СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная программа "Общая физическая подготовка"

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа разработана для обучающихся 2-11класса. Состоит из трех подпрограмм: "Гимнастика для всех", "Баскетбол", "Волейбол". В программе учитываются материально-техническая база школы.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная программа "Общая физическая подготовка"»



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ИВАНОВСКИЙ ФИЛИАЛ МОИСЕЕВО-АЛАБУШСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА УВАРОВСКОГО РАЙОНА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Согласовано

протокол заседания
методического совета

1 от 28.08. 2014г

Председатель МС

Н.В.Рыбина_____________________


Утверждаю :

директор МБОУ

Моисеево-Алабушскойсош

_________________Е.А.Почечуева

_____________________2014 г







ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Общая физическая подготовка»

возраст обучающихся 8-16лет,

срок реализации - 3 года









Составитель:

Мартынова Ирина Юрьевна,

учитель физической культуры









Ивановка

2013 г


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


В современной социально-экономической ситуации эффективность системы дополнительного образования особенно актуальна, так как именно этот вид образования ориентирован на свободный выбор ребенка интересующих его видов спорта и форм деятельности, развитие его представлений о здоровом образе жизни, становлении познавательной мотивации и способностей. Правильно организованные занятия физической культурой и спортом способствуют созданию максимально благоприятных условий для раскрытия и развития физических, духовных сил и способностей подростка, его самоопределения и саморазвития. Осуществить эту задачу возможно, ориентировав свою деятельность на современные идеи оптимизации физического воспитания. Организация системы дополнительного образования в общеобразовательных школах предоставляет нам такую возможность.

Программа составлена для реализации Ивановском филиале МБОУМоисеево-Алабушской сош, который является ресурсным центром «Воспитание красотой».

Новизна программы заключена в синтезе различных нетрадиционных методик по оздоровлению детей- дыхательной гимнастики, релаксации, самомосажжа, точечного массажа, хатха-йоги и др. доступность этих видов в простых упражнениях. Эффективность в разностороннем возмездии на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную систему ребенка.

Отличительная особенность

Программа ОФП составлена на основе материала, который дети изучают на уроках ФК в общеобразовательной школе, дополняя его с учетом интереса детей ( в зависимости от возраста, пола, времени года и местных особенностей) к тем видам спорта, которые пользуются популярностью в жизни. При составлении плана занятий необходимо учитывать, что программа составлена из отдельных разделов деятельности, из отдельных самостоятельных разделов деятельности, отличной друг от друга по характеру и объему. В связи с этим при планировании занятий необходимо учитывать индивидуальные особенности. Детей. Для занимающихся детей программой предусматриваются теоретические, практические, занятия, участие в соревнованиях, судейская практика.

Данная программа составлена на основе следующих источников: Программа для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Спортивные кружки и секции.

М.: Просвещение, 1986; Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов. М.: Про­свещение, 2005.

В школе на протяжении нескольких лет была организована работа спортивного кружка и секций. Учитывая накопленный опыт работы,

интересы учащихся мною была составлена дополнительная образовательная программа физкультурно-оздоровительной направленности.

Данная программа является модифицированной. Образовательная программа адекватна задачам дополнительного физкультурного образования в условиях образовательного учреждения с учетом наличия в группе учащихся различного возраста и уровня подготовленности. В этой программе учитывается материально-техническое состояние образовательного учреждения и наличие спортивного инвентаря, обращается особое внимание на индивидуальное (физическое и психическое) развитие ребенка. Программа позволяет не только добиться системности в работе, привлечения учащихся к дополнительным занятиям, сформировать у них положительный интерес к физической культуре, но и получить высокие спортивные результаты.

Программа включает в себя три подпрограммы: «Гимнастика для всех», «Баскетбол» и «Волейбол». Сроки реализации программы 3 года.

Цель занятий – содействие разностороннему развитию личности средствами и методами физической культуры.

Задачи можно условно разделить на три группы: оздоровительные, образовательные и воспитательные.


  • Оздоровительные - укрепление здоровья, формирования основ здорового образа жизни; совершенствование функциональных возможностей организма, закаливание.


  • Образовательные – расширение двигательного опыта с помощью использования возможностей различных видов спорта и использование их в качестве средств укрепления здоровья; формирование инструкторских и судейских навыков.


  • Воспитательные - формирование позитивной психологии общения и коллективного взаимодействия.

Выделяется три возрастных этапа в направлении работы с юными спортсменами.

8-10 лет

11-13лет

14-16лет

Общая физическая подготовка с использованием разнообразных двигательных действий.

Уменьшение объ­ема общей физиче­ской подготовки. Включение элемен­тов специальной физической подго­товки.

Специальная фи­зическая подготов­ка (на фоне общей физической подготовки).

Дальнейшее овладение спортивными движениями. Постепенное подведение занимающихся к выполнению достаточно сложных в координационном отношении двигательных действий.

Овладение сложными спортивными действиями. Формирование тонких координационных связей.


Приобретение

опыта выступлений на соревнованиях. Спортивно-

тактическая подготовка занимающихся.

Общая волевая

подготовка. Воспитание специфических волевых качеств с учетом особенностей вида спорта

Общая волевая

подготовка. Воспитание специальных волевых качеств.

Совершенствование волевых качеств, необходимых в избранном виде спорта.


Программой предусматриваются теоретические, практические занятия, выпол­нение контрольных нормативов, участие в соревнованиях, инструкторская и судейская практика. В целях рационального использования времени, изучение отдельных тем теории осуществляется в процессе практических занятий.

Для повышения интереса занимающихся используются комплексные занятия, в содержание которых вклю­чаются упражнения из разных видов спорта. Упражнения подбираются в соответствии с учебными, воспи­тательными и оздоровительными задачами.

На занятиях систематически оценивается реак­ция учащихся на предлагаемую нагрузку, формируются у учащихся необходимые умения и навыки по отношению к спор­тивной одежде, обуви, гигиене, режиму дня и питанию юного спортсмена, по технике безопасности и самоконтролю за состоя­нием здоровья.

Учебно-тренировочный цикл по каждому разделу завершается контрольными испытаниями по теории и практике пройденного материала.

Своеобразной формой контроля является участие в соревнованиях, спортивных праздниках, достижение занимающимися более высокого уровня технической и физической подготовленности. Тестирование уровня технической и физической подготовленности занимающихся проводится в начале и в конце учебного года с их последующим анализом и представлением занимающимся.










Организационные принципы

(возраст детей, сроки реализации, режим занятий, наполняемость группы)

Условия набора. К занятиям допускаются все учащиеся -2-9-х классов, желающие заниматься спортом и не имеющие медицинских противопоказаний.

Срок освоения программы. Программа предусматривает 3 года обучения. После прохождения трехлетнего цикла педагог может дополнить программу исходя из своего опыта, специализации и интересов детей.

Режим занятий. Время, отведенное на обучение, составляет 72 часов в год, 2 часа в неделю, причем практические занятия составляют большую часть программы. Занятия проводятся 2 раза в неделю по часу.

Наполняемость групп. Максимальный состав группы определяется с учетом соблюдения правил техники безопасности на учебно-тренировочных занятиях. В группу принимается не менее 8 человек.


Формы и методы занятий

Формы обучения

Основными формами обучения являются:

- лекции (изложение теоретического учебного материала),

- беседы,

- практические занятия (освоение и обрабатывание практических

знаний и умений),

- нестандартный урок (экскурсии, занятия-игры, уроки-соревнования),

Методы обучения, применяемые при реализации данной программы:

Словесные: рассказ, беседа, объяснение;

Наглядные: иллюстрации, демонстрации; наблюдение

Практические: упражнения

Метод игры.

Методы стимулирования интереса к учению: познавательные игры, создание ситуации занимательности, создание ситуации успеха.


Организационно-методические рекомендации

Основными формами организации учебно-тренировочной работы в подготовке учащихся являются: теоретические, практические занятия, тренировочные игры на счёт, соревнования, профилактические и оздоровительные мероприятия.

Теоретические занятия проводятся в форме бесед, демонстрации наглядных пособий, просмотров соревнований и изучения учебных кино- и видеозаписей.

