Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Аленушка»
Павинского муниципального района Костромской области
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
(подготовительной группы)
«МИР ИЗ БУМАГИ»
Срок реализации 1год
Возраст обучающихся: 6-7 лет
Автор программы:
Виноградова Светлана Леонидовна,
воспитатель высшей квалификационной категории
Содержание
Введение | 3 |
Основная часть | 4 |
Цель, задачи программы | 4 |
Режим занятий | 6 |
Ожидаемые результаты | 6 |
Формы подведения итогов | 7 |
Этапы обучения | 8 |
Формы организации деятельности на занятиях | 8 |
Учебно-тематический план | 10 |
Содержание программы | 17 |
Методическое обеспечение программы | 19 |
Заключение | 22 |
Список используемых источников литературы | 23 |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
Введение
Приобретение любого познания всегда полезно для ума,
ибо он сможет впоследствии отвергнуть бесполезное и
сохранить хорошее. Ведь ни одну вещь нельзя,
ни любить, ни ненавидеть, если сначала её не познать».
Леонардо да Винчи
Среди многообразия видов творческой деятельности конструирование занимает одно из ведущих положений. Одним из видов конструирования является модульное оригами. Это искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор детскому творчеству.
Модульное оригами представляет собой трехмерное оригами, которое появилось в Китае в качестве одного из философских проявлений и искусства складывания из бумаги. На сегодняшний день его называют «3Д-технологией» 21 века. А поскольку, наш детский сад работает и в инженерно-техническом направлении, то именно искусство модульного оригами, как ни что другое, позволяет старшему дошкольнику получить необходимые базовые знания для дальнейшей успешной реализации своих конструкторских способностей: дети учатся читать схемы и чертежи различной сложности и по ним создавать, конструировать и творить чудеса.
Идея программы заключается в развитии ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление, что обуславливает ее актуальность в условиях современного образования.
Программа «Мир из бумаги» разработана для дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста, младшего школьного возраста, адресована широкому кругу читателей: педагогам дополнительного образования, воспитателям детского сада, учителям начальной школы, воспитателям групп продленного дня, студентам, родителям, а так же всем, кто интересуется вопросами творческого развития детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Основная часть
Цель программы:
формирование творческих способностей старших дошкольников посредством занятий модульным оригами.
Задачи программы:
Образовательная:
Организовать цикл занятий по модульному оригами;
познакомить с основным приемом складывания детали – модульного треугольника;
расширять словарный запас и кругозор посредством тематических бесед.
Воспитательная:
Приумножать опыт творческой деятельности, формировать культуру творческой личности (самовыражение ребёнка);
совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место;
вовлечь воспитанников в групповые формы работы.
Общеразвивающая:
развивать аналитические способности, память, внимание, волю, глазомер, пространственное воображение, мелкую моторику рук, соразмерность движения рук, сенсомоторику, образное и логическое мышление, художественный вкус по освоению техники модульное оригами.
Отличительной особенностью программы является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы предусматривается преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным приемам на более высоком и сложном уровне.
Разнообразные формы занятия дают возможность детям проявить свою индивидуальность, самостоятельность, способствуют гармоничному и духовному развитию личности. При организации работы необходимо постараться соединить игру, труд и обучение, что поможет обеспечить единство решения познавательных, творческих и игровых задач.
Все задания соответствуют по сложности детям данного возраста. Это гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие воспитывает уверенность в себе. В программе предусмотрено не только постепенное усложнение материала, но и постепенное изменение видов работы: от создания индивидуальной поделки до композиции коллективной работы. Занятия модульным оригами – это занятия практического жизненного опыта, освоения и постижения окружающего мира, красоты и гармонии. Нет предела творчеству, ибо творчество – это та самая детская игра, которая сумела выжить во взрослом человеке.
Возраст детей. Данная программа рассчитана на детей 6-7 лет.
