В. А. Сухомлинский говорил, что дети – это счастье, созданное нашим трудом. Мы счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза наполнены радостью.
Исследования политологов показывают, что Россия переживает кризис общественного сознания. По мнению академика Т. Заславской, «это самый глубокий кризис», который выражается в отчуждении человека от средств труда, политической власти, культуры, науки, искусства, людей друг от друга, от самих себя и, что самое страшное, родителей от детей, детей от родителей. Самые близкие и дорогие люди не слышат и не понимают друг друга. Телевизор и компьютер заменили детям тёплые отношения с родителями. У детей не формируется способность сопереживать, сочувствовать. Скудность интересов, духовная неразвитость влечет за собой нравственную глухоту к радостям и горестям окружающим. А ведь именно родители, семья и являются первой, наиболее важной ступенькой для вхождения маленького человека в жизнь. Выдающийся музыкант и педагог Г. Нейгауз сказал: «Хорошие родители важнее хороших педагогов». Именно родители закладывают основы мировоззрения, морали, эстетических вкусов ребенка.
В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым Положением о дошкольном образовательном учреждении, одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». Вовлечение семьи в воспитательно - образовательный процесс способствует улучшению эмоционального самочувствия детей, обогащению воспитательного опыта родителей, повышению их родительско-педагогической компетентности.
Современная жизнь – занятые родители, сосредоточенные на том, чтобы заработать деньги, которые хотят отдохнуть в тишине и спокойствии, почти исключили возможность к совместному творчеству: изготовлению поделок, рукоделию или совместному отдыху. Детей отправляют в кружки, однако не находят время, чтобы побыть с ними, узнать, о чем дети думают, чем интересуются. А дети не видят, какими знаниями, умениями и навыками обладают их родители. Задача педагога организовать совместное дело для детей и родителей. Обязательное условие организации досуга - чтобы дети и родители ушли с мероприятия с хорошим настроением.
Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. Такие формы сотрудничества с семьей могут быть эффективными, только если воспитатели уделяют достаточное внимание педагогическому содержанию мероприятия, а установление неформальных доверительных отношений с родителями не является основной целью общения.
Условно досуговые формы взаимодействия с родителями можно разделить на несколько групп:
Праздники, утренники, мероприятия (концерты, соревнования). К данной группе форм относятся проведение педагогами дошкольных учреждений таких традиционных совместных праздников и досугов, как «Встреча Нового года», «Масленица», «Праздник мам», «Лучший папа», «Папа, мама, я — дружная семья», «Праздник урожая». Не обойтись и без спортивных развлечений таких как ,например, семейные Олимпийские игры. Такие вечера помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса. Родители могут проявить смекалку и фантазию в различных конкурсах. Они могут выступать в роли непосредственных участников: участвовать в составлении сценария, читать стихотворения, петь песни, играть на музыкальных инструментах и рассказывать интересные истории и т.д.
Выставки работ родителей и детей, семейные вернисажи. Такие выставки, как правило, демонстрируют результаты совместной деятельности родителей и детей. Это важный момент в построении взаимоотношений между ребёнком и родителем и значимый для воспитателя (повышение активности родителей в жизни группы, один из показателей комфортности внутрисемейных отношений).
Совместные походы и экскурсии. Основная цель таких мероприятий – укрепление детско-родительских отношений. В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду. Это начало патриотического воспитания, любовь к Родине рождается из чувства любви к своей семье. Из этих походов дети возвращаются обогащенные новыми впечатлениями и затем увлеченно рисуют, делают поделки, оформляют выставки совместного творчества.
Благотворительный акции. Такая форма совместной деятельности имеет большое воспитательное значение не только для детей, которые учатся не только принимать подарки, но и делать. Это большой труд, воспитания человеческой души. Например, акция «Подари книгу». Благодаря такой форме работы с родителями может обновиться и пополниться библиотека группы.