Практические занятия включают в себя общую и специальную физическую и техническую подготовку. Они предусматри­вают контроль за сохранением здоровья (медицинский осмотр, углублен­ное медицинское обследование, комплексное обследование), овладение двигательной культурой (показательные выступления, судейство соревнований), создание традиций коллектива (проведение общих собраний, спортивных вечеров, турниров).

Общая физическая подготовка чрезвычайно важна для создания базовых условий успешной специализации. Основной задачей занятий по общей физической подготовке является укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие занимающихся. Целесообразно развивать гибкость, ловкость, двигательно-координационные способности. Для этого применяются широкий комплекс общеразвивающих упражнений, подвижные игры, беговые и прыжковые упражнения.

Для развития специальных физических качеств (быстроты, игровая выносливость, скоростные, скоростно-силовые качества) применяется широкий комплекс упражнений, направленных на подготовку наиболее важных мышц.

На занятиях изучают различные элементы техники и такти­ки, исправляют ошибки, закрепляют знакомые двигательные действия, знакомятся с новыми техническими действиями. На занятиях многократно повторяются хорошо освоенные элементы техники и тактики, закрепляют их варианты в усло­виях различного объема и интенсивности их выполнения. В них осваивается новый учебный мате­риал и закрепляется пройденный. Контрольные занятия проводятся с кон­кретной задачей проверки и оценки подготовленности.

Основными педагогическими принципами работы тренера-преподавателя должны являться последовательность и преемственность заданий и упражнений, переход от простого к сложному, на занятиях используются:

- разнообразные упражнения по общей и специальной физической подготовке, эстафеты, подвижные игры, игры с элементами того или иного вида спорта;

- проведение урока в игровой форме с хорошим эмоциональным фоном и поддержанием интереса к занятию на всем его протяжении;

- изучение основ техники и тактики спортивных игр.

Современные педагогические технологии


На занятиях используются следующие современные педагогические технологии:

  • технология коллективной творческой деятельности;

  • игровые технологии;

  • здоровьесберегающие технологии;

  • информационно – коммуникационные технологии,

  • технология портфолио.




Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы курса



Ожидаемые результаты.

- овладеть основами знаний, определяемых программой;

- овладеть способами двигательной деятельности, определяемых программой;

- достичь социально задаваемых норм физического развития и физической подготовленности;

- сформировать положительный интерес к систематической физкультурной деятельности и самостоятельным занятиям.

Личностные результаты:

- развитие мотивов учебной деятельности;

- формирование личностного смысла учебной деятельности;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

- формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

- освоить универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные);

- уметь оценивать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности.

Предметные результаты:

- знать о значении ФК для здоровья человека, о ФК и здоровье как необходимых фактах социализации;

- владеть знаниями и способами деятельности для организации здоровьесберегающей жизнедеятельности (режим дня, зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т. д.);

-уметь вести наблюдение за своим здоровьем по показателям физического развития и физической подготовленности;

- взаимодействовать со сверстниками во время занятий, игр, соревнований;

- достигнуть определенного уровня овладения универсальными способами двигательной деятельности и физической подготовленности.

В процессе освоения программы предусмотрена система контроля за знаниями и умениями с помощью выполнения контрольных заданий и тестирования по физической подготовленности.







Материально-техническое оснащение


Учебно-практическое обоорудование

  1. Стенка гимнастическая

  2. Перекладина навесная

  3. Скамейка гимнастическая

  4. Брусья гимнастические

  5. Канат для лазания

  6. Гимнастические маты

  7. Гимнастический мост

  8. Мяч малый (теннисный)

  9. Обручи

  10. Ленты для художественной гимнастики

  11. Мячи баскетбольные

  12. Мячи футбольные

  13. Мячи волейбольные

  14. Скакалки гимнастические

  15. Палки гимнастические

  16. Сетка для игры в волейбол

  17. Кегли и мелкий раздаточный инвентарь

  18. Комплект щитов баскетбольных с кольцами

  19. Ворота футбольные

  20. Сетка для переноса мячей

  21. Аптечка медицинская

  22. Секундомер

  23. Измерительная лента


Пришкольный стадион

        1. Легкоатлетическая дорожка

        2. Полоса препятствий

        3. Площадка для игры в волейбол

        4. Площадка для игры в баскетбол

        5. Площадка для игры в футбол

        6. Площадка для игры в хоккей













Виды и формы контроля освоения программы


Отслеживание качества усвоения универсальных учебных действий проходит посредством тестирования. В начале учебного года (первая неделя октября) - проводится тестирование, в первую-вторую наделю января -определяются результаты середины года. в конце года (первая неделя мая)-выявляется конечный результат.

Формы подведения итогов: участие в соревнованиях; проведение спортивных праздников; презентация успехов юных спортсменов с приглашением родителей учащихся.


Оценка планируемых результатов освоения программы


Личностными результатами изучения курса «Общая физическая подготовка» являются:

  • проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

  • проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении поставлен­ных целей;

  • оказание помощи своим сверстникам и уважение к ним.

Метапредметными результатами изучения курса «Общая физическая подготовка являются:

  • обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий и способы их исправления;

  • общение и взаимодействие со сверстниками;

  • занятия физическими упражнениями с учетом требований безопасности.

Предметными результатами изучения курса «Общая физическая подготовка» являются:

  • организация отдыха и досуга средствами физической культуры;

  • бережное обращение с оборудованием и инвентарем.












Санитарно-гигиенические требования

• Занятия проводятся , соответствующем требованиям ТБ, пожарной безопасности, санитарным нормам;

• спортивный зал должен иметь хорошее освещение и периодически проветриваться;

• в наличии должна быть аптечка с медикаментами для оказания первой медицинской помощи.


Работа с родителями.

Используются следующие формы работы:

  • индивидуальное консультирование;

  • анкетирование;

  • совместные спортивные праздники и соревнования





























СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


Раздел 1. Основы знаний.

Влияние занятий гимнастикой на здоровье, развитие физических качеств. История развития гимнастики. Виды гимнастики. Гимнастика - подлинная школа движений, важный и полезный способ развития тела, духа и ума. Истоки гимнастики. Современные, нетрадиционные виды гимнастики. Гимнастика - эффективное средство в системе физического воспитания.

Привлекательность и многогранность гимнастики.

Раздел 2. Гигиена, врачебный контроль.

2.1 Личная гигиена.

Теория. Личная гигиена школьника.

2.2 Врачебный контроль и самоконтроль.

Теория. Содержание и правила ведения дневника самоконтроля.

Практика. Ведение дневника самоконтроля.

Раздел 3. Гимнастическая терминология.

3.1 Значение терминологии в гимнастики.

Теория. Понятие терминология.

3.2 Формы записи гимнастических упражнений

Теория. Требования к записи гимнастических упражнений. Графическое изображение.

Практика. Составление учебных карточек, используя графическое изображение.

Раздел 4. Общая физическая подготовка

4.1 Легкоатлетические упражнения.

Практика. Бег на короткие и средние дистанции. Бег по пересеченной местности. Прыжки в высоту и в длину с разбега. Выполнение контрольных нормативов.

4.2 Лыжная подготовка.

Практика. Ходьба на лыжах 3-5 км. Подвижные и эстафеты игры на лыжах.

4.3 Спортивные игры.

Практика. Технические элементы спортивных игр. Подвижные игры и эстафеты с элементами спортивных игр.

Раздел 5. Спортивные виды гимнастики.

5.1 Акробатика.

Теория. Правила техники безопасности во время занятий акробатикой.

Практика. Выполнение отдельных элементов акробатики. Составление и выполнение акробатических комбинаций и соединений.

5.2 Спортивная гимнастика.

Теория. Названия гимнастических снарядов. Правила техники безопасности.

Практика. Прыжки, упражнения на снарядах. Страховка и самостраховка.

5.3 Художественная гимнастика.

Теория. Использование музыки. В художественной гимнастике

Практика. Танцевальные упражнения. Упражнения с предметами (мяч, обруч, лента).

Раздел 6. Нетрадиционные виды гимнастики.

6.1Ритмическая гимнастика.