Значимые характеристики, в том числе характеристики особенности детей 6-7лет
Старший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребёнка, усиливается её целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения. Наиболее важное достижение этого возраста состоит в том, что действия ребёнка приобретают целенаправленный характер. В разных видах деятельности: игре, рисовании, конструировании, а также в повседневном поведении – дети начинают действовать в соответствии с заранее намеченной целью, хотя в силу неустойчивости внимания ребёнок быстро отвлекается, оставляет одно дело ради другого. В подготовительной группе детей продолжают учить конструированию из бумаги. Эти занятия имеют большое значение для подготовки детей к школе.
Сроки реализации Срок реализации программы – 1 год.
Для успешного освоения программы численность детей в группе должна составлять не более 10-15 человек. Занятия посещают дети по желанию, по запросу родителей. Реализация программы поможет детям старшего дошкольного возраста овладеть комплексом знаний, умений и навыков, обеспечивающих в целом практическую реализацию.
Режим занятий
Режим и максимальная продолжительность занятий соответствует нормативам, обозначенным в (СанПиН 2.4.1. 3049-13от 15.05.2013). Занятия проводятся во вторую половину дня в форме совместной деятельности, продолжительность которых составляет 30 минут, и включает в себя 1 занятие в неделю (28 недель в учебном году).
Ожидаемые результаты освоения программы
К концу курса обучения программе «Мир из бумаги» воспитанники должны
знать:
правила безопасной работы с разными материалами, ручными инструментами;
основные инструменты и материалы;
элементарные сведения о свойствах бумаги;
простейшие процессы и приемы обработки разной бумаги;
основные сведения об искусстве модульного оригами;
термины, принятые в модульном оригами;
базовые формы и приемы складывания треугольного модуля;
последовательность складывания поделки;
условные знаки и основные приемы складывания изделия;
основы композиции, выполненные в технике модульного оригами;
общие сведения о производстве и труде взрослых;
историю возникновения ремесел, традиции и обряды, праздники;
правила работы в коллективе.
уметь:
пользоваться основными материалами и инструментами по технике безопасности;
выполнять правила безопасности при организации своего рабочего места;
выполнять простейшие процессы и приемы обработки бумаги;
подбирать бумагу нужного цвета;
навык складывания треугольного модуля;
аккуратно работать с бумагой, выполнять изделия;
следовать устным инструкциям педагога;
уметь пользоваться пооперационной картой и схемами;
складывать поделки в технике модульного оригами по памяти;
анализировать образец, анализировать свою работу;
создавать композиции с изделиями, выполненными в технике модульного оригами;
уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить изделие;
соблюдать порядок и чистоту на рабочем месте;
выполнять коллективные работы.
Знания, умения и навыки, полученные на занятиях модульным оригами, отслеживаются с целью выявления качества усвоенных детьми знаний, умений и навыков в рамках программы обучения.
Формами подведения итогов реализации программы и контроля деятельности являются:
текущий - осуществляется на каждом занятии (приложение 1);
промежуточный - осуществляется по результатам первого полугодия через мониторинговое исследование (приложение 2);
итоговый - осуществляется по результатам года через мониторинговое исследование (приложение 2);
отчетные выставки детских работ;
участие в выставках детских работ разного уровня;
открытое занятие для родителей;
итоговая выставка, призванная показать достижения детей за год.
Для определения творческого потенциала ребенка рекомендуется использовать анкета для родителей (по опроснику Дж. Гилфорда) (приложение 3).
Этапы обучения
Начальный
На этом этапе ребенок получает первоначальные знания и умения в области искусства модульного оригами. Формируется представление о способах складывания треугольного модуля из бумаги и трансформации поделки. Дети учатся практическому использованию поделок в сюжетно – ролевых играх, театрализованной деятельности.
Основной
На этом этапе происходит дальнейшее совершенствование умений и навыков изготовления поделок из бумаги, закрепление и расширение знаний в области модульного оригами.
В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и степени усвоения ими изучаемого материала.
