1. Организационный этап | Психологический настрой обучающихся на урок. - | Оценивание готовности к уроку. Самоорганизация на учебную деятельность. | личностные: внимание, уважение к окружающим; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, одноклассниками; регулятивные: саморегуляция. |
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся | С первых страниц произведения обращаем внимание на мастерство Островского-драматурга. Первое действие проходит летним вечером, в общественном саду на берегу Волги. Такой выбор места и времени действия дал автору возможность уже в первых явлениях познакомить читателя и зрителя с основными героями пьесы, ввести в сущность её конфликта. | Предлагают варианты ответов на вопросы учителя, обсуждают, совместно выбирают самые точные цели. Записывают тему урока в тетрадь. | коммуникативные: формулировать и уметь отстаивать собственное мнение и собственную позицию, аргументировать свою точку зрения; регулятивные: целеполагание; познавательные: развивать умение проводить наблюдение, делать выводы и умозаключения на основе аргументации. |
3. Актуализация знаний. | 1) Какой театр называет себя “Домом Островского”? (Московский Малый театр) 2) Сколько драматических произведение написал А.Н. Островский, создав тем самым репертуар русского театра? 3) Какие драматические жанры вы знаете? 4) За постановку какой пьесы А.Н. Островского вынудили выйти в отставку с государственной службы, обвинили в политической неблагонадёжности и отдали под негласный надзор полиции? А Николай 1, возмутившись столь нелестным изображением своих подданных, начертал на донесении цензурного комитета: «Напрасно печатано, играть же запретить». (За “Банкрот”) 5) К каким сословиям относятся герои А.Н. Остр | Отвечают на вопросы, аргументируя ответы примерами.. | личностные: умение выражать своё отношение к героям, поступкам, событиям; познавательные: умение работать с разными источниками информации; регулятивные: умение высказывать своё предположение на основе работы с текстами. |
4.Первичное усвоение новых знаний. | Продолжаем работу. Откройте, пожалуйста, тетради и запишите словоГ Р О З А. Какие ассоциации возникают в вашем воображении при слове «гроза»?Слово «гроза» - однозначное или многозначное? гроза – это природное явление: сильный дождь с громом и молнией гроза – это опасность, беда, угроза наконец, «Гроза» - это драматическое произведение, ставшее одной из вершин творчества А.Н. Островского . Высоко оценили «Грозу» передовые русские писатели. Итак, гроза – понятие многогранное. Это и что-то страшное, грозное, громкое в природе и не только в ней, но и в нашей жизни. Это и прозрачный ливень, освежающий землю. Это и очищение от грязи, свежий запах озона, остающийся после грозы. Мы ещё не раз обратимся к этому понятию в процессе осмысления пьесы А.Н. Островского. И наверное, подлинный смысл названия произведения поймём позже. А пока, давайте с вами откроем книгу. Обратите внимание на названия таких произведений, как «Не всё коту масленица», «Не в свои сани не садись», «На всякого мудреца довольно простоты». Что можно сказать о жанре этих произведений? Какой жанр был любимым для А.Н. Островского? Можно ли отнести к этим произведениям пьесу «Гроза»? Одинаково ли их настроение? Наш сегодняшний урок – это урок-экспозиция, на котором мы постараемся познакомиться с городом Калиновым и его обитателями. Какую информацию мы можем почерпнуть уже из афиши к пьесе? Что примечательного можно обнаружить в описании действующих лиц и обстановки действия? Итак, на берегу великой русской реки раскинулся город. На высоком берегу Волги – общественный сад, за Волгой – сельский вид. Простор, воля, свежий воздух, красота. Так и хочется петь. И Кулигин поёт.Какой художественный приём и с какой целью использует автор в первом же диалоге Кулигина с Кудряшом? | Запись в тетрадь. Работа с текстом | познавательные: поиск и выделение необходимой информации; умение работать с разными источниками информации; коммуникативные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, личностные: умение выражать своё отношение к событиям; регулятивные: умение определять цели работы и планировать деятельность. |
5. Первичная проверка понимания | Составление опорной обобщающей схемы « Город Калинов и его обитатели» | Отвечают на вопросы, аргументируя ответы примерами,работа в парах, самооценка, запись на доске и в тетрадях | поиск и выделение необходимой информации; умение делать выводы; овладение логическими действиями сравнения, обобщения; активность в решении творческой задачи; коммуникативные: умения слушать и понимать, строить речевое высказывание в соответствии с задачей; оформлять своё мнение в устной форме; личностные: умение выражать своё отношение к событиям; |
6. Первичное закрепление | Установочное задание: почему главная героиня появляется лишь в середине 1-го действия? Какова первая реплика Катерины и значим ли для нас характер этой реплики? (Драматургу в начале пьесы важно убедить читателя в гнусности обстановки, а затем по контрасту с этой обстановкой нарисовать светлый образ героини. Своей первой репликой Катерина заступается за мужа, что сразу подчеркивает внутреннюю силу и красоту ее характера. Кроме того, в первой же своей реплике она говорит именно о любви, которая составляет сущность ее натуры). | Обсуждение, анализ и сравнение | познавательные: поиск и выделение необходимой информации; овладение логическими действиями сравнения, обобщения; коммуникативные: умения строить речевое высказывание в соответствии с задачей; личностные: формирование навыков систематизации знаний. |
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | 1) «Как зачем бояться? Какой же тогда порядок в доме будет?» Как вы относитесь к высказыванию Кабанихи? Устарело ли это суждение? Злодейка ли Кабаниха? 2) Перечитайте 2 действие. Расскажите, что из двух действий мы узнаём о Катерине? | Сообщают классу полученную информацию, отвечают на возникшие вопросы | коммуникативные: создание письменного высказывания и его представление. |
8.Рефлексия (подведение итогов занятия) | - Какой урок можно извлечь из занятия? Побуждение к высказыванию собственного мнения. | Обучающиеся осуществляют рефлексию. Приём незаконченного предложения: Сегодня я узнал … Мне было трудно … Теперь я могу … Я научился… | регулятивные: формирование навыков рефлексии. коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; познавательные: сравнение, оценивание. |