Теория. Влияние занятий ритмической гимнастикой на детский организм. Компоненты ритмической гимнастики. Контроль и самоконтроль на занятиях ритмической гимнастикой.

Практика. Подбор музыки. Упражнений для вводной части занятия. Упражнения ритмической гимнастики, способствующие развитию физических качеств. Упражнения на расслабление.

Комплексы упражнений ритмической гимнастики.

6.2 Хатка-йога.

Теория. Определение «хатха-йоги». Направленность гимнастики китайских йогов. «Асаны»- канонизированные позы. Названия поз.

Практика. Упражнения хатха-йоги. Основные позы для отдыха. Упражнения на пластичность мышц спины и сухожилий ног. Упражнения на подвижность позвоночника и ребер. Упражнения для улучшения функции органов брюшной полости, нервной системы и укрепления мышц туловища. Упражнения на улучшение функций головного и спинного мозга, на укрепление памяти, слуха, зрения и обоняния, на нормализацию работы пищеварительного аппарата, щитовидной железы, на развитие мышц шей и плеч.

6.3 Стретчинг.

Теория. Направленность упражнений в стретчинге, их влияние на организм занимающегося. Правила выполнения упражнений.

Виды стретчинга. Музыкальное сопровождение занятий.

Практика. Тестирование подвижности. Упражнения стретчинга для основной части занятия и как домашнее задание.

6.4 Степ-аэробика.

Теория. Определение понятия «степ-аэробика». Доступность занятий степ-аэробикой. Одежда и обувь для занятий. Правила работы на степ-платформе. Основные правила музыкального сопровождения.

Практика. Базовые шаги. Комплексы упражнений степ-аэробики.












УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Программа «Гимнастика для всех»


1 год обучения




Название разделов и тем


Количество часов

Всего

Теория

Практика

1


Основы знаний.

Влияние занятий гимнастикой на здоровье, развитие физических качеств. История развития гимнастики. Виды гимнастики.

1



1



-



2

2.2

2.3

Гигиена, врачебный контроль.

Личная гигиена.

Врачебный контроль и самоконтроль.

В процессе занятии

3

3.1

3.2

Гимнастическая терминология.

Значение терминологии в гимнастики.

Формы записи гимнастических упражнений.

В процессе занятии

4

4.1

4.2

4.3

Общая физическая подготовка.

Легкоатлетические упражнения.

Лыжная подготовка.

Спортивные игры.

35

11

12

12

-

-

-

-

35

11

12

12

5

5.1

5.2

5.3

Спортивные виды гимнастики.

Акробатика.

Спортивная гимнастика.

Художественная гимнастика.

32

14

10

8

-

-

-

-

32

14

10

8

6

6.1

6.2

Нетрадиционные виды гимнастики

Ритмическая гимнастика.

Хатха-йога.

4

2

2

-

-

-

4

2

2

7

Участие в соревнованиях и показательных выступлений

Согласно плану спортивно-массовой работы в школе


Итого

72

1

71








2 год обучения




Название разделов и тем


Количество часов

Всего

Теория

Практика

1


Основы знаний.

Влияние занятий гимнастикой на здоровье, развитие физических качеств. История развития гимнастики. Виды гимнастики.

1



1



-



2

2.1


2.2

Гигиена, врачебный контроль.

Техника безопасности при занятиях различными видами спорта на площадке, в зале.

Первая помощь при ушибах, растяжении связок.

В процессе занятии

3

3.1

3.2

Гимнастическая терминология.

Значение терминологии в гимнастики.

Формы записи гимнастических упражнений.

В процессе занятии

4

4.1

4.2

4.3

Общая физическая подготовка.

Легкоатлетические упражнения.

Лыжная подготовка.

Спортивные игры.

33

9

12

12

-

-

-

-

33

9

12

12

5

5.1

5.2

5.3

Спортивные виды гимнастики.

Акробатика.

Спортивная гимнастика.

Художественная гимнастика.

32

14

10

8

-

-

-

-

32

14

10

8

6

6.1

6.2

Нетрадиционные виды гимнастики

Ритмическая гимнастика.

Хатха-йога.

6

4

2

-

-

-

6

4

2

7

Участие в соревнованиях и показательных выступлений

Согласно плану спортивно-массовой работы в школе


Итого

72

1

71









3 год обучения




Название разделов и тем


Количество часов

Всего

Теория

Практика

1


Основы знаний.

Влияние занятий гимнастикой на здоровье, развитие физических качеств. История развития гимнастики. Виды гимнастики.

1



1



-



2

2.2

2.3

Гигиена, врачебный контроль.

Личная гигиена.

Врачебный контроль и самоконтроль.

В процессе занятии

3

3.1

3.2

Гимнастическая терминология.

Значение терминологии в гимнастики.

Формы записи гимнастических упражнений.

В процессе занятии

4

4.1

4.2

4.3

Общая физическая подготовка.

Легкоатлетические упражнения.

Лыжная подготовка.

Спортивные игры.

32

8

12

12

-

-

-

-

32

8

12

12

5

5.1

5.2

5.3

Спортивные виды гимнастики.

Акробатика.

Спортивная гимнастика.

Художественная гимнастика.

32

10

14

8

-

-

-

-

32

10

14

8

6

6.1

6.2

6.3

6.4

Нетрадиционные виды гимнастики

Ритмическая гимнастика.

Хатха-йога.

Стретчинг.

Степ-аэробика.

7

3

2

1

1

-

-

-

-

-

7

3

2

1

1

7

Участие в соревнованиях и показательных выступлений

Согласно плану спортивно-массовой работы в школе


Итого

72

1

71










СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


1. Основы знаний.

Теория. Физическая культура и спорт в системе общего и дополнительного образования.

Влияние физических упражнений на организм человека. Необходимость ежедневными занятиями физической культурой. История возникновения игры. Правила игры в баскетбол.

2.Гигиена, предупреждение травм, врачебный контроль, самоконтроль, оказание первой помощи.

Теория. Гигиенические требования к спортивной одежде и инвентарю. Режим дня школьника. Рациональное питание. Правила закаливания.

3. Правила соревнований, места занятий, оборудование, инвентарь

Теория. Инвентарь для игры в баскетбол. Уход за инвентарем. Оборудование мест занятий.

4. Общая физическая подготовка

4.1 Легкоатлетические упражнения

Практика Ходьба и медленный бег. Кросс 300 - 500м. Бег на короткие дистанции до 100м. Бег на длинные дистанции. Прыжки в длину с места, с разбега, в высоту, многоскоки. Метание мяча с места, на дальность, в цель. Специальные беговые упражнения. Старт высокий, низкий. Стартовый разгон.

4.2 Лыжная подготовка

Практика Лыжный инвентарь. Лыжные ходы. Сочетание лыжных ходов. Подъем и спуск с горы, виды подъемов и спусков. Прохождение дистанции до 3 км по слабопересеченной местности. Основные элементы тактики лыжных гонок.

4.3 Гимнастические упражнения

Практика Строевые упражнения. Общеразвивающие упражнения: без предметов, с партнером, на гимнастических снарядах. Акробатические упражнения. Преодоление полосы препятствий.

4.4 Подвижные игры с элементами спортивных игр.

Теория. Правила подвижных игр.

Практика Подвижные игры «Пионербол», Перестрелка», «10 передач», «Мяч в щит».

5. Техническая подготовка. Баскетбол.

Теория. Основные элементы техники спортивной игры « баскетбол»

Практика

5.1 Техника передвижения. Стойка баскетболиста. Ходьба. Бег. Передвижение приставными шагами (лицом вперед, влево, вправо). Остановки (прыжком). Повороты на мете (вперед, назад).

5.2 Техника владения мячом. Ловля мяча двумя руками. Передачи мяча двумя руками от груди, двумя руками сверху, одной рукой от плеча.

5.3 Броски мяча с места двумя руками от груди, двумя руками сверху.

5.4 Ведение мяча с высоким отскоком, с низким отскоком.

5.5 Техника защиты. Стойка защитника с выставленной вперед ногой. Стойка со ступнями на одной линии.

5.6 Техника нападения. Индивидуальные действия. Групповые действия. Командные действия. 5.7 Учебная игра.

