Дополнительная общеразвивающая программа
«БАСКЕТБОЛ»
Ивлевой Оксаны Игорьевны
Направленность: физкультурно-спортивная
Срок реализации программы: 1 год
2018-2019 г.
Пояснительная записка
Направленность Программы - физкультурно-спортивная
Цель программы: развитие физических качеств, совершенствование двигательных умений и навыков в игре в баскетбол, подготовка юных спортсменок для реализации своих достижений в соревновательной деятельности.
Достижение этой цели обеспечивается решением следующих основных задач:
развитие специальных физических способностей, необходимых для совершенствования игрового навыка;
обучение основам техники и тактики игры;
приобретение навыка в организации и проведении учебно-тренировочных занятий и соревнований.
укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому развитию;
воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья;
содействие воспитанию нравственных и волевых качеств;
освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни.
Новизна, актуальность и педагогическая целесообразность Программы
Новизной решения данной программы является двигательная деятельность, которая своей направленностью и содержанием связана с совершенствованием физической природы человека. В процессе освоения данной программы девушка формируются как целостная личность, в единстве многообразия своих физических, психических и нравственных качеств.
Актуальность программы обусловлена тем, что появилась потребность у девушек старших классов в личном физическом совершенствовании своего мастерства через соревновательную деятельность в данном виде спорта.
Данная программа педагогически целесообразна, так как она аккумулировала разработки классиков педагогики и современной методики формирования игровых навыков и закрепления опыта ведения командной игры
Программа разработана на основе типовой программы для внешкольных учреждений иобразовательных школ И.А. Водянниковой, под редакцией С.М.Зверева, 1986 год и примерной программы по баскетболу для детско -юношеских школ, 2004 год.
Отличительные особенности данной программы заключаются в том, что в ней прослеживается углубленное изучение данного вида спорта с расширенным применением специальных упражнений на развитие координационных способностей, овладением техникой двигательных действий и тактическими приемами по данной специализации. Программа состоит из трех разделов: знания о спортивно-оздоровительной деятельности, физическое совершенствование со спортивной направленностью, способы спортивно-оздоровительной деятельности.
Возраст учащихся, участвующих в реализации данной Программы – 12-16 лет.
Объем курса
Количество часов, отводимых на изучение данного курса согласно плану, - 70 учебных часов в год, количество занятий в неделю – два.
Формы и режим занятий:
- методы обучения: практический, словесный, наглядного восприятия;
- способы выполнения упражнений: одновременный, поточный, поочередный;
- формы организации занятий: фронтальный, групповой, индивидуальный.
В программе предусмотрено регулярное отслеживание результатов воспитанников, участие в школьных и городских соревнованиях.
Занятия проводятся 2 раза в неделю длительностью 2 учебных часа. Заниматься в секции могут школьницы, прошедшие медицинский осмотр и допущенные врачом к занятиям.
Ожидаемые результаты освоения программы и способы определения результативности
По истечении срока реализации Программы ученик должен
Знать:
работу сердечно-сосудистой системы, понятие о телосложении человека.
основные линии на площадке. Основные правила игры в баскетбол. Какие бывают нарушения правил. Жесты судей.
гигиенические требования к одежде и обуви для занятий физическими упражнениями.
способы подсчета пульса. Способы регулирования и контроля физических нагрузок во время занятий физическими упражнениями.
Уметь:
выполнять передачу мяча одной рукой снизу. Передачу мяча одной рукой сбоку.
выполнять приемы обыгрывания защитника: вышагивание, скрестный шаг, поворот, перевод мяча перед собой.
броски одной и двумя руками в прыжке. Броски мяча после двух шагов и в прыжке с близкого расстояния и среднего. Броски мяча в корзину со средних и дальних дистанций одной и двумя руками от головы. Штрафной бросок одной и двумя руками от головы.
вырывание и выбивание. Перехват. Накрывание.