Формы организации деятельности воспитанников на занятиях:
фронтальная – одновременная работа со всеми детьми;
индивидуально-фронтальная – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
групповая – организация работы в группах;
индивидуальная – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
В учебно-тематическом планировании присутствуют теоретические и практические занятия с указанием форм и содержания занятий.
Учебно-тематический план. Условные обозначения: Т – теоретическое занятие; П – практическое занятие
№ п/п | Наименование тем | Всего часов | Кол-в часов занятий | Форма и содержание занятия |
Т | П |
| | 28 | 11 | 17 | |
1 | Формирование группы. История развития техники модульного оригами. В некотором царстве, в бумажном государстве. Цель: познакомить восптанников с искусством оригами. | 1 | 1 | - | Путешествие. Знакомство с историей развития техники модульного оригами. Сообщение новых знаний. Просмотр презентации по теме. Энциклопедические сведения. Рассмотрение оригами как вид декоративно-прикладного искусства: история развития техники модульного оригами, необходимые материалы, приемы и технология выполнения. Рассмотрение образцов изделий в технике модульное оригами. |
2 | Правила техники безопасности. Правила поведения на занятиях. Термины, принятые в оригами. Цель: познакомить воспитанников с техникой безопасности в работе с инструментами, необходимыми на занятии, с правилами поведения, с основными терминами, принятыми в оригами | 1 | 1 | - | Игровой тренинг. Обобщающее повторение. Сообщение новых знаний. Просмотр презентации по теме. Знакомство с техникой безопасности в работе с инструментами, необходимыми для занятий с бумагой. Выработка правил поведения на занятии; изучение основных терминов, принятых в модульном оригами. Ключевые особенности этой техники: использование довольно простого треугольного модуля, типичный способ соединения модулей , очень большое количество модулей. |
3 | Бумага древности или откуда появилась бумага. Бумага своими руками Цель: познакомить воспитанников с историей возникновения бумаги, изготовление бумаги в условиях группы. | 1 | - | 1 | Мастерская опытов. Организация рабочего места. Сообщение новых знаний. Проведение практической части исследовательской работы. Изготовление бумаги в условиях группы. Задания: Создание индивидуальных и коллективных работ с использованием механических свойств бумаги «Осенние картины», изготовление лоскутного ковра или одеяла. |
4 | Азбука оригами. Виды и свойства бумаги. Инструменты и материалы. Цель: познакомить воспитанников с инструментами и материалами. закрепить знания о видах и свойствах бумаги. | 1 | 1 | - | Игра. Знакомство воспитанников с выбором бумаги для изготовления поделок, с инструментами и материалами. Разнообразие бумаги. Виды бумаги, родственники бумаги, как работать с бумагой и что можно сделать из бумаги. Игра «Подбери словечко», «Бывает не бывает»,«Угадай свойство». Просмотр видеофильма «Материал — бумага». Энциклопедические сведения. Составление коллекции «Виды бумаги». |
5 | Прямоугольник - основная фигура модульного оригами. Цель: познакомить с основными приемами и способами изготовления заготовок для работы технике модульного оригами. | 2 | 1 | | Комбинированное занятие. Организация рабочего места. Сообщение новых знаний. Просмотр презентации по теме. Знакомство с основными приемами изготовления заготовок (прямоугольников) для работы в технике модульного оригами. Информация познавательного характера. |
6 | Прямоугольник - основная фигура модульного оригами. Цель: организовать практику по изготовлению заготовок (прямоугольников). | | 1 | Практическое занятие. Организация рабочего места. Закрепление понятия прямоугольник. Правила сгибания листа формата А4, деление его на прямоугольники. Работа с ножницами. ТБ при работе с ножницами. Изготовление заготовок для модулей. |
