СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительное образование

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект "Культура Ямала" предназначен для участия в конкурсе исследовательских проектов

Просмотр содержимого документа
«Дополнительное образование»


ПРОЕКТ













Проект выполнила:


Лукошкова Анастасия,


воспитанница объединения «Радуга ремёсел».


Руководитель проекта:


Лазарева Светлана Николаевна,

Педагог дополнительного образования.




За всё время своего существования человечество так и не смогло научиться мирно сосуществовать. Людям покорилась планета. Постепенно осваиваются космос и океанские глубины. Но мы так и не научились самому главному – жить в мире и согласии. Не смогли совладать с животной агрессией, которая в течение тысячелетий охватывала и терзала целые народы, ввергая их в пучину войн и конфликтов.

Конфликты между людьми зачастую вызваны непониманием друг друга, незнанием национально-культурных особенностей людей других национальностей.

В нашей школе учатся ребята из многих регионов России. В наших семьях – разные традиции, разное воспитание. Но все хотят, чтобы между нами было как можно меньше споров и разногласий, чтобы мы стали ближе друг к другу. Поэтому ребята нашего объединения решили каждый год знакомиться с историей, культурой и традициями разных народов нашей многонациональной Родины. Мы уверены, что эти знания не только обогатят наш духовный мир, но и сблизят нас с другими народами России.












Изучить культурное наследие народов Севера, расширить


представление о творческой и духовной жизни северных народов,


привлечь внимание учащихся к культуре других народов


Российской Федерации.







1). Разработать и провести классный час «Путешествие на Ямал»;


2). Подготовить презентацию в электронном виде для пополнения медиа-фонда «Библиотека будущего»;


3). Разработать альманах «В гостях у народов Ямала».








Знакомство с историей, культурой и традициями разных народов России не только расширит кругозор обучающихся, но и поможет им стать терпимее и уважительнее по отношению друг к другу.















Исследованием культуры народов Ямала занимались как русские ученые, так финны и венгры: М.А.Кастрен, АРегули, Г.Прокофьев, Г.Вербов. Большой вклад в создание письменности для ненцев внес первый ненецкий деятель культуры А.П.Пыренко. В наше время этими вопросами занимаются Г.Д.Вербова, И.Ф.Ного, Н.Салиндера. Они же выпустили «Краткий ненецко-русский и русско-ненецкий словарь», «Ненецкие сказки и былины».

















1. Научно-поисковые:

- сбор и изучение литературы по данной теме;

- проведение социологического опроса;

- интервью с ребятами из других регионов России.


2. Аналитические:

- анализ и синтез собранного материала;

- анализ результатов опроса;


3. Систематизирующие:

- систематизация полученных данных.


4. Практические:

- разработка и проведение классного часа;

- разработка альманаха «Путешествие на Ямал»;

- компьютерная презентация.


  1. Географическое положение полуострова Ямал.


Размерам полуострова Ямал могут позавидовать многие государства мира. Полуостров занимает площадь 148 тыс. кв. км. Однако Ямалом часто называют не только полуостров, но и весь ЯНАО, территория которого занимает 769,3 тыс. кв. км. По размерам округ находится на 2 месте среди 7 автономных округов. Климат суровый, лето короткое, зима продолжительная, кругом тундра и тайга.











Карта Ямало-Ненецкого автономного округа:




2. Историческое развитие северных народов.


Каждый народ веками, тысячелетиями приспосабливался к окружающей природе, стремился максимально использовать ее ресурсы. Но, по всей вероятности, нигде на земле не проходило это так трудно, как на Крайнем Севере, где и до настоящего времени жители тундры не могут перейти к оседлому образу жизни.


С раннего детства жители тайги и тундры усваивают знания, накопленные поколениями. Они хорошо знают повадки зверей, птиц, рыб, разбираются в травах, лишайниках и их питательных свойствах.


ЯНАО образован 10 декабря 1930 года. О древнейшей истории коренных народов ненцев, ханты, селькупов имеются скудные сведения. Первыми источниками, в которых встречаются упоминания о ненцах, являются летописи (работа со словарем).


В летописи Нестора 1095 года, говорится: “Югра же есть, людье язык нем и сидят с самоядью в ношных странах…” Большое количество сведений о ханты дает известное новгородское сказание “О человецах незнаемых в Восточной стране”15век: “над морем, живут люди самоядь… Ядь их мясо оленье да рыба… ездят на оленях и на собаках, а платье носят соболье и оленьи…”. Достоверные сведения о ненцах часто сочетается с фантастическим вымыслом. Якобы эти люди один месяц живут в море: “У них вверху рты, рот на темени, а не говорят. А коли говорят, и они крошат мясо или рыбу да кладут под колпак или шапку”. Встречаются и другие описания: “РТЫ У НИХ МЕЖ ПЛЕЧАМИ, а очи в грудях, а яд их головы сырые оленьи, а не говорят” – в этом рукописном свитке неизвестного автора мы находим первый связный рассказ о народах по нижнему течению реки Оби и реки Таз. Труды авторов XVIII – XIX веков, начала XX века являются незаменимыми источниками о прошлом аборигенов.











