СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Драма «Гроза». Мир города Калинова. Анализ экспозиции и образной системы.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Драма «Гроза». Мир города Калинова. Анализ экспозиции и образной системы.

Просмотр содержимого документа
«Драма «Гроза». Мир города Калинова. Анализ экспозиции и образной системы.»


Урок № 17. Драма «Гроза». Мир города Калинова. Анализ экспозиции и образной системы.

Тип урока: комбинированный урок

Педагогические задачи:вызвать интерес к жизни и творчествудраматурга А. Н. Островского;познакомить с основными этапами творческого пути А. Н. Островского;рассказать учащимся об особенностях жанра драма, о творческой истории пьесы «Гроза»;

начать знакомство с миром города Калинова, ставшего фоном и действующим лицом пьесы, проанализировать созданный автором образ города Калинов и его жителей; ознакомить учащихся с городом Калинов и его обитателями, с изображением жестоких нравов «темного царства»; дать ответ на вопрос о художественном произведении с опорой на теоретико-литературные знания; формирование гуманистического мировоззрения; развитие навыков работы с текстом.

Планируемые результаты

Предметные: понимание связи литературного произведения
с эпохой написания; приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры; восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие
литературного произведения

Метапредметные:

Регулятивные УДД:учатся обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, выбирать тему творческой работы с помощью учителя; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану; в диалоге с учителем совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.

Познавательные УДД: самостоятельно отбирают для решения предметных учебных задач необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски; сопоставляют и отбирают информацию, полученную из различных источников; учатся составлять сложный план текста; передавать содержание
в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

Коммуникативные УДД: учатся подтверждать аргументы фактами, критично относиться к своему мнению; понимать точку зрения другого (в том числе автора), самостоятельно используя приёмы изучающего чтения на различных текстах, а также приёмы слушания; учатся искать свою позицию в многообразии эстетических и культурных предпочтений

Личностные: оценивают ситуацию
на уроке с точки зрения общечеловеческих и российских ценностей, красоты природы и творчества; испытывают желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; понимают, что русский язык является одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, осознают определяющую роль родного языка в развитии
интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения школьного образования; осознают эстетическую ценность русского языка, проявляют уважительное отношение к родному языку, гордость за него, стремление к речевому самосовершенствованию, испытывают потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры, имеют достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей
и чувств в процессе речевого общения, проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью

Образовательные ресурсы: Образовательные ресурсы: Литература. 10 класс : учеб.для общеобразоват. организаций. В 2 ч / С.А. Зинин и др. – М. : Просвещение, 2019*; презентация

Интернет-ресурсы: :https://youtu.be/Yi0ILT5icgYhttp://www.belgtis.ru/images/obuch/pm/LiteraturaklasschastSaharovVIZininSA.pdf

1. Образовательный портал «Сдам ГИА». – Режим доступа : https://rus-oge.sdamgia.ru/

2. Федеральный институт педагогических измерений. Открытый банк заданий ЕГЭ 2020. Русский язык. – Режим доступа :http://85.142.162.126/os/xmodules/qprint/index.php?proj=2F5EE3B12FE2A0EA40B06BF61A015416


Этапы урока

Содержание учебного материала.

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Формирование УУД

1. Организационный этап

Психологический настрой обучающихся на урок. -

Оценивание готовности к уроку. Самоорганизация на учебную деятельность.

личностные: внимание, уважение к окружающим;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, одноклассниками;

регулятивные: саморегуляция.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся

С первых страниц произведения обращаем внимание на мастерство Островского-драматурга. Первое действие проходит летним вечером, в общественном саду на берегу Волги. Такой выбор места и времени действия дал автору возможность уже в первых явлениях познакомить читателя и зрителя с основными героями пьесы, ввести в сущность её конфликта.

Предлагают варианты ответов на вопросы учителя, обсуждают, совместно выбирают самые точные цели. Записывают тему урока в тетрадь.


коммуникативные: формулировать и уметь отстаивать собственное мнение и собственную позицию, аргументировать свою точку зрения;

регулятивные: целеполагание;

познавательные: развивать умение проводить наблюдение, делать выводы и умозаключения на основе аргументации.

3. Актуализация знаний.

1) Какой театр называет себя “Домом Островского”? (Московский Малый театр)

2) Сколько драматических произведение написал А.Н. Островский, создав тем самым репертуар русского театра?

3) Какие драматические жанры вы знаете?

4) За постановку какой пьесы А.Н. Островского вынудили выйти в отставку с государственной службы, обвинили в политической неблагонадёжности и отдали под негласный надзор полиции? А Николай 1, возмутившись столь нелестным изображением своих подданных, начертал на донесении цензурного комитета: «Напрасно печатано, играть же запретить». (За “Банкрот”)

5) К каким сословиям относятся герои А.Н. Остр

Отвечают на вопросы, аргументируя ответы примерами..