К данным формам также можно отнести:
кружки и секции;
клубы отцов, бабушек, дедушек;
клуб выходного дня;
выпуск стенгазеты;
домашние гостиные;
работа театральной труппы дети – родители (совместная постановка спектаклей);
семейные встречи;
веломарафон, посвящённый Дню защиты детей;
музыкальные и литературные салоны;
коллекционирование и т.д.
Наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями.
Данные формы общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя.
Наглядно-информационные формы условно разделены на две подгруппы:
1.Задачами одной из них — информационно-ознакомительной — является ознакомление родителей с самим дошкольным учреждением, особенностями его работы, с педагогами, занимающимися воспитанием детей, и преодоление поверхностных мнений о работе дошкольного учреждения.
2.Задачи другой группы — информационно-просветительской — близки к задачам познавательных форм и направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста.
В их использовании необходимо соблюдать принцип целенаправленности и принцип систематичности. Главная задача данных форм работы – познакомить родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей в ДОУ и способствовать преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывать практическую помощь семье.
К ним относятся:
записи на диктофон бесед с детьми,
видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий;
фотографии,
выставки детских работ,
стенды, ширмы, папки-передвижки.
Рассмотрим группу традиционных информационно-ознакомительных форм.
Уголок для родителей. В нем размещается полезная для родителей и детей информация: режим дня группы, расписание занятий, ежедневное меню, полезные статьи и справочные материалы-пособия для родителей.
Выставки, вернисажи детских работ. Их цель – демонстрация родителям важных разделов программы или успехов детей по освоению программы.
Информационные листы. Они могут нести в себе следующую информацию:
информацию о дополнительных занятиях с детьми;
объявления о собраниях, событиях, экскурсиях;
просьбы о помощи;
благодарность добровольным помощникам и т.д.
Памятки для родителей. Небольшое описание/инструкция правильного выполнению каких-либо действий.
Папки–передвижки. Формируются по тематическому принципу: «Чтобы наши дети не болели», «Роль отца в воспитании детей» и т.д. Папка дается во временное пользование родителям. Когда родители ознакомятся с содержанием папки-передвижки, с ними следует побеседовать о прочитанном, ответить на возникшие вопросы, выслушать предложения и т.д.
Родительская газета оформляется самими родителями. В ней они отмечают интересные случаи из жизни семьи, делятся опытом воспитания по отдельным вопросам. Например, «Выходной день семьи», «Моя мама», «Мой папа», «Я дома» и т.д.
Видеофильмы. Создаются по определенной тематике, например «Трудовое воспитание ребенка в семье», «Трудовое воспитание детей в детском саду» и др.
В нашем детском саду родители и дети очень любят проведение совместных семейных праздников: «Праздник осени», «Новый год», «8 марта», «Масленица». Праздник в нашем детском саду — это радость, веселье, торжество, которое разделяют и взрослые, и дети. Такие мероприятия создают эмоциональный комфорт в группе, сближают участников педагогического процесса. Родители проявляют смекалку и фантазию в различных конкурсах. Дети выступают в роли непосредственных участников: читают стихотворения, поют песни, танцуют, играют на музыкальных инструментах и рассказывают интересные истории и т.д. И родители всегда с восторгом наблюдают и участвуют в мероприятии. Такие семейные праздники у нас часто заканчивались совместным чаепитием с родителями. К сожалению в последнее время, в связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией, не всегда родителям удается поприсутствовать на подобных мероприятиях. К счастью мы живем в век технологий, но думаю любой согласится что живое участие не заменить изображением на экране, да и ребенку куда более приятно видеть родителей рядом с собой в торжественной обстановке. Но даже в такой ситуации не теряется взаимодействие родителей и детей.
Также в группе на многие праздники оформляются поздравительные стенгазеты. Совместная работа родителей, детей и воспитателя над стенгазетой хороша тем, что предполагает проявление творчества, сплочение всех участников в процессе деятельности. У детей развиваются творческие, познавательные и коммуникативные способности.