7 | Основные приемы работы, способ складывания базового треугольника. Компьютерная презентация «Делаем модуль» Цель: познакомить с основными приёмами и способами складывания треугольного модуля. | 2 | 1 | | Комбинированное занятие. Организация рабочего места. Разметка листов для оригами. Знакомство с основным приемом работы, способом складывания базовой формы «Треугольник». Знакомство с условными знаками и схемами, принятыми в модульном оригами и основными приемами складывания модуля. Схема, демонстрирующая процесс складывания треугольного модуля. Информация познавательного характера. Складывание треугольного модуля, применяя в определенной последовательности способы и приемы сгибания заготовок. Части модуля: кармашки, длинная сторона, короткая сторона. |
8 | Основные приемы работы, способ складывания базового треугольника. Компьютерная презентация «Делаем модуль» Цель: организовать практику складывания треугольного модуля в технике модульного оригами. | | 1 | Практическое занятие. Знакомство с инструкционными картами. Условные обозначения, приемы, термины. Учить самостоятельно, делать модули, работать с инструкционными картами. |
9-10 | Базовая форма модульного оригами «Треугольник». Базовые способы соединения модулей. Цель: организовать практику способов соединения треугольного модуля в технике модульного оригами. | 2 | 1 | 1 | Комбинированное занятие. Организация рабочего места. Повторение и закрепление ранее изученной базовой формы «Треугольник». Закрепление основных приемов складывания модуля усваиваются в системе, работа со схемой. Разные способы соединения модулей. Замкнутый круг. Придание круглой и овальной формы. Учимся слушать устные инструкции, последовательно совершать свои действия. Изготовление простой фоторамки из модулей (объемная). |
11 | Приемы увеличения количества модулей в ряду. Цель: организовать практику по приемам увеличения количества модулей в ряду. | 1 | - | 1 | Практическое занятие. Организация рабочего места. Повторение и закрепление ранее изученного материала. Отработка и закрепление умений изготавливать модули и способы их соединения. Умение читать схему. |
12 | Приемы убавления количества модулей в ряду. Цель: организовать практику по приемам убавления количества модулей в ряду. | 1 | - | 1 | Практическое занятие. Организация рабочего места. Обобщающее повторение. Работа со схемой. Умение читать схему. |
13 | Виды модульного оригами на основе базовой формы «Треугольник» с элементами аппликации: «Цветик-семицветик». Композиция по мотивам сказки «Цветик-семицветик» Цель: рассмотреть этапы изготовления изделия. | 2 | 1 | | Комбинированное занятие. Организация рабочего места. Обобщающее повторение. Изготовление треугольных модулей по схеме. Рассматривание пооперационной карты для изготовления изделия, подбор модулей нужных цветов. Просмотр презентации по теме. Литературные сведения о предмете занятия (В.Катаев «Цветик-семицветик») |
14 | Виды модульного оригами на основе базовой формы «Треугольник» с элементами аппликации: «Цветик-семицветик». Композиция по мотивам сказки «Цветик-семицветик» Цель: организовать практику изготовления изделия «Цветик семицветик». | | 1 | Практическое занятие. Организация рабочего места. Обобщающее повторение. Сообщение новых знаний. Просмотр презентации по теме. Изготовление треугольных модулей по схеме. Самостоятельная работа по пооперационной карте, изготовление изделия, подбор модулей нужных цветов (количество рядов, чередование цвета, количество модулей в рядах). Отчет о проделанной работе. Работа над композицией. Выставка «Цветик семицветик». |
15 | Композиция «Рыбки». Коллективная работа «Аквариум». Цель: рассмотреть с учащимися композицию «Рыбка» в технике модульного оригами. | 2 | 1 | | Комбинированное занятие. Организация рабочего места. Сообщение новых знаний. Литературные сведения о предмете занятия – рыбах. Просмотр презентации по теме. Рассматривание пооперационной карты и этапов изготовления изделия. Изготовление модулей и подбор по цветовой гамме для изготовления поделки. |
16 | Композиция «Рыбки». Коллективная работа «Аквариум». Цель: организовать практику изготовления «Рыбки» в технике модульного оригами. | | 1 | Практическое занятие. Организация рабочего места. Обобщающее повторение. Сообщение новых знаний. Литературные сведения о предмете занятия – рыбах. Просмотр презентации по теме. Изготовление изделия по пооперационной карте (количество рядов, чередование цвета, количество модулей в рядах). Конкурс об обитателях морей и рек (рыбах). Создание своей рыбки, фантазируя. Работа над композицией. Отчет о проделанной работе. Оформление коллективной композиции «Аквариум» |
