверть |
14.01 | 1 | Изготовление домика из рисовальной бумаги. Отделка аппликацией. |
21.01 | 2 | Выполнение аппликативной работы « Цыплята на лугу» |
28.01 | 3 | Изготовление открытки – валентинки из картона и цветной бумаги. Индивидуальная работа. |
4.02 | 4 | Изготовление поделки к Дню защитника Отечества « » Индивидуальная работа. |
11.02 | 5 | Коллективная работа « Теремок» в технике оригами. Заготовка деталей |
18.12 | 6 | Наклеивание деталей на основу. Оформление работы в рамочку. |
25.12 | 7 | Изготовление объёмной из цветной бумаги поделки « Птичка синичка». |
04.03 | 8 | Изготовление поделки к Дню защитника Отечества. |
11.03 | 9 | Изготовление « Тортика» из цветной бумаги с применением бросового материала. |
18.03 | 10 | Изготовление цветов к 8 марта из ватных дисков. |
4 четверть. |
01.04 | 1 | Складывание коробочки в технике оригами. Отделка работы аппликацией. |
08.04 | 2 | Выполнение объёмной аппликации « Берёзки». |
15.04 | 3 | Аппликация « Цветущий сад». Заготовка деталей ( ветка с цветами) по шаблонам. |
22.04 | 4 | Наклеивание деталей на основу в определенной последовательности. Окончательное оформление работы. |
29.04 | 5 | Симметричные формы. Выполнение симметричных надрезов ( полоски для коврика). |
06.05 | 6 | Объёмная аппликация «Цветочное панно». Переплетение полосок и оформление рамочки. |
13.05 | 7 | Вырезание кругов. Выполнение закруглённых надрезов для заготовки цветов. |
20.05 | 8 | Заготовка стебельков и листочков.. Окончательное оформление работы. Подведение итогов. |
КРУЖОК « БУМАЖНАЯ ПЛАСТИКА»
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 3 КЛАССА
Дата | № | Наименование тем |
1 четверть |
01.09 | 1 | Картонные часы. Вырезание деталей из картона. |
08.09 | 2 | Соединение стрелок при помощи проволоки. Окончательное оформление часов. |
15.09 | 3 | Выполнение «осеннего венка» в технике оригами. Заготовка деталей из цветной бумаги. |
22.09 | 4 | « Осенний венок». Соединение всех мелких деталей в единое целое. |
29.09 | 5 | Изготовление папки для открыток. Окантовка картона полосками бумаги. Закрепление завязок. |
06.10 | 6 | Наклеивание бумаги на наружную и внутреннюю стороны папки. Окончательная отделка изделия. |
13.10 | 7 | Коллективная работа «Наша школа». Вырезание по намеченным линиям здания и окошек. |
20.10 | 8 | Наклеивание на основу всех деталей. Оформление работы в рамочку. |
27.10 | 9 | Выполнение аппликации из ватных дисков « Цветок». |
2 четверть |
03.11 | 1 | Изготовление « гоночных машин» из картонного цилиндра. Заготовка деталей. |
10.11 | 2 | Наклеивание колёс и дополнительных деталей на цилиндр. Окончательная отделка « машины» |
17.11 | 3 | Рисование клеем ПВА зимних узоров на цветном картоне. Насыпание песка на рисунок. |
24.11 | 4 | Сани для Деда Мороза из картона. Работа с шаблонами. |
01.12 | 5 | Вырезание и склеивание всех деталей саней. |
08.12 | 6 | «Праздничные рукавички» из картона ( сапожок). Вырезание основной и дополнительных деталей из цв. бумаги. |
15.12 | 7 | Украшение « Рукавички» аппликацией и нитками . |
22.12 | 8 | Вырезание объёмных снежинок. Украшение класса. |
3 четверть |
19.01 | 1 | Коллективная работа « Зима в деревне» (аппликация). Работа с шаблонами – вырезание геометрических фигур. |
26.01 | 2 | Наклеивание « домиков» на основу. Оформление работы в рамочку. |
02.02 | 3 | Выполнение аппликации из рваной бумаги « Оленёнок». Перенос рисунка на основу. |
09.02 | 4 | Аппликация. Заготовка бумажной крошки. |
16.02 | 5 | Заполнение рисунка бумажной крошкой. Окончательная отделка. |
02.03 | 6 | Изготовление поделок в технике оригами. |
09.03 | 7 | Изготовление открытки к 8 Марта « Объемные ромашки». Заготовка полосок из белой бумаги. |
16.03 | 8 | Склеивание всех полосок в единый цветок. Окончательная отделка открытки. |
4 четверть |