6. Тактическая подготовка. Баскетбол.

Теория. Понятие «тактика игры».

Практика

6.1 Тактика игры в нападении. Тактика нападения. Индивидуальные действия. Групповые действия. Командные действия.

6.2 Тактика игры в защите. Тактика защиты. Индивидуальные действия. Групповые действия. Командные действия.

7. Контрольные испытания.

7.1 Контрольные испытания по общей подготовке

Практика

7.2 Контрольные испытания по технической подготовке.

Практика

7.3 Соревнования

Практика. Участие в общешкольных, товарищеских и районных соревнованиях.



























УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

«Баскетбол» 1 год обучения

раздела

и темы


Название

разделов и тем


Количество часов


Всего

Теория

Практика

1


Основы знаний

Влияние физических упражнений на организм человека. Необходимость ежедневными занятиями физической культурой. История возникновения игры. Правила игры в баскетбол.

1


1


-


2



2.1

2.2

Гигиена, предупреждение травм, врачебный контроль, самоконтроль, оказание первой помощи.

Гигиена одежды и обуви.

Правила закаливания.

В процессе занятии

3


3.1

Правила соревнований, места занятий, оборудование, инвентарь

Правила проведения соревнований. Места занятий.

В процессе занятий

4

4.1

4.2

4.3

4.4

Общая физическая подготовка

Легкоатлетические упражнения

Лыжная подготовка

Гимнастические упражнения

Подвижные игры с элементами спортивных игры

34

8

12

6

8

-

-

-

-

-

34

8

12

6

8

5

5.1

5.2

5.3

5.4

5.5

5.6

5.7

Техническая подготовка

Техника передвижения.

Техника владения мячом.

Броски мяча

Ведение мяча

Техника нападения

Техника защиты

Учебная игра

24

2

2

6

6

2

2

4

-

-

-

-

-

-

-

-

24

2

2

6

6

2

2

4

6

6.1

6.2

Тактическая подготовка

Тактика игры в нападении

Тактика игры в защите

8

4

4

-

-

-

8

4

4

7

7.1

7.2

7.3

Соревнования. Контрольные испытания.

Контрольные испытания по общей подготовке

Контрольные испытания по технической подготовке.Соревнования

5

2

1

2

-

-

-

-

5

2

1

2


Итого

72

1

71

2 год обучения

раздела

и темы


Название

разделов и тем


Количество часов


Всего

Теория

Практика

1


Основы знаний

Влияние физических упражнений на организм человека. Необходимость ежедневными занятиями физической культурой. История возникновения игры. Правила игры в баскетбол.

1


1


-


2


2.1

2.2

Гигиена, предупреждение травм, врачебный контроль, самоконтроль, оказание первой помощи.

Гигиена одежды и обуви.

Правила закаливания.

В процессе занятии

3


3.1

Правила соревнований, места занятий, оборудование, инвентарь

Правила проведения соревнований. Места занятий.

В процессе занятий

4

4.1

4.2

4.3

4.4

Общая физическая подготовка

Легкоатлетические упражнения

Лыжная подготовка

Гимнастические упражнения

Подвижные игры с элементами спортивных игры

30

8

10

6

6

-

-

-

-

-

30

8

10

6

6

5

5.1

5.2

5.3

5.4

5.5

5.6

5.7

Техническая подготовка

Техника передвижения.

Техника владения мячом.

Броски мяча

Ведение мяча

Техника нападения

Техника защиты

Учебная игра

24

2

2

6

6

2

2

4

-

-

-

-

-

-

-

-

24

2

2

6

6

2

2

4

6

6.1

6.2

Тактическая подготовка

Тактика игры в нападении

Тактика игры в защите

12

6

6

2

1

1

10

5

5

7

7.1

7.2

7.3

Соревнования. Контрольные испытания.

Контрольные испытания по общей подготовке

Контрольные испытания по технической подготовке

Соревнования

5

2

1

2

-

-

-

-

5

2

1

2


Итого

72

3

69

3 год обучения

раздела

и темы


Название

разделов и тем


Количество часов


Всего

Теория

Практика

1


Основы знаний

Влияние физических упражнений на организм человека. Необходимость ежедневными занятиями физической культурой. История возникновения игры. Правила игры в баскетбол.

1


1


-


2


2.1

2.2

Гигиена, предупреждение травм, врачебный контроль, самоконтроль, оказание первой помощи.

Гигиена одежды и обуви.

Правила закаливания.

В процессе занятии

3

Правила соревнований, места занятий, оборудование, инвентарь

В процессе занятий

4

4.1

4.2

4.3

4.4

Общая физическая подготовка

Легкоатлетические упражнения

Лыжная подготовка

Гимнастические упражнения

Подвижные игры с элементами спортивных игры

20

6

6

4

4

-

-

-

-

-

20

6

6

4

4

5

5.1

5.2

5.3

5.4

5.5

5.6

5.7

Техническая подготовка

Техника передвижения.

Техника владения мячом.

Броски мяча

Ведение мяча

Техника нападения

Техника защиты

Учебная игра

30

2

2

4

4

2

2

15

-

-

-

-

-

-

-

-

30

2

2

4

4

2

2

15

6

6.1

6.2

Тактическая подготовка

Тактика игры в нападении

Тактика игры в защите

12

6

6

2

1

1

10

5

5

7

7.1

7.2

7.3

Соревнования. Контрольные испытания.

Контрольные испытания по общей подготовке

Контрольные испытания по технической подготовке

Соревнования

7

2

2

3

-

-

-

-

7

2

2

3


Итого

72

3

69


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


  1. Основы знаний.

Теория. Физическая культура и спорт в системе общего и дополнительного образования. Влияние различных физических упражнений на укрепление здоровья и работоспособности. Совершенствование функций органов дыхания и кровообращения под воздействием занятий спортом. Краткий исторический очерк развития волейбола.

2. Раздел. Гигиена, предупреждение травм, врачебный контроль, оказание первой помощи.

Теория. Личная гигиена. Гигиена обуви и одежды. Закаливание и его значение для растущего организма. Техника безопасности при занятиях различными видами спорта на стадионе, в спортивном зале. Самоконтроль. Значение и содержание контроля при занятиях спортом.

Практика. Основные приемы оказания первой доврачебной помощи. Помощь при ушибе, при растяжении и т.д. Наложение ватно-марлевой повязки.



3. Раздел. Правила соревнований, места занятий, оборудование, инвентарь.

Теория. Правила проведения соревнований. Положения о проведении соревнований, главный судья, секретарь, судьи на видах, условия проведения соревнований, подведение итогов, награждение. Места занятий. Пришкольная спортивная площадка (стадион), спортивный зал, подсобные помещения: раздевалка, душ, комната для хранения инвентаря. Оборудование и инвентарь для занятий различными видами спорта.

4. Раздел. Общая физическая подготовка

4.1 Легкоатлетические упражнения.

Практика. Спринтерский бег. Эстафетный бег. Кроссовый бег до 2км. Прыжки в длину, в высоту с разбега. Тройной прыжок с места и разбега. Метание мяча, гранаты на дальность.

4.2 Лыжная подготовка.

Практика. Сочетание лыжных ходов. Основные элементы тактики лыжных гонок. Лыжная гонка 3-5 км.

4.3 Гимнастические упражнения.

Практика. ОРУ. Упражнения в парах. Акробатические упражнения.

Упражнения на снарядах. Лазание. Опорный прыжок. Силовые упражнения. Преодоление полосы препятствий по методу круговой тренировки.

5. Раздел. Техническая подготовка. Волейбол.

5.1 Техника нападения

Практика. Действия без мяча. Сочетание способов перемещений и стоек с техническими приемами. Действия с мячом. Передачи мяча, подачи мяча. Нападающий удар.

5.2 Техника защиты.

Практика. Действия без мяча. Остановка прыжком. Падение и перекаты после падений. Сочетание способов перемещений и стоек с техническими приемами игры в защите.

Действия с мячом. Прием мяча. Блокирование.

6. Раздел. Тактическая подготовка.

6.1 Тактика игры в нападении.

