СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительное образование

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер-класс "Заливной витраж" предназначен для проведения занятия по декоративно-прикладному творчеству.

Возраст участников мастер-класса - для категории взрослых людей

Просмотр содержимого документа
«Дополнительное образование»

Мастер-класс «Заливной витраж»



Педагог дополнительного образования МБОУ «СОШ № 1» п. Ханымей – Лазарева Светлана Николаевна.



Изготовление заливных витражей происходит вручную, что позволяет сделать заливку нежной или насыщенной, с тонкими переходами цвета или ровной. Неоспоримым достоинством заливного витража является эффектный внешний вид, совершенная эксклюзивность изделия, и возможность воплощения любого замысла художника и заказчика.

Изготовление заливных витражей – технология.



Изготовление заливных витражей в современном исполнений делается с помощью двух технологий: полностью ручная работа и частично автоматизированная, так называемая технология витража cri (Cad Ram).

Изготовление заливных витражей ручным способом. Совместно с заказчиком выбирается рисунок, который переносится на бумагу в натуральную величину. Стекло нужной формы и размера обезжиривается и обеспыливается. Подготовленное изображение подкладывается под стекло, и художник, с помощью очень прочных полимеров, или свинцовой ленты, которая используется при создании пленочных витражей, наносит контур рисунка, который будет играть роль границ витражных фрагментов. Затем, после полного высыхания контуров, с помощью кисточки или аэрографа, заполняются сегменты рисунка жидкими красками или лаком, согласно специальной цветовой палитре.



Создание расписного витража.

Витраж, рисованный красками — одна из старейших методик.

Есть два способа создания расписного витража: в первом из них рисунок формируется путем нанесения его кистью и красками, во втором — краска заливается на рисунок.



Первым делом нужно подобрать рисунок для витража, подготовить его эскиз, пропорционально увеличив изображение (при необходимости).



После подготовить витражное стекло к нанесению рисунка — тщательно протереть его ватным тампоном или чистой тряпочкой, смочив их в спирте. Эта простая операция окажет большое влияние на долговечность будущей витражной росписи.



Очередь за переносом контуров рисунка на стекло. Рисовать на стекле нужно при его горизонтальном положении — краска не будет растекаться. Проще всего переносить эскиз рисунка, наклеив его скотчем на обратную сторону стекла и перерисовав тонкими линиями его контур — вначале с помощью маркера, затем — особой витражной краской, нанесенной на тонкую кисть.



Приступая к окрашиванию рисунка, первыми нужно покрасить фрагменты, разделенные между собой (т.е. — не смежные), в этом случае можно будет корректировать выход краски за пределы контура и она не смешается с краской другого цвета из соседнего фрагмента рисунка.



Существует другой способ окрашивания фрагментов витража. Для его исполнения потребуется вырезать на бумажном эскизе только тот фрагмент, который вы предполагаете окрашивать в этот раз. Совместите его по контуру с аналогичным участком на стекле и прокрасьте кистью или из распылителя. После высыхания краски, подготовьте новый фрагмент — и так далее, до полного завершения окраски витражного рисунка.



Для полного высыхания окрашенных фрагментов потребуется трое суток. По прошествии этого срока, нанесите краску на оставшиеся участки и дайте им просохнуть. Затем нанесите поверх окрашенных участков рисунка контур, воспользовавшись тонкой беличьей кистью и витражной краской — так вы сможете придать изображению четкость, скрыть мелкие просветы и потеки. Будьте внимательны и неторопливы!



Через трое суток нужно выполнить завершающую операцию — нанести на витраж слой лака, воспользовавшись широкой кистью или распылителем краски. Покройте лаком весь витраж, включая те участки стекла, на которых нет рисунка. В этот раз срок сушки — неделя. На все время сушки поместите стекло с витражным рисунком в чистое, сухое и хорошо проветриваемое помещение, не трогайте его, исключите возможность доступа к нему детей и домашних животных. По прошествии семи суток витраж готов, его можно вставить в раму или, к примеру, в межкомнатную дверь.



Как изготовить краски для витражей.

Рецептуры витражных красок, требуется смешивать исключительно в стеклянной посуде (идеально подойдут стеклянные баночки из-под детского питания).



Первый способ. Потребуется нитролак НЦ-218 (можно использовать 222 или 2141), 647-й растворитель и масляные краски для художественных работ. Наливаем в баночку около трети нитролака, добавляем растворитель (примерно до 40% от количества нитролака), перемешиваем до получения состава, похожего на воду. Затем вводим каплю (размером с горошину) художественной краски, перемешиваем, добавляем еще краски, если цвет не достаточно ярок (краски понадобится до 10% от количества нитролака). В итоге получаем хорошо растекающийся цветной лак, который отлично подойдет для заливки рисунка витража.



Второй способ. Понадобится светлый клей БФ-2, ацетон, растворимая в спирте краска (можно использовать пасту из шариковых ручек). В стеклянную баночку наливаем клей, разбавляем его ацетоном по соотношению 1:1, перемешиваем и добавляем краску до получения цвета нужной насыщенности.



Третий способ. Понадобится желатин, теплая вода, сухие красители для х/б, шерстяных или шелковых тканей. Около 6 гр. желатина нужно развести в 200 гр. теплой воды, перемешать. Отдельно, в теплой воде, развести сухие краски. В новую стеклянную баночку отлить немного раствора воды с желатином, добавить туда необходимое количество раствора краски, перемешать. После нанесения этой краски на витраж и ее высыхания, нужно будет поверху покрыть рисунок бесцветным нитролаком.



Роспись по стеклу.