3. Национальности коренных северных народов.


На Ямале проживают следующие коренные северные народы: ненцы, ханты, манси, селькупы, татары.

Ненцы. Сами себя ненцы называют ненэй ненэць (буквально – ненецкий человек, человек-ненец. Буквосочетание ць близко по звучанию к русскому языку ч с придыханием). Это самый многочисленный из 26 народов российского Севера – его численность достигает 35 тысяч человек. В Ямало-Ненецком автономном округе проживает около 22 тысяч ненцев, они населяют также Ненецкий округ Архангельской области и Таймырский (Долгано-Ненецкий) округ Красноярского края. Раньше ненцев называли самоедами. Язык ненцев относится к самодийской группе уральской семьи языков.

Ханты. Их в России около 21 тысячи человек. Проживают в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах, а также в Александровском и Каргасоксом районах Томской области. В ЯНАО проживает 7,3 тысячи хантов. Прежнее название – остяки.


Манси. Численность этого народа – около 8 тысячи человек. Проживают в основном в Ханто-Мансийском округе, на Ямале их единицы. Прежнее название – вогулы.

Ханты и Манси (эти слова не принято изменять по падежам) называют ещё обскими уграми – поскольку они жили в доле Оби. Языки Ханты и Манси относятся к угорской группе уральской семи языков.

Селькупы. (Остяко-самоеды) – народ, проживающий на востоке ЯНАО и насчитывающий одну и пять тысячи человек. Их язык относится к самодийской группе уральской семьи языков.

Выше перечисленные народы объединены общей принадлежностью к уральской семье языков и исконным проживаниям на территории, примыкающей Полярному кругу.

Татары. Особое место среди народов Ямала занимают татары. Их на Ямале около 27 тысяч, их язык относится к тюркской группе языков. Важно помнить, что сибирские татары также являются не пришлым, а коренным сибирским народом, поскольку они испокон веков жили в Сибири и потому отличаются от татар казанских, крымских, астраханских.



4. Национальности пришлых народов Севера.


Теперь приведём данные, касающиеся пришлых народов. Самыми многочисленными на Ямале являются русские (их около 300 тысяч). Затем следуют украинцы (86 тысяч) и белорусы (13 тысяч). Менее многочисленный коми (устаревшее название – зыряне) – 5,8 тысячи человек, их язык относится к финско-пермской группе уральской семьи языков.










5. Языки народа Ямала.

Учёные до сих пор спорят о том, всегда ли эти народы жили в Приполярье либо же пришли с юга, из предгорий Алтайских гор. Но более интересным представляется тот факт, что языки этих народов принадлежат к уральской семье языков (аналогично тому, как существует славянская семья знаков). Изучая языки наших народов, ученые-лингвисты пришли к выводу, что народы Ямала имеют близких родственников, живущих в Европе. Это в первую очередь финны, венгры, эстонцы, карелы, саамы. Поэтому исследователями культуры и языка народов Ямала были, наряду с русскими, финны и венгры. Наиболее известным из этих исследователей в XIX веке был финский ученый-этнограф (этнография-наука, изучающая быт и нравы народов) Матиас Александр Кастрен (1813-1852), он дал систематическое описание самодийской группы языков, к которой относится и ненецкий язык. Венгерский исследователь Антал Регули (1819-1858) описание языки манси и ханты. В XX веке русские ученые Георгий Прокофьев (1898-1942) и Григорий Вербов (1913-1943) написали и издали первую азбуку, самоучитель ненецкого языка и ненецко-русский словарь.

Следует отметить, что коренные народы Ямала не имели собственной письменности, и только в 30-е годы ХХ века совместными усилиями русских и первых национальных ученых была создана письменность для ненцев, ханты и манси на основе русского алфавита. Большой вклад в создание письменности для ненцев внес первый ненецкий деятель культуры А.П. Пырерко. Именно в эти годы коренные народы Ямала стали постепенно приобщаться к грамоте, современной культуре, познакомились с достижениями мировой цивилизации (радио, авиация, медицина) - и роль в этом ученых-этнографов, врачей, учителей, техников и инженеров, приехавших из крупных культурных центров Советского Союза, трудно переоценить.

Во второй половине ХХ века на Ямале были обнаружены полезные ископаемые. Началось их освоение, непродуманное отношение к которому привело к отрицательным последствиям. Теневой стороной добычи нефти и газа стало нарушение экологического баланса, уничтожение кое-где удивительной северной природы. Об этих проблемах пишут современные писатели Ямала, которые пытаются разобраться в сложных противоречиях сегодняшнего дня края.

Однако мы начали изучение духовной культуры народов Ямала с самых её истоков - познакомились с произведениями дописьменной эпохи, устным народным творчеством (фольклором), с созданием письменности на Ямале.


6. Устное народное творчество.