Практика. Индивидуальные действия. Групповые действия. Командные действия.

6.2 Тактика игры в защите.

Практика. Индивидуальные действия. Групповые действия. Командные действия.

7. Раздел. Контрольные игры и соревнования.

Практика. Участие в общешкольных, товарищеских соревнованиях.

8. Раздел. Контрольные испытания.

8.1 Контрольные испытания по общей подготовке.

Теория. Содержание контрольных упражнений-тестов.

Практика. Выполнение контрольных упражнений-тестов.

8.2 Контрольные испытания по технической подготовке.

Практика. Выполнение упражнений-тестов.

9. Раздел. Инструкторская и судейская практика.

9.1 Проведение подготовительно и основной частей занятия по начальному обучению технике игры.

Практика. Комплексы ОРУ. Разминка волейболиста. Упражнения на восстановление и расслабление

9.2 Судейство соревнований в школе.

Практика. Жесты судей. Помощь педагогу в судействе. Заполнение протоколов игр.















УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

«Волейбол» 1 год обучения

раздела

и темы


Название

разделов и тем


Количество часов


Всего

Теория

Практика

1


Основы знаний.

Физическая культура и спорт в системе общего и дополнительного образования. Краткий исторический очерк развития волейбола. Влияние различных физических упражнений на укрепление здоровья и работоспособности.

1


1


-


2

Гигиена, предупреждение травм, врачебный контроль, оказание первой помощи.

В процессе занятий

3

Правила соревнований, места занятий, оборудование, инвентарь.

В процессе занятий

4

4.1

4.2

4.3

4.4

Общая физическая подготовка

Легкоатлетические упражнения

Лыжная подготовка

Гимнастические упражнения

Спортивные игры (баскетбол)

18

4

4

4

6

-

-

-

-

18

4

4

4

6

5

5.1

5.2

Техническая подготовка

Техника нападения

Техника защиты

25

15

10

-

-

-

25

15

10

6

6.1

6.2

Тактическая подготовка

Тактика игры в нападении

Тактика игры в защите

12

6

6

2

1

1

10

5

5

7

Контрольные игры и соревнования

6

-

6

8

8.1

8.2

Контрольные испытания

Контрольные испытания по общей подготовке

Контрольные испытания по технической подготовке

4

2

2

-

-

-

4

2

2

9

9.1


9.2

Инструкторская и судейская практика

Проведение подготовительно и основной частей занятия по начальному обучению технике игры

Судейство соревнований в школе.

6

2


4

1

-


1

5

2


3


Итого

72

4

68




Требования к уровню подготовки


По окончании учебно-тренировочных занятий по программе «Общая физическая подготовка» учащиеся 8-10 лет (девочки) должны достигнуть следующего уровня развития физической культуры.

Знать и иметь представление:

- об истории развития гимнастики, видах гимнастики;

- о влиянии занятий гимнастикой на здоровье, развитие физических качеств;

- о способах простейшего контроля и самоконтроля при занятиях физическими упражнениями;

- по терминологии разучиваемых упражнений об их функциональном смысле и направленности воздействий на организм;

- о физических качествах и общих правилах их тестирования;

- об основах личной гигиены, профилактики осанки и поддержания достойного внешнего вида;

- о причинах травматизма на занятиях и правилах его предупреждения.

Уметь:

- составлять и правильно составлять комплексы упражнений, комбинаций и соединений;

- технически правильно осуществлять двигательные действия и использовать их в условиях соревновательной деятельности;

- пользоваться спортивным инвентарём и оборудованием, специальными техническими средствами;

Демонстрировать

- показать уровень физической подготовлен­ности не ниже среднего (оценка результатов контрольных упражнений см. приложение №1).


Учащиеся 10-13 лет должны достигнуть следующего уровня развития физической культуры.

Знать и иметь:

- историю возникновения игры «баскетбол», правилах игры;

- влияние занятий физических упражнений на организм, возможности формирования индивидуальных черт и свойств личности посредством регулярных занятий физической культурой;

- особенности собственного организма, индивидуальные способы контроля за развитием его адаптивных свойств, укрепления здоровья и повышения физической подготовленности;

- правила использования спортивного инвентаря и оборудования;

- по терминологии разучиваемых упражнений об их функциональном смысле и направленности воздействий на организм;

- о физических качествах и общих правилах их тестирования;

- об основах личной гигиены, профилактики травматизма и оказания доврачебной помощи;


Уметь:

- технически правильно осуществлять двигательные действия и использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга;

- проводить самостоятельные занятия по развитию физических способностей, коррекции осанки и телосложения;

- поддерживать оптимальный уровень индивидуальной работоспособности;

- управлять своими эмоциями, взаимодействовать с взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения;

Соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма, оказывать первую помощь при травмах и несчастных случаях;

пользоваться современным спортивным инвентарём и оборудованием, специальными техническими средствами;

Демонстрировать

- показать уровень физической подготовлен­ности не ниже среднего (оценка результатов контрольных упражнений см. приложение №1).

показать уровень технической подготовки не ниже среднего.



Учащиеся 14-16 лет должны достигнуть следующего уровня развития физической культуры.

Знать и объяснять:

- роль и значение физической культуры в разви­тии общества и человека;

- роль и значение занятий физической культурой в укреплении здоровья человека, профилактики

вред­ных привычек, ведения здорового образа жизни.

- особенности функционирования основных орга­нов и структур организма во время занятий

физиче­скими упражнениями;

- историю развития спортивной игры «волейбол».

Соблюдать правила:

- личной гигиены и закаливания организма;

- культуры поведения и взаимодействия во время коллективных занятий и соревнований;

- профилактики травматизма и оказания первой помощи при травмах и ушибах;

- экипировки и использования спортивного ин­вентаря на занятиях физической культуры.

Проводить:

- самостоятельные занятия фи­зическими упражнениями;

- контроль за индивидуальным физическим раз­витием и физической подготовленностью,

физиче­ской работоспособностью, осанкой;

- приемы страховки и самостраховки во время за­нятий физическими упражнениями;

- приемы оказания первой помощи при травмах и ушибах;

- занятия физической культурой и спортивные соревнования с учащимися;

- судейство по виду спорта.

Составлять:

- индивидуальные комплексы физических уп­ражнений различной направленности.

Определять:

- уровни индивидуального физического развития и двигательной подготовленности.

Демонстрировать

- показать уровень физической подготовлен­ности не ниже среднего.

- показать уровень технической подготовки не ниже среднего.































МЕТОДИКО-ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Для каждой возрастной группы занимающихся программой предусматриваются теоретические, практические занятия, выпол­нение контрольных нормативов, участие в соревнованиях, инструкторская и судейская практика.

Основные задачи теоретических занятий - дать необходимые знания по истории, теории и методике физической культуры, о врачебном контроле и самоконтроле, о гигиене, о технике безо­пасности, о первой медицинской помощи при травмах, о технике и тактике видов спорта, о правилах и организации проведения соревнований, об инвентаре, о правилах поведения на спортивных сооружениях.

При передаче знаний учащимся важно опирать­ся на методы активной учебно-познавательной деятельности. Они предполагают использование в учебном процессе элементов про­граммированного и проблемного обучения, взаимного обучения при ос­воении отдельных физических упражнений, умение сделать анализ просмотренных двигательных действий. Наиболее часто применяются формы передачи знаний: рассказ, объяснение, показ наглядных посо­бий, фотографий, графических изображений, видео­фильмов.

Передача знаний осуществляется в виде отдельных тео­ретических занятий, но чаще всего выделяется специальное время для теоретического материала перед началом решения задач

основ­ной части занятия.

Контроль степени усвоения знаний учащимися осуществляется посредством устного или письмен­ного опроса, специальных заданий, требующих применения полу­ченных знаний, учебных карточек с различными вариантами ответов на теоретические вопросы. Проверка знаний проводиться одновременно для всех школьников или выборочно, периодически или постоянно, в течение изучения отдельных тем раздела или после полного их изучения.

При обучении двигательным действиям применяются наиболее рациональные формы организации обучения (фронтальная, группо­вая, индивидуальная), меняются различные варианты проведе­ния подготовительной, основной и заключительной частей занятий. Новые возможности для интенсификации учебно-познавательной деятельности по физической культуре открывает внедрение компью­теров.

