СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительное образование

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Устный журнал "Природа родного края" имеет цель способствовать формированию ценностного, духовно-нравственного отношения людей к миру и природе.

Устный журнал "Природа родного края" предназначен для обучающихся в возрасте 11-14 лет.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительное образование»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1»

п. Ханымей Пуровского района







УСТНЫЙ ЖУРНАЛ «ПРИРОДА РОДНОГО КРАЯ»

(возраст детей 11-14 лет)







Автор – Лазарева Светлана Николаевна,

педагог дополнительного

образования















п. Ханымей

2017 год




Форма: устный журнал для обучающихся в возрасте 11-14 лет.

Цель: формирование ценностного, духовно-нравственного отношения к миру людей и природе.

Задачи:

  • эмоциональная установка обучающихся на бережное отношение ко всему окружающему миру.

  • сформировать потребность общения с природой, проявление активного к ней отношения, заботы об её состоянии в настоящем и будущем.

Эмблема проекта: Изображение Маленького принца на своей планете.

Устный журнал «Природа родного края» является творческим проектом, призванным формировать у обучающихся ценностное отношение к миру людей и природе, дать эмоциональную установку на бережное и ответственное отношение ко всему окружающему миру.

Работа над проектом - это очень эффективное средство активизации познавательной деятельности обучающихся, развития креативности и одновременно формирование личностных качеств.

В ходе работы над проектом обучающиеся, организованные в группы по 4-5 человек, готовили и защищали мини-проекты по темам:

1 группа: «Душа поэзии - Природа!» ( Русская природа в изображении поэтов и художников).

2 группа: «Природа в музыке».

3 группа: «Маленький принц спешит на помощь» (создание экологической сказки)

4 группа: «Жалобная книга Природы».

Данный проект является межпредметным - интегрируется смежная тематика из нескольких предметов: литературы, изобразительного искусства, музыки, экологии.

Содержание

Название страниц журнала:

  1. «Душа поэзии - Природа!»

  2. «Дивный мир вокруг нас».

  3. «Жалобная книга Природы».

  4. «Творческая!» (Маленький принц спешит на помощь).

  5. «Природа ждёт!»

Ход мероприятия

1 страница «Душа поэзии – Природа!»

Ведущий: Ребята! Мы приглашаем вас полистать страницы нашего Устного журнала! В нашем путешествии вы ощутите красоту русской природы, которая вдохновляла поэтов, художников и музыкантов.  Вы полистаете Жалобную книгу Природы. Вы встретитесь с Маленьким принцем, который захотел помочь нашей планете. Вы будете сопереживать Природе, которая ждёт от нас Любви и Заботы. Мы живём с вами на прекрасной планете с изумительной Природой.

Самые мягкие и трогательные стихи и картины написаны русскими поэтами, писателями и художниками о нашей природе.



1 обучающийся: Плещеев А.Н. «Осень наступила»

Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.

Вянет и желтеет
Травка на лугах.
Только зеленеет
Озимь на полях.

Туча небо кроет,
Солнце не блестит.
Ветер в поле воет,
Дождик моросит.

Зашумели воды
Быстрого ручья,
Птички улетели
В теплые края.

2 обучающийся: Вяземский П.А. «Здравствуй, в белом сарафане»

Здравствуй, в белом сарафане
Из серебряной парчи!
На тебе горят алмазы,
Словно яркие лучи.
Ты живительной улыбкой,
Свежей прелестью лица
Пробуждаешь к чувствам новым
Усыпленные сердца!
Здравствуй, русская молодка,

Раскрасавица-душа,
Белоснежная лебедка,
Здравствуй, матушка-зима!..
Нам не страшен снег суровый,
С снегом - батюшка-мороз,
Наш природный, наш дешевый
Пароход и паровоз.
Ты у нас краса и слава,
Наша сила и казна,
Наша бодрая забава,
Молодецкая зима!..

3 обучающийся: Толстой А.К. «Вот уж снег последний тает»

Вот уж снег последний в поле тает,
Теплый пар восходит от земли,
И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли.
Юный лес, в зеленый дым одетый,
Теплых гроз нетерпеливо ждет;
Все весны дыханием согрето,

Все кругом и любит и поет;
Утром небо ясно и прозрачно,
Ночью звезды светят так светло;
Отчего ж в душе твоей так мрачно
И зачем на сердце тяжело?
Грустно жить тебе, о друг, я знаю,
И понятна мне твоя печаль:
Отлетела б ты к родному краю
И земной весны тебе не жаль.

4 обучающийся:  Тютчев Ф.И. « В небе тают облака»

В небе тают облака,
И, лучистая на зное,
В искрах катится река,
Словно зеркало стальное…
Час от часу жар сильней,
Тень ушла к немым дубровам,
И с белеющих полей
Веет запахом медовым.
Чудный день! Пройдут века -
Так же будут, в вечном строе,
Течь и искриться река
И поля дышать на зное.