Всем известно, что человек сначала учится говорить, а затем, много позже и с большим трудом, - писать. То же самое происходит в историческом развитии народов. Одни народы (египтяне, шумеры, финикийцы, греки) пришли к письменности раньше, другие переняли её позднее. Но культура всех народов начиналась с устного слова, более того, у всех народов есть общие темы и мотивы, выраженные в устном народном творчестве. Попытаемся вспомнить и представить более подробно, что включает в себя устное народное творчество.

Прежде всего, отметим, что устное народное творчество обозначается нередко английским словом фольклор (буквально-народная мудрость), для краткости мы также будем пользоваться им. Приведём и название устного народного творчества у ненцев – «невхы ил` Ваал».

Далее необходимо чётко отграничить фольклор от литературы. Фольклор - это прежде всего устное и анонимное творчество, литература - от слова литера (буква) – письменные и авторские произведения.

Время возникновения фольклора, видимо, совпадает со временем формирования человеческой речи. Он возникает в процессе общения людей - трудового, военного, развлекательного. Поначалу слова сочеталось с музыкой, жестом, танцем, позже оно выделяется в отдельный вид творчества, хотя музыкальное сопровождение присутствует при устном рассказе почти всегда (вспомним русских гусляров, украинских кобзарей и т.п.). У народов Севера слово сопровождалось своеобразным протяжным мелодическим припевом.

У северных народов была разработана целая система передачи умение рассказывать древние легенды и сказания. Так, например, у сказителя обязательно был вторящий, повторяющий за ним главные, ведущие фразы, в первую очередь глаголы.

Все это может показаться странным современному человеку, работающему на компьютере и связывающемуся со всем миром через интернет. Но до самого недавнего времени (а кое-где это сохраняется и сейчас) люди общались и приобщались к культуре и истории именно таким образом.

Как же мы узнаем о произведениях устного народного творчества?

Уже в начале XIX в. ученые филологи начали заниматься сбором и письменным оформлением устного народного творчества. Ты наверняка читал сказки братьев Гримм – «Бременские музыканты» или « Храброго портняжку». Но ведь братья Гримм вовсе не авторы этих сказок – они лишь записали их, литературно обработали и издали. Таким же образом русский ученый – фольклорист А.Афанасьев собрал и издал любимые тобой русские народные сказки.

Сказки, предания, легенды, народов Ямала на протяжении XIX –ХХ веков собирали русские, немецкие, финские, венгерские ученые фольклористы, а в последние годы этим занялись и ученые – выходцы северных народов.

Записывая сказку или предания, ученый должен очень бережно относиться к собранному материалу – ведь он не творец произведений и не имеет право изменять что-либо существенное в этом тексте. Хотя иногда ему, конечно, приходится подправить стиль произведения, убрать некоторые грубые слова и ситуации. Так, например,

М.К. Волдина (Мария Вагатова) – ханты поэтесса, журналист, фольклорист – не столько записывает сказку во время её исполнения, сколько слушает и запоминает, а затем уже создает письменный вариант фольклорного произведения. Очень бережно собраны хантыйские сказки Евгенией Ивановной Ромбандеевой. Она считает, что « сказки имеют сезонный характер исполнения. Их можно рассказывать только зимой, приблизительно с середины ноября до середины марта. Сказки нельзя рассказывать весной, летом, осенью, когда ворона еще не улетела из тех мест, где живут манси. Сказки могут рассказывать как старые, так и молодые, как женщины, так и мужчины.

Сбором фольклора своих народов занимались писатели Севера первого поколения – И.Г.Истомин, И.А.Юганпелик, Л.В.Лапцуй, Л.П.Ненянг, В.Неркаги.

В настоящее время известными собирателями северного фольклора являются талантливые писатели Севера Роман Ругин, Еремей Айпин, Анна Неркаги.















Поговорки.


Краткое народное выражение, характеризующее образное народное то или иное явление человека. Поговорка отличается от пословицы тем, что она более кратка и чаще всего не несёт морального смысла. Например: Семь пятниц на неделе; Положить зубы на полку; Чужими руками жар загребать; Отправиться к чёрту на куличики; За словом в карман не лезет; Когда рак на горе свистнет; После дождичка в четверг и т. п. А вот интересная, на наш взгляд, северная поговорка:










Пословицы.

Пословица - тоже краткое, но все же более распространенное народное выражение, несущее моральный смысл и ритмически организованное. Пословицы строятся чаще всего по аналогии, например, выражение «Лес рубят - щепки летят» интересно не прямым смыслом, а тем, что его можно применить ко множеству других жизненных ситуаций. Вспомним ряд распространённых пословиц: «Тише едешь – дальше будешь»; «Чем дальше в лес – тем больше дров»; «Век живи – век учись»; «Что посеешь, то и пожнёшь» и т. п.

Пословицы и поговорки северных народов часто перекликаются с русскими.

Например: Сеткой воды не зачерпнёшь. – Носить воду в решете.

Куда мышь бежит, туда и песец стремится. – Куда иголка, туда и нитка.

Всякая сосна своему бору шумит. – Каждый кулик своё болото хвалит.

