Статья «Современные педагогические технологии в системе дополнительного образования».
Лазарева С.Н.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1»
п. Ханымей Пуровского района.
Дополнительное образование вступает в действие за рамками образовательного стандарта, расширяя, углубляя, конкретизируя предметный минимум. Применяются рационально-образовательные технологии: ТРИЗ-технология, технология программированного обучения, технология проектного обучения, информационные технологии, технология совместного научного исследования, технологии коллективных способов деятельности; совместного научного исследования; информационное, компьютерное обучение; технологии дифференцированного и индивидуального обучения; персонифицированного обучения и другие.
Цель технологии личностно ориентированного обучения - максимальное развитие индивидуальных познавательных способностей ребёнка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности. В центре технологии личностно ориентированного обучения - индивидуальность детской личности. Методическую основу составляют дифференциация и индивидуализация обучения.
Технология дифференцированного обучения представляет собой совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определённую часть образовательного процесса. Целевыми ориентациями данной технологии являются: обучение каждого на уровне его возможностей и способностей; приспособление (адаптация) обучения к особенностям различных групп.
Технология программированного обучения - это обучение, при котором происходит усвоение программированного обучающего материала с помощью обучающих устройств (ЭВМ, программированного учебника, кинотренажера и др.). Весь преподносимый материал подаётся в строго алгоритмичном (логически последовательном) порядке сравнительно небольшими порциями образовательной информации («шагов», файлов, «кадров» и т. д.).
Информационные технологии: использующие специальные технические информационные средства: компьютер, аудио-, видео, телевизионные средства обучения и другие.
Введение новых информационных технологий в педагогический процесс учреждений дополнительного образования позволяет формировать у обучающихся умений работать с информацией, развивать коммуникативные способности; формировать у детей исследовательские умения, навыки по принятию оптимальных решений.
Технология совместного научного исследования.
Её предназначение – способствовать развитию творческого или критического мышления, формированию опыта и инструментария учебно-исследовательской деятельности, поиску и определению личностных смыслов.
Задачами технологии являются: формирование и развитие познавательных потребностей обучающихся; обеспечение процесса формирования у них прочных знаний о научном исследовании как прототипе учебного исследования; знакомство с существующими методами научного познания; изучение основ научной логики: развитие самостоятельной исследовательской деятельности: приобретение опыта публичных выступлений; содействие в профессиональном самоопределении учащихся.
ТРИЗ-технология (Теории Решения Изобретательских Задач).
Это универсальная организационно-педагогическая и методическая система, позволяющая сочетать предметно-познавательную деятельность с методами активизации и развития мышления, а также творческого решения учебных и социальных задач. Цель ТРИЗ-технологии формирование сильного мышления у обучающихся, воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных нестандартных задач в различных областях человеческой деятельности.
Технология проектного обучения.
Это альтернативная технология, которая противопоставляется классно-урочной системе, при которой не даются готовые знания, а используется технология защиты проектов.
В полной форме работа над проектом проходит шесть стадий: подготовка, планирование, исследование, выводы, представление или отчет, оценка результата и процесса. Преподаватель превращается в куратора или консультанта: помогает обучаемым в поиске источников; сам является источником информации; поддерживает и поощряет учащихся; координирует и корректирует весь процесс; поддерживает непрерывную обратную связь.
Эффективность применения проектной деятельности в дополнительном образовании заключается в том, что:
- происходит развитие творческого мышления как обязательного условия реализации проектной деятельности;
- качественно меняется роль педагога: ему приходится не только и не столько учить, сколько помогать ребенку учиться, направлять его познавательную деятельность.
- вводятся элементы исследовательской деятельности;
- формируются личностные качества воспитанников, развивается умение работать в коллективе, ответственность за выбор, решение, разделение ответственности, анализ результатов деятельности, способность ощущать себя членом команды - подчинение своего темперамента, характера, времени интересам общего дела;
- происходит включение воспитанников в процесс добывания знаний и их логическое применение. Формируются личностные качества - способность к рефлексии и самооценке, умение делать выбор и осмысливать как последствия данного выбора, так и результаты собственной деятельности.
Список литературы.
1. Брусницына Г. Г. Система организации исследовательской и проектной деятельности учащихся в г. Екатеринбурге. – Екатеринбург: Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр «Одарённость и технологии». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ito.edu.ru/2005/Moscow/I/2/I-2-5085.html.
2. Буйлова Л.Н. Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей. – М., 2000. – 24 с.
3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /Под ред. Е.С. Полат. – М., 2001.
4. Тамберг Ю.Г. Концепция ТРИЗ-технологии. – В.Новгород, 2006. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: [email protected].