СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Достойный сын земли Смоленской

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное мероприятие посвящено 55-летию полёта Ю.А. Гагарина в космос. Оно подготовлено учащимися, родителями и учителем 3 класса «А» и будет проведено 12 апреля в день космонавтики.

Просмотр содержимого документа
«Достойный сын земли Смоленской»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Шумячская средняя школа имени В. Ф. Алешина»






«Достойный сын земли Смоленской»


РАЗРАБОТКА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ, ПОСВЯЩЕННОГО 55-ЛЕТИЮ

ПОЛЕТА Ю.А.ГАГАРИНА В КОСМОС


Срок реализации: 1 год

Возраст детей: 9-11 лет





Автор работы:

Михалькова И.А., учитель

начальных классов







п. Шумячи

2016 г.

Цели и задачи:

  1. Способствовать изучению и сохранению исторического наследия своей малой Родины.

  2. Формировать качества активного гражданина на примере жизни и деятельности Ю.А.Гагарина.

  3. Помочь учащимся определиться с выбором конкретного жизненного идеала.

  4. Воспитывать патриотические чувства, гордость за своих земляков, достойных сынов земли Смоленской.

  5. Развивать интерес к достижениям космической науки и техники, способствующим созиданию и процветанию нашей Родины.

Подготовительный этап:

  • При подготовке к мероприятию в классе были проведены «гагаринские чтения»: учащиеся прочитали книги о Ю.А.Гагарине, о космосе, подобрали тематические фотографии, выучили слова песни А.Пахмутовой «Мы – гагаринцы ».

  • Проведен конкурс тематических рисунков, оформлена их выставка.

  • Класс был разделен на группы, каждая группа получила задание: подготовить выступление по одной из страниц «Устного журнала».

Мероприятие проводится с музыкальным сопровождением в ходе выступлений учащихся. В классе оформлены: выставка книг, посвящённых Ю.А.Гагарину, космосу и выставка творческих работ учащихся.











Ход мероприятия:

(слайд 1)

Учитель: 55 вёсен отделяют нас от того незабываемого утра 12 апреля 1961 года, когда мир узнал: впервые человек вырвался из власти земного притяжения в космическое пространство. Этим человеком стал советский гражданин, майор Юрий Алексеевич Гагарин.

Он совершил стремительный, всего за 108 минут, полёт вокруг земного шара на космическом корабле «Восток», созданном разумом и руками советских людей. Всё дальше и дальше в историю уходит этот победный день, но в сердцах людей живёт чувство гордости за свою великую страну, сумевшую первой проникнуть в космос, не убывают чувства радости, удивления и восхищения подвигом первопроходца космоса, нашего земляка, Ю.А.Гагарина.

Его по праву назвали гражданином Вселенной. Он был любим всеми во всём мире, и он любил всех. Больше всего – свою родную Смоленщину, землю героическую, многострадальную, с удивительным народом, землю, которая его родила, воспитала, землю его матери и отца.

Часто у Ю.А.Гагарина спрашивали: « Как вы стали космонавтом? Не может быть, чтобы совсем – совсем обыкновенный мальчишка превратился в космонавта №1?». На что Юрий Алексеевич отвечал, что нет никаких «секретов» на его дороге в космос со дня рождении и до лесенки, по которой он поднимался в кабину корабля «Восток».

Сегодня в ходе нашего мероприятия мы попытаемся выяснить, что же помогло Юрию Гагарину добиться такого успеха – стать космонавтом №1, каким он был человеком.

Звучит песня А. Пахмутовой «Знаете, каким он парнем был».

(слайд 2)

(слайд 3)

Учитель: 1 страница нашего «Устного журнала» посвящается детству Ю.А.Гагарина. Её представляет 1 группа участников мероприятия.

(слайд 4)

(слайд 5)

Юрий Алексеевич Гагарин родился 9 марта 1934г. в д. Клушино Гжатского уезда Смоленской области в крестьянской семье.

Юрий Алексеевич с любовью вспоминал: «Красиво наше село. Летом всё зелено, зимой - в глубоких сугробах. Наш дом стоял вторым с краю у дороги на Гжатск. В небольшом саду росли яблоневые, вишневые деревья, крыжовник, смородина, за домом – цветистый луг, где босоногая ребятня играла в лапту и горелки. А какие были у нас берёзы… а речка…».

Когда у Юрия Алексеевича спрашивали о его происхождении, он от души смеялся, рассказывая, что за границей, кто-то распустил слух, будто он происходит из знатного рода князей Гагариных, которые до революции владели дворцами и крепостными крестьянами.