Техники росписи стекла можно разделить на два основных направления, которые будут отличаться друг от друга по материалам, этапам процесса росписи и конечному результату:

- техника росписи по стеклу покрывными (непрозрачными) красками;

- техника росписи по стеклу прозрачными (витражными) красками.



Первый вид техники – роспись стекла покрывными, непрозрачными, красками.



Материалы:

1). Покрывные краски, как правило, это акриловые краски. Акриловые краски, используемые в технике росписи стекла, легко смешиваются, дают чистые и яркие цвета, легко растворяются водой, при высыхании образуют прочное и устойчивое покрытие. При покупке акриловых красок необходимо обратить внимание, чтобы на упаковке было помечено: «для стекла».



2). Кисти. Если вы рисуете акриловыми красками – лучше всего использовать синтетические кисти. Акриловые краски – быстросохнущие краски, поэтому кисти необходимо постоянно замачивать в воде и время от времени тщательно промывать. Удобнее будет использовать одновременно несколько кистей для разных цветов красок.



3). Лак. Посуду, расписанную акриловыми красками, желательно покрыть лаком, чтобы надолго сохранить яркость красок и целостность рисунка.



Техника росписи.

Техника росписи стекла акриловыми красками по сути своей ничем не отличается от работы с акварелью, гуашью, другими видами красок. Краски можно смешивать как вам угодно, накладывать друг на друга, создавая тени, полутона, мягкие оттенки.

Если вы более или менее опытный художник, то вам не составит труда работать в технике росписи стекла акриловыми красками. Если вы только начинаете свой путь на художественном поприще, для начала нужно изучить общие принципы работы с красками, освоить азы рисования.



Результат.

Настоящая живая картина на вашем стеклянном или керамическом изделии.



Второй вид техники – техника росписи прозрачными красками, витражная роспись.



Материалы:

1). Витражные краски. Это прозрачные и очень красивые краски. Они бывают двух видов: обжигаемые и необжигаемые. Первые можно использовать, когда вам необходима особая прочность покрытия. Только учтите – не каждое стеклянное или керамическое изделие выдержит обжиг в печи, будьте внимательны.

Необжигаемые краски позволяют работать технике «холодного витража». Они очень просты в использовании, но при работе с ними тоже есть свои нюансы.

Водные краски можно использовать только при создании чисто декоративных изделий, в отношении которых вы точно уверены, что они не будут контактировать с водой и подвергаться неблагоприятным воздействиям.



Если вещь, расписанная в витражной технике, будет нести не только декоративную, но и функциональную нагрузку, например, керамическая салатница – обратите внимание на более устойчивые виды красок: краски на основе смол и спиртовые краски.



2). Кисти. При работе с витражными красками можно использовать круглые кисти. Кисти должны быть высокого качества, можно использовать как синтетические кисти, так и кисти из натуральных материалов.



3). Аутлайнер. Важный компонент создания рисунков в технике витражной росписи стекла. Это специальная паста для создания четких рельефных контуров рисунка. Аутлайнеры традиционно бывают темного, а иногда золотистого или серебристого цвета.



4). Лак. Если вы используете обжигаемые краски, то покрывать изделие лаком, в общем то, не обязательно, но для посуды, которую вы намерены активно использовать в домашнем хозяйстве дополнительная защита покрытия никогда не помешает.



Техника росписи.

Сначала на стекло специальным карандашом или маркером наносятся четкие контуры рисунка. Затем с помощью аутлайнера по контуру наносится тонкая рельефная линия. Внутреннее пространство рисунка покрывается прозрачными красками для стекла.

Если краски, которые вы используете, требуют обжига, необходимо на некоторое время поместить работу в печь, нагретую до температуры, которая указана в инструкции к краскам.



Результат.

У вас получился самый настоящий маленький витраж. Рисунки, сделанные в технике витражной росписи, своеобразны – они не могут значительно отступать от канонов витража: четкие контуры, резкие переходы и пр. Но они очень красивы, витражные краски пропускают свет, делая его разноцветным, мягко изменяя освещение и атмосферу.





Роспись – одна самых востребованных разновидностей внешней отделки стеклянной посуды.



Различают холодную технологию, при которой краску непрозрачной текстуры наносят на поверхность без обжигания. Вторая технология подразумевает нанесение эмали и обжиг.

Удачный проект.

Умение красиво положить краску это еще не главное, рисунок главнее.

Самое первое, что нужно сделать, это выбрать рисунок. Для начала придумайте идею и сюжет своего витража, и так все по порядку.

1. Определите размер своего проекта, только когда вы четко будете знать размер стекла, можно начинать создавать рисунок. Для начинающих рекомендуется выбрать размер не меньше чем 40 на 50 см, дело в том, что маленькие работы все время будут зажимать вас в возможностях. Большие работы всегда выглядят более убедительно, на них легче научиться. Затем нужно отказаться от дешевых рамок для фотографий. Рисовать большие проекты легче и интересней. Многие сталкиваются со страхом начинать рисовать большие витражи, очень рекомендуется побороть этот страх самого начала. Предположим, размер витражной росписи 50 на 60.

2. В стекольной мастерской заказать стекло нужного вида и нужного размера. Не нужно покупать сразу работы с рамками. Оформление работы зависит от содержания, очень часто оказывается, что цвет и стиль рамки стал не подходить выбранному витражу, придется ее перекрашивать. Для создания витражной картины лучше всего выбрать стекло толщиной 3 или 4 миллиметра. Само собой, более тонкое стекло более легкое, поэтому ему отдаем предпочтение. Итак, стекло для витража размером 50 на 60 выбрано толщиной 3 миллиметра.

