СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Достижения метапредметных результатов на уроках биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование метапредметных результатов в организации учебного процесса

Просмотр содержимого документа
«Достижения метапредметных результатов на уроках биологии»

Медненский филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Сатинская средняя общеобразовательная школа»















« Достижения метапредметных результатов на уроках биологии»











Учитель биологии и химии



Киньшакова Вера Викторовна













Достижение метапредметных результатов на уроках биологии

Киньшакова Вера Викторовна-

учитель биологии Медненского филиала

МБОУ «Сатинская СОШ»

В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) метапредметные результаты образовательной деятельности определяются как «способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов».

Биология это та учебная дисциплина, которая является одной из ведущих в естественнонаучном направлении. Биология тесно взаимосвязана с химией (химические реакции клетки), физикой (давление в теле), географией (расы и районы распространения) и т.д.

Использование в биологии знаний и умений наук естественнонаучного цикла создают условия для развития предметных, а главное метапредметных связей, результаты освоения которых, является основным фундаментом новых Федеральных образовательных стандартов обучения школьников.

В основной образовательной программе основного общего образования говорится, что обучающиеся должны уметь создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.  Слово «Модели» и натолкнуло меня на мысль об использование метода моделирования на уроках биологии как средства достижения метапредметных результатов.

При изучении темы «Строение клетки»   предлагается проводить занятия по моделированию растительной клетки с использованием пластилина. Этот прием, возможно, использовать, как в ходе проведения урока, так и в качестве творческого домашнего задания. Важным свойством модели в данном случае является наличие в ней творческой фантазии. Подобные задания возможно применять и на других уроках: «Многообразие одноклеточных организмов», 5 кл.; «Типы соцветий», «Строение цветка», «Классификация покрытосеменных» 6 кл. и т.д., преимущественно в 5 и 6 классах, что объясняется  психолого-физиологическими особенностями учащихся этого возраста.

При изучении темы «Строение цветка»,  6 класс, учащимся предлагается создать модель  цветка опыляемого насекомыми. Для выполнения работы учащимся необходимы различные знания из области морфологии цветка. В ходе моделирования они проходят несколько этапов деятельности.

В построении модели используем не только пластилин, но и другие подручные материалы, например цветную бумагу, ватные палочки и диски, пластиковые бутылки и др. Модели часто делаем разборные, поэтому их удобно использовать при отработки различных умений, например, модели цветков можно использовать на этапе обучения и контроля умений составлять формулу и диаграмму цветка.

Информационные модели представляют объекты и процессы в образной или знаковой форме. Образная модель - это модель в мысленной или разговорной форме. Знаковая модель - это модель, выраженная средствами формального языка (графики, таблицы, тексты и т.д.). Образные и знаковые модели, как правило, взаимосвязаны. Мысленный образ, родившийся в голове человека, может быть облечен в знаковую форму. Я использую информационные модели как опору для изложения соответствующего учебного материала  в виде граф-логических по следующему плану:

1.На листке пишем «ключевое слово»

2.Вокруг него слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы («спутники»)

3.Эти слова соедините линиями с «сердцем» текста. 

4.У каждого «спутника» могут появиться еще слова «спутники»

5.Выявляем смысловые связи между объектами знаний («спутниками»)

В итоге получится структура, которая графически отображает размышления.

Метапредметный подход использую на уроках и при проведении лабораторных, практических работ. В результате происходит овладение целой системой базовых знаний, навыками лабораторной работы, формирование понятийного аппарата. Достигать метапредметных результатов обучающихся при изуче­нии биологии можно различными методами, однако наиболее эффективным является проектная деятельность.

Основ­ная цель проектного обучения — создать условия для развития умения школьников учиться на собственном опыте и опыте других обучающихся, при этом происходит формирование следующих ключевых компетенций:

  • ценностно-смысловых;

  • общекультурных;

  • учебно-познавательных;

  • информационных;

  • коммуникативных;

  • социально-трудовых;

  • компетенций личностного самосовершенствования.

Информационные проекты — нацелены на сбор и анализ информации, подготовку и защиту выступления. Конечным результатом такого проекта может стать доклад, реферат, сообщение. Причем информацию ученики могут получать не только из книг, но и при работе с лабораторным оборудованием, проводя наблюдения за живыми объектами (проект «Приспособленность организмов и ее относительность»), работу с видео- и фотоматериалами (проект «Происхождение человека»), с картами области (проект «Охраняемые природные территории»).

Исследовательские проекты нацеливают на глубокое изучение проблемы. Предполагают наличие основных этапов, характерных для научного исследования: обозначение задач исследования, выдвижение гипотез, формирование выводов. Темами таких проектов могут быть: «Влияние газированных напитков на качество зубной эмали», «Исследование качества воздуха на пришкольной территории», «Исследование загрязнения окружающей среды. Продуктивные проекты — дают возможность школьникам проявить творческое воображение и оригинальность мышления. И составлять отчеты в виде создание газет, видеофильмов, плакатов, рисунков, кроссвордов. Эти проекты особенно актуальны в среднем звене, так как для детей этого возраста ярко выражена потребность в общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности.

Ролевые проекты - помогают участникам взять на себя роли литературных или исторических персонажей. Это могут быть театральные представления «Суд над сигаретой», «Жизнь и смерть клетки обыкновенной» и другие.

Практико-ориентированные - направляют действия учащихся на решение реальных проблем (например: разработать памятку по предупреждению искривления позвоночника, выпустить листовки на тему «Берегите лес!», транспаранты по защите природы, руководство для начинающих грибников).

В реальной практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в которых имеются признаки исследования и творчества.

Одной из основных задач современного учителя является работа по формированию метапредметных результатов с использованием современных путей, форм, способов организации учебного процесса, современных образовательных технологий, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования. Существует такой тезис: жизнь на уроке должна стать подлинной. Сделать ее такой – задача современного учителя.



Источники информации


  1. http://standart.edu.ru/

  2. Хуторской А.В. Метапредметное содержание образования с позиций человекосообразности. [Электронный ресурс] // Вестник Института образования человека; 02.03.2012 г.

  3. http://krylowaew.ucoz.ru/publ/metapredmetnyj_podkhod_chto_ehto_takoe_perekhodim_ot_teorii_k_praktike/1-1-0-7