Оленя узнаешь по упряжке, человека – на промысле. – Птицу видно по полёту, а человека - по труду.

У неубитого рябчика перья не ощипывают. – Не дели шкурку неубитого медведя.



Заговор (Заклинание).


Заговор – словесная формула, якобы имеющая магическую (сверхъестественную) силу. Существуют заговоры земледельческие, охотничьи, медицинские, любовные и др. Вот пример обращения ненца к духу – Хозяину озера перед началом промысла (записано от уроженца Ямала А. Сэротэтто):


Хозяин этого озера, где ты?

Ты нужен людям.

По словам шаманов и ясновидящих,

Ты – как человек, только спина – как у щуки.

К нам пусть подойдёт!

Что мы будем обещать за хороший улов рыбы?

Ясновидящие и шаманы сказали:

«Пусть будет человек!»




Загадка.


Загадка – иносказательное описание предмета или явления, предлагаемое как вопрос для отгадывания.

Вот загадки ненецкого писателя Прокопия Явтысия:

Она, как оленья шкура,

От моря до моря лежит –

То рыжей, то белой, а то зелёной становится. (Тундра)


Гусиный пух тундру заметает,

А гусей нигде нет. (Снег)


Цветная занавеска ночное небо закрывает,

А в тундре от неё светлее становится. (Северное сияние)


Вечер на костре заката чайник кипятит,

Белым паром землю покрывает. (Туман)


Лес не лес, туча не туча –

То по тундре кочует,

То на одном месте стоит. (Стадо оленей)


Сказки.


Наверное, нет человека, который бы в детстве не любил сказок. Многие проносят эту любовь через всю жизнь, только у взрослых эти сказки называются иначе - научная фантастика, детективы, телевизионный сериал о любви.

Сказки любят потому, что они, во-первых, рассказывают о самых волнующих моментах в жизни человека, когда особенно ярко проявляются добро и зло, бескорыстие и зависть, любовь и ненависть. Во-вторых, жизни в сказках показаны предельно конкретно, в резком противостоянии добра и зла, хорошего и плохого. В-третьих, персонажи сказок отличаются целостностью и завершенностью - либо герой, либо злодей. Сказки нам чётко показывают, какими должны быть Отец, Сын, Мать, Дочь, Учитель, Ученик, Царь, Воин, Возлюбленная, Хитрец, Льстец, Предатель и т.п. В-четвёртых, в сказках добро побеждает зло. В-пятых, никто не упрекнёт сказочника во лжи, в сказке допустим самый широкий полёт народной фантазии.

Сказочное повествование можно определить уже по тому, как оно написано, то есть по стилю.

Для сказок всех народов характерны повторы (чаще всего троекратные - вспомним пушкинское ), устойчивые словесные формулы в начале и в конце сказки( , ). В сказках народов Ямала также есть подобные словосочетания: ,, и т.п.

Либо также народные сказители использовали синонимические обороты типа , , а также употребляли так называемые постоянные эпитеты: если лес, то обязательно , если герой - то непременно .


В русских сказках ум человека чаще всего торжествует над силой животного. А вот в сказках коренных народов Севера животные нередко выступают в роли учителя и наставника человека.

В волшебных сказках особое место уделено необычайному, которое проявляется в форме волшебного и магического. Волшебство рождается из нашей реальной жизни и нередко представляет собой воплощение человеческой мечты (ковер-самолет, шапка-невидимка, сапоги-скороходы и т.п.). Слово «магия» в переводе с латыни также означает чародейство, волшебство, однако в русском языке оно имеет особый смысл. Магией называется вера в то, что один человек (или предмет) может воздействовать на расстоянии на другого человека, предмета или явление. Магия бывает лечебная, вредоносная, любовная, военная. Наша вера в приметы, в то, что черная кошка приносит несчастье, что число 13 несчастливое, - это и есть магия. Магические действия часто встречаются в сказках. В северных сказках магией занимаются шаманы. В сказках всех народов есть особые магические числа, которым придается особое, сакральное (священное) значение. Это числа 1, 3, 5, 7, 10, 12, 13, 100, 1000.

В сказках разных народов действуют свои фантастические герои и злодеи. У русских это Змей Горыныч, Баба Яга, Кощей Бессмертный; в сказках народов Западной Европы фигурируют Красная Шапочка, Кот в сапогах, Людоед, тролли, гномы; в сказках народов Ямала – Летучий Зверь-Налим, Старик-месяц, Комполэн - Болотный дух.

Но все эти сказки обладают определенным сходством. Например, во многих сказках действует могучий герой, который должен выполнить ряд подвигов, чтобы получит любимую и т.п.



Песни северных народов.

Песня для народов Севера есть нечто иное, чем то, к чему мы привыкли. Для европейцев песня – это либо торжественное произведение, например, гимн, либо же произведение, созданное для развлечения, словесно-музыкальное сопровождение обыденной жизни. В песнях северных народов – сама жизнь, отношение к миру, его восприятие и ощущение: доброе, радостное, тревожное, трагическое. В песнях ненцы, ханты, селькупы выражают сою душу, свои чувства по поводу даже самого незначительного события окружающей их жизни. То, что мы проговариваем как бы «про себя», внутри нашего сознания, северный человек склонен пропеть вслух: о себе, о своей земле, о своих способностях и возможностях, о том, что его более всего в данный момент волнует. Что глаз мой видит,

О том и пою.