2 страница «Дивный мир вокруг нас»

Ведущий: Не только классики воспевали красоту русской природы. И для современных поэтов удивительная красота природы  служит источником постоянного вдохновения. Давайте же и мы окунёмся в этот «восторг души»…

(далее обучающиеся выступают под мелодию П.И.Чайковского из альбома «Времена года». Выступления сопровождаются иллюстрациями).

 



1 обучающийся:

Изменить состоянье души может лес,
Над рекой красота небосвода,
Дивный мир совершает так много чудес,
Всегда радует сердце природа.
На замёрзшую землю посыплет снега,
На застывшие тихие воды,
Станут белыми избы, поля и луга,
Скатерть белая есть у природы.
Жизнь украсит прекрасней, чем диво, весна,
Вмиг заполнит в душе нектар соты,
И порадует сердце любовью сполна,
Море счастья в анналах природы.

Придёт летом иная для сердца пора,
И изменят жизнь летние моды,
Коррективы вмиг вносит большая жара,
Обнажится краса у природы.
А какой распрекрасный у лета закат!
Он считает прожитые годы,
Дождь осенний начнёт золотой листопад,
Запас красок большой у природы.




2 обучающийся:

Краса природы - радости основа,
Жизнь с радостью становится легка,
За горизонт уходит солнце снова,
Последний луч украсил облака.

Сияет небо, будто бы зарница,
И звёзды ярко загорятся вдруг,
На землю ночь опустится, как птица,
Разбросит крылья чёрные вокруг.

3 обучающийся:

Природа ярче всякого искусства,
В душе свершать способна чудеса,
Рождаются возвышенные чувства,
Когда, куда ни глянь, вокруг краса.

Сияют звёзды, словно мандарины,
Спустила чёрный полог ночь уже,
Окрасила вокруг всё в цвет единый,
От ярких звёзд восторг царит в душе.

4 обучающийся:

На душе и радость, и покой,
Хорошо в гостях быть у природы,
Звонкий крик кукушки за рекой
Мне считает жизненные годы.

Зелена, как изумруд, трава,
Ветви в воду опустили ивы,
И кукушка в счёте лет права,
День погожий - жизни час счастливый.

5 обучающийся:

Красота везде, со всех сторон,
На воде от солнца позолота,
Певчих птиц весёлый перезвон
Слышать бесконечно мне охота.

Радость пью от красоты реки,
Наслаждаюсь изумрудом луга,
В летние погожие деньки
Хороша река,  души подруга.

Страница 3 « Жалобная книга Природы»

Ведущий: Ребята! Эту страницу мы назвали « Жалобная книга Природы». Как вы думаете, почему?

1 обучающийся: (отвечая на вопрос ведущего):

На земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.
Откровенье цветов луговых
Нами понято было едва - ли.
Беззаботно топтали мы их,
И, безумно, безжалостно рвали.

А потом в толчее городской,
Мы охапки тащили устало.
И не видели, как из-под ног,
Молчаливо, дыша еле-еле.
Обречённо глядел василёк,
Безнадёжно гвоздики глядели…

Ведущий: Если бы наша планета могла говорить, она бы уже кричала: «Я в опасности! Люди, остановитесь! Помогите мне выжить!»  Но мы, люди, продолжаем губить природу. Мы представили, что Природа нашей планеты написала Жалобную книгу - на Человека! Вот какие записи в ней могли бы быть:


1 обучающийся:

Дерево, Цветок, Трава и Птица
Не всегда умеют защищаться.
Если будут уничтожены они,
На планете вы останетесь одни!

2 обучающийся:

Мы, леса, просим людей не поджигать нас и не засорять!

3 обучающийся:  «Я - воробей. Человек вырубает леса, и мне негде вить гнёзда. Зимой очень холодно. Я был бы рад, если человек сделает мне кормушку. Мне станет тепло, и я буду сытым»

4 обучающийся: Я - рыба. Люди засоряют реки и моря нефтью. Из-за этого многие мои родственники погибают и мне становится одиноко!

5 обучающийся: Я - амурский горал. Некоторые даже не знают, кто я, - так мало нас осталось! Человек нас истреблял, и мы на грани исчезновения!

6 обучающийся: Я - атмосфера, и вот моя жалоба. Не загрязняйте меня промышленными отходами. Не пользуйтесь аэрозолями и не сжигайте мусор. Вы губите меня и уничтожаете озоновый слой.

Все вместе: Я - Природа - нуждаюсь в помощи Человека!

4 страница «Творческая»



Ведущий: Ребята, следующая страничка нашего журнала - Творческая. Она расскажет о вашем хорошем знакомом - золотоволосом мальчике, который хотел всем помочь, - о Маленьком принце. Дошла до Маленького принца весть о том, что на Земле, планете людей, обижают Природу.  


1 обучающийся:

«Непорядок, - подумал Маленький принц. - Ведь планета для её жителей - это дом. А дом надо беречь!»

«Вот я, - рассуждал Маленький принц, - каждый день на своей маленькой планете чищу вулканы, выпалываю корни баобабов, чтобы они не завладели планетой. У меня есть правило: встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету! Ведь мы в ответе за свою планету… А что же будет с Землёй, если на ней люди обижают Природу?!»