3. Нужно отыскать в интернете нужный сюжет, при поиске нужно учитывать несколько особенностей:

А). Лаконичность и простота. Например, рисунок кота. При выборе нужно смотреть на выражение его морды, и блестящей шерсти, а по самой форме его тела, в идеальном варианте нужно выбрать такое изображение, которое можно просто залить одним цветом, то оно будет не просто интересным, а действительно похожим на кота. Если размер стекла 1 м, то коту можно даже волосы в ушах нарисовать, но обычно все приходиться упростить.

Б). Нужна картинка только с хорошим разрешением. Ели её увеличить на компьютере изображение примерно до того размера, который будет на витраже, то мы не должны получить размазанное пятно.

В). Теперь нужно распечатать его в большом формате. Предпочтительнее цветное изображение, даже если его нужно будет менять по цвету.

Это самый простой способ выбора рисунка. Теперь нужно подложить изображение под стекло, и зафиксировать его скотчем. Но есть и более сложные способы: один из них, например, распечатать сложные фрагменты витража на бумаге, потом вырезать их, и создать на листе ватмана своеобразный проект - коллаж. Кое - где можно дорисовать недостающие детали. В несложных проектах типа «кот и колбаса», можно взять распечатку кота, подложить под стекло, и обвести его контуром (если он сложный, то возможно нарисовать его полностью), когда он высохнет вытащить распечатку, и положить под стекло распечатку колбасы, переместив ее в нужное место. Не обязательно, чтобы проект был одним - например, вы рисуете барышню в рубашке в цветочек. Для начала нужно подложить рисунок барышни, а потом поменять его на кусок обоев в цветочек, который будет впоследствии тканью рубашки.

Для супер-асов, владеющих фотошопом, не проблема составить компьютерный проект, вырезая нужные детали с различных картинок, и создавая свой авторский витраж. Главное понимать, что не создаётся красивая картинка. Нужно продумать, исполнять каждый фрагмент. Например, глаз у кота очень маленький, и контуром туда не залезть. Продумать, в каких техниках уместно его сделать, представить, насколько это будет реально. Не нужно выбрасывать сразу старые проекты, возможно, они ещё пригодятся при создании других работ.

Цветная стеклянная эмаль образует контраст с основным фоном, при этом она остается прозрачным слоем.

Долгое время при изготовлении витражей использовалось так называемое "античное стекло". Оно могло быть матовым или прозрачным, катаным или выдувным, но непременно ручной работы. К разновидностям стекол ручной работы также относятся опал, опак и опалисцент. Эти стекла обладают разной прозрачностью, сочетают в себе различные оттенки и отличаются светопреломляющими характеристиками.



Новые разновидности механического стекла появились благодаря изобретению стеклопроката. Стекло стало фактурным (рисунок наносился механически), объемным с огранкой, витиеватой текстурой, которая могла производить сложные визуальные эффекты.



Техники обработки также претерпели значительные изменения. Были усовершенствованы горячие и холодные технологии обработки, механические (к которым относится матирование, гравировка и травление кислотой) и химические, техники росписи, крепежные конструкции. Использующейся веками свинцовый переплет, появившийся благодаря Тиффани в 50-х годах медный, сегодня добавлены креплением на эпоксидные смолы и пластобетон.



Крепление на алюминий и латунь появляются немного позже. А сегодня витражные стекла соединяются по технологии молекулярного крепления.



Технология основана на наборе рисунка из кусков окрашенного в массе стекла. Стекло, применяемое для витражей, бывает рифленое, достаточно грубой формы; специальное листовое цветное и гладкое тонированное, обработанное фацетированием. Стекло соединяется в единое целое полосой из мягкого металла, имеющего специальное сечение. Обычно применяют профиль "Н" образного сечения из свинца. Затем места стыков профиля пропаиваются. Однако, в наше время, вместо свинцового профиля чаще используют латунный. И это вполне обоснованно, так ка латунь является более жестким материалом и поэтому после сборки витража не требуется его дополнительно укреплять. Витраж, исполненный в данной технике, подходит для заполнения больших по объему пространств. При этом степень риска, что изделие со временем деформируется, сводится к нулю

















































































ВИТРАЖНАЯ РОСПИСЬ

стеклянной вазы с использованием булёнок

«Маки в саду»





Сложность: ниже средней

Время работы: 8 часов



Инструменты и материалы:



* Стеклянная ваза;

* Краски витражные на основе растворителя, Glas Art, Marabu: кармин, зелёная светлая, чёрная;

* Контуры витражные, Marabu: красный и зелёный;

* Контур универсальный металлик, зелёный тёмный, Marabu;

* Булёнки, 0,25-0,5 мм: салатовые и чёрные;

* Кисть Синтетика круглая, № 2, ROSA.







Шаг 1.

Протрите поверхность вазы моющим средством на основе спирта, чтобы удалить остатки грязи и пыли.







Шаг 2.

Нанесите витражные контуры на поверхность вазы: красным нарисуйте лепестки цветов, а зелёным стебли и листочки. При необходимости перед нанесением рисунка поместите эскиз под стекло и закрепите его скотчем.

Равномерно выдавите контур и следите, чтобы линии каждого элемента были замкнутыми для предотвращения в дальнейшем вытекание краски.

Витражный контур высыхает через 30 минут.













Шаг 3.



В каждый участок лепестков цветов с помощью круглой кисти осторожно залейте красную витражную краску Marabu Glas Art.

Оставьте изделие просохнуть на 30 мин.









Шаг 4.



В серединки цветков залейте чёрную витражную краску, после чего посыпьте на неё мелкие чёрные булёнки.

Они прочно прикрепляются к поверхности стекла и послужат оригинальным дополнением декора вазы.