(слайд 6)

Юрий Алексеевич рассказывал: « Мои родители – крестьяне, родились ещё до победы Советской власти. Поэтому образования не получили. Но я помню, как в деревне говорили, что золотые руки у моего отца». И в самом деле, в руках Алексея Гагарина спорилась любая работа – и столяра, и каменщика, и пахаря, и слесаря.

Авторитет отца в семье был непререкаемым. Строгий, но справедливый, он преподавал своим детям первые уроки дисциплины, уважения к старшим, любовь к труду. Никогда не применял ни угроз, ни брани, ни шлепков, никогда не задабривал и не ласкал без причины, но был очень внимателен к детским желаниям.

Дети гордились, когда впервые что-нибудь получалось самостоятельно: удалось ли запрячь лошадь, насадить топор на топорище, поправить забор…

(слайд 7)


Мать Юрия – Анна Тимофеевна работала в колхозе дояркой, затем заведующей молочно-товарной фермой. Дел было невпроворот. Но она находила время и для книг. Анна Тимофеевна много читала. Она могла ответить почти на любой детский вопрос.

Юре она казалась, не только в детстве, но и на протяжении всей жизни, неиссякаемым источником мудрости. Юрий Алексеевич с нежностью рассказывал: «Лицо у неё такое милое-милое, как на хорошей картине. Очень я люблю свою маму и всем, чего достиг, обязан ей».

(слайд 8)

1 сентября 1941 года Юрий пошёл в первый класс. К учению относился серьёзно. Не гнался за хорошими отметками, а просто хотел знать, как можно больше, научиться всему, как можно быстрее. Уже шла война. В одной классной комнате одновременно занимались по 2 класса в две смены. Тетради были редкостью. Часто приходилось писать на полях газет и кусках обоев, раздобытых учительницей. На уроках арифметики считали не палочки, а патронные гильзы.

С войной Юрию пришлось столкнуться рано. Как-то, возвращаясь из школы, Юра с ребятами увидели невысоко в небе два советских самолёта. Один, подбитый, клонился к земле. Лётчику стоило больших сил удержать самолёт от падения. Наконец удалось посадить машину на торфяном болоте. При посадке самолет переломился, но пилот успел выпрыгнуть. А другой большими кругами летал над подбитым, как одна птица над другой, защищая её. Через некоторое время и этот приземлился рядом, не лугу. Лётчик не бросил товарища в беде. Они переночевали у своего «ЯКа», а утром улетели оба на исправной машине. Случай с двумя лётчиками, их дружба и мужество, Юрию запомнились на всю жизнь. «Сам погибай, а товарища выручай!».

Война принесла много лишений, горя. Подражая старшим, клушинские мальчишки, потихоньку, как могли, вредили гитлеровцам. Разбрасывали по дороге острые гвозди и битые бутылки, прокалывали шины машин, в выхлопную трубу мотоцикла фашиста Альберта, который хозяйничал в доме Гагариных и издевался над детьми, Юра всегда запихивал тряпки и мусор. Альберт Юру ненавидел, поэтому мальчику приходилось ночевать по соседям, а там только и разговору было, как досадить фашистам.

В 1945 году семья переехала в Гжатск. И там пришлось хлебнуть немало горя и нужды. Но Гагарины нашли возможность продолжать обучение сына, прерванное в Клушине. Юру приняли в Гжатскую базовую школу при педагогическом училище.

(слайд 9)

Учительница Е. Лунова вспоминает: «Юра всегда отличался любознательностью, вниманием. Любил читать книги, часто приносил в школу старые журналы, газеты. К товарищам был чуток и отзывчив, любил рассказывать о самолётах и звёздах, придумывал затейливые игры. А на уроках арифметики больше всего любил составлять задачи с лётчиками и самолётами. В тетрадках по рисованию их была целая эскадрилья с краткой надписью – ЯК. Видимо, с детства этот светловолосый, ясноглазый парнишка мечтал о полётах. На уроках Юра был исключительно внимателен, трудолюбив. Любознательность, пытливость мысли, завидное трудолюбие и силу воли пронёс он через всю свою короткую, но яркую жизнь». [3]

Учитель: Ребята, вы прослушали рассказ о детстве Юрия Алексеевича, многие из вас читали книги о его детстве. Какие черты характера были воспитаны у Юрия Алексеевича в детские годы?