Большой интерес в группе вызывает совместная продуктивная деятельность родителей и детей: выставка поделок «Новогодняя игрушка своими руками», «Дары осени», «Кормушка для птиц», «Конкурс рисунков» и т. д. Такие выставки, как правило, демонстрируют результаты совместной деятельности родителей и детей. Это важный момент в построении взаимоотношений между ребёнком и родителем и значимый для воспитателя. Повышение активности родителей в жизни группы, один из показателей комфортности внутрисемейных отношений. Хотелось бы сказать об одном важном моменте. Каждый человек, сделав определенную работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители. Не нужно забывать хвалить родителей. Можно вручать грамоты, дипломы, благодарственные письма родителям и детям. Казалось бы, мелочь, но всё же приятно, когда твой труд оценили и это очень хорошо мотивирует на дальнейшие участие в мероприятиях подобного вида.
Участие семей в конкурсах и флэш-мобах не только обогащает семейный досуг, но и объединяет детей и взрослых в общих делах. Чтобы привлечь к участию в конкурсах, выставках, лучше заранее вывешивать яркое сообщение и продублировать его в социальных сетях где происходит общение с родителями. Они не остаются равнодушными: делают фотографии, короткие видео, готовят вместе с детьми интересные поделки и рисунки. Это помогает лучше узнать наших воспитанников. Результат совместного творчества детей и родителей способствует развитию эмоций ребенка, вызывает чувство гордости за своих родителей.
В качестве наглядно-информационных форм взаимодействия с родителями мы активно используем различные консультации, папки передвижки, памятки. Чаще всего, как было замечено, интерес вызывают текст, оформленный с иллюстрациями, которые невольно привлекают к себе внимание. Так же многим родителям нравится, когда в консультациях есть задания на совместное выполнение с детьми. Например, по пути домой сочинить сказку или искать только круглые или только красные предметы. Дети потом рассказывают друг другу какие предметы определенной формы или цвета они встречали по дороге домой, и кто больше сосчитал или рассказывают сочиненные сказки.
Если раньше, чтобы быть социально успешным человеком, достаточно было быть хорошим исполнителем, обладать определенными знаниями и умениями, то сейчас необходимо быть творческой и инициативной личностью, способной самостоятельно ставить и творчески решать проблемы. Поэтому, для развития творческой активности детей, как основного качества зрелой личности, мы считаем необходимостью организовывать такие совместные досуги наших воспитанников с их родителями.
Главное не останавливаться на достигнутом, и продолжать искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель — воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек — таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.
Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
Подводя итог всему вышесказанному, хочется отметить, что в детском саду царит доверительная атмосфера, педагоги и родители сообща решают главную, единую задачу: воспитание свободного, развитого, ответственного человека, готового для жизни в социуме.
Список литературы:
1. Наливнова В.В.Опыт работы ДОУ по организации совместных досуговых мероприятий с семьями воспитанников: [Электронный ресурс].- Ст.Мечетинская, 2017. URL https://infourok.ru/opit-raboti-dou-po-organizacii-sovmestnih-dosugovih-meropriyatiy-s-semyami-vospitannikov-2669081.html (Дата обращения 2.03.2022).
2.Кашипова Е.В. Досуговое направление как форм работы с родителями в детских садах: [Электронный ресурс]. -г.Нижнекамск, 2017. URL https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2017/10/12/dosugovoe-napravlenie-kak-odna-iz-innovatsionnyh-form-raboty-s-0 (Дата обращения 2.03.2022).
3. Досуговые формы взаимодействия с родителями: [Электронный ресурс]. URL https://studopedia.net/19_103525_dosugovie-formi-vzaimodeystviya-s-roditelyami.html (Дата обращения 5.03.2022).
4. Кувшинова С.А. Досуговые формы работы с родителями как метод установления сотрудничества: [Электронный ресурс].- Еврейская Аобл. URL https://infourok.ru/doklad-dosugovie-formi-organizacii-vzaimodeystviya-s-roditelyami-3444801.html (Дата обращения 5.03.2022).
5. Баранчик Л. К. Досуговые формы взаимодействия с родителями: [Электронный ресурс]. URL https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2021/10/16/dosugovye-formy-vzaimodeystviya-s-roditelyami (Дата обращения 5.03.2022).