17 | Валентинка. Цель: организовать практику изготовления изделия «Валентинка» в технике модульного оригами. | 1 | - | 1 | Практическое занятие. Организация рабочего места. Обобщающее повторение. Сообщение новых знаний. Литературные сведения о предмете занятия – дне Святого Валентина. Просмотр презентации по теме. Изготовление изделия по пооперационной карте или по схеме (на выбор). Закрепить приемы соединения. Складывание боковых сторон к диагональной линии. |
18 | Композиция «Снежинки». Цель: рассмотреть с детьми изделие «Снежинка» в технике модульного оригами. | 2 | 1 | | Комбинированное занятие. Организация рабочего места. Сообщение новых знаний. Беседа с показом образцов. Просмотр презентации по теме. Энциклопедические сведения о предмете занятия (Что такое снежинка?). Самостоятельная работа с литературными источниками. Рассматривание пооперационной карты по этапам изготовления. Рассматривание образца изделия. Самостоятельная работа по изготовлению модулей. |
19 | Композиция «Снежинки». Цель: организовать практику изготовления изделия «Снежинка» в технике модульного оригами. | | 1 | Практическое занятие. Организация рабочего места. Обобщающее повторение. Сообщение новых знаний. Просмотр презентации по теме. Изготовление модулей для поделки снежинка. Работа с пооперационной картой, образцом изделия. Самостоятельное выполнение поделки по пооперационной карте (количество рядов, чередование цвета, количество модулей в рядах).. Отчет о проделанной работе. Оформление композиции с полученными изделиями «История снежинки». |
20 | Рамочка для фото Цель: создание фоторамки втехнике модульное оригами | 1 | - | 1 | Практическое занятие. Организация рабочего места. Сообщение новых знаний. Просмотр презентации по теме. Изготовление модулей для поделки валентинка. Работа с пооперационной картой, образцом изделия. Самостоятельное выполнение поделки по пооперационной карте (количество рядов, чередование цвета, количество модулей в рядах). Отчет о проделанной работе. Оформление композиции с полученными изделиями «Чудесная Валентинка». |
21 | Базовая форма «шар». Цель: организовать практику способов соединения модулей для получения формы «шар». | 1 | - | 1 | Практическое занятие. Организация рабочего места. Обобщающее повторение. Сообщение новых знаний. Способы соединения модулей для получения формы «шар». Отработка и закрепление умений изготавливать модули и способов их соединения. изготовление изделия «шар» по заданной схеме. |
22 | Композиция «Тюльпан». Цель: рассмотреть с учащимися композицию «Тюльпан» в технике модульного оригами. | 3 | 1 | | Комбинированное занятие. Организация рабочего места. Сообщение новых знаний. Просмотр презентации по теме. Энциклопедические сведения о предмете занятия (История тюльпана. «Тюльпаномания»). Рассмотрение пооперационной карты и этапов изготовления изделия. Подбор и изготовление модулей нужных цветов. |
23-24 | Композиция «Тюльпан». Цель: организовать практику изготовления «Тюльпан» в технике модульного оригами. | | 2 | Практическое занятие. Организация рабочего места. Обобщающее повторение. Сообщение новых знаний. Просмотр презентации по теме. Самостоятельное изготовление изделия по пооперационной карте (количество рядов, чередование цвета, количество модулей в рядах). Работа над композицией. Оформление цветочной композиции «Тюльпаномания». |
25 | Клубничка Цель: организовать практику изготовления изделия в технике модульного оригами. | 1 | - | 1 | Практическое занятие. Организация рабочего места. Сообщение новых знаний. Просмотр презентации по теме. Изготовление модулей определенных цветов. Изготовление клубники (рассмотрение схемы на проекторе и изготовление поделки по памяти). Отчет о проделанной работе. Оформление композиции. |