Шаг 5.



Залейте зеленой витражной краской листочки цветов и посыпьте поверх краски зелёные булёнки.











Шаг 6.



Для большей эффектности декора нарисуйте дополнительно несколько стеблей универсальным контуром металлик.

Оставьте вазу просохнуть на 48 часов, после чего декор станет устойчивым к воздействию внешней среды и моющих средств.

















































Положение о «мастер-классе» как форме профессионального обучения учителей

Мастерская учителя

1. Общие положения

1.1. Мастер-классы являются одной из форм профессионального обучения учителей и представляют собой профессиональные объединения педагогов во главе с учителем-мастером.

1.2. В мастер-классе объединяются учителя, желающие получить полную информацию о позитивном опыте учителя-мастера и освоить предлагаемые им программы, методики и технологии.

1.3. Количество открываемых мастер-классов зависит от количества учителей, удостоенных звания «Учитель-мастер» по итогам городского конкурса на присвоение профессиональных педагогических званий.

2. Цель и задачи мастер-класса

2.1. Цель мастер-класса - создание условий для полноценного проявления и развития педагогического мастерства его участников на основе организации пространства для профессионального общения по обмену опытом работы.

2.2. Задачи мастер-класса:

- обобщение опыта работы учителя-мастера по определенной проблеме;

- передача учителем-мастером своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;

- совместная отработка методических подходов учителя-мастера и приемов решения поставленной в программе мастер-класса проблемы;

- рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса;

- оказание помощи участникам мастер-класса в определении задач саморазвития и формировании индивидуальной программы самообразования и самосовершенствования.

3. Организация работы мастер-класса

3.1. Учитель-мастер составляет программу мастер-класса и планирует его работу.

3.2. В течение установленного срока работы мастер-класса на его занятиях могут быть рассмотрены несколько направлений деятельности учителя-мастера.

3.3. В ходе занятий мастер-класса рекомендуется использовать различные методы работы:

• представление системы уроков с наблюдением по заранее заданному плану;

• уроки со взрослыми, на которых демонстрируются методы и приемы эффективной работы с учениками;

• изучение результатов деятельности учителя-мастера и его учеников;

• самостоятельная разработка слушателями собственной модели урока по методике или технологии учителя-мастера;

• совместное моделирование урока;

• посещение и анализ открытых уроков учителя-мастера и участников мастер-класса;

• круглые столы;

• дискуссия по результатам занятий и т.д.

3.4. После завершения занятий руководитель мастер-класса (учитель-мастер) представляет в городской методический кабинет информацию об итогах его работы. Для успешного проведения мастер-класса учителю нужна технология. Учителю необходимо постоянно учиться, учиться друг у друга. И лучшим побудителем для этого должен стать взаимообмен профессиональным опытом, взаимообучение, взаимосовершенствование своей воспитательной и преподавательской деятельности. Оптимальной формой на сегодняшний день как раз и является, на наш взгляд, мастер-класс. Фактор "взаимо" здесь особо важен. Ведь прямое воспроизводство, механическое повторение профессиональных достижений сегодня практически бесперспективно, оно не даст должного эффекта.

Личностный фактор в профессиональной деятельности учителя сегодня как никогда ранее требует учета и внимания. Любые профессиональные успехи так или иначе "замешаны" на личностно-психологической основе. Следовательно, мастер-класс есть уникальная по своему типу форма наращивания профессионализма учителя в той или иной конкретной сфере "педагогического воспроизводства". Но, как и всякая другая форма работы с профессиональным опытом учителя, она требует беспрестанной "шлифовки" и совершенствования.

Бесконечно прав В.А. Сухомлинский утверждая, что "становится мастером педагогического труда, скорее всего тот, кто почувствовал в себе исследователя". Следует отметить, что достижение высокого класса мастерства и его демонстрация с целью передачи и творческого воспроизводства не есть одно и то же. Презентация наработанного профессионального опыта для его обмена и взаимообмена в ходе проведения мастер-класса предъявляет весьма существенные требования и к стороне демонстрирующей свой опыт, и к стороне воспринимающей и оценивающей.

В этой связи возникает проблема научно-методической компетентности участников мастер-класса. Перед учителем-мастером стоит целый ряд проблем:

"Какие грани своего опыта лучше представить для осмысления в ходе мастер-класса",

"Каким способом лучше сделать это",

"Дать ли в большем объеме примеры практической работы с детьми, оставив для коллективной их интерпретации более обширное поле свободных концептуальных парадигм".

Все содержание курса включает 4 блока: рефлексивный, информативный, практический, творческий.

Рефлексивный блок стимулирует мотивацию участников курсов, на изучение какой- либо проблемы. Этот блок включает методы психолого-педагогической диагностики, самодиагностики, методы коллективного анализа и оценки, взаимооценки, анализа и самоанализа, оценки и самооценки.

Информационный блок включает основное содержание изучаемой проблемы, понятия, ключевые слова, подходы, списки литературы.

Практический блок включает систему вопросов для самообразования, самоконтроля, анализа и обобщения собственного опыта, опыта своих коллег и школы по решению данной проблемы.

Творческий (по индивидуальному выбору) включают задания, стимулирующие дальнейшее исследование данной проблемы, ее творческое решение в собственной педагогической деятельности, в работе методического объединения учителей или всего педагогического коллектива школы.

Сочетание этих блоков при изучении различных психолого-педагогических проблем создает условия для естественного включения слушателей курсов в инновационную и научно-исследовательскую деятельность.