применять в игре командное нападение. Взаимодействовать с заслоном, а так же применять индивидуальные, групповые и командные действия в защите в игре баскетбол.
Использовать:
Демонстрировать
броски по кольцу с расстояния 1 м.
броски со средних и дальних дистанций.
броски по кольцу после ведения.
передачи мяча в парах.
передачи мяча в движении.
обводка стоек.
передача и ловля мяча от стены за 30 сек.
штрафной бросок.
Формы контроля и подведение итогов реализации Программы:
начальная, промежуточная, итоговая (контрольное занятие, соревнование). Журнал оценки результатов.
Содержание программы
Раздел 1. Знания о спортивно-оздоровительной деятельности – 4 часа
Тема 1. .Влияние физических упражнений на организм занимающихся.
Работа сердечно-сосудистой системы. Особенности полового созревания у девочек. Понятие о телосложении человека.
Тема 2. Гигиена. Врачебный контроль и самоконтроль.
Гигиенические требования к одежде и обуви для занятий физическими упражнениями. Самоконтроль, из чего он состоит. Способы подсчета пульса. Способы регулирования и контроля физических нагрузок во время занятий физическими упражнениями.
Тема 3. Основы методики обучения игре баскетбол. Тренировки.
Овладение и совершенствование двигательными действиями: перемещением, изменением направления движения, передвижением парами в нападении и защите, бегом баскетболиста, передачами, ведением и бросками. Сочетание рывков с финтами.
Тема 4. Правила соревнований, их организация и проведение.
Основные линии на площадке. Основные правила игры в баскетбол. Какие бывают нарушения правил. Жесты судей. Требования к технике безопасности на занятиях по баскетболу. Проведение соревнований по баскетболу.
Раздел 2. Физическое совершенствование со спортивной направленностью - 52 часа
1. Общая и специальная физическая подготовка - 20 часов.
Общеразвивающие упражнения без предметов, упражнения с набивными мячами, упражнения на силу и гибкость, бег в медленном темпе до 10 минут. Прыжки со скакалкой.
Комбинированные беговые и прыжковые упражнения: с перемещением из различных исходных положений, бег на месте в упоре стоя с максимальной частотой шагов, рывки вперед, челночный бег, эстафеты с быстрым изменением характера,
прыжки на одной и обеих ногах через гимнастические скамейки, выпрыгивания, прыжки с доставанием предмета, прыжки с доставанием подвешенных предметов рукой, головой, прыжки вверх с подтягиванием коленей.
2. Основы техники и тактики игры - 32 часа
Описание технических приемов в передачах мяча, ведении и бросках по кольцу. Описание тактических приемов, взаимодействий.
Ведение мяча правой и левой рукой, переводы мяча вокруг туловища, с обеганием стоек, прыжками, подлезаниями.
Броски и ловля мяча мяча в стену за 30 сек. Различные передачи в парах одного или двух мячей. Броски мяча в щит после ведения, броски в кольцо после ведения. Броски в кольцо из различных точек, штрафной бросок. Ловля после отскока от щита.
Тактические действия в защите: держание игрока с мячом, вырывание и выбивание мяча, держание игрока с мячом при передачах, при ведении мяча, при броске в корзину. Личная система защиты. Командное нападение. Индивидуальные, групповые и командные действия в защите. Вырывание и выбивание. Перехват. Накрывание.
Тактические действия в нападении: приемы обыгрывания защитника: вышагивание, скрестный шаг, поворот, перевод мяча перед собой. Бросок одной и двумя руками в прыжке.
Раздел 3. Способы спортивно- тренировочной деятельности - 14 часов
1.Контрольные игры и соревнования. - 2 часа
Мини-баскетбол, баскетбол 3х3, 4х4. 5х5.
2. Контрольные испытания.- 2 часа
броски по кольцу с расстояния 1 м.
броски со средних и дальних дистанций.
броски по кольцу после ведения.
передачи мяча в парах.
передачи мяча в движении.