Методы обучения двигательным действиям.

  • практические - методы строго регламентированного (разу­чивание по частям, в целом и принудительно-облегчающее) и час­тично регламентированного (игровой и соревновательный);

  • словесные - рассказ, описание, объяснение, беседа, разбор задания, оценка, команда, подсчет;

  • наглядные - показ, демонстрация наглядных пособий; плака­ты, рисунки, зарисовки, звуковая и световая сигнали­зация.

  • проблемно-поис­ковые методы - учебные беседы, дискуссии, исследовательские опы­ты, познавательные игры, самостоятельную работу, программиро­ванное обучение (алгоритмизация), методы сопряженного развития координационных способностей и совершенствования двигательных действий.

  • Проблемный - проблемное изложе­ние материала, поисковый и исследовательский методы.

  • исследовательский метод- тестирование.

Спортивные соревнования повы­шают интерес к занятиям и проводятся в учебных группах систематически. Инструкторские и судейские навыки приобретаются в процессе учебно-тренировочных занятий с методической помощью педагога и судейства соревнований.

Для занятий в школе имеются спортивные сооружения: стадион для занятий легкой атлетикой, футбольное по­ле, площадки для спортивных игр; лыжная база, спортивный зал. А также подсобные по­мещения: раздевалки, классы для теоретических занятий, комната для хранения инвентаря. В школе имеется достаточное оборудование и инвентарь для занятий легкой атлетикой, гимнастикой, спортивными играми, лыжной подготовкой. На занятиях используется нестандартное оборудование и инвентарь. Планируется дальнейшее пополнение материально-технической базы школы.























Перечень учебно-методического обеспечения

Гимнастика 1 год обучения

№ п/п

Раздел или тема программы

Формы занятий

Приёмы и методы организации образовательного процесса


Дидактический материал, техническое оснащение занятий

Формы подведения итогов

1

Основы знаний.











Влияние занятий гимнастикой на здоровье, развитие физических качеств. История развития гимнастики. Виды гимнастики.

Беседа

Комбинированное занятие, словесный и наглядный методы

Презентация

Опрос

2

Гигиена, врачебный контроль.





2.1

Личная гигиена.

Беседа

Комбинированное занятие, словесный и наглядный методы

Презентация

Опрос

2.2

Врачебный контроль и самоконтроль.

Беседа

Комбинированное занятие, словесный и наглядный методы

Презентация

Опрос

3

Гимнастическая терминология.





3.1


Значение терминологии в гимнастики.

Беседа

Комбинированное занятие, словесный и наглядный методы

Презентация

Опрос

3.2


Формы записи гимнастических упражнений.

Беседа

Комбинированное занятие, фронтальный и групповой методы

Презентация.

Карточки

Выполнение заданий

4

Общая физическая подготовка.





4.1

Легкоатлетические упражнения.

Тренировочное занятие

Практическое занятие.

Практический и соревновательный методы

Инвентарь для занятий легкой атлетики

Выполнение упражнений

4.2

Лыжная подготовка.

Тренировочное занятие

Практическое занятие.

Практический и соревновательный методы

Лыжный инвентарь

Выполнение упражнений

4.3

Спортивные игры.

Тренировочное занятие

Практическое занятие.

Практический и соревновательный методы

Мячи, учебные карточки

Выполнение упражнений

5.

Спортивные виды гимнастики.





5.1

Акробатика.

Тренировочное занятие

Практическое занятие.

Практический и соревновательный методы

Гимнастические маты

Выполнение упражнений

5.2

Спортивная гимнастика.

Тренировочное занятие

Практическое занятие.

Практический и соревновательный методы

Гимнастическое оборудование

Выполнение упражнений

5.3

Художественная гимнастика.

Тренировочное занятие

Практическое занятие.

Практический и соревновательный методы

Ленты, скакалки, мячи

Выполнение упражнений

6

Нетрадиционные виды гимнастики





6.1

Ритмическая гимнастика.

Тренировочное занятие

Практическое занятие.

Практический и соревновательный методы

Музыкальное оборудование

Выполнение упражнений

6.2

Хатха-йога.

Тренировочное занятие

Практическое занятие.

Практический и соревновательный методы

Гимнастические маты, коврики

Выполнение упражнений

7

Соревнования и показательные выступления

Соревно-вания, праздни-ки

Практическое занятие. Практический и соревновательный методы

Спортивный инвентарь и оборудование для проведения соревнований и показательных выступлений

Участие в соревнованиях и праздниках










Перечень учебно-методического обеспечения

Гимнастика 2 год обучения

№ п/п

Раздел или тема программы

Формы занятий

Приёмы и методы организации образовательного процесса


Дидактический материал, техническое оснащение занятий

Формы подведения итогов

1

Основы знаний.





1






Влияние занятий гимнастикой на здоровье, развитие физических качеств. История развития гимнастики. Виды гимнастики.

Беседа

Комбинированное занятие, словесный и наглядный методы

Презентация

Опрос

2

Гигиена, врачебный контроль.





2.1

Техника безопасности при занятиях различными видами спорта на площадке, в зале.

Инструктаж

Комбинированное занятие, словесный и наглядный методы

Презентация

Опрос

2.2

Первая помощь при ушибах, растяжении связок.

Беседа

Комбинированное занятие, словесный и наглядный методы

Презентация

Опрос

3

Гимнастическая терминология.





3.1


Значение терминологии в гимнастики.

Беседа

Комбинированное занятие, словесный и наглядный методы

Презентация

Опрос

3.2


Формы записи гимнастических упражнений.

Тестирование

Комбинированное занятие, фронтальный и групповой методы

Презентация.

Карточки

Выполнение заданий

4

Общая физическая подготовка.





4.1

Легкоатлетические упражнения.

Тренировочное занятие

Практическое занятие.

Метод упражнения, игровой и соревновательный методы

Инвентарь для занятий легкой атлетики

Выполнение упражнений

4.2

Лыжная подготовка.

Тренировочное занятие

Практическое занятие.

Метод упражнения, игровой и соревновательный методы

Лыжный инвентарь

Выполнение упражнений

4.3

Спортивные игры.

Тренировочное занятие

Практическое занятие.

Метод упражнения, игровой и соревновательный методы

Мячи, учебные карточки

Выполнение упражнений

5.

Спортивные виды гимнастики.





5.1

Акробатика.

Тренировочное занятие

Практическое занятие.

Метод упражнения, игровой и соревновательный методы

Гимнастические маты

Выполнение упражнений

5.2

Спортивная гимнастика.

Тренировочное занятие

Практическое занятие.

Метод упражнения, игровой и соревновательный методы

Гимнастическое оборудование

Выполнение упражнений

5.3

Художественная гимнастика.

Тренировочное занятие

Практическое занятие.

Метод упражнения, игровой и соревновательный методы

Ленты, скакалки, мячи

Выполнение упражнений

6

Нетрадиционные виды гимнастики





6.1

Ритмическая гимнастика.

Тренировочное занятие

Практическое занятие.

Метод упражнения, игровой и соревновательный методы

Музыкальное оборудование

Выполнение упражнений

6.2

Хатха-йога.

Тренировочное занятие

Практическое занятие.

Метод упражнения, игровой и соревновательный методы

Гимнастические маты, коврики

Выполнение упражнений

7

Соревнования и показательные выступления

Соревно-вания, праздни-ки

Практическое занятие. Практический и соревновательный методы

Спортивный инвентарь и оборудование для проведения соревнований и показательных выступлений

Участие в соревнованиях и праздниках



Перечень учебно-методического обеспечения

Гимнастика 3 год обучения

№ п/п

Раздел или тема программы

Формы занятий

Приёмы и методы организации образовательного процесса


Дидактический материал, техническое оснащение занятий

Формы подведения итогов

1

Основы знаний.





1






Влияние занятий гимнастикой на здоровье, развитие физических качеств. История развития гимнастики. Виды гимнастики.

Беседа

Комбинированное занятие, словесный и наглядный методы

Презентация

Опрос

2

Гигиена, врачебный контроль.