Все эти и многие другие аналогичные вопросы выдвигают сегодня форму мастер-класса в ряд особо приоритетных и перспективных звеньев систематического активного повышения квалификации специалистов района, города, области, региона и страны в целом. Учителям есть чем поделиться, но вопрос состоит в том, как это лучше сделать, как обеспечить проведение мастер-классов на качественно высоком уровне. Велика роль в такого рода поисково-исследовательской работе районных информационно-методических центров, где прежде всего и должна быть сосредоточена информационная база данных об инновационном опыте. Но не только база данных. Информационно-методические центры должны стать самой первичной творческой лабораторией по аналитической обработке имеющейся информации, без чего в принципе не стоит заводить речь о мастер-классе. Результатом такой аналитической проработки опыта должно стать научно-методическое описание опыта, его схематизированная оценка по адекватному алгоритму проводимого анализа. В сущности нужно развернутое представление о центральном звене педагогического опыта, его "ядерной" части, "стержне", действительном источнике достигаемых конкретным педагогом успехов. Именно поэтому подготовка и проведение мастер-классов есть кропотливый труд, результаты которого дадут о себе знать в полном объеме гораздо позже.

Теперь несколько замечаний методического порядка. В подготовке и проведении мастер-класса весьма важно сочетание "здоровой" описательности имеющегося опыта и аналитичности, понимаемой в данном случае как способности участников (а прежде всего самого педагога-мастера) "внутрь" своего опыта, понять внутренние психолого-педагогические и методические "пружинки", принципы и механизмы осуществляемой системы педагогических действий. Какие-либо крайности здесь недопустимы, нужна гармония теоретико-аналитического и описательно-методического начал. Сразу же возникает вопрос о наличии у педагога письменно оформленных теоретико-аналитических разработок или каких-либо других иллюстративно-методических материалов. Ведь их наличие позволяет участникам мастер-класса за предельно короткое время погрузиться в существо представляемого педагогического опыта. Иначе, спонтанное педагогически непоследовательное, а лучше сказать, методико-педагогически безграмотное погружение в изучаемый опыт займет много времени и не даст импульса для плодотворных дискуссий по существу вопроса. Единственным результатом такого мастер-класса может стать лишь досада по поводу напрасно потерянного времени.

С другой стороны, нельзя списывать со счетов и то важное обстоятельство, что участники конкретного мастер-класса сами должны быть профессионально готовы к обстоятельному теоретико-методическому анализу представляемого опыта. Еще один важный момент технологии подготовки и проведения мастер-класса касается предваряющего прояснения вопроса о том, на каком принципиально возможном структурном уровне профессионального опыта учителя реализуется та или иная авторская инновационная идея.

В качестве универсальной рабочей схемы можно предложить как минимум четырехзвенную модель проработки профессионального опыта учителя в мастер-классе:

уровень частно-предметных технологий, системы технологических действий, связанных с усвоением детьми специально-профильных знаний, умений и навыков по данному предмету,

уровень общеметодического порядка. Он более широкий и объемный, допускающий перенос наработанного учителем-мастером технологических моделей и на сферу других учебных предметов, предметных областей, реализуемых в данном образовательном учреждении,

уровень психологический, обеспечивающий педагогическую результативность за счет вовлечения в учебный процесс тех или иных личностно-психологических структур ребенка, в процесс создания мотивационно-потребностного поля организуемого учителем воспитательно-образовательного пространства,

уровень собственно педагогический, задающий свою особую логику выстраивания профессиональных педагогических действий учителя и уже этим, собственно говоря, объясняющий многое и многое в достигаемых педагогом-мастером результатах.

Конечно, значительное число практических достижений учителей-инноваторов захватывают все перечисленные уровни. Тем не менее, поэлементный анализ представляемого опыта по данной универсальной схеме создает условия для последовательного разбора опыта, не разрушая его цельности и, в то же время, позволяя проникнуть в его сущностное "ядро", в понимание индивидуального стиля профессиональной деятельности педагога. Сказанное ставит перед готовящимися к мастер-классу реальную практическую задачу найти адекватные формы и способы представления своего опыта. Здесь и письменные теоретико-методические разработки, с которыми участники мастер-класса могут познакомиться заранее, либо разнообразные методические иллюстрации в виде схем, таблиц, моделей, наконец, в виде эскизных видеозарисовок принципиально важных фрагментов уроков, факультативов.

В завершении еще одно важное замечание относительно методики подготовки и проведения мастер-класса. Представление опыта на мастер-классе окажется односторонним и неполным, если не взглянуть на результаты педагогического опыта в широко ориентированном контексте, не попытаться дать развернутую панораму разнообразных мнений и оценок о нем. Здесь важно и мнение выпускников, взгляд родителей и учителей-коллег. Такое разнообразие создаст именно то проблемно-дискуссионное поле, которое, будучи освобожденным от однозначности мнений и толкований организаторов мастер-класса создаст весьма желательную атмосферу открытости мнений, многопрофильности оценок, многоракурсности в рассмотрении и интерпретации представляемого инновационного опыта

Форма работы мастер-класса в сильнейшей степени зависит от наработанного учителем стиля своей профессиональной деятельности, который, в конечном итоге, и задает на мастер-классе изначальную точку отсчета в построении общей схемы проведения этого интересного организационно-педагогического мероприятия. А инициатива, желание и стремление педагога-мастера представить свой опыт в этой организационно-педагогической форме сторицей окупится возможностью получить так необходимый всякому истинному профессионалу материал для творческих размышлений, для дальнейшего последовательного выстраивания своего поступательного движения к высотам истинного воспитательно-образовательного профессионализма, активного восхождения по пути непрерывного профессионального роста и самосовершенствования

Добавить комментарий

Нет комментариев к публикации: “Положение о «мастер-классе» как форме профессионального обучения учител

Заливной витраж.