обводка стоек.
передача и ловля мяча от стены за 30 сек.
штрафной бросок.
3. Соревновательная деятельность. Судейская и инструкторская практика.- 10 часов
Посещение спорткомплекса «Факел».
Товарищеские встречи команд других школ, судейская и инструкторская практика, судейство соревнований.
Участие в соревнованиях по баскетболу в зачет городской спартакиады школьников.
Учебно-тематический план
№ п/п | Перечень разделов (тем) | Количество часов |
1 | Знания о спортивно-оздоровительной деятельности | 4 |
2 | Физическое совершенствование со спортивно-оздоровительной направленностью: | 52 20 32 |
3 | Способы спортивно-тренировочной деятельности: | 14 2 2 10 |
4 | Всего часов | 70 |
Требования к уровню подготовки обучающихся
По истечении срока реализации Программы ученик должен
Знать:
работу сердечно-сосудистой системы, понятие о телосложении человека.
основные линии на площадке. Основные правила игры в баскетбол. Какие бывают нарушения правил. Жесты судей.
гигиенические требования к одежде и обуви для занятий физическими упражнениями.
способы подсчета пульса. Способы регулирования и контроля физических нагрузок во время занятий физическими упражнениями.
Уметь:
выполнять передачу мяча одной рукой снизу. Передачу мяча одной рукой сбоку.
выполнять приемы обыгрывания защитника: вышагивание, скрестный шаг, поворот, перевод мяча перед собой.
броски одной и двумя руками в прыжке. Броски мяча после двух шагов и в прыжке с близкого расстояния и среднего. Броски мяча в корзину со средних и дальних дистанций одной и двумя руками от головы. Штрафной бросок одной и двумя руками от головы.
вырывание и выбивание. Перехват. Накрывание.
применять в игре командное нападение. Взаимодействовать с заслоном, а так же применять индивидуальные, групповые и командные действия в защите в игре баскетбол.
Использовать:
Демонстрировать
броски по кольцу с расстояния 1 м.
броски со средних и дальних дистанций.
броски по кольцу после ведения.
передачи мяча в парах.
передачи мяча в движении.
обводка стоек.
передача и ловля мяча от стены за 30 сек.
штрафной бросок.
Учебно-методическое обеспечение.
1. Методы обучения
- разучивание по частям;
- разучивание в целом;
- игровой;
- соревновательный.
Методы использования слова:
- рассказ;
- описание;
- объяснение;
- беседа;
- разбор;
- задание;
- указание;
- оценка;
- команда;
- подсчет.
- показ;
- демонстрация (плакатов, кинофильмов, рисунков, зарисовок);
- звуковая и световая сигнализации.
2. Способы выполнения упражнений: одновременный, поточный, поочередный.
3. Методы организации занятий: фронтальный, групповой, индивидуальный.
4. Формы подведения итогов: текущий и итоговый в форме контрольных тестов и упражнений.
5. Материально-техническое обеспечение: спортивный инвентарь и оборудование.
Календарно - тематическое планирование.