2 обучающийся:

И отправился Маленький принц с перелётными птицами на планету Земля - помочь Природе!





«Какая красивая планета! - воскликнул Маленький принц, когда впервые увидел Землю. - Какие чудесные поляны, душистые сосновые боры и веселые берёзовые перелески! Какое лазурное  небо, какие зеркальные реки!»

Но, гуляя по густому лесу, Маленький принц услышал и увидел, как живут звери и птицы, о чём разговаривают между собой белоствольные деревья.

3 обучающийся:

«Помогите! На помощь! Спасите!» - шелестели стройные березки своими изумрудными листочками. «Помогите! Погибаем!» - вторили им тоненькими голосками лесные птицы. И даже лесной врач, дятел, выстукивал что-то, похожее на сигнал «SOS!»


Оглянулся Маленький принц вокруг, присмотрелся. Всюду по лесу чадили костры, окруженные кучами набросанного мусора. Где-то вдалеке люди рубили, пилили, ломали , поджигали лес… И  даже небо недовольно хмурилось свысока. Маленький принц шёл по лесу - затоптанному, захламленному, побитому. И всё-таки лес старался затянуть раны травой, закрыть ушибы мхом, припудрить ожоги прелыми листьями и грибами. Лес очень хотел выжить…

4 обучающийся:

А Маленький принц очень хотел помочь Природе, которую губил Человек. Но что он мог сделать?




И тогда он подумал, что зорко одно лишь сердце…

И он дождался темной – претёмной ночи. Запрокинул высоко голову и силой своего желания стал  зажигать на небе маленькие серебристые звёздочки. Миллионы небесных цветов загорались в небе и слагались в дивное послание людям планеты Земля:

«Ваша планета - это прекрасный голубой шарик в космическом пространстве. Она в твоих руках, Человек! Помоги ей!»

Маленький принц верил в людей.



5 страница « Природа ждёт!»







Ведущий: Ребята! У всех у нас - людей, есть одна общая мать - Природа!

У ней для всех хватает доброты,
И мы живем, запечатлев навеки,
В душе ее прекрасные черты -
Поля, луга, леса, моря и реки.

1 обучающийся:

Три клада у природы есть:
Вода, земля и воздух - три ее основы.
Какая бы не грянула беда -
Все возродится снова.

2 обучающийся:

Но если…
Впрочем, в наш жестокий век
Понятно всем, Что это «если» значит.
О, человек!
Природа-мать ни рек и ни морей
От глаз твоих не прячет.

3 обучающийся:

Ни росных трав, ни голубых озер…
Цени ее доверие, природы!

Не обмани его! И в темный лес входи,
Как в храм под мраморные своды.

1 обучающийся:

Всё на земле устроено на ять!
Ничто Природа не творила слепо.
- Зачем над твердью распахнула небо
Она?

2 обучающийся:

Чтоб птице птицу догонять.

1 обучающийся:

Зачем, не ставя в грош свои труды,
Она так щедро расплескала воду?

2 обучающийся:

Затем, чтоб рыбам тоже дать свободу
передвигаться в поисках еды.

1 обучающийся:

Но вот она пустила по земле,
Гордясь своим уменьем,  человека.
«Тебе, - сказала, - всё:  моря и реки,
Леса и долы - всё тебе, навеки!
Весь белый свет! И звёзды в том числе!
Бери! Остри свой разум — и владей!»

2 обучающийся:

И отошла. И встала за плечами.
…Прошли века. Счастливая вначале,
теперь глядит Природа на людей
угрюмо… Словно их не узнаёт.

1 обучающийся:

Глядит, глядит, как будто вопрошает.
Глядит - и что-то, кажется, решает…

2 обучающийся:

А может,  терпеливо что-то ждёт…?

Ведущий: Ребята! Давайте жить так, чтобы оправдать ожидания Природы. Давайте радоваться жизни и творить добрые дела.

1 обучающийся:

Нам жить в одной семье,
Нам петь в одном кругу,
Идти в одном строю,
Лететь в одном полете.

Давайте сохраним
Ромашку на лугу.
Кувшинку на реке
И клюкву на болоте.

О, как природа-мать
Терпима и добра!
Но чтоб ее лихая
Участь не постигла.

2 обучающийся:

Давайте сохраним
На стрежнях - осетра.
Касатку в небесах,
В таежных дебрях - тигра.

Коль суждено дышать
Нам воздухом одним.
Давайте-ка мы все
Навек объединимся.

Давайте наши души
Вместе сохраним,
Тогда мы на Земле
И сами сохранимся!



























Литература

  1. Болутенко, А. Сборник стихов: Стихи о красоте природы. - http://ab28ru.narod.ru

  2. Викулов, С. Избранные произведения: В двух томах. - М., 1982.

  3. Россияне: Сборник стихов поэтов Российской Федерации. - М.: Современник, 1987.