(Ожидаемый ответ: доброта, честность, отзывчивость, трудолюбие, уважительное отношение к окружающим, любовь к родителям, целеустремлённость, любовь к Родине).

Учитель: вторая страница посвящена началу самостоятельной жизни Юрия Алексеевича. Ее представляет следующая группа участников «Устного журнала».

(слайд 10)

(слайд 11)

Когда Юрию исполнилось 15 лет, он решил оставить учёбу в средней школе и овладеть каким-нибудь ремеслом, чтобы быстрее начать помогать родителям. Эту заботу о них, чувство долга, ответственности, трудолюбие Юрий Гагарин пронёс через всю свою жизнь.

Родители согласились отпустить Юрия в Москву к дяде, который и посоветовал пойти в ремесленное училище при заводе сельскохозяйственных машин в городе Люберцы, московском пригороде. Здесь и начинается самостоятельная жизнь Юрия Алексеевича. Учился он на формовщика литейного цеха. Профессия не из легких, требует не только знаний, но и большой физической силы. Юрий был к этому готов.

(слайд 12)

Свободное время уходило на выполнение комсомольских поручений и на игру в баскетбол, которой всегда увлекался.

(слайд 13)

Юрий с юных лет любил труд. Окончив ремесленное училище, Ю.А.Гагарин с гордостью и по праву назвал себя рабочим.

(слайд 14)

После окончания ремесленного училища, дирекция помогла Юрию Алексеевичу поступить в индустриальный техникум в городе Саратове на Волге. Именно с Саратовом связано появления у Юрия болезни, которой нет названия в медицине – неудержимой тяги в небо, тяги к полётам.

(слайд 15)

Об успехах Юрия Гагарина говорят грамоты и дипломы, полученные им в годы учебы.

(слайд 16)

(слайд 17)

В Саратовском техникуме появилось особенное пристрастие к физике. Гагарин увлёкся учением К.Э.Циолковского о ракетных двигателях и межпланетных путешествиях. Юрия увлекала прозорливость учёного, его способность видеть будущее с необыкновенной точностью. Он писал, что за эрой самолётов винтовых придёт эра самолётов реактивных, и они уже летают в небе над Саратовом.

С доклада о К.Э.Циолковском, который написал Юрий, будучи студентом Саратовского индустриального техникума, и началась его «космическая биография».

(слайд 18)

В литейщике родился лётчик. Юрий решил начать с аэроклуба. Он часто вспоминал свой первый нерешительный прыжок с парашютом. Приземлился удачно. И потом всё показалось простым, захотелось спускаться ещё и ещё под белым куполом. После диплома уже просто не мог отступить, бросить воздушную стихию.

(слайд 19)

Юрий поступает в Оренбургское авиационное училище. Годы учёбы в Оренбурге совпали с первыми советскими успехами в завоевании космоса: первый спутник, второй- с собакой на борту. «Раз живое существо уже поднялось в космос, почему бы не полететь туда человеку» - часто задумывался Ю.А.Гагарин.

(слайд 20)

Время шло. Юрий Гагарин надел форму лейтенанта авиации, женился на Валентине Горячевой. Из Оренбурга был переведён на Север: там служба, практика. Пришлось много работать, а ещё больше - летать. Пригодилось всё, чему научился в детстве, в годы учёбы в Люберцах.

(слайд 21)

В 1960 году Юрия Алексеевича зачислили в отряд по подготовке космонавтов.

(слайд 22)

С первых дней Юрий покорил главного конструктора ракетно-космических систем С.П.Королева.

«Привычка к труду мне очень пригодилась. И суть не просто в физической закалке, а именно в рабочем характере, в приверженности к делу, в желании трудиться, иными словами, – в работе с радостным удовлетворением», - писал Юрий в статье «Металл и характер отливаются в труде».

(слайд 23)

(слайд 24)


Ученик 1: читает стихотворение А.Твардовского «Памяти Гагарина».

Ах, этот день двенадцатый апреля,

Как он пронесся по людским сердцам!

Казалось, мир невольно стал добрее,

Своей победой потрясенный сам…

Ученик 2: «Мы хотим вам напомнить, как начинался день 12 апреля 1961 года».

(слайд 25)

Ученик 3: «О последующих событиях мы предлагаем вам ответить на вопросы нашей викторины»

(Отвечающие получают жетоны).

(слайд 26)

  1. Почему Смоленская область называется крылатой?

  2. Кто был дублёром Ю.А.Гагарина?

  3. Как называется костюм космонавта?

  4. Куда, по традиции, идут космонавты перед отъездом на космодром, перед полётом?