№ | Тема уроков | Кол-во часов | Календарные сроки | Примечание |
1. | Инструктаж по технике безопасности. Ведение баскетбольного мяча. | 1 | | |
2 | Передвижение игрока. Повороты с мячом и остановка. | 1 | | |
3. | Передача мяча на месте. | 1 | | |
4. | Ведение мяча на месте с разной высотой отскока. | 1 | | |
5. | Ведение мяча в движении с разной высотой отскока. | 1 | | |
6. | Бросок мяча в движении двумя руками снизу. | 1 | | |
7. | Спортивная игра 5*5 | 1 | | |
8. | Позиционное нападение с изменением позиций. | 1 | | |
9. | Развитие координационных способностей. | 1 | | |
10. | Правила игры в баскетбол. Игра 5*5 | 1 | | |
11. | Передача мяча на месте с пассивным сопротивлением защитника. | 1 | | |
12. | Позиционное нападение с изменением позиций. | 1 | | |
13. | Сочетание приемов передвижений и остановок игрока. | 1 | | |
14. | Передача мяча различным способом в движении. | 1 | | |
15. | Бросок мяча двумя руками от головы | 1 | | |
16. | Бросок мяча двумя руками от головы. | 1 | | |
17. | Спортивная игра 5*5 | 1 | | |
18. | Спортивная игра 5*5 | 1 | | |
II четверть 14 часов |
19. | Инструктаж по технике безопасности. Штрафной бросок. | 1 | | |
20. | Броски мяча с разных точек. | 1 | | |
21. | Быстрый прорыв 2*1. Учебная игра 5*5 | 1 | | |
22. | Развитие координационных способностей | 1 | | |
23. | Сочетание приемов передвижений и остановок игрока. | 1 | | |
24. | Передачи мяча различными способами в передвижении | 1 | | |
25. | Бросок мяча двумя руками от головы с места. | 1. | | |
26. | Быстрый прорыв 2*1. Баскетбол 5*5. | 1. | | |
27. | Развитие координационных способностей | 1. | | |
28. | Спортивная игра 5*5 | 1. | | |
29. | Броски мяча с разных точек. | 1. | | |
30. | Ведение мяча на сопротивление. | 1. | | |
31. | Штрафной бросок. | 1. | | |
32. | Спортивная игра 5*5 | 1. | | |
III четверть 20 часов |
33. | Инструктаж по технике безопасности. Штрафной бросок. | 1. | | |
34. | Ведение мяча с изменением скорости | 1. | | |
35. | Ведение мяча с сопротивлением. | 1. | | |
36. | Передача мяча различными способами в парах. | 1. | | |
37. | Броски по кольцу с разных точек. | 1. | | |
38. | Спортивная игра 5*5 | 1. | | |
39. | Развитие координационных способностей | 1. | | |
40. | Сочетание приемов передвижений и остановок. | 1. | | |
41. | Передача мяча в тройках со сменой мест. | 1. | | |
42. | Сочетание приемов: ведение, передача, бросок. | 1. | | |
43. | Штрафной бросок. | 1. | | |
44. | Нападение быстрым прорывом 2*1, 3*1 | 1. | | |
45. | Спортивная игра 5*5 | 1. | | |
46. | Бросок мяча двумя руками от головы. | 1. | | |
47. | Позиционное нападение со сменой мест. | 1. | | |
48. | Развитие координационных способностей | 1. | | |
49. | Сочетание приемов: ведение, передача, бросок. | 1. | | |
50. | Штрафной бросок. | 1. | | |
51. | Спортивная игра 5*5 | 1. | | |
52. | Спортивная игра 5*5 | 1. | | |
IV четверть 16 часов. |
53. | Инструктаж по технике безопасности. Спортивная игра 5*5 | 1. | | |
54. | Штрафной бросок. | 1. | | |
55. | Броски мяча с разных точек. | 1. | | |
56. | Бросок одной рукой от плеча в движении. | 1. | | |
57. | Позиционное нападение со сменой мест. | 1. | | |
58. | Спортивная игра 5*5 | 1. | | |
59. | Развитие координационных способностей. | 1. | | |
60. | Взаимодействие двух игроков через заслон. | 1. | | |
61. | Взаимодействие двух игроков через заслон. | 1. | | |
62. | Сочетание приемов: ведение, передача, бросок. | 1. | | |
63. | Штрафной бросок. | 1. | | |
64. | Штрафной бросок. | 1. | | |
65. | Развитие координационных способностей. | 1. | | |
66. | Развитие двигательных качеств. | 1. | | |
67. | Позиционное нападение со сменой мест. | 1 | | |
68. | Нападение быстрым прорывом 2*1, 3*1 | 1 | | |
69. | Спортивная игра 5*5 | 1. | | |
70. | Спортивная игра 5*5 | 1. | | |