Что ухо слышит,

О том и пою.

Что сердце чует,

О том и пою.

Слушай песню мою –

Узнаешь душу мою. (Из народной песни)

Песня сопровождала северного человека повсюду: во время каслания по тундре, на рыбалке и охоте, при ловле оленей, в играх детей, в часы рукоделия и долгого ожидания мужа или отца с промысла, при воспитании ребенка.

У северных народов существуют разные песни:

1) песни-обереги (Родившейся девочке в песне мать желает в будущем быть хорошей матерью, хозяйкой, мастерицей; мальчику – стать удачливым охотником, умелым оленеводом, отважным рыбаком, заботливым отцом.)

2) песни о животных ( у ненцев – об олене, у ханты – о медведе).

3) песни-биографии (эти песни слагались в честь выдающихся предков и вождей).

4) исторические песни;

5) песни-легенды.

Выдающимися исполнительницами ненецкой песни являются Полина Турутина и Елена Сусой – солистка известного песенного ансамбля «Сёётэй Ямал» («Поющий Ямал»)

В 1965 году у ненцев появился первый профессиональный композитор и исполнитель ненецкой песни Семен Няруй. Одной из самых популярных песен С. Няруя стала «Суляко» («Оленёнок»), слова к ней написал Л.Ляпцуй.


Мифы.

В переводе с греческого слово «миф» означает предание, сказание, попытка древнего человека объяснить окружающий мир. Таким образом, человек старался придать ему определенный порядок и выражал стремление следовать этому порядку.

Долгое время в Европе были хорошо известны только мифы древних греков и римлян, однако уже в ХIХ веке ученые стали изучать мифы других народов мира, и выяснилось, что мифы есть у всех народов. Как и сказки, мифы разных народов нередко схожи, особенно если эти народы живут рядом и в сходных географических условиях.

Так, у многих северных народов (ханты, манси, ненцев) есть похожие мифы о творении земли: она появилась из кусочка ила, который подняла со дна океана гагара. Мифы о творении земли о происхождении Вселенной (космоса, солнца, звезд) называются космогоническими. Вспомни, как рассказывается о творении мира в Библии.

Космос северных народов состоит из трех (а в некоторых мифах - из семи) миров. У ненцев и ханты существуют две модели мира - горизонтальная и вертикальная, первая считается более древней, вторая - более поздней.


Горизонтальная модель мира.


Верхний мир

Средний мир

Нижний мир


Юг. Верховье Оби

Берега Оби и ее притоки

Север. Устье Оби и океан

Верхние боги

Люди и духи

Злые духи.

Мертвые


Вертикальная модель мира метафорически обозначается как , , . Сравнение строения мира с деревом (крона - верхний мир, ствол - средний мир, корни -подземный мир) очень характерно для мифологии многих народов, поэтому существует даже понятие для обозначения такой структуры мира.





Вертикальная модель мира.



Верхний мир

Небо, звезды, луна, солнце

Обитель верховного божества

Средний мир

Поверхность земли

Мир людей и земных духов


Нижний мир

Подземелье

Мир злых духов и мёртвых







Боги ненцев.


Главным ненецким богом является Нум. Он творец всего живого на земле, повелитель Солнца и Неба. Нум всё видит, всё знает. Поэтому человек не должен допускать не плохих поступков, ни даже плохих мыслей. К Нуму обращаются редко, в его честь приносят жертву – Нум хан – особым образом убитого оленя.

Жена Нума – Я Миня (Я Небя) - верховные божество, покровительница рожениц, брака, положившая начало жизни на земле.

Нуму противостоит Нга – брат бога Солнца, божество, олицетворяющее злое, темное начало. Он живет под землей, в темноте, за семью слоями вечной мерзлоты, он хозяин Нижнего мира.










Земные божества.

Ид Ерв - Хозяин воды; Пэдара Ерв - Хозяин леса; Ту Ерв - Хозяин огня; Яв Ерв - Хозяин моря и др.

Обычно они делают изображения этих богов - идолов из дерева, камня, кусочков шкур редких животных, укутывают их в меховые одежды и шелковые яркие ткани. В момент священного ритуала мужчины сажают идолов на священные нарты, мажут их лики кровью только что забитого оленя, символически угощают лучшей пищей и просят у них благословения, благополучия, здоровья, удаче себе, соседям, гостям и всем окружающим.

Кроме земных божеств ненцев есть домашние боги - мяд хэхэ (хранители чума). Домашние хэхэ есть почти в каждой ненецкой семье. Это Вав тер (хранители постели), Мяд Пухуця (хранительница очага). У каждого божества должно быть свое место. Хэхэ на священном месте вне чума называют ещё сядэями. Чаще всего сядэй сделан из дерева, на нем изображают глаза и рот, его одевают в шкуру оленя или заворачивают в кусок материи.