  5. Как назывался космический корабль, на котором летал Ю.А.Гагарин?

  6. Где находится космодром Байконур?

  7. Какую мощность двигателей имела ракета, которая вывела «Восток» на орбиту Земли?

  8. Назовите вес космического корабля Космонавта - 1?

  9. Назовите максимальное удаление космического корабля «Восток» от Земли?

  10. Сколько времени продолжался весь космический полёт Ю.А.Гагарина?

  11. Что сказал Ю.А.Гагарин по команде «Старт»?

  12. Сколько времени составил период обращения космического корабля «Восток» вокруг Земли?

  13. Назовите космическую скорость «Востока»?

  14. Какое происшествие произошло с Ю.А.Гагариным в полёте?

  15. Назовите московское время приземления «Востока» с Ю.А.Гагариным?

  16. Где приземлился «Восток»?

  17. Кто первыми увидели приземлившегося Космонавта - 1?

  18. Где и когда Гагарин получил звание майора?

  19. Каких наград удостоен Ю.А.Гагарин за свой космический подвиг?

  20. Как сложилась судьба Космонавта №1?

  21. Когда погиб Ю.А.Гагарин?

  22. Как увековечена память о Ю.А.Гагарине?

  23. Какой существует священный ритуал для тех, кто впервые собирается совершить космический полёт?

(Подведение итогов викторины. Победитель награждается грамотой).

(слайд 27)

Учитель: «Ребята, мы проследили с вами недолгий, но очень яркий жизненный путь Ю.А.Гагарина. «Судьбе было угодно, чтобы в памяти человечества он остался навсегда молодым», - так сказал о космонавте №1 Владимир Губарев. Ю.А.Гагарин горячо любил свою Родину, никогда не забывал родную Смоленщину, часто, несмотря на занятость, приезжал в город Гжатск, в своё родное село Клушино. Он очень гордился, что его малая родина дала миру выдающихся авиаторов, создателя первого крупнейшего воздушного корабля – Слесарева В.А., основоположника вертолётостроения – Лавочкина С.А., крупнейшего авиационного учёного – Макаревского А.И., и др. Символично, что Смоленщина стала Родиной и первого космонавта Земли.

Нам все это нужно знать, помнить и учиться у Юрия Гагарина любить свою малую родину, отдавать всего себя большой стране. Его жизнь, начиная с военного трудного детства, - это подвиг!

Ребята! Давайте попробуем определить основные правила самовоспитания, которые помогут нам добиться успеха в жизни:

  • Высказывания учащихся;

  • Обсуждение.

(слайд 28)

Примерный перечень правил, которые могут быть использованы:

  1. Жизнь без цели – гибель души и разума.

  2. Воспитывая себя, воспитывай и других.

  3. Нельзя жить, если не знаешь, зачем живёшь и чего хочешь.

  4. Не уступай подлости, иначе погубишь в себе человека.

  5. Трудность интересна тем, что раскрывает в тебе новые качества.

  6. Плох тот день, после которого не осталось задач на завтрашний.

  7. Высшее счастье не в том, чтобы брать, а в том, чтобы отдавать.

  8. Здоровое недовольство собой – высокое достоинство настоящего человека.

  9. Приучи себя чаще говорить: «надо», «должен», реже – «не хочу», «не буду».

В заключение класс исполняет песню-марш «Мы – гагаринцы» Муз. А.Пахмутовой, слова Н.Добронравова.

(слайд 29, 30)

Просмотр выставки детских тематических рисунков.

(слайд 31, 32)

Ресурсы:


1. Гагарина А.Т. Слово о сыне.- 3-е изд. – М.: Мол. гвардия, 1986 г. – 159с., фотогр.

2. Докучаев Ю.А. Урок Гагарина / Худож. Ю. Копейко. – 2-е дополн. Изд. – М.: Дет. лит., 1985. – 144с., ил., фотоил.

3. С.Казаков. «Недаром был любим». Московский рабочий,1991 г.

4. Недаром был любим Составитель: член Союза журналистов СССР С.Казаков, рецензент: член Союза писателей Ю. Пашков. Издательство: «Московский рабочий» Смоленское отделение, 1991 г. -160 с.

5. Юрий Гагарин. Фотодокументы государственного архивного фонда СССР Текст и составление В.Ф. Нестеровой, Н.И. Кузьмичёва, О.А. Михайлова. Москва, Издательство: «Планета» 1986 г.

6. http://yandex.imades.ru.

11