30.03 | 1 | Изготовление «Математического панно» из цветной бумаги .и картона. ( дерево, корзина с грибами). Подбор материала. Вырезание деталей по шаблонам. |
06.04 | 2 | Склеивание всех деталей. Окончательная отделка изделия. Решение задач. |
13.04 | 3 | Изготовление бабочки. Вырезание симметричной основы. |
20.04 | 4 | Складывание крыльев гармошкой ( разукрашивание). Соединение в единое целое. |
27.04 | 5 | Изготовление объёмной аппликации « Берёзы и скворечник». Заготовка деталей. |
04.05 | 6 | Наклеивание деталей на основу. Оформление работы в рамочку. |
11.05 | 7 | Изготовление «лягушки» в технике оригами. Подведение итогов за год. |
18.05 | 8 | Изготовление « Паровозика с вагонами» из картона и цв. бумаги. Заготовка вагончиков – изготовление коробочек по образцу. |
25.05 | 9 | Отделка паровозика и вагончиков аппликацией. Соединение «состава». |
КРУЖОК « БУМАЖНАЯ ПЛАСТИКА»
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 4 КЛАССА
Дата | № | Наименование тем |
1 четверть |
4.09 | 1 | Изготовление объёмной аппликации « Осенний зонтик» из цветной бумаги. Заготовка деталей. |
11.09 | 2 | Соединение всех деталей . Окончательная отделка работы. |
18.09 | 3 | Аппликация из цветной бумаги.« Птичка на рябинке» |
25.09 | 4 | « Осенний венок». Соединение всех мелких деталей в единое целое. |
2.10 | 5 | Изготовление поделки к дню учителя « Умный филин» ( портфельчик). Заготовка деталей из картона. |
9.10 | 6 | Наклеивание деталей на основу. Окончательная отделка поделки. |
16.10 | 7 | Изготовление объёмной поделки « Удав» из картона и цветной бумаги. |
23.10 | 8 | Выполнение аппликативной работы с применением ватных дисков « Филин на суку» |
2 четверть |
6.11 | 1 | Изготовление « гоночных машин» из картонного цилиндра. Заготовка деталей. |
13.11 | 2 | Наклеивание колёс и дополнительных деталей на цилиндр. Окончательная отделка « машины» |
20.11 | 3 | Изготовление декоративного органайзера « Собачка» из картона. Заготовка деталей. |
27.11 | 4 | Соединение всех деталей, окончательная отделка « Органайзера» |
4.12 | 5 | Изготовление « Снеговичка» из бросового материала |
11.12 | 6 | Сани для Деда Мороза из картона. Работа с шаблонами. |
18.12 | 7 | Вырезание и склеивание всех деталей саней. |
25.12 | 8 | Изготовление новогодней гирлянды. Украшение класса. |
3 четверть |
15.01 | 1 | Коллективная работа « Зима в деревне» (аппликация). Работа с шаблонами – вырезание геометрических фигур. |
22.01 | 2 | Наклеивание « домиков» на основу. Оформление работы в рамочку. |
29.01 | 3 | Выполнение аппликации из рваной бумаги « Оленёнок». Перенос рисунка на основу. Заготовка бумажной крошки. |
5.02 | 4 | Заполнение рисунка бумажной крошкой. Окончательная отделка. |
12.02 | 5 | Изготовление открытки из бумаги « Объемные ромашки». |
19.02 | 6 | Изготовление « Паровозика с вагонами» из картона и цв. бумаги. Заготовка вагончиков – изготовление коробочек по образцу. |
26.02 | 7 | Отделка паровозика и вагончиков аппликацией. Соединение «состава». |
4.03 | 8 | Изготовление объемной поделки к 8 Марта «Лотос» |
11.03 | 9 | Изготовление поделки « Бумажные цветы в кашпо» |
18.03 | 10 | Выполнение аппликации « Кошкин дом» из цветной бумаги. |
4 четверть . |
1.04 | 1 | Выполнение аппликации из ватных дисков « Цветок». |
8.04 | 2 | Изготовление «Математического панно» из цветной бумаги .и картона. (заготовка цифр) |
15.04 | 3 | Наклеивание всех деталей на панно. Окончательная отделка изделия. |
22.04 | 4 | Изготовление объёмной аппликации « Берёзы и скворечник». Заготовка деталей. |
29.04 | 5 | Наклеивание деталей на основу. Оформление работы в рамочку. |
6.05 | 6 | Изготовление домика из картона . |
13.05 | 7 | Картонные часы. Вырезание деталей из картона. |
20.05 | 8 | Соединение стрелок при помощи проволоки. Окончательное оформление часов. |
27.05 | 9 | Изготовление поделки в технике оригами. Подведение итогов за год. |