Главная функция хэхэ – охрана чума от злых духов. В священные ритуальные дни ненцы дарят своим божествам подарки.

Боги ханты и манси.


Мифологию этих двух народов называют ещё обскоугорской (вспомни, что раньше эти два народа именовались обскими уграми).

По представлениям древних ханты и манси, космос делится по вертикали на Верхний (небесный), Средний (земной) и Нижний (подземный) миры. Так же как и ненцы, ханты и манси считали, что земля появилась из кусочка ила, поднятого со дна мирового океана гагарой (лули).

Верховным богом у ханты и манси является Нуми-Торум или же Корс-Торум.

Сестрой и женой Нуми-Торума была Калташ-Эква, которой приписывается творение человека. Брат Нуми-Торума Куль-Отыр – властитель злых духов и подземного царства. Другие их сестры и братья отвечают за важнейшие явления на земле: богиня солнца Хотал-Эква, бог луны Этпос-Ойка, богиня огня Най-Эква, бог грома Сяхыл-Торум.

Со временем Нуми-Торум устал и удалился на . На землю к людям он отправил свою жену Калтащ и младшего сына по имени Мир-Сусне-Хум. Одежда пурпурного цвета и украшения в виде серебряных блюд свидетельствуют о тесной связи этого бога с


солнцем – в целом мифы и герои, связанные с солнцем, называются солярными, а связанные с землей и подземным миром – хтоническими.

В средний мир из Царства теней часто приходит отвратительный Хинь – дух смерти и болезней.

Очень важное место в мифологии ханты и манси занимают лесные божества. В лесу живут менквы – лесные великаны-людоеды, а также враждебные людям уччи, похожие на зверей. С менквами сходны обликом доброжелательные к людям мис.

В глубине леса живет вредная глупая женщина Пор-нэ – лесная колдунья, ведьма. Пор-нэ не дух, а вполне материальное существо огромного роста, с большим кривым носом.

Ещё один женский мифологический персонаж, живущий в лесу, - добрая фея Миснэ. Она является воплощением красоты, нежности, добродетели, помогает в беде, приносит удачу в промысле.








6. Верования народов Севера.


Чаще всего верования северных народов называют язычеством. Главная черта язычества – вера во многих богов и духов. Очень часто для характеристики религии народов Севера используется понятие шаманизм (шаманство).

Главная идея шаманизма – это вера в возможность общения с высшим миром отдельных, особо избранных людей (Богом). Шаман должен обладать особыми природными качествами, позволяющими ему напрямую общаться с духами. Чаще всего это истерический человек, склонный к галлюцинациям, гипнозу и умеющий впадать в особое состояние отрешенности от здешнего мира, называемое экстазом.

В этом состоянии и проводится шаманское камлание – комплекс культовых действий, объединяющих в себе молитву-обращение к духу, пение, ритмическое сопровождение с помощью специального бубна.

Предназначение шаманов – служить духам и с их помощью узнавать причины болезней и способы их лечения, обеспечивать своим соплеменникам удачную охоту и рыбалку, находить пропажи, предсказывать будущее.

Шаманский дар нередко передавался от отца к сыну, чаще – от деда к внуку.

Важная особенность шамана – провожать души умерших из земного, «среднего» в иные миры. Похоронное камлание проводится в ночь после похорон. Шаман разговаривает с умершим, узнает причину смерти и выясняет, не унес ли покойный душу живого человека. Души грешников Нга и его помощник уводят в подземный мир и творят над ними суд и расправу. Жизнь умерших добродетельных людей похожа на жизнь на земле, в загробном мире они встречаются со своими родственниками, друзьями, знакомыми. Но в этот мир не попадают души самоубийц и утопленников. Души утонувших становятся водяными духами, а души самоубийц превращаются в злых духов, которые в одиночку блуждают по земле и вредят прежде всего своим родственникам. Для того, чтобы этого не произошло, и приглашается шаман.








7. Создание письменности народов Севера.


До сих пор мы говорили о произведениях культуры северных народов, существовавших в устном виде, то есть о фольклоре. Все они были записаны и опубликованы относительно недавно, в течение последних 50 лет. Ранее они не могли быть записаны по той простой причине, что у коренных народов Ямала не было собственной письменности.

Одним из самых важных достижений Советской власти стала ликвидация неграмотности значительной части населения нашей огромной страны. На Севере задача осложнялась тем, что у народов, его заселявших, не было даже алфавита.

В 1920 году был принят единый северный алфавит. Сначала он был создан на основе латиницы. Этот алфавит включал в себя 39 букв. 26 букв произносились примерно так же, как и в русском языке, остальные 13 учитывали фонетические особенности языков северных народов. В создании северного алфавита приняли участие русские ученые-этнографы Я.П.Кошкин, В.Г. Богораз-Тан, и ненец Антон Пырерко. В 1937 году алфавит был переведен с латиницы на кириллицу – это


способствовало сближению культуры северных народов с русской культурой.