личностные: умение выражать своё отношение к героям, поступкам, событиям;

познавательные: умение работать с разными источниками информации;

регулятивные: умение высказывать своё предположение на основе работы с текстами.

4.Первичное усвоение новых знаний.

Продолжаем работу. Откройте, пожалуйста, тетради и запишите словоГ Р О З А.

Какие ассоциации возникают в вашем воображении при слове «гроза»?Слово «гроза» - однозначное или многозначное?

гроза – это природное явление: сильный дождь с громом и молнией

гроза – это опасность, беда, угроза

наконец, «Гроза» - это драматическое произведение, ставшее одной из вершин творчества А.Н. Островского .

Высоко оценили «Грозу» передовые русские писатели.

Итак, гроза – понятие многогранное. Это и что-то страшное, грозное, громкое в природе и не только в ней, но и в нашей жизни. Это и прозрачный ливень, освежающий землю. Это и очищение от грязи, свежий запах озона, остающийся после грозы.

Мы ещё не раз обратимся к этому понятию в процессе осмысления пьесы А.Н. Островского. И наверное, подлинный смысл названия произведения поймём позже.

А пока, давайте с вами откроем книгу.

Обратите внимание на названия таких произведений, как «Не всё коту масленица», «Не в свои сани не садись», «На всякого мудреца довольно простоты». Что можно сказать о жанре этих произведений? Какой жанр был любимым для А.Н. Островского?

Можно ли отнести к этим произведениям пьесу «Гроза»? Одинаково ли их настроение?

Наш сегодняшний урок – это урок-экспозиция, на котором мы постараемся познакомиться с городом Калиновым и его обитателями.

Какую информацию мы можем почерпнуть уже из афиши к пьесе? Что примечательного можно обнаружить в описании действующих лиц и обстановки действия?

Итак, на берегу великой русской реки раскинулся город. На высоком берегу Волги – общественный сад, за Волгой – сельский вид. Простор, воля, свежий воздух, красота. Так и хочется петь. И Кулигин поёт.Какой художественный приём и с какой целью использует автор в первом же диалоге Кулигина с Кудряшом?

Запись в тетрадь.

Работа с текстом

познавательные: поиск и выделение необходимой информации; умение работать с разными источниками информации;

коммуникативные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме,

личностные: умение выражать своё отношение к событиям;

регулятивные: умение определять цели работы и планировать деятельность.

5. Первичная проверка понимания

Составление опорной обобщающей схемы « Город Калинов и его обитатели»

Отвечают на вопросы, аргументируя ответы примерами,работа в парах, самооценка, запись на доске и в тетрадях

поиск и выделение необходимой информации; умение делать выводы;

овладение логическими действиями сравнения, обобщения; активность в решении творческой задачи;

коммуникативные:

умения слушать и понимать, строить речевое высказывание в соответствии с задачей; оформлять своё мнение в устной форме;

личностные: умение выражать своё отношение к событиям;

6. Первичное закрепление

Установочное задание: почему главная героиня появляется лишь в середине 1-го действия? Какова первая реплика Катерины и значим ли для нас характер этой реплики?

(Драматургу в начале пьесы важно убедить читателя в гнусности обстановки, а затем по контрасту с этой обстановкой нарисовать светлый образ героини. Своей первой репликой Катерина заступается за мужа, что сразу подчеркивает внутреннюю силу и красоту ее характера. Кроме того, в первой же своей реплике она говорит именно о любви, которая составляет сущность ее натуры).


Обсуждение, анализ и сравнение

познавательные:

поиск и выделение необходимой информации; овладение логическими действиями сравнения, обобщения; коммуникативные:

умения строить речевое высказывание в соответствии с задачей;

личностные: формирование навыков систематизации знаний.

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

1) «Как зачем бояться? Какой же тогда порядок в доме будет?» Как вы относитесь к высказыванию Кабанихи? Устарело ли это суждение? Злодейка ли Кабаниха?

2) Перечитайте 2 действие. Расскажите, что из двух действий мы узнаём о Катерине?


Сообщают классу полученную информацию, отвечают на возникшие вопросы

коммуникативные: создание письменного высказывания и его представление.

8.Рефлексия (подведение итогов занятия)

- Какой урок можно извлечь из занятия? Побуждение к высказыванию собственного мнения.

Обучающиеся осуществляют рефлексию. Приём незаконченного предложения:

Сегодня я узнал …

Мне было трудно …

Теперь я могу …

Я научился…


регулятивные: формирование навыков рефлексии.

коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

познавательные: сравнение, оценивание.