2.1

Личная гигиена.


Тестирование

Комбинированное занятие, словесный и наглядный методы

Кроссворд

Опрос

2.2

Врачебный контроль и самоконтроль.

Практикум

Комбинированное занятие, словесный и наглядный методы

Контроль ЧСС

Выполнение практического задания

3

Гимнастическая терминология.





3.1


Значение терминологии в гимнастики.

Беседа

Комбинированное занятие, словесный и наглядный методы

Презентация

Опрос

3.2


Формы записи гимнастических упражнений.

Тестирование

Комбинированное занятие, фронтальный и групповой методы

Презентация.

Карточки

Выполнение заданий

4

Общая физическая подготовка.





4.1

Легкоатлетические упражнения.

Тренировочное занятие

Практическое занятие.

Практический, игровой и соревновательный методы

Инвентарь для занятий легкой атлетики

Выполнение упражнений

4.2

Лыжная подготовка.

Тренировочное занятие

Практическое занятие.

Практический, игровой и соревновательный методы

Лыжный инвентарь

Выполнение упражнений

4.3

Спортивные игры.

Тренировочное занятие

Практическое занятие.

Практический, игровой и соревновательный методы

Мячи, учебные карточки

Выполнение упражнений

5.

Спортивные виды гимнастики.





5.1

Акробатика.

Тренировочное занятие

Практическое занятие.

Практический, игровой и соревновательный методы

Гимнастические маты

Выполнение упражнений

5.2

Спортивная гимнастика.

Тренировочное занятие

Практическое занятие.

Практический, игровой и соревновательный методы

Гимнастическое оборудование

Выполнение упражнений

5.3

Художественная гимнастика.

Тренировочное занятие

Практическое занятие.

Практический, игровой и соревновательный методы

Ленты, скакалки, мячи

Выполнение упражнений

6

Нетрадиционные виды гимнастики





6.1

Ритмическая гимнастика.

Тренировочное занятие

Практическое занятие.

Практический, игровой и соревновательный методы

Музыкальное оборудование

Выполнение упражнений

6.2

Хатха-йога.

Тренировочное занятие

Практическое занятие.

Практический, игровой и соревновательный методы

Гимнастические маты, коврики

Выполнение упражнений

6.3

Стретчинг.

Тренировочное занятие

Практическое занятие.

Практический, игровой и соревновательный методы

Гимнастические маты, гимнастическое оборудование

Выполнение упражнений

6.4

Степ-аэробика.

Тренировочное занятие

Практическое занятие.

Практический, игровой и соревновательный методы

Степ-платформы

Выполнение упражнений

7

Соревнования и показательные выступления

Соревно-вания, праздни-ки

Практическое занятие. Практический и соревновательный методы

Оборудованное место для проведения соревнований и праздника

Участие в соревнованиях и праздниках














































Перечень учебно-методического обеспечения

Баскетбол 1 год обучения

№ п/п

Раздел или тема программы

Формы занятий

Приёмы и методы организации образовательного процесса


Дидактический материал, техническое оснащение занятий

Формы подведения итогов

1

Основы знаний.





1






Влияние физических упражнений на организм человека. Необходимость ежедневными занятиями физической культурой. История возникновения игры. Правила игры в баскетбол.

Беседа

Комбинированное занятие, словесный и наглядный методы

Презентация

Опрос

2

Гигиена, предупреждение травм, врачебный контроль, самоконтроль, оказание первой помощи.





2.1

Гигиена одежды и обуви.

Беседа

Комбинированное занятие, словесный и наглядный методы

Презентация с викториной

Опрос

2.2

Правила закаливания

Беседа

Комбинированное занятие, словесный и наглядный методы

Презентация с викториной

Опрос

3

Правила соревнований, места занятий, оборудование, инвентарь





3.1


Правила проведения соревнований. Места занятий

Инструктаж по ТБ Беседа.

Комбинированное занятие, словесный и наглядный методы

Презентация

Опрос

4

Общая физическая подготовка.





4.1

Легкоатлетические упражнения.

Тренировочное занятие

Метод упражнений;

игровой;

соревновательный, круговой тренировки.


Инвентарь для занятий легкой атлетики

Выполнение упражнений

4.2

Лыжная подготовка.

Тренировочное занятие

Метод упражнений;

игровой;

соревновательный, круговой тренировки.

Лыжный инвентарь

Выполнение упражнений

4.3

Гимнастические упражнения

Тренировочное занятие

Метод упражнений;

игровой;

соревновательный, круговой тренировки.

Гимнастический инвентарь оборудование, учебные карточки

Выполнение упражнений

4.4

Подвижные игры с элементами спортивных игры

Тренировочное занятие

Метод упражнений;

игровой;

соревновательный, круговой тренировки.

Мячи, Учебные карточки

Участие в игровой деятельности

5.

Техническая подготовка





5.1

Техника передвижения.


Тренировочное занятие

Метод упражнений;

игровой;

соревновательный, круговой тренировки.

Оборудование для игры в баскетбол. Мячи баскетбольные. Кегли и стойки.

Выполнение упражнений

5.2

Техника владения мячом.


Тренировочное занятие

Метод упражнений;

игровой;

соревновательный, круговой тренировки.

Оборудование для игры в баскетбол. Мячи баскетбольные. Кегли и стойки.

Выполнение упражнений

5.3

Броски мяча


Тренировочное занятие

Метод упражнений;

игровой;

соревновательный, круговой тренировки.

Оборудование для игры в баскетбол. Мячи баскетбольные. Кегли и стойки.

Выполнение упражнений

5.4

Ведение мяча


Тренировочное занятие

Метод упражнений;

игровой;

соревновательный, круговой тренировки.

Оборудование для игры в баскетбол. Мячи баскетбольные. Кегли и стойки.

Выполнение упражнений

5.5

Техника нападения


Тренировочное занятие

Метод упражнений;

игровой;

соревновательный, круговой тренировки.

Оборудование для игры в баскетбол. Мячи баскетбольные. Кегли и стойки.

Выполнение упражнений

5.6

Техника защиты


Тренировочное занятие

Метод упражнений;

игровой;

соревновательный, круговой тренировки.

Оборудование для игры в баскетбол. Мячи баскетбольные. Кегли и стойки. Учебные карточки

Выполнение упражнений

5.7

Учебная игра

Тренировочное занятие

Метод упражнений;

игровой;

соревновательный, круговой тренировки.

Оборудование для игры в баскетбол. Мячи баскетбольные. Кегли и стойки. Учебные карточки

Учебно тренировочная игра, с заданием

6

Тактическая подготовка





6.1

Тактика игры в нападении


Тренировочное занятие

Метод упражнений;

игровой;

соревновательный, круговой тренировки.

Оборудование для игры в баскетбол. Мячи баскетбольные. Кегли и стойки. Учебные карточки

Выполнение упражнений

6.2

Тактика игры в защите

Тренировочное занятие

Метод упражнений;

игровой;

соревновательный, круговой тренировки.

Оборудование для игры в баскетбол. Мячи баскетбольные. Кегли и стойки. Учебные карточки

Выполнение упражнений

7

Соревнования. Контрольные испытания.





7.1

Контрольные испытания по общей подготовке

Тестирование


Практическое занятие. Практический и соревновательный методы

Упражнения-тесты. Оборудованное место для проведения соревнований

Выполнение норм комплекса ГТО

7.2

Контрольные испытания по технической подготовке

Тестирование


Практическое занятие. Практический и соревновательный методы

Упражнения-тесты Оборудованное место для проведения соревнований

Выполнение тестов

7.3

Соревнования

Соревнования

Практическое занятие. Практический и соревновательный методы

Оборудованное место для проведения соревнований

Участие в соревнованиях




















Перечень учебно-методического обеспечения

Баскетбол 2-3 год обучения

№ п/п

Раздел или тема программы

Формы занятий

Приёмы и методы организации образовательного процесса


Дидактический материал, техническое оснащение занятий

Формы подведения итогов

1

Основы знаний.





1






Влияние физических упражнений на организм человека. Необходимость ежедневными занятиями физической культурой. История возникновения игры. Правила игры в баскетбол.