Первый букварь на Ямале был создан приобским ненцем П.Е. Хатанзеевым, выросшим среди ханты. Его « Ханты – книга» вышла в 1930 году. Первые книги на ненецком языке вышли под редакцией русского этнографа Г.Д. Вербова, который с помощью И.Ф. Ного, и Н. Салиндера выпустил в 1937 году две книги: «Ненецкие сказки и былины» и «Краткий ненецко-русский словарь».

Первый букварь и учебник селькупского языка были созданы Г.Н. Прокофьевым и Е.Д. Прокофьевой в 1934 – 1935 годы.

Появление письменности у народов Ямала способствовало формированию национальной культуры и литературы. У её истоков стояли Илья Константинович Тыко Вылка (1886 – 1960), Иван Федорович Ного (1891 – 1947) и Иван Григорьевич Истомин (1917 – 1988).







СЛОВАРЬ.

Абэй - ненецкое междометие "ой!", передающее страх.

Ай-Ас-Торум (хант.) — "Бог Малой Оби", Бог-покровитель.

Акврись (манс.) — уменьшит, от акв-бабушка.

Анки (хант.) — мать.

Ань торово (ненецк.) — здравствуй.

Аргиш — обоз оленьих упряжек.

Арых-лунк (хант.) — песенный дух.

Ac — река Обь.

Ас-ях (хант.) — "обской народ", ханты.

Ас-ях-Торум — "обского народа Бог".

Балаган — летнее временное жилище, шалаш.

Бокари — меховые сапоги из оленьих шкур.

Борщевик — растение.

Вандако — ненецкая грузовая нарта для перевозки имущества.

Васюган — левый приток Оби.

Вельбот — большая лодка для морского промысла.

Веретено — приспособление для ручного прядения.

Ворнэ — лесная богиня, покровительница охотников.

Вор — Кум-леший.

Вуй — сказочный зверь.

Гимга — метательное приспособление на бечевке для ловли рыбы; плетеная ловушка для рыбы в форме цилиндра.

Гольцы — сопки без растительности, скалы.

Гусь — верхняя мужская одежда без разреза спереди

Доха — шуба из шкур мехом и внутрь, и наружу.

Еви (хант.) — девочка, девушка.

Жирник — светильник, заправленный нерпичьим жиром.

Заимка — отдаленное поселение типа хутора, отдельная усадьба.

Заструга — сугроб с козырьком.

Запор — сооружение для ловли рыбы, перегораживающее водоем.

Зельдь — деликатесная рыба.

Зырянин — коми.

Ижемцы — коми, живущие по берегам р. Ижмы, говорящие на ижемском наречии.

Ики (хант.) — название месяца; муж, старик; классификационный термин для обозначения старших мужчин.

Ими (хант.) — классификационный термин родства старших женщин, жена, старуха.

Ими-хиты — бабушкин внук, тетин племянник.


Калдан — рыболовная снасть у манси.

Калданка — мансийская лодка, выдолбленная из дерева.

Камлание — шаманские действия во время гадания, предсказания.

Калдан — рыболовное орудие в виде мешка из мережи.

Камус — шкура с ног оленя.

Карбас — большая лодка с высокими бортами.

Каслание — перегон оленей.

Каюр — человек, управляющий собачьей упряжкой, обычно хорошо знающий местность.

Кисы — меховые сапоги из оленьих шкур.

Комполэн — «Болотный дух», полузверь, получеловек, персонаж мансийских сказаний.

Коч — парусно-гребное судно.

Лабаз — амбар на сваях.

Майна — прорубь.

Макодан—отверстие вверху чума, через которое выходит дым.

Малица — верхняя одежда из шкур с капюшоном и рукавицами.

Марь — выжженное во время лесного пожара место.

Мездра — изнанка шкуры.

Менкв, Менк-ики — мифическое лесное существо, великан-людоед. Мережа — рыболовная снасть из сетки, натянутой на обручи.

Месяц Большой Темноты (ненецк.) — декабрь.

Месяц Малой Темноты (ненецк.) — ноябрь.

Морда — ловушка для рыбы, сплетенная из прутьев в форме цилиндра и сужающаяся на одном конце.

Неблюй — молодой олень, шкура молодого оленя.

Нум — верховное божество, дух неба.

Нюк — меховое покрытие чума.

Ойка — мужчина, богатырь, дух-покровитель.

Остол - палка с железным наконечником, служащая для торможения нарт.

Острога — рыболовное орудие в виде вил с несколькими зубьями

Остяки — старое название народности ханты.

Отыр (манс.) — богатырь, герой, дух.

Паница — верхняя женская одежда из меха молодого оленя украшенная меховыми узорами, с воротником из меха, песца, зайца.

Парка — ненецкая шуба из оленьих шкур.

Паул (манс.) — деревня, дом.

Пимы — меховые сапоги.

Подволоки—лыжи, подклеенные снизу шкурой с коротким мехом. Полум-ойка, Полум-Торум, Топал-ойка — бог, дух.