Изготовление заливных витражей происходит вручную, что позволяет сделать заливку нежной или насыщенной, с тонкими переходами цвета или ровной. Неоспоримым достоинством заливного витража является эффектный внешний вид, совершенная эксклюзивность изделия, и возможность воплощения любого замысла художника и заказчика.

Изготовление заливных витражей – технология.



Изготовление заливных витражей в современном исполнений делается с помощью двух технологий: полностью ручная работа и частично автоматизированная, так называемая технология витража cri (Cad Ram).

Изготовление заливных витражей ручным способом. Совместно с заказчиком выбирается рисунок, который переносится на бумагу в натуральную величину. Стекло нужной формы и размера обезжиривается и обеспыливается. Подготовленное изображение подкладывается под стекло, и художник, с помощью очень прочных полимеров, или свинцовой ленты, которая используется при создании пленочных витражей, наносит контур рисунка, который будет играть роль границ витражных фрагментов. Затем, после полного высыхания контуров, с помощью кисточки или аэрографа, заполняются сегменты рисунка жидкими красками или лаком, согласно специальной цветовой палитре.



Создание расписного витража.

Витраж, рисованный красками — одна из старейших методик.

Есть два способа создания расписного витража: в первом из них рисунок формируется путем нанесения его кистью и красками, во втором — краска заливается на рисунок.



Первым делом нужно подобрать рисунок для витража, подготовить его эскиз, пропорционально увеличив изображение (при необходимости).



После подготовить витражное стекло к нанесению рисунка — тщательно протереть его ватным тампоном или чистой тряпочкой, смочив их в спирте. Эта простая операция окажет большое влияние на долговечность будущей витражной росписи.



Очередь за переносом контуров рисунка на стекло. Рисовать на стекле нужно при его горизонтальном положении — краска не будет растекаться. Проще всего переносить эскиз рисунка, наклеив его скотчем на обратную сторону стекла и перерисовав тонкими линиями его контур — вначале с помощью маркера, затем — особой витражной краской, нанесенной на тонкую кисть.



Приступая к окрашиванию рисунка, первыми нужно покрасить фрагменты, разделенные между собой (т.е. — не смежные), в этом случае можно будет корректировать выход краски за пределы контура и она не смешается с краской другого цвета из соседнего фрагмента рисунка.



Существует другой способ окрашивания фрагментов витража. Для его исполнения потребуется вырезать на бумажном эскизе только тот фрагмент, который вы предполагаете окрашивать в этот раз. Совместите его по контуру с аналогичным участком на стекле и прокрасьте кистью или из распылителя. После высыхания краски, подготовьте новый фрагмент — и так далее, до полного завершения окраски витражного рисунка.



Для полного высыхания окрашенных фрагментов потребуется трое суток. По прошествии этого срока, нанесите краску на оставшиеся участки и дайте им просохнуть. Затем нанесите поверх окрашенных участков рисунка контур, воспользовавшись тонкой беличьей кистью и витражной краской — так вы сможете придать изображению четкость, скрыть мелкие просветы и потеки. Будьте внимательны и неторопливы!



Через трое суток нужно выполнить завершающую операцию — нанести на витраж слой лака, воспользовавшись широкой кистью или распылителем краски. Покройте лаком весь витраж, включая те участки стекла, на которых нет рисунка. В этот раз срок сушки — неделя. На все время сушки поместите стекло с витражным рисунком в чистое, сухое и хорошо проветриваемое помещение, не трогайте его, исключите возможность доступа к нему детей и домашних животных. По прошествии семи суток витраж готов, его можно вставить в раму или, к примеру, в межкомнатную дверь.



Как изготовить краски для витражей.

Рецептуры витражных красок, требуется смешивать исключительно в стеклянной посуде (идеально подойдут стеклянные баночки из-под детского питания).



Первый способ. Потребуется нитролак НЦ-218 (можно использовать 222 или 2141), 647-й растворитель и масляные краски для художественных работ. Наливаем в баночку около трети нитролака, добавляем растворитель (примерно до 40% от количества нитролака), перемешиваем до получения состава, похожего на воду. Затем вводим каплю (размером с горошину) художественной краски, перемешиваем, добавляем еще краски, если цвет не достаточно ярок (краски понадобится до 10% от количества нитролака). В итоге получаем хорошо растекающийся цветной лак, который отлично подойдет для заливки рисунка витража.



Второй способ. Понадобится светлый клей БФ-2, ацетон, растворимая в спирте краска (можно использовать пасту из шариковых ручек). В стеклянную баночку наливаем клей, разбавляем его ацетоном по соотношению 1:1, перемешиваем и добавляем краску до получения цвета нужной насыщенности.



Третий способ. Понадобится желатин, теплая вода, сухие красители для х/б, шерстяных или шелковых тканей. Около 6 гр. желатина нужно развести в 200 гр. теплой воды, перемешать. Отдельно, в теплой воде, развести сухие краски. В новую стеклянную баночку отлить немного раствора воды с желатином, добавить туда необходимое количество раствора краски, перемешать. После нанесения этой краски на витраж и ее высыхания, нужно будет поверху покрыть рисунок бесцветным нитролаком.



Роспись по стеклу.



Техники росписи стекла можно разделить на два основных направления, которые будут отличаться друг от друга по материалам, этапам процесса росписи и конечному результату:

- техника росписи по стеклу покрывными (непрозрачными) красками;

- техника росписи по стеклу прозрачными (витражными) красками.



Первый вид техники – роспись стекла покрывными, непрозрачными, красками.