Беседа

Комбинированное занятие, словесный и наглядный методы

Презентация

Опрос

2

Гигиена, предупреждение травм, врачебный контроль, самоконтроль, оказание первой помощи.





2.1

Гигиена одежды и обуви.

Беседа

Комбинированное занятие, словесный и наглядный методы

Презентация с викториной

Опрос

2.2

Правила закаливания

Беседа

Комбинированное занятие, словесный и наглядный методы

Презентация с викториной

Опрос

3

Правила соревнований, места занятий, оборудование, инвентарь





3.1


Правила проведения соревнований. Места занятий

Инструктаж по ТБ Беседа.

Комбинированное занятие, словесный и наглядный методы

Презентация с викториной, кроссвордом

Опрос

4

Общая физическая подготовка.





4.1

Легкоатлетические упражнения.

Тренировочное занятие

Метод упражнений;

игровой;

соревновательный, круговой тренировки.

Инвентарь для занятий легкой атлетики

Выполнение упражнений

4.2

Лыжная подготовка.

Тренировочное занятие

Метод упражнений;

игровой;

соревновательный, круговой тренировки.

Лыжный инвентарь

Выполнение упражнений

4.3

Гимнастические упражнения

Тренировочное занятие

Метод упражнений;

игровой;

соревновательный, круговой тренировки.

Гимнастический инвентарь оборудование, учебные карточки

Выполнение упражнений

4.4

Подвижные игры с элементами спортивных игры



Метод упражнений;

игровой;

соревновательный, круговой тренировки.

Мячи, Учебные карточки

Участие в игровой деятельности

5.

Техническая подготовка





5.1

Техника передвижения.


Тренировочное занятие

Метод упражнений;

игровой;

соревновательный, круговой тренировки.

Оборудование для игры в баскетбол. Мячи баскетбольные. Кегли и стойки.

Выполнение упражнений

5.2

Техника владения мячом.


Тренировочное занятие

Метод упражнений;

игровой;

соревновательный, круговой тренировки.

Оборудование для игры в баскетбол. Мячи баскетбольные. Кегли и стойки.

Выполнение упражнений

5.3

Броски мяча


Тренировочное занятие

Метод упражнений;

игровой;

соревновательный, круговой тренировки.

Оборудование для игры в баскетбол. Мячи баскетбольные. Кегли и стойки.

Выполнение упражнений

5.4

Ведение мяча


Тренировочное занятие

Метод упражнений;

игровой;

соревновательный, круговой тренировки.

Оборудование для игры в баскетбол. Мячи баскетбольные. Кегли и стойки.

Выполнение упражнений

5.5

Техника нападения


Тренировочное занятие

Метод упражнений;

игровой;

соревновательный, круговой тренировки.

Оборудование для игры в баскетбол. Мячи баскетбольные. Кегли и стойки.

Выполнение упражнений

5.6

Техника защиты


Тренировочное занятие

Метод упражнений;

игровой;

соревновательный, круговой тренировки.

Оборудование для игры в баскетбол. Мячи баскетбольные. Кегли и стойки. Учебные карточки

Выполнение упражнений

5.7

Учебная игра

Тренировочное занятие

Метод упражнений;

игровой;

соревновательный, круговой тренировки.

Оборудование для игры в баскетбол. Мячи баскетбольные. Кегли и стойки. Учебные карточки

Учебно-тренировочная игра, учебные задания

6

Тактическая подготовка





6.1

Тактика игры в нападении


Тренировочное занятие

Метод упражнений;

игровой;

соревновательный, круговой тренировки.

Оборудование для игры в баскетбол. Мячи баскетбольные. Кегли и стойки. Учебные карточки

Выполнение упражнений

6.2

Тактика игры в защите

Тренировочное занятие

Метод упражнений;

игровой;

соревновательный, круговой тренировки.

Оборудование для игры в баскетбол. Мячи баскетбольные. Кегли и стойки. Учебные карточки

Выполнение упражнений

7

Соревнования. Контрольные испытания.





7.1

Контрольные испытания по общей подготовке

Тестирование

Практическое занятие. Практический и соревновательный методы

Упражнения-тесты. Оборудованное место для проведения соревнований

Выполнение норм комплекса ГТО

7.2

Контрольные испытания по технической подготовке

Тестирование

Практическое занятие. Практический и соревновательный методы

Упражнения-тесты Оборудованное место для проведения соревнований

Выполнение тестов

7.3

Соревнования

Соревнования

Практическое занятие. Практический и соревновательный методы

Оборудованное место для проведения соревнований

Участие в соревнованиях



















ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГА


  1. Арнольд Ауэрбах Баскетбол. М «Физкультура и спорт», 1961.-160с.

  2. Вайнбаум Я.С. Дозирование физических нагрузок школьников. – М.: Просвещение, 1991.- 64с.

  3. Буйлин Ю.Р., Портных Ю.И. Мини баскетбол в школе. М., 1976. -145с.

  4. Дереклеева. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. М. ВАКО, 2004.-152с.

  5. Железняк. Ю.Д. 120 уроков по волейболу. М., 1970. -134с.

  6. Зверев С.М. Программы для внешкольных учреждений. М.: Просвещение, 1986.-430с.

  7. Колодницкий Г.А., Кузнецов В.С. Ритмические упражнения, хореография и игры.- М.: Дрофа, 2004.- 96с.

  8. Кон И.С. Психология ранней юности М.: Просвещение, 1989.-225с.

  9. Котенко О.Л. Нетрадиционные виды гимнастики в физическом воспитании школьников: Метод. Рекомендации. – Тамбов: ТОИПКРО. 2005.-30с.

  10. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М. :Просвещение, 1991.-287с.

  11. Овчинникова Ю.К. Фурсова В.Н. Использование средств ритмической гимнастики на уроках физической культуры в общеобразовательной школе. ТОИПКРО., 1995.- 26с.

  12. Овчинникова Ю.К., Фурсова В.Н. Использование средств художественной гимнастики на уроках физической культуры в общеобразовательной школе. ТОИПКРО., 1995. -40с.

  13. Петров П.К. Методика преподавания гимнастики в школе. М.: Гуманит. Изд. центр ВЛПДОС, 2000.-448с.

  14. Погадаев Г.И. Настольная книга учителя физической культуры. М.: Физкультура и спорт, 2000.- 496с.

  15. Поляков С.Д., Хрущёв С.В., Корнеева И.Т. Мониторинг и коррекция физического здоровья школьников.– М.:Айрис-пресс, 2006.- 96с

  16. Программы для внешкольных учреждений. – М.: Просвещение,1986.-430с.

  17. Ротерс Т.Т. Музыкально-ритмическое воспитание и художественная гимнастика: Учеб. пособие. «Физ. культура». – М.: Просвещение, 1989.- 175с.

  18. ЧистяковЛ.П. Гимнастика в школе. М.: Физкультура и спорт, 1957.-223с.


ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ



  1. Мой друг-физкультура. Учебник для учащихся 1-4 классов. 2006.

  2. Физическая культура. Учебник для учащихся 8-9 классов / Под редакцией В.И. Ляха. М. Просвещение, 1997.- 207с.

  3. Физическая культура. Учебник для учащихся 10-11 классов / Под редакцией В.И. Ляха. М. Просвещение, 2001.- 155с.



ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ


  1. Байард Р.Т., Байард Д. Ваш беспокойный подросток. М.: Просвещение, 1991.-220с.

  2. Зайцева В.В. Зачем учиться физкультуре. М.: Вентана-Графф, 2003. -40с.






Интернет ресурсы:


  1. http://eidos.ru/

  2. http://fsu.edu.ru/p1.html

  3. http://metodsovet.su/dir/fiz_kultura/9

  4. http://school-collection.edu.ru/

  5. http://uren-dush.ucoz.ru/load/metodicheskaja_literatura/2-2-2

  6. http://window.edu.ru/catalog/resources?p_rubr=2.1.30

  7. http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=22924&tmpl=com

  8. http://www.proshkolu.ru/club/sports/file2/3393091

  9. http://www.proshkolu.ru/club/sports/file2/3393091