Пыжик — новорожденный олененок, шкура новорожденного олененка.

Распадок — узкая долина в горах.

Ровдуга — выделанная оленья шкура.

Ронжа — птица-кедровка.

Ропак — льдина, стоящая ребром на ровной поверхности.

Ракуй — верхняя одежда из оленьего меха у ненцев.

Самоеды — старое название ненцев.

Санквалтап — мансийский струнный музыкальный инструмент.

Сивуч — вид тюленя.

Слопец — давящая ловушка для птиц, зверей.

Совик (ненецк.) — зимняя верхняя одежда, сшитая из оленьих шкур мехом наружу, надевается поверх малицы.

Сохатый — лось.

Стрежень — глубокое место на реке с быстрым течением.

Сядаи — деревянные фигурки божков у ненцев.

Стойбище — поселение кочевых народов Севера.

Скребок — инструмент для выделки шкур.

Салехард (Обдорск) — город на Оби.


Тала — кушанье из сырой рыбы.

Тамга — знак собственности.

Тобоки — ненецкие меховые сапоги, меховые чулки.

Тоня (тонь) — место, где ловят рыбу.

Торум — верховное божество; дух; бог; небо; вселенная; эпоха.

Тынзян — аркан из узких ремвей.

Туесок — ведерко из бересты.

Унты (кисы) — меховые сапоги.

Урман — лес, тайга.

Ушкан — заяц.

Фактория — торговый поселок в отдаленных промысловых районах.

Хаби (ненецк.) — батрачка.

Хабторки (ненецк.) — бесплодные важенки, которых используют для езды.

Халей — крупная чайка.

Хальмер — покойник; могила.

Хорей — шест, которым погоняют оленей при езде.

Хэкор — памятный знак в тундре, сделанный из камней или оленьих

рогов.

Хум (манс.) — мужчина.


Черемша — дикий лук.

Чир — рыба семейства сиговых.

Чебак — рыба из породы карповых.

Чолчойча (нанайск.) — синичка.

Чувал — мансийский очаг, сложенный из камней; печь.

Чум — жилище в форме конуса, покрытое оленьими шкурами или берестой.

Шайтан — злой дух; деревянный божок, который, по поверью, охраня­ет жилище от злых духов.

Шилохвость — птица из семейства утиных.

Эква (хант., манс.)—женщина.

Эква-пырись — "женщины сынок"; Золотой богатырь; Ими-хиты; Мир-сусне-хум; много блуждавший муж.

Юрта — жилище кочевых народов.

Ягушка — меховая шубка.

Ямал — полуостров на Севере нашей страны, омываемый Карским морем.













Именно в 30-е годы 20 века коренные народы Ямала стали постепенно приобщаться к грамоте, современной культуре, познакомились с достижениями мировой цивилизации (радио, авиация, медицина). Главную роль в этих достижениях сыграли ученые-этнографы, врачи, учителя, техники и инженеры, приехавшие сюда из крупных культурных центров бывшего Советского Союза.

Во второй половине 20 века на Ямале были обнаружены полезные ископаемые, началось их освоение. Но непродуманное отношение к богатствам нашей страны привело к отрицательным последствиям: нарушился экологический баланс, во многих местах была уничтожена северная природа. Об этих проблемах сейчас уже пишут современные писатели Ямала.

Но, несмотря на такое небрежное отношение пришлых народов к природным запасам, люди Севера не растеряли главные достоинства Человека - доброту души, чуткое отношение ко всему живому. За суровым их обликом можно разглядеть, как они отзывчивы, бескорыстны, доброжелательны, гостеприимны. И многим из нас есть чему поучиться у этих народов.

Вывод. В заключение можно отметить, что традиции, обычаи, обряды являются основной частью народной культуры. Исследование и понимание культуры разных народов способствуют стабилизации межнациональных отношений между жителями нашей многонациональной страны, т.к. многие конфликты возникают из-за нарушения чужих представлений и норм жизни. Кроме того, некоторые сложившиеся обычаи и традиции можно было бы принять и нам, представителям других культур. Особенно это касается взаимоотношений с природой.

Известный писатель – ученый А.К.Омельчук отмечает, что этика Севера уникальна, и к тому же он полагает, что именно такое присущее северянам экологически бережное отношение к окружающей природе должно распространяться на все планету.






Литература:


  1. Лар Т. Пока горят костры //Красный Север. – 1999. - №104.


  1. Лапина М.А. Этика и этикет хантов. - Томск. – 1998. – 114с.


  1. Няруй В. Не тревожь хозяина воды //Ямальский меридиан. - 2000. - №5.


  1. Сусой Е.Г. Из глубины веков. - Тюмень. – 1994. – 173с.


  1. Харючи Г. А на могилах православные кресты //Красный Север. – 2000. - №84


  1. Хомич Л.В. Ненцы. - Санкт-Петербург. – 1995. – 336с.


  1. Приходько М.С. Хомани. - Санкт-Петербург. – 2002. – 222с.