Материалы:

1). Покрывные краски, как правило, это акриловые краски. Акриловые краски, используемые в технике росписи стекла, легко смешиваются, дают чистые и яркие цвета, легко растворяются водой, при высыхании образуют прочное и устойчивое покрытие. При покупке акриловых красок необходимо обратить внимание, чтобы на упаковке было помечено: «для стекла».



2). Кисти. Если вы рисуете акриловыми красками – лучше всего использовать синтетические кисти. Акриловые краски – быстросохнущие краски, поэтому кисти необходимо постоянно замачивать в воде и время от времени тщательно промывать. Удобнее будет использовать одновременно несколько кистей для разных цветов красок.



3). Лак. Посуду, расписанную акриловыми красками, желательно покрыть лаком, чтобы надолго сохранить яркость красок и целостность рисунка.



Техника росписи.

Техника росписи стекла акриловыми красками по сути своей ничем не отличается от работы с акварелью, гуашью, другими видами красок. Краски можно смешивать как вам угодно, накладывать друг на друга, создавая тени, полутона, мягкие оттенки.

Если вы более или менее опытный художник, то вам не составит труда работать в технике росписи стекла акриловыми красками. Если вы только начинаете свой путь на художественном поприще, для начала нужно изучить общие принципы работы с красками, освоить азы рисования.



Результат.

Настоящая живая картина на вашем стеклянном или керамическом изделии.



Второй вид техники – техника росписи прозрачными красками, витражная роспись.



Материалы:

1). Витражные краски. Это прозрачные и очень красивые краски. Они бывают двух видов: обжигаемые и необжигаемые. Первые можно использовать, когда вам необходима особая прочность покрытия. Только учтите – не каждое стеклянное или керамическое изделие выдержит обжиг в печи, будьте внимательны.

Необжигаемые краски позволяют работать технике «холодного витража». Они очень просты в использовании, но при работе с ними тоже есть свои нюансы.

Водные краски можно использовать только при создании чисто декоративных изделий, в отношении которых вы точно уверены, что они не будут контактировать с водой и подвергаться неблагоприятным воздействиям.



Если вещь, расписанная в витражной технике, будет нести не только декоративную, но и функциональную нагрузку, например, керамическая салатница – обратите внимание на более устойчивые виды красок: краски на основе смол и спиртовые краски.



2). Кисти. При работе с витражными красками можно использовать круглые кисти. Кисти должны быть высокого качества, можно использовать как синтетические кисти, так и кисти из натуральных материалов.



3). Аутлайнер. Важный компонент создания рисунков в технике витражной росписи стекла. Это специальная паста для создания четких рельефных контуров рисунка. Аутлайнеры традиционно бывают темного, а иногда золотистого или серебристого цвета.



4). Лак. Если вы используете обжигаемые краски, то покрывать изделие лаком, в общем то, не обязательно, но для посуды, которую вы намерены активно использовать в домашнем хозяйстве дополнительная защита покрытия никогда не помешает.



Техника росписи.

Сначала на стекло специальным карандашом или маркером наносятся четкие контуры рисунка. Затем с помощью аутлайнера по контуру наносится тонкая рельефная линия. Внутреннее пространство рисунка покрывается прозрачными красками для стекла.

Если краски, которые вы используете, требуют обжига, необходимо на некоторое время поместить работу в печь, нагретую до температуры, которая указана в инструкции к краскам.



Результат.

У вас получился самый настоящий маленький витраж. Рисунки, сделанные в технике витражной росписи, своеобразны – они не могут значительно отступать от канонов витража: четкие контуры, резкие переходы и пр. Но они очень красивы, витражные краски пропускают свет, делая его разноцветным, мягко изменяя освещение и атмосферу.





Роспись – одна самых востребованных разновидностей внешней отделки стеклянной посуды.



Различают холодную технологию, при которой краску непрозрачной текстуры наносят на поверхность без обжигания. Вторая технология подразумевает нанесение эмали и обжиг.

Удачный проект.

Умение красиво положить краску это еще не главное, рисунок главнее.

Самое первое, что нужно сделать, это выбрать рисунок. Для начала придумайте идею и сюжет своего витража, и так все по порядку.

1. Определите размер своего проекта, только когда вы четко будете знать размер стекла, можно начинать создавать рисунок. Для начинающих рекомендуется выбрать размер не меньше чем 40 на 50 см, дело в том, что маленькие работы все время будут зажимать вас в возможностях. Большие работы всегда выглядят более убедительно, на них легче научиться. Затем нужно отказаться от дешевых рамок для фотографий. Рисовать большие проекты легче и интересней. Многие сталкиваются со страхом начинать рисовать большие витражи, очень рекомендуется побороть этот страх самого начала. Предположим, размер витражной росписи 50 на 60.

2. В стекольной мастерской заказать стекло нужного вида и нужного размера. Не нужно покупать сразу работы с рамками. Оформление работы зависит от содержания, очень часто оказывается, что цвет и стиль рамки стал не подходить выбранному витражу, придется ее перекрашивать. Для создания витражной картины лучше всего выбрать стекло толщиной 3 или 4 миллиметра. Само собой, более тонкое стекло более легкое, поэтому ему отдаем предпочтение. Итак, стекло для витража размером 50 на 60 выбрано толщиной 3 миллиметра.

3. Нужно отыскать в интернете нужный сюжет, при поиске нужно учитывать несколько особенностей:

А). Лаконичность и простота. Например, рисунок кота. При выборе нужно смотреть на выражение его морды, и блестящей шерсти, а по самой форме его тела, в идеальном варианте нужно выбрать такое изображение, которое можно просто залить одним цветом, то оно будет не просто интересным, а действительно похожим на кота. Если размер стекла 1 м, то коту можно даже волосы в ушах нарисовать, но обычно все приходиться упростить.