26 | Композиция «Стрекоза». Цель: рассмотреть с детьми изделие «Стрекоза» в технике модульного оригами. | 2 | 1 | | Комбинированное занятие. Организация рабочего места. Сообщение новых знаний. Рассмотрение изделия «Стрекозы» в технике модульного оригами. Просмотр презентации по теме. Рассматривание пооперационной карты, последовательности действий. Литературные сведения о предмете занятия (Басня Крылова «Стрекоза и муравей»). Выполнение модулей разных цветов для изготовления поделки. |
27 | Композиция «Стрекоза». Цель: организовать практику изготовления изделия «Стрекоза» | | 1 | Практическое занятие. Организация рабочего места. Обобщающее повторение. Сообщение новых знаний. Просмотр презентации по теме. Выполнение модулей разных цветов для изготовления поделки. Изготовление «Стрекозы» в технике модульного оригами. Работа в парах. Выполнение поделки по пооперационной карте (количество рядов, чередование цвета, количество модулей в рядах). Самостоятельное выполнение работы. Отчет о проделанной работе. Оформление композиции с полученными изделиями. |
28 | Итоговое занятие «Чему мы научились за год» Выставка творческих работ. Цель: выявить уровень знаний, умений и навыков . Организовать выставку творческих работ. | 1 | - | 1 | Игровой тренинг по пройденному материалу за период обучения. Выставка творческих работ. |
Содержание программы
Воспитанники приобретают необходимые в жизни элементарные знания, умения и навыки работы с бумагой в технике модульного оригами. В процессе занятий, накапливая практический опыт в изготовлении изделий, дети постепенно переходят от простых изделий к освоению сложных, от изменения каких-то деталей изделия до моделирования и конструирования, новых более сложных изделий.
Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания.
Теоретические сведения — это объяснение нового материала, информация познавательного характера, общие сведения о предмете изготовления.
Практические работы включают изготовление изделий, оформление поделок с использованием схем и пооперационных карт. На каждом занятии используется дополнительный энциклопедический и литературный материал: стихи, загадки, сведения о животных, птицах, насекомых и т.д.
Почти все занятия строятся по плану.
1. Подготовка к занятию (установка на работу, организация рабочего места).
2. Обобщающее повторение (выявление опорных знаний и представлений):
повторение названия базовой формы (модуль, виды модулей);
повторение действий прошлого занятия;
повторение правил пользования ножницами, правил техники безопасности, правил поведения на занятии;
введение в новую тему (использование загадок, стихов, раскрывающих тему занятия; энциклопедических и литературных сведений об изделии):
показ образца;
рассматривание образца, анализ (названия; форма основной детали; дополнительные детали; способ соединения деталей; отделка готовой фигурки).
3. Практическая часть:
показ педагогом процесса изготовления поделки (работа по схеме, пооперационной карте - в зависимости от уровня подготовки и сформированности навыков);
вербализация воспитанниками этапов работы над изделием (расшифровка схемы: «Что здесь делаю?»);
самостоятельное изготовление детьми изделия по текстовому плану схемы, пооперационной карте;
оформление, отделка изделия, приклеивание ее на фон или оформление в композицию;
анализ работы ребенка по критериям: аккуратность, правильность и последовательность выполнения, рациональная организация рабочего времени, соблюдение правил техники безопасности, творчество, оригинальность, эстетика.
Программа предполагает совместную работу детей с педагогом. Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы индивидуальная помощью педагога каждому ребенку должна чередоваться с их самостоятельной творческой деятельностью. Место педагога в деятельности по обучению детей, работе с бумагой, меняется по мере развития овладения детьми навыками конструирования. Основная задача на всех этапах освоения программы – содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка.
Программа предусматривает преподавание материла по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным приемам на более высоком и сложном уровне.