Б). Нужна картинка только с хорошим разрешением. Ели её увеличить на компьютере изображение примерно до того размера, который будет на витраже, то мы не должны получить размазанное пятно.

В). Теперь нужно распечатать его в большом формате. Предпочтительнее цветное изображение, даже если его нужно будет менять по цвету.

Это самый простой способ выбора рисунка. Теперь нужно подложить изображение под стекло, и зафиксировать его скотчем. Но есть и более сложные способы: один из них, например, распечатать сложные фрагменты витража на бумаге, потом вырезать их, и создать на листе ватмана своеобразный проект - коллаж. Кое - где можно дорисовать недостающие детали. В несложных проектах типа «кот и колбаса», можно взять распечатку кота, подложить под стекло, и обвести его контуром (если он сложный, то возможно нарисовать его полностью), когда он высохнет вытащить распечатку, и положить под стекло распечатку колбасы, переместив ее в нужное место. Не обязательно, чтобы проект был одним - например, вы рисуете барышню в рубашке в цветочек. Для начала нужно подложить рисунок барышни, а потом поменять его на кусок обоев в цветочек, который будет впоследствии тканью рубашки.

Для супер-асов, владеющих фотошопом, не проблема составить компьютерный проект, вырезая нужные детали с различных картинок, и создавая свой авторский витраж. Главное понимать, что не создаётся красивая картинка. Нужно продумать, исполнять каждый фрагмент. Например, глаз у кота очень маленький, и контуром туда не залезть. Продумать, в каких техниках уместно его сделать, представить, насколько это будет реально. Не нужно выбрасывать сразу старые проекты, возможно, они ещё пригодятся при создании других работ.

Цветная стеклянная эмаль образует контраст с основным фоном, при этом она остается прозрачным слоем.

Долгое время при изготовлении витражей использовалось так называемое "античное стекло". Оно могло быть матовым или прозрачным, катаным или выдувным, но непременно ручной работы. К разновидностям стекол ручной работы также относятся опал, опак и опалисцент. Эти стекла обладают разной прозрачностью, сочетают в себе различные оттенки и отличаются светопреломляющими характеристиками.



Новые разновидности механического стекла появились благодаря изобретению стеклопроката. Стекло стало фактурным (рисунок наносился механически), объемным с огранкой, витиеватой текстурой, которая могла производить сложные визуальные эффекты.



Техники обработки также претерпели значительные изменения. Были усовершенствованы горячие и холодные технологии обработки, механические (к которым относится матирование, гравировка и травление кислотой) и химические, техники росписи, крепежные конструкции. Использующейся веками свинцовый переплет, появившийся благодаря Тиффани в 50-х годах медный, сегодня добавлены креплением на эпоксидные смолы и пластобетон.



Крепление на алюминий и латунь появляются немного позже. А сегодня витражные стекла соединяются по технологии молекулярного крепления.



Технология основана на наборе рисунка из кусков окрашенного в массе стекла. Стекло, применяемое для витражей, бывает рифленое, достаточно грубой формы; специальное листовое цветное и гладкое тонированное, обработанное фацетированием. Стекло соединяется в единое целое полосой из мягкого металла, имеющего специальное сечение. Обычно применяют профиль "Н" образного сечения из свинца. Затем места стыков профиля пропаиваются. Однако, в наше время, вместо свинцового профиля чаще используют латунный. И это вполне обоснованно, так ка латунь является более жестким материалом и поэтому после сборки витража не требуется его дополнительно укреплять. Витраж, исполненный в данной технике, подходит для заполнения больших по объему пространств. При этом степень риска, что изделие со временем деформируется, сводится к нулю

















































































ВИТРАЖНАЯ РОСПИСЬ

стеклянной вазы с использованием булёнок

«Маки в саду»





Сложность: ниже средней

Время работы: 2 дня



Инструменты и материалы:



* Стеклянная ваза;

* Краски витражные на основе растворителя, Glas Art, Marabu: Кармин, Зелёная светлая, Чёрная;

* Контуры витражные, Marabu: Красный и Зелёный;

* Контур универсальный металлик, Зелёный тёмный, Marabu;

* Булёнки, 0,25-0,5 мм: Салатовые и Чёрные;

* Кисть Синтетика круглая, № 2, ROSA.







Шаг 1.

Протрите поверхность вазы моющим средством на основе спирта, чтобы удалить остатки грязи и пыли.







Шаг 2.

Нанесите витражные контуры на поверхность вазы: красным нарисуйте лепестки цветов, а зелёным стебли и листочки. При необходимости перед нанесением рисунка поместите эскиз под стекло и закрепите его скотчем.

Равномерно выдавите контур и следите, чтобы линии каждого элемента были замкнутыми для предотвращения в дальнейшем вытекание краски.

Витражный контур высыхает через 30 минут.



















Шаг 3.



В каждый участок лепестков цветов с помощью круглой кисти осторожно залейте красную витражную краску Marabu Glas Art.

Оставьте изделие просохнуть на 30 мин.





















Шаг 4.



В серединки цветков залейте чёрную витражную краску, после чего посыпьте на неё мелкие чёрные булёнки.

Они прочно прикрепляются к поверхности стекла и послужат оригинальным дополнением декора вазы.

















Шаг 5.



Залейте зеленой витражной краской листочки цветов и посыпьте поверх краски зелёные булёнки.

















Шаг 6.





Для большей эффектности декора нарисуйте дополнительно несколько стеблей универсальным контуром металлик.

Оставьте вазу просохнуть на 48 часов, после чего декор станет устойчивым к воздействию внешней среды и моющих средств.