Разнообразные формы занятия дают возможность детям проявить свою индивидуальность, самостоятельность, способствуют гармоничному и духовному развитию личности. При организации работы необходимо постараться соединить игру, труд и обучение, что поможет обеспечить единство решения познавательных, творческих и игровых задач.
Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Это гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие воспитывает уверенность в себе. В программе предусмотрено не только постепенное усложнение материала, но и постепенное изменение видов работы: от создания индивидуальной поделки до композиции коллективной работы. Занятия модульным оригами – занятия практического жизненного опыта, освоения и постижения окружающего мира, красоты и гармонии. Нет предела творчеству, ибо творчество – это та самая детская игра, которая сумела выжить во взрослом человеке.
Методическое обеспечение программы
Для успешной реализации данной программы используются современные методы и приёмы занятий, которые помогают сформировать у воспитанников устойчивый интерес к данному виду деятельности:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
словесный (устное изложение, беседа, рассказ, объяснение и т.д.);
наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, просмотр фотографий, поделок, схем, работа по образцу и др.);
практический (ролевые игры, выполнение работ по пооперационным картам, схемам, изготовление изделий, экскурсии, игровой тренинг др.).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
репродуктивный – воспитанники воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
исследовательский – самостоятельная творческая работа детей.
Методы создания положительной мотивации обучаемых:
эмоциональные: ситуации успеха, поощрение и порицание, познавательная игра, свободный выбор задания, удовлетворение желания быть значимой личностью;
волевые: предъявление образовательных требований, формирование ответственного отношения к получению знаний, информирование о прогнозируемых результатах образования.
Методическое и техническое оснащение
Художественные средства:
методические пособия и книги по модульному оригами;
энциклопедии;
литературные произведения (тематические).
Наглядные средства:
стенды, папки передвижки (правила техники безопасности, коллекция бумаги и др.);
схемы, пооперационные карты;
иллюстрационный тематический материал, презентации;
демонстрационные работы и образцы в технике модульного оригами.
Технические средства:
видео-, аудио материалы;
компьютер, медиа проектор, ноутбук, цифровой фотоаппарат.
Применение этих средств позволяет повысить активность и внимание детей на занятиях, развивает воображение и фантазию.
Принципы, лежащие в основе программы
доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов);
демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, уважение к личности ребенка, реализация собственных творческих потребностей);
научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
«от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ);
принцип обратной связи (совместное обсуждение с учащимися того, что получилось и что не получилось, изучение их мнения, определение настроения и перспективы работы.);
принцип стимулирования (поощрение и вознаграждение).
Формы подведения итогов работы по каждой теме
Подведение итогов осуществляется в виде составления индивидуальных и коллективных готовых поделок-выставок, фотоотчетов. Итогом работы воспитанников может стать участие в конкурсах детского творчества в рамках детского сада, муниципальном, региональном и федеральном уровнях. Лучшие работы воспитанников вкладываются в папку достижений «Портфолио».
Заключение
Изготовление изделий в технике модульного оригами даёт детям основы целостного представления об окружающем мире, природе и обществе. К тому же данные поделки красочны, впечатляют объемом работы. У детей появится желание творить, получить результат работы, да ещё и приготовить ценный подарок своими руками. Модульное оригами учит детей быть дружными – всё, что они делают, они делают коллективно. Вместе выбирают, какую поделку делать, помогают друг другу, соревнуются в быстроте и качестве складывания. Вместе удивляются и радуются, как обычные листы бумаги превращаются в цветы, стрекоз, снежинки! Дети любят фотографироваться с готовыми поделками. Все поделки функциональны: ими можно играть, их можно использовать в быту, их можно подарить друзьям и родным. Занятия очень интересны не только детям, но и их родителям. Во многих случаях результаты работы детей настолько впечатляющи, что те, кто видел эти работы, невольно восклицали: «Ну, это удел талантливых, способных!». Однако, вызывающие восхищение работы, в наших условиях выполняют обычные дети, и, притом, все.
Список используемых источников и литературы
рекомендуемой для педагога
1. Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1999.
2. Выгонов В.В. Изделия из бумаги. — М.: Издательский дом МС, 2001.
3. Гончар В.В. Модульное оригами. Айрис - Пресс. М., 2011 , 112 с.
4. Ёлкина Н. В., Мариничева О. В. Учим детей наблюдать и рассказывать: Популярное пособие для родителей и педагогов. Академия развития. Ярославль, 1997.
5. Игры и развлечения: Книга 3. — М.: «Молодая гвардия», 1992.
6. Книга из серии «Идеи народных умельцев. Поделки из бумаги-Модульное оригами» ЭЛБИ BOOKS, 190 с.
7. Кобитино И.И. Работа с бумагой; поделки и игры. — М.: Творческий центр «Сфера», 2000.
8. Коллекция идей. Журнал для нескучной жизни. — М.: ЗАО «ИД КОН — Лига Пресс», 2002.
9. Коллекция идей. Журнал для нескучной жизни. — М.: ЗАО «ЭДИПРЕСС-КОНЛИГА», 2004.
10.Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. Академия развития. Ярославль, 1996.
11. Лебедева Н. Детская энциклопедия животных: Развивающая и обучающая книга для родителей / Пер. с нем. — М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2002.
12. Методический потенциал дополнительного образования детей. Серия: «Инструктивно – методическое обеспечение содержания образования в Москве». Центр «Школьная книга». М., 2007..
13. Мелик – Пашаев А.А. и др. Художественная одарённость детей, её выявление и развитие: Методическое пособие. Феникс+Дубна. 2006.
14. Нагибина М.И. Из простой бумаги мастерим как маги. — Ярославль: «Академия развития», 2001.
15. Новотворцева Н.В. Дидактические материалы по развитию речи у дошкольников и младших школьников. — Ярославль: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 1994.
16. Павлов А.П. Загадки. — Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1993.
17. Программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2018
18. Проснякова Т.Н. Забавные фигурки. Модульное оригами.- АСТ- Пресс, 2011.
19. Ратанова Т. А., Золотарёва Л. И., Шляхта Н. Ф. Методы изучения и психодиагностика личности. М., 1997.
20. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. Академия развития. Ярославль, 1997.
21. Хелен Блисс.Твоя мастерская. Бумага / Перевод: Бриловой Л.Ю. — Санкт-Петербург: «Норинт», 2000.
22. Чащина З.М. «Оригами-ДО. Модульное оригами». Москва, МДЦ Оригами, 2002 г.
23. Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей. — Ярославль: «Академия развития», 1997.
Список используемых источников и литературы
рекомендуемой для детей
Гончар В.В. Модульное оригами. Айрис - Пресс. М., 2009.
Проснякова Т.Н. Забавные фигурки. Модульное оригами.- АСТ- Пресс, 2011, 104 с.
3. Коллекция идей. Журнал для нескучной жизни. — М.: ЗАО «ИД КОН — Лига Пресс», 2002.
4. Корнеева Г.М. Бумага. Играем, вырезаем, клеим. — СПб.: Кристалл, 2001.
5. Лебедева Н. Детская энциклопедия животных: Развивающая и обучающая книга для родителей / Пер. с нем. — М., ОЛМА-ПРЕСС, 2002.
6. Нагибина М.И. Из простой бумаги мастерим как маги, — Ярославль Академия развития, 2001.
7. Проснякова Т.Н. Забавные фигурки. Модульное оригами.- АСТ- Пресс, 2011
8. Сотникова Н. 100 загадок от А до Я, 2009
Интернет-ресурсы:
Страна мастеров [Электронный ресурс] / сайт - учебный, дидактический/ автор идеи Страны мастеров Т.Проснякова – Электрон. дан. – Режим доступа http://stranamasterov.ru/, свободный— Загл. с экрана. — Яз. рус.
http://www.loveorigami.info/
http://blogs.mail.ru/mail/panova_nvp_/
http://origamis.ru/
http://images.yandex.ru/yandsearch?text
http://www.bookarchive.ru/khobbi/origami/
11